АНГОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНГОЛА НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОСТИ
1.1. Борьба ангольского народа за независимость 7
1.2. Помощь СССР Анголе в годы гражданской войны 17
1.3. Стратегия внешнеполитического курса Анголы 25
ГЛАВА 2. РОССИЯ И АНГОЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Основные направления российско-ангольского сотрудничества 39
2.2. Военно-техническое сотрудничество России и Анголы 45
2.3. Перспективы внешнеэкономических отношений России и Анголы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. АНГОЛА НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОСТИ
1.1. Борьба ангольского народа за независимость 7
1.2. Помощь СССР Анголе в годы гражданской войны 17
1.3. Стратегия внешнеполитического курса Анголы 25
ГЛАВА 2. РОССИЯ И АНГОЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Основные направления российско-ангольского сотрудничества 39
2.2. Военно-техническое сотрудничество России и Анголы 45
2.3. Перспективы внешнеэкономических отношений России и Анголы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Неотъемлемой частью общественной жизни любого государства является внешняя политика. Она не только отражает его политический строй, уровень экономического развития, но и корректирует идеологические приоритеты, способствует социально-экономическому прогрессу, обогащает культуру общества. Добрососедские отношения между народами, взаимопомощь, взаимовыгодная торговля служат укреплению мира и процветанию человечества.
Среди основных направлений российско-африканского сотрудничества отношения России и Анголы заслуживают особого внимания. В свою очередь российско-ангольские взаимоотношения олицетворяют собой нынешнее затруднительное положение России в Африке. Несмотря на устойчивый политический капитал Москвы на континенте, который, главным образом, связан с советской помощью, оказанной Анголе во время «холодной войны», ее экономическое присутствие в регионе остается незначительным. Африка претерпевает в настоящее время огромные изменения во всех сферах. С конца двадцатого века новая международная обстановка вызвала новый интерес к укреплению российско-африканских отношений. Значение Анголы для России объясняется в основном политической стабилизацией и экономической устойчивостью, основанной на нефтяной и горнодобывающей промышленности, инфраструктурном строительстве и восстановлении сельского хозяйства, что создает неплохие возможности для России в Анголе. Ангола занимает одно из наиболее благоприятных географических положений в Африке. Это связано с большими запасами полезных ископаемых и огромным гидроэлектрическим потенциалом, что представляет ряд возможностей для российских компаний в области эксплуатации природных ресурсов. Ангола также располагает привлекательным для российских экспортеров внутренним рынком для экспорта широкого спектра товаров народного потребления, машиностроительного оборудования и высокотехнологичных товаров и услуг. Однако для укрепления позиций и интересов России на рынке Анголы необходимо предпринять ряд шагов для изменения политики и создания институтов, необходимых для развития двусторонних торговых и инвестиционных потоков.
Объектом исследования являются отношений между Российской Федерацией и Анголой в конце ХХ - начале XXI века.
Предметом исследования выступают основные направления отношений между Российской Федерацией и Анголой в конце ХХ - начале XXI века.
Историография проблемы включает ряд комплексов работ. Большую группу составляют общие труды по истории международных отношений и внешней политики СССР и России, к сожалению, аналогичных монографий ангольских ученых еще нет.
Ценными являются исследования по актуальным проблемам африканских стран и, в частности, Анголы, что позволило определить эффективность помощи СССР ангольскому народу, представить перспективные направления российско-ангольских отношений. В этом плане стоит отметить работу Хазанова A.M. «История Анголы в новое и новейшее время»1, кроме того, значительную помощь в исследовании оказали следующие труды:
1. Внешняя политика СССР и России;
2. История внешней политики СССР;
3. Африка во внешнеэкономических связях России;
4. Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы);
5. Кодаченко A.C. СССР и развивающиеся страны: Опыт
экономического сотрудничества и др.
Большой фактологический материал был почерпнут из периодической печати, выступлений и воспоминаний непосредственных участников советско-ангольского сотрудничества. Среди основных изданий, используемых в работе, выделим следующие:
1. "Внешняя торговля Анголы". - Луанда. 1980-1992.
2. Азия и Африка сегодня - 1978-1992;
3. Аргументы и факты -1989-1992;
4. Журнал Дэ Ангола - Орган ЦК :ЖА-ПТ - 1976-1993;
5. Известия - 19801991.
Цель исследования настоящей работы-проследить за развитием отношений России и Анголы, рассмотреть основные направления отношений двух государств в конце ХХ - начале XXI века, выявить роль России в борьбе с колониализмом и гражданской войной в Анголе, определить возможные пути сотрудничества двух государств в различных сферах.
