ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Путеводитель в контексте регионального краеведческого книгоиздания.... 11
1.1. История формирования вида путеводителя Томска на современном этапе 11
1.2. Своеобразие краеведческих информационно-развлекательных изданий
(в контексте книжной продукции Томска) 19
1.3. Специфика читательской аудитории путеводителя как вида многофункционального издания 24
Глава 2. Типовидовая классификация путеводителя как информационно-развлекательного издания 31
2.1. Трансформация вида путеводителя как краеведческого издания (в контексте книжной продукции Томска) 31
2.2. Вид гибридного издания как одна из новых форм представления путеводителя 39
2.3. Разработка ментальной карты современных форматов путеводителей для детей младшего школьного возраста 42
Глава 3. Разработка современного формата путеводителя для детей (на примере реализации заказного коммерческого проекта) 46
3.1. Специфика редакционной подготовки путеводителя в формате гибридного
издания 46
3.2. Особенности подготовки путеводителя как информационно-развлекательного
вида издания для детей младшего школьного возраста 53
3.3. Реализация заказного коммерческого проекта по созданию путеводителя
для детей младшего школьного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный издательский рынок представляет собой так называемый «рынок покупателя», т. е. он ориентирован, в первую очередь, на потребности потенциальных читателей и развивается по принципу активной коммуникации с потребителями. В связи с этим в книжном деле наметилась тенденция обновления форматов изданий. Особенно этот процесс заметен в региональном краеведческом книгоиздании, т. к. именно за счет обновления формы и вида изданий о крае или городе современные региональные издательства стремятся привлечь новых читателей — детей младшего школьного возраста. Самым распространенным и привлекательным для читателя жанром краеведческой литературы остается путеводитель, особенность которого заключается в его многофункциональности и способности использования междисциплинарного подхода при его создании. Именно эти черты позволяют издателям представить путеводитель в виде гибридного издания (т. е. комплекса нескольких издательских продуктов). Таким образом, при закономерной смене формы изданий и предпочтений читателей с течением времени жанр путеводителя оставляет за собой статус непреходящей актуальности.
Особое значение при изучении современных форматов путеводителей имеет специфика регионального краеведческого книгоиздания. В представленном исследовании актуально рассмотрение особенностей томского регионального книгоиздания, небольшая, но немаловажная часть которого реализуется под знаком бренда «Томск — Изумрудный город». Еще со времен жизни и творчества писателя А. М. Волкова, приехавшего в г. Томск в 1907 г., начало формироваться впечатление о городе как о волшебном, изумрудном. Именно под впечатлением от томской архитектуры, зеленых крыш домов и множества парков А. М. Волков написал свой первый роман цикла «Волшебник Изумрудного города». В настоящее время продолжается активное позиционирование Томска как Изумрудного города: построен торговый центр с идентичным названием, при котором установлен памятник героям сказки А. М. Волкова, проводятся тематические экскурсии от Первого Экскурсионного Бюро, например, авторская экскурсия Ю. А. Рудницкого «Изумрудный Томск Александра Волкова».
Кроме того, следует отметить общие для всего регионального краеведческого книгоиздания черты. Во-первых, знаковой является процедура формирования контента (или запроса на определенный контент, информацию): большей частью инициатива идет «снизу», за счет непосредственных потребителей, в пространстве неформальных СМИ.
Во-вторых, специфика заключается в наличии инициатора проекта и способах финансирования. Это могут быть инициативные авторские (зачастую любительские) проекты, заказные, проекты администрации города и т. д. В-третьих, региональные краеведческие издания характеризуются иными путями распространения (по сравнению с изданиями не краеведческой тематики или формирующихся в столичных издательствах): через музеи, учебные заведения, библиотеки, частные книжные магазины, на различных городских культурных мероприятиях, экскурсиях и т. д. И, наконец, специфика регионального краеведческого книгоиздания заключается в трансформации редакционного этапа производства книги (сокращении, либо полном его отсутствии) в связи с различием квалификации инициаторов проекта и преобладания в регионах типографских площадок над издательскими.
