Введение
Глава 1. Функционирование спортивной журналистики в интернете
1.1. Основные этапы развития интернет-журналистики
1.2. История развития спортивной интернет-журналистики в России
1.3. Современное состояние интернет-СМИ в России:
особенности подачи информации
Глава 2. Рынок спортивной интернет-журналистики: ведущие издания
2.1. Спортивные интернет- СМИ
2.2. Онлайн-версии печатных изданий (Sport-express.ruи Sovsport.ru)
2.3. Спортивные разделы в неспециализированных интернет-изданиях
(«Газета.ru» и «Бизнес Online»)
2.4. Онлайн-версии телеканалов «Матч ТВ» (matchtv.ru) и
«Eurosport» (eurosport.ru)
Глава 3. История портала Чемпионат.com - от новостного ресурса до
ведущего спортивного СМИ
3.1. Возникновение портала «Чемпионат.com»: поиски в оформлении,
содержании и названии
3.2. Развитие портала Чемпионат.com: пройденные этапы и
использованные форматы
3.3. Тематическое разнообразие портала Чемпионат.com:
ориентация на пользователя
3.4. Особенности освещения крупных спортивных турниров на
Чемпионат.com
Заключение
Список литературы
Приложение
Спортивная интернет-журналистика берет свое начало на заре развития интернета, когда первые «продвинутые» болельщики того или иного вида спорта начали заводить персональные странички, наполняя их статистической информацией, создавали фанатские форумы. Учитывая стойкий интерес к спорту как со стороны государства, так и со стороны массового зрителя, современные издания в начале ХХ1 века гораздо больше времени и финансовых потоков направляют на освещение спортивных тем. После исторических успехов на Олимпиаде 2014 года в Сочи интерес к спорту многократно возрос, что дало дополнительный стимул к развитию спортивных СМИ, которым необходимо на высоком уровне освещать интересующие людей события и проблемы спорта в России.
Сегодня одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей спортивной журналистики являются интернет-СМИ. Новости о результатах соревнований, оперативные интервью, репортажи с места событий, информация о смене команды спортсменом - все это первыми публикуют именно интернет-издания, а не традиционные медиа. Однако спортивные сетевые издания пока мало изучены. Это связано, в первую очередь, с тем, что интернет развивается настолько стремительно, что исследовать онлайн-СМИ нужно регулярно, отслеживая изменения буквально каждый месяц, чтобы не отстать от темпов, с которыми появляются и реализуются новые идеи, технические изобретения и содержательно-тематические тренды.
В нашем исследовании мы обращаемся к тем спортивным СМИ, которые рассказывают о профессиональном спорте и спорте высоких достижений, оставляя в стороне издания о здоровом образе жизни и смежных областях физической культуры. Особенно пристально мы рассматриваем историю развития спортивного интернет-издания Чемпионат.com как самого популярного российского спортивного медиа в сети.
Российские спортивные СМИ, как собственно и российский спорт, на современном этапе находятся в режиме адаптации к реалиям XXI века, к новым требованиям аудитории, сформировавшимся в условиях общества, более открытого и глобализованного чем когда-либо. В этих условиях структура российских онлайн-изданий по-прежнему неоднородна: некоторые СМИ игнорируют новые форматы, жанры, интернет-платформы, предпочитая методы традиционной журналистики. Другие - такие как Чемпионат.com - открывают новые возможности не только для спортивных медиа, но и для онлайн- журналистики в целом, используя самые современные мобильные технологии и мультимедийные форматы.
Актуальность исследования обусловлена значительной популярностью спорта, которая в связи с проведением в России крупных международных спортивных мероприятий с каждым годом становится только больше . Спортивная журналистика удовлетворяет интересы миллионов людей, которые хотят ежедневно получать информацию о своих кумирах и любимых командах.
Исследование наиболее популярного российского интернет-СМИ имеет и практическую значимость: оно позволяет выявить недостатки и недоработки издания, приоритетные направления в его развитии и потенциальные возможности для роста. Изучение работы спортивных интернет-СМИ, специфики внедрения новых технологий в их работу, а также трансформации жанров в условиях конвергенции поможет понять, куда движется российская спортивная журналистика и каких материалов ждут от нее спортивные болельщики в России.
Научную новизну выпускной квалификационной работы определяет проведенный в работе анализ специфических типологических характеристик спортивных интернет - СМИ, до сих пор недостаточно изученных исследователями спортивной журналистики, а также впервые проведенный подробный анализ опыта работы крупнейшего онлайн-издания России о спорте за последние десять лет.
Объект исследования - функционирование специализированных спортивных онлайн-ресурсов в России в начале XXI века.
Предмет исследования - структурно-типологические характеристики и специфические особенности спортивного интернет-издания «Чемпионат.com» как ведущего СМИ российской спортивной онлайн-журналистики.
Цель работы - выявить тенденции и особенности развития современной спортивной журналистики в российском интернет - пространстве, проанализировав сходства и различия в работе крупнейших спортивных сетевых медиа России начала XXI века.
