Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РУКОПИСНЫМИ ШРИФТАМИ И КАЛЛИГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №75229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РУКОПИСНОГО ШРИФТА И
КАЛЛИГРАФИИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ
ДЕТЕЙ. ................................................................................................................... 10
1.1 История развития каллиграфического письма............................................. 10
1.1.1 История развития каллиграфического письма в России...................... 10
1.2 Опыт современных преподавателей каллиграфии ...................................... 19
1.3 Особенности творческого развития учащихся средней школьной
возрастной группы в процессе овладения рукописными шрифтами и
каллиграфией ........................................................................................................ 24
1.3.1 Физиологические особенности развития детей среднего
возраста…………………………………………………………………………...25
1.3.2 Возрастные новообразования в развитии подросткового
возраста………………………………………………………………………….25
1.3.3 Особенности проявления творческой активности в подростковом
возрасте………………………………………………………………………….25
1.3.4 Значение роли художественного дополнительного образования в
развитии творческой активности среднего подростка………………………25
Выводы к главе 1………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЬНОЙ
ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РУКОПИСНЫМИ
ШРИФТАМИ И КАЛЛИГРАФИЕЙ ................................................................... 31
2.1 План ведения и этапы проведения эксперимента ………………………..
2.2 Определение критериев оценки работ учащихся ...................................... 31
22.3 Описание проведения эксперимента и практические выводы по итогам
проведения экспериментальных занятий по программе «Знакомство с
каллиграфией».……………………………………….38
2.4. Методические рекомендации по проведению занятий по программе
«Знакомство с каллиграфией».………………………………………………….40
Выводы к главе 2………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 94
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. В настоящее время технический прогресс меняет
среду и пытается изменить человека под технические приспособления. Цель
моей работы не потерять тысячелетиями накопленный потенциал перед
наступившими и грядущими техническими изменениями.
Тысячелетиями рукописный текст являлся единственным способом
передачи информации, что обуславливало развитие и формирование
пишущего, однако в современном мире эта важнейшая функция развития
личности приобрела другую природу, цифры, знака, образа, и сегодня связи
между знаками, цифрами и образами требуют систематических связей, а не
спонтанных, в процессе нерегулируемого освоения письменности, отсутствие
в школьной программе каллиграфии, предмета чистописания, прописей.
Каллиграфия — это логика мышления в письменном виде, человек
логичный - рассудителен, спокоен, усидчив и аналитик, каждый родитель
мечтал бы видеть таким своего ребенка. И хотя занятия каллиграфией
требуют немало внутренних усилий обучающегося, как и внешних усилий
мотиваторов или даже терапевтов в плане мотиваций, но плоды их бесценны
для воспитания таких качеств, о которых новые технические поколения
начинают забывать: прилежание, аккуратность, терпение, внимание,
сдержанность, хотя это же им крайне необходимо при работе с
современными цифровыми технологиями, осмыслением истории
человечества и современного прогресса. Регулярными поступательными
занятиями каллиграфическим пером и кистью достигается ритм,
систематизация собственной деятельности в ежедневной жизни,
преодолевается леность души, активируется наблюдательность и
рассудительное логическое осмысление увиденного, навыки
сосредоточиваться на деталях без потери общей цели, что соответственно
формирует творческое мышление, формируя личность.
4Собственно, это то, чего не хватает сегодня ученикам и студентам.
Например, по словам доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, шариковая
ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но затормаживает
и сковывает мышление, угнетает процесс творчества. Однако, шариковая
ручка не выйдет из пользования, но каллиграфия может подготовить
моторику ученика. [5, 102 ].
Еще пример, итог многолетних исследований и поисков методик
подготовки специалистов в области высоких технологий показали, что
наиболее эффективным здесь является каллиграфия, развивающая
психофизические свойства учащегося.
Каллиграфия также имеет еще один немаловажный аспект –
медицинский. Ученые связывают плавность движения руки при письме с
работой человеческого мозга. Каллиграфия может развивать лобные доли
мозга, восстанавливать утраченные мозгом команды для восстановления
двигательных функций организма. «В лаборатории нейропсихофизиологии
Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им.
В.Бехтерева, руководимой профессором Валерием Борисовичем Слезиным,
проводятся исследования воздействия каллиграфии на тонкие мозговые
процессы. Не исключено, что в скором будущем каллиграфия станет одним
из инструментов восстановления здоровья у тех, кто перенес инсульт или
страдает иными неврологическими заболеваниями». [158].
Занятия каллиграфией, как мы считаем, обязательны для детей. При
правильной каллиграфии дети допускают меньше ошибок - повышается
грамотность. Всё-таки, красивый почерк - это ещё и внимательность при
письме. А грамотному письму необходимо приучать учащихся с младшего
школьного возраста. Почерк изменится со временем, но трудолюбие и
аккуратность останутся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя диссертационное исследование, мы подтвердили
исследовательский замысел о необходимости введения занятий по
каллиграфии и рукописному шрифту с учащимися среднего возраста, в
системе дополнительного образования.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Исторический анализ развития каллиграфического письма в России
и на Западе, который показывает изменения графики письма, и
доказывает, что изучение письма должно проходить совместно с
практическим знакомством с основными ее историческими
формами.
