Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение усталостного ресурса титановых сплавов методом лазерного ударного упрочнения

Работа №75235

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

механика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 11
1.1. Усталостное разрушение 11
1.1.1. Различные фазы усталостной жизни 13
1.1.2. Зарождение трещины 14
1.1.3. Рост трещины 16
1.2. Методы создания остаточных напряжений 18
1.2.1. Введение в теорию остаточных напряжений 18
1.2.2. Методы создания остаточных напряжений 19
1.3. Т итановые сплавы 25
1.3.1. Применение в авиастроении 26
1.3.2. Титановый сплав ОТ4-0 29
1.4. Концентраторы напряжений 30
1.5. Современные исследования в области лазерного ударного упрочнения 32
2. ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЯ ЧАСТЬ 39
2.1. Теоретические сведения 39
2.1.1. Параметры цикла 39
2.1.2. Вероятностный характер явления усталости 41
2.2. Необходимое оборудование и образцы 46
2.2.1. Образцы 46
2.2.2. Лазерная установка 46
2.2.3. Измерение остаточных напряжений методом сверления отверстий 50
2.2.4. Усталостные испытания 54
2.3. Программа испытаний 55
2.3.1. Измерение остаточных напряжений 56
2.3.2. Лазерная обработка образцов образцов второй партии 62
2.3.3. Усталостные испытания образцов второй партии 64
2.4. Результаты испытаний 66
2.4.1. Результаты усталостных испытаний 66
2.4.2. Результаты микрофрактографии 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Усталостное разрушение - это хорошо известная техническая проблема. Уже в 19-м веке было зарегистрировано несколько серьезных усталостных отказов и проведены первые лабораторные исследования. Тогда же Август Вёллер в своих работах доказал, что однократное применение нагрузки, которая в разы меньше статической прочности, не наносит ей никакого ущерба, а вот если эта нагрузка будет прилагаться к объекту многократно, то это легко может привести к разрушению. С тех пор было проведено множество испытаний, написано огромное количество работ по изучения феномена усталости, однако и по сей вопрос усталостного разрушения остается актуальным.
В истории известно множество случаев разрушения конструкций, связанных с усталостью, причем значительная их доля произошла не так давно. Вот наиболее известные:
• 1977 — обрушение пешеходного моста на станции Пушкино;
• 1988 — происшествие с Boeing 737 над Кахулуи;
• 1989 — катастрофа DC-10 в Су-Сити;
• 1992 — авиакатастрофа в Амстердаме;
• 1998 — крушение ICE у Эшеде;
• 2000 — авария на железной дороге в Хэтфилде;
• 2002 — катастрофа рейса 611 China Airlines;
• 2005 — рейс авиакомпании Chalk's Ocean Airways, потеря крыла во время полета;
• 2009 — сход с рельсов поезда в Виареджо;
• 2009 — авария на Саяно-Шушинской ГЭС;
• 2018 — авария на авиалайнере Рейс 1380 Southwest Airlines.
Все эти происшествия доказывают необходимость изучения процесса усталостного разрушения: его этапы, длительность, причины и следствия. Особенно важно изучение этой темы в сфере авиастроения, где сопротивление усталостным разрушениям играет важную роль как для конструкций, так как
разрушение влечет за собой катастрофы с серьезнейшими последствиями. По этой причине в последние годы активно разрабатываются стандарты и нормы для создания надежных летательных аппаратов, а также предотвращения их разрушения. Одними из последних были разработаны и внедрены два метода предотвращения разрушения конструкции самолета из-за усталостных трещин: безопасный ресурс (safe-life) и безопасное разрушение (fail-safe). Первый метод исходит из основного положения, что безопасность самолета определяется отсутствием усталостных трещин в конструкции в течение безопасного ресурса. Метод безопасного разрушения предполагает создание такой конструкции, которая способна выдерживать значительную нормируемую нагрузку после частичного или полного разрушения одного из ее силовых элементов. В этих методах присутствует два очень важных понятия. Безопасность разрушения - свойство конструкции, которое позволяет ей сохранять необходимую остаточную прочность в течение периода эксплуатации без ремонта после разрушения или частичного разрушения основного силового элемента.
Вторым термином является допустимость повреждения (damage tolerance) - свойство конструкции, которое позволяет ей сохранять требуемую остаточную прочность за интервал времени ее применения, в течение которого конструкция подвергается определенной степени усталостного, коррозионного, случайного повреждения или повреждения от дискретного источника [1].
