РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 8
1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в современном научном знании 8
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в старшем
подростковом возрасте 22
1.3 Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта у
старшеклассников в образовательном процессе 32
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 40
2.1 Констатирующий этап экспериментального исследования 40
2.2 Апробация модели развития эмоционального интеллекта у
обучающихся 10 класса в образовательном процессе 50
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 8
1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в современном научном знании 8
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в старшем
подростковом возрасте 22
1.3 Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта у
старшеклассников в образовательном процессе 32
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе 40
2.1 Констатирующий этап экспериментального исследования 40
2.2 Апробация модели развития эмоционального интеллекта у
обучающихся 10 класса в образовательном процессе 50
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение
Актуальность. Главная современная проблема - непредсказуемость, изменчивость мира. Чтобы встроиться в динамично меняющийся мир нужно уметь распознавать свои эмоции, на основе интеллектуального анализа и синтеза управлять своей эмоциональной сферой; понимать переживания другого человека, репрезентируемые в эмоциях. Тогда человек сможет быстро и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В силу новых тенденций и развития кризисных явлений к человеку все больше предъявляется требований, будь то профессиональная среда или сфера межличностных отношений. Одной из ключевых проблем является эффективное взаимодействие человека в социуме и, в общем, эффективность человека в своей жизнедеятельности. В этом контексте представляют интерес способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействие с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, а также внутренние ресурсы человека, обеспечивающие реализацию данных способностей.
Кроме того современному обществу требуется непосредственный участник группы, который будет вносить конкретный вклад в ее развитие и продвижение. Это личность, обладающая целым рядом характеристик: гибкостью в общении, умением преподносить свою идею, точку зрения и отстаивать ее корректно, мобильностью в общении, ответственностью за свои поступки, сопереживанием (эмпатия), умением анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, умением обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, способностью создавать в коллективе дружелюбную атмосферу, умением разрешать конфликты без применения физической силы, умением сохранять свое психологическое здоровье и др. Все эти характеристики так или иначе зависят от уровня эмоционального интеллекта человека, который развивается на протяжении всей его жизни.
Мир стремительно развивается и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для 3
человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей. В настоящее время все многообразие теорий и концепций эмоционального интеллекта сводится к двум основным: к смешанным моделям (Р. Бар-Он, Д. Гоулман и др.) И модели способностей (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо). В отечественной науке данный конструкт изучается на научно - методическом уровне (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, А.С. Петровская), а также в практическом - прикладном контексте в ряде работ (М.А. Манойлова, Е.В. Ерохина, Л.Д. Камышникова и др.) [6].
Уже многие педагоги осознают необходимость развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе, однако отсутствуют методические пособия с разработанными педагогическими средствами для развития эмоционального интеллекта в процессе обучения в школе.
Анализ научной литературы и практического состояния дел обнаруживает объективную необходимость в преодолении следующих противоречий:
- между потребностью общества в выпускнике, обладающим высоким уровнем эмоционального интеллекта, что позволит эффективно справляться с требованиями динамично меняющегося мира, и недостаточной ориентированностью образования на развитие этих способностей у обучающихся;
- между пониманием педагогами школы необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе и недостаточной методической разработанностью педагогических средств его развития в образовательном процессе.
Актуальность темы и выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должен строиться образовательный процесс, способствующий развитию эмоционального интеллекта старшеклассников?
Актуальность проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Развитие эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе».
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Предмет исследования: модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Цель исследования: разработка модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
В основу исследования была положена гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе будет успешным, если:
- происходит расширение представлений у старших подростков об эмоциональной сфере человека (ее роли в жизни человека; видах, механизмах, способах регуляции эмоциональных состояний);
- целенаправленно содействовать развитию умений понимать эмоции другого человека на уроках литературы, а также при посещении драматического и оперного театров, картинной галереи;
- в образовательный процесс включена работа по пониманию своих эмоций через коллекционирование любимых медиатекстов (видео, аудио, арт).
Задачи исследования:
1. Осмыслить сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта в
старшем подростковом возрасте.
3. Разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
4. Разработать критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта старшеклассников.
