Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ИСЛАМА VIII - XX СТОЛЕТИЯ

Работа №75474

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

геология и минералогия

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Генезис этико-мировоззренческих представлений об исламе
в византийском обществе 10
1.1 Социально-нравственные истоки ценностей ислама и православие 10
1.2 Ислам, христианство и Византия 18
2 Православная нравственная традиция и российский ислам 27
2.1 Исламская умма в России и православная культура 27
2.2 Нравственная культура современного православного населения
и исламская традиция Республики Мордовия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования диалога православия и ислама определяется научными и общественными потребностями, обусловленными ходом активной трансформации социокультурной реальности. Результатом происшедших изменений XX-XXI вв. явились негативные тенденции и процессы, связанные с разрушением нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми разных религий. Коммерциализация социокультурной сферы, ориентация личности на чрезмерное потребление, привели к стандартизации социальных запросов и разрушением социокультурной индивидуальности.
Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя духовное пространство бытия человека. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание престижа. Престижность современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения, включая и религиозные. Апелляция к исламу современных некоторых русских связана с моральным кризисом современного социума.
Актуальность обращения к феномену межрелигиозных отношений обусловлена и причинами философского, аксиологического характера, идущего истоками со времен Византии и возникновения ислама. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации в религии в том числе. В современной системе ценностей религия приобретает важное значение, как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».
Насущность проблемы диалогичности ислама и православия представляется и в практическом отсутствии системного описания диалога религий на примере взаимодействия ислама и православного христианства, в интерпретационной многозначности понятия «диалог» и т. д. Наблюдается тенденция, что большинство исследований выступают как формальное рассмотрение исторических событий и догматических расхождений, как политическая тенденция создания христианско-исламской «химеры» (по Л.Н. Гумилеву). За пределами научного исследования остаются многие этико-теологические вопросы диалогичности православных общин и мусульманских граждан в РФ, остаются слабо раскрытыми многие вопросы психологии религии, не раскрытые в аналитических «выкладках» современных исследователей и историков прошлого. Сегодня «мускулинность» и брутальность исламских деятелей и простых представителей исламской уммы- общины привлекает многих и среди молодежи и среди обездоленных социально масс. Став доступными для большинства и вызывая к себе массовый интерес, исламисты-глобалисты обрели актуальность и для населения России, как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы ислама в контексте истории и современности диалога духовных традиций представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т. д. научно-исследовательских направлениях. С другой стороны, налицо дефицит работ, посвященных анализу диалога ислама и православия с учетом современных тенденций развития общества.
Впервые феномен ислама стал исследоваться в Византии как представление о псевдо-христианской секте, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью еретических догм, либо насилия. Иоанн Дамаскин и Константин Багрянородный были одними из первых исследователей, кто рассмотрел теологическую природу отношений ислама и православной традиции и обосновал его практическую необходимость в исследовании. Среди российских и зарубежных авторов, чьи работы стали основой современной истории религий, выделяют И.Н. Яблокова, Б.Ф. Ключникова, Л.С. Васильева, А. Тойнби, Д. Сурделя, Дж. Шпингеля, С. Хантингтона и др. Их работы посвящены особенностям неповторимого синтеза культуры ислама и христианства и его влияния в политике, бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI веков.
Объектом исследования является диалог православной церкви и ислама.
Предметом исследования рассмотреть динамику развития диалога Православной церкви и ислама в VIII - XX столетиях.
Целью данной работы является проявление феномена диалогичности церкви в моральной культуре исламского общества, а также показать, как она повлияла на положение в социально-нравственной ситуации в среде народов Византии и России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть, что в основе появления ислама на прериферии византийского мира находится моральный кризис позднеантичного общества и демографические изменения раннесредневекового восточного общества, которые имеют важное значение для оформления исламской общины-уммы и ее распространения среди многих народов.
2. Исследовать, что в Византии очень рано мыслителями феномен ислама оценивался как монотеистическая религия с иными, нежели у христиан ценностно-религиозными представлениями об отношениях Бога и человека, моральными ценностями и т. д. При этом, вопросы диалогичности ислама и православной церкви византийцами отображались в свете политической необходимости вести диалог с соседними народами и государствами.
3. Проанализировать фактор духовной диалогичности православия и ислама в истории Руси-России, который носит культурно-типический характер, обусловленной фактором включения иноверческих народов и территорий с компактным проживанием исламских народностей на территории Поволжья и Кавказа.