С появлением новых стандартов, стали появляться и методы улучшение свойств материалов, которые позволяли бы им сопротивляться усталостному разрушению. Особе место здесь заняли методы, в основе которых лежит создание остаточных напряжений в поверхностных слоях деталей. К ним относятся дробеструйная обработка, закалка ТВЧ, высокочастотная ударная обработка и др. Последнее время активно развивается такой метод поверхностного упрочнения материалов, как лазерное ударное упрочнение. Одно из главных его преимуществ - это глубина создаваемых остаточных напряжений, которая заметно больше, чем при использовании иных методов.
Однако на данный момент этот способ создания остаточных напряжений по10
большей части находится на стадии изучения, что мешает его внедрению в
производство.
Именно поэтому целями данной работы являются:
 изучение феномена усталости;
 изучение технологии лазерного ударного упрочнения и существующих исследований по данной тематике;
 проведение экспериментов с применением лазерного ударного упрочнения с целью определения влияния лазерного наклепа на усталостную долговечность титановых сплавов;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе проводилось изучение влияния лазерного ударного упрочнения на усталостную долговечность образцов, содержащих концентратор напряжений в виде открытого отверстия. Материал образцов - титановый сплав ОТ4-0. Лазерный наклеп осуществлялся с помощью импульсного Nd:YAG лазера с модулятором добротности. После обработки образцов лазером методом сверления отверстий были измерены остаточные напряжения и проведен анализ и выбор оптимальных параметров лазерного наклепа. Усталостные испытания были проведены в два этапа. Первый этап проводился с постоянным максимальным напряжением 500 Мпа и степенью асимметрии цикла 0,1 для изучения влияния ЛСП на усталостные характеристики в условиях малоцикловой усталости. Второй этап проходил с различными уровнями максимального напряжения - начиная с 375 МПа и заканчивая 80 МПа, для анализа всех этапов усталостной жизни образцов. Степень асимметрии цикла также составляла 0,1. Анализ результатов первого этапа экспериментов проводился с помощью распределения Вейбулла.
По итогу экспериментов можно сделать вывод о том, что процесс ЛСП оказывает значительное влияние на усталостную долговечность титанового сплава ОТ4-0. Заметный эффект наблюдается в явной малоцикловой зоне при 500 МПа, где улучшение долговечности составляет порядка 70 %. Схожие результаты видны в переходной зоне, где улучшение составляет примерно 74%. В зоне близкой к переходной замечается незначительное изменение в 9,3 %, подобные результаты можно объяснить большим разбросом экспериментальных данных, связанном с вероятностным характером усталости, описанном в пункте 2.1.2. Подобные значения были зафиксированы в той же области (6 тысяч циклов) с магниевым сплавом в работе [36], где улучшение составило 11,4 %.
Заметный эффект наблюдается в области многоцикловой усталости при напряжениях 150 МПа и 100 МПа. Усталостная долговечность в этой зоне
Также при анализе усталостных кривых было замечено, что результаты образцов с ЛСП имеют меньший разброс, нежели у базового материала.
Результаты микрофрактографии также подтверждают положительное влияние лазерного наклепа на усталостные характеристики. При анализе микроструктуры было выявлено, что после обработки рост усталостной трещины значительно замедлялся. Также было установлено, что после обработки область зарождения трещины смещается с поверхности на предповерхностный слой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЛСП оказывает заметное влияние на долговечность титановых образцов во всех зонах усталостной кривой. В итоге анализа полученных экспериментальных данных был проведен именно качественный анализ влияния лазерного ударного упрочнения на усталостную долговечность образцов. Для количественной оценки необходимо большее количество образцов, а также статистический анализ, чтобы с необходимой точностью определить статистическую ошибку.
Что касается практического применения, то с уверенностью можно сказать, что лазерное ударное упрочнение является крайне перспективной технологией поверхностной обработки, которая может примяться в различных отраслях науки и техники. Данная работа продемонстрировала возможность применения лазерного наклепа при различных параметрах процесса. Основываясь на полученных результатах, можно предположить, что ЛСП может стать прекрасным инструментом для увеличения усталостного ресурса машин и агрегатов, детали которых изготовлены из титана или его сплавов. Отдельно стоит отметить положительное влияние лазерного наклепа во всех зонах усталостной кривой, что говорит о возможности применения данного вида обработки к совершенно разным деталям, работающим при различных режимах эксплуатации. Например, двигатели летательных аппаратов работаю в условиях малоцикловой усталости, а фюзеляжи - многоцикловой, а повысить долговечность этих, столь непохожих друг на друга деталей можно одним способом. Таким образом, за счет этой универсальности ЛСП можно сократить расходы на всевозможное оборудование для упрочнения деталей.



1. Нестеренко Б.Г. Требования по усталости и живучести конструкций гражданских самолетов // Научный вестник МГТУ ГА. - 2011. - №163.
