АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТСЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МУЛЬТСЕРИАЛ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 7
1.1 Мультсериал как жанр 7
1.2 Классификация мультсериалов 13
ГЛАВА II. ПУБЛИКАЦИИ О ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТСЕРИАЛАХ В
ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ: ЖАНРОВЫЙ АСПЕКТ 22
2.1 Электронные СМИ: понятие и виды 22
2.2 Жанровая палитра публикаций, посвященных зарубежным
мультсериалам 28
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О ЗАРУБЕЖНЫХ
МУЛЬТСЕРИАЛАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫХ ЦЕННОСТЕЙ 45
3.1 Понятие об аксиологии как учении о ценностях 45
3.2 Ценностный аспект в репрезентации зарубежных мультсериалов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. МУЛЬТСЕРИАЛ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 7
1.1 Мультсериал как жанр 7
1.2 Классификация мультсериалов 13
ГЛАВА II. ПУБЛИКАЦИИ О ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТСЕРИАЛАХ В
ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ: ЖАНРОВЫЙ АСПЕКТ 22
2.1 Электронные СМИ: понятие и виды 22
2.2 Жанровая палитра публикаций, посвященных зарубежным
мультсериалам 28
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О ЗАРУБЕЖНЫХ
МУЛЬТСЕРИАЛАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫХ ЦЕННОСТЕЙ 45
3.1 Понятие об аксиологии как учении о ценностях 45
3.2 Ценностный аспект в репрезентации зарубежных мультсериалов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире существует множество кинематографических жанров на любой вкус. Они прошли долгий путь развития и формирования и стали неотъемлемой частью человеческой культуры. Кинематограф расширяет границы реального мира, показывает нам фантастические миры и открывает души людей. Все это достигается благодаря искусному владению профессиями, связанными с созданием кино. У кинематографа существует мультипликационное направление, которое, в свою очередь, дало начало мультсериалам.
Современные средства массовой информации освещают любую интересующую человека тему, от кулинарии и путешествий до погружения в тайны мертвых языков и обзора специфики научной деятельности. Естественно, это касается и кинематографа. Следовательно, современные средства массовой информации не могут не проявлять заинтересованность в отношении одной из ветвей кинематографа - мультсериалами.
Помимо этого, в современном мире СМИ выступают основным источником информации, в котором каждый желающий может найти интересующий его материал. Одна из функций СМИ - анализ всех информационных сфер. Основываясь на этом утверждении, можно сделать вывод о том, что современные средства массовой информации анализируют кинематографическую сферу, соответственно, объектом их анализа становятся зарубежные многосерийные анимационные произведения.
Актуальность нашего исследования заключается в следующем.
Многосерийная анимация становится популярной среди широких слоев населения. С мультипликацией подобного вида сталкивался практически каждый. Жанр многосерийной анимации стал полноценным видом искусства, сформировал собственную поп-культуру и претендует на то, чтобы считаться актуальной медийной темой. В связи с этим в современных медиа встречаются публикации, затрагивающие эту тему с точки зрения 3
аксиологического аспекта. Публикации, посвященные многосерийной анимации, составляют отдельную тематическую группу, главным содержанием которой является ценностный аспект этого кинематографического жанра. Данная тема недостаточно изучена, материалы, связанные с ней, встречаются крайне редко, а некоторые из них уже утратили актуальность. Анимация исследовалась в работах С.В. Асенина, Э.А. Арнольди, Ю.Б. Нортенштена, Н.П. Петрова, В. Синяковского. Аксиологический аспект исследуется в работах Н.Г. Санакуева, Л.В. Воробец, Н.Д. Антоненко, Н.А. Сабуровой, Н. Грабарь и др. Однако аксиологический аспект репрезентации в современных средствах массовой информации не рассматривался исследователями, поскольку все проанализированные работы по мультипликации ориентированы на полнометражные мультфильмы, а выделенная нами в трудах по аксиологии тема мультипликации не прослеживается.
Объект исследования - журналистские публикации, посвященные мультсериалам и размещенные в электронных СМИ.
Предмет исследования - тексты публикаций, в которых отражено ценностное отношение автора к объекту оценивания - зарубежных мультсериалов.
