Введение 7
1 Анализ инновационного устройства аппаратно-программного комплекса
управляемой локальной гипертермии «Феникс-2» 9
1.1 Техническое описание комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» 9
1.2 Результаты лабораторного применения и клинического лечения с помощью
комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» 14
2 Оценка затрат на разработку и производство комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» 18
2.1 Сущность затрат как объект анализа 18
2.2 Оценка затрат на разработку и производство комплекса «Феникс-2» 20
3 Маркетинговое исследование 23
3.1 Конкурентно - сравнительный анализ 23
3.2 Сегментирование рынка и выявление потребителей 32
3.3 Составление клиентской базы потенциальных потребителей 33
3.4 Расчет ёмкости рынка 36
3.5 Выявление каналов продвижения комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» 39
4 Анализ рисков на этапе коммерциализации комплекса «Феникс-2» 42
5 Бизнес-модель коммерциализации комплекса «Феникс-2» 47
6 Устав проекта 56
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В 72
Приложение Г 73
Приложение Д 74
Приложение Ж
Проблема лечения онкологических заболеваний с каждым годом становится все более острой как в России, так и во всем мире. Неуклонный рост числа больных с доброкачественными и злокачественными опухолями постепенно начинает приобретать эпидемический характер. Онкологические заболевания являются причиной смерти людей почти в 30% случаев. Причем необходимо отметить, что с каждым годом отмечается увеличение заболеваемости у лиц трудоспособного возраста во всем мире (рисунок 1.1). В связи с этим актуальным остается поиск новых методов воздействия на опухоли, которые бы при этом не оказывали выраженного побочного действия. Одним из таких методов является теплолечение, на основе которого организация «ПромЭл» разработала аппаратно-программный комплекс для реализации локальной гипертермии в лечении онкологических заболеваний.
Практическая значимость работы заключается в применении аппаратно-программного комплекса для реализации локальной гипертермии в лечении онкологических заболеваний в НИИ онкологии и онкологических учреждениях, благодаря чему большее количество больных смогут получить качественное и своевременное лечение.
Процесс коммерциализации инновационного продукта является ключевым этапом инновационной деятельности, в результате которого происходит возмещение затрат разработчика инновационного продукта и получение им прибыли от своей деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование аспектов коммерциализации комплекса локальной гипертермии «Феникс-2».и разработка бизнес-модели коммерциализации устройства.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить устройство «Феникс-2»: принцип работы, назначение, технические характеристики и результаты его клинического и лабораторного применения.
- Разработать и проанализировать смету затрат на производство исследуемого устройства в программном обеспечении Microsoft Project.
- Провести конкурентно-сравнительный анализ технических и стоимостных характеристик комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» с аналогами.
- Провести сегментирование рынка, выявить потребителей и составить клиентскую базу потенциальных потребителей.
- Рассчитать ёмкость рынка комплекса «Феникс-2».
- Выявить основные каналы продвижения устройства.
- Идентифицировать риски на этапе коммерциализации комплекса «Феникс- 2», выявить триггеры, провести качественный и количественный анализ рисков, определить стратегии управления рисками.
- Разработать бизнес-модель коммерциализации устройства.
- Разработать Устав проекта по коммерциализации комплекса локальной гипертермии «Феникс-2».
В ходе выполнения маркетингового исследования получены следующие результаты и выводы:
1. Проведенный конкурентно-сравнительный анализ позволил изучить устройства конкурентов и выявить все преимущества комплекса локальной гипертермии «Феникс-2». Проанализировав все сильные и слабые стороны устройств, можно сделать вывод, что «Феникс-2» является конкурентоспособным, так как обладает явными техническими и функциональными преимуществами, а также имеет сравнительно низкую стоимость, что играет огромную роль при коммерциализации устройства.
2. Ёмкость рынка для комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» рассчитана с помощью четырех показателей. Проведенный анализ рынка показал, что в настоящее время реально достижимый объем рынка составляет 80 млн. рублей в год.
3. Проведено сегментирование рынка, и выявлены потенциальные потребители комплекса локальной гипертермии «Феникс-2». Создана информативная клиентская база потенциальных потребителей: онкологических центров, НИИ Онкологии, клиник и диспансеров в Российской Федерации и остальных странах СНГ. Составлена таблица, в которую занесена вся необходимая информация для связи с потребителями. Таблица, составленная в среде MS Excel, содержит основные данные о компаниях - потенциальных потребителях. На данный момент в таблице содержатся данные о 87 онкологических центрах.
