Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСА В РАЗНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕГИСТРАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №75441

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы рассмотрения причастия в дискурсивном формате 7
1.1 Проблемы дискурса в современной лингвистике 7
1.2 Идиостилистический фактор и его рассмотрение в современной
лингвистике 10
1.3 Причастие в современном английском языке 13
2 Дискурсивный потенциал английского причастия с позиции его
разностилевого функционирования 17
2.1 Общая характеристика анализируемых типов дискурса 17
2.2 Функционирование причастия в континууме политического
дискурса 23
2.3 Функционирование причастия в континууме образовательного
дискурса 28
2.4 Функционирование причастия в континууме спортивного
дискурса 34
2.5 Функционирование причастия в континууме экономического
дискурса 39
2.6 Функционирование причастия в континууме юридического
дискурса 43
2.7 Функционирование причастия в континууме медицинского
дискурса 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ-ПРИМЕРОВ

В современной лингвистике дискурсивные исследования отмечены особой популярностью. Существенно при этом подчеркнуть, что одним из характерных признаков изучения дискурса является дифференциация его типов, в результате чего в настоящее время выделено значительное число различных вариаций дискурса (например, политический, педагогический, медицинский и т.д.). Исследования внутри каждого из такого рода типов также характеризуются разнообразием подходов, так что в целом в изучении дискурса можно констатировать самый широкий охват входящих в него явлений.
Настоящая работа относится к тому типу исследований, которые ориентируются на системно-языковые факторы дискурса, а именно на вопросы его языковой природы, в данном случае - на вопросы грамматических особенностей дискурса, рассматривая их в широком континууме различных вариаций современного англоязычного дискурса. Конкретным аспектом исследования является использование причастия в разных типах дискурса, которое детерминируется широким спектром факторов: стилистикой дискурса, индивидуально-авторскими мотивами текстопостроения (идиостилем и идиолектом), а также жанровыми характеристиками текста с особым акцентом на идиостиль продуцента текста и жанровые характеристики текста.
Актуальность работы обусловлена слабой изученностью причастия в его дискурсивном преломлении, несмотря на тот факт, что причастие часто появляется в устной и письменной речи разных стилей и при этом оно по- разному актуализируется.
Новизна работы заключается в исследовании функционирования причастия в рамках нескольких типов дискурса, с выявлением грамматических параметров англоязычного дискурса в целом в аспекте причастия.
Целью работы является установление особенностей функционирования причастия в некоторых типах англоязычного дискурса.
Данная цель раскрывается в решении следующих задач:
1. Определить частотный состав причастий в следующих типах дискурса: политическом, образовательном, спортивном, экономическом, юридическом и медицинском.
2. Выявить функциональное разнообразие причастий в выше названных типах дискурса.
3. Определить идиостилистические моменты в текстах, принадлежащих к выше названным типам дискурса.
Материалом для исследования послужили тексты политического, образовательного, спортивного, экономического, юридического и медицинского дискурса, отобранные в соответствии с жанрово-тематическим принципом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и списка источников-примеров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показал анализ работ в формате шести типов дискурса, английское причастие наиболее активно проявляет себя в рамках медицинского (2,27%), образовательного (2,21%) и спортивного (1,95%) типов дискурса. Реже встречается причастие в текстах юридического (1,5%) и политического (1,3%) типов дискурса. Самый низкий показатель употребления причастий был зафиксирован при анализе текстов экономического дискурса (0,94%).
С точки зрения грамматических особенностей, причастие настоящего времени (Participle I) проявляет наибольшую активность в рамках политического и спортивного типов дискурса. Для образовательного дискурса, напротив, характерно употребление причастий прошедшего времени (Participle II). В рамках экономического, юридического и медицинского дискурса причастия настоящего и прошедшего времени проявляют себя в равной степени - их общее употребление зависит от тематики текста и идиостиля автора.
