БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В 1922-1941 ГОДАХ
|
Введение 3
1. Понятие и основные характеристики беспризорности в 1922-1941 гг. на юге Дальнего Востока 17
1.1. Понятие беспризорности и ее масштабы в 1922-1941 гг. на
территории юга Дальнего Востока 17
1.2. Причины детской беспризорности и личностные особенности
беспризорника 43
2. Деятельность государственных органов и общественных организация
по ликвидации детской беспризорности на Дальнем Востоке России 66
2.1. Роль органов советской власти в борьбе с беспризорностью на
Дальнем Востоке 66
2.2. Общественные организации в борьбе с беспризорностью 91
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 110
1. Понятие и основные характеристики беспризорности в 1922-1941 гг. на юге Дальнего Востока 17
1.1. Понятие беспризорности и ее масштабы в 1922-1941 гг. на
территории юга Дальнего Востока 17
1.2. Причины детской беспризорности и личностные особенности
беспризорника 43
2. Деятельность государственных органов и общественных организация
по ликвидации детской беспризорности на Дальнем Востоке России 66
2.1. Роль органов советской власти в борьбе с беспризорностью на
Дальнем Востоке 66
2.2. Общественные организации в борьбе с беспризорностью 91
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 110
Актуальность темы исследования связана с тем, что беспризорность, безнадзорность, бродяжничество среди детей и подростков является общественно опасным явлением, представляющим угрозу безопасности общества. Увеличение количества социальных сирот, их социальная и правовая незащищенность означают нравственную деградацию не только на уровне семьи, но и на уровне государства. Такая деградация порождается комплексом объективно-субъективных обстоятельств, которые приводят к деструктивным процессам во всех спектрах общественных отношений: экономических, социальных, политических, нравственных.
Только за 2017 год в Приморском крае было выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как состоящих на учете в органах опеки 10876 несовершеннолетних. Кроме того, имеется информация в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно которой в регионе насчитывается 2139 детей.
Наличие в стране бездомных детей, разумеется, вызывает беспокойство, так как детская беспризорность базируется не только на временных социальных и экономических проблемах, но и свидетельствует о низкой духовной культуре общества и прежде всего такого социального института, как семья. Для решения данной проблемы сейчас создается множество разнопрофильных учреждений: социальных приютов, реабилитационных центров, центров психолого-педагогической помощи и т.д.
В беспризорной среде обитания формируются достаточно устойчивые новообразования личности, поведения и системы отношений, которые требуют значительных временных затрат по их социальной реабилитации, ресоциализации и интеграции в социокультурное пространство общества.
Историография. Исследования выбранной темы можно разделить на два этапа - советский и постсоветский, который в свою очередь делится на общероссийский и региональный.
Советские исследования 1920-1930-х гг. являются одновременно и исследованиями, и источниковой базой, так как они и исследуют проблему, и формируют отношение к ней. Историография советского периода представлена материалами съездов, конференций, протоколами, отчетами, периодической литературой. Авторами являются государственные и партийные деятели, педагоги,, юристы - то есть все те, кто непосредственно работал с несовершеннолетними беспризорными. Работы базируются на информации, собранной самим исследователем. В первых публикациях о беспризорности в советской России, авторы придерживались теории моральной дефективности (П. Блонский), либо же связывали причины беспризорности с социальными причинами - голод, война, эпидемии (Н.К, Крупская). В итоге, спор разрешился в пользу того, что причины беспризорности кроются в социально-экономических причинах.
Идея о причине детской беспризорности, как одной из крупнейших издержек революции, была выдвинута Н.К. Крупской и поддержана другими авторами . Революция, по мнению Н.К. Крупской, «представляет собою разрушение прежнего, устаревшего, изменившего себя порядка, старых связей, старых семейных отношений, старых общественных отношений, что является также причинами беспризорности.
С середины 30-х годов проблема девиантного поведения несовершеннолетних рассматривалась советскими учеными и практиками в русле борьбы с беспризорностью и преступностью. Значительное число работ было посвящено уголовной ответственности подростков, деятельности правоохранительных органов (И. Авербах, М. Виноградов и др.)
Рост научного интереса к изучению проблем детей и подростков начал проявляться с середины 60-х годов. В этот период появляются работы, посвященные молодежному движению. В работах имеется материал по вовлечению подростков в общественную жизнь Дальнего Востока страны.
Новый этап в области изучения проблем беспризорности начинается в 1990-е годы, когда был снят гриф секретности со многих источников. Перестала быть строго запретной и проблематика, связанная с историей беспризорности. Этому способствовали Указы Президента Российской Федерации «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» от 24 августа 1991 г. и «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» от 23 июня 1992 г.
Заслуживают интерес публикации А. Рожкова . В них представлен интересный материал и важные обобщения о причинах беспризорности, портрете беспризорников, их жизни в условиях беспризорности и в детских домах, мероприятиях партии и правительства по «изъятию» беспризорников и др., предлагается авторское видение ряда проблем беспризорности.63 В качестве источников автор широко использует публикации 1920-х годов, вводит в научный оборот новые архивные данные.
Кроме того, стоит отметить Семена Самуиловича Виленского, под руководством которого был написан сборник советских законодательных документов, касающихся несовершеннолетних - «Дети ГУЛАГа». В сборнике были представлены законодательные акты, декреты, постановления, циркуляры. Кроме того, отслеживалась деятельность государственный органов, так как помимо законодательных актов были представлены обращения граждан и ответ государственных органов на эти обращения. Семен Самуилович наиболее обширно из современной литературы провел исследование законодательных актов. Исследование законов СССР освещалось также Андреем Александровичем Славко в статье на тему «Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти» .
