Введение 3
1 Теоретическое обоснование андрагогических условий
профессионального развития педагогов в процессе повышения 11 квалификации в ВДЦ «Океан»
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональное развитие
педагога» 11
1.2 Теоретические аспекты андрагогических условий
профессионального развития в процессе повышения квалификации 22
1.3 Всероссийский детский центр «Океан» как ресурс
профессионального развития педагогов 39
Выводы по 1 главе 50
2 Реализация андрагогических условий профессионального развития
педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан»
2.1 Разработка дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации для педагогов, сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан» 53
2.2 Экспериментальная работа по реализации андрагогических
условий профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан» 67
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 84
Выводы по 2 главе 100
Заключение 103
Библиографический список 108
Приложения 114
Актуальность исследования. Происходящие интенсивные изменения в обществе требуют качественных изменений в системе общего образования и актуализируют роль дополнительного образования детей. Интеграция общего и дополнительного образования детей открывает возможность построения системы непрерывного образования в условиях VUCA-мира. В связи с этим остро стоит вопрос о сущностном обновлении профессиональной деятельности педагога как результате принятия новых педагогических смыслов и изменения профессионального менталитета. Важнейшим ресурсом в решении данной проблемы становятся площадки нетиповых образовательных организаций, такие как Федеральное государственное образовательное учреждение, Всероссийский детский центр «Океан» (ВДЦ «Океан»).
ВДЦ «Океан» является ведущим учреждением дополнительного образования детей всероссийского уровня, обеспечивающим современные условия для организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса детей и молодёжи, и обладает достаточным потенциалом для профессионального развития педагогов, сопровождающих детские делегации.
Анализ психолого-педагогических исследований (Е.И. Исаева, Е.Л. Климова, Л.М. Митиной, В.И. Слободчикова и др.) показал, что профессиональное развитие педагога является приоритетной задачей образования взрослых в современных социокультурных условиях. Система повышения квалификации рассматривается как структурный элемент системы непрерывного образования (Н.К. Сергеев, Н.Ф. Ильина, В.А. Сластенин и др.) и может обеспечивать достаточно быстрые темпы профессионального развития педагогов.
В связи с этим становятся весьма актуальными исследования, выявляющие андрагогические условия, обеспечивающие постоянное положительное влияние системы повышения квалификации на профессиональный рост педагогов, поиск нового содержания повышения квалификации, его организационных форм, направленных на развитие личности педагога.
Значимость андрагогических условий в процессе обучения взрослых рассматривается как на теоретическом (Б.М. Бим-Бад, С.Г. Вершловского, АЛ. Владиславлева, Б.С. Гершунского, Т.Н. Ломтевой, О.Г. Прикота, А.Л. Ситник и др.), так и на практическом уровнях (В.Г. Онушкина, В.И. Змеева, А.И. Кукуева, В.Г. Маралова, М.Ш. Ноулз и др.). Возможности системы повышения квалификации для профессионального развития педагогов исследовались в работах Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, В.В. Краевского, Л.М. Митиной, Е.Н. Тонконогой, Н.М. Чегодаева, Т.И. Шамовой и др. Однако, несмотря на обширный диапазон исследований, еще недостаточно изучены возможности влияния системы повышения квалификации на профессиональное развитие педагога, сопровождающего детские делегации, в нетиповых образовательных организациях.
В связи с этим можно выделить ряд существенных противоречий между:
- требованиями современного общества к педагогам, способным к непрерывному профессиональному развитию, и традиционным подходом к организации профессионального развития педагогов;
- необходимостью интенсифицировать процесс профессионального развития педагогов с учётом андрагогических условий и отсутствием соответствующего содержательного обеспечения данного процесса;
- существенным потенциалом нетиповой образовательной организации и недостаточным использованием этого потенциала в практике профессионального развития педагогов.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая состоит в обосновании андрагогических условий организации процесса повышения квалификации в ВДЦ «Океан», способствующих профессиональному развитию педагогов.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, поиски оптимальных путей разрешения вышеуказанных противоречий определили выбор темы исследования: «Андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан».