Наиболее распространённой формой причастия настоящего времени является форма Indefinite Active - её активное употребление зафиксировано во всех шести проанализированных типах дискурса. Кроме того, в рамках политического, спортивного и медицинского дискурса нередко используется причастие в форме Perfect Active. Случаи употребления причастия в форме Indefinite Passive были обнаружены только в рамках политического дискурса, а в форме Perfect Passive - в рамках образовательного дискурса. В формате экономического и юридического типов дискурса причастие проявило себя только в форме Indefinite Active.
С точки зрения функциональных признаков, причастие в рамках всех шести типов дискурса чаще всего проявляет себя в функции определения. В рамках образовательного, экономического, юридического и медицинского дискурса в данной функции чаще выступает причастие прошедшего времени (Participle II), в текстах политического дискурса, напротив, функция определения характерна для причастий настоящего времени (Participle I). В спортивном дискурсе устойчивой тенденции не обнаружено - в проанализированных текстах в функции определения в равной степени выступают оба типа причастий.
В функции обстоятельства причастие в рамках всех шести типов дискурса проявляло себя значительно реже. Однако, стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев в данной функции употребляется причастие настоящего времени (Participle I) - случаи употребления в функции обстоятельства причастий прошедшего времени единичны. Ведущей функцией обстоятельства в рамках образовательного, спортивного, экономического и юридического дискурса является функция обстоятельства образа действия. Кроме того, в рамках всех проанализированных типов дискурса причастие активно проявило себя в функции обстоятельства причины и времени. Функция обстоятельства сравнения встретилась только один раз - в одном из текстов спортивного дискурса. В функциях обстоятельства условия и уступки в рамках данных типов дискурса причастие не употребляется.
Вопрос о позиции причастия до или после определяемого слова оказался самым спорным. Устойчивая тенденция была выявлена только при анализе спортивного дискурса - в данных текстах причастие чаще всего употребляется в постпозиции. В рамках остальных типов дискурса позиция причастия не может быть рассмотрена как устойчивый признак, поскольку показатели, полученные при анализе текстов, не позволяют выявить чётких закономерностей. Поэтому мы полагаем, что данный аспект употребления причастий зависит исключительно от идиостиля и предпочтений автора.
В заключение стоит вернуться к понятию идиостиля, рассмотренного в первой главе. Безусловно, выборочный анализ отдельных текстов, представляющих каждый из рассмотренных типов дискурса, может свидетельствовать как о их характерных признаках в сфере использования причастий, так и о случайном совпадении идиостилей авторов избранных текстов. Думается, однако, что единообразное функционирование причастий в текстах двух авторов уже указывает на характерные для того или иного типа дискурса тенденции в использовании причастий. В этом смысле приведенные выше выводы представляются показательными для дискурсивной дифференциации причастий, отразившейся в текстах, выполненных в пространстве какого-либо типа дискурса



1. Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса [Электронный ресурс] / Д. Р. Акопова // Вестник ННГУ. - 2013. - № 6-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-politicheskogo- diskursa.
2. Богданова Е. В. О некоторых аспектах изучения термина идиолект в отечественной и западной лингвистике [Электронный ресурс] / Е. В. Богданова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-aspektah-izucheniya-termina-idiolekt-v- otechestvennoy-i-zapadnoy-lingvistike.
3. Бушев А. Б. Языковые особенности экономического дискурса
[Электронный ресурс] / А. Б. Бушев // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 37 (328). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-
ekonomicheskogo-diskursa.
4. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1961. - 616 с.
5. Генералова С. Н. Понятие «политический дискурс» в лингвокультурологической парадигме [Электронный ресурс] / С. Н. Генералова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-politicheskiy-diskurs-v- lingvokulturologicheskoy-paradigme.
6. Гончаренко Н. В. Суггестивность медицинского дискурса [Электронный ресурс] / Н. В. Гончаренко // Известия ВГПУ. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suggestivnost-meditsinskogo- diskursa.
7. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников /
B. П. Григорьев. - М. : Наука, 1983. - 224 с.
8. Данилова С. А. Типология дискурса [Электронный ресурс] /
C. А. Данилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya- diskursa.
9. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ. / Т. А. ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989 - 312 с.
