1. Теоретическое обоснование практической деятельности по плану ВКР. Подготовка пакета (блока) методик констатирующего и/или формирующего этапов исследования…………………………………….
2. Подготовка календарного плана реализации практической части исследования в согласовании с планом педагогической работы в образовательной организации. Организация диагностических процедур……………………………………………………………………
3. Проведение научно-исследовательской работы по теме ВКР………..
4. Проведение формирующих занятий в реальном образовательном процессе ……………………………………………………………………
5. Математическая (статистическая) обработка полученных данных. Фиксация и интерпретация результатов исследования…………………
6. Оформление результатов практической части исследования……….
7. Оформление приложений и сводных таблиц, схем, диаграмм по результатам исследования. Формулирование и фиксация выводов по практической части исследования……………………………………….
В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Ориентация социума на всеобщую гуманизацию, подразумевает решение множества проблем в области обучения и воспитания, а также создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребенка, а также оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям в период адаптации к ДОО.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится проблема социализации детей дошкольного возраста и их успешной адаптации к новой социальной среде дошкольного учреждения. Данный аспект отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и определяется правом каждого человека на образование и создание условий для его развития и социальной адаптации. Реализацией данных положений закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из базовых ценностей которого является поддержание и укрепления всех компонентов здоровья ребенка. Данная задача особо значима в условиях современного дошкольного образовательного учреждения особенно в адаптационный период, когда ребенок испытывает своеобразный стресс и находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильно организованной психолого-педагогической работе по адаптации, у ребенка могут возникнуть проблемы в коммуникациях со сверстниками, нарушения поведения и эмоциональная неустойчивость. Именно от того, как протекает привыкание ребенка к новым условиям, окружению и распорядку дня зависит его дальнейшее психологическое развитие и благополучное существование в условиях детского сада и семье. В связи с данным аспектом, проблема адаптации детей к детскому саду на текущий момент является особенно актуальной и требует проведения диагностики и подбора методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
С целью исследования уровня адаптации детей раннего возраста к условиям Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 пгт. Максатиха, Тверской области, на констатирующем и формирующем этапах исследования были использованы следующие методики:
1. «Анкета для родителей» (К.Л. Печора) [Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателей дошк. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 171 с.]. Анкета помогает оценить готовность ребенка к поступлению в детскую дошкольную организацию и предвидеть возможные сложности процесса адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, будет получен примерный прогноз для ребенка.
2. «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» (А. Остроухова) [Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000.– № 3. – 33-46 с.].
Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации. Данная методика предполагает использование такого метода, как наблюдение. При использовании данного метода не требуется непосредственного контакта с детьми, основной способ получения информации – наблюдение.
3. Методика наблюдения за ребенком ( А.С. Роньжиной) [Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 72 с. ].
Основана на наблюдении за ребенком и оценке его поведения по следующим критериям: общее эмоциональное состояние, познавательная игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
2. Подготовка календарного плана реализации практической части исследования в согласовании с планом педагогической работы в образовательной организации. Организация диагностических процедур