Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторические и социально-политические взгляды Карла Ясперса как мыслителя своей эпохи

Работа №7509

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы200стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
794
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава I: Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса
1.1. Германия в конце XIX-начале ХХ вв. и становление личности Карла Ясперса 28
1.2. Начало научной деятельности и формирование общественно¬политических взглядов Ясперса 35
1.3. Деятельность Ясперса как профессора Базельского университета 41
Глава II: Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса
2.1. Карл Ясперс о схеме мировой истории 62
2.2. Доистория как время становления основных конститутивных свойств человека 67
2.3. История как основа человеческого бытия 73
2.4. Ось мировой истории и осевое время 77
2.5. Мировая история или «универсальная история
земного шара» 88
Глава III: Ясперс о будущем человечества и смысле истории
3.1. Характеристика современного Карлу Ясперсу положения человеческого общества 106
3.2. Роль современных науки и техники в истории
человечества 125
3.3. Будущее мировой истории 132
3.4. Смысл современной истории 140
Заключение 146
Примечания 155
Список источников и литературы 172



Актуальность темы. Несмотря на огромное опоздание, с которым исторические труды немецкого мыслителя Карла Ясперса (1883-1969) дошли до российских читателей, их появление стало событием в интеллектуальной жизни общества, переживающего еще одну коренную ломку своей истории и каждодневной жизни. Россия в очередной раз вошла в эпоху великих перемен и традиционно задержалась в ней на никому неведомое количество лет. Столь же традиционно российское общество снова вернулось к широкому обсуждению поисков смысла истории и поисков собственного пути, изобилующего невероятными зигзагами, однако не приводящего к разрешению стоящих перед общественностью проблем, выглядящих на российской почве «метафизически вечными».
То, что сегодня историческая наука в России переживает кризис - безусловный факт. Даже споры на эту тему как-то сами собой затихли, поскольку и самые заядлые оптимисты признают, что кризис все-таки есть. Реально спор идет сейчас о другом: о причинах кризиса, его возможных последствиях для науки, а главное о том, как из этого кризиса выйти. Причины его - не только в застое или упадке исторической науки, сколько в такой поляризации исторических концепций, которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического познания. В этой связи академик И.Д. Ковальченко писал: «Применительно же к историческому познанию и исторической науке современной эпохи теоретико-методологический синтез - непременное, безусловно, необходимое условие преодоления того кризиса, в котором она оказалась в последнее десятилетие»1. Осуществление данного синтеза требует логического осмысления сложившихся сегодня в исторической науке основных теоретико-методологических направлений. Для этого перед нами отчетливо встает необходимость анализа деятельности выдающихся мыслителей уже оставшегося в прошлом ХХ столетия, внесших особый вклад в

4
формирование историко-социологического наследия человечества, в ряду которых Карл Ясперс занимает одно из наиболее значимых и актуальных мест.
Научная актуальность темы исследования определяется также отсутствием полного и объективного знания исторических и социально¬политических взглядов немецкого ученого в России. К тому же ясперсова историческая концепция представляется нам более рационалистичной, и, как следствие - более понятной российскому читателю, ввиду повсеместного отказа от привычной марксистской методологии и стихийного обращения к популярным ныне, но «бесформенным», неструктурированным историко¬философским концепциям современности, из коих наиболее значимым сегодня является «цивилизационный» подход. По справедливому мнению В.Б. Виноградова и С.Л. Дударева такой «подход, несмотря на заманчивость и перспективность, видимую ориентацию на общечеловеческие ценности, в “цивилизационном” подходе есть сторона, чреватая узостью, односторонностью взгляда на приоритеты в изучении человеческих обществ, один из которых безусловно записывается в «лидеры» мирового исторического развития, другие же остаются на обочине прогресса»2.
Расцвет творческой деятельности Карла Ясперса приходится на 30-40-е годы, самые трудные и трагические в немецкой истории ХХ века, когда непосредственно пережитый опыт нацистской диктатуры и вообще само существование тоталитарных режимов в Германии, Италии, Испании и Японии со всей остротой обнажили перед учеными того времени кризис не только европейского, но и мирового исторического развития. Эпоха социальных катаклизмов общемирового масштаба, к которой принадлежал мыслитель, сыграла определяющую роль в формировании основных направлений его научного мировоззрения.
В центре размышлений Ясперса оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В своих трудах он обосновал единство истоков и цели мировой истории, доказал неправомерность утверждения, что каждая цивилизация имеет собственно свое происхождение