Кроме анализа законодательных актов многие авторы занимались исследованием деятельности государства и государственных органов в области борьбы с беспризорностью на Дальнем Востоке. Так, Э.А. Васильченко была опубликована статья на тему «Мероприятия советского государства по регулированию социально-правового положения семей на Дальнем Востоке в 20-30-х годах XX века» . Большой вклад в анализ деятельности государства по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних внесла Наталья Николаевна Билим, которой была написана диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Молодежная политика СССР и ее реализация на советском Дальнем Востоке (ноябрь 1922 - июня 1941 гг.)» . Стоит отметить монографию Татьяны Михайловны Смирновой «Дети страны советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917¬1940 гг.». Монография посвящена наиболее сложным и дискуссионным проблемам советского детства в 1917—1940 гг. В монографии исследованы «болевые точки» жизни детей и подростков — быт в детских домах, организация детского досуга, практика патронирования и прочих семейных форм воспитания сирот, спасение и эвакуация детей из охваченных голодом регионов в начале 1920-х гг. Автор на конкретных примерах показывает, что проблемы детства в большинстве случаев удавалось решать лишь благодаря объединению усилий государства и общественности. Тем самым история детства выводит на ключевые «взрослые» проблемы советской жизни 1917— 1940 гг.
Из монографий о деятельности государства в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних необходимо выделить работу Светланы Гладыш «Дети большой беды». Монография посвящена организации беспризорных детей в трудовые коммуны - организация трудовых коммун, идея их работы, воспоминания бывших беспризорников о жизни в коммунах.
Следует отметить работы Андрея Александровича Славко. Андреем Александровичем опубликованы научные статьи на тему беспризорности. При том, помимо анализа законодательных актов, им опубликованы статьи по теме детских домов советского периода и содержания в них беспризорных, по теме деятельности трудовых домов в борьбе с беспризорностью, по теме социальной помощи беспризорным, безнадзорным несовершеннолетним.
Кроме работ, посвященных деятельности государства, использовались работы о ходе борьбы с беспризорностью органами милиции. Так, отмечается работа Шабельниковой Натальи Алексеевны «Особенности профилактики преступности несовершеннолетних в 1920-е гг.: исторический опыт» . В работе были рассмотрены особенности профилактики преступности несовершеннолетних на российском Дальнем Востоке в 1920-х гг. Были проанализированы методы борьбы с преступностью и беспризорностью несовершеннолетних в регионе, представлены статистические данные. Отметить также можно работу Пархоменко И.К. «Роль органов внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью в предвоенные годы», где проанализирована работа милиции в борьбе с государственным «недугом».
Таким образом можно отметить, что историография беспризорности находится на стыке наук - тема беспризорности освещается и в исторических, и в юридических, и в социальных, и в педагогических темах, тем самым вызывая интерес различных сфер общества, однако комплексных работ, посвященных беспризорности несовершеннолетних на Дальнем Востоке России в 1920-е - 1930-е гг. нет.
Источниковая база исследования. Источники условно можно поделить на неопубликованные и опубликованные (которые в свою очередь делятся на досоветские и постсоветские). Неопубликованные источники хранятся в архивных организациях, а частности - Государственный архив Приморского края (ГАПК), Государственный архив Хабаровского края (ГАХК), в Приморской краевой библиотеке им. А.М. Горького. Большой объем сведений о борьбе с беспризорностью, в том числе региональной, хранится в Государственном архиве Российской Федерации (г. Москва), в Центральном архиве ФСБ России (г. Москва). Однако, ввиду дальнего местоположения, в ходе исследования не представилось возможным провести сбор информации в данных архивных учреждениях.
В Государственном архиве Приморского края были найдены такие документы как отчеты деткомиссий, постановления и заседания Президиума деткомиссий, годовые отчеты. Так, выделить следует фонд 490 - Уссурийская областная детская комиссия при исполнительном комитете Уссурийского областного Совета депутатов трудящихся (г. Ворошилов). Данный фонд включает в себя: «Годовой отчет Уссурийской областной детской комиссии по основной деятельности за 1937 год» (опись 3 дело 12); «Годовой отчет по мероприятиям улучшения жизни детей Уссурийской областной детской комиссии за 1937г.» (опись 1 дело 1); «Годовой отчет Уссурийской областной детской комиссии по основной деятельности за 1937 год» (опись 3 дело 13); «Протоколы заседаний Президиума Уссурийской областной детской комиссии за период с 17.12.1937г. по 25.11.1938г.» (опись 2 дело 5); «Постановления Президиума ВЦИК по организации фонда им. В.И. Ленина о помощи беспризорным детям» (опись 3 дело 1); «Планы работ Уссурийской областной детской комиссии за III квартал 1937 года, I квартал и II полугодие 1938 года» (опись 3 дело 8). Таким образом, фонд 490 ГАПК позволяет ознакомиться с годовыми отчетами деткомиссий, планами работ, постановлений Президиума. Фонд информирует о денежных средствах, направляемых на борьбу с беспризорностью, представлены отчеты об использовании денежных средств. Имеются рабочие переписки государственных органов о состоянии беспризорности.
Государственный архив Хабаровского края имеет более объемный список фондов, содержащих в себе информацию о беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Можно выделить, например, фонд Р384, в частности - опись 5 дело 11. В данном деле содержатся сведения о работе рабоче-крестьянской милиции по ликвидации беспризорности; сводки по борьбе с беспризорностью; Постановления Президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета; объяснительные записки к сведениям о беспризорности. Достаточно значимый вес для написания работы представляют объяснительные записки по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Значимость свою они представляют в том, что помимо статистических данных, в записках представляются причины беспризорности и меры, предлагаемые предпринять для борьбы с беспризорностью. Постановления Президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета представляются также и в фонде Р137 (опись 4 дело 48). Так же, выделить можно фонд Р922, в частности - опись 1, дело 1, в котором содержатся деловая переписка о состоянии одного из детских домов региона, планы работы деткомиссии, в частности - по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних. Фонд 374, опись 1 дело 3а содержит Постановления Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета. Фонд Р-704 (опись 1 дело 49) представляет сведения по организации школ-интернатов в регионе, школьной и внешкольной работы. Опись 1 дело 11 Фонда раскрывает годовой отчет краевого отдела народного образования за 1927-1928 учебный год. Можно выделить фонд П-30, опись 2, дело 36, где находятся доклады о детской беспризорности и безнадзорности. Как видно, Государственный архив Хабаровского края представляет большой объем информации о деятельности государственных органов в борьбе с беспризорностью, на основании чего представляется возможным провести анализ деятельности государства с такими явлениями как беспризорность, безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних; представляется возможным определить причины нахождения на улицах детей в отсутствии родителей и лиц, их замещающих.
