Введение 3
1 Теоретические основы просветительской работы с родителями .. 9
1.1 Теоретические аспекты психолого-педагогической компетентности
родителей 9
1.2 Педагогическое просвещение родителей: история и современный
подход 26
1.3 Структурно-содержательные аспекты психолого-педагогического
просвещения родителей 49
2 Опытно-экспериментальная работа по реализации программы
«Школа ответственного родителя» 55
2.1 Условия и содержание организации опытно-экспериментального
исследования 55
2.2 Процесс реализации просветительской программы «Школа
ответственного родителя» по формированию психолого-педагогической компетентности родителей 59
2.3 Оценка результативности программы «Школа ответственного
родителя» и рекомендации по ее реализации 66
Заключение 75
Список литературы 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если говорить о том, насколько наше общество психологически образовано, наверное, ни для кого не будет новостью, если они услышат, что в социуме ощущается нехватка психологических знаний у людей, не развита психологическая культура, которая предполагает заинтересованность людей друг в друге и даже в самом себе. Даже воспитатели и преподаватели, которые работают с детьми на протяжении нескольких лет, не обладают полным объемом знаний и сведений о психологических особенностях своих воспитанников. То же самое можно сказать и о родителях, которые, несмотря на безмерную любовь к своему ребенку, нередко не могут понять его.
В современном мире работа с родителями в образовательных учреждениях становится все более значимой для успешного развития, воспитания и обучения детей. На протяжении всех времен данная работа традиционно проводилась именно педагогами в виде родительских собраний или при организации какой-либо совместной деятельности. Данные виды деятельности всегда считались не обязательными как педагогами, так и родителями, поэтому посещение данных собраний не вызывало у родителей никакой активности. Социальная ситуация в нашей стране стремительно меняется и проблемы в области родительства и детства также требуют современных решений. Специалисты с опасением констатируют низкий уровень морали во взаимоотношениях, необдуманность и несерьезность в намерениях молодежи создать семью, значимость домашнего очага также все меньше играет роль в жизни молодых родителей. Все чаще наблюдается правовой нигилизм со стороны родителей, и значительно снижается качество воспитания в семьях, наблюдается все больше ошибок среди родителей в вопросах воспитания детей. Все эти факторы могут повлечь за собой множество проблем и одной из таких является уменьшение потребности супружеских семей в детях, которая уже сейчас постепенно начинает набирать обороты.
Дабы предотвратить или замедлить такое развитие событий, было принято прибегнуть к мерам разрешения данной проблемы на государственном уровне. Формирование ответственного и позитивного родительства - вот что является одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Главной задачей педагогических коллективов образовательных организаций является формирование у учеников основы семейной культуры, а у родителей - педагогическую компетентность, необходимую для построения гармоничных семейных взаимоотношений. Также немаловажной задачей для государства и образовательных учреждений является своевременная и целенаправленная подготовка молодого поколения к важной роли в их жизни - родительству.
Именно семья и школа на сегодняшний день считаются самыми важными институтами социализации подрастающего поколения. Их воспитательные функции разнообразны, и они отличаются друг от друга, но для полноценного и всестороннего становления ребенка как личности необходимо их сотрудничество, которое будет основываться на принципе взаимовлияние двух социальных институтов друг на друга и на ребенка, а не на принципе параллельности. Развитие и воспитание детей - это обязанность не только социума и учителей, но и в первую очередь забота каждой семьи, о чем не раз упоминали в своих научных трудах такие авторы, как: М. И Демкова, П. Ф. Каптерева, А. Н. Радищева, В. М. Бехтерева, П. П. Болонского, М. С. Лунина, А. Н. Острогорского, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, С. П. Шевырева и многие др. В работах этих ученых отражены семейно-ценностные ориентации, разнообразные аспекты развития и функционирования семьи.
В современном мире родители очень часто негативно реагируют на вмешательство школы или педагогов в воспитание детей, не всегда понимая, что воспитание в школе не должно противоречить друг другу, а должно осуществляться параллельно. Каждый знает свои права и конечно же знает, как правильно воспитывать ребенка, но вскоре, когда винят во всём школу и педагогов не осознают, что пожинают свои же плоды.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.