5. Апробировать модель развития эмоционального интеллекта у обучающихся 10 класса в образовательном процессе.
В качестве методологических оснований исследования определены подходы:
- целостный подход (Каптерев П.Ф., Сериков В.В.) который ориентирует педагогический процесс на включение всех характеристик личности, включая эмоциональную сферу; понимая саму личность как сложную психическую систему, имеющую свою структуру и функции;
- феноменологический подход (Н.М. Борытко, Э. Гуссерль, Г.П. Звенигородская), рассматривающий целостность образования на основе приемлемости разных взглядов и позиций, в единстве своем открывающих и признающих уникальность каждого, раскрывающих многоаспектность познаваемого, предъявляющих рефлексию как инвариантный механизм раскрытия индивидуальности учащегося.
Теоретическая основа исследования представлена теориями и концепцией:
- теория эмоционального интеллекта (Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Р. Бар-Она, Д.В. Люсина);
- концепция преподавания литературы (В.В. Данилов).
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование,
тестирование, педагогическое наблюдение, беседы, опрос, рефлексивно-оценочные процедуры;
- статистические: ранжирование, количественная обработка,
качественный анализ результатов.
Научная новизна: разработана теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Теоретическая значимость: полученные результаты работы расширяют представления о средствах развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников может быть применена классными руководителями и учителями литературы в образовательном процессе школы.
База исследования: МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 20» г. Владивостока.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (85), приложения. Текст сопровождается таблицами (2), рисунками (11). Общий объем магистерской диссертации - 67 страниц
В силу новых тенденций и развития кризисных явлений к человеку все больше предъявляется требований, будь то профессиональная среда или сфера межличностных отношений. Одной из ключевых проблем является эффективное взаимодействие человека в социуме и, в общем, эффективность человека в своей жизнедеятельности. В этом контексте представляют интерес способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействие с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, а также внутренние ресурсы человека, обеспечивающие реализацию данных способностей.
Кроме того современному обществу требуется непосредственный участник группы, который будет вносить конкретный вклад в ее развитие и продвижение. Это личность, обладающая целым рядом характеристик: гибкостью в общении, умением преподносить свою идею, точку зрения и отстаивать ее корректно, мобильностью в общении, ответственностью за свои поступки, сопереживанием (эмпатия), умением анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, умением обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, способностью создавать в коллективе дружелюбную атмосферу, умением разрешать конфликты без применения физической силы, умением сохранять свое психологическое здоровье и др. Все эти характеристики так или иначе зависят от уровня эмоционального интеллекта человека, который развивается на протяжении всей его жизни.
Мир стремительно развивается и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для 3
человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей. В настоящее время все многообразие теорий и концепций эмоционального интеллекта сводится к двум основным: к смешанным моделям (Р. Бар-Он, Д. Гоулман и др.) И модели способностей (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо). В отечественной науке данный конструкт изучается на научно - методическом уровне (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, А.С. Петровская), а также в практическом - прикладном контексте в ряде работ (М.А. Манойлова, Е.В. Ерохина, Л.Д. Камышникова и др.) [6].
Уже многие педагоги осознают необходимость развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе, однако отсутствуют методические пособия с разработанными педагогическими средствами для развития эмоционального интеллекта в процессе обучения в школе.
Анализ научной литературы и практического состояния дел обнаруживает объективную необходимость в преодолении следующих противоречий:
- между потребностью общества в выпускнике, обладающим высоким уровнем эмоционального интеллекта, что позволит эффективно справляться с требованиями динамично меняющегося мира, и недостаточной ориентированностью образования на развитие этих способностей у обучающихся;
- между пониманием педагогами школы необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе и недостаточной методической разработанностью педагогических средств его развития в образовательном процессе.
Актуальность темы и выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должен строиться образовательный процесс, способствующий развитию эмоционального интеллекта старшеклассников?
Актуальность проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Развитие эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе».
