Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование приемов мнемотехники в процессе формирования лексических навыков у учащихся начальной школы (на материале французского языка)

Работа №75093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы117
Год сдачи2019
Стоимость490 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков иностранного языка у учащихся начальной школы посредством использования приемов мнемотехники 7
1.1 Психолого-педагогические условия обучения учащихся начальной школы 7
1.2. Особенности формирования лексических навыков у учащихся младшего
школьного возраста на уроках иностранного языка 13
1.3. Роль и место мнемотехники в процессе обучения иноязычной лексике в
начальной школе 21
Выводы по I главе 35
Глава II. Методика формирования лексических навыков у учащихся начальной школы на основе мнемотехники 38
2.1. Анализ УМК по французскому языку для 4 класса 38
2.2. Мнемотехнические приемы и упражнения, используемые в обучении
учащихся начальной школы лексике французского языка 43
2.3. Экспериментальная апробация методики формирования лексических навыков
посредством мнемотехники у учащихся начальной школы (на материале французского языка) 67
Выводы по II главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 80
Приложения

В настоящее время в условиях глобализации, укрепления «диалога культур», создания единого образовательного пространства необходимость в знании иностранных языков особенно актуальна. Владение хотя бы одним иностранным языком расширяет границы общения и возможностей человека, оказывает влияние на качество его образования и открывает доступ к более престижной высокооплачиваемой работе. И речь идет не о том, чтобы человек читал и переводил со словарем иностранные тексты, а был способен свободно излагать свои мысли на иностранном языке.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для развития интеллектуальных сил, мышления, речи, а также изучение иностранного языка. В этот период особенно важно привить у школьника навык общения на иностранном языке, увеличить словарный запас, расширить кругозор, что способствует развитию интеллекта. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
Согласно требованиям примерной программы по иностранному языку для начальной школы, учащиеся должны выучить 500 лексических единиц. Разумеется, такой объем слов не всегда усваивается учащимися в силу определенных трудностей, которые возникают из-за особенностей развития памяти, внимания, мышления в младшем школьном возрасте. Это ведет к тому, что теряется интерес к учению, вследствие этого академическая успеваемость падает.
Всё болеё актуальным становится применение разнообразных приемов, методов и технологий усвоения иноязычной лексики. Одним из эффективных способов овладения языковым и речевым материалом можно считать мнемотехнику, то есть совокупность приемов, облегчающих и обеспечивающих эффективность запоминания, сохранения и воспроизведения информации, а также увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника облегчает процесс овладения новым материалом, что достигается благодаря введению игровых элементов без ущерба содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются основными составляющими интереса ученика.
Объект исследования является процесс формирования лексических навыков на начальной ступени обучения французского языка.
Предметом исследования: методика формирования лексических навыков на начальном этапе обучения с использованием приемов мнемотехники.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики формирования лексических навыков учащихся начальных классов на основе приемов мнемотехники.
Задачи исследования:
• Выявить психолого-педагогические условия обучения учащихся начальной школы иностранному языку;
• Определить особенности обучения лексике на начальном этапе;
• Выявить трудности овладения младшими школьниками лексическим материалом;
• Изучить мнемотехнические приемы и их роль в обучении младших школьников иностранному языку;
• Отобрать приемы мнемотехники в качестве средств обучения лексической стороне иноязычной речи;
• Разработать методику формирования лексических навыков у младших школьников на основе использования приемов мнемотехники;
• Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования:
Формирование лексических навыков на основе мнемотехники будет успешным, если
• лексический навык будет формироваться поэтапно: от ориентировочно-
подготовительного этапа, через стереотипизирующе-ситуативный, к
варьирующе-ситуативному;
• мнемотехника рассматривается как педагогическая технология,
способствующая развитию памяти младших школьников и запоминанию
лексических единиц;
• использовать такие приемы мнемотехники, как метод ключевых слов, метод взаимодействия всех ощущений, рифмизация, прием «Пиктограммы», создание квази-слов, метод Цицерона, метод акронимов и акростихов, прием «Первой буквы», «Трансформация», «Мнемотаблицы и мнемодорожки» и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
теоретические выводы и положения ведущих ученых в области педагогики (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), возрастной психологии и физиологии (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Л.В.Занков, И.А. Зимняя, П.И. Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.В.Эльконин и др.), исследования памяти как психического процесса (А.Р. Лурия, В.А. Ляудис, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.), психолингвистики (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.В. Щерба), методики преподавания иностранных языков (Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, Г.А. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Ф.Шатилов).