2. Spanrad S. Fatigue crack growth in laser shock peened Ti-6AL-4V aerofoils subjected to foreign object damage. / Spanrad S., Tong J. // 53rd AIAA/ASME/ASCE/AHS/ASC Structures, Structural Dynamics and Materials Conference
20th AIAA/ASME/AHS Adaptive Structures Conference 14th AIAA. - 2012. Doi:10.2514/6.2012-1734.
3. Бохоева Л.А., Курохтин В.Ю., Рогов В.Е. Исследование роста трещин в изделиях авиатехники на основе натурных испытаний // Вестник БГУ. Химия. Физика - 2016. - №2-3.
4. Schijve J. Fatigue of Structures and Materials. Dordecht: Kluwer Academic Publishers, 2003. - 513 c.
5. Остаточные напряжения в металлопродукции : учебное пособие / С. П. Буркин, Г. В. Шимов, Е. А. Андрюкова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета - 2015. - 248 с.
6. Gopi, R. Investigation of shot peening process on stainless steel and its effects for tribological applications./ Gopi R., Saravanan I., Devaraju A., Ganesh babu loganathan // Materials Today: Proceedings. - 2019. - Vol. 22. - P. 580-584. Doi:10.1016/j.matpr.2019.08.215.
7. Abdullahi K. Gujba. Laser Peening Process and Its Impact on Materials Properties in Comparison with Shot Peening and Ultrasonic Impact Peening / Abdullahi K. Gujba, Mamoun Medraj // Materials. - 2014. - № 7. - P. 7295-7974. Doi: 10.3390/ma7127925.
8. Fomin F. Surface modification methods for fatigue properties improvement of laser-beam-welded Ti-6Al-4V butt joints. / Fomin, F.,
Klusemann, B., Kashaev, N. // Procedia Structural Integrity. - 2018. - Vol. 13.
- P. 273-278. Doi:10.1016/j.prostr.2018.12.046.
9. Глазунов С.Г., Титановые сплавы для авиационной техники и других отраслей промышленности / Глазунов С.Г., Ясинский К.К. // ТЛС.
- 1993. - № 7-8. - С.47-54.
10. Дарков А.В., Шапиро Г.С. Сопротивление материалов. - М.:
Высшая школа, 1975. - 654 с.
11. Gujba A. Laser Peening Process and Its Impact on Materials
Properties in Comparison with Shot Peening and Ultrasonic Impact Peening. / Gujba A., Medraj M. // Materials. - 2014. - Vol. 7(12) - P. 7925-7974.
Doi:10.3390/ma7127925.
12. Chupakhin S. Application of design of experiments for laser shock peening process optimization. / Chupakhin S., Klusemann B., Huber N., Kashaev, N. // The International Journal of Advanced Manufacturing. - 2019. Doi: 10.1007/s00170-018-3034-2.
13. Luo K. Y. Effects of laser shock peening and groove spacing on the wear behavior of non-smooth surface fabricated by laser surface texturing. / Luo K. Y., Wang C. Y., L, Y. M [and other] // Applied Surface Science. - 2014. - Vol. 313, - P. 600-606. Doi:10.1016/j.apsusc.2014.06.029.
14. Dane C. Shot peening with laser. / Dane C. Hackel L., Daly J. // Adv. Mater. Process. - 1998. - Vol. 153, - P. 37-48.
15. Hatamleh, O. A comprehensive investigation on the effects of laser and shot peening on fatigue crack growth in friction stir welded AA 2195 joints. // International Journal of Fatigue. - 2009. - Vol. 31(5), - P. 974-988. Doi: 10.1016/j.ijfatigue.2008.03.029.
16. Metal Improvement Company: Shot peening. Available online https://cwst.com / (accessed on 27 February 2020).
17. Y.F. Jiang. Study on the effect of laser peening with different power densities on fatigue life of fastener hole / Y.F. Jiang, B. Ji, X.D. Gan, Ch. Hua, X. Li, H. Zhu // Optics and Laser Technology. - 2018. - № 106. - P. 311-320. Doi: 10.1016/j.optlastec.2018.04.025.
18. Kashaev N. Fatigue Life Extension of AA2024 Specimens and
Integral Structures by Laser Shock Peening. / Kashaev N., Chupakhin S., Ventzke V// MATEC Web of Conferences. - 2018. - Vol. 165(8).
Doi:10.1051/matecconf/201816518001.
19. Vazquez Jimenez C. A. Effect of laser shock processing on fatigue
life of 2205 duplex stainless steel notched specimens. / Vazquez Jimenez C. A., Gomez Rosas G., Rubio Gonzalez C., Granados Alejo V., Herenu, S. // Optics & Laser Technology. - 2017. - Vol. 97, - P. 308-315.
