Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА» В АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Работа №75153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы24
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие «характер человека» в психологии 6
2. Репрезентация концепта «характер человека» во фразеологии английского
языка 7
3. Репрезентация концепта «характер человека» в образных лексических
единицах английского языка 12
Заключение 15
Литература

В настоящее время в лингвистике главенствует антропоцентрическая парадигма. Одним из основных объектов исследования является языковая личность. Языковая личность представляет собой обобщенный образ носителя культурных, языковых, поведенческих особенностей. Отличительной чертой любой личности является ее характер. Несмотря на уникальность каждого человека, выделяются основные, часто повторяющиеся, как положительные, так и отрицательные черты характера. Вследствие частотности своего повторения подобные черты находят отражение в образных лексических единицах и во фразеологическом фонде языка, который включает в себя фразеологические единицы, пословицы и поговорки.
Исследование посвящено изучению концепта «характер человека» (PERSONALITY) в английской языковой картине мира с целью выявления национально-культурных особенностей психологии и мировоззрения народа. Изучение концепта ведется в рамках когнитивной лингвистики, центральной проблемой которой является соотношения языка и сознания. Язык называет и выражает то, что есть в культуре, а также порождает и формирует ее. Следовательно, при анализе единиц языка, становится возможным реконструировать фрагменты языковой картины мира, смоделировать и описать механизм концептуализации характера человека, а также выявить особенности менталитета и культуры народа.
Актуальность исследования. Исследование концепта «характер человека» в английской языковой картине мира ведется в рамках современного, интенсивно развивающегося направления - когнитивной лингвистики. Изучение характера человека как объемного и динамичного концепта, включающего в себя многообразие индивидуальных черт личности, а также общих черт, создающих типичные характеры, созвучно современным научным антропоцентрическим тенденциям.
Научная новизна работы заключается в комплексном изучении единиц, репрезентирующих рассматриваемый концепт. Исследование проведено при помощи анализа разноуровневых номинативных единиц. Посредством изучения лежащих в их основе концептуальных метафор моделируется и описывается механизм концептуализации характера человека в английской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление и анализ национально-культурных особенностей концепта «характер человека» на материале фразеологизмов (фразеологических единиц и пословиц) и образных лексических единиц, а также моделирование и описание механизма концептуализации характера человека в английской языковой картине мира.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- собрать материал исследования (лексические, фразеологические, пословичные единицы, репрезентирующие концепт «характер человека»);
- провести структурно-грамматический, лексико-семантический анализы собранного материала;
- провести анализ метафорических моделей, реализуемых при наименовании концепта «характер человека» в английском языке (область-источник - иные концепты, область-цель - характер человека) и наоборот.
- на основе полученных данных смоделировать и описать механизм концептуализации характера человека в английской языковой картине мира.
Материалом исследования послужили английские лексические, фразеологические и пословичные единицы, репрезентирующие концепт «характер человека».
Объектом исследования является концепт «характер человека» в английской языковой картине мира.
Предметом исследования являются структурно-грамматические и лексико-семантические характеристики лексических, фразеологических и пословичных единиц, репрезентирующих концепт «характер человека».
Апробация работы. Часть теоретических и практических результатов данного исследования обсуждались на LVII международной научно- практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (сборник статей по материалам конференции №2 (57) 2016 г.) и на XVLII Международной филологической конференции (программа конференции 2018 г.). В ходе работы над данным исследованием были опубликованы научные статьи в научно-теоретическом и прикладном журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» №11 (77) 2017г., часть 1 и в научно-теоретическом и прикладном журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» №6 (84) 2018г., часть 1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Концепт «характер человека» находит свое яркое отражение в образной лексике и во фразеологизмах с компонентами-наименованиями животных.
Структурно-грамматический анализ показал преобладание номинативных фразеологических единиц, что указывает на стабильность характера человека. Как известно, характер может меняться, но для этого нужно длительное время.
В результате лексико-семантического анализа фразеологизмы с компонентами-наименованиями животных удалось установить то, что в английской языковой картине мира чаще репрезентируются отрицательные черты характера или черты, отличные от общепринятой нормы. Внутри выделенных фразеосемантических групп встречаются случаи синонимии и антонимии. Данные фразеосемантические группы не закрытые. Состав группы может быть скорректирован в зависимости от точки зрения исследователя. Некоторые из групп находят точки соприкосновения и пересечения.
Лексико-семантический анализ образной лексики также показал значительное преобладание образных лексических единиц, репрезентирующих отрицательные черты характера.
По итогам исследования образной лексики и фразеологизмов с компонентами-наименованиями животных видится возможным описание механизма концептуализации. По мнению Н. Н. Болдырева, «концептуализация - это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов, то есть фиксированных в сознании человека единиц знания» [2, с. 37]. Первый этап заключается в фиксации наиболее ярких и характерных черт поведения и жизнедеятельности животных. На втором этапе происходит выделение схожих черт характера человека. На третьем этапе происходит наложение концептуальной области ПОВЕДЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ на концептуальную область ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА. В результате концептуальная область ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА понимается в терминах концептуальной области ПОВЕДЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ.



1. Базаджиев В. Л. Основы общей психологии. Челябинск: Уральская академия, 2007. 320 с.
2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную семантику: курс лекций. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. 236 с.
3. Большой англо-русский фразеологический словарь. Изд-е 4-е. М.: Русский язык, 1984. 944 с.
4. Иванова Е. В. Пословичные картины мира: монография. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. 160 с.
5. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. М.: Высшая школа, 1985. 187 с.
6. Лапшина М. Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале английского языка). Дис. на соиск. учен. степ. д. филол. наук. СПб., 1996. 330с.
7. Тарасова Л. Е. Общая психология. М.: Высшее образование, 2009. 190 с.
8. Longman Dictionary of English Language and Culture. New ed. Harlow: Longman, 2005. 1621 p.
9. Longman Idioms Dictionary. New ed. Harlow: Longman, 2002. 402 p.
10. Macmillan English Dictionary. 2nd ed. Oxford: Macmillan Publishers Limited, 2007. 1748 p.
11. The Wordsworth Dictionary of Proverbs. New ed. Hertfordshire: Wordsworth Editions Limited, 2006. 656 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