Исходя из перечисленных специфических черт томского и в целом краеведческого книгоиздания, можно сформулировать актуальность исследования, которая заключается в создании нового формата путеводителя, способного отразить текущее развитие г. Томска под брендом «Томск — Изумрудный город» в форме, доступной детской целевой аудитории.
Новизной исследования является создание современного формата путеводителя в виде гибридного издания, содержащего в себе различные формы представления материала информационно-развлекательного характера, адаптированного под разную целевую аудиторию (преимущественно детскую младшего школьного возраста, но также нацеленную и на сопровождающих их взрослых читателей: родителей, учителей, воспитателей, экскурсоводов и др.).
Гипотеза исследования состоит в следующем. Современное книгоиздание в регионах не может обходиться без соответствующей краю или городу литературы. Но особенности психологии современного и требовательного читателя вынуждают издательства отвечать вызовам времени и выпускать обновленную литературу. Поэтому представляется очевидным, что именно новый формат путеводителя в виде гибридного издания будет соответствовать запросам современных читателей и сможет передать особый «дух города Томска».
Цель исследования — выявление особенностей нового формата путеводителя для детей младшего школьного возраста в виде гибридного издания в контексте томского краеведческого книгоиздания.
Задачи:
1) описать историю развития путеводителя в контексте г. Томска;
2) рассмотреть специфику путеводителя как краеведческого и информационно-развлекательного вида издания;
3) определить ключевые характеристики гибридного вида издания;
4) обозначить специфику редакционной подготовки путеводителя как гибридного издания;
5) выявить особенности информационно-развлекательного путеводителя для детей младшего школьного возраста;
6) описать процесс реализации путеводителя для детей в виде гибридного издания (на примере заказного коммерческого проекта в контексте бренда «Томск — Изумрудный город»).
Объектом исследования выступает новый формат гибридного издания путеводителя. Предмет исследования — особенности редакционной подготовки и информационного наполнения гибридного издания путеводителя (на примере путеводителя по г. Томску в рамках бренда «Томск — Изумрудный город»).
Хронологическими рамками исследования являются последние шесть лет (2014¬2020 гг.), т. к. необходимо рассмотреть актуальные и наиболее репрезентативные примеры путеводителей для детей, изданные в региональных издательствах и типографиях. Основываясь на том факте, что в 2014 г. состоялся юбилей г. Томска, когда в очередной раз резко активизировался выпуск краеведческой продукции, мы посчитали логичным повести отсчет отсюда.
Материал для реализации исследования напрямую связан с обозначенными хронологическими рамками и представляет собой выборку таких краеведческих изданий Томска, как путеводители и близкие к нему виды и подвиды (карты, экскурсионные маршруты и др.). В итоге в качестве материала взяты издания из следующих источников: библиотечного каталога и архива Научной библиотеки ТГУ; библиографического указателя «Томская книга» , ежегодно формирующегося ТОУНБ им. А. С. Пушкина на основе весенней книжной ярмарки; частных книжных и букинистических магазинов города Томска («Водолей», книжные магазины-музеи «Букинист Суздальский» и «Петръ Макушинъ» и др.), а также крупнейшего в Томске рекламного агентства — Медиа-холдинг «Рекламный дайджест».
В данном исследовании применимы такие методы, как междисциплинарный, описательный, аналитический, проектный. В качестве методологической базы использованы типология книги в целом, а также теория и методика редакционно-издательской деятельности.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении знаний о специфике томского краеведческого книгоиздания, современных видах и форматах путеводителей и особенностях их редакционно-издательской подготовки, а также в описании нового формата путеводителя как гибридного издания, непосредственно предназначенного для детской читательской аудитории (в контексте бренда «Томск — Изумрудный город»).
