Введение 3
Глава 1 Теоретические особенности делигитимации в практике международных отношений 5
1.1 Сущность и особенности явления делигитимации 5
1.2 Специфика проявления явлений делигитимации в международных отношениях 7
Глава 2 Исследование отношения к России на международной арене в процессе делигитимации Россией Чечни во время чеченской кампании 11
2.1 Восприятие чеченской кампании России на международной арене 11
2.2 Специфика инструментов политики «мягкой силы» на международной арене в процессе делигитимации Россией Чечни 15
Заключение 23
Список литературы 25
Актуальность темы. Парадигма эволюции развития международных отношений актуализирует переосмысление трансформации делегитимационных практик соотносимо с влиянием таких факторов как информационно-манипулятивные технологии и масс-медиа.
Политико-технологическая парадигма наглядно показывает феномен технологизации вышеуказанных практик. С последней тесно связана маркетинговая парадигма, поскольку исходит из позиции конкурентности современного политикума как «политического рынка», в котором технологии становятся средством политического выживания. Информационно-коммуникативная парадигма определяет закономерность трансформации политической делегитимации под влиянием информационно манипулятивных технологий в условиях становления информационного общества в мире и России [15]. Исходя из этого весьма интересно рассмотреть действия России на международной арене в процессе делигитимации Чечни во время второй чеченской кампании.
Цель курсовой работы – исследование положения России на международной арене в процессе делигитимации Чечни во время чеченской кампании.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и особенности явления делигитимации;
- раскрыть специфику проявления явлений делигитимации в международных отношениях;
- изучить восприятие чеченской кампании России на международной арене;
- раскрыть специфику инструментов политики «мягкой силы» на международной арене в процессе делигитимации Россией Чечни.
Объект курсовой работы - делигитимация в международных отношениях.
Предмет курсовой работы – особенности процессов делигитимации Чечни в международных отношениях.
Методы исследования – обобщение, анализ и систематизация исследований по тематике делигитимации в международных отношениях.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении новых перспектив в осмыслении проблем делигитимации стран и народов. Результаты исследования могут быть использованы при предложении путей и направлений преодоления кризиса легитимности. Полученные выводы способствуют пониманию кризиса оснований легитимности в современной социальной действительности, содействуют переосмыслению значимости места и роли государства в современной действительности.
Делегитимизация, как крайний случай негативного стереотипа, проявляется не во всех межгрупповых конфликтах. Он имеет тенденцию появляться, когда отвергаемые цели воспринимаются как далеко идущие, неоправданные, ставящие под угрозу фундаментальные цели группы, и когда выражаются угрозы насильственных действий. Эти условия указывают на то, что неразрешимые конфликты обычно включают делегитимацию. Вышеизложенное подразумевает, что конфликтный контекст, в котором развивается делегитимизация, является стабильным и заметным по своей угрожающей и насильственной природе, касается всех членов общества и играет центральную роль в их жизни
Дискурсная парадигма - вектор анализа микроуровней влияния этих технологий на современные делегитимационную практику сквозь призму элементов публичного политического дискурса, взаимодействие и противостояние политических субъектов и медиа из-за его формирования и изменение сознания граждан. Информационно-коммуникативная парадигма рассмотрена и использована в тесной взаимосвязи с системной парадигмой.
Благоприятное общественное мнение на международной арене о конфликте в Чечне и агрессивная военная политика российской администрации привлекают внимание к тому, как В. Путин по-другому сформулировал главные постулаты в отношении второй чеченской компании, чтобы заручиться значительной общественной поддержкой.
Террористические атаки 11 сентября 2011 года в США существенно повлияли на ведение второй чеченской компании. Это не только породило новый масштаб ее процесса, который изначально был ограничен чеченским регионом, но также вынудило международное сообщество признать законность политического дискурса России в отношении Чечни. Канцлер Германии Шредер и премьер-министр Италии Берлускони подчеркнули необходимость «по-разному оценивать ситуацию в отношении Чечни» [32], в то время как француз Жак Ширак демонстрировал понимание проблемы России с Чечней и выступал за более жесткие меры против терроризма. Такое изменение восприятия чеченского конфликта на Западе объясняется переосмыслением Россией всего конфликта в рамках международной террористической кампании.
Российская власть действительно изобразила вторую чеченскую кампанию как войну с растущим терроризмом с Северного Кавказа. Ход событий значительно помог российской аргументации также в ряд международных организаций. Атаки 11 сентября 2001 года полностью изменили отношение в Европейских организациях, в том числе Совете Европы, связанные с войной в Чечне. Чечня стала международным конфликтом и разговоры о Чечне в Европе велись как противодействие против международного терроризма.
В целом, инструменты «мягкой силы « в рамках международного восприятия России в аспекте конфликта в Чечне связаны с активной позицией российских политиков представления Росси как одного из главных участников в общей борьбе с международным терроризмом, также этого и постоянно повторяющаяся риторика сотрудничестве с международными и общеевропейскими институциями в аспекте чеченского вопроса: ООН, ЕС, Совет, Европы и т.п. Не менее важное значение сыграло и гуманитарное восстановление территории Чечни Россией в период делигитимации.
1. Abelson, R. P., Aronson, E., McGuire, W. J., Newcomb, T. M., Rosenberg, M. J., & Tannenbaum, R. H. (Eds.), (1968). Theories of cognitive consistency: A sourcebook. Chicago: Rand McNally.
2. Amir, Y. (1969). Contact hypothesis in ethnic relations. Psychological Bulletin, 71, 319–341.
3. Bandura, A. (1999). Moral disengagement in the perpetration of inhumanities. Personality and Social Psychology Review, 3, 193–209.