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Предмет исследования: модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Цель исследования: разработка модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
В основу исследования была положена гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе будет успешным, если:
- происходит расширение представлений у старших подростков об эмоциональной сфере человека (ее роли в жизни человека; видах, механизмах, способах регуляции эмоциональных состояний);
- целенаправленно содействовать развитию умений понимать эмоции другого человека на уроках литературы, а также при посещении драматического и оперного театров, картинной галереи;
- в образовательный процесс включена работа по пониманию своих эмоций через коллекционирование любимых медиатекстов (видео, аудио, арт).
Задачи исследования:
1. Осмыслить сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта в
старшем подростковом возрасте.
3. Разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
4. Разработать критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта старшеклассников.
5. Апробировать модель развития эмоционального интеллекта у обучающихся 10 класса в образовательном процессе.
В качестве методологических оснований исследования определены подходы:
- целостный подход (Каптерев П.Ф., Сериков В.В.) который ориентирует педагогический процесс на включение всех характеристик личности, включая эмоциональную сферу; понимая саму личность как сложную психическую систему, имеющую свою структуру и функции;
- феноменологический подход (Н.М. Борытко, Э. Гуссерль, Г.П. Звенигородская), рассматривающий целостность образования на основе приемлемости разных взглядов и позиций, в единстве своем открывающих и признающих уникальность каждого, раскрывающих многоаспектность познаваемого, предъявляющих рефлексию как инвариантный механизм раскрытия индивидуальности учащегося.
Теоретическая основа исследования представлена теориями и концепцией:
- теория эмоционального интеллекта (Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Р. Бар-Она, Д.В. Люсина);
- концепция преподавания литературы (В.В. Данилов).
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование,
тестирование, педагогическое наблюдение, беседы, опрос, рефлексивно-оценочные процедуры;
- статистические: ранжирование, количественная обработка,
качественный анализ результатов.
Научная новизна: разработана теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Теоретическая значимость: полученные результаты работы расширяют представления о средствах развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников может быть применена классными руководителями и учителями литературы в образовательном процессе школы.
База исследования: МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 20» г. Владивостока.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (85), приложения. Текст сопровождается таблицами (2), рисунками (11). Общий объем магистерской диссертации - 67 страниц
Данная работа посвящена актуальной проблеме развития эмоционального
интеллекта старшеклассников в образовательном процессе. Эмоции человека несут важную информацию как самому их источнику, так и окружающим. Умение вычленять эту информацию и грамотно использовать ее в собственных целях - вот ключевая особенность эмоционального интеллекта. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
Мир стремительно развивается, и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Таким образом, была поставлена цель разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Были последовательно решены следующие задачи.
В соответствии с первой задачей мы осмыслили сущность понятия «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект - это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
В соответствии со второй задачей были выявлены особенности развития эмоционального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Таковыми можно назвать затруднения в идентификации эмоций, эмоциональную нестабильность, эмоциональные переживания более яркие и интенсивные, чем у представителей других возрастных категорий, нарастающие процессы возбуждения и ослабевание всех видов торможения, возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности, развитие способностей к саморегуляции. Подростки имеют свойство застревать в своих переживаниях, что негативно сказывается на их деятельности.
В соответствии с третьей задачей мы разработали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Для решения четвертой задачи был разработан критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта у старшеклассников. Он включает в себя три критерия:
Когнитивный критерий - осведомленность в области теории эмоций (П.1.1); умение определять причины, вызвавшие эмоцию, и прогнозировать следствия, к которым она приведёт (П.1.2); умение выявлять истинные мотивы другого человека (П.1.3).
Перцептивный критерий - способность чувствовать и понимать эмоции другого (П.2.1); умение фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его (П.2.2).
Поведенческий критерий - эмоциональная гибкость и отходчивость (П.3.1); умение поддерживать у себя оптимистичный настрой (П.3.2).
В соответствии с пятой задачей мы апробировали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе и доказали эффективность разработанной модели.
Для этого был проведен констатирующий этап эксперимента, в результате которого был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта старшеклассников. Особенно низкие показатели были по эмоциональной осведомленности, умения выявлять истинные мотивы другого человека, умения фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его, эмоциональной отходчивости и гибкости, а также умения поддерживать у себя оптимистичный настрой. Полученные результаты подтверждают, что подростки не могут рационализировать собственное эмоциональное состояние, склонны впадать в депрессивные состояния. Достижение гармонии внутри самого себя дается старшеклассникам с трудом или вовсе не дается.
