ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АКСИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТА 17
1.1. Аксиологические предпосылки развития и саморазвития личности 18
1.2. Категория развития личности в воспитательно-образовательном процессе 59
1.3. Целеобразование, цели и аксиолого-педагогические условия развития личности курсанта 79
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 95
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТА ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ..99
2.1. Содержание личности курсанта военного вуза 100
2.2. Характеристика основных структур и новобразований личности курсанта 125
2.3. Направления личностно-профессионального развития курсанта 142
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 161
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ 165
3.1. Обоснование ценностно-ориетированной технологии подготовки кур- санов высшых военных учебных заведений 165
3.2. Методика разработки содержания, объема и последовательности про-хождения учебно-воспитательной программы 183
3.3. Выбор эффективных методов и подходов в обучении и воспитании
курсантов 210
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 234
ГЛАВА 4. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ 238
4.1. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной работы 238
4.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы проводимой
в процессе руководства военно-педагогической деятельностью 252
4.3. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы проводимой
в процессе учебных занятий 281
4.4. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы проводимой
во внеучебное время 309
ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ 327
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 348
ПРИЛОЖЕНИЯ ....366
В настоящее время российское общество переживает сложный, противоречивый период поиска путей выхода из системного кризиса. Одной из основных его причин является утрата объективного общенационального российского идеала, вплоть до потери ценностей, обеспечивающих жизнеспособность общности людей как нации. Ситуация в сфере образования характеризуется противоречием между провозглашенными целевыми установками на развитие свободной, социально-ответственной, общественно-полезной, творческой личности и не соответствующим им реальным сознанием людей. Разрешение указанного противоречия невозможно без обоснования объективного приоритета ценностей в развитии общества и конкретной личности.
Офицерским кадрам на современном этапе общественного развития предстоит решить целый ряд задач: сохранения государственной целостности, обеспечения безопасности национальных интересов, физического и духовного выживания нации. Развитие личности будущего офицера-патриота, защитника государственных интересов и своего Отечества, в таких условиях приобретает решающее значение. Недостаточно глубокая разработанность проблемы личностно-профессионального развития курсантов высших военных учебных заведений, потребности практики в технологии и реализации условий, обеспечивающих саморазвитие личности, указывают на актуальность проведения исследований по данной теме.
Проблема личностно-профессионального развития курсантов военных вузов носит комплексный характер, поэтому в работе обобщались и учитывались концепции различных наук, изучающих человека как целостную систему.
Философские аспекты аксиологии и гуманистической парадигмы, способствующие выявлению и реализации сущности и назначения человека, представлены в работах Р.Ф. Абдеева, Ю.А. Агешина, Н.А. Бердяева, М.Я. Боброва, JI.A. Беляевой, АЛД. Володина, В.Н. Гончарова, В.Н. Турченко, О.Г. Дробницко- го, С.Э. Крапивинского, В.А. Печенева, Т.В. Семыкиной, B.C. Соловьева, Н.Ф. Сосновской, В.П. Тугаринова, Е.З. Ушаковой, В.Н. Филиппова, Ф.Р. Филиппова.
Большое значение для исследования личностно-профессионального развития курсантов военных вузов имеет учет фундаментальных положений науки управления, теоретико-методологических аспектов социального управления, в том числе системой образования, которые раскрыты В.Г. Афанасьевым, А.Н. Авериным, А.И. Бергом, П.П. Блонским, Ю.К. Васильевым, Б.С. Гершунским, П.Ф. Каптеревым, А.К. Марковой, Н.Д. Никандровым, И.Т. Огородниковым, М.М. Поташником, З.И. Равкиным, В.Д. Шадриковым, С.Т. Шацким, Т.И. Ша- мовой, И.К. Шалаевым.
Новые возможности по изучению личности и общества, определению их общих базовых потребностей и ценностей, пересмотру исходных научных позиций о развитии человека представляют системный и синергетический подходы, которые обоснованы в трудах В.Г. Афанасьева, А.А. Богданова, И.В. Блауберга, В.И. Вернадского, И.А. Пригожина, В.Н. Садовского, П.В. Симонова, С.П. Никанорова, А.И. Уемова, Г. Хакена, Э.Г. Юдина.