4. Bar-Tal, D., Chernyak-Hai, L., Schori, N., & Gundar, A. (2009). A sense of self-perceived collective victimhood in intractable conflicts. International Red Cross Review, 91, 229–277.
5. Bengio, O. (1986). Iraq. Middle East Contemporary Survey, 8, 465-496.
6. Bennet, J. M. (1986). Modes of cross-cultural training: Conceptualizing cross-cultural training as education. International Journal of Intercultural Relations, 10, 117-134.
7. Bialer, S. (1985). The psychology of U.S.-Soviet relations. Political Psychology, 6, 263–273.
8. Black, J. S., & Mendenhall, M. (1990). Cross-cultural training effectiveness: A review and theoretical framework for future research. American Management Review, 15, 113-136.
9. Boccato, G., Capozza, D., Falvo, R., & Durante, F. (2008). The missing link: Ingroup, outgroup and the human species. Social Cognition, 26, 224–234.
10. Bronfenbrenner, U. (1961). The mirror-image in Soviet-American relations: A social psychologist’s report. Journal of Social Issues, 16, 45–56.
11. Brown, R., & Hewstone, M. (2005). An integrative theory of intergroup contact. Advances in Experimental Social Psychology, 17, 255–343.
12. Burton, J. W. (Ed.), (1990). Conflict: Human needs theory. New York: St. Martin’s Press.
13. Cole, C. F., Arafat, C., Tidhar, C., Tafesh, W. Z., Fox, N. A., Killen, M., Ardila-Rey, A., Leavitt, L. A., Lesser, G., Richman, B. A., & Yung, F. (2003). The educational impact of Rechov Sumsum/Shara’a Simsim: A Sesame Street television series to promote respect and understanding among children living in Israel, the West Bank, and Gaza. International Journal of Behavioral Development, 27, 409-422.
14. Deshpandey, S. P., & Viswesvaran, C. (1992). Is cross-cultural training of expatriate managers effective: A meta analysis. International Journal of Intercultural Relations, 16, 295-310.
15. Fowler, S. M. (1994). Two decades of using simulation games for cross-cultural training. Simulation & Gaming, 25, 464-476.
16. Смирнов Д. Н. Цветные революции и проблема легитимности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetnye-revolyutsii-i-problema-legitimnosti (дата обращения: 05.11.2020).
17. Завершинский К.Ф. Легитимация и делегитимация «Советского» в политико-культурных практиках современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/legitimatsiya-i-delegitimatsiya-sovetskogo-v-politiko-kulturnyh-praktikah-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.11.2020).
18. Власов А.А., Брега А.В. Крым и политика легитимности в международных отношениях // Вестник МГИМО. 2018. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krym-i-politika-legitimnosti-v-mezhdunarodnyh-otnosheniyah (дата обращения: 05.11.2020).
19. ПАСЕ, док.8949, Полномочия делегации Российской Федерации, Отчет, Политические вопросы Комитет, Докладчик: г-н Эрси, 23 января, Раздел II, пояснительная записка докладчика, 2001 г., Пункты 8-11 части D и пункт 12 части E
20. ПАСЕ, Док.9319, Конфликт в Чеченской Республике, Отчет, Комиссия по политическим вопросам, докладчик: Лорд Джадд, 16 января, раздел I Проект резолюции, 2002 г., пункт 22.
21. ПАСЕ, док.9319, Конфликт в Чеченской Республике, Отчет, Политическая комиссия, докладчик: Лорд Джадд, 16 января, раздел I Проект резолюции, 2002, пункт 13.
22. ПАСЕ, Док. 9732, Ситуация с правами человека в Чеченской Республике, Отчет, Комитет по правовым вопросам по правам человека, докладчик: г-н Рудольф Биндиг, 13 марта 2003 г., раздел I проекта резолюции, пункт 9: i
23. George W. Bush, interview by Jim Lehrer, PBS News Hour, February 16, 2000, transcript, http://www.pbs.org/newshour/bb/politics-jan-june00-bush_02-16/.
24. Паттен, 2002b 456 Саммит Россия-ЕС, 2002 г. 457 Кук, 2000 г., стр.1.
25. EU-Russia Summit, 2002.
26. Gail Lapidus, �Putin�s War on Terrorism: Lessons from Chechnya, Post-Soviet Affairs 2002, v18 n1, 46.
27. Western Leaders Reevaluate Stance on Chechen War,Jamestown Foundation Monitor, 27 September 2001 [online] CDI Russia Weekly #173 available at http://www.cdi.org/russia/173.html##6.
28. France Softens Its Stand on Chechnya in its Relation with Russia, Strana Ru,13 September 2001, [online] CDI Russia Weekly #171 available at http://www.cdi.org/russia/171.html##9.
29. Dmitri Trenin, The Forgotten War: Chechnya and Russia Future, Policy Brief, 28 November 2003 [online] (accessed 2 December 2003); Carnegie Endowment for International Peace available at http://www.ceip.org/files/pdf/Policybrief28.pdf. Internet.
30. Is Moscow subsidizing rebels? Chechnya Weekly, 6 February 2003 v4 n3 [online] (accessed 3 December 2003); Jamestown Foundation available at http://www.jamestown.org/pubs/view/chw_004_003_004.htm. Internet.
31. Pavel Baev, A Useful War? Russia and Eurasia Review, 17 December 2002 v1 n14 [online] available at http://russia.jamestown.org/pubs/view/rer_001_001.htm. Internet.
32. Baev, Russia and Eurasia Review, 17 December 2003.