Измерения на контрольном этапе эксперимента демонстрируют следующие результаты. Показания по когнитивному критерию выросли на 34%, по перцептивному - на 10% и по поведенческому - на 7%. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта старшеклассников.
Следовательно, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, а значит, разработанная нами теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников эффективна и действительно способствует развитию эмоционального интеллекта.
интеллекта старшеклассников в образовательном процессе. Эмоции человека несут важную информацию как самому их источнику, так и окружающим. Умение вычленять эту информацию и грамотно использовать ее в собственных целях - вот ключевая особенность эмоционального интеллекта. Воспитание у школьников умений жить в ладу с собой и другими людьми происходит на основе эмоционального интеллекта. Разработка педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе является актуальной задачей современного общего образования.
Мир стремительно развивается, и требования к современному выпускнику возрастают. Эмоциональный интеллект является огромным ресурсом для человека в самопознании, саморазвитии, в создании межличностных отношений, в борьбе со стрессами. В то время как во многих странах развитие эмоционального интеллекта уже давно включено в школьную программу как компонент воспитательной деятельности педагогов, в образовательных учреждениях России не уделяют должного внимания развитию эмоционального интеллекта школьников, и наши старшеклассники часто оказываются неготовыми выйти в мир взрослых.
Таким образом, была поставлена цель разработать теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Были последовательно решены следующие задачи.
В соответствии с первой задачей мы осмыслили сущность понятия «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект - это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
В соответствии со второй задачей были выявлены особенности развития эмоционального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Таковыми можно назвать затруднения в идентификации эмоций, эмоциональную нестабильность, эмоциональные переживания более яркие и интенсивные, чем у представителей других возрастных категорий, нарастающие процессы возбуждения и ослабевание всех видов торможения, возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности, развитие способностей к саморегуляции. Подростки имеют свойство застревать в своих переживаниях, что негативно сказывается на их деятельности.
В соответствии с третьей задачей мы разработали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Для решения четвертой задачи был разработан критериально-диагностический аппарат определения уровня развития эмоционального интеллекта у старшеклассников. Он включает в себя три критерия:
Когнитивный критерий - осведомленность в области теории эмоций (П.1.1); умение определять причины, вызвавшие эмоцию, и прогнозировать следствия, к которым она приведёт (П.1.2); умение выявлять истинные мотивы другого человека (П.1.3).
Перцептивный критерий - способность чувствовать и понимать эмоции другого (П.2.1); умение фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его (П.2.2).
Поведенческий критерий - эмоциональная гибкость и отходчивость (П.3.1); умение поддерживать у себя оптимистичный настрой (П.3.2).
В соответствии с пятой задачей мы апробировали теоретическую модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе и доказали эффективность разработанной модели.
Для этого был проведен констатирующий этап эксперимента, в результате которого был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта старшеклассников. Особенно низкие показатели были по эмоциональной осведомленности, умения выявлять истинные мотивы другого человека, умения фиксировать изменение эмоционального состояния у себя и идентифицировать его, эмоциональной отходчивости и гибкости, а также умения поддерживать у себя оптимистичный настрой. Полученные результаты подтверждают, что подростки не могут рационализировать собственное эмоциональное состояние, склонны впадать в депрессивные состояния. Достижение гармонии внутри самого себя дается старшеклассникам с трудом или вовсе не дается.
Измерения на контрольном этапе эксперимента демонстрируют следующие результаты. Показания по когнитивному критерию выросли на 34%, по перцептивному - на 10% и по поведенческому - на 7%. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта старшеклассников.
Следовательно, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, а значит, разработанная нами теоретическая модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников эффективна и действительно способствует развитию эмоционального интеллекта.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Соотношение эмоционального интеллекта и
социометрического статуса подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ РАСОВОЙ СЕГРЕГАЦИИ В США ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