Несмотря на изученность проблем просвещения родителей, современные условия требуют обновления направлений, способов организации просветительской работы школы, что мало изучено в психолого-педагогической литературе. Именно поэтому данное исследование является актуальным, так как в ходе реализации программы родители осознают, как мало они знают об особенностях и тонкостях воспитания ребенка, а также осознают ответственность, которую несут за своих детей.
Проблема исследования: насколько эффективным в развитии уровня психолого-педагогической компетентности родителя окажется реализация программы «Школа ответственного родителя», если в неё будут включены такие содержательно-организационные аспекты, которые направлены на формирование у родителей знаний о грамотном воспитании и развитии детей при помощи выработки умений и навыков, посредством практико-ориентированных занятий.
Объект исследования: просветительская работа.
Предмет исследования: программа «Школа ответственного родителя» как средство повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Цель исследования: разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей «Школа ответственного родителя» и практическая проверка ее эффективности.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования определить содержание понятий: «воспитание», «развитие», «поведение», «психолого-педагогическая компетентность родителей», изучить проблему просвещения на разных этапах.
2) Разработать анкету и исследовать актуальный на данный момент уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
3) Разработать, опробовать и оценить эффективность программы «Школа ответственного родителя» на отобранных группах.
4) Разработать методические рекомендации для педагога-психолога и руководства образовательной организации.
Гипотеза: если в программу просветительской работы с родителями включить такие содержательно-организационные аспекты, как:
1) Знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) Формирование у родителей знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
3) Обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с обучающимися, грамотному оцениванию проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
4) Способствование формированию родительского актива;
5) Обеспечение условий и возможностей получения родителями необходимых знаний, выработки умений и навыков родителей по воспитанию детей в процессе обучения.
То уровень психолого-педагогической компетентности родителей повысится, о чем будут свидетельствовать:
1) Повышение психолого-педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков, уровня знаний об особенностях воспитания и развития детей;
2) Формирование практических навыков в вопросах воспитания детей;
3) Формирование педагогической культуры родителей в сферах личностного, семейного общения;
4) Повышение интереса родителей к участию в системе психолого - педагогического просвещения
5) Рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
6) Активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, эксперимент, метод математической и статистической обработки результатов эксперимента (z-критерий Вилкоксона).
Методологические основы исследования: Целый ряд авторов, ученых - культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы - это Л. С. Алексеева, Н. И. Болдырев, К. Д. Ушинский, И. А. Андреев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и др. Теоретической и методологической основой данного исследования является теория психического развития Б. Д. Эльконина, положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, а также концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене.
Практическая основа исследования: разработанная программа может быть использована педагогом-психологом в образовательном учреждении, может быть использована в частной практике, а также может оказаться полезной для самостоятельного изучения родителями.
Научная новизна исследования: на современном этапе «курсы для родителей» начинают набирать обороты в образовательных учреждениях, и педагоги-психологи активно разрабатывают просветительские семинары, занятия и лекции для родителей. Данная программа очень объёмная и включает в себя актуальные проблемы каждого возрастного этапа, что отличает её от ряда других подобных программ. Она содержит как теорию, так и практику, которая помогает не только усвоить, но и сразу закрепить материал.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует какая-либо единая система формирования психолого - педагогической компетентности родителей. Однако, сейчас это является очень необходимым. При достаточно стремительном развитии общества традиционные и классические методы и формы просвещения начинают терять свою эффективность. Поэтому современное общество требует современных подходов и методов к решению актуальных проблем в вопросах воспитания и развития детей.
Изучение теоретических аспектов позволило сделать вывод о том, просвещение можно считать универсальным и эффективным способом обучения и развития. Именно по этой причине оно послужило основным методом формирования психолого-педагогической компетентности у родителей в условиях образовательной организации.
