Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Работа №75365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование формирования пространственных представлений у учащихся начальной школы 7
1.1 Понятия: «пространственное представление», «пространственное
воображение» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Роль геометрического материала при формировании пространственных
представлений у учащихся начальной школы 11
1.3 Методика формирования пространственных представлений у учащихся
начальной школы 15
1.4 Анализ образовательных программ по теме «Пространственные
представления» у учащихся начальной школы 22
1.5. Внеурочная деятельность в начальной школе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию пространственных представлений у учащихся 3-го класса 35
2.1 Начальный уровень сформированности пространственных представлений у
учащихся 3-го класса 35
2.2 Экспериментальная работа по выявлению условий формирования
пространственных представлений на факультативных занятиях у учащихся 3- го класса 43
2.3 Динамика сформированности пространственных представлений у учащихся
3-го класса 60
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 76


Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечаются цели изучения математики, среди них такие как: использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи [34]. Именно в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка, и период младшего школьного возраста является сенситивным для развития пространственного мышления. От сформированности пространственных представлений у младших школьников зависит усвоение геометрического материала в средней школе.
Высокая проблемность обучения геометрии в средней школе - на сегодняшний день факт общеизвестный. Геометрический материал составляет значительную часть всего математического содержания обучения в старших классах (35-45%), относиться к циклу точных наук, но в то же время, в определённом смысле, является самым «гуманитарным» из всех «негуманитарных» предметов. Исследования показывают, что «провал» в геометрической подготовке - это, как правило, своеобразный индикатор неблагополучия и в гуманитарном образовании школьника. Всё выше сказанное говорит, что необходимо формировать пространственные представления уже начиная с начальной школы [32].
Именно изучение геометрического материала, кроме того, что обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В связи с этим выявленная проблема формирования пространственных представлений у младших школьников - одна из фундаментальных проблем детской педагогики и психологии. Она находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Методологическую основу данной работы составляют психологические исследования по проблеме развития пространственных представлений младшего школьника психологов П.Я. Гальперина [9], Л.В. Занкова [14], А.В. Запорожца [15], Д.Б. Эльконина [40], Л.С. Выготского [7], и др.
Авторы методических работ, посвященных проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников, обучения элементам геометрии А.М. Пышкало [29], В.А. Гусева [11], М.В. Богданович [4], Е.В. Знаменской [16], Н.Д. Мацько [22].
Существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного представления в психологии и методике и отсутствием разработанной системы заданий способствующей формированию пространственных представлений у учащихся начальной школы.
Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного представления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся. Одним из подходов в формировании пространственного мышления учащихся, считаются компоненты геометрических представлений. Формирование пространственных представлений может происходить с опорой на геометрические представления младших школьников.
В стандарте НОО выделяется раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» на его изучение отводится 70 часов, что составляет 13% времени по изучению геометрического материала на протяжении всей математики в начальной школе. Этого является недостаточным в рамках урока для формирования пространственного представления.
Всё выше сказанное определило тему исследования «Формирование пространственных представлений на факультативных занятиях по математике у учащихся 3-го класса».
Проблема исследования: как осуществить формирование пространственных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у учащихся начальной школы в курсе математики.
Предмет исследования - методы, приемы и средства формирования пространственных представлений у учащихся начальных классов при изучении математики.
Цель исследования - разработать программу факультатива по развитию пространственных представлений у учащихся 3-го класса.
Гипотеза исследования - уровень сформированности пространственных представлений будет выше, если при осуществлении внеурочной деятельности учащиеся:
- получат представления об отношении предметов находиться: «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «снаружи», «на границе»;
- научатся разбивать геометрические фигуры на части, начиная с построения замкнутой линии и расположения объектов относительно нее по заданным условиям;
- познакомятся с разными видами преобразования геометрических фигур на плоскости;
- будут использовать пространственные фигуры в качестве наглядности для соотношения пространственных объектов с их проекциями на плоскость.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определения понятий «пространственное представление», «пространственное воображение» в психологической литературе.
