Введение 4
Глава 1 Возможности и основные направления использования инструментов маркетинга на арт-рынке 13
1.1 Российский арт-рынок: состояние и перспективы его развития 13
1.2 Использование маркетинга в сфере арт-рынка 26
1.3 Стратегии продвижения на рынке искусства 35
Глава 2 Рынок декоративно-прикладного искусства в начале XXI века 41
2.1 Основные формы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства на рынок 41
2.2 Анализ функционирования мирового рынка произведений декоративно-прикладного искусства и выявление основных проблем продвижения творчества мастера 55
Глава 3 Разработка рекомендаций для преодоления проблем продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства на арт-рынок 60
3.1 Анализ рыночных возможностей 60
3.2 Рекомендации по созданию своего магазина на торговой площадке «Ярмарка Мастеров» 69
Заключение 79
Список литературы 83
Приложение А 94
Глоссарий 97
Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений в России сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества. На сегодняшний день в социокультурном пространстве формируется новый рынок искусства (арт-рынок) со своими особенностями, перспективами и тенденциями развития. Несмотря на то, что российский рынок декоративно-прикладного искусства находится в стадии развития, необходимо отметить, что уже сейчас можно считать его перспективным и достаточно конкурентоспособным в мировом пространстве.
Российские деятели искусства и их работы ценятся в мировом арт- сообществе, однако их совокупная доля на мировом арт-рынке пока остается минимальной. Очевидно, что на сегодняшний момент существует дефицит профессионального продвижения произведений декоративно-прикладного искусства, что отражается на уровне развития всего рынка как внутри страны, так и за ее пределами.
Современный этап развития сферы услуг, потребностей населения и возрастающей конкуренции ставит сложные задачи для мастеров декоративно-прикладного искусства, который требует внедрения современных принципов и методов маркетинга. Маркетинг применительно к рынку декоративно-прикладного искусства использует положения общей теории маркетинга.
Несомненно, арт-рынок имеет свою уникальность, в соответствии с которой нельзя однозначно говорить об абсолютной идентичности известных маркетинговых инструментов, применяемых в других отраслях. Однако при этом многие из данных инструментов можно адаптировать в том или ином виде и успешно применять для продвижения произведений декоративно-прикладного искусства.
Актуальность исследования связана с резко возросшим интересом к рынку произведений декоративно-прикладного искусства в рамках мирового и отечественного бизнеса, по этой причине актуальность обусловлена: важной ролью методов продвижения в условиях рынка произведений декоративно-прикладного искусства; наличием определенных проблем, встречающихся у мастеров декоративно-прикладного искусства; необходимостью разработки рекомендаций решения этих проблем; слабой разработанностью темы исследования в научной литературе.
Степень научной проработанности проблемы. Степень научной проработанности проблемы представляется как в отечественной, так и западной литературе недостаточной, т.к. рынок произведений декоративно-прикладного искусства выступает сегодня совершенно неисследованным сектором российской экономики. На сегодняшний день многие вопросы функционирования рынка произведений искусства получили достаточную разработку в области изобразительного искусства, тогда как рынок произведений декоративно-прикладного искусства практически не исследован ни с социологической, ни с маркетинговой, ни с культурологической точек зрения.
В диссертации научной базой послужил обширный материал, представленный несколькими типами источников. Проблема продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства, комплексно практически не исследована, некоторые вопросы частично рассматриваются небольшим количеством авторов, но научных исследований по этому вопросу нет. Среди них следует отметить исследования А. В. Трачук (2013), К. А. Сончик (2015)3 Р. В. Гаввы (2017).
Для целей настоящего исследования наиболее значимыми являются работы о продвижении произведений искусства на арт-рынок В. Г. Бартеньевой (2015), В. В. Гамова (2017). Также значительный вклад внесли работы о современных проблемах становления арт-рынка А. В. Карпова (2004), А. А. Лысаковой (2012)8, И. А. Гольмана (2013), А. Н. Сухарева (2013), Н. О. Старковой (2015). Экономико-культурологический подход, раскрывающий вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, рассматривался в трудах российских исследователей О. В. Васюхина (2011), В. А. Колычевой (2012)13, М. В. Пашкус (2013), Т. М. Иванчиковой (2017). Проблемам ценообразования в художественной сфере, особенностям выявления экономической и эстетической ценности произведений искусства посвящены исследования Н. А. Фатеевой (2006), Ж. Бенаму-Юэ (2008), Ю. С. Бегмы (2010), В. А. Колычевой (2012). Новые стратегии и подходы к инвестированию и оценки активов на мировом рынке произведений искусства исследованы в трудах Е. А. Федоровой (2010), Н. В. Яковлевой (2010), А. Н. Сухарева (2013), М. В. Пашкус (2014), С. В. Арженовского (2015).