Методы исследования:
• Изучение и анализ теоретической литературы по педагогике, психологии, психолингвистике, методике преподавания иностранных языков;
• Анализ учебников и учебных пособий по обучению французскому языку в начальной школе;
• Наблюдение;
• Анкетирование учащихся;
• Беседы с учащимися и учителями;
• Эксперимент;
Теоретическая значимость данной работы заключается в обосновании возможности формирования лексических навыков посредством
мнемотехнических приемов.
Практическая значимость исследования состоит в отборе мнемотехнических приемов и разработке упражнений с целью формирования лексических навыков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании нами сделан вывод об актуальности и целесообразности применения мнемотехнических приемов для формирования лексических навыков учащихся младшей школы при обучении французскому языку.
В теоретической части нашего исследования нами проанализирована научная литература по педагогике, психологии, методике преподавания иностранных языков. Нами изучены психолого-педагогические условия обучения учащихся начальной школы, теоретические основы формирования лексических навыков младших школьников, представлена дефиниция мнемотехники, ее основные приемы, ее роль и место в современном педагогическом процессе.
В представленном исследовании мнемотехника рассмотрена как педагогическая технология в обучении иноязычной лексике в начальной школе.
Включение мнемотехнических приемов в процесс преподавания иностранного языка обеспечивает учащихся удобным для восприятия и запоминания лексическим материалом, который построен на базе знаний о развитии всех психических процессов развития младшего школьника: особенностей их восприятия, памяти, образного мышления и задействования их творческого потенциала. Кроме этого, использование мнемотехнических приемов в учебном процессе предупреждает эмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации, неуверенность в своих сила, то есть, включает в себя здоровьесберегающую составляющую.
В практической части нашей работы нами проведен эксперимент, состоящий из четырех этапов: организационного, реализующего
констатирующего, интерпретирующего, который позволил произвести проверку эффективности использования мнемотехнических приемов в процессе преподавания французского языка в четвертых классах ГБОУ «Гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга».
Мы применили разработанное нами методическое сопровождение в виде примеров и упражнений к каждому виду исследуемых нами приемов
мнемотехники: метода ключевых слов, взаимодействия всех ощущений,
рифмизации, создания квази-слов, метод Цицерона, приема «Пиктограммы», создания акронимов и акростихов, приема «Первой буквы» и других. Эти упражнения и примеры учитывают наиболее развитые у учеников каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический).
В контрольной группе учащихся четвертых классов обучение лексике французского языка проводилось традиционной основе, а в экспериментальной группе — с использованием приемов мнемотехники.
Результатом явилось то, что уровень сформированности лексических навыков оказался выше в экспериментальной группе учащихся четвертых классов гимназии по отношению к контрольной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели нашего исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена. Использование мнемотехники в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников на уроках иностранного языка способствует качественному усвоению учащимися лексических единиц французского языка, формирует коммуникативные навыки, способствует развитию воображения, образного и абстрактно-логического мышления учащихся, их творческого потенциала, стимулирует интерес и позитивное отношение учащихся к учебной деятельности на уроках французского языка, повышает их самооценку.
Разработанные нами упражнения и примеры рекомендованы к
использованию в дополнение к УМК при обучении французскому языку в начальной школе в учебной и внеучебной работе для формирования лексических навыков на уроках французского языка в начальной школе.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Андреев О.А. Техника развития памяти: самоучитель по программе школы Олега Андреева - 10-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2012. - 320с.
3. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Автореферат дисс. ... канд.пед.наук. (13.00.01).- СПб, 2004. - 23 с.
4. Береговская Э.М. Le frangais en perspective. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением фр. яз. в 2 ч. Ч. 1 / Э.М. Береговская. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 119 с.: илл.
5. Береговская Э.М., Гусева А.В. Le frangais en perspective. 4 класс. Книга для учителя. Поурочные разработки - Пособие для учителей общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением фр. яз. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
6. Блохина А.В. Процесс усвоения иноязычной лексики в начальной школе с помощью приемов мнемотехники// Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. -2017. - С. 59-64.