5
и, соответственно, собственный, отдельный от остального человечества путь развития. При анализе человеческой истории Ясперс использует ключевые понятия: «время», «эпоха», «мир», являющиеся для него «фактической действительностью во времени»3. Обосновывая происхождение научно¬рационалистического превосходства Запада относительно Востока, он, вместе с тем, констатировал историческую неизбежность их объединения. В этой связи он может рассматриваться как провозвестник идей современной глобализации, в осуществлении которой мыслитель видит спасение человечества от войн и прочих межэтнических и межгосударственных конфликтов.
Сегодня гуманистические идеи Ясперса особенно актуальны в политике. Наряду с политической и уголовной ответственностью за содеянное зло Ясперс особое значение придавал моральной ответственности каждого отдельного лица. Его именуют «политическим моралистом», поскольку он всегда призывал современников к диалогу, к национальному согласию, к преодолению барьеров предвзятости и недоверия, к воспитанию умения «мысленно становиться на точку зрения другого», «пробиться друг к другу, говорить друг с другом, попытаться убедить друг друга». Только так, подчеркивал он, «мы создадим необходимую основу для того, чтобы говорить
4
с другими народами» .
Таким образом, проблемы, касающиеся системы исторических и социально-политических взглядов К. Ясперса имеют право на постановку и исследование.
Объектом настоящего диссертационного исследования является изучение общественно-политической мысли первой половины ХХ века и исторических знаний в Западной Европе в этот период. Предметом исследования является:
1) творческая биография К.Ясперса: изучение жизненного и творческого пути мыслителя, комплексный анализ его научных воззрений и выявление основных причин их трансформации;
2) система взглядов К.Ясперса на всемирно-исторический процесс, ее значение и место в современной исторической науке;

6
3) социально-политические взгляды ученого;
Хронологические рамки работы охватывают период от начала 90-х годов
XIX века до наших дней. Первая дата исследования определяется периодом начального формирования социально-политических и исторических взглядов Ясперса. Вторая дата четко хронологически не зафиксирована, поскольку историческая концепция Ясперса только начинает входить в отечественную историческую науку, в силу чего еще предстоит дать ей оценку с позиций историзма.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1) в самой постановке проблемы, так как работа является первой в отечественной историографии попыткой комплексного исследования жизни исторических и социально-политических взглядов Карла Ясперса;
2) в работе впервые детально проанализированы формирование, содержание и эволюция исторических и социально-политических взглядов К. Ясперса;
3) подробно рассмотрены и проанализированы основные элементы схемы мировой истории Ясперса не с философских позиций, а с точки зрения исторического знания;
4) дается анализ хода и итогов дискуссии в отечественной и западной историографии по поводу исторических и социально-политических идей Карла Ясперса;
5) в научный оборот российской историографии вводится ряд новых, до сих пор не переведенных на русский язык источников, а так же статей и монографий западных (большей частью немецких) авторов, касающихся изучения проблем биографии и научной деятельности Карла Ясперса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


20-50-е гг. - наиболее трудные и трагические годы в немецкой истории ХХ века, когда непосредственно пережитый опыт нацистской диктатуры и вообще само существование тоталитарных режимов в Германии, Италии, Испании и Японии со всей остротой обнажили перед учеными того времени кризис не только европейского, но и мирового исторического развития. Наиболее видным из них был немецкий ученый Карл Ясперс, отстаивавший в своих трудах идею единства всего человечества, в корне опровергающую нацистские принципы превосходства рас.
Исторические воззрения К. Ясперса органично вытекали из его общих идейно-мировоззренческих установок и определялись как особенностями той исторической эпохи, к которой принадлежал мыслитель, так и биографическими обстоятельствами. Время его активной творческой деятельности приходится на 20-50-е годы ХХ столетия, когда Германия переживала самые трагические этапы своей истории.
Особенно важна роль Ясперса в годы после второй мировой войны, когда он стал одним из духовных лидеров наиболее передовых стран Западной Европы. Его статьи об ответственности каждого за преступления нацизма сыграли определяющую роль на пути послевоенных политических преобразований в Германии. Значительную часть его фундаментальных научных произведений объединяет историческая и мировоззренческая доминанта послевоенной эпохи: вопрос о том, как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке?
Изначально основываясь на позициях антифашизма, Ясперс на примере истории нацизма в Германии обосновал принцип мощного политического детонатора и, в то же время, рычага воздействия на массы, коим может стать фальсификация истории одной нации.

