ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1 ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………….
1.1 Феномен эмоционального выгорания в спортивной деятельности……………………………………………………………….
1.2 Психологические регуляторы эмоционального выгорания в спортивной деятельности…………………………………………………..
1.3 Факторы развития эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта………………………………………………………………………
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….....................................................................
2.1 Методы исследования……………………………………….................
2. 2 Организация исследования……………………………………………
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ………….............................................................................
3.1 Особенности выгорания спортсменов с ОВЗ…………………………
3.2 Особенности взаимосвязей показателей эмоционального выгорания и мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудач, перфекционизма у спортсменов с ОВЗ
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Адаптивный спорт стал важным инструментом для посттравматического восстановления, адаптации, интеграции и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Участие инвалидов в занятиях спортом имеет важные социальные последствия не только для человека, но и для общества в целом. Из-за относительной «молодости» адаптивных видов спорта недостаточно исследований, направленных на создание необходимой научной поддержки не только для полномасштабных тренировок и соревнований спортсменов с ОВЗ, но и для обеспечения полной интеграции в общество средствами адаптивного спорта, что чрезвычайно важно. Высокая значимость психологических и социально-психологических исследований в этом контексте очевидна. В настоящее время в исследования спортивной психологии прослеживается сдвиг интереса с острого стресса на хронический. Постоянный напряжение вызывает у спортсмена эмоциональное выгорание, в следствии чего отмечается уменьшение производительности тренировочного процесса а также результативности соревновательной деятельности.
Одной из актуальных задач исследования синдрома эмоционального выгорания в спортивной деятельности является изучение его природы, в частности тех внутренних факторов, которые могут способствовать его возникновению. Большинство исследователей предполагают, что существуют определенные личностные особенности человека, способствующие развитию симптомов выгорания [25].
Данную проблематику рассматривали Ю.М. Босенко, И.И. Штефаненко, А.В. Мищенко, Е.И. Гринь и т.д [2,13,22,29].
Е.И. Гринь в своей статье «Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола» утверждает что, спорт высших достижений содержит в себе предпосылки для развития эмоционального истощения. Спорт включает в себя многоэтапные кубковые соревнования, которые могут продолжаются течение двенадцати месяцев. Это, безусловно, большая нагрузка, вследствие этого, интерес к данной проблематике проявляют не только психологи, тренеры, но спортсмены [13,14].
Эмоциональное выгорание – это симптомокомплекс, включающий в себя расстройства в виде эмоционального или физического истощения, деперсонификацию, снижение работоспособности. Для профилактики этого феномена необходимо работать с детьми, занимающимися спортом, с раннего возраста, а также с их тренерами. Изучение данной проблемы очень актуально на сегодняшний день в спортивной деятельности не только в спорте высший достижений, но и на разных этапах подготовки спортсменов.
Хотелось бы подчеркнуть, что данная проблематика ещё не рассматривалась в адаптивном спорте. По нашему мнению, люди с ограниченными возможностями здоровья должны в первую очередь получать психологическую поддержку так как данная помощь очень важна для спортсменов с ОВЗ. Реализация своих возможностей необходима для спортсменов с ОВЗ, ведь отказ от самореализации может привести к различным стрессовым ситуациям, которые могут повлечь за собой психологическое и физическое истощение. Развитие личностного роста спортсменов с ОВЗ помогает их социализации, что дает возможность полноценного их существования в окружающей жизни при соблюдении нравственных норм.
Л.В. Винокуров в своей статье «Специальные задачи в общей психологической подготовке спортсменов-паралимпийцев» говорит, что «Поле деятельности для спортивных психологов (психофизиологов), тренеров-
педагогов в паралимпийском направлении адаптивного спорта остается весьма перспективным, поскольку, с одной стороны, до сих пор не существует общепризнанной теории адаптивного спорта, включающей в себя развитую методологию психологического исследования в спорте инвалидов, с другой стороны, сохраняется дефицит практически полезных исследований феноменологии психической деятельности в условиях спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья» [8, с. 28].
