Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №75125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 8
1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в современном научном знании 8
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в старшем
подростковом возрасте 22
1.3 Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта у
старшеклассников в образовательном процессе 32
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 40
2.1 Констатирующий этап экспериментального исследования 40
2.2 Апробация модели развития эмоционального интеллекта у
обучающихся 10 класса в образовательном процессе 50
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение

Актуальность. Главная современная проблема - непредсказуемость, изменчивость мира. Чтобы встроиться в динамично меняющийся мир нужно уметь распознавать свои эмоции, на основе интеллектуального анализа и синтеза управлять своей эмоциональной сферой; понимать переживания другого человека, репрезентируемые в эмоциях. Тогда человек сможет быстро и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В силу новых тенденций и развития кризисных явлений к человеку все больше предъявляется требований, будь то профессиональная среда или сфера межличностных отношений. Одной из ключевых проблем является эффективное взаимодействие человека в социуме и, в общем, эффективность человека в своей жизнедеятельности. В этом контексте представляют интерес способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействие с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, а также внутренние ресурсы человека, обеспечивающие реализацию данных способностей.
Кроме того современному обществу требуется непосредственный участник группы, который будет вносить конкретный вклад в ее развитие и продвижение. Это личность, обладающая целым рядом характеристик: гибкостью в общении, умением преподносить свою идею, точку зрения и отстаивать ее корректно, мобильностью в общении, ответственностью за свои поступки, сопереживанием (эмпатия), умением анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, умением обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, способностью создавать в коллективе дружелюбную атмосферу, умением разрешать конфликты без применения физической силы, умением сохранять свое психологическое здоровье и др. Все эти характеристики так или иначе зависят от уровня эмоционального интеллекта человека, который развивается на протяжении всей его жизни.
Мир стремительно развивается и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для 3
человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей. В настоящее время все многообразие теорий и концепций эмоционального интеллекта сводится к двум основным: к смешанным моделям (Р. Бар-Он, Д. Гоулман и др.) И модели способностей (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо). В отечественной науке данный конструкт изучается на научно - методическом уровне (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, А.С. Петровская), а также в практическом - прикладном контексте в ряде работ (М.А. Манойлова, Е.В. Ерохина, Л.Д. Камышникова и др.) [6].
Уже многие педагоги осознают необходимость развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе, однако отсутствуют методические пособия с разработанными педагогическими средствами для развития эмоционального интеллекта в процессе обучения в школе.
Анализ научной литературы и практического состояния дел обнаруживает объективную необходимость в преодолении следующих противоречий:
- между потребностью общества в выпускнике, обладающим высоким уровнем эмоционального интеллекта, что позволит эффективно справляться с требованиями динамично меняющегося мира, и недостаточной ориентированностью образования на развитие этих способностей у обучающихся;
- между пониманием педагогами школы необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе и недостаточной методической разработанностью педагогических средств его развития в образовательном процессе.
Актуальность темы и выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должен строиться образовательный процесс, способствующий развитию эмоционального интеллекта старшеклассников?
Актуальность проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Развитие эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе».
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Предмет исследования: модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Цель исследования: разработка модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
В основу исследования была положена гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе будет успешным, если:
- происходит расширение представлений у старших подростков об эмоциональной сфере человека (ее роли в жизни человека; видах, механизмах, способах регуляции эмоциональных состояний);
- целенаправленно содействовать развитию умений понимать эмоции другого человека на уроках литературы, а также при посещении драматического и оперного театров, картинной галереи;
- в образовательный процесс включена работа по пониманию своих эмоций через коллекционирование любимых медиатекстов (видео, аудио, арт).
Задачи исследования:
1. Осмыслить сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта в
старшем подростковом возрасте.
3. Разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
4. Разработать критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта старшеклассников.
5. Апробировать модель развития эмоционального интеллекта у обучающихся 10 класса в образовательном процессе.
В качестве методологических оснований исследования определены подходы:
- целостный подход (Каптерев П.Ф., Сериков В.В.) который ориентирует педагогический процесс на включение всех характеристик личности, включая эмоциональную сферу; понимая саму личность как сложную психическую систему, имеющую свою структуру и функции;
- феноменологический подход (Н.М. Борытко, Э. Гуссерль, Г.П. Звенигородская), рассматривающий целостность образования на основе приемлемости разных взглядов и позиций, в единстве своем открывающих и признающих уникальность каждого, раскрывающих многоаспектность познаваемого, предъявляющих рефлексию как инвариантный механизм раскрытия индивидуальности учащегося.
Теоретическая основа исследования представлена теориями и концепцией:
- теория эмоционального интеллекта (Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Р. Бар-Она, Д.В. Люсина);
- концепция преподавания литературы (В.В. Данилов).
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: 
- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование,
тестирование, педагогическое наблюдение, беседы, опрос, рефлексивно-оценочные процедуры;
- статистические: ранжирование, количественная обработка,
качественный анализ результатов.
Научная новизна: разработана теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Теоретическая значимость: полученные результаты работы расширяют представления о средствах развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников может быть применена классными руководителями и учителями литературы в образовательном процессе школы.
