ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста экологических представлений 9
1.3. Содержание экологического досуга и подготовка воспитателя к его проведению 16
Вывод по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОСУГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 22
2.1. Выявление уровня сформированности экологических представлений у дошкольников 22
2.2. Реализация экологического досуга по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений 26
2.3. Выявление эффективности экологического досуга на повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений 28
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Актуальность исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирование экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению [29, с.2].
В дошкольном возрасте формируются элементарные представления и знания основы конкретных представлений и знаний о природе. Окружающий нас мир имеет большие возможности для разнообразной деятельности детей. Осознавая важность значения природы для человека мы определили приоритетное направление – экологическое воспитание дошкольников.
Создание нравственного отношения к окружающему напрямую связано с экологическим воспитанием, которое создает в душе ребенка любовь, уважение к природе, к родному дому и семье, к культуре и истории страны, созданной трудами близких людей. Экологическое воспитание благотворно влияет на развитие интеллектуальных способностей, патриотических чувств [4, с. 78].
В дошкольном возрасте большое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Восприятие предметов природы их разнообразие влияют на детей, вызывает у них положительные эмоции, удивление, восторг, для детей раскрывается многообразие связей живого в экосистеме.
Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги.
Праздники и развлечения наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозор а, совместных действиях и переживаниях [4, с. 79].
Степень изученности проблемы. Широко рассматривались в трудах С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Е.И. Золотова, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и др . Воспитательное значение природы велико. Работа педагогов по экологическому воспитанию дошкольников очень актуальна потому, что общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, приучает к ответственности.
Объект исследования: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование экологических представлений средствами досуговой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей экологического досуга как средства формирования представлений об окружающем виде у детей старшего дошкольного возраста.
В работе используются следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, диагностирование, анализ документации, обобщение полученных результатов.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Некрасовке», дошкольный корпус «Веселье».
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что взятая нами проблема действительно является актуальной, так как является не до конца изученной и имеет большое значение в развитии ребенка, как личности, способности быть в центре внимания и быть ответственным, повышении его знаний, умений и навыков.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –Ф3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://shkola5kimovsk.ucoz.ru/dokument/ofizal (дата обращения: 01.02.2021).
2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/zakony/ob-ohrane-sredi (дата обращения: 01.02.2021).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 01.02.2021 г.).
4. Артурская, О.А., Еник, О.А. КВН как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. научн. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – М., 2013. - С. 108–111.
5. Ан цыпер ова, Т.А. Экологические пр оекты как ср едство фор мир ован ия позн авательн ого ин тер еса дошкольн иков к пр ир оде / Ан цыпер ова Т. А. // Детский сад от А.до Я. - 2015. - 394 с.
6. Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г Ашикова. –М, 2012. –158 с.
7. Бобылева, Л.К пр ир оде — с добр отой: экологическая беседа со стар шими дошкольн иками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольн ое воспитан ие. - 2016. - 475 с.
8. Вер евкин , И. Активн ые фор мы и методы воспитан ия экологической культур ы дошкольн иков / Вер евкин И., Чижен ко Н .// Детский сад от А.до Я., 2018. — № 6. — С. 101–103.
9. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. – С. 45-69.
10. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 4. – С. 23-28.
11. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. –Минск, 2013. – 297 с.
12. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 16-20.
13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, А.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. –464 с.
14. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
15. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.Дубинина // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. – С. 26 –36.
16. Дыбина, О.В. Интегрированные формывзаимодействия педагога и детей / О.В. Дыбина // Вектор науки. – 2014. – № 1 (27). – С. 224-231.
17. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков. //Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. –М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
18. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Л.В.Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2009. – № 6. – С. 54-57.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду. - 2013. – № 2. – С. 38-41.
20. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. – № 1. – С.46-48.
21. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. –Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2008. – 296 с.
22. Маликова, Т.Н . Фор ма р аботы по экологическому воспитан ию детей стар шего дошкольн ого возр аста чер ез моделир ован ие / Т. Н. Маликова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1212/ (дата обращения: 16.02.2021).
23. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 167 с.
24. Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника / Л. В. Мисякова // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (дата обращения: 16.02.2021).
25. Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68126/ (дата обращения: 16.02.2021).
26. Разгоняева, Е. А. Экологическое воспитание дошкольников / Е. А. Разгоняева, Т. О. Петрова // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55541/ (дата обращения: 16.02.2021).
27. Яковлева, Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника / Е. В. Яковлева // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения: 16.02.2021).
28. ГБОУ г.Москвы «Школа в Некрасовке». Официальный сайт. – URL: https://gym1595.mskobr.ru/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения: 20.02.2021)
29. Домбровская О.В., Еник О.А. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ» 2017 - с.2 https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/4351/1/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%9E.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7_1231%D0%94.pdf