Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантическая изотопия "Еда" в художественном тексте

Работа №7530

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы199стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
798
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
1.1. Семантическая изотопия. Основные точки зрения. 12
1.2. Гносеологическая и онтологическая сущность семантической изотопии «еда». 18
1.2.1. Синхронный срез изучения семантической изотопии «еда» 24
1.3. Принципы анализа. 32
Выводы. 37
II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
2.1. Изотопия «еда» как семантическая категория. 40
2.2. Предметно-логическое содержание семантической изотопии «еда» 45
2.3. Фрагмент языковой картины мира, репрезентируемый семантической изотопией «еда». 56
2.5. Лингвокультурологический концепт ‘хлеб’ как прототипический образ семантической изотопии «еда».
Выводы. 66
III. ТЕКСТОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ «ЕДА»
3.1. Полевые элементы семантической изотопии «еда». 68
3.1.1. Метафорическое выражение семантической изотопии «еда» 81
3.2. Реализация семантической изотопии «еда» в событийном пространстве текста. 86
3.2.1. Структурная организация смысла семантической изотопии «еда» 104
3.3. Речевые жанры, активизирующиеся семантической изотопией «еда» 112
3.3.1. Словесный натюрморт. 114
3.3.2. Кулинарный рецепт. 127
3.3.3. Застолье, чаепитие, распивание спиртных напитков. 137
3.3.3.1.
Типы диалога. 142

3
3.3.3.2. Ритуализованные формы речи. 158
Выводы. 163
Заключение 167
Список использованных источников 176
Словари 183
Список использованной литературы 184
Принятые сокращения 199