База исследования: МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 20» г. Владивостока.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (85), приложения. Текст сопровождается таблицами (2), рисунками (11). Общий объем магистерской диссертации - 67 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена актуальной проблеме развития эмоционального
интеллекта старшеклассников в образовательном процессе. Эмоции человека несут важную информацию как самому их источнику, так и окружающим. Умение вычленять эту информацию и грамотно использовать ее в собственных целях - вот ключевая особенность эмоционального интеллекта. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
Мир стремительно развивается, и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Таким образом, была поставлена цель разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Были последовательно решены следующие задачи.
В соответствии с первой задачей мы осмыслили сущность понятия «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект - это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
В соответствии со второй задачей были выявлены особенности развития эмоционального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Таковыми можно назвать затруднения в идентификации эмоций, эмоциональную нестабильность, эмоциональные переживания более яркие и интенсивные, чем у представителей других возрастных категорий, нарастающие процессы возбуждения и ослабевание всех видов торможения, возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности, развитие способностей к саморегуляции. Подростки имеют свойство застревать в своих переживаниях, что негативно сказывается на их деятельности.
В соответствии с третьей задачей мы разработали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Для решения четвертой задачи был разработан критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта у старшеклассников. Он включает в себя три критерия:
Когнитивный критерий - осведомленность в области теории эмоций (П.1.1); умение определять причины, вызвавшие эмоцию, и прогнозировать следствия, к которым она приведёт (П.1.2); умение выявлять истинные мотивы другого человека (П.1.3).
Перцептивный критерий - способность чувствовать и понимать эмоции другого (П.2.1); умение фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его (П.2.2).
Поведенческий критерий - эмоциональная гибкость и отходчивость (П.3.1); умение поддерживать у себя оптимистичный настрой (П.3.2).
В соответствии с пятой задачей мы апробировали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе и доказали эффективность разработанной модели.
Для этого был проведен констатирующий этап эксперимента, в результате которого был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта старшеклассников. Особенно низкие показатели были по эмоциональной осведомленности, умения выявлять истинные мотивы другого человека, умения фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его, эмоциональной отходчивости и гибкости, а также умения поддерживать у себя оптимистичный настрой. Полученные результаты подтверждают, что подростки не могут рационализировать собственное эмоциональное состояние, склонны впадать в депрессивные состояния. Достижение гармонии внутри самого себя дается старшеклассникам с трудом или вовсе не дается.
Измерения на контрольном этапе эксперимента демонстрируют следующие результаты. Показания по когнитивному критерию выросли на 34%, по перцептивному - на 10% и по поведенческому - на 7%. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта старшеклассников.
Следовательно, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, а значит, разработанная нами теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников эффективна и действительно способствует развитию эмоционального интеллекта.



1. Александрова, А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова, Т.В. Гудкова // Молодой ученый. 2013. №5. С. 617-622.
2. Андреева, И.Н. «Исчезновение» эмоционального интеллекта? / И.Н.
Андреева / Молодые ученые России: II Международная научно¬
практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2005. Ч.1. С. 15-20.
3. Андреева, И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 5-й международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002. С. 194-196.
4. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и
тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте // И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь
взаиморазвития. СПб., 2006. Ч. 1. С. 17-21.
5. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный
интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 131-142.
6. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный
интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
7. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального
интеллекта / И.Н. Андреева / Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция.
Смоленск: СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.
8. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования
феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
9. Богданова, О.Ю., Леонова, С.А., Чертова, В.Ф. Методика преподавания литературы: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. СПб, 2001. 234с.
10. Борытко, Н.М. Теория и методика воспитания: учебник / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - Волгоград: Волгоградский ГИПКиПРО, 2006. 98 с.
11. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: «Академия», 2004. 544 с.
12. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка: психологическая
диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие /
Л.И.Вассмерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Роминицына. - СПб.: Речь, 2004. 256 с.
13. Вилюнас, В. Психология эмоций: Хрестоматия / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. 496 с.
14. Волгаткина, К.М., Горбунова, Г.П. Экспериментальное исследование связи эмоционального интеллекта с общим личностным развитием старшеклассников / Материалы конференции / Международный журнал экспериментального образования №6, 2014. С.63 - 66.
15. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. СПб.: Изд-во «Речь», 2010. 1004 с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. 224 с.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. 368 с.
18. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова / Ананьевские чтения: Тез. науч.- практ. конф. СПб., 1999. С. 212-119.
19. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. - Минск., ООО «Попурри», 2005. 672 с.
20. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: Изд-во АСТ, 2009. 480 с.
21. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. - М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
22. Гуссерль, Э. Идея феноменологии. Санкт-Петербург. ИЦ «Гуманитарная академия», 2008. 89с.
23. Давыдова, Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. 2012, №2. С. 92-100.
24. Давыдова, Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. 2010, №4. С. 113-118.
25. Данилов, В.В. Литература как предмет преподавания: учебная хрестоматия. - М.: Академия, 1917. С. 90 - 96.
26. Дубровина, Л.А. Психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения через развитие эмоционального интеллекта //«Инновации в науке»: материалы XV международной заочно-практической конференции (19 декабря 2012 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. С. 121-126.