Что касается диссертационных исследований, то они в отечественной литературе представлены пока только в смежных областях: социологии, экономике и журналистике. Среди них следует отметить исследования Е. А. Пучковой (2002)2, А. В. Пилюк (2005)2, Н. В. Кукушкина (2007)2, Н. А. Фатеевой (2008)2, Е. А. Долгановой (2011)2, О. Перчинской (2015)3, А. С. Бондаренко (2016)31.
Концептуальные положения маркетинга в сфере арт-рынка опираются на общую теорию маркетинга. В развитие теоретических и методологических основ маркетинга внесли значительный вклад ученые: В. И. Беляев (2005), Е. П. Голубков (2005), Н. И. Гавриленко (2007), Ф. Котлер (2007)
Вопросам разработки теории и практики маркетинга в сфере культуры, искусства, посвящено большое число работ. Среди них следует отметить базовые исследования М. А. Гельмана (2005)36, Ю. В. Мельника (2013), Королевой (2015), Н. Суворова (2015), Д. Томпсона (2017). В исследовании использованы также работы по менеджменту в сфере изобразительного искусства, галерейному бизнесу, по продвижению культуры как коммерческого продукта, специфике рекламы в этой области, среди них стоит отметить работы Ф. Котлера (2004), А. К. Игнатовой (2008), В. Е. Новаторова (2013),Т. Н. Суминовой (2013), С. В. Костылева (2014).
Основная трудность обращения к теоретическому материалу состоит в том, что большинство исследователей занимает либо коммерческий аспект и практическое применение арт-практик в рекламных целях, либо исключительно социокультурная и этическая сторона проблемы. Кроме того, в научных работах обычно уделяется внимание каким-либо отдельным формам продвижения, например, только арт-спонсорству или только корпоративным музеям. Таким образом, можно сделать вывод, что заявленная тема практически не исследована комплексно, хотя частично она рассматривается большим количеством авторов в различных контекстах, а значит, тема нуждается в дальнейшей научной разработке.
Объект исследования - творчество мастера декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - формы и способы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства, выявление проблем на пути продвижения и разработка предложений для их преодоления.
Цель исследования - на основании комплексного изучения развития современного рынка декоративно-прикладного искусства разработать предложения по решению проблем продвижения творчества мастера в условиях современного арт-рынка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. изучить российский рынок произведений искусства: выявить состояние и перспективы развития;
2. исследовать возможности и основные направления использования инструментов маркетинга на арт-рынке;
3. провести исследование по выявлению форм продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства России;
4. на основании проведенного анализа, сформулировать основные проблемы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства в России;
5. проанализировать и выявить специфику российского рынка декоративно-прикладного искусства;
6. разработать рекомендации для преодоления проблем продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства.
Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе сосредоточено на периоде с начала XXI века и до настоящего времени. Выбор периода обусловлен теми принципиальными изменениями в сфере арт-рынка, которые дали возможность развития специфических форм продвижения произведений декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования определяются задачами диссертации и особенностями изучаемого материала. Специфика выбранной темы предполагает комплексное и междисциплинарное исследование с применением ряда общенаучных методов. В диссертационной работе в качестве основных методов используются следующие:
• метод историко-описательного анализа - для поиска и сбора информации о рынке произведений искусств и дальнейшей структуризации информации;
• метод систематизации и типологизации объектов и феноменов - позволил выявить, на основании проведенного исследования, основные формы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства;
• метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик изученного материала и выявления разновидностей направлений маркетинга между общим рынком искусства и рынком произведений декоративно-прикладного искусства;
В качестве дополнительных методов в комплексном анализе изучаемой темы широко используются элементы структурно-типологический, искусствоведческого, маркетингового и других видов анализа.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. выявлены и проанализированы основные направления маркетинга в арт-бизнесе, использование его форм и методов для продвижения произведений искусства в условиях современного арт-рынка России;
2. проведен комплексный анализ российского рынка произведений декоративно-прикладного искусства по выявлению форм продвижения творчества мастера;
3. на основании проведенного исследования, сформулированы основные проблемы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства;
4. рассмотрена и показана специфика российского рынка декоративно-прикладного искусства и представлены основные формы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства;
5. разработаны рекомендации для преодоления проблем продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость заключается в сборе и комплексном изучении материала о продвижении на арт-рынок в зарубежных и отечественных источниках. Информация, собранная в настоящей работе, может оказать помощь при дальнейшем изучении такого феномена, как рынок произведений декоративно-прикладного искусства. Все это представляет значительный интерес для мастеров декоративно-прикладного искусства, искусствоведов и культурологов и будет способствовать дальнейшему изучению этого феномена.