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования в сферах краеведения, туризма, рекламы и распространения книжной продукции. Кроме того, полученные данные о новом формате путеводителя могут быть использованы специалистами как региональных, так и столичных издательств, сотрудниками музеев, университетов, библиотек, книжных магазинов, туристских и экскурсионных организаций, а также рядовыми читателями, заинтересованными в развитии города.
Структура данной работы обусловлена заявленной целью и ходом выполнения поставленных задач. Исследование включает введение, три главы и заключение.
Введение раскрывает актуальность, новизну темы, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, его теоретическую и практическую значимость.
В первой главе «Путеводитель в контексте регионального краеведческого книгоиздания» освещается история формирования вида путеводителя на современном этапе, своеобразие краеведческих информационно-развлекательных изданий и особенности их читательской аудитории.
Во второй главе «Типовидовая классификация путеводителя как информационно-развлекательного издания» рассматривается трансформация вида путеводителя из традиционных печатных и электронных форматов в вид гибридного издания. Проводится разработка ментальной карты форматов современных путеводителей для детей младшего школьного возраста.
В третьей главе «Разработка современного формата путеводителя для детей (на примере реализации заказного коммерческого проекта)» анализируются особенности редакционной подготовки гибридного и информационно-развлекательного издания для детей младшего школьного возраста. Реализуется проект по созданию гибридного издания путеводителя для детей в контексте бренда «Томск — Изумрудный город».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и намечаются перспективы для дальнейшего исследования.
Современный региональный издательский рынок представляет собой «рынок покупателя», т. е. цели книгоиздания направлены в первую очередь на удовлетворение потребностей потенциальных читателей. Региональный рынок в большей степени ориентирован на продвижение краеведческих изданий, направленных на популяризацию региона и бренда города. Ключевым видом издания, которое способно реализовать цели региональных издательств, является путеводитель. Однако в настоящее время происходит обновление традиционных форматов изданий, ведущее к возникновению нового формата путеводителя как гибридного издания.
Особенно важным представляется создание нового формата путеводителя в связи с развитием в России детского и регионального туризма. Именно этот факт придает исследованию актуальность, которая заключается в формировании путеводителя, способного отразить текущее развитие г. Томска под брендом «Томск — Изумрудный город» в форме, доступной детской целевой аудитории.
Поставленной в исследовании целью и, следовательно, результатом работы стали выявленные особенности нового формата путеводителя в виде гибридного издания, специфика его редакционной подготовки, физиологические и психологические черты целевой аудитории путеводителя (дети младшего школьного возраста) в контексте современного состояния томского краеведческого книгоиздания.
Для достижения указанной цели были выполнены все поставленные задачи и получены следующие выводы. При описании истории развития путеводителя в контексте г. Томска за последние 10 лет были выявлены основные тенденции и трансформации данного вида: появление путеводителей-дайджестов, отход от традиционного формата путеводителя к упрощенной форме карт-схем, продвижение путеводителя в аспекте бренда «Томск — Изумрудный город». Также было выявлено практически полное отсутствие среди томских путеводителей изданий, ориентированных на детскую аудиторию. Очевидно, что данный сегмент издательского рынка Томска мало изучен и не разработан по причине малой заинтересованности авторов и издателей в информационно-развлекательных изданиях для детей.
При рассмотрении специфики путеводителя как краеведческого и информационно-развлекательного вида издания были получены следующие выводы. Во-первых, путеводитель является основным видом региональных краеведческих изданий, т. к. способен отразить местную проблематику и бренд региона, а также донести необходимые сведения до читателя в доступном и информационно-развлекательном виде. Во-вторых, в путеводителе реализуются такие функции, как информационная, познавательная, гедонистическая и рекламная, что характерно для информационно-развлекательных изданий. В-третьих, путеводитель характеризуется наличием взаимосвязанных дисциплин (книговедения, краеведения, туризма и рекламы), что свидетельствует о его многофункциональной специфике и широте читательской аудитории.
