ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ИСЛАМА VIII - XX СТОЛЕТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Генезис этико-мировоззренческих представлений об исламе
в византийском обществе 10
1.1 Социально-нравственные истоки ценностей ислама и православие 10
1.2 Ислам, христианство и Византия 18
2 Православная нравственная традиция и российский ислам 27
2.1 Исламская умма в России и православная культура 27
2.2 Нравственная культура современного православного населения
и исламская традиция Республики Мордовия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Генезис этико-мировоззренческих представлений об исламе
в византийском обществе 10
1.1 Социально-нравственные истоки ценностей ислама и православие 10
1.2 Ислам, христианство и Византия 18
2 Православная нравственная традиция и российский ислам 27
2.1 Исламская умма в России и православная культура 27
2.2 Нравственная культура современного православного населения
и исламская традиция Республики Мордовия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования диалога православия и ислама определяется научными и общественными потребностями, обусловленными ходом активной трансформации социокультурной реальности. Результатом происшедших изменений XX-XXI вв. явились негативные тенденции и процессы, связанные с разрушением нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми разных религий. Коммерциализация социокультурной сферы, ориентация личности на чрезмерное потребление, привели к стандартизации социальных запросов и разрушением социокультурной индивидуальности.
Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя духовное пространство бытия человека. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание престижа. Престижность современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения, включая и религиозные. Апелляция к исламу современных некоторых русских связана с моральным кризисом современного социума.
Актуальность обращения к феномену межрелигиозных отношений обусловлена и причинами философского, аксиологического характера, идущего истоками со времен Византии и возникновения ислама. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации в религии в том числе. В современной системе ценностей религия приобретает важное значение, как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».
Насущность проблемы диалогичности ислама и православия представляется и в практическом отсутствии системного описания диалога религий на примере взаимодействия ислама и православного христианства, в интерпретационной многозначности понятия «диалог» и т. д. Наблюдается тенденция, что большинство исследований выступают как формальное рассмотрение исторических событий и догматических расхождений, как политическая тенденция создания христианско-исламской «химеры» (по Л.Н. Гумилеву). За пределами научного исследования остаются многие этико-теологические вопросы диалогичности православных общин и мусульманских граждан в РФ, остаются слабо раскрытыми многие вопросы психологии религии, не раскрытые в аналитических «выкладках» современных исследователей и историков прошлого. Сегодня «мускулинность» и брутальность исламских деятелей и простых представителей исламской уммы- общины привлекает многих и среди молодежи и среди обездоленных социально масс. Став доступными для большинства и вызывая к себе массовый интерес, исламисты-глобалисты обрели актуальность и для населения России, как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы ислама в контексте истории и современности диалога духовных традиций представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т. д. научно-исследовательских направлениях. С другой стороны, налицо дефицит работ, посвященных анализу диалога ислама и православия с учетом современных тенденций развития общества.
Впервые феномен ислама стал исследоваться в Византии как представление о псевдо-христианской секте, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью еретических догм, либо насилия. Иоанн Дамаскин и Константин Багрянородный были одними из первых исследователей, кто рассмотрел теологическую природу отношений ислама и православной традиции и обосновал его практическую необходимость в исследовании. Среди российских и зарубежных авторов, чьи работы стали основой современной истории религий, выделяют И.Н. Яблокова, Б.Ф. Ключникова, Л.С. Васильева, А. Тойнби, Д. Сурделя, Дж. Шпингеля, С. Хантингтона и др. Их работы посвящены особенностям неповторимого синтеза культуры ислама и христианства и его влияния в политике, бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI веков.
Объектом исследования является диалог православной церкви и ислама.
Предметом исследования рассмотреть динамику развития диалога Православной церкви и ислама в VIII - XX столетиях.
Целью данной работы является проявление феномена диалогичности церкви в моральной культуре исламского общества, а также показать, как она повлияла на положение в социально-нравственной ситуации в среде народов Византии и России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть, что в основе появления ислама на прериферии византийского мира находится моральный кризис позднеантичного общества и демографические изменения раннесредневекового восточного общества, которые имеют важное значение для оформления исламской общины-уммы и ее распространения среди многих народов.
2. Исследовать, что в Византии очень рано мыслителями феномен ислама оценивался как монотеистическая религия с иными, нежели у христиан ценностно-религиозными представлениями об отношениях Бога и человека, моральными ценностями и т. д. При этом, вопросы диалогичности ислама и православной церкви византийцами отображались в свете политической необходимости вести диалог с соседними народами и государствами.
3. Проанализировать фактор духовной диалогичности православия и ислама в истории Руси-России, который носит культурно-типический характер, обусловленной фактором включения иноверческих народов и территорий с компактным проживанием исламских народностей на территории Поволжья и Кавказа.
