Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №75351

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 1.1 Характеристика видов изобразительной деятельности в детском саду……11
1.2.Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………20
Выводы


Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в дошкольном учреждении является художественная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному [6,c.4].
В педагогике - самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами [2, с.98].
Возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но Н.А. Ветлугина считает этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. Те интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено - все это способствует проявлению самостоятельности в деятельности дошкольников [9,с.114].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область –эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценности «Художественно о-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального и изобразительного [1, с 19].
В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно эстетическое развитие» предусмотрена самостоятельная деятельность детей: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации [33, 56 с.].
Актуальность методического решения по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста старшего дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов методических рекомендаций по организации самостоятельной изобразительной деятельности. В «Федеральной программе развития образования 2020»(2015), Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ Минкультуры РФ от 01.01.2001 г., № 000) В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно эстетическое развитие» предусмотрена самостоятельная деятельность детей: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка. В педагогике - самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами [9,с. 27].
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, области психолого- педагогических наук (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.С. Лейцес, А.Н. Матюшкин, В.С. Мухина, Л.А. Панько, Б.Н. Теплов, Г.Д.Чистякова), у старших дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия . Они часто придумывают невероятные истории, рассказывают о необычайных происшествиях. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, выделяют существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме [1, с.81].
Исследования проблемы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов художественно-эстетическому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОО, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно- методическом уровне, следует отметить, что проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики» [2, с.145] В связи с этим, авторы рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер. [7, с.78] . Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ – это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, где ребенок стремится достигнуть собственной поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [5, с.142].
Тема нашего исследования недостаточно изучена и мало используется в практике воспитателей детского сада. Это определило тему исследования «Методические решения по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Методические решения по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования – организация самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования методические решения по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мы рассматриваем на примере такого вида изобразительной деятельности детей как рисование
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
 социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием социально активной личности, способной к полному взаимодействию с окружающей социально-природной средой и активному ее преобразованию, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;
 необходимостью формирования самостоятельной изобразительной направленности личности старшего дошкольника и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса;
 педагогическим потенциалом изобразительной деятельности дошкольников по формированию художественно-эстетической направленности личности и недостаточностью организации самостоятельной изобразительной деятельности в практике дошкольных образовательных учреждений.
Проблема исследования каковы методические решения по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование методических рекомендации по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности будет эффективно, если:
- проанализировать развивающую предметно-пространственную среду изобразительной деятельности (уголок изобразительной деятельности);
- используются возможности интеграции видов изобразительной деятельности дошкольников (рисование);
- разработать и внедрить методические рекомендации по самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2. Раскрыть содержания организации самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3.Раскрыть содержания развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности старших дошкольников
4. Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников.
5. Экспериментальным путем проверить эффективность системы работы, направленной на развитие самостоятельности старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования являются:
- идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольной образовательной организации (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В.Солнцева);
- подход к определению самостоятельной изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и ее показателей (Т.И. Бабаева, М.В. Крулех).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент); методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «самостоятельная изобразительная деятельность» старшего дошкольника, понимаемое как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта
- теоретически обоснована роль изобразительной деятельности дошкольников в формировании художественно-эстетической направленности личности.
Практическая значимость исследования
- результаты исследования могут быть использованы в практике работы ДОО, системе подготовки повышения квалификации педагогов ДОО в области методики экологического образования дошкольников;
- подобраны конспекты организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;
- разработанные нами методические рекомендации по организации самостоятельно изобразительной деятельности может быть использовано воспитателями для обеспечения развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности в изобразительной деятельности.
Этапы исследования
Первый этап – организационно-подготовительный. (май – июль 2020) На данном этапе изучалась, анализировалась, систематизировалась информация реализации самостоятельной изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Также были определены позиции исследования, определен понятийный аппарат, сформулирована первичная гипотеза и сформулированы задачи исследования. На организационно-подготовительный этапе использовались следующие методы: анализ, обобщение, сравнение.
Второй этап – содержательно-процессуальный (июль-сентябрь 2020) На данном этапе разрабатывалась и апробировалась реализации самостоятельной изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На содержательно-процессуальном этапе использовались следующие методы исследования: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Третий этап – аналитико-корректирующий. (сентябрь-декабрь 2020)На данном этапе приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные. На аналитико-корректирующем этапе осуществлялся контрольный педагогический эксперимент. На аналитико-корректирующем этапе использовались следующие методы исследования: построение гистограмм, таблиц.
Экспериментальная база исследования
Республика Башкортостан, город Уфа МБДОУ Детский сад № 9,старшая группа
Апробация.
Результаты нашего исследования частично апробированы на педагогическом совете. Тема «Создание и реализация индивидуальных образовательных траекторий»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований показал, что ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством создает условие для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия.
При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь: воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности; в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности; самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы; владеть комплексом технических навыков и умений, мотивировать самостоятельный выбор материалов; участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность в продуктивных видах деятельности, давать мотивированную оценку результатам.
Так же, мы рассмотрели условия организации самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и сделали вывод о том, что организация самостоятельной деятельности детей требует создания развивающей предметно – пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Мы сделали вывод, что при создании предметно – развивающей среды нужно соблюдать ряд принципов:
• принцип дистанции и сближения,
• принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества
• принцип стабильности - динамичности развивающей среды
• принцип комплексного и гибкого зонирования
А также выполнять различные психологические и гигиенические требования.








Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