Для определения ключевых характеристик гибридного издания необходимо было в первую очередь рассмотреть традиционные печатные и электронные форматы путеводителей (в контексте современного томского книгоиздания периода 2014-2020 гг.). Для систематизации полученных данных была разработана ментальная карта всех форматов (традиционных, современных и прогнозируемых) с обозначением форматов путеводителей, направленных на удовлетворение конкретно детской читательской аудитории. В их число входит вид гибридного издания, обладающего широкой возможностью воплощения: например, в форме комбинированного издания (т. е. наличия печатного и электронного варианта воплощения информации); в форме издания, объединяющего множество различных жанров и функций (кулинарный блог); в форме самостоятельного элемента в составе крупного издания («туристический гид» как один из разделов электронного журнала). Таким образом, очевидно, что актуальной остается проблема расшифровки и уточнения понятия «гибридного издания». Однако в ходе данного исследования опорным определением стала совокупность издательских продуктов, объединенных единой тематикой, оформлением и целевой аудиторией.
При рассмотрении особенностей редакционной подготовки путеводителя как гибридного издания было выявлено, что в настоящий момент отсутствует универсальный подход к подготовке данного вида издания. Основным правилом является соблюдение единой концепции, тематики, дизайна и целевой аудитории гибридного издания, а также учет особенностей каждого включенного в это издание вида. Однако очевидно, что редакторская подготовка гибридного издания является еще одной проблемой, требующей дальнейшего детального исследования.
Для выявления специфики информационно-развлекательного путеводителя опорной информацией стали материалы о физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста, а также теория поколений (дети в возрасте 7-11 лет относятся к Поколению Z, активно взаимодействующему с медиа-средой). Так, были выявлены следующие ключевые моменты: обязательная реализация познавательной, информационной и развлекательной функции издания, введение нового типа игрового путеводителя, а также учет специфических особенностей современной детской читательской аудитории.
Заключительной частью работы стало воплощение гибридного издания путеводителя для детей в рамках заказного коммерческого проекта под брендом «Томск — Изумрудный город». Заказчиком проекта выступил Туристский информационный центр Томска в лице С. П. Козуб, советника по туризму управления культуры администрации г. Томска. Концепцией, или идеей заказчика стало создание путеводителя для детей, содержащего краткую информацию по определенным тематическим местам Томска, образующим экскурсионный маршрут. Проект прошел все фазы жизненного цикла: фаза инициации, планирования, реализации и завершения. Итогом проекта стало гибридное издание «Путеводителя по Изумрудному городу Томску» в трех формах, единых по концепции, целевой аудитории и дизайну: новостные посты в социальных сетях, лонгрид и печатный путеводитель. Кроме того, стоит отметить наличие перспективы данного проекта — создание электронного варианта по макету печатного путеводителя с использованием современных средств и технологий, которые позволят внедрить оперативную интерактивную связь с экскурсоводами и организациями города, а также усовершенствовать игровые элементы.
В качестве перспектив исследования можно выделить более детальное рассмотрение вида гибридного издания и особенностей его редакционной подготовки, составление опорных правил по реализации проекта гибридного издания путеводителя, помимо ключевых пунктов (единой концепции, дизайна и целевой аудитории). Кроме того, возможно рассмотрение тенденций дальнейшего развития данного вида издания в г. Томске, а также проведение сопоставительного анализа путеводителя как гибридного издания в Томске и других регионах.
1. Адрианов А. В. Город Томск в прошлом и настоящем / А. В. Адрианов. — Томск : Изд. «Сиб. кн. магазина» Михайлова и Макушина, 1890. — разд. паг.
2. Атмосфера Томска = TheAtmosphereofTomsk : [фотоальбом / проект медиа-холдинга «Рекламный Дайджест» ; коорд. проекта Анна Иванова ; авт. текстов и стихов В. Крюков]. — [Томск : GranDprint, 2015]. — 311 c. : цв. ил., фото ; 15 см.).
