Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ ПАПЬЕ МАШЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №75485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации занятий по созданию авторской куклы в системе дополнительного образования 9
1.1. Феномен авторской куклы и ее место в системе искусств 9
1.2. Анализ методической и специальной литературы об
авторской кукле 19
Глава 2. Разработка методики организации занятий по созданию авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования 24
2.1. Методические основы организации занятий по созданию
авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования 24
2.2. Педагогический эксперимент на базе занятий по созданию
авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования 36
Глава 3 Поэтапное выполнение творческой части дипломной работы в виде серии авторских кукол по мотивам героев русских народных сказок 48
3.1. Обоснование замысла и выбора техники исполнения
творческой работы 48
3.2. Поэтапная методика выполнения творческой части
дипломной работы - серии авторских кукол по мотивам героев русских народных сказок 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения


Как известно, развитие личности - одна из важнейших задач общества. Среди самых эффективных аспектов ее формирования находятся воспитание эстетического вкуса и художественное образование. Это способствует умению ценить красоту природы, осознанию самого понятия прекрасного в жизни и искусстве. Важно отметить, что процесс развития этих качеств у школьника неразрывно связан, а точнее идет параллельно со всеми сторонами учебно-воспитательного процесса, повышая его эффективность. В ходе внеурочных занятий эти задачи решаются с использованием широкого спектра разнообразных средств и видов деятельности. В нашем исследовании мы хотим обратить внимание на один из них, и выдвинув его в нашей гипотезе как наиболее подходящий для решения задач художественного образования. А именно авторскую куклу и процесс ее создания как способ развития творческих способностей на занятиях в системе дополнительного образования.
Кукла это очень необычный многогранный объект, который известен с древнейших времен истории человечества. От начала появления до современности кукла не теряет своей актуальности, постепенно приобретая все новые формы, виды и назначения. На данный момент это один из актуальных видов творчества, имеющий своих поклонников и коллекционеров. В 2003 году Международный совет UNIMA на заседании учредил ежегодный праздник - Международный день кукольника 21 марта. Проводится огромное количество конкурсов и выставок различного масштаба, посвященных куклам, существует огромное количество музеев и школ кукольного мастерства, издаются периодические журналы и книги. В 2000 году в Москве, открылась первая в нашей стране «Международная Школа Кукольного Дизайна», благодаря которой появилась возможность осваивать технологии создания авторских кукол на профессиональном уровне. Преподаватели этой школы известные художники кукольники обучают на основе своих авторских методик и используют самые новейшие разработки в этой сфере. Так же возрос интерес к авторской кукле, как объекту исследования со стороны наук культурологии, социологии, психологии, искусствоведенья и педагогики. Эта деятельность показывает, сколь широк интерес и значимость в мировой культуре такого феномена в мире творчества, как кукла. В конце XX века учреждена Ассоциация художников-кукольников при Московском Союзе художников. 23 марта 2008 года управлением Творческого Союза художников России введена самостоятельная подструктура - Секция художественной куклы ТСХР. Это событие стало официальным признанием творческого союза кукольников, признало его значимость для различных сфер общества и открыло множество возможностей для дальнейшего развития. Вышеописанные факты наглядно демонстрируют, сколь широк интерес и значимость в мировой культуре, такого объекта творчества, как кукла.
В системе преподавания изобразительного искусства, среди важнейших целей, находятся процессы развития творческих способностей. И в целом, нововведения в систему образования отводят важнейшую роль развитию творческого потенциала обучающихся, ведь несомненно, для формирования всесторонне развитой личности необходима нестандартность мышления, уникальность и неповторимость. Так, в проекте для общего образования Федерального компонента государственного Образовательного стандарта последнего образца указано о модернизации направленности на гуманистическую. Основное проявление которой это следование «личностно-ориентированной» модели для взаимодействия. В свете этих вышеуказанных преобразований и для раскрытия актуальности моего исследования рассмотрим немного подробнее понятие творческие способности. Существует немало определений этого понятия, не только в педагогике, но и в таких науках как психология и философия. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [14, с. 23]. Большакова Л.А. творческие способности определяет, как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [21, с. 11]. Ключевые параметры, которые непосредственно входят в понятие «творческие способности» это: беглость мысли; гибкость мысли;
оригинальность; любознательность; воображение; дивергентное мышление; нестандартные решения; и т.д. Все вышеперечисленные процессы и явления задействуются у учащихся в ходе работы по созданию авторской куклы. Более того мы считаем, что именно этот вид декоративно прикладного искусства наиболее широко охватывает совокупность психических свойств составляющих это понятие.
