РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
|
Введение
1. Анализ предметной области 9
1.1 Особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области
практической психологии 9
1.2 Тестирование как метод в психологии 13
1.3 Функциональная модель системы тестирования вуза 19
1.4 Постановка задачи исследования 23
2 Разработка информационного обеспечения персонализированного
тестирования с использованием экспертного оценивания 26
2.1 Общая методология разработки тестов 26
2.2 Методы экспертной оценки в тестировании 29
2.3 Метод персонализированного тестирования с использованием
экспертного оценивания 32
2.4 Сравнительный анализ информационного обеспечения для разработки
персонализированного тестирования 47
3 Программная реализация информационного обеспечения
персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания 58
3.1 Разработка концептуальной модели системы 58
3.2 Разработка интерфейса 60
3.3 Тестирование интерфейса автоматизированной подсистемы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Анализ предметной области 9
1.1 Особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области
практической психологии 9
1.2 Тестирование как метод в психологии 13
1.3 Функциональная модель системы тестирования вуза 19
1.4 Постановка задачи исследования 23
2 Разработка информационного обеспечения персонализированного
тестирования с использованием экспертного оценивания 26
2.1 Общая методология разработки тестов 26
2.2 Методы экспертной оценки в тестировании 29
2.3 Метод персонализированного тестирования с использованием
экспертного оценивания 32
2.4 Сравнительный анализ информационного обеспечения для разработки
персонализированного тестирования 47
3 Программная реализация информационного обеспечения
персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания 58
3.1 Разработка концептуальной модели системы 58
3.2 Разработка интерфейса 60
3.3 Тестирование интерфейса автоматизированной подсистемы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
В российской системе высшего профессионального образования в последние годы, прослеживается усиление интереса к современным методам объективного контроля полученных знаний в результате обучения на основе применения методов принятия решений. Это отражает современные мировые взгляды на контрольно-оценочную систему в образовании, в которой контроль, оценка и обучение являются составляющими единого образовательного процесса, на ее возможное влияние на сам процесс обучения. «Эти перемены имеют также в качестве одной из причин массовую компьютеризацию (активное внедрение Интернет-технологий)
образовательных учреждений, а также «корпоративных университетов» - систем профессиональной переподготовки кадров внутри современных корпораций. Этот процесс создает материально-технические предпосылки для использования стандартизированных процедур (тестов) как средства автоматизации системы контроля.
Прикладное применение тестов профессиональных достижений затрагивает в настоящее время не только вузы, но и крупные производственные предприятия, вынужденные в условиях научно-технической революции постоянно заниматься процессами переподготовки персонала и самим осуществлять контроля качества переподготовки. Развитие непрерывного образования выражается в постоянной работе профессионала над своими профессиональными знаниями. Тесты профессиональных достижений в этих условиях являются одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования» [34].
В нашей стране в последние два десятилетия технологии контроля в виде тестов стали основой не только общефедеральных государственных проектов как Единый государственный экзамен (ЕГЭ), но и внедряются на всех уровнях отдельных образовательных учреждений: школ, вузов, сузов, отдельных дисциплин.
Как отмечает автор исследований в сфере образовательных технологий Чумаков А.А., это «обусловлено несколькими факторами, к числу которых можно отнести: а) переходом России к рыночной экономике, в рамках которой востребованы более объективные и одновременно более дешевые по реализации процедуры контроля за уровнем подготовки профессиональных кадров, б) глобальной микрокомпьютерной революцией и значительным ростом числа пользователей (как отдельных лиц, так и целых сообществ), использующих для решения профессиональных задач среду Интернет, позволяющей значительно ускорить и автоматизировать многие этапы разработки и применения тестовых технологий» [36].
Широко используемые для оценки образовательных достижений студентов сетевые инструментально-измерительные технологии позволяют расширить возможности способов проверки полученных знаний, сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн. Одним из наиболее оправданных направлений применения тестовых технологий является процесс обучения студентов- психологов. Психолог - «это специалист, который занимается изучением проявлений и форм психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности. Практикующий психолог использует свои знания для прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения» [24].
