Введение 3
Глава первая 7
1.1. Краткая история фотографии 7
1.2 Исследователи фотографии 13
1.3 Значимые представители фотоискусства 14
1.4 Цифровая фотография и постобработка 21
Глава вторая 27
2.1 Сюрреализм 27
2.1.1 Сущность явления 27
2.1.2 Предпосылки возникновения 31
2.1.3 Представители живописи сюрреализма 32
2.2. Визуальные приемы живописи сюрреализма 40
Глава третья 48
3.1 Применение визуальных приемов сюрреализма в современном фотоискусстве 48
3.2 Аналоги применения 49
3.3 Эксперимент 55
Заключение 67
Список используемой литературы
В современном мире существует множество видов и стилей изобразительного искусства. Каждый из них уникален и дает возможность автору, использующему его, донести до зрителя особенную точку зрения на то или иное явление или объект. Проблема поиска и выработки личного варианта подачи всегда была и будет актуальной во всех сферах, в том числе и в изобразительном искусстве.
Это относится и к фотоискусству. Но в связи с тем, что фотография довольно грубый инструмент, в сравнении, например, с живописью или графикой, авторам, работающим в этом направлении, приходится прибегать к раз-личным методам на пути поиска собственного неповторимого и наиболее подходящего для самовыражения стиля. Одним из таких методов является синтез, или заимствование композиционных, технических, смысловых и многих других приемов из других видов искусств.
Поскольку на сегодняшний день технические возможности человечества довольно быстро расширяются, это также сказывается и на сфере изобразительного искусства. Именно поэтому многие, ранее невозможные или трудоемкие приемы и вариации синтеза, сегодня становятся довольно доступными.
Степень изученности темы.
Осмысление фотографии как художественной практики нашло отражение во многих работах, но наиболее ценными для данного исследования являются исследования Розалинды Краусс, Сьюзен Сонтаг, Констатнтина Чибисова. Историко-культурологический подход, определяющий не столько техническую, сколько культурную значимость фотографии, представлен в работах К. Бажака («История фотографии. Возникновение изображения» ) , М. Фризо («Новая История Фотографии» ) и Поллака П. «Из истории фото-графии». Субъективное восприятие автором своего произведения и основные характеристики, применяемые в создании изображения, были исследованы Анри Картье-Брессоном («Воображаемая реальность» ) , А. А. Китаевым («Субъектив. Фотограф о фотографии»), Хельмутом Ньютоном («Автобиография» ) и многими другими.
Так как в данной работе речь идет не только о фотографии, но также и о сюрреализме, его живописи и о творчестве наиболее значимых деятелей, то стоит рассмотреть степень изученности всех аспектов этого направления. Можно заметить, что исследованию сюрреализма посвящено сравнительно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.
Исследование философии и методологии сюрреализма отражено в ра-ботах таких известных зарубежных исследователей, как Д. Хопкинс, У. Бишофф, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Я. Гибсон и других. Часть работ хорошо иллюстрирована и носит биографичный характер (У. Бишофф, «Макс Эрнст» ), в других работах сделан акцент на философскую концепцию сюрреализма (Ж. Шенье-Жандрон, «Сюрреализм» ). Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы Л. Г. Андреева, И. С. Куликовой, В. Мириамова, А. А. Смолина и других.
Объект и предмет исследования.
В качестве объекта данного исследования выступает такая область человеческой деятельности, как изобразительное искусство. Это крайне широкое понятие, которое включает в себя живопись, скульптуру, графику, фото-графию и многое другое. В связи с тем, что в данной работе автор пытается синтезировать несколько видов изобразительного искусства, предметами здесь выступают фотоискусство и живопись сюрреализма.
Фотоискусство — это основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре .
Основной смысл искусства в целом заключается в передаче умонастроения автора зрителю, в самореализации художника через тот или иной вид искусства. Такая тенденция характеризуется независимостью, от каких либо современных критериев и требований. Мы можем увидеть это на примере различных течений живописи, которые в начале своего развития считались нетрадиционными и подвергались резкой критике со стороны представителей академизма. Однако в будущем такие течения вставали на один уровень с традиционными направлениями, тогда как «салонная» живопись постепенно теряла свою популярность и значимость.
Одним из таких течений является сюрреализм, о котором, по большей части, будет идти речь в данной работе. Живописи сюрреализма присущи не-реалистичные формы, весьма специфичный ландшафт и с трудом читаемый сюжет. Все эти и многие другие яркие черты данного направления, несомненно, являются экстраординарными и привлекательными, но в период их создания принимались не всеми ценителями искусства.
