Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, СОДЕРЖАЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОВАРА

Работа №75205

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы117
Год сдачи2019
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, СОДЕРЖАЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОВАРА
1.1 Практическая направленность арифметических задач, содержащих
зависимость, характеризующую процессы изготовления товара 7
1.2 Основные трудности, проявляющиеся у детей с интеллектуальными
нарушениями при решении арифметических задач 15
1.3 Программно-методические аспекты формирования умений решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными
нарушениями 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, СОДЕРЖАЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОВАРА
2.1 Состояние сформированности умения решать арифметические
задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями 37
2.2 Проектирование процесса формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными
нарушениями 45
2.3 Экспериментальная проверка эффективности процесса формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с
интеллектуальными нарушениями 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76


Актуальность исследования. Уровень современного общества требует максимального преодоления недостатков познавательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Огромное значение для повышения общего развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями имеет изучение математики. Вместе с тем, математика является одним из самых трудных предметов для детей с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено, с одной стороны, особенностями усвоения ими математических знаний, с другой стороны, абстрактностью математических понятий. Большинство детей не полностью усваивает программный материал, допуская различные ошибки при выполнении заданий.
Математика имеет большие возможности для формирования у детей представлений о товарах и процессах их производства, относящихся к экономическим представлениям. Особая роль в этом принадлежит арифметическим задачам, в условии которых могут отражаться данные представления и зависимости между ними.
По данным В.В. Воронковой, М.Н. Перовой, Б.П. Пузанова, В.В. Эк, особенно актуальны для детей с интеллектуальными нарушениями такие арифметические задачи, которые тесно связывают математику с жизнью . Вместе с тем авторы указывают на сложности в овладении детьми с интеллектуальными нарушениями этими знаниями. В отличие от детей с нормативным развитием, которые к моменту поступления в школу обладают значительным практическим опытом, сталкиваясь с понятиями товара и его производства, большинство их сверстников с интеллектуальными нарушениями из-за малой наблюдательности, инертности, пассивности не знают особенностей производства товаров, людей определенных профессий, производящих продукцию. Между тем наличие в арифметической задаче
Противоречие исследования: с одной стороны, очевидна важность для подготовки к самостоятельной жизни наличия у детей с интеллектуальными нарушениями умения решать арифметические задачи, содержание зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, с другой стороны, ощущается недостаток теоретических и методических работ, отражающих процесс обучения этих детей решать данные задачи.
Цель исследования заключается в изучении методических особенностей процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями решению арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара.
Объект исследования - процесс обучения решению арифметических задач детей с интеллектуальными нарушениями при обучении математике.
Предмет исследования - организация и содержание обучения решению арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть практическую направленность арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара .
2. Охарактеризовать основные трудности, проявляющиеся у детей с интеллектуальными нарушениями при решении арифметических задач .
3. Рассмотреть программно-методические аспекты формирования умений решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями .
4. Выявить состояние сформированности умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями.
5. Спроектировать процесс формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями.
6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности процесса формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями решению арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, на уроках математики будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) работа над данными задачами по методике, аналогичной той, что используется при работе над арифметическими задачами;
2) проведение уроков математики, полностью посвященных решению данных задач (как простых, так и составных);
3) работа над всеми типами данных задач (на нахождение: количества материалов, необходимого на производство заданного количества товаров одного рода; количества материалов, оставшегося после производства товаров одного рода; того, во сколько раз одного материала необходимо больше/меньше, чем другого материала, при производстве товаров одного рода; количества единиц товара, произведенных за два временных промежутка; того, на сколько единиц товара выросло производство за временной промежуток; количества материала, которое будет изготовлено товара, и количества оставшегося материала; количества материалов, необходимого на производство заданного количества товаров разного рода);
4) связь содержания задач с жизнью;
5) включение в уроки и домашние задания математики всех типов задач;
6) проведение словарной работы в соответствии с условием задачи;
7) иллюстрирование задач.
Методы исследования: при выполнении выпускной квалификационной работы использовались теоретические (отбор, изучение и анализ психолого - педагогической и методической литературы) и практические (педагогический анализ, количественная и качественная обработка результатов) методы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий для изучения умений решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также в разработке сборника арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, и конспектов уроков математики, что может быть полезно учителям организаций, реализующих АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
База исследования: ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на XXXI научно-практической конференции студентов заочной формы обучения, посвященной году педагогического волонтерства (г. Курск, 14 июня 2018 г., КГУ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе реализована поставленная цель изучить методические особенности процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями решению арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара.