Приморская краевая публичная библиотека имени А.М. Горького содержит газету «Красное знамя», которая является региональной и позволяет получить картину об отношении общественности беспризорности.
Опубликованные источники подразделяются на материалы законодательства, которые в свою очередь делятся на общие и региональные; на деятелей большевистской партии (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, А.М. Макаренко, В.И. Ленин, Л.Г. Глатман); на статистические сборники, на периодическую печать (газеты «Красное знамя», «Пионерская правда»). Источники деятелей большевистской партии показали настой государства в отношении несовершеннолетних беспризорных, периодическая печать (региональная) - настроение и отношение местных жителей к теме беспризорности, осветили актуальные проблемы рассматриваемого периода.
Таким образом, можно отметить, что беспризорность несовершеннолетних является достаточно актуальным вопросом, исследованным с различных точек зрения.
Цель исследования состоит в комплексном анализе и обобщении исторического опыта деятельности государственных органов, общественных организаций по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и противоправным поведением несовершеннолетних на юге Дальнего Востока России.
Исходя из цели, определены задачи:
- определить понятие беспризорности и ее масштабы на юге Дальнего Востока России в 1922-1941гг.;
- выявить причины детской беспризорности, проанализировать личностные особенности беспризорника;
- проанализировать деятельность государственных органов в ликвидации детской беспризорности;
- изучить деятельность общественных организаций в борьбе с беспризорными несовершеннолетними.
Объектом исследования является детская беспризорность как социальное явление. Предметом- основные направления и механизм деятельности государства по борьбе с детской беспризорностью на юге Дальнего востока России в 1922-1941-х гг.
Хронологические рамки. Представленное исследование охватывает период с 1922 г. по 1941 гг., который определяется как время коренного изменение политической системы Советской России после Октябрьской революции и окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной войны. Это время создания нового государства, идеологией которого становится марксизм-ленинизм. На этой основе формировалась государственная политика, одной из важнейших составляющих которой было воспитание нового человека.
Нижняя граница хронологических рамок обусловлена тем, что после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции на Дальнем Востоке в ноябре 1922 г. регион вошёл в состав РСФСР, соответственно, в регионе начинает реализовываться советская концепция борьбы с беспризорностью. Верхняя - 1941 г. обусловлена началом Великой Отечественной войны, которой отмечен новый рост беспризорности, но вызван он был внешними причинами.
Территориальные рамки работы охватывают территорию южной части Дальнего Востока России, входящие в Амурский речной бассейн в соответствии с его административным устройством в рассматриваемый период. Выделяются наиболее крупные города, находящиеся в пределах территориальных рамок, которые активно исследовались в работе: Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Никольск- Уссурийский, Иман (Дальнереченск). Территориальные рамки обусловлены тем, что южная часть региона первой столкнулась с проблемой беспризорности (беженцы, иностранцы).
Методологическую основу работы составила теория модернизации. Модернизация охватила все сферы жизни советского общества рассматриваемого периода, в том числе социальную политику и социальные отношения. Редкие, болезненные перемены в социальной сфере сказались в первую очередь на детях и подростках. Деформировалась система отношений в семье. Отсутствие достаточной поддержки и помощи детям провоцировали безнадзорность, беспризорность и криминальное поведение.
Методологическая база исследования основана на научных принципах объективности и историзма, критической интерпретации источников, позволяющих выяснить сущность беспризорности на Дальнем Востоке, рассмотреть борьбу с детской беспризорностью на Дальнем Востоке. В работе были применены как общенаучные, так и специально - исторические методы исследования. Из общенаучных методов использован анализ, описание, синтез. Для более глубокого анализа исследования были использованы специально - исторические методы. Историко-генетический метод позволил раскрыть причинно-следственные связи и закономерности развития беспризорности как социального явления рассматриваемого периода, показать изменения условий и способов социализации беспризорных детей. Историко-сравнительный метод дал возможность раскрыть сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, провести сравнение детской беспризорности и ее ликвидации в разные временные отрезки и на различных территориях. Историко-типологический метод помог посредством выделения существенных признаков выявить институты социализации беспризорных детей.
Гипотеза исследования заключается в том, что деятельность государственных органов и общественных организаций по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и противоправным поведением несовершеннолетних на юге Дальнего востока России была недостаточно эффективной, так как и на сегодняшний день отмечаются рассматриваемые в исследовании факты. Это обусловлено несколькими факторами, и наиболее распространенные из них - отсутствие режима в детских учреждениях, в том числе в связи с нехваткой персонала и плохими условиями нахождения в учреждениях детей; отсутствие должного внимания за больными несовершеннолетними. Кроме того, низкая эффективность обусловлена и отдаленностью региона.
Научная новизна исследования. В ходе проведенной работы было выявлено, что отсутствует комплексное изучение рассматриваемой темы. Несмотря на наличие исследований, научных трудов по рассматриваемой теме, междисциплинарного, комплексного исследования не выявлено. Попытка междисциплинарного комплексного исследования позволит органам, направленным на борьбу с беспризорными, на современном этапе улучшить состояние беспризорности.
Апробация результатов. В ходе написания работы, были промежуточные доклады, озвученные в ходе научно-практических конференций.
21 апреля 2017г. состоялась VI Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», на которой был освещен доклад с темой «Борьба с беспризорностью несовершеннолетних на Дальнем Востоке в 1920-х годах».
7-8 ноября 2017г. состоялась международная научная конференция «Великая российская революция 1917г. в судьбах стран и народов мира», в которой было принято участие с докладом на тему «Детская преступность и борьба с ней на советском Дальнем Востоке в первой половине 1920-х гг..»