Социологическим концепциям обучения и воспитания, позволяющим выделить духовную сущность человека и раскрыть ее в практической деятельности, посвящены исследования Г.М. Андреевой, С.Ф. Анисимова, B.C. Барулина, Т.Е. Батыгина, В.Г. Гурченок, Э.А. Голубевой, Ю.А. Гальских, Б.И. Додонова, В.Г. Карпова, Л.М. Конопко, B.C. Семенова, А.И. Ракитова, А.А. Радугина, В.П. Тугаринова, Н.А. Филатова, В.А. Ядова.
Существенное значение для плодотворной педагогической деятельности имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования и создает предпосылки для разработки новых направлений в решении современных задач педагогической практики (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Б.М. Бим-Бад, Е.П. Белозерцев, Д.А. Белухин, О.С.Газман, Г.М.Гапонов, В.В. Давыдов, О.В. Долженко, М.И. Дьяченко, Л.В. Занков, С.И. Зиновьев, И.К; Касимов, Б.И. Коротаев, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев,
К.И.Левитан, Б.Т. Лихачев, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, П.И.Пидкасистый).
Исследование процессов формирования конкретных свойств и качеств личности, а также разработка научно-теоретических основ общего и профессионального образования позволяют комплексно решать и расширять круг постоянно возникающих новых воспитательных задач в процессе профессио-нальной подготовки специалистов (Л.П. Буева, З.А. Голубева, М.А. Данилов,
Н.Э. Касаткина, Л.А. Немировская, Н.С. Козлов, А.Н. Орлов, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, А.Г. Холодок, Н.Д. Хмель, Г.Л. Черепанов, Г.И. Щукина).
Теория нравственного воспитания раскрывает социальную значимость национальных и общечеловеческих ценностей, способствует выявлению общественных идеалов и служит основой для воплощения их в педагогической деятельности.
В ходе исследования определено, что общенациональные российские ценности включают в себя: 1) Духовность - идеалы православия, веры и потребности в добре и справедливости, примат духовных потребностей над материальными. 2) Соборность - идеи единения людей ради процветания своего рода и Отечества. 3) Государственность - основа социальной справедливости и нравственного авторитета власти. 4) Державность - независимость, могущество, достойное место в мире и ясные исторические перспективы. 5) Народность - реальное равенство, дружба и подлинная свобода народов, гарантия в обеспечении достойной жизни. 6) Патриотизм - верность и жертвенность в служении Родине и своему народу. 7) Общинность - коллективный характер труда, альтруизм, преемственность, уважение к старшему поколению и бережное отношение к национальным традициям.
В процессе подготовки российского офицера мы исходим из положения, что
общественные цели и пути социального развития должны воплощаться через
духовное развитие личности и общества, социальную справедливость, гуманизм, стремление к добру и истине, коллективное выживание, неиспользование человека в качестве средства, диктат совести в государственной власти. Жизненность общенациональной идеи определяется из объективного анализа исторического пути каждого народа по его достижениям и прогрессивным результатам его деятельности, а ее истинность - по непротиворечию общечеловеческим ценностям. С этой целью проведено сравнение структуры общечеловеческих ценностей и соответствие им общенациональной российской идеи.
Общечеловеческие ценности и потребности определены анализом из основных свойств мегасистемы "человек - общество - природа". Эти свойства обеспечивают функции: целостности (сохранения), адаптации (приспособления) и эмержентности (развития). В целях их реализации нами сформулированы критерии: не причинять ни одной из подсистем вреда; не использовать в своих корыстных целях других людей; конечной целью любой деятельности должно вы¬ступать только созидание. Каждая из них проявляется в отношении человека к самому себе, другим людям, обществу, природе и определяется как должное. Далее, применяя категорию польза - вред при учете его реализации для каждой системы и всей мегасистемы в целом, выявляются общечеловеческие ценности как критерии добра и справедливости. Сравнение общечеловеческих ценностей и российской общенациональной идеи приводит к выводу о принципиальном совпадении их основного содержания. Опыт построения многонационального государства от Российской империи до СССР является межнациональным и тем самым составляет неотъемлемую часть общечеловеческих ценностей.
