ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития региональной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг 5
1.1 Сущность закупок для обеспечения государственных нужд, история возникновения и принципы их осуществления 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение государственных и муниципальных закупок для государственных и муниципальных нужд, способы конкурентных закупок и их особенности, зарубежный опыт 17
1.3 Новации в системе закупок 29
Глава 2. Организационно-распорядительные методы управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг 36
2.1. Особенности применение организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой 36
2.2. Анализ результатов применения организационно-распорядительных методов в региональной контрактной системе 46
2.3. Пути развития организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой 66
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг 84
3.1. Направления совершенствования организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой 84
3.2. Комплексные предложения по повышению эффективности функционирования
региональной контрактной системы 90
3.3. Разработка модели осуществления государственных региональных закупок 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 125
АННОТАЦИЯ
Бюджет любой современной страны состоит из двух частей: расходов и доходов. Затратная часть бюджета большинства развитых стран формируется в значительной степени из государственных закупок, выступающих эффективным инструментом управления экономикой. В настоящее время государственные контракты позволяют решать многие социально-экономические проблемы стран, а также способствуют проведению научных исследований, созданию и внедрению новых технологий, техники и разработок. Это обуславливает актуальность вопроса организации проведения государственных закупок, интерес к которому ежегодно только возрастает.
В условиях нарастающего финансового кризиса экономики Российской Федерации актуальность данной проблемы только возрастает, так как рациональное и действенное изменение структуры и размера государственных закупок выступает одним из основных инструментов преодоления кризиса. Поэтому принятие любого незначительного решения об изменении механизма проведения государственных закупок может оказать огромное влияние на будущее состояние экономики страны.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе теоретического анализа подходов к организационно-распорядительным методам управления контрактной системой и современного механизма проведения государственных закупок в государственных областных образовательных учреждениях Новгородской области разработать комплексные предложения по его совершенствованию.
Задачи исследования:
- исследовать теоретические аспекты развития региональной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- проанализировать эффективность применения организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Предмет исследования - управление государственными закупками в государственных областных образовательных учреждениях Новгородской области.
Объект исследования - механизм осуществления и процессы управления закупками в департаменте образования и молодежной политики Новгородской области и подведомственных ему государственных образовательных учреждениях (ГОУ).
Методологической основой исследования явились как общие методы исследования (структурный и сравнительный анализ, синтез, методы дедукции и индукции, методы обобщения и классификации), так и специальные методы (экономико-статистический, расчетно-конструктивный, методы экономического анализа, статистические группировки, SWOT-анализ, прогнозирование).
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов как Андреева Л.В., Анощенко Е.Н., Белова О.А., Веденеев Г.М., Федоров А.А., Шиповальникова Ю.Г., John Cartwright, Martijn Hesselink и другие. Также в выпускной квалификационной работе использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, методические и инструктивные материалы, региональные законодательные акты, периодическая литература по исследуемой проблеме.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической закупочной деятельности, в части совершенствования процесса организации государственных закупок, что в свою очередь отразится на доходной части бюджета.
Структурно ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассмотрена сущность закупок для обеспечения государственных нужд, история возникновения и принципы их осуществления, проанализировано нормативно-правовое обеспечение государственных и муниципальных закупок для государственных и муниципальных нужд, способы конкурентных закупок и их особенности, изучены новации в региональной системе закупок, зарубежный опыт.
Во второй главе выявлены особенности применение организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой, проанализированы результатов применения организационно-распорядительных методов в региональной контрактной системе, а также предложены пути развития организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой.
В третьей главе определены направления совершенствования организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой, разработана модель осуществления государственных региональных закупок, систематизированы полученные данные и предложение комплексное решение по повышению эффективности функционирования региональной контрактной системы.
Исходя из рассмотренного в выпускной квалификационной работе материала, можно сделать вывод, что система государственных закупок в настоящее время находится на этапе своего становления, когда определены основные направления, в котором должно происходить дальнейшее развитие данной системы, но в то же время требуются постоянные корректировки и дополнения уже разработанного и утвержденного законодательства.
Актуальность темы ВКР обесловлена развитием системы государственных закупок в условиях рыночной экономики России, необходимостью совершенствования и разработки устойчивой и справедливой контрактной системы.
ВКР была посвящена вопросу организации государственных закупок на уровне Российской Федерации и Новгородской области.