25-26 апреля 2018г. состоялась «XVI конференция молодых учёных «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: актуальные вопросы комплексных социальных исследований», на которой был представлен доклад на тему «Формы борьбы с беспризорностью несовершеннолетних в 1920-1930-е гг. на Дальнем востоке России».
Только за 2017 год в Приморском крае было выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как состоящих на учете в органах опеки 10876 несовершеннолетних. Кроме того, имеется информация в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно которой в регионе насчитывается 2139 детей.
Наличие в стране бездомных детей, разумеется, вызывает беспокойство, так как детская беспризорность базируется не только на временных социальных и экономических проблемах, но и свидетельствует о низкой духовной культуре общества и прежде всего такого социального института, как семья. Для решения данной проблемы сейчас создается множество разнопрофильных учреждений: социальных приютов, реабилитационных центров, центров психолого-педагогической помощи и т.д.
В беспризорной среде обитания формируются достаточно устойчивые новообразования личности, поведения и системы отношений, которые требуют значительных временных затрат по их социальной реабилитации, ресоциализации и интеграции в социокультурное пространство общества.
Историография. Исследования выбранной темы можно разделить на два этапа - советский и постсоветский, который в свою очередь делится на общероссийский и региональный.
Советские исследования 1920-1930-х гг. являются одновременно и исследованиями, и источниковой базой, так как они и исследуют проблему, и формируют отношение к ней. Историография советского периода представлена материалами съездов, конференций, протоколами, отчетами, периодической литературой. Авторами являются государственные и партийные деятели, педагоги,, юристы - то есть все те, кто непосредственно работал с несовершеннолетними беспризорными. Работы базируются на информации, собранной самим исследователем. В первых публикациях о беспризорности в советской России, авторы придерживались теории моральной дефективности (П. Блонский), либо же связывали причины беспризорности с социальными причинами - голод, война, эпидемии (Н.К, Крупская). В итоге, спор разрешился в пользу того, что причины беспризорности кроются в социально-экономических причинах.
Идея о причине детской беспризорности, как одной из крупнейших издержек революции, была выдвинута Н.К. Крупской и поддержана другими авторами . Революция, по мнению Н.К. Крупской, «представляет собою разрушение прежнего, устаревшего, изменившего себя порядка, старых связей, старых семейных отношений, старых общественных отношений, что является также причинами беспризорности.
С середины 30-х годов проблема девиантного поведения несовершеннолетних рассматривалась советскими учеными и практиками в русле борьбы с беспризорностью и преступностью. Значительное число работ было посвящено уголовной ответственности подростков, деятельности правоохранительных органов (И. Авербах, М. Виноградов и др.)
Рост научного интереса к изучению проблем детей и подростков начал проявляться с середины 60-х годов. В этот период появляются работы, посвященные молодежному движению. В работах имеется материал по вовлечению подростков в общественную жизнь Дальнего Востока страны.
Новый этап в области изучения проблем беспризорности начинается в 1990-е годы, когда был снят гриф секретности со многих источников. Перестала быть строго запретной и проблематика, связанная с историей беспризорности. Этому способствовали Указы Президента Российской Федерации «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» от 24 августа 1991 г. и «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» от 23 июня 1992 г.
Заслуживают интерес публикации А. Рожкова . В них представлен интересный материал и важные обобщения о причинах беспризорности, портрете беспризорников, их жизни в условиях беспризорности и в детских домах, мероприятиях партии и правительства по «изъятию» беспризорников и др., предлагается авторское видение ряда проблем беспризорности.63 В качестве источников автор широко использует публикации 1920-х годов, вводит в научный оборот новые архивные данные.
Кроме того, стоит отметить Семена Самуиловича Виленского, под руководством которого был написан сборник советских законодательных документов, касающихся несовершеннолетних - «Дети ГУЛАГа». В сборнике были представлены законодательные акты, декреты, постановления, циркуляры. Кроме того, отслеживалась деятельность государственный органов, так как помимо законодательных актов были представлены обращения граждан и ответ государственных органов на эти обращения. Семен Самуилович наиболее обширно из современной литературы провел исследование законодательных актов. Исследование законов СССР освещалось также Андреем Александровичем Славко в статье на тему «Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти» .
Кроме анализа законодательных актов многие авторы занимались исследованием деятельности государства и государственных органов в области борьбы с беспризорностью на Дальнем Востоке. Так, Э.А. Васильченко была опубликована статья на тему «Мероприятия советского государства по регулированию социально-правового положения семей на Дальнем Востоке в 20-30-х годах XX века» . Большой вклад в анализ деятельности государства по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних внесла Наталья Николаевна Билим, которой была написана диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Молодежная политика СССР и ее реализация на советском Дальнем Востоке (ноябрь 1922 - июня 1941 гг.)» . Стоит отметить монографию Татьяны Михайловны Смирновой «Дети страны советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917¬1940 гг.». Монография посвящена наиболее сложным и дискуссионным проблемам советского детства в 1917—1940 гг. В монографии исследованы «болевые точки» жизни детей и подростков — быт в детских домах, организация детского досуга, практика патронирования и прочих семейных форм воспитания сирот, спасение и эвакуация детей из охваченных голодом регионов в начале 1920-х гг. Автор на конкретных примерах показывает, что проблемы детства в большинстве случаев удавалось решать лишь благодаря объединению усилий государства и общественности. Тем самым история детства выводит на ключевые «взрослые» проблемы советской жизни 1917— 1940 гг.
Из монографий о деятельности государства в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних необходимо выделить работу Светланы Гладыш «Дети большой беды». Монография посвящена организации беспризорных детей в трудовые коммуны - организация трудовых коммун, идея их работы, воспоминания бывших беспризорников о жизни в коммунах.
Следует отметить работы Андрея Александровича Славко. Андреем Александровичем опубликованы научные статьи на тему беспризорности. При том, помимо анализа законодательных актов, им опубликованы статьи по теме детских домов советского периода и содержания в них беспризорных, по теме деятельности трудовых домов в борьбе с беспризорностью, по теме социальной помощи беспризорным, безнадзорным несовершеннолетним.
