Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра

Работа №7549

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы177стр.
Год сдачи1999
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
924
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Современное состояние проблемы
социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи
средствами театра 9
ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как
результат интеграции её основных направлений 41
2.1. Театр как форма коллективной деятельности 41
2.2. Театр как психодраматический феномен 67
2.3. Театр как фактор эстетического развития 79
ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции
на разных этапах становления и развития 99
Заключение 154
Список литературы 156
Приложение 178




Актуальность темы. Одна из отличительных черт современной эпохи — неуклонный рост в среде детей и молодёжи дезадаптирован- ности, девиантности и делинквентности. Этот процесс обусловлен духовно-нравственным кризисом в обществе и утратой в системе воспитания позитивных отношенческо-поведенческих ориентиров. Их следствием являются исчезновение у молодого поколения гражданских идеалов (при частой неспособности воспринять и ценности делового предпринимательства), расцвет иждивенчески-потребительских ориентаций, повсеместный рост криминализации молодёжи. Одновременно растёт и феномен раннего психологического одиночества, противоречащий русскому менталитетному запросу на коллективный (“соборный”, “общинный”) стиль взаимоотношений.
На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.
На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эмпатико-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.
В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.
Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются подчас неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня, групповые и личностные особенности воспитуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.
Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), способной своей деятельностью до некоторой степени нивелировать негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого высоконравственными ценностями художественной классики и благородными отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.
В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятными для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начи¬ная с Л.С.Выготского и К.С.Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффек¬тивного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы отношенческой аномальности и функциональной психической патологии различного уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диссертационное исследование, подтверждая основную гипотезу о росте адаптационных возможностей театральной артпсихокоррекции на основе синтеза её трёх направлений и с учётом этапных для становления разновозрастного молодёжного коллектива задач и методов, вскрывает возможные конкретные пути становления созидательной адаптации у прежде трудных детей и подростков в системе интернатного воспитания и обучения.
1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной арт-психокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптационно-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.
2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А. С. Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихо-коррекции, направленной на ревальвацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.
3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково¬молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокор-рекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.
4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко развитому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру
обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.



1. Абраменкова В.В., Николаева А.Б., Янотовская Ю.В. Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте.// "Социальная психология", под ред. А.В.Петровского, М., Просвещение, 1987, с.140-166.
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997, С.254.
3. Айванхов О.М. Сексуальная сила или крылатый Дракон. М., изд. Про-света, 1992, С.180.
4. Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном рос-те./ "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", N3, М., 1995, с.55-67.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., Аспект-Пресс, 1997, С.239.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1998, С.376.
7. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Курдюков Ю.М. Психологические осо-бенности осуждённых за кражи и индивидуальная работа с ними, М., 1989, С.70.
8. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности.// "Человек в системе наук", М., Наука, 1989, с.413-425.
9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996, С.768.
10. Афасижев М.Н. Поп-арт: Социально-психологические детерминации возникновения и развития.// "Искусство и социальная психология", М., Гос. ин-т искусствознания, 1996, с.36-74.
11. Ахтямова А. А., Бармин С.В., Столбун В. Д., Столбун Ю.В., Стрельцов
В.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Возможности применения комплексной систе¬мы артпсихокоррекции в условиях объединённого творчества профессио¬нальных педагогов-психологов.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь, 1996, с.4-18.
12. Ахтямова А. А., Бармин С.В., Столбун В. Д., Столбун Ю.В., Стрельцов
В.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Значение совместной познавательно-эстетической деятельности в психокоррекции средствами искусства.// "За-писки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь,
1997, с.51-59.
13. Ахтямова А.А. Психологическая коррекция отношений дошкольни¬ков и младших школьников в процессе занятий изобразительным творчест¬вом.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996, с.107-111.

