Просветительская работа с родителями в условиях общеобразовательной организации
|
Введение 3
1 Теоретические основы просветительской работы с родителями .. 9
1.1 Теоретические аспекты психолого-педагогической компетентности
родителей 9
1.2 Педагогическое просвещение родителей: история и современный
подход 26
1.3 Структурно-содержательные аспекты психолого-педагогического
просвещения родителей 49
2 Опытно-экспериментальная работа по реализации программы
«Школа ответственного родителя» 55
2.1 Условия и содержание организации опытно-экспериментального
исследования 55
2.2 Процесс реализации просветительской программы «Школа
ответственного родителя» по формированию психолого-педагогической компетентности родителей 59
2.3 Оценка результативности программы «Школа ответственного
родителя» и рекомендации по ее реализации 66
Заключение 75
Список литературы 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы просветительской работы с родителями .. 9
1.1 Теоретические аспекты психолого-педагогической компетентности
родителей 9
1.2 Педагогическое просвещение родителей: история и современный
подход 26
1.3 Структурно-содержательные аспекты психолого-педагогического
просвещения родителей 49
2 Опытно-экспериментальная работа по реализации программы
«Школа ответственного родителя» 55
2.1 Условия и содержание организации опытно-экспериментального
исследования 55
2.2 Процесс реализации просветительской программы «Школа
ответственного родителя» по формированию психолого-педагогической компетентности родителей 59
2.3 Оценка результативности программы «Школа ответственного
родителя» и рекомендации по ее реализации 66
Заключение 75
Список литературы 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если говорить о том, насколько наше общество психологически образовано, наверное, ни для кого не будет новостью, если они услышат, что в социуме ощущается нехватка психологических знаний у людей, не развита психологическая культура, которая предполагает заинтересованность людей друг в друге и даже в самом себе. Даже воспитатели и преподаватели, которые работают с детьми на протяжении нескольких лет, не обладают полным объемом знаний и сведений о психологических особенностях своих воспитанников. То же самое можно сказать и о родителях, которые, несмотря на безмерную любовь к своему ребенку, нередко не могут понять его.
В современном мире работа с родителями в образовательных учреждениях становится все более значимой для успешного развития, воспитания и обучения детей. На протяжении всех времен данная работа традиционно проводилась именно педагогами в виде родительских собраний или при организации какой-либо совместной деятельности. Данные виды деятельности всегда считались не обязательными как педагогами, так и родителями, поэтому посещение данных собраний не вызывало у родителей никакой активности. Социальная ситуация в нашей стране стремительно меняется и проблемы в области родительства и детства также требуют современных решений. Специалисты с опасением констатируют низкий уровень морали во взаимоотношениях, необдуманность и несерьезность в намерениях молодежи создать семью, значимость домашнего очага также все меньше играет роль в жизни молодых родителей. Все чаще наблюдается правовой нигилизм со стороны родителей, и значительно снижается качество воспитания в семьях, наблюдается все больше ошибок среди родителей в вопросах воспитания детей. Все эти факторы могут повлечь за собой множество проблем и одной из таких является уменьшение потребности супружеских семей в детях, которая уже сейчас постепенно начинает набирать обороты.
Дабы предотвратить или замедлить такое развитие событий, было принято прибегнуть к мерам разрешения данной проблемы на государственном уровне. Формирование ответственного и позитивного родительства - вот что является одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Главной задачей педагогических коллективов образовательных организаций является формирование у учеников основы семейной культуры, а у родителей - педагогическую компетентность, необходимую для построения гармоничных семейных взаимоотношений. Также немаловажной задачей для государства и образовательных учреждений является своевременная и целенаправленная подготовка молодого поколения к важной роли в их жизни - родительству.