Осуществления поставленной цели можно добиться в результате решения следующих задач:
1. Изучить процесс борьбы ангольского народа за независимость;
2. Рассмотреть вопрос помощи СССР Анголе в годы гражданской войны;
3. Проанализировать стратегию внешнеполитического курса Анголы;
4. Выявить основные направления российско-ангольского
сотрудничества;
5. Дать анализ военно-техническому сотрудничеству России и Анголы;
6. Определить перспективы внешнеэкономических отношений России и Республики Ангола.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990-е - начало 2000-х гг. В исследовании рассматривается и предыстория советско- ангольских отношений, зарождавшаяся в борьбе ангольского народа за независимость.
Источники. Автор максимально использовал сборники действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с иностранными государствами:
1. СССР и страны Африки (дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы).- М.: .1985;
2. Внешняя политика СССР. Сб.док. - Я.: 1965-1983;
3. СССР и страны Африки. Документы и материалы. В двух томах. - 1985.
4. Заризов И.О. Развивающиеся страны в современных международных отношениях. - М.: 1991 г.
5. Душ Сантуш Ж.Э. Избранные речи.- Луанда, 1982;
6. Нето А. Избранные речи. - Луанда, 1977
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. В работе были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, историко-сравнительный метод, изучение и анализ исторической практики.
Структура работы. Объект, цель и задачи исследования определили структуру нашей работы. Она построена в соответствии с хронологически- проблемным принципом и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Среди основных направлений российско-африканского сотрудничества отношения России и Анголы заслуживают особого внимания. В свою очередь российско-ангольские взаимоотношения олицетворяют собой нынешнее затруднительное положение России в Африке. Несмотря на устойчивый политический капитал Москвы на континенте, который, главным образом, связан с советской помощью, оказанной Анголе во время «холодной войны», ее экономическое присутствие в регионе остается незначительным. Африка претерпевает в настоящее время огромные изменения во всех сферах. С конца двадцатого века новая международная обстановка вызвала новый интерес к укреплению российско-африканских отношений. Значение Анголы для России объясняется в основном политической стабилизацией и экономической устойчивостью, основанной на нефтяной и горнодобывающей промышленности, инфраструктурном строительстве и восстановлении сельского хозяйства, что создает неплохие возможности для России в Анголе. Ангола занимает одно из наиболее благоприятных географических положений в Африке. Это связано с большими запасами полезных ископаемых и огромным гидроэлектрическим потенциалом, что представляет ряд возможностей для российских компаний в области эксплуатации природных ресурсов. Ангола также располагает привлекательным для российских экспортеров внутренним рынком для экспорта широкого спектра товаров народного потребления, машиностроительного оборудования и высокотехнологичных товаров и услуг. Однако для укрепления позиций и интересов России на рынке Анголы необходимо предпринять ряд шагов для изменения политики и создания институтов, необходимых для развития двусторонних торговых и инвестиционных потоков.
Объектом исследования являются отношений между Российской Федерацией и Анголой в конце ХХ - начале XXI века.
Предметом исследования выступают основные направления отношений между Российской Федерацией и Анголой в конце ХХ - начале XXI века.
Историография проблемы включает ряд комплексов работ. Большую группу составляют общие труды по истории международных отношений и внешней политики СССР и России, к сожалению, аналогичных монографий ангольских ученых еще нет.
Ценными являются исследования по актуальным проблемам африканских стран и, в частности, Анголы, что позволило определить эффективность помощи СССР ангольскому народу, представить перспективные направления российско-ангольских отношений. В этом плане стоит отметить работу Хазанова A.M. «История Анголы в новое и новейшее время»1, кроме того, значительную помощь в исследовании оказали следующие труды:
1. Внешняя политика СССР и России;
2. История внешней политики СССР;
3. Африка во внешнеэкономических связях России;
4. Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы);
5. Кодаченко A.C. СССР и развивающиеся страны: Опыт
экономического сотрудничества и др.
Большой фактологический материал был почерпнут из периодической печати, выступлений и воспоминаний непосредственных участников советско-ангольского сотрудничества. Среди основных изданий, используемых в работе, выделим следующие:
1. "Внешняя торговля Анголы". - Луанда. 1980-1992.
2. Азия и Африка сегодня - 1978-1992;
3. Аргументы и факты -1989-1992;
4. Журнал Дэ Ангола - Орган ЦК :ЖА-ПТ - 1976-1993;
5. Известия - 19801991.
Цель исследования настоящей работы-проследить за развитием отношений России и Анголы, рассмотреть основные направления отношений двух государств в конце ХХ - начале XXI века, выявить роль России в борьбе с колониализмом и гражданской войной в Анголе, определить возможные пути сотрудничества двух государств в различных сферах.