При решении первой задачи исследования (раскрыть практическую направленность арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара) было установлено, что современные образовательные организации уделяют большое внимание экономическим представлениям обучающихся. Для этого они реализуют организованную педагогическую деятельность, направленную на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономических значимых качеств личности, развитие экономического мышления на доступном обучающимся уровне. Важной составляющей экономических представлений являются представления о товаре (продукте труда) и его производстве (процессе, в ходе которого затрачиваются определенные ресурсы), формируемые при изучении разных дисциплин, прежде всего, математики, особенно при решении задач.
На сегодняшний день в литературе освещаются опросы, связанные с формированием указанных представлений у детей с нормативным развитием, исследований, посвященных формированию представлений о товаре и его производстве у детей с интеллектуальным нарушениями в рамках курса математики явно недостаточно. В трудах исследователей довольно подробно отражены общие вопросы практической направленности курса математики в образовательных организациях, реализующих адаптированную основную образовательную программу (АООП) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями; освещаются отдельные аспекты практической направленности
Вместе с тем очевидна важность указанных арифметических задач, поскольку они не только способствуют математическому развитию детей, но и формируют у них компоненты экономических представлений о товаре и его производстве (практические знания, технологические, конструктивно- технические, профессионально-трудовые, материаловедческие представления). Решение указанных арифметических задач помогает детям с интеллектуальными нарушениями лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшей жизни, адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Решение второй задачи исследования (охарактеризовать основные трудности, проявляющиеся у детей с интеллектуальными нарушениями при решении арифметических задач) показало, что при решении этих задач дети с интеллектуальными нарушениями испытывают многочисленные трудности, как аналогичные тем, которые возникают при решении простых и составных арифметических задач, так и специфические. У них слабо сформирован интерес к таким задачам, многие дети относятся к решению задач негативно, особенно если необходимо самостоятельное решение. Дети решают задачи только с помощью учителя, неточно понимают смысл прочитанного, затрудняются в его передаче, самостоятельно не планируют ход решения задачи, ошибаются при выполнении арифметических действий, не выполняют проверку решения.
Рассмотрение программно-методических аспектов формирования умений решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями (третья задача исследования) показало, что в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями и примерной адаптированной основной общеобразовательной программе отражены наиболее общие аспекты формирования умений решать арифметические задачи, содержание зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, однако конкретного описания этой работы в данных документах не представлено.
Во всех учебниках по математике, кроме 2 класса, предусмотрено решение арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, однако для полноценного формирования у детей экономических представлений о товаре и процессе его производства их явно недостаточно (всего 35 задач). При этом в условиях задач для 1 - 4 классов содержится описание производства небольших партий товаров отдельными людьми определенных профессий, с 5 класса в условиях задач речь идет преимущественно о производстве крупных партий товаров предприятиями, число задач, где в условии говорится о производственных процессах людей отдельных профессий невелико. В целом условия задач не отражают всего многообразия производственных процессов и товаров.
Для решения четвертой задачи выпускной квалификационной работы (выявить состояние сформированности умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями) нами была проведена опытно¬экспериментальная работа по обучению детей с интеллектуальными нарушениями решению арифметических задач, содержащих зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». Констатирующий этап исследования показал наличие у 80 % детей низкого уровня сформированности умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, что требовало проведения с детьми соответствующей коррекционно-развивающей работы.
Проведенное исследования показало, что в овладении детьми с интеллектуальными нарушениями умениями решать задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, прослеживается общая тенденция: относительная доступность для понимания и решения простые задачи (на нахождение количества материалов, необходимого на производство заданного количества товаров одного рода; на нахождение количества материалов, оставшегося после производства товаров одного рода; на нахождение количества единиц товара, произведенных за два временных промежутка); отдельные затруднения в понимании и решении простых задач на нахождение того, на сколько единиц товара выросло производство за временной промежуток; большие трудности понимания и решения составных задач (на нахождение того, во сколько раз одного материала необходимо больше/меньше, чем другого материала, при производстве товаров одного рода; на нахождение количества товара, который будет изготовлен из заданного материала, и остатка материала останется после изготовления товара; на нахождение количества материалов, необходимого на производство заданного количества товаров разного рода). Указанная тенденция учитывалась нами при проведении формирующей работы.
Решение пятой задачи исследования (спроектировать процесс формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями) предполагало проектирование и реализацию процесса формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями. Нами проводились уроки математики, полностью посвященные работе с данными задачами по тем этапам, по которым проводится работа над арифметическими задачами. На этих уроках проводилась словарная работа (объяснение специфики профессий,
производственных процессов, наименований производимых товаров), использовалась разработанная нами памятка по решению данных задач. Кроме того, в уроки математики включалась работа с авторским сборником задач (28 задач (по 4 каждого вида)), задачи из этого сборника задавались на дом. Решение всех задач опиралось на связь содержания задач с жизнью, использовалась опора на наглядность.
Экспериментальная проверка эффективности процесса формирования умения решать арифметические задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы изготовления товара, у детей с интеллектуальными нарушениями (шестая задача исследования) проводилась в ходе контрольного этапа исследования. Была подтверждена эффективность нашей работы: произошло снижение числа детей с низким уровнем рассматриваемых умений и повышение числа детей со средним уровнем этих умений на 30 %, стало но меньше ошибок при решении задач. Этому способствовала систематическая и целенаправленная работа, выходившая за содержание учебников по математике, включавшая в уроки задачи о разных товарах, людях соответствующих профессий и процессах их производства.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута ее цель, решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования.