Кроме работ, посвященных деятельности государства, использовались работы о ходе борьбы с беспризорностью органами милиции. Так, отмечается работа Шабельниковой Натальи Алексеевны «Особенности профилактики преступности несовершеннолетних в 1920-е гг.: исторический опыт» . В работе были рассмотрены особенности профилактики преступности несовершеннолетних на российском Дальнем Востоке в 1920-х гг. Были проанализированы методы борьбы с преступностью и беспризорностью несовершеннолетних в регионе, представлены статистические данные. Отметить также можно работу Пархоменко И.К. «Роль органов внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью в предвоенные годы», где проанализирована работа милиции в борьбе с государственным «недугом».
Таким образом можно отметить, что историография беспризорности находится на стыке наук - тема беспризорности освещается и в исторических, и в юридических, и в социальных, и в педагогических темах, тем самым вызывая интерес различных сфер общества, однако комплексных работ, посвященных беспризорности несовершеннолетних на Дальнем Востоке России в 1920-е - 1930-е гг. нет.
Источниковая база исследования. Источники условно можно поделить на неопубликованные и опубликованные (которые в свою очередь делятся на досоветские и постсоветские). Неопубликованные источники хранятся в архивных организациях, а частности - Государственный архив Приморского края (ГАПК), Государственный архив Хабаровского края (ГАХК), в Приморской краевой библиотеке им. А.М. Горького. Большой объем сведений о борьбе с беспризорностью, в том числе региональной, хранится в Государственном архиве Российской Федерации (г. Москва), в Центральном архиве ФСБ России (г. Москва). Однако, ввиду дальнего местоположения, в ходе исследования не представилось возможным провести сбор информации в данных архивных учреждениях.
В Государственном архиве Приморского края были найдены такие документы как отчеты деткомиссий, постановления и заседания Президиума деткомиссий, годовые отчеты. Так, выделить следует фонд 490 - Уссурийская областная детская комиссия при исполнительном комитете Уссурийского областного Совета депутатов трудящихся (г. Ворошилов). Данный фонд включает в себя: «Годовой отчет Уссурийской областной детской комиссии по основной деятельности за 1937 год» (опись 3 дело 12); «Годовой отчет по мероприятиям улучшения жизни детей Уссурийской областной детской комиссии за 1937г.» (опись 1 дело 1); «Годовой отчет Уссурийской областной детской комиссии по основной деятельности за 1937 год» (опись 3 дело 13); «Протоколы заседаний Президиума Уссурийской областной детской комиссии за период с 17.12.1937г. по 25.11.1938г.» (опись 2 дело 5); «Постановления Президиума ВЦИК по организации фонда им. В.И. Ленина о помощи беспризорным детям» (опись 3 дело 1); «Планы работ Уссурийской областной детской комиссии за III квартал 1937 года, I квартал и II полугодие 1938 года» (опись 3 дело 8). Таким образом, фонд 490 ГАПК позволяет ознакомиться с годовыми отчетами деткомиссий, планами работ, постановлений Президиума. Фонд информирует о денежных средствах, направляемых на борьбу с беспризорностью, представлены отчеты об использовании денежных средств. Имеются рабочие переписки государственных органов о состоянии беспризорности.
Государственный архив Хабаровского края имеет более объемный список фондов, содержащих в себе информацию о беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Можно выделить, например, фонд Р384, в частности - опись 5 дело 11. В данном деле содержатся сведения о работе рабоче-крестьянской милиции по ликвидации беспризорности; сводки по борьбе с беспризорностью; Постановления Президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета; объяснительные записки к сведениям о беспризорности. Достаточно значимый вес для написания работы представляют объяснительные записки по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Значимость свою они представляют в том, что помимо статистических данных, в записках представляются причины беспризорности и меры, предлагаемые предпринять для борьбы с беспризорностью. Постановления Президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета представляются также и в фонде Р137 (опись 4 дело 48). Так же, выделить можно фонд Р922, в частности - опись 1, дело 1, в котором содержатся деловая переписка о состоянии одного из детских домов региона, планы работы деткомиссии, в частности - по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних. Фонд 374, опись 1 дело 3а содержит Постановления Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета. Фонд Р-704 (опись 1 дело 49) представляет сведения по организации школ-интернатов в регионе, школьной и внешкольной работы. Опись 1 дело 11 Фонда раскрывает годовой отчет краевого отдела народного образования за 1927-1928 учебный год. Можно выделить фонд П-30, опись 2, дело 36, где находятся доклады о детской беспризорности и безнадзорности. Как видно, Государственный архив Хабаровского края представляет большой объем информации о деятельности государственных органов в борьбе с беспризорностью, на основании чего представляется возможным провести анализ деятельности государства с такими явлениями как беспризорность, безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних; представляется возможным определить причины нахождения на улицах детей в отсутствии родителей и лиц, их замещающих.
Приморская краевая публичная библиотека имени А.М. Горького содержит газету «Красное знамя», которая является региональной и позволяет получить картину об отношении общественности беспризорности.
Опубликованные источники подразделяются на материалы законодательства, которые в свою очередь делятся на общие и региональные; на деятелей большевистской партии (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, А.М. Макаренко, В.И. Ленин, Л.Г. Глатман); на статистические сборники, на периодическую печать (газеты «Красное знамя», «Пионерская правда»). Источники деятелей большевистской партии показали настой государства в отношении несовершеннолетних беспризорных, периодическая печать (региональная) - настроение и отношение местных жителей к теме беспризорности, осветили актуальные проблемы рассматриваемого периода.
Таким образом, можно отметить, что беспризорность несовершеннолетних является достаточно актуальным вопросом, исследованным с различных точек зрения.
Цель исследования состоит в комплексном анализе и обобщении исторического опыта деятельности государственных органов, общественных организаций по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и противоправным поведением несовершеннолетних на юге Дальнего Востока России.
