Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Социальные взаимодействия и взаимоотношения в системе управления знаниями 7
1.1 Теоретические основы социологии знания 7
1.2 Система управления знаниями и её основные функции 21
1.3 Выводы по первой главе 30
Глава 2. Социологические основы сетевого подхода к управлению знаниями в коммерческой организации 31
2.1 Теория социальных сетей и сетевой анализ в социологии 31
2.2 Применение сетевого подхода к управлению знаниями в коммерческой организации 45
2.3 Выводы по второй главе 60
Глава 3. Социологическое исследование системы управления знаниями в коммерческой организации 63
3.1 Методика социологического анализа системы управления знаниями на основе сетевого подхода 63
3.2 Апробация методики в ООО «Петербургский колл-центр» 70
3.3 Выводы по третьей главе 89
Заключение 94
Литература и источники 96
Приложение 1. Количественные показатели социальной сети 101
Приложение 2. Программа исследования 102
Приложение 3. Анкета для опроса персонала 105
Приложение 4. Анкета для социометрического исследования 106
Приложение 5. Таблицы количественных коэффициентов 108
Приложение 6. Транскрипт экспертного интервью 110
Современное общество можно характеризовать как информационное, с точки зрения теорий социального развития. Считается, что в обществе такого типа наиболее развитой в экономическом секторе является сфера услуг, а производство отходит на второй план. Для того чтобы выделиться среди других компаний, современные предприниматели считают очень значимым в работниках такой ресурс, как знание.
Интеллектуальный капитал, инновации и знания уже стали предметом изучения таких наук, как социология, менеджмент и другие. Чтобы раскрывать интеллектуальный капитал сотрудника в нужном русле, современный руководитель должен иметь представления о том, как ему следует управлять знаниями в его компании. Поэтому сейчас очень известной стала такая научная область, как «knowledge management», или «управление знаниями».
Управление знаниями значительно больше развито в сфере менеджмента. Существуют различные рекомендации, как наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы система управления знаниями работала эффективно. Но такие рекомендации иногда упускают тот факт, что объектом управления являются не сами знания, а их носители, то есть люди. Поэтому важно учитывать не только нужды организации, но и социальную составляющую процесса управления знаниями. Именно поэтому мы решили изучить вопрос управления знаниями с социологической точки зрения.
Актуальность данной тематики обусловлена новизной концепции системы управления знаниями, необходимостью повышения конкурентоспособности современной организации в рамках информационного общества и особенностью развития системы управления знаниями в российских компаниях. Социологические методы анализа социальных сетей обладают большим потенциалом для повышения эффективности использования интеллектуального капитала сотрудников. Крупнейшие мировые компании постоянно внедряют системы управления знаниями в своих организациях.
Степень разработанности проблемы. Основные теоретические и методологические принципы изучения управления знаний разрабатывались в рамках социологии знания. Изначально эта дисциплина занималась изучением социальных параметров знания и понятия идеологии. Наиболее значимый вклад внесли такие классики социологии, как К. Маркс, М. Шеллер, К. Мангейм, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. Когда были разработаны основные понятия и категории, социологи обратили внимание на изучение субъективного знания и повседневности. Здесь можно особенно выделить труды П. Бергера, Т. Лукмана, А Шюца, Г. Гарфинкеля и др.
Практические исследования в области социологии знаний активно проводятся в США и Европе начиная со второй половины XX века. Данные исследования так же проводятся с применением сетевого подхода. На его развитие оказали влияние труды таких учёных, как М. Кастельс, М. Грановеттер, Х. Уайт, Я. Л. Морено, Р Коллинз и др. Они разрабатывали понятие социальных сетей, сетевого общества. Так же они занимались разработкой методологических принципов сетевого подхода и методов изучения, в частности, социометрического исследования.