В ходе исследования было выявлено, что актуальный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей находится на «низком» и «среднем» уровнях с небольшим преобладанием низкого. Поэтому родители, безусловно, нуждаются в проведении с ними родительского всеобуча, который повысит уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
После реализации просветительской программы была проведена повторная диагностика. Оценка эффективности реализованной программы по результатам контрольного замера показала положительную динамику уровня сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей, что непосредственно свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования подтвердилась.
1. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Араутова. - Текст : непосредственный // Управление ДОУ. - 2002. - №4. - С.10-18.
2. Березина, Т. А. Взаимодействие педагогов и родителей в
приобщении дошкольников к семейным традициям : Результаты
экспериментальной работы в дошкольном учреждении / Т. А. Березина. - Текст : непосредственный // Детство. - Санкт-Петербург, 1998. - №1. - С. 47¬55.
3. Березина, Т. А. Проблемы подготовки педагогов дошкольного
учреждения к педагогическому сопровождению семей воспитанников / Т. А. Березина, О. И. Воронина. - Текст : электронный // portalus.ru: [сайт]. - 2010. - 10 мая. - URL:
https://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1273491523&archive=&start_from=&ucat=&(дата обращения: 10.06.2020).
4. Бестужев-Лада, И. В. Идеальные представления о системе народного образования / И. В. Бестужев-Лада. - Текст : непосредственный // Журнал Педагогика. - Москва , 1998. - №6. С. 15-22.
5. Богачева, Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно - терминологическая проблема: актуальные вопросы современной педагогики / Л. С. Богачева. - Уфа : Лето, 2012. - 56 с. - Текст : непосредственный.
6. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика курс лекций : учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова - Москва : Академия, 1999. - 439 с. - ISBN 5-7695-0329-7. Текст : непосредственный.
7. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери: учеб. пособие по специальности «Психотерапия и медицинская психология» / Перевод с англ. Н. М. Падалко / Д. В. Винникотт. - Москва : Независимая фирма «Класс», 1998. - 80 с. - ISBN 5-86375-101-0. Текст : непосредственный.
8. Головнева Н. А. «Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме» / Н. А. Головнева, А. С. Домашенко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С 6.
9. Гранкин, А. Ю. О семейном воспитании / А. Ю. Гранкин, Е. А. Аркин. - Текст : непосредственный // Научный теоретический журнал Министерства образования России, Российская академия образования. - Москва : Педагогика, 2004. - №6. - С. 80-84.
10. Гребенников, И. В. Воспитание семьянина в родительском доме / И. В. Гребенников. - Москва : Издательство НПО «МОДЕК», 2004. - 710 с. - Текст : непосредственный.
11. Гумницкая, А. В. Психологическая культура в детско -
родительских отношениях : специальность 19.00.05 «Социальная
психология» : диссертация кандидата психологических наук / А. В. Гумницкая. - Санкт-Петербург, 2006. - 193 с. - Текст : непосредственный.
12. Думитрашку, Т. А Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т. А. Думитрашку. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - С. 104-113.
13. Егоров, С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России : учебное пособие для студентов педагогический институтов : 2 издание, переработанное / С. Ф. Егоров. — Москва : Просвещение, 1986. — 2 изд. - 432 с. - Текст : непосредственный.
14. Егорова, Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка / Т. В. Егорова. - Москва : Аделант, 2014. - 800 с. - ISBN 978-5-93642-322-2.Текст : непосредственный.
15. Зверева, О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева. - Москва : НИИ школьных технологий, 2011. - 81 с. - ISBN 978-5-91447-090-3. Текст : непосредственный.
16. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - Москва : Сфера, 2012. - 225 с. - Текст : непосредственный.
17. Иванов, Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. И. Иванов. - Текст : непосредственный // Воспитание. Образование. Педагогика. - 2007. - №6. - С. 32.
18. Игошев, К. Е. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев. - Москва : Юридическая литература, 1998. - 196 с. - Текст : непосредственный.
19. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX веке : учебное пособие для педагогических учебных заведений : 2 издание исправленное и дополненное / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - Москва : ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с. - ISBN 5-89144-142-Х. Текст : непосредственный.