Материалы исследования могут использоваться в лекционных курсах по теории и практике продвижения декоративно-прикладного искусства, а также при проведении семинаров и практических занятий, посвященных проблемам продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства.
Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 105 источников, приложения и глоссария. Текст диссертационного исследования изложен на 98 страницах, включает 11 рисунков.
Во введении раскрывается и обосновывается проблема исследования, её актуальность, цель, задачи, характеризуется степень научной разработанности, теоретическая и практическая значимость проблемы. Обозначаются основные методологические подходы и теоретическая база исследования.
Первая глава «Возможности и основные направления использования инструментов маркетинга на арт-рынке» посвящена проблеме формирования и развития современного российского арт-рынка. Дана обобщающая оценка состоянию рынка произведений искусства страны, исследованы теоретические систематизированы и изложены принципы и методы маркетинга в системе арт- рынка, и его основные составляющие: предмет искусства как товар, каналы распределения: традиционный маркетинг и интернет-маркетинг, продвижение товара на арт-рынке.
Во второй главе «Рынок декоративно-прикладного искусства в начале XXI века» проведено исследование по выявлению форм продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства России и ведущих западных стран. На основании проведенного исследования были выявлены основные проблемы препятствующие продвижению творчества мастера декоративно-прикладного искусства в России. На основании выявленных проблем был составлен список рекомендаций, которые нужно учитывать при продвижении произведений декоративно-прикладного искусства на рынок.
В третьей главе рассказывается о том, как мастер может искать новые возможности в сфере маркетинга. Поясняется, зачем мастеру заниматься сегментированием рынков. Разработаны рекомендации по созданию своего магазина на торговой площадке «Ярмарка Мастеров».
В основных выводах подведены итоги проведенной работы и обобщены результаты исследований.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были изложены на научно-практической конференции ШИКС в формате «Печа-куча» «Мир творчества 2017» (Владивосток, 10 апреля 2017); участие в I выставке «Возрождение традиций декоративно-прикладного искусства 2016» (Владивосток, 2016) и в III выставке «Рождественские сны 2016» (Владивосток, 2016); круглый стол по проблемам правовой защиты дизайнеров и специалистов декоративно-прикладного искусства 2017 (Владивосток, 2017).46
Арт-рынок - сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную жизнь современного общества. Переход к рыночной экономике повлек за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новых отношений между создателями произведений искусства и теми, кто выступает в качестве их ценителей. Товарное обращение художественных произведений получило значительное распространение и стало объективно существующей практикой, оказывающей значительное влияние, как на развитие художественной сферы, так и на личность художника и потребителя.
Особую важность представляют исследования в области продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства, так как оно может способствовать не только их сохранению в качестве национального достояния, но и дальнейшему развитию на новом уровне. Несмотря на современную механизацию труда, декоративно-прикладное искусство все же сохранило свою уникальность, которая выделяет их среди прочих видов искусств.
Учитывая степень развития арт-рынка России и уровня конкуренции между его субъектами, возникает необходимость тщательного изучения проблемы продвижения творчества мастера. Для продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства необходимо проведение специальных исследований на рынке искусств для выявления эффективных методов и инструментов маркетинга.
Развитие рынка декоративно-прикладного искусства, благодаря продуманному маркетингу, с одной стороны, позволит мастерам открыть новые возможности для продвижения своего творчества, с другой стороны, повысит качественную конкуренцию на рынке, что благоприятно скажется на развитии художественного рынка в России.
Целью исследования являлось на основании комплексного изучения развития современного рынка декоративно-прикладного искусства разработать предложения по решению проблем продвижения творчества мастера в условиях современного арт-рынка.