3. Бесплатный путеводитель по Томску : гостиницы, достопримечательности, карта [Электронный ресурс] / АкуАку : Путешествия по России. — AkuAku.ru, 2012-2019. — URL :https://akuaku.ru/goroda/tomsk(дата обращения: 24.04.2019 г.).
4. Велопутешествие по Изумрудному Томску : аудио-гид : мобильное приложение [Электронный ресурс] // izi.Travel. — Томск : Турист. инф. центр, 2017.
5. Волшебный город. Путешествие на машине [Электронный ресурс] / Турист. инф. центр. — URL :http://tic-tomsk.ru/экскурсии-главная/твой-выходной-на-машине/(дата обращения: 03.02.2020).
6. Гид по городу. Культовая архитектура Томска 017688 [Электронный ресурс] / Л. Мурина // Томский Обзор. — URL :https://obzor.city/article/593644—gid-po-gorodu.-kultovaja-arhitektura(дата обращения: 13.05.2019).
7. Городские легенды Томска : мобильный путеводитель [Электронный ресурс] / МТС, Музей истории Томска. — Томск, 2019. (Режим доступа: приложение Surprise Me на iOS / izi.Travel на Android).
8. Гурьев Н. А. Томск в кармане / Н. А. Гурьев. — Томск : Гурьев и Миллер, 1912. — 118 с.
9. Дмитриенко Н. М. День за днем, год за годом : хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. — 206 с.
10. Дмитриенко Н. М. История сибирского города Томска : библиографический указатель / Н. М. Дмитриенко ; науч. ред. Э. И. Черняк. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. — 208 с.
11. Дмитриенко Н. М. В Томске в 1917 году : экскурсионный маршрут / Н. Дмитриенко, Э. Черняк ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. — Томск : Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2017. — 181 [1] с.
12. Дмитриенко Н. М. Томск. Дорога к Победе : экскурс. маршрут / Н. М. Дмитриенко, П. Ю. Рачковский, В. С. Глухов ; [науч. ред. Э. И. Черняк]. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. — 75 [1] с. : ил.
13. Достопримечательности города Томска : сувенирные игральные карты : 36 листов. — [Томск : б. и., 2013]. — 1 обл. (36 отд. л.) : цв. ил.).
14. Залесов В. Г. Архитектура деревянных доходных домов Томска (конец XIX — начало XX в.) : монография / В. Г. Залесов, И. В. Куликова. — Томск : Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2016. — 420 с.
15. Заповедные места Томской области : [настен. перекид. календарь] / Законодательная Дума Том. обл. — Томск, 2016.
16. Земля Сибирская : Томская область : [фотоальбом / авт.-сост. Т. А. Калёнова]. — [М. : Техника молодежи, 2015 (Новосибирск : Тип. ООО ДЕАЛ). — 245 [6] с. : ил.
17. Изумрудный город Александра Волкова : путеводитель с подробностями : история, памятные места, интересные факты / Департ. по культуре и туризму Адм. Том. обл. — Томск : [СК-С], 2014. — 1 л.
18. Информационные карты-схемы движения муниципальных маршрутов г. Томска. — [Томск : б. и., 2017]. — [24] с.
19. История названий томских улиц : изд. 3-е, доп. / Отв. ред. Г. Н. Старикова. — Томск : Изд- во Д-Принт, 2012. — 368 с.
20. История сибирского транспорта : дайджест краеведческой информации / Муниципальная информ. библ. система ; сост. З. Б. Нагаева, Е. Ю. Озерова. — Томск : [б. и.], 2005. — 86 с.
21. Карта Томской губернии : с показанием границ волостей, с.-х. районов, мед. пунктов, учреждений нарсвязи, жел.-дор. и водных путей. — [Томск : б. и., 2017].