4. Выделить морально-религиозные особенности религиозного взаимодействия представителей ислама и православного христианства на региональном уровне Республики Мордовия, которые выявлялись исторически на основе традиционных национальных и современных ценностей, центральными из которых являются патриотические ценности. Данный принцип положен в основу ценностно-ориентированной концепции воспитания и развития населения республики.
Методологическую основу исследования составили:
- общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция.
- компаративный метод (метод сравнительного анализа), способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но не одинаковыми свойствами.
- антропологический метод, на основе которого человек понимается как уникальная, целостная система, а его духовная сфера рассматривается как залог этой уникальности и целостности.
- аксиологические методы (анализ и моделирование), помогающие проанализировать и выстроить ценностный срез религиозно-нравственной формации православного типа и исламского морального сознания, и на их основе выделить формы диалога в ареале распространения мордовского духовного типа.
Источниковая база работы. В работе были использованы различные опубликованные источники.
Во-первых, документы, касающиеся истории раннехристианской церкви.
В-вторых, монографии, сборники научных статей, посвященные теме исследования.
В-третьих, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике.
Информационной базой исследования послужили исторические сочинения византийских и русских деятелей социума, работы священнослужителей [1; 5; 6; 7; 8; 16; 25; 26; 48; 60]; Деяния Вселенских соборов [10; 11; 12].
Практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для разработки прикладных религиоведческих, социально-нравственных и других прикладных методик работы с молодежью, основанных на применении предлагаемого в работе ценностно-исторического подхода к проблеме межрелигиозных отношений.
Кроме того, выводы, сделанные по результатам анализа феномена диалога православия и ислама, могут быть использованы в проектировании программ работы и подготовки воспитания студенческого актива и волонтерства в поликонфессиональной среде в области различных организаций.
Структура работы бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 97 наименований. Общий объем работы составляет 59 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях современного динамично меняющегося социального времени они заставляют человека осваивать новые жизненные стратегии, устанавливать новые приоритеты и ориентиры. На фоне дегуманизации общественного строя особую актуальность приобретают постоянное увеличение скорости социальных событий, проблема духовного развития личности и нравственных основ человеческих отношений.
В исследовании с этической точки зрения рассматривается феномен диалога между Православием и Исламом. Основой для изучения темы послужило изучение трех ее составляющих: фактически, молодежь как уникальная социальная группа; социальная активность как потребность и способность к социальным действиям и моральные ценности как моральная основа этой деятельности. Исследование проводилось в контексте национального философского и религиозного наследия, что позволило выявить культурные и типичные особенности формирования стоимости русского национального типа и на этом фоне выявить основные характеристики и свойства проявления социальной активности. как социально-этическая категория. В результате исследования был сделан ряд выводов.
Духовный кризис современного общества обусловлен кризисом ценностей, который вызван деградацией ценностных связей и ценностных отношений. Будучи стабильной, но обладающей внутренней гибкостью, система ценностей может служить фактором стабилизации современного мирового порядка. Через хорошо организованный процесс социализации молодого поколения, основанный на понимании конструктивных возможностей механизмов ценностей, необходимо актуализировать значение базовых, универсальных моральных ценностей в конкретном историческом социокультурном существе. Так, например, моральная культура татаро-мишар была духовной и во многом сакральной, спиритуалистической по природе и теперь мирно сосуществует с традициями русского православия. Вполне возможно, что разнообразие элементов тотемизма и анимизма в разгар народных верований является результатом опыта понимания и освоения окружающего человека природного и социального (антропогенного) пространства. Также обширные этнографические исследования духовной культуры Мордовии показывают, что народно-нравственная традиция укрепляла не только основы религиозной жизни верующего, но и стимулировала развитие многих других элементов общественного сознания поволжских этнических общностей.
В советское время деятельность мусульманских общин все больше переходила под государственный контроль. Большинство мечетей были закрыты, а духовенство было репрессировано.
Была также применена тактика закрытия религиозных зданий «по просьбе верующих». В докладах атеистических комитетов отмечалось, что исчезновение религии носит формальный характер, многие колхозники-татары сохраняют свою причастность к религии и отказываются от свинины и не разводят свиней.