R. Arnold, C. Wagstaff, L. Steadman, Y. Pratt утверждают, что для поддержки спортсменов-инвалидов необходима помощь спортивного психолога. В исследовании было показало, что стрессором для спортсменов является отсутствие доступа к психологу и психологической поддержки. Так как спортсмены с ОВЗ испытывают высокие организационные требования со стороны руководства, у них существует определенная специфика переживания стресса, управления стрессом, чем у спортсменов без инвалидности [41].
Особенности подготовки спортсменов на разных этапах регулируются федеральными государственными стандартами спортивной подготовки, которые принимаются на уровне Министерства спорта Российской Федерации. На сегодняшний день федеральных государственных стандартов начитывается более ста по основным видам спорта, реализуемым в стране. Наряду с требованиями к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, нормативам физической подготовки на различных этапах и возрастных периодах, в федеральных государственных стандартах спортивной подготовки предусматриваются и разделы, связанные с поддержанием психологической стабильности лиц, занимающихся спортом.
В программах спортивной подготовки уделяется основное место наряду с физической, врачебно-педагогической, биохимической также и психологической составляющей подготовки спортсменов на всех этапах реализации стандарта.
Многие организации дополнительного образования детей, профессиональные спортивные клубы, центры спортивной подготовки и центры олимпийской подготовки имеют в своем штате должности психологов, задачей которых является участие в подготовке спортсменов к достижению наивысших результатов в спортивной карьере. Наряду с большим количеством разнообразных задач, спортивные психологи участвуют в преодолении проблемы эмоционального выгорания воспитанников-спортсменов. В соревновательном процессе накал страстей и эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, зачастую, отрицательно сказывается на качестве и эффективности выполнения технических составляющих и, как следствие, на результатах выступления спортсмена.
Л.В. Винокуров говорит, что «Сегодня психологическая подготовка паралимпийцев реализуется в отсутствие каких-либо специальных психологических требований, задающих хотя бы начальный нормативный уровень регулярной и своевременной психологической поддержки именно атлетов-инвалидов, даже в паралимпийском спорте высших достижений [8, с. 28].
Для обеспечения эффективности работы со спортсменами и тренерами необходимы новые методики, разработки в разных сферах спортивной деятельности. Однако, до настоящего времени эта проблематика не рассматривалась в адаптивном спорте, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования – личностные регуляторы эмоционального выгорания спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания в спортивной деятельности.
Цель исследования – изучить личностные регуляторы эмоционального выгорания спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании предполагается, что спортсмены с ОВЗ испытывают эмоциональное выгорание, которое определяется не только физическими и психическими перегрузками, но и спецификой их здоровья.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать особенности проявления феномена эмоционального выгорания в спортивной деятельности;
2. Установить особенности эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ;
3. Выявить особенности мотивации достижения успеха и неудач, перфекционизма у спортсменов с ОВЗ;
4. Установить взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и личностными особенностями у спортсменов с ОВЗ.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-установлены симптомы эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ;
-выявлены достоверные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и показателями перфекционизма у спортсменов с ОВЗ;
-выявлено, что у спортсменов с ОВЗ преобладает мотивация достижения успеха по сравнению с мотивацией избегания неудач.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении имеющихся представлений о факторах и симптомах эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ, ранее эта проблематика не рассматривалась в спортивной психологии.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования в практической
деятельности. Программа исследования также может быть использована с целью мониторинга симптомов эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ, а также особенностей их спортивной мотивации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Установление личностных регуляторов эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ позволит выявить специфику его проявления у атлетов. На данный момент существует необходимость в изучении факторов развития эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ так как, на данный момент, практически отсутствуют исследования, проясняющие особенности и специфику развития данного синдрома у атлетов.
2. Психологическими регуляторами эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ является перфекционизм и мотивация достижения. Стремление достигать максимально высоких результатов в спортивной деятельности и желание соответствовать требованиям социального окружения является источником психической и физической напряженности у спортсменов с ОВЗ.
3. Существует специфика корреляционных взаимосвязей у спортсменов с ОВЗ мужского и женского пола у спортсменов с ОВЗ. Развитию симптомов эмоционального выгорания у юношей способствует высокий уровень мотивации достижения. В свою очередь, источником эмоционального выгорания у девушек является перфекционизм.
