Введение 3
Постановка задачи 4
Обзор литературы 5
Глава 1. Аналитическая модель системы 6
1.1 Описание работы ремонтируемой системы с одним обслуживающим
каналом 6
1.2 Описание работы ремонтируемой системы с двумя обслуживающими
каналами 12
1.3 Переход к программной модели системы массового обслуживания .. 16
Глава 2. Программная модель рассматриваемой системы 18
2.1 Описание работы программной модели 19
2.2 Сравнение программной и аналитической моделей 20
2.3 Пример. Физическая модель ремонтируемой системы массового
обслуживания с вирусными заявками 22
Выводы 24
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение
Теория массового обслуживания появилась и стала развиваться относительно недавно. В начале XX столетия был сформулирован ряд математических задач, связанный с практическими требованиями телефонного дела и рациональной организации массового обслуживания. Оказалось, что задачи подобного типа возникают в самых различных направлениях исследований: в экономике, в транспортном деле, в технике, в военно-промышленном деле и в организации производства.
Требования практики выдвигают перед теорией массового обслуживания большое число новых постановок задач. Их рассмотрение необходимо для приложений, для постепенного приближения условий, в которых они решаются, к истинной картине изучаемых явлений. Так, например, ранее не были рассмотрены случаи систем массового обслуживания с вирусными заявками. Входящий поток может состоять не только из реальных запросов на обслуживание, но также и из вредоносных запросов, выводящих обслуживающие каналы или всю систему из строя.
Задачи, в которых следует принимать в расчет вероятность появления вирусных заявок, встречаются постоянно: ложные запросы в курьерской службе доставки; вирусные программы, частично выводящие из строя оперативную память компьютера и т.д.
Можно указать множество других постановок задач реального содержания, которые в своей математической части сводятся к вопросам теории массового обслуживания, включающие в себя вероятность появления вирусных заявок. В данной работе рассматривается именно такой класс задач.
Основной задачей теории массового обслуживания является изучение и исследование режима функционирования обслуживающей системы. Рассмотрим работу системы массового обслуживания (СМО) с вирусными заявками. Исследуем аналитическую модель для одно- и двухканальной СМО и перейдём к её программной интерпретации. На основании проведенных исследований предложим рекомендации по оптимизации работы системы.
Цель настоящей работы заключается в исследовании ремонтируемой системы массового обслуживания с вирусными заявками и возможности применить её в деле. При решении поставленной задачи построены аналитические и программная модели. Их исследование необходимо для приложений, для постепенного приближения условий, в которых они решаются, к задачам, выдвигаемым требованиями практики.
Таким образом, исследован новый класс задач теории массового обслуживания, вероятно, раннее не освящавшийся в литературе по данной тематике. Возможно дальнейшее его изучение и применение к задачам, постановки которых приближены к реальным условиям.
1. Боровков А.А. Вероятностные процессы в теории массового обслуживания. М.: Наука, 1972. 357с.
2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. 6-е изд. стер. М.: Высш. шк., 1999. 576 с.
3. Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. Изд. 5-е, испр. М.: Издательство ЛКИ, 2011. 400с.
4. Горбаченко В.И. Вычислительная линейная алгебра с примерами на MATLAB. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 318 с.
5. Дьяконов В.П. MATLAB 6.0/6.1/6.5/6.5 + SP1 + Simulink 4/5. Обработка сигналов и изображений. М.: СОЛОН-Пресс, 2004. 592 с.
6. Ивченко Г.И., Каштанов В.А., Коваленко И.Н. Теория массового обслуживания. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 304 с.
7. Кемени Д. Дж., Снелл Дж. Л. Конечные цепи Маркова. М.: Наука, 1970. 271 с.
8. Хинчин А. Я. Работы по математической теории массового обслуживания / Под редакцией Б. В. Гнеденко. М.: Физматгиз, 1963. 236 с.