Война внесла свои коррективы в деятельность мусульманских верующих Поволжья. Это отразилось на росте патриотических настроений и отправке добровольцев на фронт, а также на повышение трудовой дисциплины в тылу.
В зоне исламских традиций, которая характерна для ряда евразийских регионов, сегодня происходит много преобразований: политических, экономических и социальных. Значительный рост исламских общин в странах мира не породил каких-либо новых религий на этой основе, несмотря на одновременную раздробленность их духовных центров. В России, в последние времена духовных поисков, ислам продемонстрировал свою устойчивость, что было отчасти связано с последовательным монотеизмом этой религии и относительно несложным культом.
Кроме того, развитие духовно-нравственных ценностей среди мусульман Российской Федерации, обусловленное постепенной и мирной исламизацией Поволжья, привело к усилению теистических тенденций и гармонизации нравственности региональных общин. Мирный диалог между Церковью и Исламом приветствует новая демократическая Россия.
Актуальность этой темы подчеркивает необходимость продолжения комплексных и конкретно этических исследований по проблеме моральных основ диалога религий и религиозных организаций. В контексте многоэтнического региона Мордовии и многоконфессиональной России это имеет первостепенное значение.



1 Акимушкин О. Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем (вступ. ст. к кн. Дж. С. Тримингема Суфийские ордена в Исламе) / О.Ф. Акимушкин. -
М. : Наука, 1989. - С. 4.
2 Апресян Р. Г. Идея морали и базисные нормативно - этические программы / Р. Г. Апресян. - М.: РАН Институт философии, 1995.- 353 с.
3 Армур Р. Ислам и христианство. Непростая история / Р. Армур. - М.: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2004. - 329 с.
4 Багрянородный К. О управлении империей / К. Багрянородный. - М.: Наука, 1991. - 496с.
5 Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е. Г. Балагушкин. - М.: ИФРАН, 2003.- 218 с.
6 Бартольд В. В. Сочинения: в 6 т. / В. В. Бартольд. - М.: Наука, 1966. - Т. 6. - 478 с.
7 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит, 1986. - 543с.
8 Белкин А. И. «... запрещено гворить о Боге» / А. И. Белкин // Вестн. Мордов. ун-та. - 1992. - № 3. - С. 24.
9 Библер В. С. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 79.
10 Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность / В. С. Библер // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 16-57.
11 Бибикова О. П. Арабы. Историко-этнографические очерки / О. П. Бибикова. - М.: АСТ: АСТ Москва; Хранитель, 2008. - 444 с.
12 Брейкин О. В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира / О. В. Брейкин. - Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 148 с.
13 Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер. - М.: Искусство, 1993. - 255с.
14 Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. - М.: Высш. шк., 1988. - 414 с
15 Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / Под. ред. Ю. В. Максимова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 230 с.
16 В республике нашли экстремистскую литературу // АИФ - Мордовия.
- № 22, 2008. - С. 1.
17 Гайнутдин Р. Таджуддину вручают дрова со словами: «Готовься гореть в аду» / Р. Гайнутдин // Ислам в Мордовии. - 5.07.2002. - 4 с.
18 Гараджа В. И. Политика и религия / В. И. Гараджа // Наука и религия.
- 1991. - № 3. - С. 2-3.
19 Гаспринский Исмаил Бей Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский. - Симферополь, 1881. - С. 8-9.
20 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1993. - 478 с.
21 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение /
А. Ю. Якубовский. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 505 с.
22 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. - М.: Мысль, 1993. - 781 с.
23 Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности / А. А. Гусейнов.
- М.: Изд-во МГУ, 1974. - 158 с.
24 Гусейнов А. А. Этика и плюрализм / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: Науч. публицистич. чтения 1991 год. - М.: Республика, 1992. - С. 5-11.
25 Газета «Ислам в Мордовии» заявляет о «превосходстве» Ислама над Православием // «Благовест-инфо» Саранск. - 30 апреля, 2008. - С. 2.
26 Гараджа В. И. Политика и религия / В. И. Гараджа // Наука и религия. - 1991. - №3. - С. 2 - 3.
27 Грюнебаум Г. Е. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г. Е. Грюнебаум. - М.: Искусство, 1981. - 256 с.
28 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное /
А. Дворкин. - Нижний Новгород, Изд-во братства во имя Александра невского, 2007. - 813 с.
29 Дробницкий О. Г. Критика современных этических концепций / О. Г. Дробницкий. - М.: Мысль, 1997. - 141 с.