147
В связи с этим Ясперс выдвинул вопрос об этике политического мышления, суть которого состояла в необходимости непременного соблюдения двух основных принципов: во-первых - принципа, нравственности в политике, а во-вторых - ориентировки индивидуального политического мышления в соответствии с позицией «гражданина мира», то есть человека без определенной гражданской принадлежности. Именно эта позиция, по мнению ученого, способна предотвратить возможность превращения национализма в важнейший фактор политической жизни, в национально-государственную доктрину той или иной страны. Ясперс сделал вопрос о политическом мышлении одним из основных критериев при оценке взглядов любого ученого, либо человека, себя таковым считающего. В этом заключается основная ценность гуманистических идей Ясперса, поскольку, отказавшись от идей национализма и соперничества наций, человечество сможет навсегда забыть о межэтнических конфликтах и войнах.
В центре политических рассуждений ученого - обращение к индивидуальной (помимо политической и уголовной) ответственности, к индивидуальному миру человека, всесторонняя демократизация и гуманизация общественной жизни. Главным для будущего любого государства Ясперс считал процесс национального самоосмысления и национальной самокритики. Чрезвычайно важна его идея о том, что политическое действие должно стать одновременно и моральным действием.
Иными словами, Ясперс выдвинул вопрос об этике политического мышления, суть которого состояла в необходимости непременного соблюдения двух основных принципов: во-первых - принципа нравственности в политике, а во-вторых - ориентировки индивидуального политического мышления в соответствии с позицией «гражданина мира», то есть человека без определенной гражданской принадлежности. Именно эта позиция, по мнению ученого, способна предотвратить возможность превращения национализма в важнейший фактор политической жизни, в национально-государственную доктрину той или иной страны. Ясперс сделал вопрос о политическом

148
мышлении одним из основных критериев при оценке взглядов любого ученого, либо человека, себя таковым считающего. В этом заключается основная ценность гуманистических идей Ясперса, поскольку, отказавшись от идей национализма и соперничества наций, человечество сможет навсегда забыть о межэтнических конфликтах и войнах.
Он обращается к современникам не только в своих книгах и статьях, но и выступлениях по радио. И везде его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в истребительные войны. И одним из главных путей на пути осуществления намеченного Ясперс полагает возрождение гуманистических традиций, заложенных некогда Лессингом, Гете, Кантом и т.д. Выход из кризиса мыслитель видел в открытости европейского постренессансного сознания, которому присущ плюрализм, восприимчивость и чуткость к иным (в частности - восточным) традициям. Эта характеристика в целом справедлива, если вспомнить хотя бы о роли, которую сыграло японское искусство в развитии западной живописи, а индийские идеи - в философии Шопенгауэра. Напомним также, чем был Восток для таких писателей и мыслителей, как Лев Толстой, Альберт Швейцер, Герман Гессе, Джон Сэлинджер1. Вслед за Максом Мюллером, Радхакришнаном и Швейцером Ясперс полагал, что западная культура и духовность нуждаются в дополнении, которое они могут почерпнуть только в Азии. Такая постановка вопроса и такая тенденция не возникли бы без выхода Востока из состояния замкнутости и без отказа Запада от европоцентрической модели, которая долгое время казалась ему единственно возможной. Труды Ясперса стали знамением нашего века, который характерен не только конфронтациями и взрывами шовинизма, но и поисками общечеловеческого единства. Все возрастающий интерес Запада к Востоку красноречиво об этом свидетельствует. Как было верно отмечено, для "идеологов Возрождения и Просвещения эталоном служил человек классической античности: романтики начала XIX в. в поисках идеала обращались к миру средневековья; уверенный в торжестве разума, эволюции и прогресса человек XIX в., хотя и открыл для