4. Выделить морально-религиозные особенности религиозного взаимодействия представителей ислама и православного христианства на региональном уровне Республики Мордовия, которые выявлялись исторически на основе традиционных национальных и современных ценностей, центральными из которых являются патриотические ценности. Данный принцип положен в основу ценностно-ориентированной концепции воспитания и развития населения республики.
Методологическую основу исследования составили:
- общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция.
- компаративный метод (метод сравнительного анализа), способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но не одинаковыми свойствами.
- антропологический метод, на основе которого человек понимается как уникальная, целостная система, а его духовная сфера рассматривается как залог этой уникальности и целостности.
- аксиологические методы (анализ и моделирование), помогающие проанализировать и выстроить ценностный срез религиозно-нравственной формации православного типа и исламского морального сознания, и на их основе выделить формы диалога в ареале распространения мордовского духовного типа.
Источниковая база работы. В работе были использованы различные опубликованные источники.
Во-первых, документы, касающиеся истории раннехристианской церкви.
В-вторых, монографии, сборники научных статей, посвященные теме исследования.
В-третьих, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике.
Информационной базой исследования послужили исторические сочинения византийских и русских деятелей социума, работы священнослужителей [1; 5; 6; 7; 8; 16; 25; 26; 48; 60]; Деяния Вселенских соборов [10; 11; 12].
Практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для разработки прикладных религиоведческих, социально-нравственных и других прикладных методик работы с молодежью, основанных на применении предлагаемого в работе ценностно-исторического подхода к проблеме межрелигиозных отношений.
Кроме того, выводы, сделанные по результатам анализа феномена диалога православия и ислама, могут быть использованы в проектировании программ работы и подготовки воспитания студенческого актива и волонтерства в поликонфессиональной среде в области различных организаций.
Структура работы бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 97 наименований. Общий объем работы составляет 59 страниц машинописного текста.
Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя духовное пространство бытия человека. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание престижа. Престижность современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения, включая и религиозные. Апелляция к исламу современных некоторых русских связана с моральным кризисом современного социума.
Актуальность обращения к феномену межрелигиозных отношений обусловлена и причинами философского, аксиологического характера, идущего истоками со времен Византии и возникновения ислама. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации в религии в том числе. В современной системе ценностей религия приобретает важное значение, как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».
Насущность проблемы диалогичности ислама и православия представляется и в практическом отсутствии системного описания диалога религий на примере взаимодействия ислама и православного христианства, в интерпретационной многозначности понятия «диалог» и т. д. Наблюдается тенденция, что большинство исследований выступают как формальное рассмотрение исторических событий и догматических расхождений, как политическая тенденция создания христианско-исламской «химеры» (по Л.Н. Гумилеву). За пределами научного исследования остаются многие этико-теологические вопросы диалогичности православных общин и мусульманских граждан в РФ, остаются слабо раскрытыми многие вопросы психологии религии, не раскрытые в аналитических «выкладках» современных исследователей и историков прошлого. Сегодня «мускулинность» и брутальность исламских деятелей и простых представителей исламской уммы- общины привлекает многих и среди молодежи и среди обездоленных социально масс. Став доступными для большинства и вызывая к себе массовый интерес, исламисты-глобалисты обрели актуальность и для населения России, как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы ислама в контексте истории и современности диалога духовных традиций представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т. д. научно-исследовательских направлениях. С другой стороны, налицо дефицит работ, посвященных анализу диалога ислама и православия с учетом современных тенденций развития общества.
Впервые феномен ислама стал исследоваться в Византии как представление о псевдо-христианской секте, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью еретических догм, либо насилия. Иоанн Дамаскин и Константин Багрянородный были одними из первых исследователей, кто рассмотрел теологическую природу отношений ислама и православной традиции и обосновал его практическую необходимость в исследовании. Среди российских и зарубежных авторов, чьи работы стали основой современной истории религий, выделяют И.Н. Яблокова, Б.Ф. Ключникова, Л.С. Васильева, А. Тойнби, Д. Сурделя, Дж. Шпингеля, С. Хантингтона и др. Их работы посвящены особенностям неповторимого синтеза культуры ислама и христианства и его влияния в политике, бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI веков.
Объектом исследования является диалог православной церкви и ислама.
Предметом исследования рассмотреть динамику развития диалога Православной церкви и ислама в VIII - XX столетиях.
Целью данной работы является проявление феномена диалогичности церкви в моральной культуре исламского общества, а также показать, как она повлияла на положение в социально-нравственной ситуации в среде народов Византии и России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть, что в основе появления ислама на прериферии византийского мира находится моральный кризис позднеантичного общества и демографические изменения раннесредневекового восточного общества, которые имеют важное значение для оформления исламской общины-уммы и ее распространения среди многих народов.