Но если сравнивать живопись и фотоискусство, то становится очевидным, что фотография более грубый инструмент и в связи с этим создание глубоких, эзотерических задумок автора до определенного момента было до-вольно затруднительно или невозможно вовсе. К счастью, с приходом эпохи цифровой фотографии расширились возможности не только создания снимков, но и их последующая обработка также стала весьма разнообразной.
Таким образом, мы можем заметить, что фотографы, применяя различные графические редакторы, способны создавать произведения ничуть не уступающие в вариативности подачи полотнам самой нетрадиционной живописи.
Цели и задачи.
Целью исследования является разработка нового способа подачи применяемого в фотоискусства, несколько отличного от общепринятой модели, за счет заимствования художественных приемов из нетрадиционной для фотографии области изобразительного искусства.
Опираясь на это можно выделить следующие задачи данного исследования:
1. краткое изучение истории фотографии;
2. изучение фотоискусства, как современного способа самовыражения;
3. анализ общих положений сюрреализма;
4. анализ творчества наиболее значимых представителей живописи сюрреализма;
5. выявление характерных художественных и стилевых приемов в живописи каждого художника;
6. поиск аналогов сюрреализма в современном фотоискусстве;
7. эксперимент по внедрению выявленных художественных и стилевых приемов живописи сюрреализма в современное фотоискусство с помощью цифровых технологий.
Методы исследования.
Если говорить о методологической составляющей сего исследования, то по большей части в нем применяются исторический и аналитический методы. Используя анализ тематической литературы, автор осуществлял поиск необходимых данных, которые в дальнейшем были использованы. Так, в первой и второй главах изучается история фотографии и сюрреализма. Во второй главе с помощью аналитического метода выявляются наиболее характерные приемы живописи сюрреализма. Также стоит отметить, что в третьей главе используются такие методы, как синтез и эксперимент. Используя данные полученные при написании первых двух глав, автор пытается синтезировать сюрреалистические методы подачи и фотоискусство.
Научная новизна.
1. В работе впервые комплексно анализируется живопись определенных художников сюрреализма, с целью последующего внедрения выявленных художественных приемов в цифровое фотоискусство;
2. Также впервые изучены аналоги сюрреализма в современном цифровом фотоискусстве, собрана информация об авторах подобных произведений и проведен сравнительный анализ;
3. Проведен эксперимент по внедрению ранее неиспользуемых художественных и стилевых приемов живописи сюрреализма в цифровое фото-искусство.
Краткая структура исследования.
В первой главе речь пойдет о фотографии. Описывается ее краткая история, влияние на культуру в целом, а также ее положение в современном мире изобразительного искусства. Кратко рассказывается о представителях фотографии, которые оказали определенный вклад в становление фотографии, как вида искусства на каждом этапе ее развития. Особое внимание уделяется применению современных цифровых технологий в фотоискусстве.
Вторая глава рассказывает о сюрреализме. Кратко говорится об основных его положениях, предпосылках возникновения данного феномена, затрагиваются наиболее значимые фигуры, повлиявшие на становление этого направления. Более подробно говорится о живописи сюрреализма и о художниках, работавших в данном направлении. Выявляются характерные приемы в их творчестве.
Третья глава несет в себе практическую составляющую и, если можно так сказать, объединяет данные собранные в ходе написания двух предыдущих глав. Сначала описываются аналоги использования сюрреализма в фотографии на примере творчества современных фотографов. Далее автор пробует, в качестве эксперимента, выразить в своих работах определенные концепции, используя изобразительные приемы сюрреализма в фотографии. О степени эффективности такого подхода говорится в заключительной части данного исследования.
Подводя итоги стоит вспомнить о актуальности данного исследования. В современном мире изобразительного искусства существует множество техник, направлений и методов самореализации. В связи с этим каждому от-дельному художнику крайне сложно самоактуализироваться и создать свой уникальный метод работы, который бы отличался от других. Одним из способов решения данной проблемы является внедрение в область своей работы приемы, методы и концепций из других направлений и видов искусств. Именно это и являлось целью настоящего исследования, для достижения ко-торой были выполнены некоторые задачи.
Так, изучение истории фотографии выявило основные преимущества и недостатки данной техники, а также дало возможность понять ее значимость в мире изобразительного искусства. Анализ творчества крупнейших фотографов показал возможность разностороннего применения фотографии и большое разнообразие ее техник и стилей.