Проведенный анализ показывает, что ключевыми ценностными ориентациями будущего офицера должны стать: патриотизм, интернационализм, воинская честь, гуманизм, высокий профессионализм, верность воинскому долгу, преданность Родине, жертвенность при выполнении боевых задач, воинская дисциплина, ответственность, воинское товарищество, коллективизм, альтруизм, единение и сопричастность с историей и судьбой своего государства.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Автореф. дисс. докт. фил. наук. Уфа, 1996.-42 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980.-С. 3,76.
3. Абчук В.А. Об оценке качества боевой подготовки. М.: Военная мысль, 1977, №2-.С. 17-21.
4. Адамцевич О.В. Социально-политические проблемы профессионализации военно-воздушных сил России. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Монино, 1995.
-20 с.
5. Азаров Ю.П. Дидактика общечеловеческих ценностей, педагогика любви и свободы. М.: Педагогический вестник, 1996, №2,-С. 7.
^ 6. Азарнов Н.Н., Капустин А.Н. Социальная психология военного управления.
ВВИА имени Н.Е. Жуковского. М., 1992гС. 85-91.
7. Александров А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1978.-С. 12-14.
8. Амус В.Ф., Платон. М.: Мысль, 1975гС. 10,39,76.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2 - М.: Педагогика, 1980. -С. 93.
Ю.Андреева Г.Н. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1976. С.13,83.
11 .Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983гС.83,129.
12. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Знание, 1990гС. 78-92.
13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Просвещение, 1980.-С. 125-136.
14. Адыгезалова С.М. Проблема соотношений нравственной и социальной ак- ,4 тивности личности. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Баку, 1989.-21 с.
349
15. Альаджи И. Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар, 1999.-11-17 с.
16. Афанасиадес К. Экспресс методика определения альтруистической и эгои¬стической доминирующей тенденции направленности поведения человека. Ав¬тореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994.-21 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педа¬гогика, 1982: С. 115-124.
18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994.с. 15-82.
19. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психоло¬гии и педагогики. М.: Просвещение, 1988.-С. 17, 83.
20. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология (библиотека офицера) М.: Воениздат, 1986.-С. 17.
21. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики М.: Просве¬щение, 1988.-С. 19, 47.
22. Бим-Бад Б.М. Современная педагогическая антропология: концепция и про¬грамма научной разработки. Магистр. Тверь, 1995, №7.-С. 19.
23. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Москва- Воронеж, 1996.-С. 22-91.
24. Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельно¬сти. Екатеринбург: УГЛУ, 1993.-С. 18-27.
25. Беляева JI.A., Коростелев Г.М. О соотношений понятий "формирование лич¬ности, "воспитание", "социализация".- В кн.: Философские проблемы формиро¬вания личности. Свердловск, 1979.-С.123.
26. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в со¬ветской высшей школе. Минск, 1983 .-С. 17-23.
27. Бобров М.Я, Ушаков П.В. Ушакова Е В. Причины, пути и перспективы ан¬тропного движения в социологии и философии чело века Барнаул, 1996.-С.З-17.
28. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Экономика,
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просве¬щение, 1968: С. 54-62.
30. Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской пси¬хологии. Под общ. ред. Гришанова В.М. М.: Воениздат, 1977.-С. 54-62,112-121.
31 .Багровкина С.В. Общественные отношения и активность личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1990.-24 с.
32. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооцен¬ки личности на ранних этапах. Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.-23 с.
33. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного об¬разования учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. С-Петер-бург, 1990.-36 с.
34. Бергулова Н.А. Личностные и социально-культурные особенности морально¬го “Я” студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1990.-24 с.
35. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений. Автореф. дисс. докт. соц. наук. М., 1993: С. 13-18.
36. Бордовский В.А. Теория и практика организационно методического обеспе-
а
чения инновационного развития высшего педагогического образования. Авто¬реф. дис. докт. Пед. наук. С-Петербург, 1999.-С. 28-30.
37. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.М.: Просвещение, 1989.-С.28,126,432.
38. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6т. М., Т.1, 1982; Т.З, 1983; Т.4, 1984.-С. 30-32.
39. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследования образования понятий: Методика двойной стимуляции. Хрестоматия по общей психологии. М.: Мысль, 1981.
-С.123-140.
40 .Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обу-чения. М.: Знание, 1987.-С. 23-31.
41. Велиев Г.Н. Проблема соотношения сознания и бессознательного в человече¬ской деятельности. Автореф. дисс. док. фил. наук. М., 1994.-С. 11-17.
