СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия
1.2 Факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие
студентов 22
1.3 Теоретические аспекты понятия жизненного смысла в психологической
науке 24
1.4 Особенности жизненных смыслов студентов 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования 39
2.2 Описание выборки
2.3 Методы исследования 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1 Сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов
3.2 Сравнительный анализ жизненных смыслов студентов 72
3.3 Анализ половых различий 79
3.4 Обсуждение результатов исследования 86
ВЫВОДЫ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия
1.2 Факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие
студентов 22
1.3 Теоретические аспекты понятия жизненного смысла в психологической
науке 24
1.4 Особенности жизненных смыслов студентов 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования 39
2.2 Описание выборки
2.3 Методы исследования 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1 Сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов
3.2 Сравнительный анализ жизненных смыслов студентов 72
3.3 Анализ половых различий 79
3.4 Обсуждение результатов исследования 86
ВЫВОДЫ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104
В настоящее время в психологии все большее внимание уделяется внутреннему миру, субъективной реальности человека, все более актуальной становится проблема субъективного благополучия и счастья. Психологи выдвигают теории относительно сущности и составляющих благополучия, исследователи изучают множество факторов, в стремлении выделить наиболее важные для обретения благополучия и внутренней гармонии. Исследователи стремятся изучить как объективные, внешние факторы жизни, так и психологические характеристики, влияющие на субъективное благополучие человека. Э. Динер, М. Аргайл, М. Селигман показали, что несмотря на важное значение для субъективного благополучия внешних факторов, таких как уровень дохода, состояние здоровья, наличие семьи, работы, образования, личностные характеристики объясняют изменчивость субъективного благополучия в большей степени.
Психологи сходятся во мнении, что необходимо расширять предметную сферу исследований и изучать взаимосвязь субъективного благополучия с внутренними, психологическими факторами: ценностями, целями, стремлениями, смыслами. Многие исследования показали, что ценности и цели могут вносить свой вклад в удовлетворенность жизнью и позитивные чувства человека (Р. Эммонс, Э. Динер, К. Рифф и др.). Мы в своем исследовании также стремимся изучить связь субъективного благополучия с психологическими факторами, а именно с жизненными смыслами.
Смысл жизни представляет собой самую важную и главную идею существования человека. Проблема смысла жизни поднималась в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Д.А. Леонтьева, Ф.Е. Василюка и многих других. В данных работах отмечается, что смысложизненные ориентации - это сложная целостная система сознательных и избирательных связей, которая отражает направленность человека. Наличие жизненных целей, осмысленность выборов, а также удовлетворенность жизнью позволяют полноценно жить.
Наиболее активный период формирования системы жизненных смыслов - юность и ранняя взрослость. В этом возрасте происходит активное становление самосознания, решаются задачи личного и профессионального самоопределения, появляется установка на сознательное построение своей жизни, саморазвитие, поиск смысла жизни (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.И. Слободчиков). Многие молодые люди выбирают продолжать образование в вузе и становятся студентами.
Сегодня в России обучается около 20 тысяч китайских студентов, что обусловлено интенсивным двусторонним экономическим сотрудничеством России и Китая. В свете последних политических изменений направленных на сближение стран изучение китайской культуры представляет особый интерес.
По мнению У. Кларка китайская культура является самобытной и парадоксальной благодаря смешанной обрядности, включающей близость к западной ментальности, и одновременно с этим политеистический набор «из колдовства и демонологии» современного даосизма, синкретизма народной религии китайцев, наставлений «Книги Яшмовых Правил». Обращение к культуре позволяет выявлять глубокие слои психики человека, которые задействованы в формировании личности. Уникальность каждой культуры отражается на мотивационных тенденциях и жизненных смыслах студентов.
С данной точки зрения изучение различий в жизненных смыслах российских и китайских студентов представляет особый интерес.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Целью данной работы явилось выявление особенностей субъективного благополучия и жизненных смыслов российских и китайских студентов.
Объект исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы.