2. Выполнен анализ научных исследований в области методики
художественной педагогики, психологии, физиологии, а также
анализ специальной литературы по проблеме исследования, который
позволил нам рассмотреть творческую активность как важное
свойство человека.
3. Выявлены взаимосвязь творческой активности с творческими
способностями, главным атрибутом которых являются задатки, и
тем самым пришли к физиологическим особенностям развития
детей среднего возраста, влияющие на развитие моторики рук,
воображения, концентрацию внимания, чувства ритма. Отсюда
становится понятно, что развивая творческую активность детей, мы
развиваем их психологические и физиологические особенности, что
ведет к развитию и творческих способностей, и проявлению
творческой активности, гармоничной и развитой личности.
4. Определили соответствующие критерии по развитию творческой
активности через каллиграфию и рукописный шрифт, исходя из
физиологических и психологических особенностей учащихся,
94среднего возраста на занятиях по программе «Знакомство с
каллиграфией».
5. Разработали программу «Знакомство с каллиграфией» на основе
выбора критерий и психолого-физиологических особенностей
учащихся, среднего возраста.
6. Составлены рекомендации по использованию программы
«Знакомство с каллиграфией». Описаны упражнения и задания
направленные на развитие творческой активности в процессе
овладения рукописными шрифтами и каллиграфией.
7. Исходя из экспериментального исследования нами установлено, что
освоение программы по развитию творческой активности, успешно
развивает у учащихся среднего возраста их творческие способности:
воображение, концентрация внимания, чувство ритма, моторика
руки.
8. Определили важную роль художественного дополнительного
образования в развитии творческой активности среднего подростка.
9. Итак, проведённый анализ теоретических и практических
исследований позволил рассматривать изучение рукописных
шрифтов и каллиграфии, как развивающую творческую активность,
стимулирующую развитие творческой способностей учащихся
среднего возраста.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы выполнили
поставленные задачи исследования, а именно:
1) теоретически изучили научную, психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования;
2) обосновали актуальность овладения навыками творческой активности
для учащихся среднего школьного возраста по средствам освоения
рукописных шрифтов для развития творческой активности;
953) изучили накопленный опыт преподавателей в области обучения
каллиграфии и рукописного шрифта;
4) разработали и апробировали в ходе учебного процесса программу
«Знакомство с каллиграфией»;
5) определили основные критерии оценки работы учащихся;
6) провели сравнительный анализ полученных практических результатов
группы учащихся, окончивших курс и начинающих.
7) подтвердили выбранную гипотезу;
8) определили новизну и практическую значимость исследования.
Решение данных задач стало возможным благодаря соблюдению
методики ведения научного исследования, опоре на основные труды Д. И.
Петровского, Л. И. Проненко, Н.Н. Таранова, П.П. Чобитько, П. А. Семченко,
И. Т. Богдеско, посвященные обучению каллиграфии и рукописного шрифта.
Таким образом, данное исследование подтвердило верность
выдвинутой гипотезы и показало, что если проводить занятия по
каллиграфии с учениками среднего возраста, то активизируется творческое
мышление, повышается самоорганизация и уровень творческих
способностей, что в свою очередь формирует творческую активность.
Данное исследование, в процессе которого была разработана система
занятий развивающих творческую активность детей в процессе овладения
рукописными шрифтами и каллиграфией, может быть дополнено и служить
дополнением любой методической системы в структуре дополнительного
образования, делая её более интересной и разнообразной.
Проведенное исследование может быть продолжено в направлении
совершенствования структуры и содержания экспериментальных заданий,
развивающих творческую активность детей в процессе овладения
рукописными шрифтами и каллиграфией.
96


1) Адамов Е. Б., Валуенко Б В.. Кузнецов Э. А Книга как художественный предмет. Москва. 1988.
2) Антонец Е. В. Введение в римскую палеографию. Москва. 2009.
3) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва, 1974.
4) Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Москва. 1994.
5) Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. Москва. 2009.
6) Безруков М.М., Фарбер Д.А. Развитие мозга и познавательной деятельности ребенка. Москва - Воронеж. 2009.
7) Богдеско И. Т. Каллиграфия. Санкт-Петербург, 2005.
8) Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Москва, 2006.
9) Брукфилд К. Письменность. Москва, «Слово», 2001.
10) Волкова М.Г. Развитие способностей у детей — основа жизненного успеха. Москва, 1989.
11) Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси ХИ-начала XV' веков. Москва, 1980.
12) Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Ленинград, 1975.