42. Веревкина Т.А: Педагогические условия развития гуманистических межлич¬ностных отношений педагогов и студентов как фактора становления комуника-
тивных способностей будущих учителей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хаба¬ровск, 1999.-20 с.
43. Волковицкий Г. А. Формирование профессионального самосовершенствова¬ния офицеров. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994.-С. 13-19.
44. Воронин Г.Л. Духовная организация личности и общества. Автореф. дисс. канд. соц. наук. М., 1995.-С. 16-17.
45. Гапьперин П.Я. Введение в психологию. М.: Знание, 1976.-С. 32, 152.
46. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий, М.: Мысль, 1978. -С.81,132-151.
47. Гальских Ю.А. Человек и его сущностные силы. Барнаул, 1995.-С. 127-134.
48. Гапенок Н.И. Проблемное обучение и его внедрение в учебный процесс. По¬собие - Монино, 1980.-С. 23-34.
49. Гегель. Соч. в 14 томах Т.14 М.: Мысль, 1959.-С. 434.
50. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.З., М., 1977.-С. 36,270.
51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: " Школа - Пресс ", 1995.-386 с.
5.2.Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия преобразований в условиях ду-ховного обновления России. Барнаул, 1994.-С. 75.
53. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Изд. Политической литературы. М., 1987.-С. 68-73.
54. Гинис А.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения. Автореф. канд. пед. наук. Таганрог, 1998.-20 с.
55. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991 .-С. 12-14.
56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Знание, 1986.-С.40-43.
57. Дадонов В.М. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие лично¬сти. М.: Мысль, 1976.-С.141.
58. Динамов Б.С.,'Золотарев А.А. Методика формирования содержания учебных пособий. Методическая разработка. М.: МГА, 1986.-С. 89-112.
352
59. Долженко Ю.А. "Современные образовательные технологии: теория и прак¬тика". Барнаул: Акилкро, 1996.-С. 43.
60. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.-С. 100-101.
61. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом Педа¬гогики. 1996.-С. 46- 58,91.
62. Дьяченко М.И., ФеденкО Н.Ф. Военная психология. М.:Воениздат,1967:С. 32.
63. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. С-Петербург, 1995.-23 с.
64. Дусавитский А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости от органи¬зации учебной деятельности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Харьков, 1989.
-С. 14-19.
65. Егоров Т.Е. Психология. М.: Воениздат, 1955гС. 93.
66. Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. М.: Знание - си¬ла. 1988, №1гС. 12-34.
67. Егорова Я.Н. Общечеловеческие ценности как субъект философского анали¬за. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 1992.-23 с.
68. Ефремов А.Ю. Педагогические условия формирования нравственных отно¬шений слушателей вузов МВД РФ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь,
1998. -18 с.
69. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности совет¬ского офицера. М.: ВПА, 1979.-С. 49-65.
70. Зверева В. И. Самоаттестация школы. М.:Педагогический поиск, 2000.160 с.
71. Ильиченкова М.З., Смирнов Б.А. Монография "Социальная психология", М., 1996гС. 95.
72. Иванов В.П.Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986.-С.65-76.
73. Иванов В.Н. Военно-патриотическое воспитание личного состава вооружен¬ных сил: опыт, проблемы и пути их разрешения (1985—1991гг. на материалах су¬хопутных войск). Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1996.-С. 20.
74. Каган М.С. Мир общения. М.: Мысль, 1988.-С. 52.
75. Каган В.И., Сычеников ИЛ. Основы оптимизации процесса обучения в выс¬шей школе: научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1987гС. 129-132.
76. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новоси¬бирск, 1991.-С.23.
77. КантИ. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980.-С. 450,481.
78. КаироваИ.А. Педагогический словарь: В 2-х т. М.: АПН,1960.-С. 112,531.
79. Карпенко JI.A. Краткий психологический словарь М.: Политиздат, 1979. -С.127,195,356.
80. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: НПО «МОДЭК», 1997.-С. 154-157.
81. Климентович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.-С.93, 138.
82. Кпочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1991гС. 38.
83. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразоващю и псип- сихологическое обеспечение смысловой педагогики. М.: Наука, 1996.-С. 153.
84. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Мысль, 1989гС.62.