22. Лауреаты литературных премий : библиогр. сб.-путеводит. / Том. обл. дет.-юнош. б-ка ; [сост. Е. Г. Еремеева ; ред. : Л. Г. Духанина, Л. Д. Корешкова ; отв. за вып. В. П. Разумнова]. — Томск : [Том. обл. дет.-юнош. б-ка], 2016. — 165 с.
23. Легенды и мифы старого Томска : книга-альбом. — Томск : Панорама, 2006. — 256 с.
24. Любознательная Томичка : youtube-канал [Электронный ресурс] // YouTube.com. — URL :
https://www.youtube.com/channel/UCtN72jQeX0-v2VO1 SFtKwA (дата обращения:
04.03.2020).
25. Лясоцкий И. Е. Прошлое Томска в названиях его улиц, построек и окрестностей / И. Е. Лясоцкий ; Томская обл. лит. группа. — Томск : [б. и.], 1952. — 64 с.
26. Очерки истории города Томска (1604-1954) / Под ред. С. И. Мурашова (отв. ред.) [и др.]. — Томск : [б. и.], 1954. — 326 с.
27. Памятники Томска : мобильное приложение [Электронный ресурс] / сост.
Л. Ш. Казбекова, С. Л. Миньков. — Томск, 2018. (В разработке.)
28. Панорама города Томска : виртуальные прогулки [Электронный ресурс] // Tomsk.ru09. — URL :https://www.tomsk.ru09.ru/map#panoid=982&h=-211&v=-14(дата обращения: 04.04.2020).
29. Первое Экскурсионное Бюро : Туроператор по внутреннему туризму РТО 017688 [Электронный ресурс]. — URL :http://www.1peb.ru/(дата обращения: 04.04.2020).
30. Петр Иванович Макушин [Электронный ресурс] : лит. экскурсия по памятным местам / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, [Отд. Электрон. б-ки]. — (Томск : Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина), 2015.
31. Пешком в историю : нескучная прогулка : [схема-путеводитель] / текст : В. Костин, П. Рачковский ; дизайн : О. Нечаева. — [Томск : б. и.], 2012.
32. Пешком по старому Томску : 120 минут приятной прогулки по красной линии :
20 коллекционных открыток : с картой маршрута : сам себе гид. — [Томск : Tommy Giftshop, 2014].
33. По дороге в изумрудный город : Томские истории [альбом]. — Томск : ИД СК-С, 2014. — 172 с. : цв. ил.
34. Прогулки по г. Томску, 1998 г. Серия материалов : «В помощь семье и школьному учителю» / Управление по физической культуре, молодежи и туризму Администрации Томской области. — Томск, 1998. — 42 с.
35. Прогулка по старому Томску [книга-альбом] / сост. Э. Майданюк ; худож. О. Патрина ; науч. консультант В. Д. Славнин. — Томск : Книжное издательство, 1992. — 102 с.
36. Путеводитель по библиотеке ТЭПК [Электронный ресурс] // ОГБПОУ «ТЭПК». — Томск,
2015. — URL : http://tept.edu.ru/uploads/files/BIBLIOTEKA/Putevoditel.pdf(дата
обращения: 04.04.2019).
37. Путеводитель по квестам города Томска [Карты]. — Томск : [б. и., 2015].
38. Путеводитель по Томской области. —Томск : Д-Принт, 2014. — 371 с.
39. Путешествие в Сибирь : Томск : Путеводитель для гостей города и томичей / [идея и авт. проекта А. Жуков ; гл. ред. С. Жукова]. — Томск : Изд-во «Путешествие в Сибирь», 2004. — 231 с. : ил.
40. Путешествие по улицам города : дайджест к 410-летию основания Томска / [Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; сост. З. В. Мельчикова ; отв. за вып.