Осуществления поставленной цели можно добиться в результате решения следующих задач:
1. Изучить процесс борьбы ангольского народа за независимость;
2. Рассмотреть вопрос помощи СССР Анголе в годы гражданской войны;
3. Проанализировать стратегию внешнеполитического курса Анголы;
4. Выявить основные направления российско-ангольского
сотрудничества;
5. Дать анализ военно-техническому сотрудничеству России и Анголы;
6. Определить перспективы внешнеэкономических отношений России и Республики Ангола.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990-е - начало 2000-х гг. В исследовании рассматривается и предыстория советско- ангольских отношений, зарождавшаяся в борьбе ангольского народа за независимость.
Источники. Автор максимально использовал сборники действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с иностранными государствами:
1. СССР и страны Африки (дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы).- М.: .1985;
2. Внешняя политика СССР. Сб.док. - Я.: 1965-1983;
3. СССР и страны Африки. Документы и материалы. В двух томах. - 1985.
4. Заризов И.О. Развивающиеся страны в современных международных отношениях. - М.: 1991 г.
5. Душ Сантуш Ж.Э. Избранные речи.- Луанда, 1982;
6. Нето А. Избранные речи. - Луанда, 1977
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. В работе были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, историко-сравнительный метод, изучение и анализ исторической практики.
Структура работы. Объект, цель и задачи исследования определили структуру нашей работы. Она построена в соответствии с хронологически- проблемным принципом и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Одним из наиболее важных аспектов и конкурентных преимуществ России в Анголе является влиятельный политический капитал, который по- прежнему активно используется, что связано с поддержкой, которую СССР оказал Анголе в процессе освободительной борьбы, а затем и правящей партии во время гражданской войны. Кроме того, это связано с расширением прав и возможностей гражданских и военных кадров. Многие высокопоставленные кадры в правительстве и армии окончили советские / российские университеты, свободно говорят по -русски и пропагандируют российскую культуру. Эта так называемая форма «мягкой силы» помогла России восстановить свой авторитет и влияние в Анголе после падения Советского Союза в 1991 году. Не стоит забывать, что в Африке появляются и новые игроки, такие как Китай и Бразилия, которые также активно начали привлекать студентов из Анголы в свои университеты и налаживать политические отношения в целом. Несмотря на то, что многие ангольские студенты все еще выбирают российские ВУЗы и изучают русский язык, происходит смена поколений, перед которой открываются все новые возможности. Поэтому с приходом к власти в Анголе новых поколений, российское влияние на них может ослабнуть, поскольку они уже не будут так чтить память и вести пророссийский курс.
Долгосрочные отношения в оборонном секторе - еще один важный российский ресурс в Анголе. Первоначальная военная поддержка, оказанная Советским Союзом в 1970-е и 1980-е годы в виде оборудования, технологий и опыта, а также наследия, поддерживаемого Россией в 1990-х и 2000-х годах, в значительной степени объясняет сохраняющуюся стратегическую значимость России в оборонной структуре, логистике и доктрине Анголы в настоящее время. Развитие российско-ангольского сотрудничества по- прежнему является важным аспектом внешней политики Анголы, несмотря на нынешний мирный контекст. Что касается сотрудничества, то можно добиться определенного прогресса с явным акцентом на экономические аспекты. Несмотря на то, что российско-ангольское сотрудничество в последние годы все еще относительно сконцентрировано в традиционных секторах, таких как оборона, высшее образование, здравоохранение, двустороннее сотрудничество диверсифицировалось в новых областях, таких как минеральные ресурсы, энергетика, финансирование и телекоммуникации.
Тем не менее, многие проблемы остаются, особенно на уровне внедрения. Несмотря на большое количество соглашений о сотрудничестве, подписанных за последние 10 лет, многие остались нереализованными. Проблема в основном заключается в недостаточной способности воплощать соглашения на практике. Это, по-видимому, связано с еще предварительными этапами координирующих и реализующих механизмов, которые в значительной степени основаны на двусторонней комиссии Анголы и России, вторая сессия которой состоялась почти через семь лет после первой. Похоже, что неопровержимость и плохой потенциал, особенно со стороны Анголы, являются основными причинами такого положения дел.
Особое место в российско-ангольских отношениях может занять военно-техническое сотрудничество. В сложившейся ситуации России важно удержать в Анголе рынок вооружений, учитывая, что не только Ангола, но и другие африканские страны в целях сохранения военного потенциала выделяют бюджетные средства на поддержано поставленных ранее СССР вооружений в состоянии боеготовности.