4. Определены ключевые каналы продвижения медицинского оборудования, которые позволят в полном объеме распространить необходимую информацию об устройстве «Феникс-2» потребителям.
Благодаря проведению анализа рисков на этапе коммерциализации аппаратно-программного комплекса управляемой локальной гипертермии «Феникс-2» идентифицированы возможные риски проекта, описаны их триггеры. Проведен качественный и количественный анализ возможных рисков, и с учетом рассчитанного ранга для каждого риска выбрана стратегия реагирования на него, с помощью которой можно будет либо полностью исключить вероятность возникновения рискового события, либо уменьшить последствия после его наступления.
Разработана бизнес-модель коммерциализации комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» по методологии А. Остервальдера. Данная бизнес-модель базируется на продаже комплекса «Феникс-2» и позволяет в упрощенной структуре представить всю концепцию бизнеса.
Разработанный Устав проекта, который содержит подробную информацию о проекте коммерциализации устройства: название, цель, задачи, требования и критерии успеха, описание проекта, анализ стейкхолдеров и оценка внешнего окружения проекта, классификация проекта, ограничения, сводное расписание контрольных событий, риски высокого уровня и схема организационной структуры компании, позволит понять общее и полное описание проекта.
Выполненные и детально проработанные задачи позволяют сформировать определенную стратегию продвижения устройства «Феникс-2» на рынок медицинских онкологических устройств. Результаты проделанной работы будут также переданы в ООО «ПромЭл» в качестве рекомендательных указаний, которые компания сможет использовать в своих целях и при коммерциализации разработки.
1. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой «Злокачественные новообразования в России в 2017 году (заболеваемость и смертность)» - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, - 2018. - илл. - 250 с. ISBN 978-5-85502-243-8.
2. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2016 году (заболеваемость и смертность) - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, - 2018. - илл. - 250 с. ISBN 978-5-85502-234-6.
3. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2015 году (заболеваемость и смертность) - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, - 2017. - илл. - 250 с. ISBN 978-5-85502-227-8.
4. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2014 году (заболеваемость и смертность) - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, - 2016. - илл. - 250 с. ISBN 978-5-85502-219-3.
5. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2013 году (заболеваемость и смертность) - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «ФМИЦ им. П.А. Герцена» Минздрава России. - 2015. - илл. - 250 с. ISBN 978-5-85502-205-6.
6. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2012 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России. - 2014. - илл. - 250 с. ISBN 978-5¬85502-193-6.
7. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2011 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России. - 2013.- ил. - 289 с. ISBN 978-5¬85502-179-0.
8. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2010 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздравсоцразвития России. - 2012.- ил. - 260 с. ISBN 978-5-85502-154-7.
9. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2009 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Минздравсоцразвития России», 2011. - 260 с.: ил. ISBN 9785-85502-046-0.
10. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2008 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2010.- 256 с.: ил. ISBN 5-85502-024¬Х.
11. Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой Злокачественные новообразования в России в 2007 году (заболеваемость и смертность) - М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2009.- 244 с.: ил. ISBN 5-85502-120-3.
12. О. Пахмурин, А.В. Кобзев, В.Д. Семенов, А.В. Литвинов, В.Н. Учаев, А.Ю. Хуторной - «Автоматизированные комплексы высокотемпературного воздействия на биологические ткани». Монография. Томск Издательство ТУСУР 2014.
13. Патент 110968 РФ, МПК А61В 18/14. Инструмент для реализации локальной
гипертермии / А.В. Кобзев, Д.О. Пахмурин, В.Н. Учаев, В.Д. Семенов, А.А. Свиридов, А.В. Литвинов, А.Ю. Хуторной. - № 2011127982/14; заявл. 07.07.2011; опубл.
10.12.2011, Бюл. № 34. - 6 с.
14. «Сибирь Информ». «Томский «Феникс-2» для лечения рака не имеет аналогов в мире». [Электронный ресурс]. - URL http://sibfo.ru/medicine/635-tomskiy-feniks-2-dlya-lecheniya-raka-ne-imeet-analogov-v-mire.html (Дата обращения 20.05.2020).
15. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. «Экономика предприятия (организации)». Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 372 с.
16. Горфинкель, В. Я. «Экономика предприятия» / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.
17. «POWERBRANDING». «Конкурентный анализ рынка «с нуля»». [Электронный ресурс]. - URL http://powerbranding.ru/competition/analiz-konkurentov/(Дата обращения 04.06.2020).
18. «PROMNAVIGATOR». АО «НИИ «Исток» им. Шокина». [Электронный ресурс]. - URL http://www.promnavigator.ru/c/d1190/(Дата обращения 04.06.2020).
19. «Реестринформ.ру». Реестр медицинских изделий. [Электронный ресурс]. - URL http://reestrinform.ru/reestr-meditcinskikh-izdeliy/reg_number- %D0%A4%D0%A1%D0%97_2009/04127.html(Дата обращения 04.06.2020).
20. «Oncothermia». [Электронный ресурс]. - URLhttps://web.archive.org/web/20140819140930/http://www.oncotherm.com/web/page/prod/ehy2000plus.ENG/ (Дата обраще¬ния 06.06.2020).
21. «Celsius42+GmbH». [Электронный ресурс]. - URL https://web.archive.org/web/20141208164254/http://www.celsius42.de/company.html (Дата обращения 06.06.2020).
22. Чернов В. А. «Теория экономического анализа». «SWOT-анализ». Издательство «Проспект». 2017 г.
23. «MMF». «Анализ конкурентов в 10 шагов: практическая инструкция». [Электронный ресурс]. - URL https://moneymakerfactory.ru/articles/analiz-konkurentov/(Дата обращения 08.06.2020).
24. «Loyalty Building». «Сегментация потребителей и формирование клиентской базы». [Электронный ресурс]. - URL http://www.loyaltybuilding.ru/pages/detail/segmenta
tion (Дата обращения 10.06.2020).
25. Поиск потенциальных покупателей и установления контакта.
«Образовательный сайт Бармашова К.С.». [Электронный ресурс]. - URL
http://www.barmashovks.ru/page94/page148/index.html (Дата обращения 11.06.2020).
26. «ЕКАМ». «Как создать клиентскую базу и научиться ею эффективно управлять». [Электронный ресурс]. - URL https://www.ekam.ru/blogs/pos/kak-sozdat- klientskuju-bazu(Дата обращения 12.06.2020).
27. «RUSBASE». «4 главных показателя для оценки вашего рынка». [Электронный ресурс]. - URL https://rb.ru/opinion/market-capacity/bazu(Дата обращения 15.06.2020).
28. Тарасов Г. В. «Емкость рынков». «Предпринимательство в региональной
экономике: состояние и перспективы» материалы международной научно -
практической конференции. 2016 г. 202-206 стр.
29. Лубшева, М. Н. «Особенности рекламной кампании медицинского
оборудования на рынке В2В». М. Н. Лубшева, Е. А. Иголкина. - Текст: непосредственный // «Проблемы и перспективы экономики и управления». Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). - Т. 0. - Санкт-
Петербург: Реноме, 2013. - С. 82-84.
30. Акопов В. С., Кокуева Ж. М., Щукин С. И. «Применение маркетинга в области био- и медицинской техники». [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cfin.ru/press/marketing/2000-5/02.shtml. (Дата обращения 18.06.2020).
31. «Риск-менеджмент: управление проектными рисками». Учебное пособие для студентов экономических специальностей / Е. М. Королькова. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 160 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-8265-1224-1.
32. Грачева, М.В. «Управление рисками в инновационной деятельности». Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 351 стр.
33. «KOLASH». «Построение бизнес-модели проекта по книге А.Остервальдера». [Электронный ресурс]. - URL: http://kolash.ru/postroenie-biznes-modeli-po-ostervalderu/. (Дата обращения 19.06.2020).
34. А. Остервальдер. «Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора». - 2012 г. - 1-3 с.
35. Рыбалова Е. А. «Управление проектами». Учебное пособие / - 2015. 206 с.
36. «Управление проектами.РУ». «Чудо-бумажка, или зачем нужен устав проекта и как его написать». [Электронный ресурс]. - URL https://upravlenie- proektami.ru/chudo-bumazhka-ili-zachem-nuzhen-ustav-proekta-i-kak-ego-napisat(Дата обращения: 22.06.2020).