Результаты апробации работы. Результаты исследования были освещены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (г. Краснодар, 2019) XL VII научной конференции студентов и молодых ученых.
1. На сегодняшний день проблематика эмоционального выгорания спортсменов является актуальной и важной для всех этапов подготовки спортсменов, но для адаптивного спорта эта тема является неизученной в отечественной литературе. Для поддержки спортсменов с ОВЗ необходима помощь не только спортивного психолога, но и правильная работа тренерского штаба, врачей и аналитиков с спортсменом. Профилактика эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ на разных этапах подготовки поможет вывести адаптивных спорт на другой уровень, сделать его конкурентоспособным. Показатели, влияющие на увеличение показателя уровня эмоционального истощения, связаны с ростом профессионализма спортсмена. Уровень совладания со стрессом связан с уровнем травмы спортсмена, образованием и длительностью инвалидности. Люди имеющие высшее образование и маленькую продолжительность инвалидности легче справляются с стрессом, способы совладания со стрессом могут быть связаны с накопленным опытом. Спортсмены с ОВЗ, занимающиеся командными видами спорта, по сравнению с людьми из общей популяции, чаще проявляют целеустремленный стиль преодоления стресса. Высококвалифицированные спортсмены с ОВЗ лучше справляются в стрессовых ситуациях, чем спортсмены любители.
2. Исследуя особенности эмоционального выгорания спортсменов с ОВЗ мы установили, что показатель «уменьшение чувства достижения», «эмоциональное и физическое истощение», «обесценивание достижений», «интегральный показатель эмоционального выгорания» находятся в зоне средних значений. Данные значения говорят нам о том, что спортсмены с ОВЗ испытывают эмоциональное выгорание, которое может проявляться в уменьшении стремления спортсмена достигать высоких результатов на соревнованиях и в тренировочном процессе, снижении значимости своей работы и спортивных результатов для спортсмена с ОВЗ, также может проявляться отсутствие желания и сил на выполнение работы, тренировки.
3. Рассматривая особенности мотивации достижения успеха и неудач, перфекционизма у спортсменов с ОВЗ было установлено, что показатели «мотивация достижения успеха» и «мотивации избегания неудач» находятся в зоне средних значений. Мотивация на уровне средних значений дает возможность спортсменам с ОВЗ ставить перед собой достижимые задачи и цели, брать на себя ответственность, идти на обдуманный риск и т.д. Перфекционизм ориентированный на себя у спортсменов с ОВЗ находится в диапазоне высоких значений, что говорит о высоких предъявляемых требованиях к себе. Показатели перфекционизм ориентированный на других, социально-предписанный перфекционизм находятся в зоне средних значений. Также интегральный показатель перфекционизма находится в зоне высоких значений. Высокие значения перфекционизма, направленного на себя, говорят о значимости спортивной деятельности для спортсменов с ОВЗ.
4. Исследуя взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и личностными особенностями у спортсменов с ОВЗ нами были обнаружены прямые корреляционные достоверные взаимосвязи между показателем эмоциональное и физическое истощение и перфекционизмом ориентированным на себя ,перфекционизмом ориентированным на других, социально-предписанным перфекционизмом, интегральным показателем перфекционизма. Также выявлена прямая взаимосвязь между интегральным показателем эмоционального выгорания и интегральным показателем перфекционизма. У спортсменов с ОВЗ мужского пола установлена обратная корреляционная достоверная взаимосвязь между показателем уменьшение чувства достижения и мотивацией достижения успеха. У спортсменок с ОВЗ выявлена прямая корреляционная достоверная взаимосвязь между показателем эмоциональное и физическое истощение и перфекционизмом ориентированным на себя, перфекционизмом ориентированным на других, социально-предписанным перфекционизмом, интегральным показателем перфекционизма. Интегральный показатель эмоционального выгорания имеет прямую достоверную взаимосвязь между перфекционизмом ориентированным на себя, социально-предписанным перфекционизмом, интегральным показателем перфекционизма. В исследовании у спортсменов с ОВЗ были установлены симптомы эмоционального выгорания, что указывает на наличие физических и эмоциональных перегрузок в их спортивной и тренировочной деятельности. Основными личностными регуляторами эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ выявлены показатели «мотивация достижения успеха», «перфекциоонизм». Полученные нами данные говорят о необходимости исследования личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у спортсменов с ОВЗ, так как адаптивный спорт связан с высокими физическими и эмоциональными нагрузками и имеет свою специфику.