Предмет исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
Гипотезы:
1. Существуют различия в уровне и структуре субъективного благополучия, а также предпочитаемых жизненных смыслах у российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
2. Взаимосвязи компонентов субъективного благополучия с жизненными смыслами имеют свою специфику у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
Задачи исследования:
1. Сравнить и обобщить существующие теоретические подходы к исследованию темы субъективного благополучия и жизненных смыслов.
2. Провести сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов: российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
3. Провести сравнительный анализ иерархии жизненных смыслов студентов трех групп.
4. Изучить специфику взаимосвязей субъективного благополучия и жизненных смыслов у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
5. Провести анализ половых различий субъективного благополучия и жизненных смыслов студентов.
Психологи сходятся во мнении, что необходимо расширять предметную сферу исследований и изучать взаимосвязь субъективного благополучия с внутренними, психологическими факторами: ценностями, целями, стремлениями, смыслами. Многие исследования показали, что ценности и цели могут вносить свой вклад в удовлетворенность жизнью и позитивные чувства человека (Р. Эммонс, Э. Динер, К. Рифф и др.). Мы в своем исследовании также стремимся изучить связь субъективного благополучия с психологическими факторами, а именно с жизненными смыслами.
Смысл жизни представляет собой самую важную и главную идею существования человека. Проблема смысла жизни поднималась в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Д.А. Леонтьева, Ф.Е. Василюка и многих других. В данных работах отмечается, что смысложизненные ориентации - это сложная целостная система сознательных и избирательных связей, которая отражает направленность человека. Наличие жизненных целей, осмысленность выборов, а также удовлетворенность жизнью позволяют полноценно жить.
Наиболее активный период формирования системы жизненных смыслов - юность и ранняя взрослость. В этом возрасте происходит активное становление самосознания, решаются задачи личного и профессионального самоопределения, появляется установка на сознательное построение своей жизни, саморазвитие, поиск смысла жизни (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.И. Слободчиков). Многие молодые люди выбирают продолжать образование в вузе и становятся студентами.
Сегодня в России обучается около 20 тысяч китайских студентов, что обусловлено интенсивным двусторонним экономическим сотрудничеством России и Китая. В свете последних политических изменений направленных на сближение стран изучение китайской культуры представляет особый интерес.
По мнению У. Кларка китайская культура является самобытной и парадоксальной благодаря смешанной обрядности, включающей близость к западной ментальности, и одновременно с этим политеистический набор «из колдовства и демонологии» современного даосизма, синкретизма народной религии китайцев, наставлений «Книги Яшмовых Правил». Обращение к культуре позволяет выявлять глубокие слои психики человека, которые задействованы в формировании личности. Уникальность каждой культуры отражается на мотивационных тенденциях и жизненных смыслах студентов.
С данной точки зрения изучение различий в жизненных смыслах российских и китайских студентов представляет особый интерес.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Целью данной работы явилось выявление особенностей субъективного благополучия и жизненных смыслов российских и китайских студентов.
Объект исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы.
Предмет исследования
Субъективное благополучие и жизненные смыслы российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
Гипотезы:
1. Существуют различия в уровне и структуре субъективного благополучия, а также предпочитаемых жизненных смыслах у российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
2. Взаимосвязи компонентов субъективного благополучия с жизненными смыслами имеют свою специфику у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
Задачи исследования:
1. Сравнить и обобщить существующие теоретические подходы к исследованию темы субъективного благополучия и жизненных смыслов.
2. Провести сравнительный анализ уровневых и структурных характеристик субъективного благополучия студентов: российских студентов, китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и китайских студентов, обучающихся в КНР.
3. Провести сравнительный анализ иерархии жизненных смыслов студентов трех групп.
4. Изучить специфику взаимосвязей субъективного благополучия и жизненных смыслов у российских студентов, у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, и у китайских студентов, обучающихся в КНР.
5. Провести анализ половых различий субъективного благополучия и жизненных смыслов студентов.
Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для любого человека. Особую значимость имеет и присущая каждому человеку внутренняя тенденция находить смысл своей жизни. Становление мировоззрения и поиск жизненных смыслов наиболее активно происходят в студенческом возрасте. На формирование личности молодых людей оказывают влияние культурные традиции и современное состояние общества.