В работе было изучено применение организационно-распорядительных методов управления контрактной системой, рассмотрен механизм проведения государственных закупок в государственных областных образовательных учреждениях Новгородской области и разработаны как частные, так и комплексные предложения по его усовершенствованию.
В теоретической части работы были исследованы законодательные основы закупочной деятельности на мировом уровне, на уровне Российской Федерации и на уровне государственных образовательных организаций, а также рассмотрены механизмы управления государственными закупками на примере организационно-распорядительных методов.
В практической части работы были рассмотрены закупки, проведенные департаментом образования и молодежной политики Новгородской области и подведомственными ему ГОУ в 2015 - 2017 годах. В ходе анализа таких закупок были выделены следующие проблемы, связанные с применением контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг:
• дефицит кадрового состава, связанный с высокой текучестью кадров и их низкой квалификацией;
• низкая эффективность управления временными ресурсами;
• снижение доходной части бюджета, формирующейся за счет экономии по
результатам торгов;
• бюрократия;
• коррупция;
• нерациональность финансирования;
• необоснованность некоторых статей законодательства Российской Федерации в сфере государственных закупок;
• избыточность административной базы в сфере государственных закупок;
• недостаточность информационной поддержки участников контрактной системы;
• несовершенство технического сопровождения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;
• снижение качества поставляемых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ пропорционально снижению цены контракта.
Выявленные проблемы позволили сформировать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности применения организационно-распорядительных методов к контрактной системе и её совершенствование в целом. Так, для решения кадровых вопросов автором ВКР было предложено ввести специальные премии сотрудникам контрактной службы и контрактному управляющему за увеличение экономии бюджетных средств по результатам торгов, а также законодательно предусмотреть льготы и надбавки к штрафным санкциям, предъявляемым к заказчикам, в зависимости от их уровня заработной платы.
С целью решения проблем финансирования следует несколько доработать условия заключения контрактов таких заказчиков с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) или пересмотреть структуру бюджетной росписи таких учреждений в сторону увеличения финансирования в первом полугодии с пропорциональным его сокращением во втором полугодии.
Вопросы информационной и консультационной поддержки предложено решить путем расширения полномочий существующих органов власти, а также учреждением новой структуры в составе исполнительных органов власти, деятельность которой будет направлена исключительно на наиболее полное выполнение принципа прозрачности и понятности законодательства Российской Федерации.
Автором ВКР также предложены меры по совершенствованию технической стороны официального сайта государственных закупок, а именно разработка автономного полноценного off-line клиента официального сайта государственных закупок, который позволит заказчику в off-line режиме заполнять необходимые экранные формы, а при возобновлении доступа к официальному сайту переносить их путем синхронизации данных off-line клиента и форм на официальном сайте. По завершению синхронизации заказчику останется проверить перенесенные данные и подтвердить их публикацию.
Результатом систематизации и обобщения частных решений стал предложенный автором инновационный алгоритм осуществления государственных закупок, построенный на базе технологий цифровой экономики, предусматривающий внедрение смарт-контрактов и их стандартизацию, создание репутационных списков государственных служащих, поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заказчиков и прочих участников закупочного процесса.
Прочие выявленные недостатки контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг могут быть устранены посредством корректировки некоторых положений Федерального закона о контрактной системе 2013 года, в том числе требований к установлению нормативов времени, выработки, численности персонала, ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок, перечня возможных ситуаций для заключения контрактов (договоров) с единственным поставщиком или усиление контроля за выполнением таких контрактов (договоров).
Итогом внедрения разработанного комплекса мер по совершенствованию управления системой государственных закупок должно послужить общее увеличение благосостояние общества, снижение уровня коррупции и бюрократии в стране, рост доходной части бюджета и сведение к минимуму нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг по техническим причинам и по причине неясности самих процедур осуществления государственных закупок.
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017).
3. «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 23.04.2018).
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
6. Постановление Правительства Новгородской области от 28.10.2013 № 317 (ред. от 19.03.2015) «О государственной программе Новгородской области «Развитие образования и молодежной политики в Новгородской области на 2014 - 2020 годы».
7. Постановление Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» (вместе с «Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области»).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок».
9. Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».
10. Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году».
11. Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
12. Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н (ред. от 27.12.2013) «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
13. Приказ департамента финансов Новгородской области от 14.11.2013 № 98 «Об утверждении порядка исполнения областного бюджета по расходам и санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по расходам областного бюджета».
14. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2014 № 654 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью и за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках от февраля 2014 года // Организация Объединенных Наций. - 2014. -с.80.
16. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
17. Устав Новгородской области от 03.09.1994 № 2-ОЗ (ред. от 05.03.2018) (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 31.08.1994 N 65-ОД).
18. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
19. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (принят ГД ФС РФ 07.04.1999).
20. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
21. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
22. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
23. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24. Андреева А. Мировой опыт гсзакупок. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/2895.php.
25. Андреева Л.В., Шиповальникова Ю.Г. Особенности государственных закупок в сфере образования // Юрист. 2014. № 12.
26. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. - М.: Право и закон XXI. - 2004. - 368 с.
27. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 11.
28. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов/ Е.Н. Анощенко. Киев: Пирамида, 1994.
29. Аристархова М. К., Зуева О. К., Перевезенцева А.Ю. Методика оценки эффективности исполнения государственного заказа организации // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. №1 (69).
30. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - №2.
31. Белова О.А. Специфика размещения государственных и муниципальных заказов в социальной сфере// Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: Науч.-практ. пособие/ Отв. ред. В. Путило. М.: Контакт, 2012.
32. Белова С., Госзакупки за рубежом: общее и особенное / С. Белова // CRN/RE («ИТ- бизнес»). 2008. № 6 (299).
33. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.
34. В ВЭБе протестировали закупки на смарт-контракте и намерены внедрять блокчейн в госзакупки [Электронный ресурс]. URL: https://cryptorussia.ru/news/v-vebe-protestirovali- zakupki-na-smart-kontrakte-i-namereny-vnedryat-blokcheyn-v-goszakupki.
35. В Дубае запущена первая официальная государственная криптовалюта под названием emCash [Электронный ресурс]. URL: http://gesellberg.com/ru.
36. Ванин В.В. Программно-целевой подход как методологическая основа планирования государственных нужд и его закрепление в законодательстве Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №6.
37. Веденеев Г.М. Конкурсные торги в России: исторический опыт/ Г.М.Веденеев, Е.Ю. Гончаров,Г.Н. Кобзев. М.:МЭИ, 2005.
38. Веселовский М.Я., Абрашкин М.С. Создание эффективной организационно-функциональной структуры управления нормированием труда на промышленном предприятии: Труд и социальные отношения. - Москва: Академия труда и социальных отношений, 2012.
39. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 504 с.
40. Вестник мэра и Правительства Москвы. 2012. № 15.
41. Воробьева А. И. Федеральная контрактная система: новации законопроекта/
А. И. Воробьева // Бюджет. 2011. № 12.
42. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: Финансы и статистика, 2007 - 357 с.
43. Глазьев предложил создать крипторубль для расчетов между государством и корпорациями [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3494622.
44. Гончаров Е.Ю. История торгов в России. XVII-XVIII в.// Конкурсные торги. 1998. №8.
45. Госзакупки: антикризисные меры// Информационно-правовой портал «Гарант.ру»// Электронный ресурс: http://www.garant.ru/article/609190.
46. Государственные закупки [Электронный ресурс] // Financial Guide - Финансовая энциклопедия. URL: http://www.financialguide.ru/encyclopedia/goszakupki(дата обращения: 11.11.2016).
47. Гринев В.П. Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок // Право и экономика. 2014. № 4. С. 28 — 38.
48. Дата выхода крипторубля от Сбербанка активно обсуждается правительством [Электронный ресурс]. URL: http://ftimes.ru/207323-data-vyxoda-kriptorublya-ot-sberbanka- aktivno-obsuzhdaetsya-pravitelstvom.html.
49. Дмитриева И.К. Государственная контрактная система в смешанной экономике: Автореф. ... дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2003. См. также: Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: Автореф. ... дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2009.
50. Долинин В. Биткоин по-мински: зачем Белоруссия разработала национальную криптовалюту / Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/437925-belorussiya-kriptovalyuta-taler.
51. Дубовой Е. Без коррупции и бюрократии: что такое блокчейн и каковы возможности этой технологии / Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/nopolitics/article/462966-blokchein-korrupcii-i-byurokratii.
52. Жданов А.Ю, А.Н. Фёдоров. Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации: монография. — М.: КНОРУС. — 288 с. . 2007.
53. Игнатьев Л.П. Основы организации менеджмента: учебное пособие / Л.П. Игнатьев, М.О. Потапова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. - Иркутск: ИГМУ, 2014 - 65 с.
54. Индекс восприятия коррупции 2017 / Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya- korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html.