1. Барабанов А.Г., Вепринцева Н.Ю. Взаимосвязь адаптационного потенциала и эмоционального Выгорания у спортсменок хоккея на траве // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. №1. С 52-55.
2. Босенко Ю. М., Берилова Е. И. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. №. 2. С. 106-110.
3. Босенко Ю. М., Распопова А. С. Личностные регуляторы эмоциональной сферы спортсменов юношеского // Физическая культура, спорт-наука и практика. 2017. №. 2. С. 94-98.
4. Берилова Е. И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. № 4. С. 79-85.
5. Берилова Е. И. Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. № 2. С. 24-29.
6. Берилова Е. И. Личностные особенности как регуляторы психического выгорания у спортсменок-футболисток // Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения 2017». С. 484-488.
7. Вареников Н.А. Преодоление тревожности в спорте // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 4. С. 166-170.
8. Винокуров Л.В. Специальные задачи в общей психологической подготовке спортсменов-паралимпийцев //Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта. 2019. № 5. С. 28.
9. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2007. С. 1-328.
10. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: автореф. дисс. … докт. психол. наук. СПб. 2014. С. 3-45.
11. Водопьянова Н. Е., Густелёва А. Н. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. №. 4. С. 23-30.
12. Горская Г. Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт-наука и практика. 2016. №. 4. С.85-91.
13. Гринь Е.И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.2008. №3. С. 163-168.
14. Гринь Е. И. Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2009. № 1. С. 33-37.
15. Закирова Р. Х. Психологические особенности эмоционального выгорания спортсменов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2014. № 1. С. 53-59.
16. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
17. Ковалева Е.Л. Копинг-стратегии людей с инвалидностью с разными уровнями ролевой виктимности // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 93–102.
18. Ковалева Е.Л. Копинг-стратегии людей с инвалидностью с разными уровнями ролевой виктимности // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. C. 93–102.
19. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. №5-1 (117). С. 59-73.
20. Киселева А.А. Совладающее поведение студентов с ограниченными возможностями здоровья // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №8. С. 129-132.
21. Маракушина, И. Г., Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг - стратегий у подростков с детским церебральным параличом // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С.647 - 655.
22. Мищенко А. В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров // Гуманизация образования. 2011. №. 1. С. 87.
23. Ольшанская С. А., Караулова С. Н. Особенности проявления эмоционального выгорания у тренеров по футболу // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. №. 1. С. 224.
24. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90-101.
25. Поникарова В.Н., Алексина Ю.Ю. Содержание и основные направления формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Международный студенческий научный вестник. 2015. №5. 412-414.
26. Полякова Т. А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 220-226.
27. Стрига Н.Ю. Психологическое сопровождение спортсменов - инвалидов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Минск: БГПУ им.М.Танка, 2013. С. 1-4.
28. Шестиловская Н. А. Копинг-стратегии паралимпийцев различных функциональных классов // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18–19 окт. 2018 г. Минск : БГУ, 2018. – С. 204-210.
29. Штефаненко И. И. Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов гандболистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Т. 19. №. 2. С. 74-80.
30. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. С. 25-41.
31. Янесецкая М.В., Широченкова С.А. К вопросу о синдроме «burnout»: диагностика и профилактика (на примере действующих судей кхл сезон 2016-2017) // Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения 2017». С. 429-433.
32. Belinchón-deMiguel P, Ruisoto-Palomera P, Clemente-Suárez VJ. Psychophysiological Stress Response of a Paralympic Athlete During an Ultra-Endurance Event. A Case Study. Journal of Medical Systems. 2019 Feb;43(3):70.