10. Евтушина Т. А. Экономический дискурс как объект лингвистического
исследования [Электронный ресурс] / Т. А. Евтушина, Н. А. Ковальская // Вестник ЧелГУ. - 2014. - № 6 (335). - Режим доступа:
https:// cyberleninka.ru/ article/n/ ekonomicheskiy-diskurs-kak-obekt- lingvisticheskogo-issledovaniya.
11. Евтюгина А. А. Научно-педагогический дискурс как тип институционального общения в образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс] / А. А. Евтюгина // Научный диалог. - 2014. - № 3 (27). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskiy-diskurs- kak-tip-institutsionalnogo-obscheniya-v-obrazovatelnoy-srede-pedagogicheskogo- vuza.
12. Захидова Л. С. Специфика идиостиля Ю. Полякова : дис. ... канд. филол. наук / Л. С. Захидова. - Новосибирск, 2009. - 187 с.
13. Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста / Т. С. Золян.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УРСС, 2014. - 336 с.
14. Исаева Л. А. Спортивный дискурс: дискретизация континуума [Электронный ресурс] / Л. А. Исаева, Н. Б. Казарина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 : Филология и искусствоведение. -
2012. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnyy-diskurs- diskretizatsiya-kontinuuma.
15. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
16. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность : / Ю. Н. Караулов.
- 7-е изд. - М. : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
17. Каушанская В. Л. Грамматика английского языка : пособие для студентов педагогических институтов / В. Л. Каушанская, Р. Л. Ковнер, О. Н. Кожевникова, Е. В. Прокофьева и др. - 7-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2014.
- 384 с.
18. Косоногова О. В. Характеристики юридического дискурса: границы, содержание, параметры [Электронный ресурс] / О. В. Косоногова // ИСОМ. - 2015. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki- yuridicheskogo-diskursa-granitsy-soderzhanie-parametry.
19. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева.
- 2-е изд., доп. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.
20. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман, сост. Р. Г. Григорьева, пред. С. М. Даниэля. - СПб. : Академический проспект, 2002. - 544 с.
21. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия / О. Л. Михалева. - М. : Либроком, 2009. - 256 с.
22. Некрасова Е. А. А. Фет, И. Анненский. Типологический аспект описания / Е. А. Некрасова. - М. : Наука, 1991. - 127 с.
23. Николаева Т. М. Краткий словарь терминов лингвистики / Т. М. Николаева. - М. : Прогресс, 1978. - 480 с.
24. Палашевская И. В. Функции юридического дискурса и действия его
участников [Электронный ресурс] / И. В. Палашевская // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - № 5-2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-yuridicheskogo-diskursa-i-deystviya-ego- uchastnikov.
25. Перельгут Н. М. О структуре понятия «Политический дискурс» [Электронный ресурс] / Н. М. Перельгут, Е. Б. Сухоцкая // Вестник НВГУ. -
2013. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture- ponyatiya-politicheskiy-diskurs.
26. Пищальникова В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В. А. Пищальникова. - Барнаул : Алтай. гос. ун-т., 1992. - 73 с.
27. Полунина Л. Н. Европейский образовательный дискурс: опыт типологического исследования [Электронный ресурс] / Л. Н. Полунина //
Известия ВГПУ. - 2011. - № 6. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-obrazovatelnyy-diskurs-opyt- tipologicheskogo-issledovaniya.
28. Северская О. И. Язык поэтической школы. Идиостиль. Идиолект. Социолект / О. И. Северская. - М. : Словари.ру, 2007. - 126 с.
29. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности / Е. В. Сидоров, ответ. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Наука, 1987. - 138 с.
30. Соболева А. К. Законодательная дефиниция как способ преодоления многозначности слова в юридическом дискурсе [Электронный ресурс] / А. К. Соболева // Юридическая техника. - 2007. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-definitsiya-kak-sposob- preodoleniya-mnogoznachnosti-slova-v-yuridicheskom-diskurse.