Исходя из цели, определены задачи:
- определить понятие беспризорности и ее масштабы на юге Дальнего Востока России в 1922-1941гг.;
- выявить причины детской беспризорности, проанализировать личностные особенности беспризорника;
- проанализировать деятельность государственных органов в ликвидации детской беспризорности;
- изучить деятельность общественных организаций в борьбе с беспризорными несовершеннолетними.
Объектом исследования является детская беспризорность как социальное явление. Предметом- основные направления и механизм деятельности государства по борьбе с детской беспризорностью на юге Дальнего востока России в 1922-1941-х гг.
Хронологические рамки. Представленное исследование охватывает период с 1922 г. по 1941 гг., который определяется как время коренного изменение политической системы Советской России после Октябрьской революции и окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной войны. Это время создания нового государства, идеологией которого становится марксизм-ленинизм. На этой основе формировалась государственная политика, одной из важнейших составляющих которой было воспитание нового человека.
Нижняя граница хронологических рамок обусловлена тем, что после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции на Дальнем Востоке в ноябре 1922 г. регион вошёл в состав РСФСР, соответственно, в регионе начинает реализовываться советская концепция борьбы с беспризорностью. Верхняя - 1941 г. обусловлена началом Великой Отечественной войны, которой отмечен новый рост беспризорности, но вызван он был внешними причинами.
Территориальные рамки работы охватывают территорию южной части Дальнего Востока России, входящие в Амурский речной бассейн в соответствии с его административным устройством в рассматриваемый период. Выделяются наиболее крупные города, находящиеся в пределах территориальных рамок, которые активно исследовались в работе: Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Никольск- Уссурийский, Иман (Дальнереченск). Территориальные рамки обусловлены тем, что южная часть региона первой столкнулась с проблемой беспризорности (беженцы, иностранцы).
Методологическую основу работы составила теория модернизации. Модернизация охватила все сферы жизни советского общества рассматриваемого периода, в том числе социальную политику и социальные отношения. Редкие, болезненные перемены в социальной сфере сказались в первую очередь на детях и подростках. Деформировалась система отношений в семье. Отсутствие достаточной поддержки и помощи детям провоцировали безнадзорность, беспризорность и криминальное поведение.
Методологическая база исследования основана на научных принципах объективности и историзма, критической интерпретации источников, позволяющих выяснить сущность беспризорности на Дальнем Востоке, рассмотреть борьбу с детской беспризорностью на Дальнем Востоке. В работе были применены как общенаучные, так и специально - исторические методы исследования. Из общенаучных методов использован анализ, описание, синтез. Для более глубокого анализа исследования были использованы специально - исторические методы. Историко-генетический метод позволил раскрыть причинно-следственные связи и закономерности развития беспризорности как социального явления рассматриваемого периода, показать изменения условий и способов социализации беспризорных детей. Историко-сравнительный метод дал возможность раскрыть сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, провести сравнение детской беспризорности и ее ликвидации в разные временные отрезки и на различных территориях. Историко-типологический метод помог посредством выделения существенных признаков выявить институты социализации беспризорных детей.
Гипотеза исследования заключается в том, что деятельность государственных органов и общественных организаций по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и противоправным поведением несовершеннолетних на юге Дальнего востока России была недостаточно эффективной, так как и на сегодняшний день отмечаются рассматриваемые в исследовании факты. Это обусловлено несколькими факторами, и наиболее распространенные из них - отсутствие режима в детских учреждениях, в том числе в связи с нехваткой персонала и плохими условиями нахождения в учреждениях детей; отсутствие должного внимания за больными несовершеннолетними. Кроме того, низкая эффективность обусловлена и отдаленностью региона.
Научная новизна исследования. В ходе проведенной работы было выявлено, что отсутствует комплексное изучение рассматриваемой темы. Несмотря на наличие исследований, научных трудов по рассматриваемой теме, междисциплинарного, комплексного исследования не выявлено. Попытка междисциплинарного комплексного исследования позволит органам, направленным на борьбу с беспризорными, на современном этапе улучшить состояние беспризорности.
Апробация результатов. В ходе написания работы, были промежуточные доклады, озвученные в ходе научно-практических конференций.
21 апреля 2017г. состоялась VI Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», на которой был освещен доклад с темой «Борьба с беспризорностью несовершеннолетних на Дальнем Востоке в 1920-х годах».
7-8 ноября 2017г. состоялась международная научная конференция «Великая российская революция 1917г. в судьбах стран и народов мира», в которой было принято участие с докладом на тему «Детская преступность и борьба с ней на советском Дальнем Востоке в первой половине 1920-х гг..»
25-26 апреля 2018г. состоялась «XVI конференция молодых учёных «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: актуальные вопросы комплексных социальных исследований», на которой был представлен доклад на тему «Формы борьбы с беспризорностью несовершеннолетних в 1920-1930-е гг. на Дальнем востоке России».
Советское государство осознавало проблему беспризорности несовершеннолетних. Осознавало проблему беспризорности и местные органы власти. Для создания конкретных форм борьбы с беспризорностью несовершеннолетних необходимо было выявить причины этой самой беспризорности. А одними из причин беспризорности детей, оставшихся без попечения родителей, являлись нехватка персонала в детских домах, воспитательных учреждениях, что влекло за собой отсутствие должного надзора за детьми. Тем не менее, государством были предприняты попытки борьбы с беспризорностью в различных формах - создание комиссий по улучшению жизни детей, создание закрытых учреждений для несовершеннолетних, шефство, трудкоммуны, «Недели беспризорного ребенка» и т.д. Однако в рассматриваемый период времени, беспризорность не была искоренена, несовершеннолетние все так же оставались без присмотра.
Долгое время термин беспризорный (безнадзорный) несовершеннолетний не имел значения, несмотря на употребление данного термина в законодательных актах. Тем не менее, беспризорного (безнадзорного) несовершеннолетнего можно определить, как круглого сироту, не имеющего никакой связи с родственниками, при отсутствии иных лиц, которые могли бы принять заботу о воспитании несовершеннолетнего.
