Введение
1. Анализ предметной области 9
1.1 Особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области
практической психологии 9
1.2 Тестирование как метод в психологии 13
1.3 Функциональная модель системы тестирования вуза 19
1.4 Постановка задачи исследования 23
2 Разработка информационного обеспечения персонализированного
тестирования с использованием экспертного оценивания 26
2.1 Общая методология разработки тестов 26
2.2 Методы экспертной оценки в тестировании 29
2.3 Метод персонализированного тестирования с использованием
экспертного оценивания 32
2.4 Сравнительный анализ информационного обеспечения для разработки
персонализированного тестирования 47
3 Программная реализация информационного обеспечения
персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания 58
3.1 Разработка концептуальной модели системы 58
3.2 Разработка интерфейса 60
3.3 Тестирование интерфейса автоматизированной подсистемы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
В российской системе высшего профессионального образования в последние годы, прослеживается усиление интереса к современным методам объективного контроля полученных знаний в результате обучения на основе применения методов принятия решений. Это отражает современные мировые взгляды на контрольно-оценочную систему в образовании, в которой контроль, оценка и обучение являются составляющими единого образовательного процесса, на ее возможное влияние на сам процесс обучения. «Эти перемены имеют также в качестве одной из причин массовую компьютеризацию (активное внедрение Интернет-технологий)
образовательных учреждений, а также «корпоративных университетов» - систем профессиональной переподготовки кадров внутри современных корпораций. Этот процесс создает материально-технические предпосылки для использования стандартизированных процедур (тестов) как средства автоматизации системы контроля.
Прикладное применение тестов профессиональных достижений затрагивает в настоящее время не только вузы, но и крупные производственные предприятия, вынужденные в условиях научно-технической революции постоянно заниматься процессами переподготовки персонала и самим осуществлять контроля качества переподготовки. Развитие непрерывного образования выражается в постоянной работе профессионала над своими профессиональными знаниями. Тесты профессиональных достижений в этих условиях являются одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования» [34].
В нашей стране в последние два десятилетия технологии контроля в виде тестов стали основой не только общефедеральных государственных проектов как Единый государственный экзамен (ЕГЭ), но и внедряются на всех уровнях отдельных образовательных учреждений: школ, вузов, сузов, отдельных дисциплин.
Как отмечает автор исследований в сфере образовательных технологий Чумаков А.А., это «обусловлено несколькими факторами, к числу которых можно отнести: а) переходом России к рыночной экономике, в рамках которой востребованы более объективные и одновременно более дешевые по реализации процедуры контроля за уровнем подготовки профессиональных кадров, б) глобальной микрокомпьютерной революцией и значительным ростом числа пользователей (как отдельных лиц, так и целых сообществ), использующих для решения профессиональных задач среду Интернет, позволяющей значительно ускорить и автоматизировать многие этапы разработки и применения тестовых технологий» [36].
Широко используемые для оценки образовательных достижений студентов сетевые инструментально-измерительные технологии позволяют расширить возможности способов проверки полученных знаний, сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн. Одним из наиболее оправданных направлений применения тестовых технологий является процесс обучения студентов- психологов. Психолог - «это специалист, который занимается изучением проявлений и форм психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности. Практикующий психолог использует свои знания для прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения» [24].
При обучении по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
В процессе подготовки психологов требуется решение ситуационных задач, желательно «основанных на реальных событиях», для этого необходимы люди или, например, данные реально пройденных тестов. Эти данные должны храниться таким образом, чтобы не нарушалась конфиденциальность. В связи с этим возникает вопрос разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования, позволяющего оценивать результат прохождения теста с возможностью сохранения данных. Эти данные могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты, следовательно, необходима четкая и научно обоснованная психолого-педагогическая концепция создания и внедрения компьютеризированных тестовых методик контроля знаний.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день информационные технологии применяются практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Они используются для автоматизации существующих процессов в традиционных формах обучения и для реализации новых методов обучения. Также, большую роль современные информационные технологии играют в психологическом исследовании, которое может проводиться в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой психологов.
Психологическое тестирование позволяет выявить сильные и слабые стороны студентов, использовать их для налаживания отношений, создание социальной, сплоченной группы. Сфера психологического тестирования (психодиагностики) - выявление профессионально важных качеств личности, существенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности человека, на возникновение эмоциональных состояний и, соответственно, на когнитивную сферу человека.
С помощью компьютерных технологий повышается эффективность работы, так как появляется возможность проводить тестирование одновременно целой группы людей, существенно уменьшить рутинную бумажную работу и повысить точность результатов, практически исключив человеческий фактор.
Объектом исследования является процесс проведения персонализированного психологического тестирования с использованием экспертного оценивания.
Предметом исследования являются методы проведения персонализированного психологического тестирования.