149
себя древневосточный мир, все-таки вдохновлялся античностью, а люди XX в., особенно второй его половины, все больше внимания уделяют человеку Древнего Востока»2.
Политическая публицистика оказала воздействие на развитие ФРГ, хотя оно и носило косвенный характер. Некоторые принципиально важные положения Ясперса были взяты на вооружение молодежным движением 1968¬1969 гг. Через полгода после его смерти наступил конце политической монополии ХДС/ХСС: на выборах в бундестаг одержала победу коалиция социал-демократов, которая осуществила ряд реформ и начала осуществление
- 3
«новой восточной политики» .
Помимо достижений в области общественно-политических наук, Карл Ясперс является создателем оригинальной стадиальной концепции всемирно¬исторического развития, главная идея которой - идея единства, целостности бытия человечества, которое имеет единое происхождение, общие духовные истоки, а, следовательно, и общую цель. Смысл истории по Ясперсу постигается нами лишь тогда, когда мы подчиняем ее идее исторической целостности. С точки зрения результатов, которые этот метод дает для исторической науки, мы имеем всякий раз фиксирование связей ассимиляции вместо внутренних связей развития, в качестве существа дела воспроизводятся стихийно усваиваемые мыслителем способы выражения мысли, личные влияния в рамках данной культурной среды, строение имеющихся форм культурного общения и т.д. - короче, самим описанием замыкающиеся отношения, от которых уже нельзя перейти к другим, более глубоким и общим. Рассматривая образ истории как внутреннее достояние сознания человека, естественно (и бессознательно) выросшее из традиций, передач и т.п., а историческую науку - лишь как систематическое выражение этого достояния Ясперс превращает в орудие исторического исследования память индивида, воспоминание, осознание стихийно сформировавшейся у индивида «внутренней достоверности истории». В результате этой процедуры образы духовно-исторического мышления, содержащие в себе переплетение самых

150
различных субъективных обстоятельств и видимых зависимостей, объективируются и замещают картину реальной истории познания.
Мыслитель придерживался позиции единства структурируемой «осевым временем» мировой истории, утверждая, что все мировые цивилизации обладают если не едиными, то, по крайней мере, сходными идейными корнями и, соответственно, общей судьбой. Ясперс признает необходимость в обретении осознанного видения всей истории человечества в целом. Он понял, что человечество обладает великой общей духовной историей, несмотря на то, что фактически общей она с самого начала не выступала. Следовательно, для спасения человечества от возможного самоуничтожения необходимо сближение различных культур на единой для всех духовно-исторической основе. А для этого, несомненно, необходимо изучать всемирную историю, и, прежде всего - историю идей.
Воззрения Ясперса весьма неоднозначно трактуются различными представителями основных течений западной и отечественной исторической мысли. Так, цивилизационист О.Шпенглер резко критиковал основные постулаты ясперсовой стадиальной теории развития мировой истории4. Как отмечалось, в отличие от уже популярной в Европе первой половины ХХ в. теории культурных циклов, развитой сначала Шпенглером, а позднее - Тойнби, Ясперс отстаивал идею единства происхождения человечества, пути его развития, несмотря на то, что многие факты, казалось бы, указывают на обратное. При этом научно доказать этот постулат по Ясперсу так же невозможно, как и опровергнуть. «Именно там, - пишет П. Гайденко, - где Шпенглер в своем стремлении обосновать положение о полной независимости развития отдельных культурных образований претендует на установление закономерности, которая позволила бы давать прогнозы так же точно, как их дает астрономия, - именно там он, по мнению Ясперса, оказывался несостоятельным с методологической точки зрения»5. Метод Шпенглера Ясперс квалифицирует как «физиогномический»: с его помощью можно толковать явления душевной жизни, стили искусства и типы «настроений», но

151
нельзя устанавливать никаких законов, - обстоятельство, на которое указывали многие критики Шпенглера, в том числе и Макс Вебер. Кроме того, в шпенглеровской концепции истории широко используются биологические аналогии, которые неправомерно переносятся на историческую реальность, приобретающую из-за этого фаталистический характер.