Первые годы действия так называемого «Закона о детях», эффективности он не приносил. Несмотря на попытки государства изменить ситуацию с беспризорностью в стране, мало кто из людей действительно хотел и пытался что-либо изменить. Персонал отсутствовал, помещения изымались, был высокий рост воровства, что все в сумме приводило к бегству детей из учреждений и росту детской преступности.
Причины беспризорности подразделяются на несколько групп - социально-экономические (экономический кризис, голод, эпидемии, миграции), социально-психологические (кризис семьи - разводы, семьи с одним родителем), психологические (асоциальные черты поведения несовершеннолетних. «дефективность»). Кроме того, личность несовершеннолетнего беспризорника имеет характерные черты - курение, алкоголизм, наркомания, внешний вид, сутулость, болезни, такие как туберкулез, тиф. Характеризуя личность беспризорного, особое внимание следует уделить преступности беспризорных. Преступления зачастую квалифицировались как преступления против собственности - кражи, грабежи, разбои. В основном, несовершеннолетние беспризорные соединялись в группы и действовали сообща. Группы были различны по возрасту и социальному классу. Кроме того, дети присоединялись в группы к взрослым преступникам и учились «воровской» жизни у взрослых.
Несмотря на то, что на территории Дальнего Востока беспризорность имела не такие масштабы, как в центральной части России, она имела свои особенности - рецидив. Кроме того, достаточно часты были случаи побегов из детских учреждений, по причине того, что в детских учреждениях отсутствовал режим, культурно-массовая работа организована слабо, отсутствует топливо, из-за чего в помещениях холод.
В ходе проведения мероприятий по борьбе с беспризорностью, были выявлены недостатки в работе по борьбе с ликвидацией беспризорности и безнадзорности в детских домах:
1. Недостаток инвентаря, мебели.
2. Отсутствует физкультурный зал.
3. Нет помещения для мастерских.
4. Отсутствует электричество, свет.
5. Больные дети не изолированы от здоровых.
6. Не принимаются мероприятия по розыску родителей беспризорных детей.
В детских домах, школах Дальнего Востока организовывались швейные мастерские. Дети научились шить себе одежду, которую в последствии и носили, а в случае, если одежды шили много - продавали, а на вырученные средства покупался хлеб, масло, мясо.
Проблема беспризорности решалась с экономической стороны - привлечение денежных средств на организацию работы за счет проведения лотерей, сбора пожертвования, благотворительных концертов, вечеров; был учрежден фонд имени В.И. Ленина. Производился отлов детей с улиц, привлекались врачи и педагоги для работы с «пойманными» детьми. Работа велась и в школах - учреждение кружков, проведение лекций для профилактики беспризорности. Кроме того, в виду переполнения детей в детских домах и иных учреждениях, беспризорные дети передавались на принятие союзным республикам; проводился поиск родственников детей, находящихся в детских домах, для возвращения детей в кровную семью; разрешалось штрафование родителей на месте выявления беспризорного ребенка, о факте выявления направлялось сообщение по месту работы родителей. Так же, запрещалась продажа табачных и алкогольных изделий несовершеннолетних, не разрешалось нахождение детей в местах скопления людей (на вокзалах, базарах, в парках, возле магазинов - для исключения совершения фактов преступной деятельности несовершеннолетними). Организовывалась работа для несовершеннолетних - производственно-торговые предприятия, в которых дети могли получить образование и работу, мастерские, где беспризорные учились какому-либо делу. В мастерских (например, швейных) дети шили одежду, которую в последствии и носили, а в случае выявления лишней одежды - продавали, вырученный доход - в счет борьбы с беспризорностью. Строились детские дома; детские приемные пункты (где оказывалась первоначальная социально-государственная помощь - детей мыли, кормили, одевали и обували); учреждались школы-интернаты, трудкоммуны (где приобретались профессии).
Работа с беспризорностью велась по многим направлениям, но практически в каждом направлении борьбы с беспризорностью отмечались негативные условия, которые требовали должного внимания и поиска пути решения.
Общественные организации принимали активное участие в борьбе с беспризорностью несовершеннолетних. Среди наиболее активных организаций можно выделить пионеров, профсоюзы, общество «Друзья детей», женотделы. Пионеры напрямую работали с беспризорными детьми, вовлекая их в культурно-массовые мероприятия (кружки, соревнования, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.). Кроме того, пионеры помогали беспризорным несовершеннолетним с поиском работы, получением образования. Пионеры активно пропагандировали вступление всех граждан в общество «Друзья детей», которое занималось организацией митингов, сборов денежных средств, концертов. Число пионеров на территории Дальнего востока было достаточно велико, так же, как и количество пионерских отрядов. Однако работа пионеров оставляла желать лучшего, отмечалась слабая организация Должное следует отдать профсоюзам, которые оказывали культурно-правовую помощь несовершеннолетним подросткам, организовывали детские утренники, киносеансы, спектакли. Профсоюзами выделялись помещения, в которых одновременно могли находится взрослые и дети - организация детских комнат, яслей. Однако нахождение в таких комнатах было возможно лишь детям членов профсоюза. Большой вклад внесли делегатки женотдела. По инициативе делегаток создавались такие учреждения как ясли, родильные дома, женские консультации, дома матери и ребенка.
Таким образом, можно отметить, что беспризорность несовершеннолетних на Дальнем Востоке в рассматриваемом периоде времени характеризуется рецидивом, слабой организацией в виду отдаленности региона от центральной части государства, где принимались основные законодательные акты. Отмечалась и слабая работа персонала детских учреждений - нехватка сотрудников, отсутствие должного образования, хищение имущества детей. Вместе с тем, рассматривая беспризорность в количественном соотношении - общее число беспризорных уменьшилось в рассматриваемом периоде времени в регионе. Однако, уменьшение это было нестабильным, из-за чего делается вывод о недобросовестной работе учреждений по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.
Долгое время термин беспризорный (безнадзорный) несовершеннолетний не имел значения, несмотря на употребление данного термина в законодательных актах. Тем не менее, беспризорного (безнадзорного) несовершеннолетнего можно определить, как круглого сироту, не имеющего никакой связи с родственниками, при отсутствии иных лиц, которые могли бы принять заботу о воспитании несовершеннолетнего.
