Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Работа №75330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия
1.2 Факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие
студентов 22
1.3 Теоретические аспекты понятия жизненного смысла в психологической
науке 24
1.4 Особенности жизненных смыслов студентов 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования 39
2.2 Описание выборки
2.3 Методы исследования 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1 Сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов
3.2 Сравнительный анализ жизненных смыслов студентов 72
3.3 Анализ половых различий 79
3.4 Обсуждение результатов исследования 86
ВЫВОДЫ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104


В настоящее время в психологии все большее внимание уделяется внутреннему миру, субъективной реальности человека, все более актуальной становится проблема субъективного благополучия и счастья. Психологи выдвигают теории относительно сущности и составляющих благополучия, исследователи изучают множество факторов, в стремлении выделить наиболее важные для обретения благополучия и внутренней гармонии. Исследователи стремятся изучить как объективные, внешние факторы жизни, так и психологические характеристики, влияющие на субъективное благополучие человека. Э. Динер, М. Аргайл, М. Селигман показали, что несмотря на важное значение для субъективного благополучия внешних факторов, таких как уровень дохода, состояние здоровья, наличие семьи, работы, образования, личностные характеристики объясняют изменчивость субъективного благополучия в большей степени.
Психологи сходятся во мнении, что необходимо расширять предметную сферу исследований и изучать взаимосвязь субъективного благополучия с внутренними, психологическими факторами: ценностями, целями, стремлениями, смыслами. Многие исследования показали, что ценности и цели могут вносить свой вклад в удовлетворенность жизнью и позитивные чувства человека (Р. Эммонс, Э. Динер, К. Рифф и др.). Мы в своем исследовании также стремимся изучить связь субъективного благополучия с психологическими факторами, а именно с жизненными смыслами.
Смысл жизни представляет собой самую важную и главную идею существования человека. Проблема смысла жизни поднималась в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Д.А. Леонтьева, Ф.Е. Василюка и многих других. В данных работах отмечается, что смысложизненные ориентации - это сложная целостная система сознательных и избирательных связей, которая отражает направленность человека. Наличие жизненных целей, осмысленность выборов, а также удовлетворенность жизнью позволяют полноценно жить.
Наиболее активный период формирования системы жизненных смыслов - юность и ранняя взрослость. В этом возрасте происходит активное становление самосознания, решаются задачи личного и профессионального самоопределения, появляется установка на сознательное построение своей жизни, саморазвитие, поиск смысла жизни (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.И. Слободчиков). Многие молодые люди выбирают продолжать образование в вузе и становятся студентами.
Сегодня в России обучается около 20 тысяч китайских студентов, что обусловлено интенсивным двусторонним экономическим сотрудничеством России и Китая. В свете последних политических изменений направленных на сближение стран изучение китайской культуры представляет особый интерес.
По мнению У. Кларка китайская культура является самобытной и парадоксальной благодаря смешанной обрядности, включающей близость к западной ментальности, и одновременно с этим политеистический набор «из колдовства и демонологии» современного даосизма, синкретизма народной религии китайцев, наставлений «Книги Яшмовых Правил». Обращение к культуре позволяет выявлять глубокие слои психики человека, которые задействованы в формировании личности. Уникальность каждой культуры отражается на мотивационных тенденциях и жизненных смыслах студентов.
С данной точки зрения изучение различий в жизненных смыслах российских и китайских студентов представляет особый интерес.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Целью данной работы явилось выявление особенностей субъективного благополучия и жизненных смыслов российских и китайских студентов.
Объект исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы.
Предмет исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
Гипотезы:
1. Существуют различия в уровне и структуре субъективного благополучия, а также предпочитаемых жизненных смыслах у российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
2. Взаимосвязи компонентов субъективного благополучия с жизненными смыслами имеют свою специфику у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
Задачи исследования:
1. Сравнить и обобщить существующие теоретические подходы к исследованию темы субъективного благополучия и жизненных смыслов.