7. Большева Т.В. Учимся по сказке : развитие мышления
дошкольников с помощью мнемотехники: Прил. / Т.В. Большева. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2005 (СПб. : ГПП Печ. Двор). - 92
8. Бухбиндер В. А. Работа над лексикой //Основы методики
преподавания иностранных языков. - Киев, 1986. — 336 с.
9. Вольнова Д.С. Белочка, Филин и их друзья в английском лесу: учебно-методическое пособие. - Самара: Инсома-Пресс, 2015. - 50 с. : ил.
10. Газеева Е.А. Влияние особенностей памяти на процесс овладения иностранным языком. Метод мнемотехники // Наука и современность. —2012. —
№ 15-3. —С. 28-33.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ.линг.ун.тов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с
13. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н.В. Губина. - М.: Наука,1999. — 512 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/
14. Головко О.Н. Приёмы мнемотехники как фактор формирования иноязычной культуры речи // Гуманитарные науки . —Ялта, 2015. —№ 3 (31). — С. 122-126.
15. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. —С. 70-86.
16. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2007. 292с.
17. Зиганов М.А., Козаренко В.А. — Мнемотехника. Запоминание на
основе визуального мышления — М.: Школа рационального чтения,
2011. — 304 с.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
19. Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. —160 с.
20. Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая: учебное пособие для студентов педагогических вузов/Р.Ю.Ильченок. - Новосиб.: Наука, 1991. — 162 с.
21. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания
«Джордано». Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru). —Москва,
2007. —85 с.
22. Колотилова А.Б. Методы запоминания английских слов //Наука и образование сегодня. —2017. —№ 9 (20). — С. 39-43.
23. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979. - 681 с.
24. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 681 с.
25. Лопатин М.А. Мнемонические приёмы в обучении иноязычной лексике / М.А. Лопатин //Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. —№ 2-1 (32). —С. 105-109.
26. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
27. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. - МГУ, 1976
28. Матюгин И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения- М.: «Эйдос», 1996. - 95 с.
29. Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт,2017. - 384 с.
30. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
31. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку — М.: Просвещение, 1990. —224 с.
32. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
33. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 320 с.
34. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 320 с.
35. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания) - М.: Международное агентство "A.D. &T. ", 2002. - 304 c., илл.
36. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. - Москва: Издательство Юрайт, 2013. - 460 с.
37. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 214 с.
38. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка - М., 1999, - 659 с.
39. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый . - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
40. Пономаренко В.А., Применение мнемотехники в логопедической работе: чистоговорки и стихи в картинках- М.: ФЛИНТА, 2017. - 105 с.
41. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.— 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011. - 231 с. - (Стандарты второго поколения).
42. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. А. С. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. - 424 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
43. Психология младшего школьника: учебнометодическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018
44. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. С.-П.: Питер, 1999.-720 с.
45. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
46. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола,1996. - 600 с.
47. Титова С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия// Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 50-53.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/
48. Ушинский К.Д., Педагогические сочинения в 6 т.-Т.4. -М.:
Педагогика, 1988-90 гг., с.41 - Москва: Педагогика, 1989. - 528 с.: ил.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / МО и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2016. — 53 с.
50. Чепурной Г. А., Бура Л.В. Образовательная мнемотехника: технологии эффективного усвоения информации: учеб.-метод. Пособие — Ялта, 2015 — 115 с.
51. Чиркова Е.И. Использование рисунка на занятиях по иностранному языку как один из способов запоминания учебного материала [Текст] / Е.И Чиркова // Евразийский Союз ученых - 2015. - С. 77-80
52. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация: Монография. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова,2006. - 479 с.
53. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс : учеб. пособие. - М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток - Запад, 2008. —253 с.
54. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 2003. - 223 с.
55. Шевцова М.В. Использование интеллект-карт на уроке иностранного языка // Английский язык. Все для учителя. 2015. № 8 (44). С. 2-7.
56. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. - Изд. 2 е, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1974. - 112 с.
57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с: ил.
58. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. - Москва: Педагогика, 1990. - 176 с.
59. Atkinson R. T. & Shiffrin R. M. Human Memory; A proposed System and its Control Process//In: Spence K. W. & Spence Y. T. Advances in the Psychology of Learning and Motivation . - New York: Academic Press, 1968. - P. 89 - 195.
60. Ornicar : L’orthographe m’amuse. (2011). Trucs mnemotechniques. http://www.ornicar.be/tag/mnemotechnique/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