Если же рассматривать технологии и техники создания авторской куклы используемые в системе дополнительного образования, то можно заметить, что на данном этапе развития промышленности их великое множество. Применяемые технологии прочно связанны с видом используемого в работе материала - как классического текстиля, природных материалов и фарфора, так и усовершенствованных самозатвердевающих композитных составов. Однако, в данном исследовании, мы не случайно избираем техникой для создания куклы папье-маше. Эта технология широко известна и давно используется в образовательной системе, с ней знаком каждый еще с дошкольного возраста. Тем не менее, мы считаем, что технология папье-маше незаслуженно отведена далеко не главная роль, как материалу для создания объектов изобразительного творчества в сфере образования. В основном эту технологию применяют для незамысловатых видов творчества и в младшем школьном возрасте. Например, для создания таких типовых изделий, как тарелки, вазочки и маски. Авторскую куклу же преподают преимущественно создаваемую из различных пластических масс - упомянутых нами ранее композитных материалов, что далеко не всегда доступно для использования в дополнительном образовании. Основной используемый материал технологии папье-маше незамысловат, широкодоступен и привлекателен являясь низкобюджетным, а так же несомненно обладает очень широкими возможностями для творчества и расширяет границы масштаба создаваемых изделий.
В связи со всеми вышеперечисленными фактами целесообразно задействовать процесс по созданию авторской куклы в технике папье-маше для воплощения такой важнейшей задачи, как развитие творческих способностей. Это и является актуальностью нашего исследования. Поэтому, не случайно нами была выбрана тема дипломной работы “Освоение процесса создания авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования”.
Анализ педагогической литературы и практика работы в системе дополнительного образования позволили выявить следующее противоречие: между необходимостью использования возможности развития творческих способностей в ходе занятий по созданию авторской куклы в системе дополнительного образования и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.
Это определило проблему нашего исследования: Какие методические условия, направленные на эффективность развития творческих способностей у учащихся, необходимо создать на занятиях по изобразительному искусству?
Цель дипломной работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику освоения закономерностей создания авторской куклы на занятиях в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс обучения созданию авторской куклы на занятиях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: методы и приемы организации и проведения работы по обучению создания авторской куклы на занятиях в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей школьников в процессе обучения созданию авторской куклы на занятиях в системе дополнительного образования будет эффективным если:
- будет разработана и апробированная программа, включающая систему методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей в процессе создания авторской куклы на основе техники папье- маше.
- будет учтен принцип построения занятий для различных возрастных категорий детей при выборе методов и форм обучения;
- будет выявлен и обоснован алгоритм усвоения закономерностей развития творческих способностей в процессе создания авторской куклы;
- у детей сформируется целостное представление о системе и поэтапности приемов по созданию авторской куклы;
- будет сформирована внутренняя мотивация обучающихся, способствующая проявлению инициативность, самостоятельность и индивидуальности в работе;
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические исследования,
отражающие процесс освоения закономерностей создания авторской куклы.
2. Определить наиболее эффективные методы развития творческих способностей в процессе создания авторской куклы на основе техники папье- маше.
3. Разработать программу содержащую в себе комплекс методов и приемов реализации обучения созданию авторской куклы на основе техники папье-маше.
4. Экспериментально проверить разработанную программу на занятиях в системе дополнительного образования.
Методологическая база исследования:
1. Исследования психологов и педагогов о психологии творчества:
Л.С. Выготский, В.С. Кузин, В.В. Давыдов, В.В. Кандинский, Э.И. Кубышкина, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов, Ю.В. Шаронин, Я.А. Пономарев, Н.П. Ростовцев, Д.Б. Эльконин.