Материалы частной переписки К. Ясперса:
1. Хайдеггер М. / Ясперс К. Переписка 1920-1963. - М.: Ad Magrinem, 1999. - 49 с.
2. Briefwechsel: 1908-1960; mit Briefen von Sigmund Freud, Carl Gustav Jung, Karl Jaspers, Martin Heidegger, Ludwig Frank und Eugen Bleuer. / Paul Haberlin; Ludwig Binswanger. Im Auftrag der Paul-Haberlin-Gesellschaft hrsg. und komm. von Jeannine Luczak. - Basel: Schwabe, 1997. - 448
3. Briefwechsel Karl Jaspers - Oskar Hammelsbeck: 1919-1969. // ОР БАН. Ф.725. Д. 40. Л. 1-12.
4. Karl Jaspers - Martin Heidegger: Briefwechsel. - Heidelberg: Elpis, 1977.- 97 S.
5. Karl Jaspers Briefwechsel: 1926 - 1969 / Hanna Arendt. Hrsg. Von Lotte Kohler. Munchen: Piper, 1985.- 674 S.
6. Karl Jaspers in seiner Heidelberger Zeit: [Dokumentationsbd. Zur Ausstellung in d. Univ. - Bibliothek Heidelberg von Juni bis 27 Aug. 1983] / Hrsg. von Joachim-Felix Leonard. Heidelberg, 1983. - 84 S.
7. Karl Jaspers: In Selbstzeugnissen und Bilddokumenten .-Reinbeck, 1974. - 123 S.
II. Труды К. Ясперса:
8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // К. Ясперс. Смысл и назначение истории./ Пер. с нем. М.И. Левиной. - М.: Республика, 1994.- С. 28-287.
9. Ясперс К. Духовная ситуация времени. // К. Ясперс. Смысл и назначение
истории. - М.: Республика, 1994.- С. 288-419.
10. Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия: итоги тысячелетия: [Сборник: Пер. / Сост. В.М. Жамиашвили]. - Екатеринбург: Деловая книга: Одиссей. 1997.- С. 19-152.

172
11. Ясперс К. Философская вера. // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.- С. 420-508.
12. Ясперс К. Всемирная история философии. / Пер. с нем. К. В. Лощевского. -
СПб.: Наука, 2000.- 272 с.
13. Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. / Пер. с нем. А.
Гутермана и В. Иванова. - М.: Международные отношения, 1969.- 220. с.
14. Jaspers K. Denken zwischen Wissenschaft, Politik und Philosophie / Hrsg. Von Dietrich Harth. - Stuttgart, 1989. Spengler O. Untergang des Abendlandes. - Munchen, 1923. -215 S.
15. Jaspers K. Der philosophische Glaube. - Munchen, 1948. - 94 S.
16. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Politisches Bewusstsein in unserer Zeit. - Munchen, 1958. - 504 S.
17. Jaspers K Die geistige Situation der Zeit. - Leipzig, 1955. - 137 S.
18. Jaspers K. Die Grossen Philosophen. - Munchen, 1957. - 263 S.
19. Jaspers K. Einfuhrung in die Philosophie. - Munchen, 1958. - 118 S.
20. Jaspers K. Phielosophie. Aufbauverlag. - Heidelberg, in 2 Bd. - B., 1956.
- 427 S.
21. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Funf Vorlesungen. 4. Aufl. Munchen, 1960.¬
115 S.
22. Jaspers K. Von der Wahrheit. Politische Logik. - Munchen, 1948.- 897 S.
23. Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. - Zurich. 1949. - 265 S.
24. Jaspers K. Wohin treibt die Bundesrepublik? Tatsachen. Gefahren. Chancen. - Munchen, 1967. - 227 S.
III. Работы идейных предшественников и последователей К. Ясперса:
25. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.
26. Блок М. Апология истории или ремесло историка. / Пер. с фр. Е.М. Лысенко. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
27. Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1963.¬124с.