2. Исследовать, что в Византии очень рано мыслителями феномен ислама оценивался как монотеистическая религия с иными, нежели у христиан ценностно-религиозными представлениями об отношениях Бога и человека, моральными ценностями и т. д. При этом, вопросы диалогичности ислама и православной церкви византийцами отображались в свете политической необходимости вести диалог с соседними народами и государствами.
3. Проанализировать фактор духовной диалогичности православия и ислама в истории Руси-России, который носит культурно-типический характер, обусловленной фактором включения иноверческих народов и территорий с компактным проживанием исламских народностей на территории Поволжья и Кавказа.
4. Выделить морально-религиозные особенности религиозного взаимодействия представителей ислама и православного христианства на региональном уровне Республики Мордовия, которые выявлялись исторически на основе традиционных национальных и современных ценностей, центральными из которых являются патриотические ценности. Данный принцип положен в основу ценностно-ориентированной концепции воспитания и развития населения республики.
Методологическую основу исследования составили:
- общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция.
- компаративный метод (метод сравнительного анализа), способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но не одинаковыми свойствами.
- антропологический метод, на основе которого человек понимается как уникальная, целостная система, а его духовная сфера рассматривается как залог этой уникальности и целостности.
- аксиологические методы (анализ и моделирование), помогающие проанализировать и выстроить ценностный срез религиозно-нравственной формации православного типа и исламского морального сознания, и на их основе выделить формы диалога в ареале распространения мордовского духовного типа.
Источниковая база работы. В работе были использованы различные опубликованные источники.
Во-первых, документы, касающиеся истории раннехристианской церкви.
В-вторых, монографии, сборники научных статей, посвященные теме исследования.
В-третьих, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике.
Информационной базой исследования послужили исторические сочинения византийских и русских деятелей социума, работы священнослужителей [1; 5; 6; 7; 8; 16; 25; 26; 48; 60]; Деяния Вселенских соборов [10; 11; 12].
Практическая значимость. Результаты исследования могут послужить основой для разработки прикладных религиоведческих, социально-нравственных и других прикладных методик работы с молодежью, основанных на применении предлагаемого в работе ценностно-исторического подхода к проблеме межрелигиозных отношений.
Кроме того, выводы, сделанные по результатам анализа феномена диалога православия и ислама, могут быть использованы в проектировании программ работы и подготовки воспитания студенческого актива и волонтерства в поликонфессиональной среде в области различных организаций.
Структура работы бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 97 наименований. Общий объем работы составляет 59 страниц машинописного текста.
В условиях современного динамично меняющегося социального времени они заставляют человека осваивать новые жизненные стратегии, устанавливать новые приоритеты и ориентиры. На фоне дегуманизации общественного строя особую актуальность приобретают постоянное увеличение скорости социальных событий, проблема духовного развития личности и нравственных основ человеческих отношений.
В исследовании с этической точки зрения рассматривается феномен диалога между Православием и Исламом. Основой для изучения темы послужило изучение трех ее составляющих: фактически, молодежь как уникальная социальная группа; социальная активность как потребность и способность к социальным действиям и моральные ценности как моральная основа этой деятельности. Исследование проводилось в контексте национального философского и религиозного наследия, что позволило выявить культурные и типичные особенности формирования стоимости русского национального типа и на этом фоне выявить основные характеристики и свойства проявления социальной активности. как социально-этическая категория. В результате исследования был сделан ряд выводов.
Духовный кризис современного общества обусловлен кризисом ценностей, который вызван деградацией ценностных связей и ценностных отношений. Будучи стабильной, но обладающей внутренней гибкостью, система ценностей может служить фактором стабилизации современного мирового порядка. Через хорошо организованный процесс социализации молодого поколения, основанный на понимании конструктивных возможностей механизмов ценностей, необходимо актуализировать значение базовых, универсальных моральных ценностей в конкретном историческом социокультурном существе. Так, например, моральная культура татаро-мишар была духовной и во многом сакральной, спиритуалистической по природе и теперь мирно сосуществует с традициями русского православия. Вполне возможно, что разнообразие элементов тотемизма и анимизма в разгар народных верований является результатом опыта понимания и освоения окружающего человека природного и социального (антропогенного) пространства. Также обширные этнографические исследования духовной культуры Мордовии показывают, что народно-нравственная традиция укрепляла не только основы религиозной жизни верующего, но и стимулировала развитие многих других элементов общественного сознания поволжских этнических общностей.
В советское время деятельность мусульманских общин все больше переходила под государственный контроль. Большинство мечетей были закрыты, а духовенство было репрессировано.