14. Ахтямова А.А., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь, 1996, с.47-52.
15. Ахтямова А. А., Столбун Ю.В., Харитонов О.Ю. Организация физза-рядки в школе-интернате и психокоррекция в процессе её проведения.// "За-писки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь, 1996, с.264-270.
16. Ахтямова А.А., Бармин С.В., Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Высокая нравственность отношений как не-пременная основа психокоррекции в совместной художественной деятель-ности.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996, с.112-117.
17. Базиков М.В., Карапетова Н.С., Сиресина Н.Н., Славина Е.В., Стол-бун В.Д., Стрельцов В.В., Чедия К.О. Возможности психолого¬педагогической коррекции учащихся в условиях системы предметного по¬гружения.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь, 1996, с.198-210.
18. Базиков М.В., Чедия К.О. Обучение математике как средство психо-коррекции интерперсональных отношений дезадаптированных подростков.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь,
1996, с.217-225.
19. Байрамова С.Б. Художественная культура как средство гуманизации молодёжи. Автореф. канд. дисс., М., 1991, С.17.
20. Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущ-ность и составляющие./ "Психологический журнал", т.18, N5, 1997, с.7-19.
21. Баранова А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средства-ми театрального искусства. Автореф. канд. дисс., М., 1977, С.18.
22. Баранова Г.В., Столбун В.Д., Чедия К.О. Подготовительный этап пре-подавания литературы в психокоррекционной общности воспитанников экс- терной школы-интерната.// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1997, с.240-250.
23. Баранова Г.В., Столбун В. Д., Чедия К.О. Экопсихологическая роль художественной литературы в воспитании личности.// В сб. "Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования", т.11, Тверь, 1998, с.195-223.
24. Бармин С.В. Введение в танцекоррекцию детей и подростков "но-веньких".// "Записки практических психологов города Твери и области", вып.3, Тверь, 1996, с.25-30.
158

25. Бармин С.В. Специфические коррекционные возможности танце-вальной терапии.// "Записки практических психологов города Твери и об-ласти", вып.2, Тверь, 1996, с.102-107.
26. Бармин С.В., Столбун В.Д., Чедия К.О. Танцетерапия на психокор-рекционных театральных репетициях.// "Научные записки психологов- педагогов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1996, с.70-74.
27. Басин Е.Я. Психологический аспект функционирования искусства.// "Искусство и социальная психология", М., Гос. ин-т искусствознания, 1996, с.150-181.
28. Белановский С. А. Некоторые мотивационные механизмы формиро-вания молодёжных коллективов и групп.// В сб. "Молодёжь и культура", N137, 1985, с.91-110.
29. Белинский В.Г. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана для боль-ших и маленьких детей. Детские сказки дедушки Иринея.// "В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов о детской литературе", М, Детская ли-тература, 1983, с.70-105.
30. Белинский В.Г. Статья о Пушкине. Собрание сочинений в 3-х томах, т.3, М., 1948.
31. Беличева С. А. Превентивная психология. М., Социальное здоровье России, 1993, С.198.
32. Беляева Т.Б. Социальный интеллект и эмпатия.// "Психология и прак-тика. Ежегодник Российского Психологического Общества", Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.24-25.
33. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ,
1982, С.200.
34. Бодалёв А.А., Панферов В.Н., Сухов А.Н. Понятие и виды общения. // "Основы социально-психологической теории", М., МПА, 1995, с.110-122.
35. Бодалёв А. А., Панферов В.Н., Сухов А.Н. Понятие и виды социаль-ных отношений, их связь с общением. // "Основы социально¬психологической теории", М., МПА, 1995, с.99-110.
36. Божович Л.И. Личность и умение подростка./ "Психологическая нау¬ка и образование", N1, М., 1997, с.5-10.
37. Болдырева Г.Ф. Социально-психологическа я служба как институт социализации детей.// "Проблемы социализации детей и подростков в со-временной общественной ситуации. Материалы областной научно-практической конференции", Витебск, 1996, с.12-13.
38. Борев Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1969, С.350.
39. Бубнова С.С. Ценностные ориентации как многомерная система.//
"Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического
Общества", Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.27-29.
159

40. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев, "Выща школа, 1990, С.190.
41. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолет-них правонарушителей./ "Вопросы психологии", N1, М., Школа-Пресс, 1989, с.45-54.
42. Введение к сб. "Современные проблемы театрально-творческого раз-вития школьников", М., 1989, с.3-5.
43. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни, Минск, Юнацтва, 1994, С.626.
44. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассни-ками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям./ В журн. "Вопросы психологии", N1, М., 1995, с.25-32.
45. Вененикана И.М., Лозоцева В.Н. Ответственное отношение к учеб-ной деятельности как способ профилактики отклоняющегося поведения подростков.// "Психологические проблемы выявления и коррекции откло-няющегося поведения школьников", М., АПН РСФСР, 1990, с.125-131.
46. Вичев В. "Мораль и социальная психика", М., Прогресс, 1978, С.358.
47. Вилюнас В.К. Феномен воспитания.// "Человек в системе наук", М., Наука, 1989, с.434-449.
48. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном театральном кол-лективе как фактор развития самостоятельности и инициативы его участни-ков.// "Современные проблемы театрально-творческого развития школьни-ков", М., 1989, с.107-109.
49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991, С.93.
50. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в шести томах, т.3. М., Педагогика, 1983, с.5-328.
51. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актёра. Собрание сочинений, т.6, М., Педагогика, 1984, с.319-328.
52. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика-Пресс,
1996, С.320.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