Из современных учёных можно выделить Б. Уэллмана, Э. Эриксона, М. Мизраши и др. Большую известность сейчас приобретает акторно-сетевая теория (ANT), разработанная учёными Б. Латуром и М. Каллоном на основе сетевой теории. Среди российских учёных наиболее известными сторонниками сетевого подхода являются В. Радаев, Г. Градосельская, А. Кнорре, И. Девятко, О. Хархордин и др.
Объектом нашего исследования является система управления знаниями. Предметом - управление знаниями в коммерческой организации на основе сетевого подхода.
Основная цель нашего исследования - социологическое осмысление сетевого подхода к управлению знаниями в коммерческой организации, разработка и апробация методики анализа системы управления знаниями на его основе. Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и идеи социологии знания.
2. Определить понятие системы управления знаниями, описать её структуру и функции.
3. Сформулировать социологические основания применения сетевого подхода к изучению управления знаниями.
4. Сформулировать методологические принципы сетевого подхода к управлению знаниями.
5. Разработать методику изучения системы управления знаниями в коммерческой организации.
6. Апробировать данную методику в коммерческой организации.
Гипотеза данной работы следующая - применение сетевого подхода к управлению знаниями в коммерческой организации способствует улучшению работы системы управления знаниями.
Теоретико-методологическим основанием данной работы являются классические труды теоретиков социологии знаний, исследования повседневности А. Шюца и Г. Гарфинкеля, теория конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана и сетевой подход в социологии, а именно концепции М. Грановеттера о социальных связях, П. Бурдье о человеческом и интеллектуальном капитали и теории бихевиоризма Дж. Хоманса и П. Блау.
Эмпирическим основанием данной работы являются современные западные исследования системы управления знаниями и применения сетевого подхода к её анализу. Это исследования культуры распределения знаний между сотрудниками (Dyer H. Jeffrey, Nobeoka Kentaro, Sitlington H., Ferd J. Vander Krogt), влияния сетевых показателей на результативность сотрудников (Wong S., Brown S., Dennis A., Burley D., Arling P.), исследования сетей формальных и неформальных отношений в организациях (Soda G., Zaheer A, Hossein J. M., Sawyer S.). Эмпирические выводы работы основаны на социологическом исследовании, проведенном автором данной работы в коммерческой организации.
Методами исследования являются экспертное интервью, анкетированный опрос, социометрический опрос, статистический анализ, анализ социальных сетей.
Практическая новизна данной работы состоит в:
1. Разработке методики анализа системы управления знаниями в коммерческой организации на основе сетевого подхода.
2. Апробации данной методики в коммерческой организации.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений.
Апробация работы. Теоретические материалы работы апробированы на Всероссийской конференции «Десятые Ковалевские Чтения» (2015 г.) и Международной конференции «Информация, коммуникация, общество» (2016 г.). По теме работы опубликованы две статьи.
В данной работе мы проанализировали систему управления знаниями в коммерческой организации с применением сетевого подхода. Нашей целью была разработка и практическая апробация методики анализа системы управления знаниями в коммерческой организации. Для достижения этой цели мы рассмотрели в первой главе основные теоретические подходы к понятию управления знаниями, выделили структуру системы управления знаниями и описали её управленческие функции. Так же мы вывели понятия знаний, управления знаниями и системы управления знаниями. В качестве основного теоретического подхода были выбраны теории социального конструирования реальности, социального капитала и сетевая теория.
Во второй главе мы рассмотрели методологические принципы сетевого подхода в социологии, основываясь на классических трудах его представителей. Мы рассмотрели понятие социальной сети, описали её структуру, количественные показатели и основные параметры. Так же мы описали основные принципы проведения социометрического исследования, которое часто используется в рамках сетевого подхода.
После рассмотрения теоретических концепций мы разработали методику анализа системы управления знаниями в организации и апробировали её в одной из компаний. В методике применяются методы интервью, анкетированного опроса, социометрического опроса и построение сетей. Она была апробирована в компании ООО «Петербургский колл-центр».