Целью исследования в квалификационной работе является совершенствование процесса обучения студентов-психологов в результате применения информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- провести анализ особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии;
- провести анализ существующих методов проведения тестирования с использованием современных информационных технологий и средств автоматизации в процессе обучения студентов-психологов;
- разработать информационную модель психологического тестирования с использованием экспертного оценивания;
- выполнить программную реализацию системы на основании информационной модели и протестировать ее.
Методы исследования основываются методе тестирования, методе моделирования бизнес-процессов, методах экспертного оценивания.
Прикладное применение тестов профессиональных достижений затрагивает в настоящее время не только вузы, но и крупные производственные предприятия, вынужденные в условиях научно-технической революции постоянно заниматься процессами переподготовки персонала и самим осуществлять контроля качества переподготовки. Развитие непрерывного образования выражается в постоянной работе над своими профессиональными знаниями.
Тесты профессиональных достижений, на наш взгляд, могут быть одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования. Тесты позволяют сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн, а это особенно необходимо для оценки образовательных достижений студентов-психологов. Особенно с учетом того, что по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
Разработанное информационное обеспечение состоит, в том числе, из базы данных, в которой хранится информация о результатах реально пройденных тестов, обеспечивается безопасность хранения
конфиденциальной информации. Данные результатов тестирования могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены все поставленные задачи. Проведен анализ особенностей деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии. Проанализированы существующие классы и виды тестов, в том числе в 72
Разработано информационное обеспечение психологического тестирования с использованием экспертного оценивания. Проведено тестирование разработанной подсистемы.
Таким образом, цель исследования достигнута в результате разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания и апробировано на базе Воронежского института практической психологии и психологии бизнеса.
1. Постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120963/
2. Концепция проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р]. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 56259/
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс] // Гарант.РУ Информационно-правовой портал.- Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93274/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 56456/
5. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник [Текст] /
А.Г. Маклаков.- СПб.:Питер, 2012.-583 с.
6. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
7. Гахов, Р.П. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий: Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Р.П. Гахов. - Электрон.текстовые дан. - Белгород, 2013. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=5906.
8. Михелев, В.М. Методы и средства программирования для
Интернет: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.М. Михелев. - Белгород, 2014. - Режим доступа:
http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=6618.
9. Жихарев, А.Г. Технологии проектирования и программирования для Интернет: Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / А.Г. Жихарев, В.В. Муромцев. - Электрон. текстовые дан. - Белгород, 2013. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=6160.
10. Прохоренок, Н. А. HTML, JavaScript, PHP и MySQL. Джентльменский набор Web-мастера [Текст] / Н. А. Прохоренок. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 912 с.
11. Хеник, Б. HTML и CSS: путь к совершенству [Текст] / Б. Хеник. - СПб.:Питер, 2016.
12. Мейер, Э. CSS - Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство [Текст] / Э. Мейер. - СПб.: Символ-Плюс, 2008.
13. Вуль, В. А. Электронные издания. - СПб. : БХВ-Петербург, 2013. - С. 560.
14. Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. HTML 4.0.: наиболее полное руководство //СПб.: БХВ-Петербург. - 2014.
15. Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. HTML 4.0 Новый уровень создания HTML-документов. - 2013.
16. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. - 2012.
17. Домненко В.М., Бурсов М.В. Создание образовательных интернет-ресурсов //Учебное пособие./ В.М. Домненко, М.В. Бурсов - СПбГИТМО (ТУ). - 2012.
18. Леонтьев Б. К. Web-дизайн: Тонкости, хитрости и секреты. - Солон-Пресс, 2013.
19. Дуванов А. А. Web-конструирование. Элективный курс. - БХВ- Петербург, 2016.
20. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне. - БХВ- Петербург, 2016.
21. Дронов В. А. JavaScript в Web-дизайне. - БХВ-Петербург, 2015.
22. Дженкинс С. Web-дизайн. - Litres, 2017.
23. Шибут И. П. Мультимедийные технологии коммуникации [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс. - 2014.
24. Соловов А. В. Технологические средства электронного обучения //Электронный сборник статей-М.: ГНИИ ИТТ «Информика. - 2012.
25. Чувиков Д. А., Феоктистов В. П., Остроух А. В. Исследование 3D форматов хранения данных в интеллектуальных системах виртуальной реальности //Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №. 3-3.
26. Валитов Р. А., Устюгова В. Н. Технические вопросы и проблемы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения на базе Moodle //Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 14. - №. 4.
27. Мелащенко А. О., Перевозчикова О. Л., Скарлат Е. С. Формат долгосрочного хранения электронных документов //Компьютерная математика. - 2011. - №. 1. - С. 106-115.
28. Поддубная Н. А. Проектирование многофункциональных электронных образовательных ресурсов средствами информационных и коммуникационных технологий //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - №. 3. - С. 208-212.
29. Ситников В. П. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать/М //Фак-т журн. МГУ. - 2012. - Т. 1. - С. 75.
30. Зарипова М. Ж., Тайиров А. Х., Мирсабурова У. М. Особенности создания и использования электронных учебных пособий с помощью программы MicrosoftPublisher //Гаудеамус. - 2012. - Т. 2. - №. 20.