При обучении по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
В процессе подготовки психологов требуется решение ситуационных задач, желательно «основанных на реальных событиях», для этого необходимы люди или, например, данные реально пройденных тестов. Эти данные должны храниться таким образом, чтобы не нарушалась конфиденциальность. В связи с этим возникает вопрос разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования, позволяющего оценивать результат прохождения теста с возможностью сохранения данных. Эти данные могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты, следовательно, необходима четкая и научно обоснованная психолого-педагогическая концепция создания и внедрения компьютеризированных тестовых методик контроля знаний.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день информационные технологии применяются практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Они используются для автоматизации существующих процессов в традиционных формах обучения и для реализации новых методов обучения. Также, большую роль современные информационные технологии играют в психологическом исследовании, которое может проводиться в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой психологов.
Психологическое тестирование позволяет выявить сильные и слабые стороны студентов, использовать их для налаживания отношений, создание социальной, сплоченной группы. Сфера психологического тестирования (психодиагностики) - выявление профессионально важных качеств личности, существенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности человека, на возникновение эмоциональных состояний и, соответственно, на когнитивную сферу человека.
С помощью компьютерных технологий повышается эффективность работы, так как появляется возможность проводить тестирование одновременно целой группы людей, существенно уменьшить рутинную бумажную работу и повысить точность результатов, практически исключив человеческий фактор.
Объектом исследования является процесс проведения персонализированного психологического тестирования с использованием экспертного оценивания.
Предметом исследования являются методы проведения персонализированного психологического тестирования.
Целью исследования в квалификационной работе является совершенствование процесса обучения студентов-психологов в результате применения информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- провести анализ особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии;
- провести анализ существующих методов проведения тестирования с использованием современных информационных технологий и средств автоматизации в процессе обучения студентов-психологов;
- разработать информационную модель психологического тестирования с использованием экспертного оценивания;
- выполнить программную реализацию системы на основании информационной модели и протестировать ее.
Методы исследования основываются методе тестирования, методе моделирования бизнес-процессов, методах экспертного оценивания.
образовательных учреждений, а также «корпоративных университетов» - систем профессиональной переподготовки кадров внутри современных корпораций. Этот процесс создает материально-технические предпосылки для использования стандартизированных процедур (тестов) как средства автоматизации системы контроля.
Прикладное применение тестов профессиональных достижений затрагивает в настоящее время не только вузы, но и крупные производственные предприятия, вынужденные в условиях научно-технической революции постоянно заниматься процессами переподготовки персонала и самим осуществлять контроля качества переподготовки. Развитие непрерывного образования выражается в постоянной работе профессионала над своими профессиональными знаниями. Тесты профессиональных достижений в этих условиях являются одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования» [34].
В нашей стране в последние два десятилетия технологии контроля в виде тестов стали основой не только общефедеральных государственных проектов как Единый государственный экзамен (ЕГЭ), но и внедряются на всех уровнях отдельных образовательных учреждений: школ, вузов, сузов, отдельных дисциплин.
Как отмечает автор исследований в сфере образовательных технологий Чумаков А.А., это «обусловлено несколькими факторами, к числу которых можно отнести: а) переходом России к рыночной экономике, в рамках которой востребованы более объективные и одновременно более дешевые по реализации процедуры контроля за уровнем подготовки профессиональных кадров, б) глобальной микрокомпьютерной революцией и значительным ростом числа пользователей (как отдельных лиц, так и целых сообществ), использующих для решения профессиональных задач среду Интернет, позволяющей значительно ускорить и автоматизировать многие этапы разработки и применения тестовых технологий» [36].
Широко используемые для оценки образовательных достижений студентов сетевые инструментально-измерительные технологии позволяют расширить возможности способов проверки полученных знаний, сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн. Одним из наиболее оправданных направлений применения тестовых технологий является процесс обучения студентов- психологов. Психолог - «это специалист, который занимается изучением проявлений и форм психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности. Практикующий психолог использует свои знания для прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения» [24].
При обучении по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
В процессе подготовки психологов требуется решение ситуационных задач, желательно «основанных на реальных событиях», для этого необходимы люди или, например, данные реально пройденных тестов. Эти данные должны храниться таким образом, чтобы не нарушалась конфиденциальность. В связи с этим возникает вопрос разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования, позволяющего оценивать результат прохождения теста с возможностью сохранения данных. Эти данные могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты, следовательно, необходима четкая и научно обоснованная психолого-педагогическая концепция создания и внедрения компьютеризированных тестовых методик контроля знаний.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день информационные технологии применяются практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Они используются для автоматизации существующих процессов в традиционных формах обучения и для реализации новых методов обучения. Также, большую роль современные информационные технологии играют в психологическом исследовании, которое может проводиться в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой психологов.