По итогам нашего исследования мы можем сделать следующие эмпирические выводы: 1) чем выше плотность взаимодействия одного сотрудника с другими, тем более широкий набор профессиональных знаний он имеет; 2) сотрудники, занимающие руководящие должности, имеют более широкий набор профессиональных знаний. В заключение работы мы дали управленческие рекомендации, которые выработали на основе теоретического и эмпирического исследования.
Разработанная методика является примером того, как можно проанализировать систему управления знаниями в организации, используя сетевой подход. Мы считаем, что при определённой модификации с учётом особенностей организации, её можно использовать и в других компаниях. Этому способствует гибкость используемых методов, возможность сужения и расширения объекта исследования, сочетание качественных и количественных методов анализа данных.
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Экономика - М.; 1989.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания - М.: “Медиум”, 1995.
3. Бояцис Р Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008.
4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал/ Пер. с англ. под. ред. Л.Н. Ковалик.— СПб: Питер, 2001.
5. Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта. - М.: Изд. МГТУ им. Баумана, 2001.
6. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899.
7. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. - Спб.: Интерсоцис, 2006.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - СПб: ГУ ВШЭ, 2000.
9. Князева Е. И. Сетевая теория в современной социологии. Социология № 2. 2006.
10. МакКлелланд Д. Концепция компетенций/ Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005.
11. Мальцева Д. В. Сетевой подход в социологии: генезис идей, современное состояние и возможности применения. М., 2014.
12. Мангейм К. Идеология и утопия. М.,1994.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч., изд. 2, т. 3. — М.: Политиздат, 1955.
14. Маслоу А.. Г. Мотивация и личность . PSYLIB, 2004.
15. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.
16. Подопригора М. Г. Организационное поведение. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2008.
17. Поппер К. Р Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г.Лахути. Отв. ред. В.Н.Садовский.—М.: Эдиториал УРСС, 2002 г.
18. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. - М., «Когито-центр», 2002.
19. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. - Киев: Ника- Центр, 2001.
20. Райс-Джонстон У Тактический менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.
21. Alfred Schuf: Collected Papers Vol I. - The Hague Nijhoft, 1962.
22. Barnes B. Interests and the growth of knowledge. New-York: Routledge, 2015
23. Dubois. D. Competency-based human resources management. AMACOM, 2004
24. Figueroa A. Growth, Employment, Inequality and the Environment. New-York, 2015.
25. King R. William. Knowledge Management and Organizational Learning. Katz Graduate School of Business, University of Pittsburgh, 2002.
26. Levin G., LeRoy W. Program management complexity. A competency model. 2011.
27. Mccarthy E. Knowledge as culture. New-York: Routledge, 1996.
28. Neef Dale. Managing corporate reputation and risk. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data, 1959.
29.Soda G., Zaheer A. A network perspective on organizational architecture: performance effects of the interplay of formal and informal organization. Strat. Mgmt. J., 33, 2012.
30.Wellman B. Network Analysis: Some Basic Principles. Sociological Theory. Vol. 1. 1983.
Сборники
1. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Т.5, № 4. 2011.
2. Материалы Международной научно-практической конференции РАБО-CEUME — М., 2005.
3. Общество. Среда. Развитие. Выпуск №3, 2010.
4. Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: Сборник докладов V международной научно-практической конференции. - Биробиджан, 2013.
5. Современная западная социология науки. Критический анализ. - М. :Наука, 1988.
6. Экономическая социология. Т. 10. No 4. Сентябрь, 2009
7. Экономическая социология. Том 6. №3. Май 2005.
8. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», №5, 2010.
9. Journal of Organizational Behavior. John Wiley & Sons, Ltd, 2007.
10. Human resource development quarterly vol. 9. no 2,1998.
11. Journal of the American society for information science and technology. ASIS&T, 2013.
Учебники
1. Градосельская В. Г. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие. М., «Новый учебник», 2004.
2. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001.
3. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник - М.: «Финпресс», 2004.
4. Реале Дж., Антисери Д. История философии. Т. III Гл. 16, СПб., 1996.