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: совокупность андрагогических условий,
способствующих профессиональному развитию педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и
экспериментальная проверка результативности андрагогических условий профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан».
Гипотеза исследования: профессиональное развитие педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан» будет результативным, если:
- определена сущность и содержание понятия «профессиональное развитие педагога»;
- обоснованы андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации;
- разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов, сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан».
В соответствии с целью, объектом, предметом и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «профессиональное развитие педагога».
2. Обосновать андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации.
3. Охарактеризовать потенциал ВДЦ «Океан» как площадку для профессионального развития педагогов.
4. Разработать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для педагогов, сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан».
5. Проверить экспериментальным путём результативность
разработанной программы.
Методологическую основу исследования составляют:
- андрагогический подход (С.Г. Вершловский, М.Ш. Ноулза, Б.С. Гершунский, В.И. Змеев, В.Г. Маралов, и др.), позволяющий организовать процесс профессионального развития педагогов с учётом специфики обучения взрослых;
- системный подход как методологическое направление научного познания (Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.) позволяет целостно подойти к изучению объекта и представить его в виде системы.
- деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), определяющий содержание процесса профессионального развития как погружение педагогов в продуктивную деятельность реального педагогического процесса ВДЦ «Океан»;
- исследования феноменологии профессионального развития педагога помогли раскрыть его сущность и определить характерные особенности личности (Е.И. Исаев, ЕЛ. Климов, Л.М. Митиной, В.И. Слободчиков и др.);
- идеи о непрерывном профессиональном педагогическом образовании и принципиальные положения организации повышения квалификации (В.Г. Онушкина, В.Г. Маралов, ВТ, А.И, Кукуев, А.Л. Владиславлев и др.).
Методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение содержания философской, психологической и педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов
деятельности педагогов, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определена сущность и содержание понятия «профессиональное развитие педагога»;
- обоснованы андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации;
- охарактеризован потенциал ВДЦ «Океан» как площадка для профессионального развития педагогов.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть использована для организации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для педагогов сопровождающих детские делегации в нетиповых образовательных учреждениях МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Смена», образовательный центр «Сириус».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимыми условиями разработки и реализации дополнительной профессиональной программы являются:
- определение сущности и содержания понятия «профессиональное развитие педагога»;
- обоснование андрагогических условий повышения квалификации педагогических кадров;
- выявление потенциала ВДЦ «Океан».
2. Профессиональное развитие педагогов сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан» обеспечивается реализацией дополнительной профессиональной программой повышения квалификации педагогов.
Достоверность полученных результатов исследования определяется следующим:
- теоретическая часть исследования построена с опорой на андрагогический, деятельностный, системный подходы и согласуется с экспериментальной работой;
- идеи организации процесса профессионального развития педагогов на базе нетипового образовательного учреждения базируются на анализе, синтезе и обобщении психолого-педагогических исследований по проблеме исследования;
- использованы современные методы сбора и обработки информации, позволяющие сделать содержательный анализ полученных в ходе эксперимента результатов;
- достигнута воспроизводимость полученных результатов исследования;
- личное участие исследователя в организации и проведении эксперимента по проблеме исследования.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан».
Основные этапы и организация исследования.
На первом этапе - аналитико-поисковом этапе (декабрь 2017 года - февраль 2018 года) нами был проведен анализ методологических, психологических, педагогических источников информации, изучены диссертационные работы, осмыслены проблемы и практический опыт, определены основные методологические подходы, разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования.
На втором - преобразующем этапе (февраль 2018 года - декабрь 2018 года) нами были уточнены гипотеза исследования и психолого-педагогический инструментарий для проведения диагностики, разработаны и апробированы две дополнительный профессиональные программы повышения квалификации.
На третьем - обобщающем этапе (январь - май 2019 года) были проведены анализ, сравнение, обобщение и оценка полученных результатов экспериментальной работы; сформулированы выводы, осмыслен и оформлен текст магистерской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- в непосредственной работе автора в качестве специалиста отдела повышения квалификации и аттестации педагогических кадров во Всероссийском детском центре «Океан»;
- Материалы исследования были использованы на лекциях, семинарских занятиях, тренингах в процессе повышения квалификации педагогов-сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан», а также на семинарских занятиях для педагогов «Школа 2030» г. Москва.