33. Babaeian Fineh M., Nikaeen, Z. & Sajjadi Hezaveh, H. (2020) Связь спортивной идентичности со спортивными обязательствами и выгорания спортсменов-паралимпийцев Исламской Республики Иран. Международная конференция спортивной науки - AESA , (2), 26.
34. Gargen A.M. The purpose of burnout : a Jungian interpretation. Special issue: hand book on the job stress // J.of the social behavior and personalyti. 1991. С. 78-89.
35. Thomas D. Raedeke & Alan L. Smith (2001). Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 23. С 281-306.
36. Papathomas A. & Smith B. (2019). Психология инвалидности спорта: участие и производительность. В MH Anshel, TA Petrie & JA Steinfeldt (Eds.), APA, пособия по психологии. АПА, справочник по спортивной и физической психологии, вып. 1. Спортивная психология. С 385–398.
37. Turon-Skrzypinska А., Pawlukowska W., Szylinska A., Tomska N., Mikołajczyk-Kociecka A., Ptak M., Dutkiewicz G., Rotter I. (2020) Assessment of the Relationship between Selected Factors and Stress-Coping Strategies in Handcyclists—A Preliminary Study. С. 234-240.
38. Kohda Y, Monma T, Yamane M, et al. Состояние психического здоровья и связанные с этим факторы у слабовидящих спортсменов. Журнал клинических исследований медицины. 2019 ноябрь; 11 (11): 729-739.
39. Fagher K, Forsberg A, Jacobsson J, et al. Восприятие спортсменами-паралимпийцами своего опыта спортивных травм, факторов риска и возможностей профилактики. Европейский журнал спортивной науки. 2016 ноябрь; 16 (8): 1240-1249.
40. Marin-Urquiza A, Ferreira JP, Van Biesen D. Athletic identity and self-esteem among active and retired Paralympic athletes. European Journal of Sport Science. 2018 Jul;18(6):861-871.
41. Arnold, R, Wagstaff, CRD, Steadman, L & Pratt, Y 2017, 'The organizational stressors encountered by athletes with a disability', Journal of Sports Sciences, vol. 35, no. 12, pp. 1187-1196.
42. Jefferies P, Gallagher P, Dunne S. The Paralympic athlete: a systematic review of the psychosocial literature. Prosthetics and Orthotics International. 2012 Sep;36(3):278-289.
43. Nixdorf I, Beckmann J, Nixdorf R. Psychological Predictors for Depression and Burnout Among German Junior Elite Athletes. Frontiers in Psychology. 2020. С. 56-65.
44. Raanes EFW, Hrozanova M, Moen F. Identifying Unique Contributions of the Coach-Athlete Working Alliance, Psychological Resilience and Perceived Stress on Athlete Burnout among Norwegian Junior Athletes. Sports (Basel, Switzerland). 2019 Sep;7(9) : 290-298.
45. Baella-Vigil GV, Hurtado-Bocanegra M, Marroquín-Quintana J, et al. Burnout syndrome in athletes and their association with body image dissatisfaction at a private university. The Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2020 Apr;60(4):650-655.
46. Burns M. The Relationship Between the Coach-Athlete Relationship and Quality of Life Among Paralympic Athletes : дис. – Ashford University, 2020. С. 170-178.
47. Li C. et al. The dynamic interplay between burnout and sleep among elite blind soccer players //Psychology of Sport and Exercise. 2018. Т. 37. С. 164-169.
48. Jordalen G, Lemyre PN, Solstad BE, Ivarsson A. The Role of Self-Control and Motivation on Exhaustion in Youth Athletes: A Longitudinal Perspective. Frontiers in Psychology. 2018. №. 2. С. 24- 49.
49. Ashby J. S., Rice K. G. Perfectionism, dysfunctional attitudes, and self‐esteem: A structural equations analysis //Journal of Counseling & Development. – 2002. Т. 80. №. 2. С. 197-203.
50. Armstrong S., Oomen-Early J. Social connectedness, self-esteem, and depression symptomatology among collegiate athletes versus nonathletes //Journal of American College Health. 2009. Т. 57. №. 5. С. 521-526.