5. Социология управления: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. А. Ф. Борисова - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
6. Философия науки. Учебное пособие/Под редакцией Липкина А. И. - М.: ЭКСМО, 2007.
7. Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века//Под ред. Г.Е. Зборовского, Екатеринбург, 1996.
Статьи из сборников
1. Белякова Г.Я., Сумина Е.В. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия// Электронный журнал «Исследовано в России»
2. Бурдьё П. Формы капитала//Экономическая социология. Том 6. №3. Май 2005.
3. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ/Журнал «Образовательные технологии и общество, №1, том 17, 2014.
4. Горляков П. Ю. Понятие компетентности и особенности профессионально-ориентированному обучению иностранному языку // Общество. Среда. Развитие. Выпуск №3, 2010.
5. Городнова А. А. Компетенции современного российского менеджера//Материалы Международной научно-практической конференции РАБО-CEUME — М., 2005.
6. Грановеттер М. Сила слабых связей//Экономическая социология. Т. 10. No 4. Сентябрь, 2009.
7. Мирская Е. З. Р Мертон и его концепция социологии науки. // Современная западная социология науки. Критический анализ. - М. :Наука, 1988.
8. Камалетдинова А. Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации//Электронный журнал «Психологическая наука и образование», №5, 2010.
9. Кудрявцева Е.И. Корпоративная эффективность менеджеров как задача скрининга компетенций в системе работы с управленческим резервом // Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: Сборник докладов V международной научно¬практической конференции. - Биробиджан, 2013.
10. Кудрявцева Е.И.. Методологические проблемы применения моделей компетенций//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, Т.5, № 4. 2011.
11. Brown S., Dennis A., Burley D., Arling P Knowledge Sharing and Knowledge Management System Avoidance: The Role of Knowledge Type and the Social Network in Bypassing an Organizational Knowledge Management System//Journal of the American society for information science and technology. ASIS&T, 2013.
12. Dyer H. Jeffrey, Nobeoka Kentaro. Creating and managing a high performance knowledge-sharing network// Strategic Management Journal, 2000.
13. Fevd J. Van dev Krogt. Learning Network Theory: The Tension Between Learning Systems and Work Systems in Organizations//Human resource development quarterly vol. 9. no 2 , Summer 1998.
14. Hossein J. M., Sawyer S. Theorizing on the Take-Up of Social Technologies, Organizational Policies and Norms, and Consultants’ Knowledge-Sharing Practices// Journal of the association for information science and technology, 66, 2015.
15. Martin B. Information Management and Systems// Annual Review of Information Science and Technology
16.Sitlington H. Knowledge sharing: implications for downsizing and restructuring outcomes in Australian organizations// Asia Pacific Journal of Human Resources (2012) 50
17. Wang H., Zhao J, Li Y., Li C. Network centrality, organizational innovation, and performance: A meta-analysis// Canadian Journal of Administrative Sciences, 2015.
18. Wong S. Task knowledge overlap and knowledge variety: the role of advice network structures and impact on group effectiveness//Journal of Organizational Behavior. John Wiley & Sons, Ltd., 2007.
Электронные источники
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания. Интернет-ресурс. URL-адрес: http://skepdic.ru/wp- content/uploads/2013/05/Berger_Lukman Sotcialnoe_konstruirovanie_realnosti_Skep
dic.ru_.pdf (дата обращения 12.02.2016)
2. Духнич Ю. Управление знаниями. Интернет-ресурс. URL-адрес http://www.smart- edu.com/upravlenie-znaniyami.html(дата обращения 23.08.2015)
3. Дюркгейм Э. Метод социологии. Интернет-ресурс. URL-адрес: http://modernlib.ru/books/dyurkgeym_emil/metod_sociologii/read/(дата обращения 14.08.2015)
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Интернет-ресурс. URL- адрес http://www.souz.info/library/marx/1844works.htm#_edn2(дата обращения - 10.02.2016)