Результаты, полученные в процессе исследования, позволили сформулировать ряд следующих основных выводов, вытекающих из цели и задач, поставленных автором:
1. В современной России, вставшей на путь рыночных отношений, искусство, как и другие сферы жизни общества, столкнулось с необходимостью существования в новых социальных и экономических условиях. Современный российский арт-рынок является частью международного арт-рынка, его отечественная модель, безусловно, имеет национальную специфику. Анализ теоретических исследований российского арт-рынка подтвердил о наличии значительных количественных и качественных различий, как внутри единого рынка произведений искусства, так и в группах - участников. Главные тенденции последних лет свидетельствуют об его изменении: совершенствовании, нахождении в постоянном поиске новых инструментов и форм для своего развития. Рынок произведений искусства переживает масштабные изменения из-за появления новых технологий. Арт - рынки уже плавно вписались в процесс глобализации, а удаленные сделки стали играть все большую роль. Формирование спроса на рынке произведений искусства происходит под действием ряда различных факторов, влияющих на величину и направления его развития.
2. В нашей стране делаются лишь первые шаги реформирования, в силу чего западные модели и механизмы продвижения художника и закономерности развития самого арт-рынка являются для отечественной индустрии искусства необходимым источником недостающего опыта. Развитие арт-рынка, как реакция на рост спроса, и, как следствие, конкуренция среди художников, способствовало формированию потребности в применении маркетинга.
В рамках теоретической части исследования были изучены возможности и основные направления использования инструментов маркетинга на арт- рынке. Арт-рынок, состоящий из множества субъектов, в условиях нарастающей конкуренции также использует инструменты маркетинговой стратегии. Было установлено, что маркетинг применительно к сфере арт- бизнеса использует положения общей теории маркетинга. Причем применение маркетинга особенно характерно для этого сегмента рынка, так как арт- субъекты по природе своей являются творческими, и потребитель как раз от них органично ожидает креативных решений, в том числе и в рекламе. Можно говорить о том, что в данной области пока не сформированы кардинально новые методы и технологии маркетинга, однако есть свои нюансы, особенности и уникальные маркетинговые подходы. Коммуникационные стратегии на рынке искусства играют огромную роль и имеют свою специфику. Особенность коммуникативного пространства арт-рынка заключается в том числе в наличии посредника между потребителем и субъектом этого рынка.
3. Проведенное комплексное исследование показало что, рынок произведений декоративно-прикладного искусства в России находится в начальной стадии своего формирования, это относительно новый сектор экономики. Сегодня оборот рынка произведений декоративно-прикладного искусства в стране слишком мал и большей частью остается теневым. Оценить и прогнозировать его развитие достаточно трудно, поскольку нет официальной статистики. В ходе анализа значительного количества информационного материала был выявлен дефицит предмета исследования, то есть фактическое отсутствие форм и способов продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства.
5. По результатам исследования были сделаны выводы, что на пути продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства стоит большое количество барьеров, которые можно условно классифицировать в следующие группы: барьеры, связанные c инфраструктурой; с законодательством и доступном к информации, определенная часть всех проблем и ошибок при выводе на рынок произведений искусства мастеров связана с маркетинговой составляющей или ошибками в сфере маркетинговой деятельности.
6. Результатом исследования является обобщающий план рекомендаций, который может использоваться мастерами при планировании продвижения своего творчества. План может служить исходным материалом для дальнейшего изучения проблемы продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства.
В результате данного исследования стало понятно, что рынок декоративно-прикладного искусства — это не только оборот художественных ценностей посредствам купли-продажи, а явление гораздо более сложное и тесно связанное с остальными субъектами художественных коммуникаций, в рамках которых происходит продвижение творчества мастера на арт-рынок.
Таким образом, рынок декоративно-прикладного искусства России требует дальнейшего развития и совершенствования, и пока является недостаточно изученным объектом. Совершенствование методов и инструментов маркетинга для решения проблем продвижения творчества мастера декоративно-прикладного искусства представляет серьезный интерес и предмет дальнейших исследований.
1. Cuervo, A. Risky Business: Buyers and Sellers on Etsy.com: essay submitted to the faculty of Wesleyan University.: — Middletown, Connecticut, 2012. — 63 p.