20. Каптерев, П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения : 2 издание / П. Ф. Каптерев. - Санкт-Петербург : Типография Стасюлевича, 1915. - 2 изд. - 385с. - Текст : непосредственный.
21. Карнаухова, М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова. - Текст : непосредственный // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2010. - №2. - С. 31-42.
22. Коменский, Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский. -
Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1947. - 104 с. - Текст : непосредственно.
23. Легенький, Г. И. Общественное и семейное воспитание / Г. И.
Легенький. - Москва : Просвещение, 1967. - 88 с. - Текст :
непосредственный.
24. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.
Ф. Лесгафт. — Москва : Педагогика, 1991. - 176с. - Текст :
непосредственный.
25. Лотман, Ю. М Воспитание души / Ю. М. Лотман. - Санкт- Петербург : Искусство-СПб, 2003. - 378 с. - ISBN 5-210-01575-0. Текст : непосредственно.
26. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - Москва : Просвещение, 1980. - 216 с. - Текст : непосредственный.
27. Макфол, М. Воспитание детей в США / М. Макфол. - Текст : электронный // Livejournal.com: [сайт]. - 2013. - 18 июня. - URL:https://m- mcfaul.livejournal.com/(дата обращения: 07.06.2020).
28. Матуле, Г. Я Влияние социальных факторов на формирование
психолого-педагогической культуры молодой семьи: специальность 22.00.05 «Политическая социология» : автореферат диссертации соискателя
кондидата социологических наук / Г. Я. Матуле. - Минск, 1990. - 16 с. - Текст : непосредственный.
29. Минина, А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А. В. Минина. - Текст : непосредственный // Образование. Наука. Инновации. - 2013. - №2. - С. 98.
30. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального
развития субъектов образования / Л. М. Митина. - Москва, Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 376 с. - ISBN 978-5-4469-304-7. Текст :
непосредственный.
31. Низова, А. М. Острые углы воспитания / А. М. Низова. - Москва : Знание, 1975. - 96 с. - Текст : непосредственный.
32. Никольская, А. А. Значение П.П. Блонского в истории психологии / А. А. Никольская. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1985. - №1. - С. 55.
33. Носова, Е. А. Семья и детский сад : педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2009. - 80 с. - ISBN: 978-5-89814-506-4. Текст : непосредственный.
34. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2003. - 445 с. - ISBN 5-7695-0899-X. Текст : непосредственный.
35. Переводчик : система перевода французских и испанских слов на русский [для общего пользования] / dictionary-fir.com: [сайт] / разработчик «French Dictionary». Франция, 1995. - Электронная программа : электронная.
36. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : В 2 томах. Том 1 / И. Г. Песталоцци. - Москва : Педагогика, 1981. - 1 т. - 324 с. - Текст : непосредственно.
37. Подласый, И. П. Педагогика : книга : в 2 томах. Том 2. Практическая педагогика / И. П. Подласый. - Москва : Юрайт, 2020. - 318 с. - ISBN 978-5-534-10251-2. Текст : непосредственный.
38. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Влияние, развитие и реализация [пер. с англ.] / Дж. Равен. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 394 с. - ISBN 5-89353-052-7. Текст : непосредственный.
39. Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федеральный закон №3266-1 : [принят Государственной думой 10 июля 1992 года]. - Текст : непосредственный // Собрание законодательств Российской Федерации. - 1992. - №3266. - Ст. 18.
40. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения / Под. Ред. Г. Н. Джибладзе: сост. А. Н. Джуринский / Ж-Ж. Руссо. - Москва : Педагогика. - 1981. - 565 с. - Текст : непосредственный.
41. Рыбак, Е. В. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьей. Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска / Е. В. Рыбак, Ю. Телицина, Е. К. Безбородова. - Архангельск : Архангельск «Упр», 2008. - 96 с. - Текст : непосредственный.