2. Изучить роль геометрического материала при формировании пространственных представлений у учащихся начальной школы.
3. Проанализировать образовательные программы по математике для начальной школы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
Д. Рассмотреть внеурочную деятельность и организацию факультативных занятий в начальной школе.
5.Разработать и реализовать программу факультатива по формированию пространственных представлений.
Методы исследования:
- анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ данных, полученных в процессе исследования.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Уссурийска. 3 «В» класс, работающий по программе «Школа России».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было разработать программу факультатива по формированию пространственных представлений на факультативных занятиях у учащихся 3-го класса.
Изучение таких психологических понятий как представление, пространственные представления, пространственное воображение и пространственное мышление способствовало определению методических условий формирования пространственных представлений на факультативных занятиях у учащихся начальной школы.
Анализ образовательных программ показал, что заданий на развитие пространственного представления не очень много и они не в полной мере способны сформированности пространственного мышления. Во ФГОС НОО для начальной школы одной из задач ставится развитие пространственного представления школьников. Поэтому учителю приходится самостоятельно разрабатывать системы заданий и включать их в урок вне того материала, который дан в учебнике, что вызывает особую сложность.
В ходе педагогического эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности пространственных представлений, который позволил сделать вывод о том, что дети не определяют взаимное расположение предметов и положение объекта при его перемещении относительно другого. Не могут делать зеркальное отображение, не видят составные части фигуры и как следствие не умеют составлять фигуру из частей. Для решения данных проблем была разработана программа факультатива по формированию пространственных представлений, в ходе, которой были реализованы основные положения гипотезы.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал, что учащиеся при определении понятий «слева», «справа», допускаю меньше ошибок, показатели низкого уровня снизились, а высокого возросли. У учащихся сформированы понятия, находится: «слева, справа, вверху, внизу». Учащиеся знают геометрические фигуры, т.е. сформированы понятия: «отрезок, четырехугольник, прямоугольник, квадрат», могут находить геометрические фигуры в данной, соотносят прямоугольник и квадрат, низкий уровень снизился, а средний и высокий возрос. Определяют взаимное расположение объекта, соотносят пространственный объект с его изображением на плоскости.
Сравнительный анализ показал, что низкий уровень снизился на 22,1%, средний уровень возрос на 20%, высокий уровень возрос на 2,4%.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили нашу гипотезу: уровень сформированности пространственных представлений в 3-го класса возрос после проведения формирующего эксперимента, в отличие от начального этапа.
Таким образом, цель и задачи нашей работы были достигнуты. Гипотеза подтверждена.



1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбало. - М., 2004. - 346 с.
2. Белошистая, А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Книга для учителя / А.В.Белошистая. -М.: Классикс-стиль, 2014.-112с.
3. Белошистая, А.В. Развитие пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников /А.В. Белошистая,- М.: Линка-Пресс,2012 .-160 с.
4. Богданович, М.В. Определение математических понятий //жур. Начальная школа 2011. - № 4.
5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст /Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 2013. - 365 с.
6. Волкова, С.И. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы/ С.И. Волкова.- М.: Просвещение, 2012. - 96с.
7. Выготский, Л.С. Психология. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 536 с.
8. Габова, М.А. Путешествия с Линиточкой. Квадругом и Шарубиком по стране Графи ка/М. А. Габо ва//Д о школь ное образование.-2014.-№5.-с.23-29
9. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / П.Я. Гальперин - М.: «Просвещение», 1981.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Мето¬дический конструктор: пособие для учителя/ Д.Б.Григорьев. - М.: Просвещение, 2011.-223с.
11. Гусев, В.А. Методика обучения геометрии: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ В. А.Гу сев, В. В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 368с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.
13. Дебашина, Е.Ю.Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения/ Е.Ю. Дебашина/УНачальная школа.-2013.- №7.-101-103 с.