31. Семикин В. А. Семантическая модель контента образовательных электронных изданий :дис. - Тюмень : [Тюмен. гос. ун-т], 2014.
32. Евсюткин А. С. Развитие методов и моделей формирования интеллектуального контента: автореферат дис.... канд. экон. наук. - 2012.
33. Гончаренко, О. Г. Информационная поддержка портала верстки электронных книг. - 2016.
34. Сырбу, А. Н. Применение CGI-технологии для создания и использования Web-приложений в качестве интерактивного распределенного информационного образовательного ресурса //Ученые записки ИУО РАО. - 2005. - №. 17. - С. 251-256.
35. WordPress [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wordpress.org/ (Дата обращения 02.02.2018)
36. Обзор конструктора DiviBuilder [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://divithemes.ru/doc/divi-builder-review/ (Дата обращения
02.02.2018)
37. Термины. Психолог. "Национальной энциклопедической службы России" [Электронный ресурс] / Словарь психолога.- Режим доступа: https://vocabulary.ru/pravila.html (Дата обращения 02.02.2018)
38. Чумаков А. А. Методика конструирования тестов профессиональных достижений с использованием интернет-технологий //автореф. дис. канд. психол. наук. - 2007.- 24 с.
39. Использование результатов экспертного оценивания для измерения компетентности студентов и выпускников технических университетов / Берестнева О.Г. и др. //Известия Томского политехнического университета. - 2014. - Т. 315. - №. 5.- С.56-66.
40. Самохвалов, Ю. Я. Экспертное оценивание. Методический аспект/ Ю.Я. Самохвалов, Е.М Науменко Е.М. //К.: ДУ1КТ. - 2017. - Т. 362.- С.
41. Математическое обеспечение обработки рейтинговой информации в задачах экспертного оценивания / Козлов В. Е. и др. //Мир измерений. - 2012. - №. 9. - С. 42-49.
42. Берестнева О. Г., Марухина О. В. Компьютерная система принятия решений по результатам экспертного оценивания в задачах оценки качества образования //Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т. 5. - №. 3.
43. Гуцыкова С. Метод экспертных оценок. Теория и практика. - Litres, 2018.
44. Марухина О. В., Берестнева О. Г. Анализ и обработка информации в задачах оценивания качества обучения студентов вуза //Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2014. - Т. 307. - №. 4.
45. Коробов, В. Б. Некоторые проблемы применения экспертных методов на практике //Научный диалог. - 2013. - №. 3 (15).
46. Чванова, М. С., Киселева И. А., Молчанов А. А. Проблемы использования экспертных систем в образовании //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №. 3 (119).
47. Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности //СПб.: Речь. - 2014. - Т. 226.
48. Савельева, А.С. Формальное описание электронных образовательных услуг: процедура защиты кандидатской диссертации / А.С. Савельева.-Санкт-Петербург, 2012.- 45 с.
49. Сахаров, П. Rational Rose, BPwin и другие - аспект анализа бизнес-процессов [Электронный ресурс] / П. Сахаров // Директору информационной службы: элек-трон. журн. - 2000. - N 11. - Режим доступа: http://www.osp.ru/cw/cio/ 2000/011_0.htm.
50. Описание стандартов семейства IDEF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://idef.ru/. (Дата обращения 04.02.2018)
51. Бизнес процесс [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://center-yf.ru/data/ip/Biznes-process.php. (Дата обращения
02.03.2018)
52. Малыхина, М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование (учеб. пособие для вузов по спец. «Информатика и вычисл. Техника») / М.П. Малыхина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006 . - 517 с.
53. Хендерсон, К. Профессиональное руководство по SQL Server. Структура и реализация / К. Хендерсон. - М., 2006. - 1056 с.
54. Кузин, А. В. Разработка баз данных в системе Microsoft Access (учеб. для сред. проф. образования) / А.В. Кузин, В.М. Демин. - М. : Форум ИНФРА-М, 2005. - 223 с.
55. Карпова, Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т.С.Карпова . - СПб. : Питер, 2002 . - 304 с.
56. Зайцева, Т.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (для магистров направления подготовки 09.04.03 Прикладная информатика) / Т.В. Зайцева, Н.П. Путивцева, О.П. Пусная. - Белгород: Изд-во ГИК, 2017. - 52 с.
57. Цветков, В.Я. Электронные ресурсы и электронные услуги / В.Я. Цыетков, С.Г.Семушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - N 6-1. - С. 39-40.
58. Поляков А.А. Прикладная информатика: В 2-х частях: / А.А. Поляков, В.Я. Цветков : под общ. ред. А.Н. Тихонова. Часть.1. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 788.
59. Дубейковский, В. И. Эффективное моделирование с CA ERwin Process Modeler (BPwin; AllFusion Process Modeler) / В.И.Дубейковский.- М.: Диалог -МИФИ, 2009. - 384 с.