- Основные положения и выводы были представлены на VIII научно-практическая конференция студентов и аспирантов «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК» (ДВФУ 2019г.), на международной научно-практической конференции «Мир один на всех» в рамках VIII международного слета молодежи «Мир, где нет чужих» (Китай г. Хейхэ 2018г.), на III международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей: векторы развития» (ВДЦ «Океан» 2018г.)
Структура работы: текст магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы (65 источников), 4 приложений. Текст работы сопровождается 12 таблицами, 6 рисунками. Общий объём магистерской диссертации 112 страниц.
В данной работе мы решили проблему, которая состоит в обосновании андрагогических условий организации процесса повышения квалификации в ВДЦ «Океан», способствующих профессиональному развитию педагогов.
В результате нашего исследования решены следующие задачи:
1. Определена сущность и содержание понятия «профессиональное развитие педагога». Под профессиональным развитием педагога мы понимаем процесс качественного изменения внутреннего мира, приводящий к принципиально новому способу решения профессионально значимых задач, осознания своей личностной ответственности за все, что происходит с ним и его учениками, определения целей для своей профессиональной деятельности и преодоления трудностей на пути их достижения. В ходе исследования был описан феномен профессионального развития педагога как многоуровневое образование, в структуре которого можно выделить три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный, процессуальный и рефлексивный. Мотивационно-ценностный компонент определяет самооценку, отношение к инновациям и связан с непрерывностью образования. Процессуальный компонент включает в себя реализацию потребностей личностного профессионального роста, возможность применять известные способы и приемы профессиональной деятельности, ориентированные на процесс достижения поставленных целей в организации образовательного процесса. Рефлексивный компонент дает возможность педагогу занять аналитическую позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, осмыслить собственный опыт, определиться в профессиональных приоритетах. Изменение уровней компонентной структуры профессионального развития педагогов приводит к изменениям самого педагога и образовательной среды, которая специально для этого создается.
2. Обоснованы андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации. Современные идеи андрагогики задают новые смыслы обучения взрослых:
— Одной из наиболее важных причин образования является ускорение научно-технического прогресса в постиндустриальном мире.
— Выделяются основные принципы обучения: приоритет самостоятельного обучения; совместная деятельность; опора на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; актуализации результатов обучения; элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения.
— Образование не оканчивается по завершении формального учения (школа, колледж, университет), оно является непрерывным процессом.
— Непрерывное учение универсально и способствует демократизации образования
Ключевыми задачами непрерывного образования являются научение учиться, овладение навыками самообразования, сохранения и развития навыков грамотности, продолжения обучения (выходящего за рамки этих навыков для получения адекватного базового и продолженного образования), а также личностное, социальное и профессиональное развитие человека через образование.
К андрагогическим условиям профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации мы отнесли следующие:
— Формирование климата, способствующего успешному обучению взрослых;
— Создание организационной структуры для совместного с обучающимися планирования учебного процесса;
— Определение потребностей взрослых в обучении;
— Формулирование направлений и целей обучения;
— Разработка и развитие адекватных учебных планов;
— Адекватные технологии осуществления непосредственной обучающей деятельности;
— Оценка достигнутых результатов и определение новых потребностей в обучении.
3. Охарактеризовали потенциал ВДЦ «Океан» как площадку для
профессионального развития педагогов. Центр является передовой площадкой для реализации инновационной образовательной деятельности. Дополнительное образование в «Океане» приобретает концентрированно-образцовый вид - это осмысленная система организации дополнительного образования, которая раскрывает все возможности его обогащения, содержательного наполнения, организационно-управленческого решения. На наш взгляд - это идеальная модель, готовая и способная транслироваться и производиться в регионах при соблюдении принципов организации и необходимых ресурсов. Это прототип для региональных центров дополнительного образования строить собственные варианты и модели, но уже в условиях постоянного детского коллектива. В ВДЦ «Океан» созданы все необходимые условия для осуществления педагогической и андрагогической деятельности. Всероссийский детский центр океан обладает большим количество ресурсов: кадры, материально-техническая база,
методические разработки, опыт экспериментальной деятельности, обширное сетевое взаимодействие, и др.