2. Deckers, E., Lacy, K. Branding Yourself: How to Use Social Media to Invent or Reinvent Yourself, Second Edition / E. Deckers, , K. Lacy — USA, 2013. — 382
p.
3. Etsy [Электронный ресурс] // Материал из Википедии — свободной энциклопедии — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Etsy(дата обращения: 18.04.2018).
4. Liss-Marino, Tara Janine Sell (It) Yourself: Marketing Pleasure in Digital DIY: PhD diss.: — University of Pennsylvania, 2014. — 277 p.
5. Offensend, Elizabeth Gillette Crafting a Space: A Feminist Analysis of the Relationship Between Women, Craft, Business and Technology on Etsy.com: Master's Theses.: — Portland State University, 2012. — 93 p.
6. Shultz, Benjamin Joshua Handmade and DIY: The Cultural Economy in the Digital Age: PhD diss.: — University of Tennessee, 2011. — 234 p.
7. Umsted, Natalie K., The Art of Commerce: Self-Stratification on Etsy: Master's Theses.: — University of Connecticut,2014. — 56 p.
8. Zhou, Lijie How Visual Communication Strategies, Brand Familiarity, And Personal Relevance Influence Instagram Users’ Responses To Brand Content: PhD diss.: — The University of Southern Mississippi, 2017. — 136 p.
9. Арженовский, С. В. Арт-рынок: моделирование доходности и риска инвестиций // Финансовые исследования. — 2015. — № 2 (47). — С. 45—48.
10. Арт-рынок [Электронный ресурс] // Фонд знаний «Ломоносов» — Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia: 01217: article (дата обращения: 04.01.2018).
11. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 151 с.
12. Бартеньева, В. Г. Проблемы продвижения арт-объекта на рынке искусств // Культура и время перемен. — 2015. — №2(9) — 7 с.
13. Бегма, Ю. С., Шабельникова, Д. В. Секреты ценообразования на арт-рынке // Экономический журнал. — 2010. — №4. — С. 128—132.
14. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2005. — 672 с.
15. Бенаму-Юэ, Ж. Цена искусства — М.: Артмедиа Груп, 2008. — 192 с.
16. Бокарев, Т. Энциклопедия. Интернет-рекламы. — М.: Издательство «ПРОМО-РУ», 2000. — 416 с.
17. Бондаренко, А. С. Коммуникационные стратегии в продвижении
уникального торгового предложения на арт-рынке: выпускная
квалификационная работа, — Красноярск, — 2016. — 76 с.
18. Бондаренко, В. А. Social media marketing: вопросы актуальности применения / В. А. Бондаренко, В. В. Азизов // Концепт. — 2014. — № 17.
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/social-media-marketing-voprosy- aktualnostiprimeneniya(дата обращения: 10.02.2018).
19. Бочарова, Е. В. Современный художественный рынок в России: анализ аукционов и их деятельности // Электронный научный журнал «Apriori. cерия: Гуманитарные науки». — 2017. — №4 — С. 1—13.
20. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: / Е. Г. Вакуленко. — Ростов-на-Дону: Феникс,
2007. — 380 с.
21. Васюхин, О. В., Тарарухина, О. В. Особенности экономического поведения участников арт-рынка // Научно-технический вестник Санкт- Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. — 2011. — №3 (73). — С. 130—133.
22. Ветрова, А. А. Эстетика на продажу функциональная характеристика российского арт-рынка // Креативная экономика. — 2014. — №3 (87). — С. 98 —104.
23. Воинская, С. Сотвори и продай. Как превратить свое хобби в Дело и добиться успеха / С. Воинская. — М.: Издательство «МИФ», — 2013 .— 256 с.
24. Гавва, Р. В., Ложкомоева, Е. Н., Нечаева, Т. В. Совершенствование, развитие и практическое применение различных маркетинговых технологий и инструментов по продвижению народных промыслов // Экономика: проблемы, решения и перспективы. Вестник университета. — 2017. — №2.
— С. 113—121.
25. Гавриленко, Н. И. Основы маркетинга: учеб. Пособие для студ. высш. заведений / Н. И. Гавриленко. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
— 320 с.
26. Галицкий, Е. Б., Галицкая, Е. Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров. / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — М.: Юрайт, 2012. — 540
с.
27. Гамов, В. В. Продвижение искусства в Российской Федерации // МЦНС «Наука и просвещение». — 2017. — С. 203—205.