31. Старкова Е. В. Проблема понимания феномена идиостиля в
лингвистических исследованиях [Электронный ресурс] / Е. В. Старкова // Вестник ВятГГУ. - 2015. - № 5. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-ponimaniya-fenomena-idiostilya-v- lingvisticheskih-issledovaniyah.
32. Титкова О. И. Рекуррентность в образовательном дискурсе [Электронный ресурс] / О. И. Титкова // Интернет-журнал Науковедение. -
2014. - № 5 (24). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rekurrentnost- v-obrazovatelnom-diskurse.
33. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности / Н. А. Фатеева. - 3-е изд. стер. - М. : КомКнига, 2007. - 282 с.
34. Хурматуллин А. К. Понятие дискурса в современной лингвистике [Электронный ресурс] / А. К. Хурматуллин // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-diskursa-v-sovremennoy-lingvistike.
35. Шарафутдинова С. В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ [Электронный ресурс] / С. В. Шарафутдинова // Вестник ЧелГУ.
- 2009. - № 34. - Режим дискурса: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya- analiticheskaya-statya-kak-zhanr-diskursa-smi.
36. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса : дис. ... д-ра. филол. наук / Е. И. Шейгал. - М., 2000 - 440 с.
37. Шуравина Л. С. Медицинский дискурс как тип институционального дискурса [Электронный ресурс] / Л. С. Шуравина // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 37 (328). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskiy-diskurs- kak-tip-institutsionalnogo-diskursa.
38. Щербинина Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать : учебное пособие / Ю. В. Щербинина. - М. : Флинта : Наука, 2010.
- 440 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ-ПРИМЕРОВ
39. Bowen W. G. Online Learning in Higher Education [Электронный ресурс] / W. G. Brown, M. M. Chingos, K. A. Lack, T. I. Nygren. - Режим доступа: http: / / educationnext.org/online-learning-in-hi gher-education.
40. Corbett S. Baseball for Life [Электронный ресурс] / S. Corbett. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2006/06/04/sports/playmagazine/04baseball.
41. Greene J. P. Learning from Live Theatre [Электронный ресурс] /
J. P. Greene, C. Hitt, A. Kraybill, C. A. Bogulski. - Режим доступа: http://educationnext.org/learning-live-theater.
42. Halberstam D. Jordan’s moment [Электронный ресурс] / D. Halberstam. - Режим доступа: https://www.newyorker.com/magazine/1998/12/21/jordans- moment.
43. Jenkins S. Why high streets don’t need shops to survive [Электронный ресурс] / S. Jenkins. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/apr/17/high-streets-heart-cities- web.
44. Kase L. M. How Good Is Good Cholesterol? [Электронный ресурс] /
L. M. Kase. - Режим доступа: http://discovermagazine.com/2017/dec/how-good-is- good-cholesterol.
45. Obama B. Democratic National Convention Keynote Address [Электронный ресурс] / B. Obama. - Режим доступа: http://www.americanrhetoric.com/speeches/convention2004/barackobama2004dnc.htm.
46. Sessions J. Address on the Importance of Free Speech on College Campuses [Электронный ресурс] / J. Sessions. - Режим доступа: https://www.justice.gov/opa/speech/attorney-general-sessions-gives-address- importance-free-speech-college-campuses.
47. Slater L. Into the Mystic [Электронный ресурс] / L. Slater. - Режим доступа: http://discovermagazine.com/2018/apr/into-the-mystic.
48. Thatcher M. Speech to Conservative Party Conference [Электронный ресурс] / M. Thatcher. - Режим доступа: https://www.margaretthatcher.org/document/105763.
49. Vance Jr. C. Testimony before City Council Committee on the Justice System [Электронный ресурс] / Jr. C. Vance. - Режим доступа: https://www.manhattanda.org/manhattan-district-attorneys-office-testimony-before- city-council-committee-on-the-justice-system.
50. Winant G. How the American economy conspires to keep wages down [Электронный ресурс] / G. Winant. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/apr/13/american-economy-wage- suppression-how-it-works.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