Цель исследования - выявить аксиологический аспект представления в публикациях современных медиа зарубежных мультсериалов.
Задачи исследования:
• охарактеризовать мультсериал как кинематографический жанр;
• классифицировать мультсериалы;
• охарактеризовать электронные средства массовой информации;
• проанализировать контент электронных СМИ на предмет наличия публикаций, посвященных зарубежным мультсериалам;
• определить жанр исследуемых публикаций в электронных СМИ
• рассмотреть аксиологию как понятие;
• проанализировать публикации с точки зрения выражения в них
аксиологического аспекта.
Теоретическая база исследования состоит из ряда работ ведущих отечественных и зарубежных авторов, среди которых: С.В. Асенин, В. Синявский, А.А. Тертычный, М.Ю. Казак, Н.Г. Санакуев, Н.Д. Антоненко и Н.А. Сабурова и др. Так на основании работ С.В. Асенина характеризуется мультипликация. На основе работы В. Синявского характеризуется история развития анимации. На материале трудов А.А. Тертычного выполнен анализ журналистских публикаций. Работа М.Ю. Казак положена в основу характеристики специфики современного медиатекста. Исследование аксиологического аспекта осуществлялось с опорой на работы Н.Г. Санакуева, Н.Д. Антоненко и Н.А. Сабуровой.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- электронные версии газет «Известия» (www.izvestia.ru)- 6 публикаций; «Коммерсант» (www.kommersant.ru) - 20 публикаций; «Ведомости» (www.vedomosti.ru)8 публикаций, «Российская газета» (www.rg.ru) 95 публикаций; «Комсомольская правда» (www.kp.ru)11 публикаций за период с 2012 по 2017 год;
- электронные версии журналов «Forbes» (www.forbes.ru)- 3 публикации; «StarHit» (www.starhit.ru) - 7 публикаций; «Vogue» (www.vogue.ru) - 2 публикации; «The New Times» (www.newtimes.ru) - 3 публикации; «Сноб» (www.snob.ru)- 3 публикации за период с 2012 по 2017 год;
- электронные порталы телеканалов «Первый канал» (www.1tv.ru)- 3
публикации; «НТВ» (www.ntv.ru)- 18 публикаций; «RT»
(www.russian.rt.com) - 23 публикации; «РЕН ТВ» (www.ren.tv) - 19 публикаций; «Россия» (www.vesti.ru)- 35 публикаций за период с 2012 по 2017 год.
- интернет-издания «Life» (www.life.ru)- 52 публикации; «Газета/ru» (www.gazeta.ru)- 63 публикации; «Лента.ш» (www.lenta.ru)- 214
публикаций; «РБК» (www.rbc.ru) - 16 публикаций; «Медуза» (www.mduza.io) - 43 публикации за период с 2012 по 2017 год.
Методы исследования:
• метод реферирования литературы;
• методы наблюдения и описания;
• метод сравнительного анализа;
• метод контент-анализа;
• метод типологизации.
Апробация работы. По теме исследования было опубликовано две статьи:
1. «Супергероика в массовой культуре» (Современный дискурс- анализ. Научный журнал. - Выпуск 1 (16). С. - 17 - 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://discourseanalysis.org/ada16/st106.shtml).
2. «Освещение зарубежных мультсериалов в публикациях электронных СМИ: жанровый аспект» (Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития» г. Санкт-Петербург - С. 156 - 177. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2017/06/collect_15062017. pdf).
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Современные средства массовой информации освещают любую интересующую человека тему, от кулинарии и путешествий до погружения в тайны мертвых языков и обзора специфики научной деятельности. Естественно, это касается и кинематографа. Следовательно, современные средства массовой информации не могут не проявлять заинтересованность в отношении одной из ветвей кинематографа - мультсериалами.
Помимо этого, в современном мире СМИ выступают основным источником информации, в котором каждый желающий может найти интересующий его материал. Одна из функций СМИ - анализ всех информационных сфер. Основываясь на этом утверждении, можно сделать вывод о том, что современные средства массовой информации анализируют кинематографическую сферу, соответственно, объектом их анализа становятся зарубежные многосерийные анимационные произведения.