30 Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов в 2 ч.: Ч. 2 / Б. С. Ерасов. - М.: АО Аспект - Пресс, 1994. - 240 с.
31 Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. - М. : Наука, 1984. - 245 с.
32 Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли из варвара сделать христианина / С. А. Иванов. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - 352 с.
33 Иванов В. Г. История этики средних веков / В. Г. Иванов. - М.: МГУ,
1987. - 387 с.
34 Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.): Сборник материалов. - Сост. и автор вст. ст., предисл. и коммент. Д. Ю. Арапов. - М.: Наталис, 2006. - 480 с.
35 Ислам классический: энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 416 с.
36 Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 159 с.
37 Ислам: Энциклопедический словарь. - М. : Наука, 1991. - 315 с.
38 Иткин С. М. Религия как явление культуры: региональный аспект / С. М. Иткин // Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства. Материалы Меркушкинских научных чтений / Сб. науч. статей. - Саранск. : «Красный Октябрь», 1997. - С. 275-276.
39 Каарийайнен К. Религиозность в России на рубеже ХХ - XXI столетий // К. Каарийайнен, Д. Е. Фурман // Социологические исследования. - 2007. - № 1. - С. 103-119.
40 Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
41 Кислюк К. В. Религиоведение / К. В. Кислюк. - Ростов н/д. : Феникс, 2004. - 512 с.
42 Климович Л. И. Книга о Коране / Л. И. Климович. - М.: Политиздат,
1988. - 286 с.
43 Ключников Б. Ф. Исламизм, США и Европа: война объявлена! / Б. Ф. Ключников - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320 с.
44 Коблов Я. О татаризации инородцев Поволжского края / Я. Коблов. - Казань: Центральная типография, 1910. - С. 4-7.
45 Козлов В. И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос /
B. И. Козлов // Отечеств. история. - 1993. - № 2. - С. 44-64.
46 Кон И. С. Сексуальность. Нравственность. Культура / И. С. Кон // Этическая мысль. - М.: Республика, 1990. - 480 с.
47 Константинова С. С. Этнология. Конспект лекций /
C. С. Константинова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 176 с.
48 Коран. В 2-х т. - М.: МП «Дом Бируни», 1990. - 1178 с.
49 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1994. - 524 с.
50 Максуд Р. Ислам / пер. с англ. В. Новикова / Р. Максуд. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999. - 304 с.
51 Матвеев К. П. История ислама / К. П. Матвеев. - М.: АСТ : Восток- Запад, 2007. - 254 с.
52 Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие / И. Мейендорф. - М.: Весть, 1992. - 359 с.
53 Мирский Г. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах / Г. Мирский // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - № 2. - С. 19.
54 Мокшин Н. Ф. Языческие верования мордвы и ее христианизация / Н. Ф. Мокшин // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск : Мордов. кн. Изд-во, 1995. - С. 298-330.
55 Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 989 с.
56 Мочалов Е. В., Юрченков В. А. Философия истории / Е. В. Мочалов,
В. А. Юрченков. - Саранск: Тип. «Красс. Октябрь», 2000. - Ч. 4: Ислам: Метод. рекомендации. - 64 с.
57 Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: Историко-этнографическое исследование / Р. Г. Мухаммедова. - Казань: Магариф, 2008. - 295 с.
58 Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения накануне и в годы ВОВ / М. И. Одинцов // Религиозные организации Советского союза в годы великой отечественной войны. - М, 1995. - с. 34.
59 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и- Гассет. - М.: Искусство, 1991.- 465 с.
60 Пайпс Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. - М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000. - 416 с.
61 Пиотровский М. Б. Коранические сказания / Р. Пайпс. - М.: Наука, 1991. - 219 с.
62 Полн. собр. зак. Росс. имп.: Собрание первое ПСЗ.1. - Собрание 1. Т. 24. - СПб. : Государственная типография, 1885. - 1328 с.
63 Радугин А. А. Введение в религиоведение / А. А. Радугин. - М.: Республика, 1996. - 287с.
64 Роуз Серафим Православие и религия будущего / С. Роуз. - СПб.: Общество свт. Василия Великого, 1997. - 224с.
65 Сафаргалиев М. Г. Распад золотой Орды / М. Г. Сафаргалиев. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1960. - 279 с. - С. 256.