Doi: 10.1016/j.optlastec.2017.07.020.
20. Джамай, В.В. Прикладная механика: Учебник для бакалавров / В.В. Джамай, Е.А. Самойлов, А.И. Станкевич. // М.: Юрайт. - 2013. - C. 360.
21. Заславский Б.В. Краткий курс сопротивления материалов. // М.: Машиностроение. - 1986. - C. 328.
22. J. Schijve. Statistical distribution functions and fatigue of structures
// International Journal of Fatigue. - 2005. - № 27. - P. 1031-1039.
Doi:10.1016/j.ijfatigue.2005.03.001.
23. Djeghader D. Weibull analysis of fatigue test in jute reinforced
polyester composite material. / Djeghader D., Redjel B. // Composites Communications. - 2019. - Vol. 17, - P. 123-128.
Doi:10.1016/j.coco.2019.11.016.
24. Ji W. Time-aware conversion prediction. / Ji W., Wang X., Zhu F. // Frontiers of Computer Science. - 2016- Vol. 11(4), - P. 702-716. Doi: 10.1007/s11704-016-5546-y.
25. ГОСТ Р 50779.27-2017 (МЭК 61649:2008) Статистические
методы. Распределение Вейбулла. Анализ данных. - Взамен ГОСТ Р 50779.27-207 (МЭК 61649:1997); введ. 2018-12-01. - Москва:
Стандартинформ, 2018. - 57 с.
26. KUKA KR 30 HA Specification. 2005.
27. Quantel Nd:YAG laser system. User’s manual. Version A. 2012.
28. Steinzig M., Ponslet E. Residual Stress Measurement using the hole drilling method and laser speckle interferometry, Parts I-IV / Steinzig M. // Experimental Techniques. - 2003. - № 27. - P. 25-45.
29. Токовинин А.А. Проблема достижения высокого разрешения в наземной оптической астрономии. / Токовинин А.А., Щеглов П.В // УФН. - 1979. - Т. 129, - C. 645-70.
30. M. Achintha. Fatigue behavior of geometric features subjected to laser shock peening: Experiments and modeling / M. Achintha D., Nowell D., Fufari E.E., Sackett M.R. // International Journal of Fatigue. - 2014. - № 62. - P. 171-179. Doi: 10.1016/j.ijfatigue.2013.04.016.
31. Chupakhin S. Artificial neural network for correction of effects of plasticity in equibiaxial residual stress profiles measured by hole drilling. / Chupakhin S., Kashaev N., Klusemann B., Huber N. // The Journal of Strain Analysis for Engineering Design. - 2017. - Vol. 52(3), - P. 137-151. Doi: 10.1177/0309324717696400.
32. Zhou J. Z., Meng X. K., Huang S. Effects of warm laser peening at elevated temperature on the low-cycle fatigue behavior of Ti6Al4V alloy. / Zhou
33. Yang Peng. Experimental Data Assessment and Fatigue Design Recommendation for Stainless-Steel Welded Joints. / Yang Peng, Jie Chen and Jun Dong// Metals. - 2019. - Vol. 9(7), - P. 723. doi: 10.3390/met9070723.
34. Sun R. Fatigue behavior of Ti-17 titanium alloy subjected to different laser shock peened regions and its microstructural response. / Sun R., Che Z., Cao Z., Zou S [and other] // Surface and Coatings Technology. - 2019. - Vol. 383. Doi:10.1016/j.surfcoat.2019.125284.
35. Adu-Gyamfi S. The effects of laser shock peening scanning patterns
on residual stress distribution and fatigue life of AA2024 aluminium alloy. / Adu-Gyamfi S., Ren X. D., Larson E. A. [and other] // Optics & Laser Technology. - 2018. - Vol. 108, - P. 177-185.
Doi: 10.1016/j.optlastec.2018.06.036.
36. Zhang Qinglai. Warm Laser Shock Peening and Low Cycle Fatigue Behavior of Extruded AZ80-T6 Magnesium Alloy / Zhang Qinglai, Liu Hui, Zhang Bingxin [and other] // Chinese Journal of Lasers. - 2015. - №42(11). Doi: 10.3788/CJL201542.1103004.
37. Enoch Asuako Larson. Effects of scanning path gradient on the residual stress distribution andfatigue life of AA2024-T351 aluminium alloy induced by LSP / Enoch Asuako Larson, Xudong Ren, Samuel Adu-Gyamfi [and other] // Results in Physics, - 2019. - Vol. 13. Doi: 10.1016/j.rinp.2019.02.059.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