27. Дегтярев, А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением. / Электронный журнал «Психологическая наука и образование», №3www.psyedu.ru,2013. С.244 - 253.
28. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.) / Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 320 с.
29. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.:
Академия, 2003. 208 с.
30. Звенигородская, Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода / Г.П. Звеногородская. - Хабаровск, 2002. 451 с.
31. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с.
32. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2004. 288 с.
33. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - М.: «Питер», 2001. 749с.
34. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ц. Кагермазова. - М.: Книгодел, 2011. 276с.
35. Камышникова, Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: Автореф. дис. канд. психол. наук / Л.Д. Камышникова. - М., 2012. 22 с.
36. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс, как усовершенствование личности // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1982. С.163.
37. Каптерев, П.Ф. Антология гуманной педагогики. / Под ред. проф. П.А. Лебедева, В.Г. Александровой. - М., 2001. 223 с.
38. Кармышева, О. Е. Конспект открытого мероприятия. Тренинг «управление эмоциями в конфликте» / «Наука и образование: новое время», № 1, 2015. С. 34 - 40.
39. Карузо, Д., Сэловей, П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять. Питер. 2017г. 320с.
40. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 18-57.
41. Краевский, В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 229 с.
42. Крайнова, Ю.Н. О проблеме формирования эмоциональной компетентности в подростковом возрасте // Психологическая практика. 2017. С.48 - 49.
43. Кузнечевский, Д. В. Влияние тренинга на развитие эмоционального интеллекта у подростков / Психологические науки / г. Москва, 2017. С. 25 - 30.
44. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1997. 176 с.
45. Лабынцева, И.С., Познина, Н.А., Прима А.К. Практикум по психологии межличностных коммуникаций: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ. 2015. 52с.
46. Лебедев, Ю.В. Литература 10 класс. Методические советы: пособие для учителей. Просвещение. 2016. 256с.
47. Лемберг, Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами». Вектор. СПб. 2013. 62с.
48. Люсин, Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психол. диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
49. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. С. 29-36.
50. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: «Попурри», 2006. 848 с.
51. Маранцман, В.Г. Литература 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя. Просвещение. - 2016. 238с.
52. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 354 с.
53. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. // Институт психологии РАН. - М.: Наука, 2010. 519 с.
54. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.:
«Наука», 2001. 165 с.
55. Мухина, В. С., Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное. - М: ACADEMIA. 1999. 456с.
56. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Обухова, Л.Ф. - М., 1999. 442 с.
57. Орел, Е.А. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики / Е.А. Орел. - М.: Книгодел, 2005. 154 с.
58. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. - М.: «КСП+», 2003. 272 с.
59. Панкратова, А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта сравнительный анализ / А.А. Панкратова // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 111-119.
60. Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера - Саловея - Карузо / А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 3. С. 52-64.
61. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб.пособие / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
62. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / Поливанова К.Н. - М.:ЮНИТИ, 2000. 81с.
63. Робертс, Р.-Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории,
измерения и применения на практике / Р.-Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М.
Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.
64. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л.
Рубинштейн. СПб., 2012. 704 с.
65. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Методический семинар. 2006. №1(6). С.30 - 38.
66. Сергиенко, Е.А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная
адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT v2.0) [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Психологические исследования. 2009. № 6 (8). Режим доступа: http: // psystudy.ru.
67. Сериков, В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Логос, 2018. 292с.
68. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ЮНИТИ, 2005. С.129.
69. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: ПСТГУ, 2013. 242с.
70. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное развитие подростка. - М.: Прометей, 2011. 516с.
71. Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Д.В. Ушаков, Д.В.Люсин. - М.: Институт психологии РАН, 2012. 350 с.
72. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение,
исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 213 с.
73. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды в 2-х тт. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж, 2005. 517с.
74. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная. - Томск: Том. Ун-та. - М.: «Барс», 1997. 392 с.
75. Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М.А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 121-128.
76. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. 160 с.
77. Шадрина, Е.В. Содержание понятия «целостный подход в общем образовании» в истории педагогической мысли // Сибирский педагогический журнал № 1 / 2014.
78. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Штутина Л.М. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.
79. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Д.Б.Эльконин. - М.: Академия, 2004. 384 с.
80. Юркевич, В.С. Проблема эмоционального интеллекта / В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4-10.
81. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты / И.М Юсупов. - СПб.: Питер, 1995. 252 с.
82. Bar-On, R. The development of a concept of psychological well-being. / Doctoral dissertation. — Rhodes University, South Africa, 1988. 180 р.
83. Bar-On, R. The Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence (ESI) // Psicothema, 2006. № 18. P. 13-25.
84. Bar-On, R. Emotional intelligence: an integral part of positive psychology // South African Journal of Psychology, 2010. Vol. 40, № 1. P. 54-62.
85. Bar-On, R. The Impact of Emotional Intelligence on Health and Wellbeing / Emotional Intelligence -- New Perspectives and Applications // Ed. by Di Fabio A. Rijeka, Croatia: InTech, 2012. P. 29-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