28. Гельман, М. А. Как продавать искусство [Электронный ресурс] //
Отечественные записки. — 2005. — №4(25) — Режим доступа:
http:ZZwww.strana-oz.ru/2005Z4/kak-prodavat-iskusstvo (дата обращения:
14.03.2018).
29. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство «Финпресс», 2005. — 464 (339)с.
30. Гольман, И. А. Российский арт-рынок современного искусства с точки зрения маркетолога // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — №4— С. 195—201.
31. Гольман, И. А. Искусство как товар: парадоксы и закономерности // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — №2. — С. 205—212.
32. Грачёв, В. И. Коммуникативное пространство современного арт-рынка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . — 2008. — С. 198—203.
33. Григорьева, С. М. Риски, связанные с инвестированием на арт-рынке, и принципы оценки предметов искусства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — №4 (40). — 10 с.
34. Данилина, М. В., Дейнекин, Т. В. Инструментарий интернет-маркетинга и
его значение в современной экономике // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». —2014. —№ 6 (25) — Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/70EVN614.pdf(доступ свободный).
35. Долганова, Е. А. Культурологический анализ форм продвижения
художника на арт-рынок: автореферат диссертации кандидата
культурологии, — Москва, — 2011. — 26 с.
36. Досси, П. Продано! Искусство и деньги / П. Досси. — М.: Лимбус-Пресс, изд-во К. Тублина, 2011. — 288 с.
37. Заграевский, С. В. Проблемы и перспективы российского рынка современного искусства // Художественный совет. — 2011. — №5 — С. 40—42.
38. Иванчикова, Т. М., Мищук, О. Н. Российский рынок искусства: противоречия и тенденции развития [Электронный ресурс] // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 4. — 0,4 п. л.
— Режим доступа: http://ekoncept.ru/2017/170079.htm(дата обращения: 10.04.2018).
39. Игнатова, А. К. Проблемы и технологии PR-работы с арт-рынком // Вестник московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2008. — №4. — С. 120 —129.
40. Карпов, А. В. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии / Науч. ред. Т.Е. Шехтер. - СПб.: СПбГУП, — 2004. - 232 с.
41. Колычева, В. А. Классификация факторов ценообразования на арт-рынке произведений искусства // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — №41(296)— С. 44—48.
42. Колычева, В. А. Российский рынок произведений искусства: проблемы и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — №23(278)— С. 32—36.
43. Колычева, В.А. Рынок произведений искусства: теоретико-экономический анализ / В.А. Колычева .— М. : Проспект, — 2014 .— 132 с.
44. Коммуникационная стратегия [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://www.soldis.ru/services/detail/kommunikacionnaya-strategiya/ (дата
обращения: 11.02.2018).
45. Кондрашина, Е. В., Калашников, В. Е. Проблемы ценообразования на современном арт-рынке // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (Интекс-2014). — 2014.— С. 148—149.
46. Королева, Н. Н. Маркетинг отношений на арт-рынке // Молодежь и экономика: новые взгляды и решения: сб. науч. ст. — 2015. — С. 110—113.
47. Костылев, С. В. Арт-менеджмент как комплексная система
управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №1. — 8 с.
48. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.
49. Котлер, Ф., Шефф, Дж. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. — Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2004. — 688 с.
50. Красноставская, Н. В. Дизайн команды как инструмент продвижения
брендов продукции хендмейд индустрии // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ». — Том 8, — №5. — 2016. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/101EVN516.pdf(доступ свободный).
51. Красноставская, Н. В. Инструменты продвижения личного бренда мастера хендмейд индустрии в интернете // Практический маркетинг. — 2016. — № 12-1. — С. 46—55.
52. Красноставская, Н. В. Конкурсные инструменты блоггинга в продвижении
брендов продукции хендмейдиндустрии // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ». — №4. — 2015. — Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/67EVN415.pdf(доступ свободный).
53. Красноставская, Н. В. Формирование системы инструментов интернет- коммуникаций брендов продукции хендмейд-индустрии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2015. — №4. — С. 1—13. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/66EVN415.pdf
54. Кузнецова, Ю. В. Новые способы продвижении товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России // Вестник Евразии. — 2006.
— №2— С. 25—46.
55. Кукушкин, Н. В. Этапы развития рынка предметов изобразительного искусства. Теория и практика ценообразования: автореферат диссертации кандидата экономических наук, — Москва, — 2007. — 24 с.
