Введение 2
1. Основная часть. Реставрация произведения живописи 2
1.1. Описание состояния сохранности произведения живописи 2
1.2. Перечень реставрационных мероприятий 3
1.3. Реставрация иконы 4
1.4. Вывод по проделанной работе 5
2. Технико-технологические и физико-химические исследования произведения
живописи 6
2.1 Исследование в отраженных REN-лучах и ИК-лучах 6
2.2. Исследование видимой люминесценции в ультрафиолетовом излучении 6
2.3. Химические исследования 7
2.4. Стратиграфическое исследование микрошлифа 7
2.5. Дополнительные фотоматериалы и исследования, проведенные в процессе раскрытия
иконы 7
3. Исторические исследования 8
3.1. Исторические сведения о Пророке Илии 8
4. Искусствоведческие исследования 8
4.1. Иконографические типы изображения Пророка Илии 8
4.2. Исследование типа иконы 8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение 11
1. Реставрационный паспорт 11
2. Исследования-1 31
3. Исследования-2 53
4. Альбом с фотографиями. Общий вид. Лицевая сторона 59
5. Альбом с фотографиями. Фрагмент. Лицевая сторона 66
6. Альбом с фотографиями. Общий вид. Тыльная сторона 75
7. Отзыв руководителя 78
8. Рецензия
Данная работа посвящена исследованию и реставрации иконы «Святой Пророк Илия», XIX век, место хранения Приход церкви Пророка Илии на Пороховых, г. Санкт-Петербург.
Основанием для реставрации послужило нахождение полей, фона и нимба иконы под слоем записи, изображение фигуры и личного - под слоем сильно потемневшей лаковой пленки.
Задание реставрационного совета на удаление записи, утоньшение и выравнивание авторской лаковой пленки на заданном дипломном участке.
Целью работы является осуществление реставрации и проведение технико-технологического, искусствоведческого и исторического исследования данной иконы.
В результате проведенных реставрационных работ было успешно проведено послойное удаление поздней записи, послойное утоньшение лаковой пленки и ее выравнивание. Укреплен красочный слой с грунтом после удаления записи. Проведенные физико-химические, визуальные и оптические исследования помогли выявить авторские контуры живописи, изучить плотность и структуру лаковой пленки, сделать выводы о состоянии сохранности авторской живописи, контролировать реставрационные процессы. В процессе проведения историко-искусствоведческого анализа произведения, были рассмотрены основные иконографические типы изображения Пророка Илии, а также изложена краткая биография святого. Икону отличают высокие живописные качества, и она , несомненно, представляет интерес для дальнейшего изучения.
Филатов В.В. Реставрация произведений русской иконописи., М., ПРО-ПРЕСС,2007.
Клокова Г. С. Реставрация произведений станковой темперной живописи., М.,Издательство
ПСТГУ, 2016.
Бобров Ю.Г., Бобров Ф. Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи., М., 2008.
Древнерусское искусство: исследования и реставрация/сборник научных трудов., ВХНР им. академика И.Э. Грабаря., М., 1985.
А. И. Косолапов. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства., СПб, 2015.
Бобров. Ю.Г. Основы Иконографии Памятников Христианского Искусства., М, 2010
Использованные интернет ресурсы.
1. Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/
2. Хронос. http://www.hrono.ru/
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://www.vehi.net/brokgauz/
4. АРТконсервация http://art-con.ru/