Психологическое тестирование позволяет выявить сильные и слабые стороны студентов, использовать их для налаживания отношений, создание социальной, сплоченной группы. Сфера психологического тестирования (психодиагностики) - выявление профессионально важных качеств личности, существенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности человека, на возникновение эмоциональных состояний и, соответственно, на когнитивную сферу человека.
С помощью компьютерных технологий повышается эффективность работы, так как появляется возможность проводить тестирование одновременно целой группы людей, существенно уменьшить рутинную бумажную работу и повысить точность результатов, практически исключив человеческий фактор.
Объектом исследования является процесс проведения персонализированного психологического тестирования с использованием экспертного оценивания.
Предметом исследования являются методы проведения персонализированного психологического тестирования.
Целью исследования в квалификационной работе является совершенствование процесса обучения студентов-психологов в результате применения информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- провести анализ особенности деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии;
- провести анализ существующих методов проведения тестирования с использованием современных информационных технологий и средств автоматизации в процессе обучения студентов-психологов;
- разработать информационную модель психологического тестирования с использованием экспертного оценивания;
- выполнить программную реализацию системы на основании информационной модели и протестировать ее.
Методы исследования основываются методе тестирования, методе моделирования бизнес-процессов, методах экспертного оценивания.
Прикладное применение тестов профессиональных достижений затрагивает в настоящее время не только вузы, но и крупные производственные предприятия, вынужденные в условиях научно-технической революции постоянно заниматься процессами переподготовки персонала и самим осуществлять контроля качества переподготовки. Развитие непрерывного образования выражается в постоянной работе над своими профессиональными знаниями.
Тесты профессиональных достижений, на наш взгляд, могут быть одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования. Тесты позволяют сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн, а это особенно необходимо для оценки образовательных достижений студентов-психологов. Особенно с учетом того, что по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
Разработанное информационное обеспечение состоит, в том числе, из базы данных, в которой хранится информация о результатах реально пройденных тестов, обеспечивается безопасность хранения
конфиденциальной информации. Данные результатов тестирования могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены все поставленные задачи. Проведен анализ особенностей деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии. Проанализированы существующие классы и виды тестов, в том числе в 72
Разработано информационное обеспечение психологического тестирования с использованием экспертного оценивания. Проведено тестирование разработанной подсистемы.
Таким образом, цель исследования достигнута в результате разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания и апробировано на базе Воронежского института практической психологии и психологии бизнеса.
Тесты профессиональных достижений, на наш взгляд, могут быть одним из основных инструментов для объективной обратной связи об эффективности результатов этого непрерывного образования. Тесты позволяют сделать проверку комплексной, учитывающей особенности направления подготовки, дают возможность работать с современным материалом, с реальными данными в режиме онлайн, а это особенно необходимо для оценки образовательных достижений студентов-психологов. Особенно с учетом того, что по данной специальности необходим большой экспериментальный материал, используемый для проведения анализа и, чем больше практических заданий, выполняемых под контролем преподавателя, тем будет более подготовлен специалист.
Разработанное информационное обеспечение состоит, в том числе, из базы данных, в которой хранится информация о результатах реально пройденных тестов, обеспечивается безопасность хранения
конфиденциальной информации. Данные результатов тестирования могут быть подвержены дальнейшей обработке, позволяющей выявить валидность вопросов теста, откорректировать тесты.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены все поставленные задачи. Проведен анализ особенностей деятельности коммерческих учебных заведений в области практической психологии. Проанализированы существующие классы и виды тестов, в том числе в 72
Разработано информационное обеспечение психологического тестирования с использованием экспертного оценивания. Проведено тестирование разработанной подсистемы.
Таким образом, цель исследования достигнута в результате разработки информационного обеспечения персонализированного тестирования с использованием экспертного оценивания и апробировано на базе Воронежского института практической психологии и психологии бизнеса.
Подобные работы
- Информационная система психологического тестирования населения для подготовки студентов направления «Психолог-консультант»
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Пациентоориентированное здравоохранение: развитие и оценка эффективности системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Пациентоориентированность как основная парадигма развития
современного здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