66 Ислам в России: взгляд из регионов / Науч. ред. А. В. Малашенко. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 158 с.
67 Сербиненко В. В. Русская философия. Курс лекций / В. В. Сербиненко. - М.: Омега-Л. 2005. - 464 с.
68 Силантьев Р. Новейшая история ислама в России / Р. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с.
69 Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры /
A. П. Скрипник. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.
70 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер.- М.: Феникс, 1994.
- 688 с.
71 Смирнова В. В. Иран, Византия, Арабский Халифат / В. В. Смирнова.
- 2 изд., испр. - М.: Адепт, 2004 - 248 с.
72 Соловьев В. С. Магомет: Его жизнь и религиозное учение /
B. С. Соловьев. - М.: Центр «Рудник», 1991. - 82 с.
73 Соловьев В. С. Спор о справедливости: Сочинения / В. С. Соловьев. - М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков.: Фолио,1999. - 864 с.
74 Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех / Л. Н. Столович. - СПб.: Тарту, 1999. - 384 с.
75 Сысоев Даниил Ислам. Православный взгляд / Д. Сысоев. - М.: Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2013. - 96 с.
76 Доминик Сурдель, Сурдель Жаннин Цивилизация классического ислама / Пер. с фр. В. Бабинцева / Д. Сурдель. - Екатеринбург: У-фактория, 2006. - 544 с.
77 Тишков В. Религия и этничность в Мордовии / В. Тишков // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - № 39. - 1-15 августа 2002. - С. 14.
78 Трубецкой Н. Наследие Чингисхана / Николай Трубецкой. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.
79 Тульский М. Ислам в неисламском мире / М. Тульский // НГ 29 сентября 2001 г. - С. 7.
80 Фахрутдинов Р. А. Очерки истории Волжской Булгарии / Р. А. Фахрутдинов. - Казань.: Тат кн. изд-во, 1984. - 195 с.
81 Фарах С. Каким мне представляется будущее мусульман в России /
С. Фарах // Жизнь национальностей. - 2005. - № 1. - С. 66-69.
82 Флоренский П. А. Освящение реальности / П. А. Флоренский // Богословские труды / Сб. 17.- М.: Изд- во Моск. патриархии, 1977.- С.178-184.
83 Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Ф. Фукс. - Казань: Типография Императорского университета, 1884. - 134 с.
84 Хайруллин А. Историческая судьба / А. Хайруллин // Наука и религия. - 1990. - № 12. -С. 11-12.
85 Халиков А. Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А. Х. Халиков. - Казань, 1994. - С. 144.
86 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Политические исследования. - 1994. - № 1. - С. 33.
87 Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства / М. Г. Худяков. - Издание 3-е, дополненное. Воспроизведено по тексту 1-го издания (Казань.: Комбинат изд-ва и печати, 1923). - М.: ИНСАН, Совет по сохранению и развитию культур малых народов, СФК, 1991. - 320 с.
88 Шапошников Л. Е. Российский ислам: единство и многообразие / Л. Е. Шапошников // Ислам на пороге третьего тысячелетия. - Нижний Новгород, 2002. - С. 25-27.
89 Шилов Н. В. Межконфессиональные противоречия в Среднем Поволжье (на материалах Республики Мордовия / Н. В. Шилов // Этносоциальные процессы в современной России: проблемы и перспективы. - М. : Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, Пресс-ИНФРО, 2003. - С. 135-142.
90 Эко У. Пять эссе на тему этики / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 296 с.
91 Мирча Элиаде Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. / М. Элиаде. - Киев: «София», 2000. - 480 с.
92 Эвлия Челеби Книга путешествия: перевод и комментарии: в 3 вып. / Э. Челеби. - М.: Изд-во восточной литературы, 1982. - Вып. 3 - 376 с.
93 Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
94 Этноистория и этнокультура восточных финно-угров: Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2003. - Ч. 1. - 208 с.
95 Юнг К. Г. Божественный ребенок: Пер. с нем. / К. Г. Юнг. - М.: Республика, 1997. - 400 с.
96 Юрченков В. А. Мордовский этнос в системе Российской империи: XVIII - начало ХХ века / В. А. Юрченков // Вопросы истории. - 2004. - № 4. -
С. 26-37.
97 Fyodorov-Davydov G. The Culture of the Golden Horde Cities / G. Fyodorov-Davydov. - Oxford, 1984. - 278 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