14. Зайков, Л.В. Беседы с учителями/Л.В.Зайков. - М.: Просвещение, 2015.-182 с.
15. Запорожец, А.А. Психология действия (сборник) /Леонид Венгер, В. Зинченко, Александр Запорожец, Василий Давыдов// М., Изд.: МПСИ, МОД ЭК - 2000.
16. Знаменская, Е.В. Об изучении геометрического материала в 1-4 кл./Е.В.Знаменская//Начальная школа.-2015.-№5.-75-79 с.
17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе/ Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение,2014 .-289с.
18. Калинина, Г.П.Конструирование как способ изучения геометрии в начальных классах./Г.П.Калинина//Наука и образование.-2013.-№1.-30-34с.
19. Колягин, Ю.М.Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения/ Ю.М.Колягин//Начальная школа - 2012.-№4.-26-32 с.
20. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. - СПб: Питер Пресс, 2012. - 249 с.
21. Кочеткова, Г.Г.Развитие пространственного мышления младших школьников/Г.Г.КочетковаУ/Начальная школа.-2013.-№2.-26-28 с.
22. Мацько, Н.Д. Формирование пространственных представлений у учащихся 1-4 классов в процессе обучения: дисс. канд. пед. наук/Н.Д. Мацько - Киев, 2005. - 158 с.
23. Моро, М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах./М.И.Моро и др.- М.: Просвещение, 2014. - 304с.
24. Некрасова, И. В. Взаимное расположение фигур на плоскости// жур. Начальная школа.-2017.-№4.
25. Носенко, Л.Д.Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материал/Л.Д.Носенко//Начальная школа.-2014.-№9.-86-88 с.
26. Пазушко, Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе. /Ж.И. Пазушко. -М.: Гардарика, 2005- 167 с.
27. Петерсон,Л.Г.Методические рекомендации. 1-3 классы/Л.Г.Петерсон.- М.: Ювената,2013. -430
28. Попкова, С.С.Развитие пространственного мышления на уроке математики труда/С.С.Попкова//Начальная школа.-2015.-№5.-с.26-28.
29. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах/А.М.Пышкало. - М.: АЙРИС-пресс, 2015. - 207 с.
30. Савин, А.П. Энциклопедический словарь юного математика/А.П.Савин.-М.:Педагогика,2005.
31. Семаго, Н.Я.Элементарные пространственные представления /Н.Я.Семаго.-М.: АЙРИС-пресс ,2016.-24с.
32. Стельмах,О.В.Формирование пространственных представлений у
учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Академия педагогических идей«Новация».Серия:Студенческий научный вестник.-2017.-№5:
электрон.журнал,- Режим доступа: URL:http//akademnova.ru/page/875550.
33. Учебно-методический комплект (УМК) Математика.
Образовательной системы «Школа 2100», Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. 1-4 класс// М., Изд.: Баласс, 2012 г.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: 1111р://минобрнауки.рф/(1оситеп1з/2974
35. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/Л.М. Фридман. - М.: АЙРИС-пресс, 2014.- 80 с.
36. Фридман, Л.М.Учитесь учиться математике/Л.М.Фридмаи,- М.:Просвещение,2015.-110 с.
37. Шадрина, И.В.Геометрия в начальной школе 1 класс /И.В.Шадрина,- М.: АСТ-ПРЕСС Школа ,2016.- 48 с.
38. Шадрина, И.В.Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии/И.В.Шадрина//Начальная школа. -2012.- №10.-37-47 с.
39. Щеглова, Т. М. Формирование геометрических представлений у первоклассников / Т.М.Щеглова// Начальная школа. - 2016. - №3.-7-9 с.
40. Эльконин, Д. Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников// жур. Педагогика - 1984. № 3.
41. Якиманская, И.С. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах/И.С.Якиманская.- М.: Просвещение, 2013 -207с.
42. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления учащихся/И.С.Якиманская,- М.: Просвещение, 2015 -221с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