A. А. Коваленко]. — Томск: [б. и.], 2014. — 26 с.
41. Рудский В. Г. Экологические экскурсии по Томску и Томской области : учеб. пособие /
B. Г. Рудский. — Томск : [б. и.], 2017. — 216 с. : ил.
42. Рудский В. Г. Экскурсии в природу. Томск глазами фенолога / В. Г. Рудский. — Томск : Печатная мануфактура, 2012. — 43, [1] с. : ил.
43. Сергеева М. А. Программа экскурсий по болотам Томского района / [М. А. Сергеева, О. Н. Смирнов, М. А. Вершинин]. — Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. — 35 с. : ил.
44. Сибирская старина : краеведческий альманах. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1992-2020.
45. Современные памятники Томска : краеведческий дайджест. Вып. 3 / Муниципальная библиотека «Северная» ; [сост. В. Г. Белицина]. — Томск : [б. и.], 2014. — 30 с. : цв. ил.
46. Томск 410. Мой любимый город : открытки / фото Р. Петрушина. — Томск, 2014. — 18 отд. л.
47. Томская область : ил. путеводитель-дайджест. — [Томск : Д’Принт, 2014]. — 371 с. : ил.
48. Томск детский : пьеса-экскурсия для детей и их родителей : в роли гида — Ежик. — Томск : [Изд-во Андрея Олеара (ООО «ИД СК-С»)], 2014. — 1 л.
49. Томские плесы : интернет-журнал. — 2018. — № 3 (34). — 40 с. URL :
http://sibcontek.ru/fishmg/archive/numbers/tomskie-plesy-3-34-mart-2018/(дата обращения: 27.02.2019).
50. Томский обзор : интернет-издание. — 2005-2020. — URL :https://obzor.city/(дата обращения: 03.04.2020).
51. Томский областной художественный музей : путеводитель по залам и фондам / сост. : Т. А. Бычкова и др. — Томск : Изд. дом Д-Принт, 2014. — 147 с. : ил.
52. Томский областной краеведческий музей. Путеводитель по фонду книжных памятников Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова / сост. текста Т. П. Карташова ; ред. : В. А. Есипова, К. Н. Ширко. — [Томск : б. и., 2016]. — 44 с. : ил.
53. Томск : иллюстрированный путеводитель-дайджест. — Томск : Д-Принт, 2010. — 243 с.
54. Томск исторический : карта-схема. — Томск : Д-Принт, 2018.
55. Томск : карта города [карта-схема]. — Томск : Д-Принт, 2018.
56. Томск [Карты] : настенная карта города : список улиц, нумерация домов, удобный размер. — Томск : [Д-Принт], 2012.
57. Томск : набор сувенирных открыток / [фото В. Сумцова]. — Томск : Том.Сувенир, [2015]. — 1 обл. (15 отд. л.) :цв. ил. ; 10х20 см.).
58. Томск от А до Я : краткая энциклопедия города / под ред. Н. М. Дмитриенко. —Томск : Изд-во НТЛ, 2004. — 440 с. : ил.
59. Томск. Путеводитель : 2-е изд. — Томск : ООО «Полиграф-сервис», 2008. — 239 с.
60. Томск. Реки, озера, ключи : дайджест / Муниципальная информ. библ. система г. Томска ; МБ «Северная». — Томск : [б. и.], 2004. — 21 с.
61. Томск — твой волшебный выходной! Путешествие пешком [Электронный ресурс] / Турист. инф. центр. — URL :http://tic-tomsk.ru/экскурсии-главная/твой-выходной-пешком/(дата обращения: 03.02.2020).
62. Томск туристический [Карты]. — Томск : Д-Принт, [2017].
63. Томск : экскурсии по городу [Электронный ресурс] // izi.Travel : the storytelling platform. — URL :https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tomsk(дата обращения: 31.01.2020).
64. Туристическая карта-схема города Томска = TheTouristMapoftheTomskcity / разраб. схему Татьяна Курохтина. — Томск : [б. и., 2015]. — 1 л. (слож. в 4) : цв.
