Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра
|
Введение 3
ГЛАВА I. Современное состояние проблемы
социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи
средствами театра 9
ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как
результат интеграции её основных направлений 41
2.1. Театр как форма коллективной деятельности 41
2.2. Театр как психодраматический феномен 67
2.3. Театр как фактор эстетического развития 79
ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции
на разных этапах становления и развития 99
Заключение 154
Список литературы 156
Приложение 178
ГЛАВА I. Современное состояние проблемы
социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи
средствами театра 9
ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как
результат интеграции её основных направлений 41
2.1. Театр как форма коллективной деятельности 41
2.2. Театр как психодраматический феномен 67
2.3. Театр как фактор эстетического развития 79
ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции
на разных этапах становления и развития 99
Заключение 154
Список литературы 156
Приложение 178
Актуальность темы. Одна из отличительных черт современной эпохи — неуклонный рост в среде детей и молодёжи дезадаптирован- ности, девиантности и делинквентности. Этот процесс обусловлен духовно-нравственным кризисом в обществе и утратой в системе воспитания позитивных отношенческо-поведенческих ориентиров. Их следствием являются исчезновение у молодого поколения гражданских идеалов (при частой неспособности воспринять и ценности делового предпринимательства), расцвет иждивенчески-потребительских ориентаций, повсеместный рост криминализации молодёжи. Одновременно растёт и феномен раннего психологического одиночества, противоречащий русскому менталитетному запросу на коллективный (“соборный”, “общинный”) стиль взаимоотношений.
На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.
На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эмпатико-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.
В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.
Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются подчас неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня, групповые и личностные особенности воспитуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.
Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), способной своей деятельностью до некоторой степени нивелировать негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого высоконравственными ценностями художественной классики и благородными отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.
В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятными для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начи¬ная с Л.С.Выготского и К.С.Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффек¬тивного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы отношенческой аномальности и функциональной психической патологии различного уровня.
На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.
На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эмпатико-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.
В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.
Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются подчас неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня, групповые и личностные особенности воспитуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.
Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), способной своей деятельностью до некоторой степени нивелировать негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого высоконравственными ценностями художественной классики и благородными отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.
В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятными для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начи¬ная с Л.С.Выготского и К.С.Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффек¬тивного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы отношенческой аномальности и функциональной психической патологии различного уровня.
Диссертационное исследование, подтверждая основную гипотезу о росте адаптационных возможностей театральной артпсихокоррекции на основе синтеза её трёх направлений и с учётом этапных для становления разновозрастного молодёжного коллектива задач и методов, вскрывает возможные конкретные пути становления созидательной адаптации у прежде трудных детей и подростков в системе интернатного воспитания и обучения.
1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной арт-психокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптационно-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.
2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А. С. Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихо-коррекции, направленной на ревальвацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.
3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково¬молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокор-рекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.
4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко развитому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру
обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной арт-психокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптационно-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.
2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А. С. Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихо-коррекции, направленной на ревальвацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.
3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково¬молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокор-рекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.
4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко развитому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру
обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Региональные театральные практики на материале Красноярского театра юного зрителя в 2014-2016 гг.
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