Задачи исследования:
• проанализировать исторический аспект развития спортивной интернет- журналистики в России;
• описать современное состояние медиарынка спортивных онлайн-СМИ;
• выявить особенности спортивной интернет - журналистики в специализированных и общественно-политических изданиях России;
• проследить развитие интернет - издания «Чемпионат.com» от возникновения до наших дней, выделить основные этапы и ключевые моменты его эволюции.
Теоретико-методологическую базу сформировали труды по интернет- журналистике (Лукина М.М., Вартанова Е.Л. ), по истории и теории спортивной журналистики (Алексеев К.А., Ильченко С.Н., Войтик Е.А. ), а также исследования, посвященные частным аспектам функционирования российской спортивной прессы (Лебедева Е.А., Шершнёва Ю.С.6). Привлекались также отдельные статьи по проблемам становления сетевой журналистики (Калмыков А.А., Коханова Л.А. ) и магистерская диссертация по сравнительной истории спортивных интернет-СМИ в России и Британии (Кокорина Т. С. 8).
К методам исследования, предопределенным целью и задачами работы, следует отнести, прежде всего, исторический метод и описательно-аналитический метод, применяемые в сочетании с элементами таких методов как контент-анализ, сравнительный, типологический и проблемно-тематический анализ. Общенаучные методы анализа, синтеза и сравнения использовались при обобщении доступной информации по проблеме исследования, собранной в специализированной литературе, и сопоставлении ее с полученными эмпирическими данными, статистическими сведениями, результатами экспертных интервью.
Эмпирическую базу составили спортивные интернет-СМИ и спортивные разделы интернет-версий общественно-политических СМИ, создающиеся усилиями профессиональных редакций (Чемпионат.com, Sports.ru, г. «Спорт- Экспресс», информационное агентство Р-спорт, г. «Советский спорт», электронная газета «Бизнес Online» , информационное агентство ТАСС, Газета.ги ). Временные рамки исследования составляют 19 лет - с 1998 года по 2017 год.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава посвящена изучению и систематизации исторического развития спортивных интернет-СМИ. Во второй главе представлен анализ рынка спортивных онлайн-изданий России, а также описание ведущих СМИ в данном сегменте. В третьей главе уже более пристально изучается опыт функционирования спортивного онлайн-СМИ «Чемпионат.com» в качестве одного из ведущих и наиболее характерных спортивных интернет-порталов России.
Спортивная интернет-журналистика в России существует не больше 20 лет, но уже успела стать одной из самых заметных отраслей журналистики со своими правилами работы, жанрами, форматами. Ее формирование проходит на фоне преобразований в спорте, разработок в сфере интернета и современных коммуникационных технологий, роста популярности социальных сетей.
В соответствии с указанными во введении задачами, мы рассмотрели историю развития спортивных СМИ в интернете. Мы пришли к выводу, что основное влияние на спортивную онлайн-журналистику оказывали: особенности распространения интернета в России, развитие технологий и открытие новых форм коммуникации в сети. Развитие интернета оказывало не только количественное воздействие (рост аудитории), но и качественное. Для пользователей открывались новые возможности: просмотр видеозаписей, фотографий, комментирование и т.д. Спортивная онлайн-журналистика начала использовать эти нововведения в своих целях. Традиционные журналистские жанры в сети стали трансформироваться. Конвергенция - это то, что существенно повлияло на развитие онлайн-СМИ. Смешение жанров, использование мультимедийных средств для иллюстрирования текстовых материалов - все это изменило сферу спортивной онлайн-журналистики.
Описав состояние медиарынка спортивных онлайн-СМИ, мы выделили ряд ключевых интернет-изданий, освещающих тему спорта в России. Ведущими универсальными интернет-СМИ о спорте можно назвать как собственно онлайн- медиа, такие как Sports.ruи Чемпионат.com, так интернет-версии традиционных изданий - Sovsport.ruи Sport-express.ru, а также к числу лидеров относится спортивное информационное агентство Р-Спорт. В российских общественно-политических интернет-СМИ также присутствуют спортивные разделы, однако в большинстве своем качество материалов там заметно уступает текстам в спортивных изданиях. В этой тенденции есть исключения в виде спортивных разделов сайта «Газета.ru» и отдела спорта информационного агентства ТАСС.