65. Улицы Томска. Атлас-справочник / Продюсерский Центр «ГалаПресс», Муниципальное предприятие городское архитектурно-планировочное бюро ; сост. Г. Чупин, Г. Лячин. — Томск, 1997. — Вып. 3. — 176 с.
66. Улицы Томска : справочник по состоянию на 1 января 1964 года / А. С. Банщиков, В. П. Прядильщикова. — Томск, 1964. — 104 с. (Исполнительный комитет Томского городского Совета депутатов трудящихся).
67. Улицы Томска : справочник по состоянию на 1 января 1977 г. / сост. А. А. Шарковская, З. К. Гизатулина ; отв. ред. Н. С. Пойзнер ; ред. С. А. Заплавный ; худож. В. А. Марьин. — Томск, 1977. — 135 с.
68. Учебные заведения Томска : карман. справ. абитуриента. — Томск : Губерния, 2015. — 86 с. : ил.
69. Флек Ю. В. Виды Томска : каталог-альбом литографий / Ю. В. Флек ; сост. Г. И. Колосова. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. — 30, [1] с.
70. Чирков Н. С. Путеводитель по г. Томску и его окрестностям / Н. С. Чирков. — Томск : [б. и.], 1905. — 156 с.
71. Чирков Н. С. Путеводитель по г. Томску и его окрестностям / Н. С. Чирков. — Томск : Печатня Яковлева. Томское отделение, 1908. — 236 с.
72. Чирков Н. С. Путеводитель по г. Томску и его окрестностям с приложением плана города / Н. С. Чирков. — Томск : Епархиальная типография, 1907. — 236 с.
73. Экскурсия-квест «Хулиган Василий» / Лаборатория Исторических Экспериментов. — Томск, 2017.
74. Яндекс.Карты : карта-навигатор [Электронный ресурс]. — URL :
https://yandex.ru/maps/67/tomsk(дата обращения: 04.03.2020).
75. QR-Томск. История по-новому [Электронный ресурс]. — URL :http://qrtomsk.ru/ru-RU(дата обращения: 31.01.2020).
Нормативные документы
76. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ(ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — Ст. 1234.
77. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ(ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — Ст. 1289.
78. ГОСТ 22240-76. Обложки и крышки переплетные. Типы. — Введ. 1978-01-01. — М. : Изд-во стандартов, 1983. — 15 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
79. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Введ. 2004-07¬01. — М. : Изд-во стандартов, 2004. — 41 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
80. ГОСТ Р 7.0.60-2019. Издания. Основные виды. Термины и определения : Первая редакция (проект). — М. : Стандартинформ, 2019. — 46 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
81. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Рос.
Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации. — URL :
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102433739 (дата
обращения: 21.03.2020).
82. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия. Взамен ОСТ 29.127-96, ОСТ 29.90-83; введ. 2003-03-01. — М. : М-во РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, 2003. — 32 с.
Учебная литература
83. Библиотека и юный читатель : практич. пособие / сост. Ю. В. Просалкова,
Х. Д. Хамракулова. — Минск : Книжная палата, 1987. — 256 с.
84. Боронина Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
85. Добкин С. Ф. Оформление издания. Редактору и автору / С. Ф. Добкин. — М. : Книга, 1985. — 208 с.
86. Зылевич Д. П. Редакторская подготовка изданий для детей : учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. — Минск : БГТУ, 2012. — 194 с.
87. Редакторская подготовка изданий : учебник [электронный ресурс] / под ред. С. Г. Антоновой. — М. : Изд-во МГУП, 2002. — 468 с. — URL :http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/part-008.htm#i1385(дата обращения: 24.11.2019 г.).
88. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности : учебное пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2007. — 145 [1] с. : ил.
89. Управление проектами : фундаментальный курс : учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин,
К. А. Багратиони и др. ; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 620 [4] с.
90. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании : учеб. пособие / В. Н. Фунтов. — 3-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2011. — 394 с.
91. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2012. — 180 с.