Актуальность нашего исследования заключается в следующем.
Многосерийная анимация становится популярной среди широких слоев населения. С мультипликацией подобного вида сталкивался практически каждый. Жанр многосерийной анимации стал полноценным видом искусства, сформировал собственную поп-культуру и претендует на то, чтобы считаться актуальной медийной темой. В связи с этим в современных медиа встречаются публикации, затрагивающие эту тему с точки зрения 3
аксиологического аспекта. Публикации, посвященные многосерийной анимации, составляют отдельную тематическую группу, главным содержанием которой является ценностный аспект этого кинематографического жанра. Данная тема недостаточно изучена, материалы, связанные с ней, встречаются крайне редко, а некоторые из них уже утратили актуальность. Анимация исследовалась в работах С.В. Асенина, Э.А. Арнольди, Ю.Б. Нортенштена, Н.П. Петрова, В. Синяковского. Аксиологический аспект исследуется в работах Н.Г. Санакуева, Л.В. Воробец, Н.Д. Антоненко, Н.А. Сабуровой, Н. Грабарь и др. Однако аксиологический аспект репрезентации в современных средствах массовой информации не рассматривался исследователями, поскольку все проанализированные работы по мультипликации ориентированы на полнометражные мультфильмы, а выделенная нами в трудах по аксиологии тема мультипликации не прослеживается.
Объект исследования - журналистские публикации, посвященные мультсериалам и размещенные в электронных СМИ.
Предмет исследования - тексты публикаций, в которых отражено ценностное отношение автора к объекту оценивания - зарубежных мультсериалов.
Цель исследования - выявить аксиологический аспект представления в публикациях современных медиа зарубежных мультсериалов.
Задачи исследования:
• охарактеризовать мультсериал как кинематографический жанр;
• классифицировать мультсериалы;
• охарактеризовать электронные средства массовой информации;
• проанализировать контент электронных СМИ на предмет наличия публикаций, посвященных зарубежным мультсериалам;
• определить жанр исследуемых публикаций в электронных СМИ
• рассмотреть аксиологию как понятие;
• проанализировать публикации с точки зрения выражения в них
аксиологического аспекта.
Теоретическая база исследования состоит из ряда работ ведущих отечественных и зарубежных авторов, среди которых: С.В. Асенин, В. Синявский, А.А. Тертычный, М.Ю. Казак, Н.Г. Санакуев, Н.Д. Антоненко и Н.А. Сабурова и др. Так на основании работ С.В. Асенина характеризуется мультипликация. На основе работы В. Синявского характеризуется история развития анимации. На материале трудов А.А. Тертычного выполнен анализ журналистских публикаций. Работа М.Ю. Казак положена в основу характеристики специфики современного медиатекста. Исследование аксиологического аспекта осуществлялось с опорой на работы Н.Г. Санакуева, Н.Д. Антоненко и Н.А. Сабуровой.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- электронные версии газет «Известия» (www.izvestia.ru)- 6 публикаций; «Коммерсант» (www.kommersant.ru) - 20 публикаций; «Ведомости» (www.vedomosti.ru)8 публикаций, «Российская газета» (www.rg.ru) 95 публикаций; «Комсомольская правда» (www.kp.ru)11 публикаций за период с 2012 по 2017 год;
- электронные версии журналов «Forbes» (www.forbes.ru)- 3 публикации; «StarHit» (www.starhit.ru) - 7 публикаций; «Vogue» (www.vogue.ru) - 2 публикации; «The New Times» (www.newtimes.ru) - 3 публикации; «Сноб» (www.snob.ru)- 3 публикации за период с 2012 по 2017 год;
- электронные порталы телеканалов «Первый канал» (www.1tv.ru)- 3
публикации; «НТВ» (www.ntv.ru)- 18 публикаций; «RT»
(www.russian.rt.com) - 23 публикации; «РЕН ТВ» (www.ren.tv) - 19 публикаций; «Россия» (www.vesti.ru)- 35 публикаций за период с 2012 по 2017 год.