55. Интернет вещей - что это такое? Развитие интернета вещей в России [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/251264/internet-veschey—chto-eto-takoe-razvitie-interneta- veschey-v-rossii.
56. Искусственный интеллект разберется с закупками [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/iskusstvennyj-intellekt-v-zakupkah.
57. Как работает блокчейн схема [Электронный источник]. URL: https://maincoin.net/blockchain/kak-rabotaet-blokchejn-sxema.
58. Китайская новая криптовалюта как способ получения дохода [Электронный ресурс]. URL: https://mining-bitcoin.ru/kriptovalyuta/po-vidu/kitaj skaya-kriptovalyuta-novaya.
59. Кулясов А.И., Маленков Ю.А. Проблемы развития организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой / Ю.А. Маленков // Актуальные проблемы менеджмента: управление в регионах в условиях изменяющейся среды: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (06 ноября 2015 г., Санкт-Петербург) / Санкт-Петербургский государственный университет; ред. Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А., Соколова С.В., Кайсарова В.П., Родионов В.Г., Жигалов
B. М. - СПб: СПбГУ, 2016. - 358 с. - С. 111-114.
60. Кулясов А.И. Проблемы применения организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой как инструмент управления внутренними резервами развития регионов / А.И. Кулясов // Актуальные проблемы менеджмента: управление внутренними резервами развития регионов РФ: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (11 ноября 2016 г., Санкт- Петербург) / Санкт-Петербургский государственный университет; ред. Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А., Соколова С.В., Анохина Е.М., Жигалов В.М., Кайсарова В.П., Кизян Н.Г., Мелякова Е.В., Данюкова В.Н. - СПб: СПбГУ, 2016. - 368 с. - С. 109-113.
61. Кулясов А.И. Пути повышения эффективности и качества управления контрактной системой в условиях цифровой экономики / А.И. Кулясов // Актуальные проблемы менеджмента: производительность, эффективность, качество: материалы международной научно-практической конференции (10 ноября 2017 г., Санкт-Петербург) / Санкт- Петербургский государственный университет; ред. Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А., Соколова
C. В., Анохина Е.М., Жигалов В.М., Кайсарова В.П., Кизян Н.Г., Мелякова Е.В. - СПб: СПбГУ, 2017. - 569 с. - С. 167-171.
62. Кондратюк А. El Petro — спасательный круг для Венесуэлы или много шума из ничего? / Журнал ForkLog [Электронный ресурс]. URL: https://forklog.com/el-petro- spasatelnyj-krug-dlya-venesuely-ili-mnogo-shuma-iz-nichego.
63. Контрактная система в сфере закупок требует оптимизации / Счетная палата
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/32996.
64. Лапин А.Е., Киселева А.В., Кумунджиева Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. - Волгоград: Частное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский институт бизнеса», 2016. - 30-35 с.
65. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. -
2013. - №8. - С. 9-12.
66. Машинное обучение: искусственный интеллект помогает упорядочить хаос больших данных / Информационное агенство «РБК» [Электронный ресурс]. URL: http://sap- technology.rbc.ru/mashinnoe-obuchenie.html.
67. Менеджмент в АПК: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по агроэкономическим специальностям / Ю.Б. Королев, В.Д. Коротнев, Г.Н. Кочетова, Е.Н. Никифорова; Ред. Ю.Б. Королев, Ред. О.Н. Кагановская, Рец. Н.Т. Кавешников, Рец. В.Т. Водянников, Рец. В.З. Мазлоев. - Москва : КолосС, 2003. - 303с.
68. Мнение экспертов: новый закон о госзакупках будет не намного лучше старого// Электронный ресурс: http://torg94.ru/stat.php3?dummy=1&nID=2854.
69. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Научный журнал «Молодой учёный»// Электронный ресурс: http://www.moluch.ru/archive/53/7009/.
70. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/philosophy.
71. Овчинский В.А. Развитие института федеральной контрактной системы / Овчинский
В.А. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-instituta-federalnoi-kontraktnoi-
sistemy#ixzz4TYd75yUx (дата обращения: 05.04.2016).
72. Организационно-распорядительные методы управления [Электронный ресурс]. URL: https://lektsia.com/7x342a.html.
73. Официальный сайт Правительства Новгородской области. URL: http://region.adm.nov.ru.
74. Официальный сайт департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области. URL: http://kuginov.ru.
75. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http: //www.gks .ru.