При изучении предпосылок возникновения сюрреализма были выявлены значимые аспекты данного течения, а анализ творчества крупнейших его представителей показал то, как эти аспекты проявлялись в искусстве, в частности в сюрреалистической живописи. Более конкретно проанализировав живопись таких художников как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали и др., автор нашел наиболее характерные для их творчества художественные приемы, которые были использованы на последующих этапах данной работы.
Изучение аналогичных примеров проявления сюрреализма в фотографии, дало некое понимание какими средствами и техниками возможно визуальное достижение подобного результата, а также помогло выявить незатронутые и малоизученные аспекты применения данного метода.
Первая глава данного исследования рассказывает о фотоискусстве в целом и о крупнейших его представителях, раскрывающих различные аспекты фотографии. Для того, чтобы объективно оценить ситуацию, были изучены работы исследователей, глубоко изучавших данный феномен.
Помимо фотографии, было подробно изучено такое направление в искусстве как сюрреализм. Во второй главе описаны предпосылки его возникновения, основные принципы, исследователи и представители. Но так как интерес для данного исследования представляет именно визуальная составляющая сюрреализма, большую часть второй главы занимает описание творчества живописцев, работавших в этом направлении и повлиявших на его становление.
В третье главе рассматривались фотографы, применяющие в своих работах приемы, напоминающие по стилистике сюрреализм. Выявив некоторые аспекты, которые идут в разрез с представлением автора о том, как должен выглядеть сюрреализм в фотографии, было решено провести эксперимент и создать собственные фотографии, применяя приемы именно из живописи пи-онеров сюрреализма. В итоге получились работы, в которых четко проявлены художественно-стилевые примы используемые Сальвадором Дали, Кей Сейдж, Максом Эрнстом и другими художниками.
Однако при заимствовании каждый из визуальных эффектов преобразован именно в ту форму, в которой это было задумано автором. Это позволило работе стать самостоятельным произведением, без признаков явного копирования чужого творчества. Данное уточнение крайне важно, так как целью данного эксперимента являлось не банальное копирование, а заимствование с дальнейшим преобразованием, для поиска новых методов создания произведений искусства.
В целом эксперимент можно считать удачным, однако его завершенность остается под вопросом. Существует еще множество визуальных эффектов, внедрение которых в фотоискусство может быть довольно удачным. Вместе с тем, фотография открывает большие перспективы для экспериментов в данной области. В заключении стоит добавить, что синтез различных видов искусств, порой, на первый взгляд, противоречащих друг другу, может привести к достаточно неожиданному результату и открыть новое течение в культуре и искусстве.
1. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.: Гелиос.2004. - 352с
2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. пер. с франц. А. Кавтаскина. - М.: Аст: Астрель, 2006.- 159с.
3. Богомолов Ю. А. Как работает время в фотографии // Советское фото, 1979, № 1, с. 25-28.
4. Бодлер Ш. Современная публика и фотография. // Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986. С. 186-190
5. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы М.: Прогресс. - 1986. - С. 40 - 59.
6. Васильева Е. В. Анри Картье-Брессон: мелочи жизни // СПб.Собака.ги, 2002, №Ц. с. 87-89.
7. Вейсман Д. Язык и визуальная форма./ Вейсман Д. М.: Прогресс, 1978. - 212 с.
8. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. Арт-Родник, 1998. - 768с
9. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -464 с.
10. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. Т. 2 М.: Изобраз. Искусство, 1987. - 752 с.
11. Донде А. Сто лет фотографии. — М.: Госкиноиздат, 1939. 112с.
12. Дуксина И. Н. К «НОВОМУ» или к «НУЖНОМУ»? Манифест Дж. Балла в прочтении В. Татлина // Русский кубофутуризм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. - С. 201-212.
13.Зись А. Я. О природе искусства фотографии. М.: Центральный дом журналиста, 1961.- 32с.
14. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи/ Каган М.С. СПб: Петрополис, 2001. - 528 с.
15. Картье Брессон А., Воображаемая реальность./ Анри Картье-Брессон перевод с французского - Г. Соловьева. - СПб.: Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2008. - 128 с.
16. Ковтун ЕФ. Русский авангард 1920 1930-х гг.: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно - прикладное искусство: из собр. Государственного Русского музея. - СПб.: Аврора; Бурнемут: Паркстоун, 1996.-287 с.