Именно семья и школа на сегодняшний день считаются самыми важными институтами социализации подрастающего поколения. Их воспитательные функции разнообразны, и они отличаются друг от друга, но для полноценного и всестороннего становления ребенка как личности необходимо их сотрудничество, которое будет основываться на принципе взаимовлияние двух социальных институтов друг на друга и на ребенка, а не на принципе параллельности. Развитие и воспитание детей - это обязанность не только социума и учителей, но и в первую очередь забота каждой семьи, о чем не раз упоминали в своих научных трудах такие авторы, как: М. И Демкова, П. Ф. Каптерева, А. Н. Радищева, В. М. Бехтерева, П. П. Болонского, М. С. Лунина, А. Н. Острогорского, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, С. П. Шевырева и многие др. В работах этих ученых отражены семейно-ценностные ориентации, разнообразные аспекты развития и функционирования семьи.
В современном мире родители очень часто негативно реагируют на вмешательство школы или педагогов в воспитание детей, не всегда понимая, что воспитание в школе не должно противоречить друг другу, а должно осуществляться параллельно. Каждый знает свои права и конечно же знает, как правильно воспитывать ребенка, но вскоре, когда винят во всём школу и педагогов не осознают, что пожинают свои же плоды.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.
Несмотря на изученность проблем просвещения родителей, современные условия требуют обновления направлений, способов организации просветительской работы школы, что мало изучено в психолого-педагогической литературе. Именно поэтому данное исследование является актуальным, так как в ходе реализации программы родители осознают, как мало они знают об особенностях и тонкостях воспитания ребенка, а также осознают ответственность, которую несут за своих детей.
Проблема исследования: насколько эффективным в развитии уровня психолого-педагогической компетентности родителя окажется реализация программы «Школа ответственного родителя», если в неё будут включены такие содержательно-организационные аспекты, которые направлены на формирование у родителей знаний о грамотном воспитании и развитии детей при помощи выработки умений и навыков, посредством практико-ориентированных занятий.
Объект исследования: просветительская работа.
Предмет исследования: программа «Школа ответственного родителя» как средство повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Цель исследования: разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей «Школа ответственного родителя» и практическая проверка ее эффективности.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования определить содержание понятий: «воспитание», «развитие», «поведение», «психолого-педагогическая компетентность родителей», изучить проблему просвещения на разных этапах.
2) Разработать анкету и исследовать актуальный на данный момент уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
3) Разработать, опробовать и оценить эффективность программы «Школа ответственного родителя» на отобранных группах.
4) Разработать методические рекомендации для педагога-психолога и руководства образовательной организации.
Гипотеза: если в программу просветительской работы с родителями включить такие содержательно-организационные аспекты, как:
1) Знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) Формирование у родителей знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
3) Обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с обучающимися, грамотному оцениванию проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
4) Способствование формированию родительского актива;
5) Обеспечение условий и возможностей получения родителями необходимых знаний, выработки умений и навыков родителей по воспитанию детей в процессе обучения.
То уровень психолого-педагогической компетентности родителей повысится, о чем будут свидетельствовать:
1) Повышение психолого-педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков, уровня знаний об особенностях воспитания и развития детей;
2) Формирование практических навыков в вопросах воспитания детей;
3) Формирование педагогической культуры родителей в сферах личностного, семейного общения;
4) Повышение интереса родителей к участию в системе психолого - педагогического просвещения
5) Рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
6) Активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, эксперимент, метод математической и статистической обработки результатов эксперимента (z-критерий Вилкоксона).
Методологические основы исследования: Целый ряд авторов, ученых - культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы - это Л. С. Алексеева, Н. И. Болдырев, К. Д. Ушинский, И. А. Андреев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и др. Теоретической и методологической основой данного исследования является теория психического развития Б. Д. Эльконина, положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, а также концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене.
Практическая основа исследования: разработанная программа может быть использована педагогом-психологом в образовательном учреждении, может быть использована в частной практике, а также может оказаться полезной для самостоятельного изучения родителями.
Научная новизна исследования: на современном этапе «курсы для родителей» начинают набирать обороты в образовательных учреждениях, и педагоги-психологи активно разрабатывают просветительские семинары, занятия и лекции для родителей. Данная программа очень объёмная и включает в себя актуальные проблемы каждого возрастного этапа, что отличает её от ряда других подобных программ. Она содержит как теорию, так и практику, которая помогает не только усвоить, но и сразу закрепить материал.
