ПРОБЛЕМА СКЕПТИЦИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГИПОТЕЗЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1 Контекст и общие понятия проблемы скептицизма и гипотезы симуляции 15
1.1 Проблема скептицизма в философии Рене Декарта 15
1.2 Гипотеза симуляции в истории философии 16
1.2.1 Гипотеза симуляции Рене Декарта 17
1.2.2 Гипотеза симуляции Хилари Патнэма 18
1.2.3 Гипотеза симуляции Ника Бострома 19
Глава 2 Типология гипотезы симуляции 25
2.1. Типология гипотезы симуляции по Ф. Турчину, М. Батину, Д.
Декенбергеру, Р. Ямпольскому 25
2.2 Типология гипотезы симуляции по Д. Чалмерсу 32
2.3 Матричная гипотеза Д. Чалмерса 37
Глава 3 Гипотеза компьютерной симуляции и виртуальный реализм 43
3.1 Метафизика, онтология и эпистемология в рамках матричной гипотезы
Д. Чалмерса 43
3.2 Новая гипотеза компьютерной симуляции 49
3.3 Проблема скептицизма и виртуальный реализм 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1 Контекст и общие понятия проблемы скептицизма и гипотезы симуляции 15
1.1 Проблема скептицизма в философии Рене Декарта 15
1.2 Гипотеза симуляции в истории философии 16
1.2.1 Гипотеза симуляции Рене Декарта 17
1.2.2 Гипотеза симуляции Хилари Патнэма 18
1.2.3 Гипотеза симуляции Ника Бострома 19
Глава 2 Типология гипотезы симуляции 25
2.1. Типология гипотезы симуляции по Ф. Турчину, М. Батину, Д.
Декенбергеру, Р. Ямпольскому 25
2.2 Типология гипотезы симуляции по Д. Чалмерсу 32
2.3 Матричная гипотеза Д. Чалмерса 37
Глава 3 Гипотеза компьютерной симуляции и виртуальный реализм 43
3.1 Метафизика, онтология и эпистемология в рамках матричной гипотезы
Д. Чалмерса 43
3.2 Новая гипотеза компьютерной симуляции 49
3.3 Проблема скептицизма и виртуальный реализм 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Искусственный интеллект (ИИ) как отдельная область исследований возник в середине ХХ века на стыке нейрофизиологии, математики и кибернетики. Ученые пытались совместными усилиями понять принцип организации и функционирования мозга при помощи математических методов. В это же время появляются первые компьютеры, что обеспечивает данным исследованиям технологический базис. Это и привело к возникновению нового направления исследований - искусственному интеллекту. Сам термин был введен в 1956 году после семинара по ИИ, прошедшего в Дартмутском колледже.
Сегодня наука сделала огромный шаг вперед, и для нынешнего поколения ИИ является уже чем-то привычным. Однако стоит заметить, что человечеству удалось создать, так называемый, слабый ИИ, в основе которого сегодня лежат нейросети и машинное обучение.
Что касается создания сильного ИИ - мнения ученых разделяются в возможности этого. По моему мнению, внимания заслуживает оптимист в этом вопросе, который также является одним из создателей движения трансгуманизма - Ник Бостром. Он считает, что человечество находится на пути создания сильного ИИ, причем, произойдет это в ближайшие несколько десятков лет. Совместно со своим коллегой Винсентом Мюллером они провели опрос [92] среди экспертов в области ИИ и выяснили, что большинство из них считает, что создание сильного ИИ возможно, и что это, скорее всего, повлечет негативные последствия для человечества. Н. Бостром довольно подробно описал возможные пути создания сильного ИИ и его возможное влияние на человечество в своей книге «Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии» [5]. На фоне большого интереса к данной работе также возрос интерес к довольно старой статье Н. Бострома «Are You Living In a Computer Simulation?» [58]. Все это возродило дискуссии о гипотезе симуляции, матрице и последствиях создания сильного ИИ. Одна из гипотез гласит, что: либо мы уже находимся в симуляции, либо мы рискуем в ней оказаться в следствие создания сильного сверхразумного ИИ (superintelligence).
