Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотических чувств обучающихся

Работа №75380

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения 6
1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения 6
1.2. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе 9
1.3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения 12
Глава 2. Особенности патриотического воспитания обучающихся 4 класса 16
2.1. Сущность и характеристика понятий «патриотизм», патриотическое воспитание 16
2.2. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников 21
2.3. Проектная деятельность как средство формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса 25
Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности проектной деятельности для формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса 30
3.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса 30
3.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности 34
3.3 Динамика уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса 39
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение


Выбор темы «Формирование патриотических чувств посредством проектной деятельности у обучающихся 4 класса» обусловлен тем, что значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.
Современные возможности по преодолению отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразовавшись тем самым в эффективный фактор развития страны.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) позволили сделать вывод, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа – важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
В Законе «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина – патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Предмет исследования: возможность проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Цель курсовой работы – рассмотреть возможности проектной деятельности как средства формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения;
2. Провести анализ особенностей патриотического воспитания обучающихся 4 класса;
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса;
4. Изучить динамику уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, конкретизация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, по итогам выполнения курсовой работы нами были сделаны следующие выводы:
Технология проектной деятельности - целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Метод проектов всегда предполагает решение какой то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, совокупность дидактических средств, условий, этапов деятельности, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты, то есть является педагогической технологией.
Большую роль в осознании, освоении и формировании познавательного интереса у детей младшего школьного возраста играют педагогические средства обучения и воспитания, одним из наиболее эффективных из них является детское проектирование. Оно позволяет максимально реализовать инициативность и самостоятельность детей, развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом познавательный интерес.
Сущность патриотического воспитания заключена в целенаправленном процессе, направленном на формирование социально-ценностного отношения к понятиям Родины, своего народа, его культуры, языка, традиций, природы. Суть этих отношений – это желание и стремление узнавать и бережно относиться к истории своей страны, её национальному и культурному богатству, стремление к активному участию в общественной жизни, добросовестному и творческому труду на благо своей Родины.
В младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует обязательного учета возрастных особенностей учащихся. В этом возрасте в процессе обучения и воспитания формируются такие нравственные чувства, как любовь к Родине, чувство товарищества, дружбы, долга, доброжелательности и уважения.
Применение метода проектов создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности у обучающихся 4 класса, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.
Во второй главе курсовой работы нами было предпринято экспериментальное исследование по выявлению эффективности проектной деятельности для формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
На основании результатов констатирующего этапа исследования мы смогли сделать вывод о том, что у обучающихся 4 класса патриотизм как нравственное чувство воспитан не в полной мере. Возможными причинами этого является то, что родители не придают особого внимания этой проблеме, имеется и недостаточное внимание к данному вопросу со стороны педагогов школы. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни города, в своей речи пользуются штампами, их знания об истории России, ее государственной символике и атрибутике, поверхностные, бессистемные. Это свидетельствует о необходимости работы по патриотическому воспитанию воспитания в 4 классе.
С целью патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности нами был разработан проектный продукт. В нашем случае, продуктом внеурочной проектной деятельности детей является настольная игра.
На контрольном этапе исследования нами была выявлена динамика уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
На основании результатов проведенного исследования нами был сделан вывод о том, что проектная деятельности с обучающимися 4 класса дает высокий положительный результат. Это подтвердилось динамикой развития уровня патриотизма на протяжении экспериментального исследования.



1. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2018. №5. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 14.05.2020)
2. Агаджанова, М.А. Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов / М.А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2018. – №5. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nastolnye-igry-kak-innovatsionnaya-psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya-profilaktiki-sindroma-emotsionalnogo (Дата обращения 14.05.2020)
3. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М. : Айрис-пресс, 2019. – 212 c.
4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование / Ю. Азаров. – 2020. – №6. – С. 3 – 7.
5. Антоненко, В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В.У. Антоненко // Вестник КГУ – 2018. – №9 – С. 21 – 27.
6. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф. Афтонасьев // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 2017. – С. 394- 402.
7. Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе / С.П. Ахтырский // Инновационная наука. – 2017. – №4-2. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-i-tehnologicheskie-aspekty-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения 14.05.2020)
8. Баимбетова, Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование / Л.Р. Баимбетова. – 2019. – №10. – С. 4-9.
9. Бородина, Е.Н. Наследие : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2020. 140 с.
10. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е.Е. Глусова // Классный руководитель – 2017 – № 6 – С. 54-58.
11. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 64 с.
12. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М. : Юрайт, 2018. – 440 с.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2019. – 26 с.
14. Коробова, О.В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников / О.В. Коробова. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 14.05.2020)
15. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М. : Владос, 2019. – 256 с.
16. Кривова, Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий / Л.П. Кривова // Молодой ученый – 2016. – №9. – С. 50 – 57.
17. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам / А.П. Куницын // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / сост. П. А. Лебедев. – М. : Педагогика, 2017. – С. 141 – 145.
18. Кусов В.А. Образовательные проекты: специфика организации / В.А. Кусов. – М.: Эксмо, 2017 – 213 с.
19. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – N 4. – С. 4 – 6.
20. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания патриотизма / В.И. Луговинов, С.И. Мешкова // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 50 – 54.
21. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина / Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 13 – 17.
22. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4 Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2015. – 120 с.
23. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования / Т.М. Маслова: автореф. дисс. … к. п. н. – Хабаровск : 2007. – 25 с.
24. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2020 . – 152 с.
25. Мельникова, Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников / Е.В. Мельникова. – Режим доступа : http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (Дата обращения 14.05.2020)
26. Мушкин, У.Р. Применение метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе / У.Р. Мушкин // Начальная школа. – 2017. – №1. – С. 94-99.
27. Орешкина, Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Т.А. Орешкина. – Волгоград : Учитель, 2017. – 122 с.
28. Осколкова, В.Р. Метод проектов: сущностные характеристики / В.Р. Осколкова, А.П. Рачева. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-suschnostnye-harakteristiki (Дата обращения 14.05.2020)
29. Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников / Г.С. Оспанова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.
30. Петровский, A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. – М.: Политиздат, 2010. – 255 с.
31. Поддьяков, А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение / А.Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. – 2012. – №1. – С.21 – 24.
32. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е.Л. Райхлина Воспитание школьников. – 2019. – №9. – С. 26 – 28.
33. Терненко, В.С. Проблемы низкой обучаемости младших школьников / В.С. Терненко // Современное образование. – 2015. – № 10. – С. 43.
34. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – Режим доступа : http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_slovar_russogo_jazyka_pod_red._d.n._ushakova (Дата обращения 14.05.2020)
35. Харламов, И.Ф. Педагогика : учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2017. – 519 с.
36. Ципелков У.Е. Перспективы использования метода проектов в начальной школе / У.Е. Ципелков // Вестник КГТУ. – 2016. – №10. – С. 50-55.
37. Эркувинцев, С.М. Метод творческих проектов: потенциал и особенности применения / С.М. Эркувинцев // ЭКО. – 2016. – №12. – С. 94-100.
38. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2019. – 344 с.
39. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. – М. : Педагогика, 2017. – С. 223 – 246.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