1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 160 с.
2. Алексеева О.А. Обучение младших школьников с задержкой психического развития пониманию текста сюжетных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. 15 с.
3. Алышева Т.В Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
Просвещение, 2017, 78 с. VIII вида. Математика. 1 класс. М.:
4. Алышева Т.В. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Математика. 7 класс. М.:

Просвещение, 2017. 272 с.
5. Андросова А.В. Шабанова И.М. Экономическое образование младших школьников в системе развивающего обучения [Электронный ресурс] URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/14747/1/Androsova_Ekonomiche skoe_obrazovanie.pdf (дата обращения 20.12.2018).
6. Антропов А.П. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие. СПб.: Образование, 1992. 274 с.
7. Белошистая А.В. Как помочь ребенку в самостоятельной работе над задачей // Начальная школа. 2008. № 8. С. 34 - 38.
8. Богановская Н.Д. Специфика изучения математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2009. № 3. С. 124 - 135.
9. Богановская Н.Д. Формирование количественных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1988. 75 с.
10. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Экономика, 2011. 365 с.
11. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар: 2003. 287 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1984. 297 с.
13. Горский Б.Б. Коррекционная направленность курса математики // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М.: Академия, 2009. 447 с.
14. Горскин Б.Б. Антропов А.П. Ульянцева М.Б. Программа по математике 5 - 9 классы / науч. ред. Перова М.Н. М.: Владос, 2006. 224 с.
15. Гринько Л.А. Обучение письменным арифметическим действиям с десятичными дробями: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1995. 15 с.
16. Гриханов В.П. Формирование у учащихся вспомогательной школы умений самостоятельного решения арифметических задач с помощью алгоритмических предписаний // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. Минск: МГПИ, 1987. 251 с.
17. Деменева Н.Н. Методика изучения основных величин на уроках математики в начальных классах общеобразовательной и коррекционной школы: Курс лекций. Н. Новгород: НГПУ, 2010. 229 с.
18. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 - 9 классы: учеб.-метод. пособие. М.: ВАКО, 2007. 128 с.
19. Зыгманова И.В. Умение учащихся вспомогательной школы решать арифметические задачи с опорой на предметные действия // Дефектология. 1993. № 3. С. 31 - 35.
20. Кадыкова И.Ф. Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида. СПб.: Питер, 2014. 105 с.
21. Капустина Г.М., Перова М. Н. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Математика. 6 класс. М.: Просвещение, 2017, 23,72,145,149 с.
22. Кирова Н.М. Проблемы обучения математике умственно отсталых школьников. Саратов: СГУ, 2007. 116 с.
23. Козьминых Т.В. Как сформировать экономические представления у младших школьников, 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа https://multiurok.ru/files/tieorietichieskiie-osnovy-ekonomichieskogo- priedst.html (дата обращения 22.09.2019).
24. Курс экономической теории: учебное пособие / под общ. ред. М. Чепурина Е. Киселевой. Киров, 2009. 282 с.
25. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / под ред. Стефанова Н.Л. Подходова Н. С. М.: Дрофа, 2009. 416 с.
26. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: ВЛАДОС, 2001. 408 с.
27. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения во вспомогательной школе. 5-е изд. М.: Просвещение, 2005. 84 с.
28. Перова М.Н. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 9 класс. М.: Просвещение, 2017. 222 с.
29. Перова М.Н. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 4 класс. М.: Просвещение, 2017, 43,53,59,178 с.
30. Перова М.Н. Эк В.В. Изучение совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями во вспомогательной школе // Дефектология. 1976. № 2. С. 14 - 19.
31. Перова М.Н., Капустина Г.М. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2017, 57,62,63,97 с.
32. Плотникова Е.В. Практическая направленность содержания
арифметических задач на уроках математики в коррекционной школе VIII вида https://multiurok.ru/index.php/files/praktichieskaia-napravliennost-
sodierzhaniia-arifm.html (дата обращения 25.09.2019).
33. Программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1, 2. / под ред. В.В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
34. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2006. 290 с.
35. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика). М.: Академия, 2011. 272 с.
36. Скира Е.В. Трудности решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями // Специальное образование. 2017. № 1. С. 42 - 52.
37. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Педагог, 2009. 519 с.
38. Темербекова А.А. Методика преподавания математики. М.: ВЛАДОС, 2013. 365 с.
39. Трафимович Э.Н. Особенности понимания предметной и математической сущности текстовой арифметической задачи учащимися младших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1999. № 3. С. 28 - 31.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70760670/#ixzz5as9kJwyW (дата обращения 20.08.2019).
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.10.2019).
42. Шефер Н.В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников, 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/05/02/vvedeniya- ekonomicheskih-znaniy-v-obuchenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения 23.09.2019).
43. Эк В.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 3 класс. М.: Просвещение, 2017. 132 с.
44. Эк В.В. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Математика. 8 класс. М.: Просвещение, 2017. 125 с.
45. Юсупова А.М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 205 - 209 https://moluch.ru/conf7ped/archive/147/6926/ (дата обращения 30.09.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