Диссертационная работа посвящена исследованию семантической изотопии еда (далее - СИЕ), ее функционированию в малой прозе 60-80-х годов ХХ века. Данное исследование - попытка интерпретации, осмысления отдельной культурной области бытия, ограниченной пространством художественного текста, когда текст понимается как событие и семиотическое, и лингвистическое, и коммуникативное, и культурологическое, и когнитивное. Отдельной предметной областью, способной быть объектом описания, является изотопия «еда». В жизненной действительности еда представляется как знак, как особая эйфорическая система со своим кодом, распредмечивание которого производится в составе художественного текста, где она выступает в виде темы, которая участвует в формировании макроструктуры (глубинная изотопия). Смыслопостроение единиц СИЕ производится на основе презумпции изотопии, благодаря чему репрезентируются функции СИЕ в речевом и сюжетном событии.
Актуальность исследования связана с тем, что проблемы лингвистики текста и процессов смыслопостроения выдвинулись в число приоритетных вопросов языкознания, благодаря которым идентифицируются соответствующие смыслы, участвующие в создании ценностного и эмоционального слоев текста в процессе восприятия. В связи с этим в центре внимания находятся этические концепты, которые вовлекаются в коммуникативное взаимодействие ценностных сознаний в составе художественного текста, поскольку этическое в художественном языке не просто «охватывает» язык, дискурс, идиостиль... но и составляет его сердцевину (Григорьев 2000). Ценностное содержание произведения гарантирует его художественную цельность, «единство напряжения, благо¬даря эффекту поляризации всех образов художественного мира» (Фуксон 1997, с. 22). Функциональные особенности СИЕ позволяют репрезентировать ситуации, способные отобразить поведение человека и постулировать вечные нравственные ценности, передающиеся из поколения в поколение и позволяющие ориентироваться в любом социальном пространстве. Соотношения, возникающие в структуре текста, проявляются и за рамками текста, когда устанавливаются диалогические отношения между автором и читателем, побуждая при этом последнего к ответному поступку, чем объясняется дидактичность литера¬туры 60-80-х годов ХХ века.
Гипотеза исследования основана на представлениях о структурно-содержательных свойствах художественного текста. СИЕ представлена в художественном пространстве малой прозы (рассказах и повестях) как содержа¬тельная единица, с помощью которой активизируются эмоциональные и ценностные компоненты, необходимые для создания целостности художественного текста.
Целью работы является рассмотрение СИЕ как особой содержательной единицы, установление основных принципов функционирования СИЕ в тексте.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
- теоретически обосновать явление семантической изотопии, установить понятийные корреляции в отечественной и зарубежной лингвистике;
- доказать, что явление бытовой жизни может служить объектом лингвистического исследования;
- выделить и описать основные составляющие категории «еда», характерные для исследуемого периода, т.е. периода 60-80 годов ХХ века;
- осуществить лингвокультурологическое описание фрагмента языковой картины мира и модели лингвокультурологической единицы - концепта;
- рассмотреть основные сюжетные события, в состав которых входит СИЕ и исследовать пути образования глубинных смыслов;
- определить основные принципы структурной организации смысла СИЕ;
- выявить основные функции семантической изотопии «еда» в тексте .
Объектом исследования является семантическая изотопия «еда» в художественных текстах 60-80-х годов ХХ века.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие семантической изотопии было введено в лингвистику А. - Ж. Греймасом и использовалось для исследования нарратива. Понимание этого термина в лингвистике неоднозначное, оно объединяет различные определения и толкования. Оно использовалось в зарубежной лингвистике в трудах Э. Агриколы, М. Арриве, В. Дресслера, Ф. Растье, З.И. Шмидт и других исследовате¬лей. В отечественном языкознании под семантической изотопией понимается непрерывное отображение семантических блоков, разные части которого характеризуются наличием инвариантного значения (Штайн 1996). Семантическая изотопия строится на принципах избыточности, которая обеспечивает распределение смыслов в речевой цепи за счет наличия итеративных (повторяющихся) сем.
СИЕ представляет собой отдельную область «пространственно¬временного континуума» и служит необходимым звеном в процессе интерпретации текстов. СИЕ состоит из ряда элементов, входящих в состав художественного целого и репрезентирующих определенные смыслы, которые находятся во взаимодействии и позволяют достичь единого прочтения текста. Т.е. СИЕ выступает как закрытая объемная семантическая (состоящая из номинативных и предикативных единиц) система, раскрывающаяся в художественном тексте и получающая определенные смыслы, способные сконструировать представления о современности.
В текстовом пространстве СИЕ выступает в роли темы, которая наряду с другими структурами включается в эпистему определенного исторического периода. Тема еды органично входит в череду решаемых искусством 60-80 годов проблем. Она становится частью описания бытовой сферы общества того времени, которая со временем сама становится формой существования искусства (Кнабе 1989). На фоне бытовой жизни общества разворачиваются этические конфликты, находящие отражение в художественном творчестве писателей: в рассказах, повестях, публицистике, письмах.
Функционирование в различных типах текстов дает основания рассматривать ее как «единый феномен, данный нам в целостности, и говорить о том, что смыслы актуализуются по презумпции изотопии. Действие презумпции изотопии состоит в том, что все тексты определенного периода осознаются как единое целое и какими бы разнообразными ни были смыслы, возникшие в нашей мысли, они все понимаются нами как органическая часть единого дискурса (под дискурсом понимается группа текстов). То есть мы можем предполагать, что СИЕ, представляя собой единое целое, сформированное в рамках человеческой культуры, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется только после осмысления всего произведения. По презумпции изотопии устанавливается круг текстов в которых СИЕ функционально значима, т.е. способна участвовать в образовании единого про¬чтения текста и устанавливать смыслы: детская литература (А. Давыдов «На камбузе», В. Драгунский «Рыцари», «Далекая Шура», Н. Носов «Мишкина ка¬ша»); литература воспоминаний (В. Комлев «Лепешка», М. Коробейников «За молоком для Саньки», И. Лавров «Вишневый пирог»); военная литература полностью посвящена теме войны, когда еда наделяется статусом хранителя, источника жизни (М. Голуб «Шляхом неведомым», В. Астафьев «Макаронина», Д. Гусаров «Банка консервов»); литература о современности 60-80-х годов (С. Залыгин «Блины», К. Абатуров «Липовый мед», Ф. Абрамов «Пелагея», «Аль- ка», В. Егоров «Маринованное мясо «ке»).
Лексические единицы, входящие в СИЕ имеют двойственную природу, они что-то значат и для чего-то служат, у вещи всегда есть смысл, который не покрывается ее применением (Барт 2003). Поэтому любая номинативная единица представлена как имеющая денотативное и коннотативное значение. Денотативное значение тесно связано с фреймовой реализацией способ приготовления (а) глаголы приготовления чего-либо, б) глаголы приготовления впрок), визуальные характеристики (форма, цвет, размер, запах, вкус, слух), способ употребления (а) отнесенность к определенному классу, б) количество еды, в) ролевые функции). Все вышеперечисленные единицы, образующие СИЕ и репрезентирующие особенности познавательного опыта конкретного этноса и черты его материальной и духовной культуры.