56. Ламбен, Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.
— СПб.: Наука, 1996 . — 589 с.
57. Лысакова, А. А. Арт-рынок классический и арт-рынок современный // Известия уральского федерального университета. — 2012. — №45 (573). — С. 25—29.
58. Лысакова, А. А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. — № 4 (95). — С. 246— 255.
59. Макнелли, Д., Д. Спик, К. Как выделиться из толпы, или Формула персонального брендинга: — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004, — 192 с.
60. Максяшин, А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. — Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. — 44 с.
61. Мальцева, О. В. Основные методы и механизмы развития арт рынка в России / О. В. Мальцева // Инновационные аспекты социально¬экономического развития региона: сб. ст. — М.: Издательство «Научный консультант», — 2016. — С. 369—378.
62. Мальцева, О. В. Проблемы и перспективы развития арт-рынка в России / О. В. Мальцева // VI Ежегодная научная конференция аспирантов «МГОТУ» «Инновационные аспекты Социально-экономического развития региона»: сб. ст. — М.: Издательство «Научный консультант», — 2015. — С. 211—216.
63. Мальцева, О. П. Коммуникационные интернет-платформы как инструмент маркетинга / О. П. Мальцева // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. — 2012. — №2 (4). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/kommunikatsionnye-internet- platformy-kak-instrument-marketinga (дата обращения: 21.02.2018).
64. Мельник, Ю. В. Формирование комплекса маркетинга на мировом рынке предметов искусства // Научно-теоретический журнал «Наука и экономика». — 2013. — №4(32)— С. 130—137.
65. Музыкант, В. Л. Брендинг: управление брендом: учебное пособие / В. Л. Музыкант. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 316 с.
66. Настольная книга Etsy продавца - как успешно продавать товары на Etsy / proetsy.ru. — 2016. — 288 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://proetsy.ru/product/etsy-book/
67. Наумов, В. В. Анализ социальной структуры интернет-аудитории / В. В. Наумов // Вестник ЧелГУ. — 2012. — № 35 (289). — [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sotsialnoy-struktury- internet-auditorii(дата обращения: 19.03.2018).
68. Новаторов, В. Е. Социально-этическая концепция маркетинга в сфере культуры и искусства // Культура и образование, — 2013. — № 1 (5). — С. 16—21.
69. Новицкий, В. В., Никишина, А. Ю., Корсакова, Т. В. Особенности арт- рынка в России: маркетинговый аспект / В. В. Новицкий, А. Ю. Никишина, Т. В. Корсакова // X Международная научная конференция «Современная экономика»: сб. ст. конф. — Кемерово.: Издательский дом «Плутон» », —
2017. — С. 58—62.
70. Пашкус, М. В. Российский арт-рынок: проблемы развития и продвижения // Журнал Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. —
2014. — №1. — С. 1—14.
71. Пашкус, М. В. Российский арт-рынок: особенности становления и основные проблемы // Журнал Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. — 2013. — №3. — С. 126—147.
72. Перчинская, О. Инновационный маркетинг в арт-бизнесе: направления и возможности применения (на примере рынка изобразительного искусства): диссертация доктора экономики, — Кишинев, — 2015. — 173 с.
73. Пилюк, А. В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия: автореферат диссертации кандидата филологических наук, — Москва, — 2005. — 21 с.
74. Пименов, П. А. Основы рекламы: учебное пособие / П. А. Пименов. — М.: Гардарики, 2006. — 399 с.
75. Побужаева, Е. А. Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке // Труды санкт-петербургского государственного института культуры. — 2015. — №211. — С. 129—133.
76. Пучкова, Е. А. Особенности маркетингового управления в сфере культуры: диссертация кандидата экономических наук, — Москва, — 2002. — 227 с.
77. Разумовская, А. Л. Технология эффективного БКСдвижения услуг / А. Л. Разумовская. — СПб.: Питер, 2009. — 281 с.
78. Райс, Э. Маркетинговые войны: учебное пособие / Э. Райс, Дж. Траут. — СПб.: Питер, 2004. — 256 с.
79. Романов, А. А., Панько, А. В. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, А. В. Панько. — М.: Эксмо, 2006. — 432 с.
80. Санин, М. К. Эффективность блоггинга как маркетингового инструмента / М. К. Санин, Е. И. Барков // Экономика и экологический менеджмент. —
2016. — № 2. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnostblogginga-kak-marketingovogo- instrumenta(дата обращения: 19.03.2018).