4. Разработаны две дополнительную профессиональные программы
повышения квалификации для педагогов, сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан». Программы «Воспитание детей и молодежи в современном мире», «Эмоции и интеллект: вместо или вместе?» обеспечивают высокую
результативность профессионального развития педагогов-сопровождающих и имеют следующие характеристики:
- наличие не только инвариатной части, поддерживающей единое тематическое содержание, но и ведущей вариативной части, обеспечивающей выбор участникам видов деятельности в соответствие с его образовательным запросам по средствам использования ресурсов ВДЦ «Океан» и партнерского взаимодействия;
- использование интерактивных форм, активизирующих у участников программы появление личностных смыслов;
- содержание как логически выстроенная совокупность событий, актуализирующих ответственное отношение педагога к себе и своей деятельности.
5. Нами были проверены экспериментальным путём результативность разработанных программ. Для замера использовался разработанный оценочно-диагностический инструментарий, который позволил определить
результативность профессионального развития педагогов-сопровождающих детские делегации в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан». Анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, позволил сделать вывод о положительных изменениях обновления профессионального развития педагога-сопровождающего. Так же мы можем отметить воспроизводимость результатов при организации дополнительной профессиональной программы на другой группе участников. Разработанные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации имеют высокий уровень удовлетворенности, достигают поставленных целей, реализация программ с учетом андрагогических условий улучшают профессиональное развитие педагогов.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о достижении поставленной нами цели. Нам удалось доказать, что андрагогические условия образовательного процесса взрослых в рамках непрерывного образования представляет собой систему, внедрение которой дает повышение эффективности обучения взрослых за счет усиления внутренней мотивации к профессионально-личностному саморазвитию.
В ходе исследования мы уделили особое внимание, анализу научных теорий профессионального развития педагога, изучению особенностей обучения взрослых в системе повышения квалификации, осмыслению потенциала Всероссийского детского центра «Океан» как площадки для профессионального развития педагогов-сопровождающих.
Гипотеза исследования: профессиональное развитие педагогов в процессе повышения квалификации в ВДЦ «Океан» будет результативным, если:
- определена сущность и содержание понятия «профессиональное развитие педагога»;
- обоснованы андрагогические условия профессионального развития педагогов в процессе повышения квалификации;
- разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов, сопровождающих детские делегации в ВДЦ «Океан» подтверждена.
Перспективы дальнейшей работы по теме исследования заключаются в изучении психолого-андрагогического подхода к дистанционному обучению взрослых в рамках повышения квалификации, так же важным для нас аспектом является дистанционное сопровождение дальнейшего профессионального развития педагогов-сопровождающих детские делегации после прохождения программы повышения квалификации в ВДЦ «Океан».
1. Адамский, А.И. Как сделать систему повышения квалификации интенсивной? / А.И. Адамский // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - 49¬55 с.
2. Адольф В. А., Ильина, Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. - Красноярск, 2007. - 204 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 432 с.
4. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Л. И Анциферова. М., 1981. С. 3 - 19.
5. Асмолов AT. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, №4.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактич. аспект, М., 1977.
7. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы : очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. — Волгоград : Перемена, 2000. — 460 с.
8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного
образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
9. Братко А.А. Моделирование психики. М., изд. «Наука» 1969/ Методы
10. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. - М.:Наука, 1989.
11. Воронцова ВТ, Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. — Псков: Изд-во ПОИТТКРО, 1997. с. 67¬68,79.
12. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-тит. —Т.З. М.Л984. 60 с.
13. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры Педагогика. 1998. № 2.C.49 — 57)
14. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: М., 1998.
15. Гершунский Б.С. Педагогическое науковедение // Советская педагогика. 1989. № 10. С. 68 - 74.
16. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (в поисках
практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Интер¬
Диалект, 1997.
17. Греков A.A., Левчук Л.В., Бондаревская Е.В. и др. Концептуальная модель третьего уровня высшего педагогического образования. Ростов н/Д, 1993.55 с.
18. Дружилов С А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии, 2003. —№ 4-5, С35-42,
19.Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
21. 3еер Э.Ф., Романцев ГМ. Личностно-ориентированное профессиональное образование//Педагогика. -2002. -№3. - 16-21 с.
22. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. - 1997. - №5. - С. 3-16.
23. Змеев СИ. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. — М: Флинта: Наука, 1999. —152 с.
24. Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М; «Академия» 2002.
25. Иванкова Е.В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем начальном образовании. Автореф. Дисс. Кандидат наук. - Ростов-на-Дону, 2006
26. Ильина Т.А. Структурно - системный подход к организации обучения. Вып. 1,2,3/Т.А. Ильина. - М.: Знания, 1972.- 1973. - 383 с.
27. Ильина, Н.Ф. Система непрерывного инновационного профессионального
педагогического образования: сущность, особенности реализации,
управление / Н.Ф. Ильина // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Амосова. - 2010. - № 1.
28. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: Монография. — М. 2000.
29. Кларин М.В., Педагогическая технология в учебном процессе. —М,: 1998. — 80с.
30. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М., 1986.79 с.
31. Колесникова, И.А., Титова, Е.В. Педагогическая праксиология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
32. Колесникова И.А. Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
33. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого¬
социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999, (Серия "Психолога Отечества"). ISBN 5-89395-106-9 ББК 88.4
34. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981.
35. Кусжанова Л.Ж. Исторические типы образования//"Сгейо", 1998, N 1-3.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://credonew.ru/content/view/74/23/
36. Леонтьев А.Н. Проблемы развитая психики. Третье издание. — М, Издательство Московского университета, 1972.
37. Леонова, О. А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О. А. Леонова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». Научный журнал. - 2008. - № 1 (25). - С. 9-12
38. Маркова А.К./ Психология профессионализма - М., Аспект Прес, 2007. - 134 с.
39. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. Док. Дис. М. 1995
40. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
41. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе / А.М. Новиков. - М.: «Эгвес», 2006. - 488 с.
42. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. — М, 1980.
43. Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции //Психолог в детском саду, 2000. №23. С. 88-203.
44. Основы андрагогики / Под ред. Колесниковой И. А., М.: «Академия», 2003/
45. Онушкин В.Г. Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб., Воронеж. — 1995. с. 231.
46. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
47. Педагогика временного детского коллектива. Учебное пособие. Под. Ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток, Всероссийский детский центр «Океан», 2002. - 328 с.
48. Поташник М.М. Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования / М. М.
Поташник, М. В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.
49. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб., 1998.
50. Решетников, О.В. / Поколение Z и недалекое будущее рынка труда / О.В. Решетников // Школьные технологии. -2013. - № 5. - С. 152-168.
51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика», 1973, — 372 с.
52. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории), ВГПУ -С.Пстсрбург - Волгоград. Перемена, 1997.
53. Ситник АЛ., Никитин ЭМ, Савенкова И.Э., Крупина И.В. Андрагогика: история и современность (учебное пособие). -М: АПК и ПРО, 2003. - с.4.
54. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В А. Сластенина. -М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
55. Слободчиков В.И, Исаев ЕЛ Психология человека: введение в психологию субъективности -М: Школа-Пресс, 1995.
56. Сухобская Г.С. Понятие "зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогики. // Новые знания. 2002. № 4. - с. 17-20.
57. Шиянов Е.Л. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф, дис. докт. пед.наук. М., 1991.С.ЗЗ
58. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013- 01.06.2018
59. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.
60. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
61. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М., 2000.
62. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
63. Jackson P. Life in Classrooms. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1968. -177 p.
64. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. —Chicago, 1980. P.43.
65. West, R. (1998). Learning for life: Final report Review of higher education financing and policy (West Report). Canberra, Department of Employment Education Training and Youth Affairs (DEETYA).