Наиболее яркой иллюстрацией гипотезы симуляции может послужить симулированный мир из фильма дуэта Вачовски «Матрица» [7], где огромный компьютер в реальном мире продуцирует симуляцию, в которой находятся люди при помощи своего сознания, а мир вокруг: деревья, здания, машины, другие люди - выстраиваются компьютером, и человек воспринимает это посредством соответствующих сигналов от компьютера. Этот пример наводит на следующие вопросы: как мы можем точно знать, что не находимся в компьютерной симуляции, если на самом деле находимся в ней, и здесь все нереально? как вообще можно знать хоть что-то?
Некоторые философы считают, что даже если наш мир на самом деле не является симуляцией, то при помещении в симуляцию, мы все равно бы не почувствовали разницы, поэтому мы не можем быть на 100% уверенными, что мир вокруг нас реален.
Кроме философов данной темой также интересуются математики и физики, а некоторые даже пытаются вывести чисто научное доказательство того, что мы не живем в симуляции. Например, двое теоретических физиков из Израиля и России З. Рингель и Д. Коврижин выдвинули аргумент, основанный на гравитационных аномалиях, который может доказывать невозможность создания компьютерной симуляции вроде нашего мира [97].
Проблема. В философии виртуальной реальности и искусственного интеллекта также с новой силой возник интерес к гипотезе симуляции, которая была сформулирована еще Рене Декартом и оставила след в аналитической философии XX века, в частности, в работах Хилари Патнэма [26] и Томаса Нагеля [22], а в XXI веке прошла череду трансформаций и появилась в новом виде в работе того же Ника Бострома [58]. Как правило, все работы в той или иной степени касаются проблемы скептицизма и ее эпистемологических вопросов, которые берут начало еще в философии Р.
Декарта в том виде, в котором они представляют интерес для данного исследования.
Таким образом, данное исследование посвящено проблеме скептицизма в рамках гипотезы компьютерной симуляции с точки зрения трех составляющих симулированного мира: метафизики, онтологии и
эпистемологии. Проблему можно сформулировать в виде следующего вопроса: являются ли убеждения субъекта в симуляции о мире
истинными? Для ответа на данный вопрос нужно также разобраться в следующих:
• Как и кем мир был создан?
• Какова структура окружающего мира?
• Что доступно познанию субъекта?
Объектом исследования выступает гипотеза симуляции в контексте философии виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Есть несколько типов данной гипотезы, но в общем виде она представляет собой мнение о том, что наша реальность является симуляцией (чаще всего компьютерной).
Предметом исследования является проблема скептицизма в контексте гипотезы симуляции.
Целью данного исследования является построение новой
формулировки гипотезы компьютерной симуляции на основе выявления достоинств и недостатков существующих гипотез. Новая гипотеза будет содержать наиболее подробное описание симулированного мира. А также будет рассмотрена проблема скептицизма в рамках новой гипотезы.
Это значит, что основное внимание будет уделено анализу различных вариантов гипотезы симуляции и исследованию их структуры.
Для реализации поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
1. Эксплицировать проблему скептицизма в истории философии и ее трансформацию.
2. Эксплицировать общий контекст исследования, аналитически представить гипотезу симуляции, прояснить ее особенности и внутреннюю логику.
3. Представить типологию гипотезы симуляции на основе работы А. Турчина, М. Батина, Д. Денкенбергера и Р. Ямпольского, а также типологию Д. Чалмерса.
4. Выбрать гипотезу, наиболее подробно описывающую мир симуляции.
5. Рассмотреть метафизическую и онтологическую составляющую выбранной гипотезы симуляции.
6. Рассмотреть эпистемологическую составляющую выбранной гипотезы симуляции.
7. Дополнить выбранную гипотезу, закрыв возникающие вопросы.
8. Проанализировать новую гипотезу компьютерной симуляции на предмет проблемы скептицизма.
Данные задачи соответствующим образом соотносятся со структурой диссертации.