- интернет-издания «Life» (www.life.ru)- 52 публикации; «Газета/ru» (www.gazeta.ru)- 63 публикации; «Лента.ш» (www.lenta.ru)- 214
публикаций; «РБК» (www.rbc.ru) - 16 публикаций; «Медуза» (www.mduza.io) - 43 публикации за период с 2012 по 2017 год.
Методы исследования:
• метод реферирования литературы;
• методы наблюдения и описания;
• метод сравнительного анализа;
• метод контент-анализа;
• метод типологизации.
Апробация работы. По теме исследования было опубликовано две статьи:
1. «Супергероика в массовой культуре» (Современный дискурс- анализ. Научный журнал. - Выпуск 1 (16). С. - 17 - 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://discourseanalysis.org/ada16/st106.shtml).
2. «Освещение зарубежных мультсериалов в публикациях электронных СМИ: жанровый аспект» (Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития» г. Санкт-Петербург - С. 156 - 177. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2017/06/collect_15062017. pdf).
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Мультсериал - одни из самых молодых и быстроразвивающихся жанров кинематографа. Как самостоятельный жанр многосерийная мультипликация начала формироваться еще в первой половине XX века. На сегодняшний день мультсериалы представляют собой универсальный инструмент для самореализации молодых художников, режиссеров, аниматоров и всех, кто связан с кинематографом. Благодаря современным условиям мультипликация позволяет проявить себя, она рассчитана на широкую аудиторию, легко воспринимается зрителями и дешевле в производстве.
В настоящее время в жанре многосерийной анимации работают многие весьма популярные кинорежиссеры и сценаристы. Каждая крупная студия по производству кино имеет в своем штате подразделение, которое целенаправленно занимается созданием многосерийной анимации. Существуют целые телеканалы с вещанием больше чем на 30 языках мира, контентом которых являются мультсериалы. Мультсериалам все чаще присваивают высокие возрастные рейтинги. Это говорит о том, что данный контент предназначен не только для детей. Это полноценное художественное произведение, целевой аудиторией которой являются и взрослые. Для некоторых мультсериалов, созданных только для взрослой аудитории, используется специальное название «adult swim».
В связи с постоянно растущей популярностью многосерийной анимации исследование материалов современных медиа на предмет упоминания этой темы представляется актуальным. Электронные СМИ и интернет-версии традиционных печатных СМИ являются самыми популярными информационными источниками, их число и аудитория постоянно растут. Интернет-порталы телевизионных каналов, электронные версии журналов и газет, собственно сетевые издания публикуют новостные и аналитические материалы. Из всего этого многообразия СМИ мы отобрали несколько электронных ресурсов и изучили их на предмет упоминания в опубликованных текстах зарубежных мультсериалов.
В двадцати отобранных нами источниках за период с 2012 по 2017 годы опубликовано 644 материала, связанных с зарубежной многосерийной анимацией или посвященных ей. Большая часть размещена в интернет- изданиях. Мы провели анализ этих публикаций с целью определения их принадлежности к журналистским жанрам. В ходе исследования было выявлено, что большая часть журналистских материалов относится к информационным жанрам: заметка и анонс. Небольшая часть материалов принадлежит к аналитическим жанрам. И в единичных случаях тексты написаны в художественно-публицистических жанрах. Таким образом, можно констатировать, что зарубежные мультсериалы чаще рассматриваются журналистами как информационный повод, зачастую косвенно или отдаленно связанный с многосерийной анимацией, реже - как предмет глубокого анализа и отправная точка для создания текста публицистического жанра.
Аксиологический аспект зарубежной многосерийной мультипликации не может быть полноценно раскрыт из-за отсутствия значительного количества материалов посвященных данной тематике. Из всего выявленного объема текстов наше исследовательское внимание привлекли три публикации, в которых ценностный аспект раскрывается через призму семейных ценностей. В роли оценивающего эксперта предстает психолог, который оценивает мультсериалы через ключевые слова, характерные для института семьи. Этот показатель можно расценивать как доминирующую позицию в сфере электронных средств массовой информации. Данные публикации рассчитаны на родительскую аудиторию, которая заинтересована в решении вопроса о том, какие мультсериалы смотрят дети и какую ценностную информацию они получат при просмотре.