2. Провести сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов: российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
3. Провести сравнительный анализ иерархии жизненных смыслов студентов трех групп.
4. Изучить специфику взаимосвязей субъективного благополучия и жизненных смыслов у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
5. Провести анализ половых различий субъективного благополучия и жизненных смыслов студентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для любого человека. Особую значимость имеет и присущая каждому человеку внутренняя тенденция находить смысл своей жизни. Становление мировоззрения и поиск жизненных смыслов наиболее активно происходят в студенческом возрасте. На формирование личности молодых людей оказывают влияние культурные традиции и современное состояние общества.
Данная работа была направлена на изучение субъективного благополучия и жизненных смыслов российских студентов и китайских студентов, обучающихся как в Китае, так и в Санкт-Петербурге. Исследование выявило как сходные черты, обусловленные возрастными особенностями, так и области различий, связанные с культурными традициями и спецификой условий жизни.
Общими характеристиками являются достаточно высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности жизнью в целом и ее частными составляющими, благоприятное эмоциональное состояние. Из всех изучаемых условий жизни студенты наиболее высоко оценивают возможность получения информации. В системе жизненных смыслов студентов присутствуют все изучаемые смыслы, и нет отвергаемых.
Из различий отметим, что у российских студентов удовлетворенность жизнью, позитивное эмоциональное состояние и психологическое благополучие сопутствуют друг другу, а у китайских студентов психологическое благополучие практически не связано с удовлетворенностью жизнью. Если у российских студентов направленность на личностный рост вызывает значительное напряжение, то у китайских студентов - наоборот, расслабленность. У китайских студентов удовлетворенность политической ситуацией имеет большое значение для удовлетворенности другими сторонами жизни, чего не наблюдается у российских студентов.
У студентов, проживающих в своих странах, удовлетворенность условиями жизни связана с общей удовлетворенностью жизнью, тогда как у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, такой взаимосвязи не наблюдается, что можно объяснить периодом адаптации к условиям жизни в другой стране.
У российских студентов предпочтение тех или иных жизненных смыслов в большей мере связано с различными сторонами субъективного благополучия, что не свойственно китайским студентам. В отличие от россиян, китайские студенты в целом отдают большее предпочтение статусным смыслам, что, видимо, связано с современными тенденциями в экономическом и политическом развитии Китайской Народной Республики.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение соотношения субъективного благополучия и других личностных характеристик, активно развивающихся в студенческом возрасте, а также на сравнительное исследование картины внутреннего мира студентов других стран.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. М.: Академический проект, 2015. 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
5. Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ.; 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 623 с.
6. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 33-42.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
8. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М.: Время, 2009. 192 с.
9. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005. 26 с.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
11. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99-106.
12. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 2. С. 53-61.
13. Быкова Н.А. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Самара, 2005. 95 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Просвещение, 1996. 206 с.
16. Денисова Е.Г., Гомонова Е.Н., Ломакина О.В., Мирошниченко С.С.
Исследование различий показателей ценностно-смысловой сферы студентов механического, психологического и экономического факультетов // Электронный сборник статей по материалам XII студенческой международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд. «МЦНО». № 5 (12). 2014. С. 131-137. [Электронный ресурс] URL: http:// www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 19.11.2016).
17. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: ИП РАН, 2013. 268 с.
18. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности
жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. С. 76-94.
19. Жукова И.Г. Направленность личности как фундамент становления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Материалы XI симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / Под ред. Г. А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. М.: МГУ, 2008. С. 24-30.
20. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. «Шкала психологического благополучия К. Рифф» // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.
21. Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005. 448 с.
22. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
23. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1999. 212 с.
25. Концепт душевного здоровья в человекознании / Отв. ред. О.И. Даниленко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 372 с.
26. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии.
1995. №3. С. 119-133.
27. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ 2013. Т. 1. № 2 (542). С. 148-153.
28. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. С. 476-510.
29. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2000. С. 33-45.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
31. Леонтьев Д.А. Психология смысла. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
32. Луков В.А. Теории молодежи. Междисциплинарный анализ. М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.
33. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 77-85.
34. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
35. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
36. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подр о стковом и юноше ском возрастах // Психологиче ская наука и образование. 2005. № 3. С. 16-25.
37. Мурзина С.М. Психология и типология личности студента // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/psihologiya-i-tipologiya-lichnosti-studenta(дата обращения: 27.01.2017).
38. Мяло K.T. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Педагогика, 2001. 220 с.
39. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
40. Практикум по экспериментальной и прикладной психологииб Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 44б.
41. Психология здоровья. Учебник для вузов. / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 200б. 607 с.
42. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 245 с.
43. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 17 с.
44. Родевич Т.Н. Ценностно-потребностные ориентации молодежи как показатель духовно-нравственного развития личности // Сацыяльна- педагаычная работа. 2004. № 2. С. 39-49.
45. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
47. Селигман М. Новая позитивная психология / Пер. с англ. М.: София, 2006. 3б8 с.
48. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
49. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. C. 212-385.
50. Смолева Е.О., Морев М.В. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 164 с.
51. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.
52. Судуткина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов СПО. Практико-ориентированный проект. Саранск, 2015. 75 с.
53. Терра Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости: дис. ...канд. психол. наук. СПб, 2010. 202 с.
54. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
55. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
56. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений /Пер. с англ.; сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
57. Чжао Ю., Левкова Т.В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 (61). С. 497-502.
58. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 464 с.
59. Шаминов Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. №4. 2003. С. 27-41.
60. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 с.
61. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности. Обзор основных концепций и методик исследования // Психологическая диагностика. №. 3. 2005. С. 95-129.
62. Эммонс Р Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Пер. с англ. М.: Смысл, 2004. 416 с.
63. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс,
1996. 344 с.
64. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем.; 2-е изд. М.: Прогресс, 2006. 336 с.
65. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago, USA: Aldine Publishing Company, 1969.
66. Cohn M.A., Fredrickson, B.L., Brown S.L., Mikels J. A., Conway A.M. Happiness Unpacked. Positive Emotions Increase Life Satisfaction by Building Resilience // Emotion. 2009. № 9(3). Р 361-368.
67. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life. Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. № 49. P 71-75.
68. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. Р 542¬575.
69. Diener E., Horwitz, J., Emmons, R.A. Happiness of the very wealthy // Social Indicators Research. 1985. № 16. Р 263-274.
70. Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E., & Smith, H.L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125. Р 276-302.
71. Haybron D.M. The pursuit of unhappiness: The elusive psychology of wellbeing. Oxford: OUP, 2010. P 384.
72. Kahneman D., Deaton A. High income improves evaluation of life but not emotional well-being // PNAS. 2010. № 107 (38). Р 16489-16493.
73. Michalos A.C. Multiple discrepancies theory (MDT) // Social Indicators Research. 1985. № 16 (4). P 347-414.
74. Ryan, R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of Psychology, 2001. № 52. Р 141-166.
75. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000. № 55. P. 68-78.
76. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journ. of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. Р 1069-1081.
77. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. 99-104.
78. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. Р 719-727.
79. Ryff C.D., Magee W.J., Kling K.C., Wing E.H. Forging macro-micro linkages in the study of psychological well-being // The Self and Society in Aging Processes/ ed. Ryff C.D., Marshall V.W. New York: Springer, 1999. Р 247-278.
80. Ryff C.D., Keyes C.L.M., Shmotkin D. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Journ. of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. № 6. Р 1007-1022.
81. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. № 9. Р 13-39.
82. Seligman M.E.P. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: Atria Books, 2011. P. 368.
83. Taylor T. E. The markers of wellbeing: A basis for a theory-neutral approach. // International Journal of Wellbeing. 2015. № 5(2). Р 75-90.
84. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social psychology. 1993. № 64. P 678-691.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