42. Рындак, В. Г. Педагогическое просвещение родителей: педагогический всеобуч / Под ред. проф. В. А. Лабузова / В. Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова [и др.]. - Оренбург : ГУ «РЦРО», 2009. - 205 с. - ISBN 978-5-91442-028-1. Текст : непосредственный.
43. Селевко, Г. К. Педагогические технологии / Г. К. Селевко. - Москва : ИКЦ «Март», 2006. - 32-33 с. - Текст : непосредственный.
44. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В. В. Селина. - Великий Новгород, 2009. - 188 с. - Текст : непосредственный.
45. Семикин, В. В. Психологическая культура и образование / В. В. Семикин. - Текст : непосредственный // Журнал Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - Санкт- Петербург, 2002. - №3. С. 26-36.
46. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / История педагогики в России: хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. / В. А. Сухомлинский. - Москва : Академия, 1999. - 372-380 с. - Текст : непосредственно.
47. Талызина, Н. Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя / Н. Ф. Талызина. - Москва : Проспект. - 2009. - 214 с. - Текст : непосредственный.
48. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 томах. Том 5. Воспитание и психофизиологические основы [Сост. С.Ф. Егоров] / К. Д. Ушинский. - Москва : Педагогика, 1990. - 526 с. - Текст : непосредственный.
49. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л. С. Алексеева, Е. В. Бурмистрова, Н. Н. Чупракова [и др.]. - Москва : НИИ семьи и воспитания, 1999. - 190 с. - Текст : непосредственный.
50. Фребель, Ф. Педагогические сочинения: в 2 томах. Том 2. Детский сад (Детские игры. Устройство детского сада) / Ф. Фребель. - Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. - 593 с. - Текст : непосредственный.
51. Хамяляйнен, Ю. Воспитание родителей / Ю. Хамеляйнен. -
Москва : Просвещение, 1993. - 109 с. - ISBN 5-09-003960-7. Текст :
непосредственный.
52. Хоменко, И. А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» : Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter-pedagogika.ru: [сайт]. - 2012. - URL :http://www.inter- pedagogika.ru/zip/2012 OPSV.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
53. Хоменко, И. А. Концептуальзация потянийно-
терминологического аппарата семейной педагогики : Известия Самарского научного центра РАН / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter- pedagogika.ru: [сайт]. - 2009. - URL : http://www.mter-
pedagogika.ru/zip/2009 KNA.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
54. Хоменко, И. А. Образовательные запросы современной семьи : Образование и семья: проблемы индивидуализации / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter-pedagogika.ru: [сайт]. - 2006. - URL :http://www.mter-pedagogika.ru/zip/2007-OZ.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
55. Хоменко, И. А. Перспективы развития теории семейного воспитания в современной педагогической науке / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter-pedagogika.ru: [сайт]. - 2006. - URL :zip/sp1.doc(дата обращения: 24.04.2020).
56. Хоменко, И. А. Проектирование образовательного маршрута
семьи : Народное образование / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter- pedagogika.ru: [сайт]. - 2011.- URL : http://www.mter-
pedagogika.ru/zip/2011 OMS.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
57. Хоменко, И. А. Семейное воспитание в контексте научного
статуса семейной педагогики / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter- pedagogika.ru: [сайт]. - 2009. - URL : http://www.mter-
pedagogika.ru/zip/2009 SVSP.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
58. Хоменко, И. А. Семейное воспитание как актуальная научно¬
педагогическая проблема / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter- pedagogika.ru: [сайт]. - 2010. - URL : http://www.mter-
pedagogika.ru/zip/2010 SV.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
59. Хоменко, И. А. Семья как образовательная система и партнер школы / И. А. Хоменко. - Текст : электронный // inter-pedagogika.ru: [сайт]. - 2009. - URL :http://www.inter-pedagogika.ru/zip/2011 ST.pdf(дата обращения: 24.04.2020).
60. Шпет, Г. Г. Философские этюды / Г. Г. Шпетт. - Москва : Издательская группа «Прогресс», 1994. - 376 с. - ISBN 5-01-004252-5. Текст : непосредственный.
61. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1978. - 304 с. - Текст : непосредственно.