Также есть публикация, которая поднимает острую социальную проблему, представленную в мультсериале, для того чтобы люди могли принять эту проблему и научится правильно к ней относиться. Публикация раскрывает ценностный аспект мультсериала через призму социализации человека в общества.
Журналистская среда в последние два-три года начала рассматривать многосерийную мультипликацию как актуальную в современном мире тему. Для развития тематики зарубежный мультсериалов в современных СМИ потребуется еще несколько лет. В настоящий момент в данной области востребованы компетентные специалисты, которые способны провести полноценный анализ не только с точки зрения детского психолога, но и с точки зрения кинокритика, искусствоведа, телезрителя и т.д. На самом деле такие специалисты имеются, но их статус еще не признан в среде современных российских средств массовой информации.
В настоящее время в жанре многосерийной анимации работают многие весьма популярные кинорежиссеры и сценаристы. Каждая крупная студия по производству кино имеет в своем штате подразделение, которое целенаправленно занимается созданием многосерийной анимации. Существуют целые телеканалы с вещанием больше чем на 30 языках мира, контентом которых являются мультсериалы. Мультсериалам все чаще присваивают высокие возрастные рейтинги. Это говорит о том, что данный контент предназначен не только для детей. Это полноценное художественное произведение, целевой аудиторией которой являются и взрослые. Для некоторых мультсериалов, созданных только для взрослой аудитории, используется специальное название «adult swim».
В связи с постоянно растущей популярностью многосерийной анимации исследование материалов современных медиа на предмет упоминания этой темы представляется актуальным. Электронные СМИ и интернет-версии традиционных печатных СМИ являются самыми популярными информационными источниками, их число и аудитория постоянно растут. Интернет-порталы телевизионных каналов, электронные версии журналов и газет, собственно сетевые издания публикуют новостные и аналитические материалы. Из всего этого многообразия СМИ мы отобрали несколько электронных ресурсов и изучили их на предмет упоминания в опубликованных текстах зарубежных мультсериалов.
В двадцати отобранных нами источниках за период с 2012 по 2017 годы опубликовано 644 материала, связанных с зарубежной многосерийной анимацией или посвященных ей. Большая часть размещена в интернет- изданиях. Мы провели анализ этих публикаций с целью определения их принадлежности к журналистским жанрам. В ходе исследования было выявлено, что большая часть журналистских материалов относится к информационным жанрам: заметка и анонс. Небольшая часть материалов принадлежит к аналитическим жанрам. И в единичных случаях тексты написаны в художественно-публицистических жанрах. Таким образом, можно констатировать, что зарубежные мультсериалы чаще рассматриваются журналистами как информационный повод, зачастую косвенно или отдаленно связанный с многосерийной анимацией, реже - как предмет глубокого анализа и отправная точка для создания текста публицистического жанра.
Аксиологический аспект зарубежной многосерийной мультипликации не может быть полноценно раскрыт из-за отсутствия значительного количества материалов посвященных данной тематике. Из всего выявленного объема текстов наше исследовательское внимание привлекли три публикации, в которых ценностный аспект раскрывается через призму семейных ценностей. В роли оценивающего эксперта предстает психолог, который оценивает мультсериалы через ключевые слова, характерные для института семьи. Этот показатель можно расценивать как доминирующую позицию в сфере электронных средств массовой информации. Данные публикации рассчитаны на родительскую аудиторию, которая заинтересована в решении вопроса о том, какие мультсериалы смотрят дети и какую ценностную информацию они получат при просмотре.
Также есть публикация, которая поднимает острую социальную проблему, представленную в мультсериале, для того чтобы люди могли принять эту проблему и научится правильно к ней относиться. Публикация раскрывает ценностный аспект мультсериала через призму социализации человека в общества.
Журналистская среда в последние два-три года начала рассматривать многосерийную мультипликацию как актуальную в современном мире тему. Для развития тематики зарубежный мультсериалов в современных СМИ потребуется еще несколько лет. В настоящий момент в данной области востребованы компетентные специалисты, которые способны провести полноценный анализ не только с точки зрения детского психолога, но и с точки зрения кинокритика, искусствоведа, телезрителя и т.д. На самом деле такие специалисты имеются, но их статус еще не признан в среде современных российских средств массовой информации.