На этом фоне и в контексте общих изменений и тенденций мы проследили развитие интернет-издания Чемпионат.com, проанализировали тематическое разнообразие портала и его жанрово-стилистические особенности, технические преобразования и пришли к следующим выводам:
1) за 10 лет существования портал сумел стать самым популярным интернет-изданием в России в сегменте спортивных СМИ за счет подробного и качественного освещения самых востребованных видов спорта, предоставления читателю аналитической, статистической и новостной информации;
2) Чемпионат.com первым (1 октября 2007 года) открыл блоги известных спортсменов, что вызвало огромный интерес у аудитории. Впоследствии, когда интерес к блогам упал, Чемпионат.com стал приглашать известных спортивных журналистов и телекомментаторов в качестве экспертов, что позже стало трендом спортивной интернет- журналистики;
3) с первых дней существования портала, самой сильной стороной было обилие и качество новостного контента. Служба эксклюзивных новостей, созданная в 2014 году, на 30% за один год повысила цитируемость издания;
4) в настоящее время «Чемпионат.com» является одним из лидеров по количеству подписчиков в социальных сетях среди спортивных СМИ, откуда в настоящее время приходит значительная часть аудитории. В дальнейшем сообщества в социальных сетях «Чемпионат.com» могут стать полноценной составляющей конвергентного издания со своей специфической аудиторией и контентом ;
5) сегодня пользователям уже не нужны мобильные версии сайтов, им нужен принципиальной новый продукт -мультимедийное приложение. Мобильное приложение для гаджетов существует и у Чемпионат.com, однако версия мобильного приложения разработана не должным образом и требует усовершенствования;
6) к большим соревнования, таким как Олимпийские игры и чемпионаты мира, редакция «Чемпионата» регулярно ведет поиск новых жанровых и стилистических форм, открывает новые рубрики, что значительно повышает интерес к изданию в дни крупных турниров. Современное состояние медиарынка спортивных онлайн-СМИ предполагает трансформацию интернет-изданий в соответствии с требованиями времени, что наглядно видно на примере портала «Чемпионат.com». Многие исследователи называют мобильные технологии будущим интернета. Уже сейчас доля мобильного трафика превышает трафик с компьютеров, а это значит, что необходимо удовлетворять запрос аудитории - работать над усовершенствованием мобильных приложений и мобильных версий сайта.
Но пользователям все меньше нужны обычные мобильные версии сайтов, им необходим принципиально новый продукт, который будет давать доступ ко всем ресурсам сайта - видео, фото, инфографике, текстам и т.д. Аудитория предпочитает потреблять контент, программируя его в интернете по собственному желанию. Зачастую, пользователь приходит не на сайт, а на конкретный материал. Поэтому огромное внимание уделяется работе издания в социальных сетях. Все ведущие спортивные онлайн-СМИ имеют собственные аккаунты на Youtube, Twitter, Instagram, Facebook. Значительная часть пользователей именно через страницы в социальных сетях попадают на сайт издания. Общее количество подписчиков «Чемпионата» в социальных сетях - 1295700, что является лучшим показателем среди всех спортивных СМИ из России.
Подводя итог, стоит отметить, что все крупные российские спортивные СМИ, к числу которых принадлежит «Чемпионат.com», уверенно приспосабливаются к современным реалиям и оперативно откликаются на растущие требования аудитории. Лидеры рынка спортивной журналистики уже прочно осознали, что именно интернет на сегодняшний день открывает наиболее перспективные пути и варианты развития массовых коммуникаций в сфере спорта, предоставляет наибольшие возможности для привлечения аудитории и рекламодателей и взаимодействия с ними. Поэтому правильней говорить не о кризисе спортивной журналистике, а о трансформации ее для перехода на качественно новый содержательный и технологический уровень.
1) Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики. Москва.: Аспект Пресс, 2016.
2) Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. СПб.: Юрайт, 2014.
3) Вартанова Е. Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. - М.: МедиаМир, 2015.
4) Войтик Е.А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. науч. ред. Б. Я. Мисонжников. Томск, 2013.
5) Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. / Под редакцией А.Г. Качкаевой. М., 2010.
6) Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.
7) Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm.
8) Тимченко И.С, Авторская колонка в современных СМИ. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011.
На иностранном языке:
9) Campbell T. A History Of Webcomics. San Antonio: Antarctic Press, 2006. С. 32.
Научные статьи
10) Калмыков А. А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/ text16/026.htm.
11) Лебедева Е.А. Авторское начало в спортивных аналитических интернет- текстах: англо-русские параллели // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №11-1 (41)
12) Шершнёва Ю.С. Спортивная журналистика в интернете: образ адресата / Ученые записки Новгородского государственного университета. 2016
Электронные ресурсы
1) Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru
2) ИОМ «Анкетолог» https://iom.anketolog.ru
3) «Медиалогия» http://www.mlg.ru
4) РБК http://rbc.ru
5) РИА «Новости» http://ria.ru
6) «Р-Спорт» http://rsport.ru
7) ТАСС https://tass.ru
8) «Рамблер/Топ-100» top100.rambler.ru
9) «Чемпионат».comhttp://championat.com
10) Яндекс. Каталог https://yandex.ru/yaca/cat/Sports/Sports_Media/
11) Liveinternet.ruhttp://www.liveinternet.ru/stat
12) Livej ournal .com http://www.hvej ournal .com
13) Sports.ruhttp://sports.ru
14) Sovsport.ruhttp://sovsport.ru
15) Facebook facebook.com/championat
Авторефераты, диссертации
16) Кокорина Т. С. Спортивные интернет-СМИ: - сравнительный анализ российской и британской модели// Магистерская диссертация, 2016.
Законодательные акты
17) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации»
18) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).