2. Научные работы по проблемам использования декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе: А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.
3. Научные работы, посвящённые истории возникновения куклы и технологии её изготовления: Б.П. Голдовский, И.А. Морозов, Ю.М. Лотман, М.А. Марченко, А.В. Романова и другие.
Методы исследования:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Метод педагогического наблюдения за проведением занятий по созданию авторской куклы;
- Анализ творческой деятельности учащихся;
- Проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности применения разработанной методики обучения учащихся.
Практическая значимость. Разработана программа, содержащая в себе комплекс методов и приемов реализации обучения созданию авторской куклы на основе техники папье-маше. Материалы дипломной работы могут быть использованы на занятиях в системе дополнительного образования для внедрения эффективных методов развития творческих способностей школьников.
Экспериментальная база исследования: кружок «Папье-маше» при Доме ремесел Вейделевского районного дома культуры МУК «РДК».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы и творческой части, которая состоит из нескольких кукол.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как известно, развитие личности - одна из важнейших задач общества. Среди самых эффективных аспектов ее формирования находятся воспитание эстетического вкуса и художественное образование, что одновременно повышает коэффициент продуктивности процесса обучения в целом. Это способствует умению ценить красоту природы, осознанию самого понятия прекрасного в жизни и искусстве. Мы обозначили, развитие творческих способностей обучающихся как метод, решающий задачи личностно-ориентированного и личностно-деятельного подходов, требуемых от современного образовательного процесса. В процессе работы с методической литературой и специальной литературой мы вдвинули гипотезу, включающую основное предположение - что в ходе внеурочных занятий эти задачи эффективно решаются процессе создания такого синтетического объекта искусства, как авторская кукла и релевантности такой технологии ее создания как папье-маше. А именно авторскую куклу и процесс ее создания на основе техники папье-маше как способ развития творческих способностей обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования. Исходя из гипотезы, и на основе методических особенностей была разработана программа для занятий в системе дополнительного образования с учетом всех требований.
На основе гипотезы и изучения проблем развития творческих способностей обучающихся было проведено практическое и теоретическое исследование. В процессе работы в системе дополнительного образования практическое исследование было осуществлено в виде констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В ходе эксперимента была применена разработанная программа занятий и изучены результаты ее внедрения. На констатирующем этапе был выявлены исходные параметры развития творческих способностей и практических навыков, обучающихся в контрольной группе. Формирующий этап исследования заключался в непосредственном применении разработанной программы в подконтрольной группе. На констатирующем этапе эксперимента, исследования, проведенные на контрольном этапе, были проведены вновь, и их результаты стали подтверждением всех пунктов гипотезы нашего исследования. Таким образом, разработав программу на основе методических требований и задач современного образовательного процесса по созданию авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования и апробировав ее на практике, мы подтвердили гипотезу нашего исследования. На контрольном этапе эксперимента было подтверждено, что развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования будет происходить эффективно в процессе создания авторской куклы на основе техники папье-маше.
В процессе работы над творческой частью исследования была разработана поэтапность создания авторской куклы на основе техники папье - маше. Была создана композиция из двух авторских кукол по мотивам героев русских народных сказок. Куклы создавались с соблюдением всех этапов методической последовательности, начиная от этапа исследовании теоретической информации и заканчивая оформлением готовой композиции. Созданные авторские куклы «Русские сказки» стали наглядным и методическим пособием по созданию авторской куклы на основе техники папье-маше в системе дополнительного образования. Все теоретические и методические материалы данного исследования могут быть использованы и применятся в системе дополнительного образования для развития творческих способностей в ходе создания авторской куклы на основе техники папье- маше.



1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. - М.: Просвещение, 1984. - 168 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие - М.: Ижица, 2004. - 174 с.
5. Виноградова Н.П. Преобразовать предмет в художественный образ // Искусство в школе, № 2, 2009. - С. 16-19.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой и Г.А. Поровской. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 273 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл,
2006. - 512 с.
9. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. - М.: Искусство, 1972. - 200 с.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 330 с.
11. Генсицкая Н.Т. История одной куклы. - М.: ИД Страница, 2006, - 81 с.