1. Абрамов Ф. О хлебе насущном и хлебе духовном. - М., 1988. - 206 с.
2. Апухтина В. А. Современная советская проза 60-70-х годов. - М., 1984.
- 232 с.
3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. - М., 1990. - 398 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Благовещенск, 1999.
- 433 с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека - М., 1999. - 756 с.
6. Арутюнова Н.Д. Феномен молчания // Язык о языке. - М., 2000. - С. 417-436.
7. Аспекты семантических исследований. - М., 1980. - 345 с.
8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - Спб., 1993. - 239 с.
9. Байрамуков Р.М. Речевое действие угрозы в рассказах В.М. Шукшина. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 2001. - 24 с.
10. Байрамуков Р.М. Первичные и вторичные речевые жанры в художест¬венной сфере общения // Язык и текст в пространстве культуры. Сб. ст. научно-методического семинара «ТЕХТиБ». - Вып. 9. - СПб. - Ставро¬поль. - 2003. - С. 43-48.
11. Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961. - 350 с.
12. Баранов А.Г. Кунина М.Н. Дискурсивные характеристики текстов в предметной области «терроризм» // Жанры речи. - Саратов, 2002. - С. 226 - 231.
13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - 350 с.
14. Барт Р. Лингвистика текста // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. - М., 2001. - С. 168-176.
15. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 502 с.
17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 318 с.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., 1986. - 441 с.

185
19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - 541 с.
20. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. - Киев, 1994. - 384 с.
21. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Работы 1940-1960 годов. Т. 5. - М., 1997. - 732 с.
22. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные свойства. М., 1977. - 278 с.
23. Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М., 1977. - 267 с.
24. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и когнитивном аспектах. Автореф. докт. дисс. - М., 1992. - 24 с.
25. Беме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. - СПб., 2000.- 412 с.
26. Блажес В.В. Комический дублет русского народного разговорного эти¬кета // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Екатерин¬бург, 2000. - С. 186-196.
27. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. - Тверь, 1993.
- 137 с.
28. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. - М., 1978. - 201 с.
29. Борисова И.Н. Замысел разговорного диалога в структуре коммуника¬ции // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Екатерин¬бург, 2000. - С. 241-272.
30. Борисова И.Н. Нарратив как диалогический жанр // Жанры речи. - Са¬ратов, 2002. - Вып 3 - С. 245-262.
31. Бочкарев А.Е. Примечания переводчика // Растье Ф. Интерпретирую¬щая семантика. - Нижний Новгород, 2001. - С. 303-341.
32. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1986. - 223 с.
33. Булгаков С. Философия хозяйства. - New York, 1982. - 330 c.
34. Булыгина Т.В. Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира: (На ма¬териале русской грамматики). - М., 1997. - 456 с.
35. Бурмистрова Н.С. Семантическая сегментация текстовой структуры художественных прозаических текстов. Автореф. дис. канд. филол. на¬ук. - Одесса, 1988. - 45 с.
36. Вайль П. Генис А. Мир советского человека. - М., 1998. - 368 с.

186
37. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рационально¬сти // СОЦИО-ЛОГОС. - М., 1991. - С. 5- 29.
38. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. - Ки¬ев, 1988. - 379 с.
39. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.
40. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.
- 367 с.
41. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановеде- ние в преподавании русского языка как иностранного - М., 1983.- 223 с.
42. Виноград Т. К процессуальному пониманию семантики // Новое в за¬рубежной лингвистике. - М., 1983. - Вып. 12 - С. 34-67.
43. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971. - 345 с.
44. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1972. - 565 с.
45. Винокур Т.Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение раз¬ных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект.
- М., 1993. - С. 67-82.
46. Волошинов В.Н. (М.М.Бахтин) Марксизм и философия языка: Основ¬ные проблемы социологического метода в науке о языке. М., 1993 (1929). - 156 с.
47. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 1985 - 320 с.
48. Воробьев В.В. Лингвокультурология. - М., 1995. - 389 с.
49. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 354 с.
50. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы фило¬софии. - 1995. - № 6. - С.45-67.
51. Габ М. А. Семантическая изотопия и ее роль в адекватном декодиро¬вании текста // Функционально-семантические и стилистические иссле¬дования французского языка. - М., 1988. - С. 23-54.
52. Габ М.А. Семантическая изотопия и ее роль в адекватной интерпрета¬ции текста. - Автореф. дис. - М., 1990. - 25 с.
53. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. - 345 с.