81. Скотт, Д. М. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Д. М. Скотт. — М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2013. — 352 с.
82. Смирнова, Н. Б. Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре // Интеграция образования. — 2006. — №2. — С. 127—132.
83. Соколова, М. С. Декоративно-прикладное искусство в системе культура-
искусство-производство // Вестник Оренбургского государственного
университета. — 2007. — №11-2 (76). — С. 57—63.
84. Сончик, К. А. Продвижение декоративно-прикладного искусства в Беларуси, — 2015. — С. 41—42.
85. Старкова, Н. О., Петров, Н. Е. Тенденции и проблемы современного арт- рынка // Научные труды КубГТУ. — 2015. — №12. — С. 409—419.
86. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Электронный ресурс]: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р — Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuK gH0qEJA9IxP7f2xm.pdf.
87. Суворов, Н. Галерейное дело. Обращение произведений искусства: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. — 288 с. (+ вклейка, 16 с.).
88. Суминова, Т. Н. Арт-менеджмент: к определению понятия // Культура и образование. — 2013. — №1 (10) — С. 100—108.
89. Сухарев, А. Н. Арт-рынок: динамика и современное состояние // Финансы и кредит. — 2013. — №45 (573). — С. 19—24.
90. Сухарев, А. Н. Арт-рынок: теоретические и практические аспекты // Финансы и кредит. — 2013. — №43(571). — С. 40—48.
91. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 239 с.
92. Томпсон, Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Д. Томпсон.— СПб. : Азбука, — 2017 .— 416 с.
93. Трачук, А. В. Способы продвижения произведений декоративно¬прикладного искусства на арт-рынок // ст. в сб. труд. конф.: Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. — 2013. — С. 445—446.
94. Фатеева, Н. А. Особенности становления арт-рынка в современных условиях: социологических анализ: автореферат диссертации кандидата социологических наук, — Екатеринбург, — 2008. — 19 с.
95. Фатеева, Н. А. Современный арт-рынок: цена и ценность // Воспитание духовности: ценностное содержание высшего профессионального образования: сб. науч. ст. — 2006. — С. 87—91.
96. Фаттахова, Г. Р. Социальная сеть Инстаграм - современная площадка для развития и продвижения бизнеса / Г. Р. Фаттахова // Science Time. — 2015.
— № 11 (23). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-setinstagram-sovremennaya- ploschadka-dlya-razvitiya-i-prodvizheniya-biznesa (дата обращения:
10.02.2018).
97. Федорова, Е. А. Анализ тенденций развития арт-рынка // Финансы и кредит. — 2010. — №34 (418). — С. 26—31.
98. Фесик, Я. А. Арт-рынок как институт сохранения предметов искусства / Я.
A. Фесик // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки: эл. сб. науч. ст. — Москва: Изд. «МЦНО». — 2018. — № 1 (53) — С.
12—16. / [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http ://www.nauchforum.ru/ archive/MNF_social/ 1(53).pdf
99. Хангельдиева, И. Г. Арт-маркетинг и его значение для современного искусства // Университетские чтения. /редкол.Воронкова Л.П., Бажуков
B. И.: — МАКС Пресс Москва, 2010. — С. 17—24.
100. Хангельдиева, И. Г. Арт-рынок // Фонд знаний Ломоносов. — 2011. — Т. 24. — С. 1—24.
101. Хангельдиева, И. Г. Культура и предпринимательство в современной России // Прикладная культурология / Под редакцией Воронковой Л.П.: — Профиздат Москва, 2009. — С. 25—50.
102. Чмышенко, Е. Г. Особенности рынка изобразительного искусства и их влияние на формирование модели маркетинга // Вестник ОГУ. — 2012. —№ 13(149). — С. 413—417.
103. Шейко, И. В. Теория и история народного декоративно-прикладного
творчества: учебное пособие для специальностей "Народное
художественное творчество" / И. В. Шейко. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2007. — 103 с.
104. Широлапова, О. А. Российский арт-рынок в контексте культурной политики // Экономические отношения. — 2016. — №1— С. 20—25.
105. Яковлева, Н. В. Инвестиции в арт-рынки в странах с разным уровнем экономического развития: доходность и риски // Вестник РУДН. — 2010. — №3. — С. 66—