В современном мире работа с родителями в образовательных учреждениях становится все более значимой для успешного развития, воспитания и обучения детей. На протяжении всех времен данная работа традиционно проводилась именно педагогами в виде родительских собраний или при организации какой-либо совместной деятельности. Данные виды деятельности всегда считались не обязательными как педагогами, так и родителями, поэтому посещение данных собраний не вызывало у родителей никакой активности. Социальная ситуация в нашей стране стремительно меняется и проблемы в области родительства и детства также требуют современных решений. Специалисты с опасением констатируют низкий уровень морали во взаимоотношениях, необдуманность и несерьезность в намерениях молодежи создать семью, значимость домашнего очага также все меньше играет роль в жизни молодых родителей. Все чаще наблюдается правовой нигилизм со стороны родителей, и значительно снижается качество воспитания в семьях, наблюдается все больше ошибок среди родителей в вопросах воспитания детей. Все эти факторы могут повлечь за собой множество проблем и одной из таких является уменьшение потребности супружеских семей в детях, которая уже сейчас постепенно начинает набирать обороты.
Дабы предотвратить или замедлить такое развитие событий, было принято прибегнуть к мерам разрешения данной проблемы на государственном уровне. Формирование ответственного и позитивного родительства - вот что является одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Главной задачей педагогических коллективов образовательных организаций является формирование у учеников основы семейной культуры, а у родителей - педагогическую компетентность, необходимую для построения гармоничных семейных взаимоотношений. Также немаловажной задачей для государства и образовательных учреждений является своевременная и целенаправленная подготовка молодого поколения к важной роли в их жизни - родительству.
Именно семья и школа на сегодняшний день считаются самыми важными институтами социализации подрастающего поколения. Их воспитательные функции разнообразны, и они отличаются друг от друга, но для полноценного и всестороннего становления ребенка как личности необходимо их сотрудничество, которое будет основываться на принципе взаимовлияние двух социальных институтов друг на друга и на ребенка, а не на принципе параллельности. Развитие и воспитание детей - это обязанность не только социума и учителей, но и в первую очередь забота каждой семьи, о чем не раз упоминали в своих научных трудах такие авторы, как: М. И Демкова, П. Ф. Каптерева, А. Н. Радищева, В. М. Бехтерева, П. П. Болонского, М. С. Лунина, А. Н. Острогорского, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, С. П. Шевырева и многие др. В работах этих ученых отражены семейно-ценностные ориентации, разнообразные аспекты развития и функционирования семьи.
В современном мире родители очень часто негативно реагируют на вмешательство школы или педагогов в воспитание детей, не всегда понимая, что воспитание в школе не должно противоречить друг другу, а должно осуществляться параллельно. Каждый знает свои права и конечно же знает, как правильно воспитывать ребенка, но вскоре, когда винят во всём школу и педагогов не осознают, что пожинают свои же плоды.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.
Несмотря на изученность проблем просвещения родителей, современные условия требуют обновления направлений, способов организации просветительской работы школы, что мало изучено в психолого-педагогической литературе. Именно поэтому данное исследование является актуальным, так как в ходе реализации программы родители осознают, как мало они знают об особенностях и тонкостях воспитания ребенка, а также осознают ответственность, которую несут за своих детей.
Проблема исследования: насколько эффективным в развитии уровня психолого-педагогической компетентности родителя окажется реализация программы «Школа ответственного родителя», если в неё будут включены такие содержательно-организационные аспекты, которые направлены на формирование у родителей знаний о грамотном воспитании и развитии детей при помощи выработки умений и навыков, посредством практико-ориентированных занятий.
Объект исследования: просветительская работа.
Предмет исследования: программа «Школа ответственного родителя» как средство повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Цель исследования: разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей «Школа ответственного родителя» и практическая проверка ее эффективности.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования определить содержание понятий: «воспитание», «развитие», «поведение», «психолого-педагогическая компетентность родителей», изучить проблему просвещения на разных этапах.