187
54. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М., 1998. - 768 с.
55. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1983. - 254 с.
56. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового сущест¬вования. - М., 1996. // http:// extertext.by.ru.
57. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций.- М., 1998.- 356 с.
58. Гачев Г. Д. Вещают вещи. Мыслят образы - М., 2000. - 396 с.
59. Генис А. Хлеб и зрелище // Звезда. - 2000. - № 1. - С. 45-51.
60. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979. - 241 с.
61. Голуб И.Б. Стилистика русского языка М., 1997. - 356 с.
62. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвис¬тике. - Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - с. 217-237.
63. Греймас А. Ж. В поисках трансформационных моделей // Зарубежные исследования По семиотике фольклора - М., 1985. - С. 109-144.
64. Греймас А.Ж. Размышления об актантных моделях // Вестник МГУ. Сер. «Филология», 1996, № 1. - С. 123-145.
65. Греймас А.Ж. Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь // Семиотика. - М., 1983. - С. 511-520.
66. Григорьев В.П. «Заботясь о смягчении нравов» // Логический анализ языка. Языки этики. - М., 2000. - С. 24-54.
67. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс,
1984. - 217 с.
68. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 326 с.
69. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. - 1991. - № 1. - С. 23-37.
70. Данилов С.Ю. Речевой жанр проработки в тоталитарной культуре: Автореф... дис. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2001.
71. Дейк Т. А. Ван. Вопросы прагматики текста // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. - М., 2001. - С. 90-168.
72. Дейк Т.А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989. - 312 с.

188
73. Дементьев В.В. Фатические и информативные жанры непрямой ком¬муникации // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Ека¬теринбург, 2000. - С. 167-186.
74. Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. - Т. 42. -
1983. - № 4. - С. 320-329.
75. Демьянков В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ // http://www.infolex.
76. Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т.40. - 1983. - № 4. - С. 368-377.
77. Диброва Е.И. Донченко Н.Ю. Поэтические структуры антонимии. - М., 2000. - 183 с.
78. Долинин К.А. Интерпретация текста. - М., 1985. - 389 с.
79. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. - М., 1973. - 275 с.
80. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М., 1980. - 198 с.
81. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. - Спб., 2002. - 378 с.
82. Евсюкова Т.В. Словарь культуры как проблема лингвокультурологии - Ростов-на-Дону, 2001 - 256с.
83. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. - Вып. 1. - М., 1960. - С. 123-145.
84. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М., 1998. - 320 с.
85. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. - 468 с.
86. Жогина К.Б. Имя собственное как средство гармонической организа¬ции поэтического текста (на материале лирических стихотворений М. Цветаевой). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 1997.
87. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999. - 398 с.
88. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М., 1973. - 276 с.
89. Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. - М.,
1997. - 160 с.

189
90. Зенкин С.Н. Ролан Барт и семиологический проект // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - С. 5 - 28.
91. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001.¬432 с.
92. Золотова Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтак¬сис текста. - М., 1979. - С. 113-133.
93. Игнатович А.Н. Чайное действие. - М., 1997. - 245 с.
94. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М.,
2000. - 431 с.
95. Кант Э. Основы метафизики нравственности. - М., 1999. - 1472 с.
96. Капанадзе Л.А. Развитие речевых жанров в русском языке // Русский язык. - Opole, 1997. - С. 12- 31.
97. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолин-гвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. Волгоград - Саратов: Перемена, 1998. - С.185-197.
98. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 2002. - 337 с.
99. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М., 1981. - 245 с.
100. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - 264 с.
101. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1983. - 468 с.
102. Кашкин В.Б. Подходы к сходствам и различиям языков истории языко¬знания // Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 1. Пробле¬мы философии языка и сопоставительной лингвистики. - Воронеж, 1999. - С. 4-31.
103. Кибрик А. А. О некоторых видах знаний в модели естественного диа¬лога // Вопросы языкознания. - 1991. - №1. - С. 61-68.
104. Китайгородская М.В. Розанова Н.Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. - М., 1999. - 154 с.
105. Кнабе Г.Г. Диалектика повседневности // Вопросы философии. -
1989. -№ 6. - С. 125-167.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