173
28. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV-
XVIII вв. в 3-х Т.Т./ Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. Под ред. Ю.Н. Афанасьева.
- М.: Прогресс, 1986. Т.1.: Структуры повседневности: возможное и невозможное. - 622 с.
29. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем./Сост., общ. ред. И
послеслов. Ю.Н. Давидовича; Предисловие П.П. Гайденко.- М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
30. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.- 702 с.
31. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Собр. соч.: в 14 Т.Т./ Под. ред. А.В. Гулыги. Т. 8. - М.: Мысль, 1973.- 456 с.
32. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х Т.Т. / Под ред. А.В. Гулыги. - М.: Мысль, 1977.- 573 с.
33. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В. 2-х Т.Т. / Под ред. А.В. Гулыги. - М.: Мысль, 1972. - 668 с.
34. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. / Предисл. В. Ермолаева. - М.: Искусство, 1993.- 78 с.
35. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.- СПб.: ООО «Издательский Дом “Кристалл”», 2003. - 608 с.
36. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Рольф, 2002.- 560 с.
37. Гумилев Л.Н. Этнос в географии. // Этногенез и биосфера Земли. - М., 2002. С. 178-227.
38. Манифест Рассела-Энштейна (1955 г.) // Вопросы истории, 1990, №1. С. 107-109.
39. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 4-х т.т. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30-ти т.т. Изд. 2-е. М.: Политиздат,1954., т. 23-24.¬1655 с.

174
40. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х Т.Т. - М.: Академический проект, 2000.- 768 с.
41. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. / Пер. с нем и общ. ред. Д.А. Коробчевского. - СПб.: Издание В.И. Губинского, 1911.- 312 с.
42. Тойнби А. Дж. Постижение истории./ Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001.- 640 с.
43. Февр Л. Бои за историю. / Пер. с фр. Е.М. Лысенко. - М.: Наука, 1991.¬348 с.
44. Хейзинга И. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. / Пер. с нем. Д.В. Сильвестрова. / Под ред. С.С. Аверинцева. - М.: Наука, 1988.- 539 с.
45. Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 490 с.
46. Arendt H. Sechs Essays. - Heidelberg, 1948. - 114 S.
47. Burckhardt J. Weltgeschichte Betrachtungen. - Bern, 1941. - 268 S.
48. Mayer E. Geschichte der Altertums. In 2 Bd. - Stuttgart, 1884. - Bd. 1. - 952 S.
49. Keuserling H. Das Buch vom Ursprung. - Baden-Baden, 1947. - 264 S.
50. Kierkegaard S. Die Krankheit zum Tode. Dusseldorf, 1957. - 316 S.
51. Weber A. Abschied von der bisherigen Geschichte. Hamburg, 1946. - 302 S.
52. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. - Leiden, 1935. - 432 S.
53. Weber M. Tragische und die Geschichte. - Hamburg, 1943. - 182 S.
54. Weber M. Soziologie, Weltgeschichte Analysen. - Stuttgart.: Politik, 1956.
- 508 S.
Литература:

175
55. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. - СПб.: Азбука, 1998.- 194 с.
56. Айзин Б.А. К. Либкнехт о законах истории. // Новая и новейшая история, 2001, № 6. С. 86-108.
57. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» (12 января 1994 г.). // Вопросы истории, 1994, № 6. С. 14-27.
58. Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. - Ставрополь: СГПУ, 1995.- 215 с.
59. Анналы на рубеже веков: Антология. / Отв. ред. А.Я. Гуревич. - М.: XXI Согласие, 2002. - 284 с.
60. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его изучения. - М.: Наука, 1987.- 242 с.
61. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс, 1993.¬606 с.
62. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). В 3-х т.т.- 2-е изд. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998., Т. 2: Теория и методология. Словарь.- 594 с.
63. Бабий А.И., Бергнер Г.В. Закат еще одного буржуазного мифа о человеке. - Кишинев: Штиница, 1982.- 86 с.
64. Балакин В.Д. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. // Вопросы истории, 2001, № 3. С. 144-146.
65. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука.- 294 с.
66. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. - М.: Наука, 1984. - 344 с.
67. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987.- 348 с.
68. Бессмертный Ю.П. Споры о главном.//Новая и новейшая история, 1990, № 6. С. 123-131.
69. Биографический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2000.- 712 с.

176
70. Биография как вид исторического исследования. Сборник научных трудов.
- Тверь: Изд-во «Русский дом», 1993.- 316 с.
71. Богданов А.П. Персональная история. Исповедь судьбы.// Вопросы истории, 2002, № 7. С. 170-171.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