13) Все о технике: Каллиграфия. Москва, 2012.
14) Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. Москва, 2000.
15) Гоноболин Ф. Н. Психология. Москва. 1973.
16) Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. Москва, 2013.
17) Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). М., 1995
18) Ильин Е. П.. «Психология творчества, креативности, одаренности», Санкт-Петербург, 2009.
19) Казы-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. Москва - Ленинград. 1947.
20) Казиев А. Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII веков. Москва, 1977.
21) Капр А. Эстетика искусства шрифта. Москва, 1979.
22) Кафенгауз Б. Б. Петр I и его время. Москва, 1948.
23) Кауч М. Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма. Минск, 1998.
24) Кириллица. От возникновения до наших дней. Санкт-Петербург, 2011.
25) Киселева А. И. Готический курсив XIII-XV веков. Ленинград, 1974.
26) Киселева А. И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века. Санкт-Петербург, 2003. Книгопечатание как искусство. Москва, 1987. Козаржевский А. Ч. Учебник древнегреческого языка. Москва. 2008.
27) Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Москва, 2000.
28) Кузнецов Э. А- С. М. Пожарский. Москва, 1974. Аазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Москва, 1978.
29) Лазурский В. В. Путь к книге. Воспоминания художника. Москва, 1985.
30) Латинский язык. Учебник для факультетов иностранных языков педагогических институтов. Москва, 1969.
31) Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Москва, 1992.
32) ЛелековА. А. Искусство Древней Руси и Восток. Москва, 1978.
33) Лихачева В. А- Искусство книги. Константинополь XI век. Москва,
1976.
34) Лухтейн П. Шрифты, написанные ширококонечным пером. Таллин,
1977.
35) Люблинская А. А. Латинская палеография. Москва, 1969.
36) Люблинский В. С. На заре книгопечатания. Санкт-Петербург. 2006.
37) Мильчин А. 3. Издательский словарь-справочник. Москва, 1998.
38) Можейко Н. С, Игнатенко А. //. Древнерусский язык. Минск. 1970.
39) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество. Москва, 1999.
40) Немировский А. И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1972.
41) Немировский Е. Л. Мир книги. С древнейших времен до начала 20 века. Москва, 1983.
42) Нельсон Д. Проблемы дизайна. Москва, 1971.
43) Несельштраус Ц. Г. Искуство раннего средневековья. Санкт-Петербург, 2000.
44) Образцы шрифтов типографии Акционерного общества типографского дела в СПб. (Герольд). СПб., 1904.
45) Образцы шрифтов типографии и словолитни имп. Академии наук. СПб., 1870.
46) Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Москва, 1990.
47) Павленко Н. А. История письма. Минск, 1987.
48) Пахомова В. А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Ленинград, 1989.
49) Пересветов Р. Т. Тайны выцветших строк. Москва, 1961.
50) Петровский Д.И. Зримый глагол 1. Гармония и иллюзия. Санкт- Петербург. 2005 г.
51) Петровский Д.И. Зримый глагол 3. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером. Санкт-Петербург. Химиздат. 2016 г.
52) Пикок Д. Издательское дело. Москва, 2002.
53) Поэты французского Возрождения. Под ред. В. М. Блюменфельда. Ленинград, 1938.
54) Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Лревнего Египта. Москва. 1985.
55) Потемкина О.Ф, Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. Санкт-Петербург, 2006 г.
56) Птахова И. Простая красота буквы. Санкт-Петербург. 1997.
57) Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. Москва. 1991.
58) Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия - Москва: Просвещение, 1989.
59) Саблина Н. П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Санкт-Петербург. 2001.
60) Саблина Н. П. Слова под титлами. Санкт-Петербург, 2001.
61) Саблина Н. П. Буквицы заставные. Санкт-Петербург, 2002.
62) Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси
63) Семченко П.А. Основы шрифтовой графики. Минск. 1978.
64) Семченко П. А. Мелодии каллиграфа. Минск, 1993.
65) Сидоров А. А. История оформления русской книги. Москва. 1964.
66) Сказания о начале славянской письменности. Москва, 1981.
67) Скрынников Р. Г. Иван Грозный. Москва, 1983¬
68) Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. Москва. 1977.
69) Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2006.
70) Тоотс В. К. Современный шрифт. Москва. 1966.
71) Таранов Н.Н. Рукописный шрифт 1986, Львов.
72) Таранов Н.Н. Шрифт и образ в издании 1995, Мск. Мир книг
73) Узоры симметрии (под ред. М. Сенемаль и Дж. Флека). Москва, 1980.
74) Успенский Л. В., Шнейдер К. Н. За семью печатями. Москва, 1958.
75) Учим японские иероглифы. Санкт-Петербург, 1999¬
76) Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. Москва, 1988.
77) Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Санкт-Петербург. 2004.
78) Фотонаборные шрифты. Каталог-справочник. Москва, 1983.
79) Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Москва, 1974.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