12. Горичева В.С. Куклы. - Ярославль: Академия развития, 1999, - 192 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1996.- 285 с.
15. Егупова Н.А. Игрушки своими руками // Искусство в школе, № 4, 2007. - С. 19-23.
16. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. - М., Искусство, 1982. - 277 с.
17. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.
18. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка ДПИ) - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 220 с.
19. Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. - СПб, 1996. - 415 с.
20. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. - М.: Гилея,
2008. - 315 с.
21. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: дис. .канд. культуролог. наук. - СПб, 1999. - 131 с.
22. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы
воспитания. - М.: Знание, 1986. - 79 с.
23. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Зимородок, 2006. - 418 с.
24. Костин В.П. Что такое художественный образ. - М.: Советский художник, 1962, - 135 с.
25. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.
26. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-4 классов общеобразовательных школ. (Экспериментальное исследование).: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1980. - 16 с.
27. Кунина Е.С. Характерные куклы из полимерных масс. - М.:
ООО «Дизайн Кора», 2006, - 64 с.
28. Лейзеров Н.А. Образность в искусстве. - М.: Искусство, 1974. - 224 с.
29. Ломов С.П. Методология художественного образования. - М.: МПГУ, 2011. - 215 с.
30. Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца XX - начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика авторская кукла: дис. канд. искусствовед. наук - СПб, 2013. - 160 с.
31. Марченко М.А. Авторская художественная игрушка в искусстве XX века. Проблемы, тенденции, имена: дис. канд. искусствовед. наук - СПб, 2009.- 242 с.
32. Медкова Е.С. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства // Искусство в школе, № 4, 2004. - С. 63-68.
33. Мелик-Пашаев А.А. Как оценивать художественное развитие ребёнка// Искусство в школе, № 6, 2002. - С. 3-7.
34. Мелик-Пашаев А.А. Первый пласт эстетического развития // Искусство в школе, № 6, 2003. - С. 30-32.
35. Мигунов А.С. Художественный образ. Эстетический анализ. - М.: Искусство, 1980. - 175 с.
36. Михеева О.А. Как научиться фантазировать // Искусство в школе, № 4, 2008. - С. 13-14.
37. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №1. - С.282-289
38. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 272 с.
39. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
40. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. Набор методик для работы учителя и психолога // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 77-80.
41. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976 г., - 304 с.
42. Рапопорт С.Х. Искусство и эмоция. - М.: Музыка, 1972. - 160 с.
43. Ростовцев И.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Агар, 1998. - 256 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - 322 с.
45. РубцовН.Н. Символ в искусстве и жизни. - М.: Наука, 1991. - 176 с.
46. Серебренникова Ю.А. Жизнь в её целостном восприятии // Искусство в школе, № 6, 2003. - С. 39-40.
47. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, - 1981. 1600 с.
48. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998. - 345 с.
49. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. 2-е изд. - М.: МПСИ, 2009. - 640 с.
50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский; Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
51. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования: дис. докт. пед. наук. - М., 1998. - 537 с.
52. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство. - М.:
Просвещение, 1981. - 176 с.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 560 с.
54. Юрина Н.Г. Куклы. - М.: Слово, 2002. - 51 с.
Интернет-источники:
1. Андреев А.Л. Основания и закономерности формирования и развития художественного мышления// Педагогика искусства, № 10, 2014. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-
2014/andreev_berezhnaya.pdf
2. Кононова Е.А. Приобщение к культуре слова и культуре изображения в
процессе освоения литературных и художественных образов искусства// Педагогика искусства, № 4, 2014. URL: http://www.art-education.ru/AE-
magazine/archive/nomer-4-2014/kononova.pdf
3. Криницына А.В. Психолого-педагогические принципы и основания
развития художественного мышления в школьном возрасте// Педагогика искусства, № 2, 2014. URL: http://www.art-education.ru/AE-
magazine/archive/nomer-2-2014/krinitsyna.pdf
4. Лаврентьева И.А. Мастер-класс в педагогике искусства// Педагогика
искусства, № 2, 2014. URL: http://www.art-education.ru/AE-
magazine/archive/nomer-2-2014/lavrenteva.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