Данная работа была направлена на изучение субъективного благополучия и жизненных смыслов российских студентов и китайских студентов, обучающихся как в Китае, так и в Санкт-Петербурге. Исследование выявило как сходные черты, обусловленные возрастными особенностями, так и области различий, связанные с культурными традициями и спецификой условий жизни.
Общими характеристиками являются достаточно высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности жизнью в целом и ее частными составляющими, благоприятное эмоциональное состояние. Из всех изучаемых условий жизни студенты наиболее высоко оценивают возможность получения информации. В системе жизненных смыслов студентов присутствуют все изучаемые смыслы, и нет отвергаемых.
Из различий отметим, что у российских студентов удовлетворенность жизнью, позитивное эмоциональное состояние и психологическое благополучие сопутствуют друг другу, а у китайских студентов психологическое благополучие практически не связано с удовлетворенностью жизнью. Если у российских студентов направленность на личностный рост вызывает значительное напряжение, то у китайских студентов - наоборот, расслабленность. У китайских студентов удовлетворенность политической ситуацией имеет большое значение для удовлетворенности другими сторонами жизни, чего не наблюдается у российских студентов.
У студентов, проживающих в своих странах, удовлетворенность условиями жизни связана с общей удовлетворенностью жизнью, тогда как у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, такой взаимосвязи не наблюдается, что можно объяснить периодом адаптации к условиям жизни в другой стране.
У российских студентов предпочтение тех или иных жизненных смыслов в большей мере связано с различными сторонами субъективного благополучия, что не свойственно китайским студентам. В отличие от россиян, китайские студенты в целом отдают большее предпочтение статусным смыслам, что, видимо, связано с современными тенденциями в экономическом и политическом развитии Китайской Народной Республики.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение соотношения субъективного благополучия и других личностных характеристик, активно развивающихся в студенческом возрасте, а также на сравнительное исследование картины внутреннего мира студентов других стран.
Данная работа была направлена на изучение субъективного благополучия и жизненных смыслов российских студентов и китайских студентов, обучающихся как в Китае, так и в Санкт-Петербурге. Исследование выявило как сходные черты, обусловленные возрастными особенностями, так и области различий, связанные с культурными традициями и спецификой условий жизни.
Общими характеристиками являются достаточно высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности жизнью в целом и ее частными составляющими, благоприятное эмоциональное состояние. Из всех изучаемых условий жизни студенты наиболее высоко оценивают возможность получения информации. В системе жизненных смыслов студентов присутствуют все изучаемые смыслы, и нет отвергаемых.
Из различий отметим, что у российских студентов удовлетворенность жизнью, позитивное эмоциональное состояние и психологическое благополучие сопутствуют друг другу, а у китайских студентов психологическое благополучие практически не связано с удовлетворенностью жизнью. Если у российских студентов направленность на личностный рост вызывает значительное напряжение, то у китайских студентов - наоборот, расслабленность. У китайских студентов удовлетворенность политической ситуацией имеет большое значение для удовлетворенности другими сторонами жизни, чего не наблюдается у российских студентов.
У студентов, проживающих в своих странах, удовлетворенность условиями жизни связана с общей удовлетворенностью жизнью, тогда как у китайских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге, такой взаимосвязи не наблюдается, что можно объяснить периодом адаптации к условиям жизни в другой стране.
У российских студентов предпочтение тех или иных жизненных смыслов в большей мере связано с различными сторонами субъективного благополучия, что не свойственно китайским студентам. В отличие от россиян, китайские студенты в целом отдают большее предпочтение статусным смыслам, что, видимо, связано с современными тенденциями в экономическом и политическом развитии Китайской Народной Республики.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение соотношения субъективного благополучия и других личностных характеристик, активно развивающихся в студенческом возрасте, а также на сравнительное исследование картины внутреннего мира студентов других стран.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Исследование связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Кросс-культурные особенности психологической безопасности семьи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ И НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ТУВИНЦЕВ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022