Была также применена тактика закрытия религиозных зданий «по просьбе верующих». В докладах атеистических комитетов отмечалось, что исчезновение религии носит формальный характер, многие колхозники-татары сохраняют свою причастность к религии и отказываются от свинины и не разводят свиней.
Война внесла свои коррективы в деятельность мусульманских верующих Поволжья. Это отразилось на росте патриотических настроений и отправке добровольцев на фронт, а также на повышение трудовой дисциплины в тылу.
В зоне исламских традиций, которая характерна для ряда евразийских регионов, сегодня происходит много преобразований: политических, экономических и социальных. Значительный рост исламских общин в странах мира не породил каких-либо новых религий на этой основе, несмотря на одновременную раздробленность их духовных центров. В России, в последние времена духовных поисков, ислам продемонстрировал свою устойчивость, что было отчасти связано с последовательным монотеизмом этой религии и относительно несложным культом.
Кроме того, развитие духовно-нравственных ценностей среди мусульман Российской Федерации, обусловленное постепенной и мирной исламизацией Поволжья, привело к усилению теистических тенденций и гармонизации нравственности региональных общин. Мирный диалог между Церковью и Исламом приветствует новая демократическая Россия.
Актуальность этой темы подчеркивает необходимость продолжения комплексных и конкретно этических исследований по проблеме моральных основ диалога религий и религиозных организаций. В контексте многоэтнического региона Мордовии и многоконфессиональной России это имеет первостепенное значение.
В исследовании с этической точки зрения рассматривается феномен диалога между Православием и Исламом. Основой для изучения темы послужило изучение трех ее составляющих: фактически, молодежь как уникальная социальная группа; социальная активность как потребность и способность к социальным действиям и моральные ценности как моральная основа этой деятельности. Исследование проводилось в контексте национального философского и религиозного наследия, что позволило выявить культурные и типичные особенности формирования стоимости русского национального типа и на этом фоне выявить основные характеристики и свойства проявления социальной активности. как социально-этическая категория. В результате исследования был сделан ряд выводов.
Духовный кризис современного общества обусловлен кризисом ценностей, который вызван деградацией ценностных связей и ценностных отношений. Будучи стабильной, но обладающей внутренней гибкостью, система ценностей может служить фактором стабилизации современного мирового порядка. Через хорошо организованный процесс социализации молодого поколения, основанный на понимании конструктивных возможностей механизмов ценностей, необходимо актуализировать значение базовых, универсальных моральных ценностей в конкретном историческом социокультурном существе. Так, например, моральная культура татаро-мишар была духовной и во многом сакральной, спиритуалистической по природе и теперь мирно сосуществует с традициями русского православия. Вполне возможно, что разнообразие элементов тотемизма и анимизма в разгар народных верований является результатом опыта понимания и освоения окружающего человека природного и социального (антропогенного) пространства. Также обширные этнографические исследования духовной культуры Мордовии показывают, что народно-нравственная традиция укрепляла не только основы религиозной жизни верующего, но и стимулировала развитие многих других элементов общественного сознания поволжских этнических общностей.
В советское время деятельность мусульманских общин все больше переходила под государственный контроль. Большинство мечетей были закрыты, а духовенство было репрессировано.
Была также применена тактика закрытия религиозных зданий «по просьбе верующих». В докладах атеистических комитетов отмечалось, что исчезновение религии носит формальный характер, многие колхозники-татары сохраняют свою причастность к религии и отказываются от свинины и не разводят свиней.
Война внесла свои коррективы в деятельность мусульманских верующих Поволжья. Это отразилось на росте патриотических настроений и отправке добровольцев на фронт, а также на повышение трудовой дисциплины в тылу.
В зоне исламских традиций, которая характерна для ряда евразийских регионов, сегодня происходит много преобразований: политических, экономических и социальных. Значительный рост исламских общин в странах мира не породил каких-либо новых религий на этой основе, несмотря на одновременную раздробленность их духовных центров. В России, в последние времена духовных поисков, ислам продемонстрировал свою устойчивость, что было отчасти связано с последовательным монотеизмом этой религии и относительно несложным культом.
Кроме того, развитие духовно-нравственных ценностей среди мусульман Российской Федерации, обусловленное постепенной и мирной исламизацией Поволжья, привело к усилению теистических тенденций и гармонизации нравственности региональных общин. Мирный диалог между Церковью и Исламом приветствует новая демократическая Россия.
Актуальность этой темы подчеркивает необходимость продолжения комплексных и конкретно этических исследований по проблеме моральных основ диалога религий и религиозных организаций. В контексте многоэтнического региона Мордовии и многоконфессиональной России это имеет первостепенное значение.
Подобные работы
- Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан «Возрождение» в гармонизации межконфессиональных отношений
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