Первые годы действия так называемого «Закона о детях», эффективности он не приносил. Несмотря на попытки государства изменить ситуацию с беспризорностью в стране, мало кто из людей действительно хотел и пытался что-либо изменить. Персонал отсутствовал, помещения изымались, был высокий рост воровства, что все в сумме приводило к бегству детей из учреждений и росту детской преступности.
Причины беспризорности подразделяются на несколько групп - социально-экономические (экономический кризис, голод, эпидемии, миграции), социально-психологические (кризис семьи - разводы, семьи с одним родителем), психологические (асоциальные черты поведения несовершеннолетних. «дефективность»). Кроме того, личность несовершеннолетнего беспризорника имеет характерные черты - курение, алкоголизм, наркомания, внешний вид, сутулость, болезни, такие как туберкулез, тиф. Характеризуя личность беспризорного, особое внимание следует уделить преступности беспризорных. Преступления зачастую квалифицировались как преступления против собственности - кражи, грабежи, разбои. В основном, несовершеннолетние беспризорные соединялись в группы и действовали сообща. Группы были различны по возрасту и социальному классу. Кроме того, дети присоединялись в группы к взрослым преступникам и учились «воровской» жизни у взрослых.
Несмотря на то, что на территории Дальнего Востока беспризорность имела не такие масштабы, как в центральной части России, она имела свои особенности - рецидив. Кроме того, достаточно часты были случаи побегов из детских учреждений, по причине того, что в детских учреждениях отсутствовал режим, культурно-массовая работа организована слабо, отсутствует топливо, из-за чего в помещениях холод.
В ходе проведения мероприятий по борьбе с беспризорностью, были выявлены недостатки в работе по борьбе с ликвидацией беспризорности и безнадзорности в детских домах:
1. Недостаток инвентаря, мебели.
2. Отсутствует физкультурный зал.
3. Нет помещения для мастерских.
4. Отсутствует электричество, свет.
5. Больные дети не изолированы от здоровых.
6. Не принимаются мероприятия по розыску родителей беспризорных детей.
В детских домах, школах Дальнего Востока организовывались швейные мастерские. Дети научились шить себе одежду, которую в последствии и носили, а в случае, если одежды шили много - продавали, а на вырученные средства покупался хлеб, масло, мясо.
Проблема беспризорности решалась с экономической стороны - привлечение денежных средств на организацию работы за счет проведения лотерей, сбора пожертвования, благотворительных концертов, вечеров; был учрежден фонд имени В.И. Ленина. Производился отлов детей с улиц, привлекались врачи и педагоги для работы с «пойманными» детьми. Работа велась и в школах - учреждение кружков, проведение лекций для профилактики беспризорности. Кроме того, в виду переполнения детей в детских домах и иных учреждениях, беспризорные дети передавались на принятие союзным республикам; проводился поиск родственников детей, находящихся в детских домах, для возвращения детей в кровную семью; разрешалось штрафование родителей на месте выявления беспризорного ребенка, о факте выявления направлялось сообщение по месту работы родителей. Так же, запрещалась продажа табачных и алкогольных изделий несовершеннолетних, не разрешалось нахождение детей в местах скопления людей (на вокзалах, базарах, в парках, возле магазинов - для исключения совершения фактов преступной деятельности несовершеннолетними). Организовывалась работа для несовершеннолетних - производственно-торговые предприятия, в которых дети могли получить образование и работу, мастерские, где беспризорные учились какому-либо делу. В мастерских (например, швейных) дети шили одежду, которую в последствии и носили, а в случае выявления лишней одежды - продавали, вырученный доход - в счет борьбы с беспризорностью. Строились детские дома; детские приемные пункты (где оказывалась первоначальная социально-государственная помощь - детей мыли, кормили, одевали и обували); учреждались школы-интернаты, трудкоммуны (где приобретались профессии).
Работа с беспризорностью велась по многим направлениям, но практически в каждом направлении борьбы с беспризорностью отмечались негативные условия, которые требовали должного внимания и поиска пути решения.
Общественные организации принимали активное участие в борьбе с беспризорностью несовершеннолетних. Среди наиболее активных организаций можно выделить пионеров, профсоюзы, общество «Друзья детей», женотделы. Пионеры напрямую работали с беспризорными детьми, вовлекая их в культурно-массовые мероприятия (кружки, соревнования, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.). Кроме того, пионеры помогали беспризорным несовершеннолетним с поиском работы, получением образования. Пионеры активно пропагандировали вступление всех граждан в общество «Друзья детей», которое занималось организацией митингов, сборов денежных средств, концертов. Число пионеров на территории Дальнего востока было достаточно велико, так же, как и количество пионерских отрядов. Однако работа пионеров оставляла желать лучшего, отмечалась слабая организация Должное следует отдать профсоюзам, которые оказывали культурно-правовую помощь несовершеннолетним подросткам, организовывали детские утренники, киносеансы, спектакли. Профсоюзами выделялись помещения, в которых одновременно могли находится взрослые и дети - организация детских комнат, яслей. Однако нахождение в таких комнатах было возможно лишь детям членов профсоюза. Большой вклад внесли делегатки женотдела. По инициативе делегаток создавались такие учреждения как ясли, родильные дома, женские консультации, дома матери и ребенка.
Таким образом, можно отметить, что беспризорность несовершеннолетних на Дальнем Востоке в рассматриваемом периоде времени характеризуется рецидивом, слабой организацией в виду отдаленности региона от центральной части государства, где принимались основные законодательные акты. Отмечалась и слабая работа персонала детских учреждений - нехватка сотрудников, отсутствие должного образования, хищение имущества детей. Вместе с тем, рассматривая беспризорность в количественном соотношении - общее число беспризорных уменьшилось в рассматриваемом периоде времени в регионе. Однако, уменьшение это было нестабильным, из-за чего делается вывод о недобросовестной работе учреждений по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.