76. Официальный сайт департамента образования и молодежной политики Новгородской области. URL: http://edu53.ru.
77. Официальный сайт Думы Великого Новгорода. URL: http://duma.nov.ru.
78. Официальный сайт Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы. URL: https://eaist.mos.ru.
79. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru.
80. Официальный сайт World Trade Organization. URL: https://www.wto.org.
81. Парфирьева Е. Н., Нуруллина А. И. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 14-17. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/2809/(дата обращения: 16.05.2018).
82. Подосинников Е.Ю. Особенности управления размещением заказов для муниципальных нужд // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №6 (36). - С. 69-74.
83. Правовые новости: специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обзор изменений системы государственных закупок»/ КонсультантПлюс// Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119096.
84. Свод Законов Гражданских и Положение о казенных подрядах и поставках.//Свод Законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный.-1887 г. -Том 10. Часть 1.-с.291.
85. Седова М.В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4(20). С. 138-142.
86. Семенова А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учеб. - 4-е изд. - М: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007, 556 с.
87. Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (80). Номер статьи: 8001. Дата публикации: 2017-08-28. Режим доступа: https://sovman.ru/article/8001.
88. Теория и практика Больших данных в отраслях [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.
89. Технологии блокчейн нашли применение в сфере госзакупок // PC новости. URL: http://ru.pcmag.com/bezopasnost/28666/news/tekhnologii-blokchein-nashli-primenenie-v-sfere- goszakupok(дата обращения 19.05.2017 г.).
90. Тищенко М., Корчмарек Н. Алгоритм сделки: Госдуме предлагают узаконить в России контракты на базе блокчейна / Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/437030-gosduma-uzakonit- smart-kontrakty.
91. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 363 с.
92. Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках// Право и экономика. 2011.№ 10.
93. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования. М., Наука, 926 с., 2002.
94. Фисунов К.В. Оценка эффективности реализации государственного заказа в контрактной системе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития.
2014. №20. - Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. - СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс». - 2002. - 286 с.79-81 с.
95. Цифровая экономика // Минкомсвязь России. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/779(дата обращения 01.11.2017 г.)
96. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями [Электронный ресурс]. URL: https://sovman.ru/article/8001.
97. Храмкин А.А. Перспективы развития контрактной системы закупок // Учет в
бюджетных учреждениях. 2011. № 12 (URL: http://www.audh-
it.ru/articles/account/otrasl/a100/386345.html (дата обращения: 22.02.2015).
98. Черемухин С.А. Развитие экономических отношений в системе государственных закупок как условие модернизации экономики России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Тамбов, 2010.
99. Что такое смарт контракты (умные контракты) на базе блокчейна? [Электронный ресурс]. URL: https://mining-cryptocurrency.ru/umnye-smart-kontrakty.
100. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме: учебное пособие / Н.Н. Шаховалов; АлтГАКИ, кафедра информатики. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 251 с.
101. Шмелева М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03 - гражданское право ; предпринимательское право ; семейное право ; международное частное право /М. В. Шмелева ; науч. рук. Е. В. Вавилин. -Саратов, 2013. 26 с.
102. Эпштейн Э. Виртуальный рубль: как технология блокчейн изменит российскую экономику / Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/business/article/396018-blockchein-rubl-ekonomika.
103. Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Методика оценки эффективности контрактной системы Российской Федерации // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/8723(дата обращения: 16.05.2017).
104. Якушина Е.В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования: что нужно знать директору школы / Якушина Е.В. // Народное образование / Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» (М.); ред. Кушнир А., Бестужев-Лада И., Вишникина С., Новиков А., Литвинов А., Морозов С., Мухина В., Поташник М., Целищева Н. - М.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2014. - 248 с.
105. Benchmarking public procurement 2016 / International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/22649.
106. Benchmarking public procurement 2017 / International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://www.uschamber.com/event/benchmarking-public-procurement-2017.
107. Official site of Federal Procurement Data System - Next Generation. URL: https://www.fpds.gov/fpdsng_cms/index.php/en.
108. Official site of U.S. General Services Administration. URL: https://www.gsa.gov/tools/supply-procurement-etools/federal-procurement-data-system.
109. Cartwright, John and Hesselink, Martijn W., Precontractual Liability in European Private Law: Conclusions (November 28, 2008). Conclusions, in: Precontractual liability in European private law, John Cartwright, Martijn Hesselink, eds., pp. 449-488, Cambridge University Press, 2008.