17. Краусс, Р. Фотографическая обусловленность сюрреализма // Поэзия и критика. — 1994. — № 1.
18. Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений / Пер. с англ. и фр. А.Шестаков. М.: Ад Маргинем, 2014.
19. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М.: Райт, 1995. - 176с.
20. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Минск : Белфакс, 1998. - 128
21. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна./ Лиотар Жан-Франсуа перевод H.A. Шматко. СПб.:Алтейя, 1998. - 260 с.
22. Малышев В.А. Искусство видеть./ Малышев В.А. М.: Молодая гвардия, 1985.- 174 с.
23. . Марковский Э.Я Язык фотографии, как семиотическая проблема/. / Я.Э. Марковский, М.: , Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», АН СССР, 1988.-48 с.
24. Морозов С.А. Фотография среди искусств. / O.A. Морозов. М.: Планета, 1971.-250 с.
25. Морозов С. А. Искусство видеть. Очерки из истории художественной фотографии стран мира. М.: Планета, 1963. - 136с.
26. Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. М.: Искусство, 1958.
27. Ньютон X. Автобиография. / Хельмут Ньютон. М.: Эксмо, 2004. - 320 с.
28. Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии/ Е. Петровская.'- М.: Ад Маргинем, 2002. 215 с.
29. Панфилов Н. Д. Введение в художественную фотографию. М., Планета, 1977.- 175с.
30. Пикон Г. Сюрреализм: Пер. с франц. Париж: DIAKOM-FRANCE, 1995. - 216с. Поллак П. Из истории фотографии. / Питер Поллак. М.: Планета, 1983. - 176 с.
31. Пондопуло Г.К. Эстетическая природа фотографического творчества/ Г.К. Пондуполо. М.: Искусство, 1982. - 174 с.
32. Потебня А.А. Эстетика и поэтика./ А.А. Потебня. М.: Искусство, 1976. - 612 с.
33. Раушенбах Б. В. Восприятие и перспективные изображения пространства. // Искусство и точные науки. — М., Наука, 1979, с. 180.
34. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М.: Республика, 1992. - 224 с.
35. Родченко А. Предостережние //Новый Леф. № 11.- 1928.
36. Руйе А. Диспут длиной в десятилетия: что такое фотография? // Импакт: наука и общество. М., 1993, № 4. С.5-12
37. Савчук В., Философия фотографии / В. Савчук. СПб.: Изд-во С.-Петеррб. ун-та, 2005. - 256 с.
38. Семёнов А. "Советское фото" 1988, N5.
39. Смолин А. А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального. 2005. Красноярск - 179с.
40. Сонтаг С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с.
41. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014.-96 с.
42. Уэлсман Д. Реконструкция реальности. //Foto&video. 2000. - № 5. - С.
43. Флюссер В. За философию фотографии./ Вилем Флюссер.перевод с немецкого Г. Хайдарова. - СПб.: Издательство Санкт-петербургского университета, 2008. - 148 с.
44. Хопкинс Д. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение». 2009. Астрель
45.Чмырёва И. Пьер Боннар: фотография и живопись. // Вопросы искусствознания, IX, 1996, № 2. С. 138-153
46. Швинглхурст Э. Сюрреалисты. М.: Изд-во Лабиринт-К, 1994. - 80 с.
47. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с франц. С. Дубина. - М.: НЛО, 2002.
48. Биография и картины Сальвадора Дали. [Электронный Ресурс] - Музеи мира и картины известных художников - 2018 - Режим доступа:
https: //muzei-mira.com/bio grafia hudoj nikov/774-bio grafiya-salvadora-dali.html
49. Ив Танги - картины. [Электронный Ресурс] - Wiki Art. Энциклопедия визуальных искусств. - 2018 - Режим доступа:https://www.wikiart.org/ru/iv-tangi
50. Картины Сальвадора Дали. [Электронный Ресурс] - Сальвадор Дали: XX век глазами гения. - 2018 - Режим доступа:http://www.dali-
genius .ru/painting.html
51. Рене Магритт, картины с названиями и биография. [Электронный Ресурс]
- Артхив. - 2018 - Режим доступа:
https: //artchive.ru/artists/62217~Rene Magritt
52.Эрнст Макс. Картины и биография. [Электронный Ресурс] - Виртуальный музей живописи. -2018 - Режим доступа: http://smallbay.ru/ernst.html