2) Разработать анкету и исследовать актуальный на данный момент уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
3) Разработать, опробовать и оценить эффективность программы «Школа ответственного родителя» на отобранных группах.
4) Разработать методические рекомендации для педагога-психолога и руководства образовательной организации.
Гипотеза: если в программу просветительской работы с родителями включить такие содержательно-организационные аспекты, как:
1) Знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) Формирование у родителей знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
3) Обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с обучающимися, грамотному оцениванию проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
4) Способствование формированию родительского актива;
5) Обеспечение условий и возможностей получения родителями необходимых знаний, выработки умений и навыков родителей по воспитанию детей в процессе обучения.
То уровень психолого-педагогической компетентности родителей повысится, о чем будут свидетельствовать:
1) Повышение психолого-педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков, уровня знаний об особенностях воспитания и развития детей;
2) Формирование практических навыков в вопросах воспитания детей;
3) Формирование педагогической культуры родителей в сферах личностного, семейного общения;
4) Повышение интереса родителей к участию в системе психолого - педагогического просвещения
5) Рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
6) Активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, эксперимент, метод математической и статистической обработки результатов эксперимента (z-критерий Вилкоксона).
Методологические основы исследования: Целый ряд авторов, ученых - культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы - это Л. С. Алексеева, Н. И. Болдырев, К. Д. Ушинский, И. А. Андреев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и др. Теоретической и методологической основой данного исследования является теория психического развития Б. Д. Эльконина, положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, а также концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене.
Практическая основа исследования: разработанная программа может быть использована педагогом-психологом в образовательном учреждении, может быть использована в частной практике, а также может оказаться полезной для самостоятельного изучения родителями.
Научная новизна исследования: на современном этапе «курсы для родителей» начинают набирать обороты в образовательных учреждениях, и педагоги-психологи активно разрабатывают просветительские семинары, занятия и лекции для родителей. Данная программа очень объёмная и включает в себя актуальные проблемы каждого возрастного этапа, что отличает её от ряда других подобных программ. Она содержит как теорию, так и практику, которая помогает не только усвоить, но и сразу закрепить материал.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует какая-либо единая система формирования психолого - педагогической компетентности родителей. Однако, сейчас это является очень необходимым. При достаточно стремительном развитии общества традиционные и классические методы и формы просвещения начинают терять свою эффективность. Поэтому современное общество требует современных подходов и методов к решению актуальных проблем в вопросах воспитания и развития детей.
Изучение теоретических аспектов позволило сделать вывод о том, просвещение можно считать универсальным и эффективным способом обучения и развития. Именно по этой причине оно послужило основным методом формирования психолого-педагогической компетентности у родителей в условиях образовательной организации.
В ходе исследования было выявлено, что актуальный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей находится на «низком» и «среднем» уровнях с небольшим преобладанием низкого. Поэтому родители, безусловно, нуждаются в проведении с ними родительского всеобуча, который повысит уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
После реализации просветительской программы была проведена повторная диагностика. Оценка эффективности реализованной программы по результатам контрольного замера показала положительную динамику уровня сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей, что непосредственно свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования подтвердилась.
Изучение теоретических аспектов позволило сделать вывод о том, просвещение можно считать универсальным и эффективным способом обучения и развития. Именно по этой причине оно послужило основным методом формирования психолого-педагогической компетентности у родителей в условиях образовательной организации.
В ходе исследования было выявлено, что актуальный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей находится на «низком» и «среднем» уровнях с небольшим преобладанием низкого. Поэтому родители, безусловно, нуждаются в проведении с ними родительского всеобуча, который повысит уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
После реализации просветительской программы была проведена повторная диагностика. Оценка эффективности реализованной программы по результатам контрольного замера показала положительную динамику уровня сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей, что непосредственно свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Информационно-просветительская работа территориального отдела МВД с общеобразовательными организациями (Уральский Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое просвещение в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Тренинг формирования мотивации достижения успеха подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое просвещение родителей в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие социального педагога и инспектора по делам
несовершеннолетних в организации первичной профилактики
подростковой преступности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие правовой компетентности родителей воспитанников дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021