Несмотря на значительный прогресс на дипломатическом уровне, объем торговли и инвестиций по-прежнему является туманным отражением силы политических связей. Хотя обе страны приложили много усилий с начала 2000-х годов в целях активизации экономических обменов, прогресс остается медленным. В российских инвестициях в Анголе доминируют несколько контролируемых государством компаний, работающих в горнодобывающей и банковской сферах (соответственно АЛРОСА и ВТБ). Основными проблемами российско-ангольского сотрудничества являются:
1. плохая политико-дипломатическая поддержка Москвы;
2. языковые барьеры;
3. отсутствие опыта и политических связей предпринимателей с российской стороны;
4. небезопасная бизнес-среда;
5. плохая инфраструктура;
6. высокие транзакционные издержки;
7. высокие расходы на проживание со стороны Анголы;
8. слабые дипломатические механизмы и отсутствие финансовых инструментов для укрепления экономических связей;
Экономические связи остаются в высшей степени ориентированными на элиту, и с обеих сторон возлагается ответственность за создание необходимых структур для процветания частного бизнеса. Другой вызов, который часто игнорируется, - это языковой и культурный барьер. Хотя взаимопонимание в этом отношении неплохо на высших уровнях по причинам, упомянутым выше, помимо этого элитного кружка существует глубокое отсутствие знаний в обоих направлениях. Недостаточное понимание соответствующих бизнес-культур является серьезным препятствием, которое часто игнорируются. Обмены между гражданским обществом остаются несущественными, что является явным симптомом абсентеизма публичной дипломатии с обеих сторон .
Долгосрочные отношения в оборонном секторе - еще один важный российский ресурс в Анголе. Первоначальная военная поддержка, оказанная Советским Союзом в 1970-е и 1980-е годы в виде оборудования, технологий и опыта, а также наследия, поддерживаемого Россией в 1990-х и 2000-х годах, в значительной степени объясняет сохраняющуюся стратегическую значимость России в оборонной структуре, логистике и доктрине Анголы в настоящее время. Развитие российско-ангольского сотрудничества по- прежнему является важным аспектом внешней политики Анголы, несмотря на нынешний мирный контекст. Что касается сотрудничества, то можно добиться определенного прогресса с явным акцентом на экономические аспекты. Несмотря на то, что российско-ангольское сотрудничество в последние годы все еще относительно сконцентрировано в традиционных секторах, таких как оборона, высшее образование, здравоохранение, двустороннее сотрудничество диверсифицировалось в новых областях, таких как минеральные ресурсы, энергетика, финансирование и телекоммуникации.
Тем не менее, многие проблемы остаются, особенно на уровне внедрения. Несмотря на большое количество соглашений о сотрудничестве, подписанных за последние 10 лет, многие остались нереализованными. Проблема в основном заключается в недостаточной способности воплощать соглашения на практике. Это, по-видимому, связано с еще предварительными этапами координирующих и реализующих механизмов, которые в значительной степени основаны на двусторонней комиссии Анголы и России, вторая сессия которой состоялась почти через семь лет после первой. Похоже, что неопровержимость и плохой потенциал, особенно со стороны Анголы, являются основными причинами такого положения дел.
Особое место в российско-ангольских отношениях может занять военно-техническое сотрудничество. В сложившейся ситуации России важно удержать в Анголе рынок вооружений, учитывая, что не только Ангола, но и другие африканские страны в целях сохранения военного потенциала выделяют бюджетные средства на поддержано поставленных ранее СССР вооружений в состоянии боеготовности.
Несмотря на значительный прогресс на дипломатическом уровне, объем торговли и инвестиций по-прежнему является туманным отражением силы политических связей. Хотя обе страны приложили много усилий с начала 2000-х годов в целях активизации экономических обменов, прогресс остается медленным. В российских инвестициях в Анголе доминируют несколько контролируемых государством компаний, работающих в горнодобывающей и банковской сферах (соответственно АЛРОСА и ВТБ). Основными проблемами российско-ангольского сотрудничества являются:
1. плохая политико-дипломатическая поддержка Москвы;
2. языковые барьеры;
3. отсутствие опыта и политических связей предпринимателей с российской стороны;
4. небезопасная бизнес-среда;
5. плохая инфраструктура;
6. высокие транзакционные издержки;
7. высокие расходы на проживание со стороны Анголы;
8. слабые дипломатические механизмы и отсутствие финансовых инструментов для укрепления экономических связей;
Экономические связи остаются в высшей степени ориентированными на элиту, и с обеих сторон возлагается ответственность за создание необходимых структур для процветания частного бизнеса. Другой вызов, который часто игнорируется, - это языковой и культурный барьер. Хотя взаимопонимание в этом отношении неплохо на высших уровнях по причинам, упомянутым выше, помимо этого элитного кружка существует глубокое отсутствие знаний в обоих направлениях. Недостаточное понимание соответствующих бизнес-культур является серьезным препятствием, которое часто игнорируются. Обмены между гражданским обществом остаются несущественными, что является явным симптомом абсентеизма публичной дипломатии с обеих сторон .