Методы. В соответствии с перечнем сформулированных задач в работе используются следующие методы:
1. Историко-философская реконструкция - позволяет эксплицировать историю развития проблемы скептицизма и ее трансформацию.
2. Контекстуальная интерпретация - позволяет решить комплекс задач по экспликации проблемы скептицизма и типологии гипотезы симуляции.
3. Компаративный анализ - позволяет сформулировать наиболее подробную гипотезу симуляции на основании сравнительного анализа разных типов гипотез и их особенностей.
4. Метод онтологической экспликации, основанный на оппозиции реализм/антиреализм - позволяет выявить онтологические и эпистемологические следствия для решения проблемы скептицизма в рамках выбранного варианта гипотезы симуляции.
Помимо данных методов, я буду подходить к решению проблемы и сформулированных задач при помощи стиля мышления, используемого в аналитической философии, который характеризуется ясностью, опорой на опытное знание и здравый смысл, терминологической однозначностью, последовательностью и аргументированностью, что сближает такой тип философствования с научным исследованием, где из ясных посылок, сообразно с общими логическими принципами, выводятся следствия.
Степень разработанности темы. Отголоски рассуждений о симуляции можно встретить еще в античности, например, у Пифагора, который считал подлинной реальностью реальность чисел, или у Платона, утверждающего, что подлинная реальность - мир идей. Но формулировка гипотезы симуляции в том понимании, которое представляет интерес для данной работы, впервые была представлена Рене Декартом в его работе «Размышления о первой философии» [13]. Р. Декарт описывает два типа симуляции: сон и иллюзия, созданная злым гением. Не менее важным вкладом Р. Декарта является и постановка проблемы скептицизма в контексте гипотезы симуляции, а также разработка метода сомнения в работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» [14].
Впервые гипотезу именно компьютерной симуляции сформулировал Хилари Патнэм в своей книге «Разум, истина и история» [26]. Именно мысленный эксперимент Х. Патнэма о мозге в колбе чаще всего используется в качестве примера или отсылки в работах других ученых. Одной из знаковых работ, описывающей скорее виртуальную реальность, но, тем не менее, на которую также часто ссылаются ученые, является работа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляции» [2].
С развитием компьютерных наук и возвращением интереса к искусственному интеллекту, в начале 2000-х годов интерес к гипотезе компьютерной симуляции заметно вырос. Толчком к этому стал выход фильма дуэта Вачовски «Матрица» и его продолжение, а также статья философа и трансгуманиста Ника Бострома «Are You Living in a Computer Simulation?» [58]. Н. Бостром столкнулся с волной критики своей статьи и продолжал уточнять свой аргумент симуляции в других работах: «A patch for the simulation argument» [57], «The simulation argument: Reply to Weatherson» [55], «The simulation argument: Some explanations» [56], «The simulation argument» [53]. Н. Бостром даже создал специальный сайт «The Simulation Argument FAQ» [54], где подробно ответил на самые частые вопросы о его аргументе симуляции.
Немного позже вышла статья Девида Чалмерса «The Matrix as Metaphysics» [66], в которой он представил некоторую типологию гипотезы симуляции и сформулировал свою собственную гипотезу. Рассуждения Д. Чалмерса продолжились и в других его работах: «The Virtual and the Real» [69], «The Virtual as the Digital» [70], «Structuralism as a Response to Skepticism» [65]. В своих работах он говорит и о проблеме скептицизма, предлагая свое позитивное отношение к симулированной реальности. Кроме того, Д. Чалмерс неоднократно говорил, что в настоящий момент пишет книгу, где подробно затронет и гипотезу симуляции, в частности, в подкасте Лекса Фридмана [67], который вышел в январе 2020 года.
Для рассмотрения типологии гипотезы симуляции я изучила работу Ф. Турчина, М. Батина, Д. Декенбергера, Р. Ямпольского «Simulation Typology and Termination Risks» [104].
Точки зрения разных ученых на симуляцию хорошо прослеживаются в дебатах «2016 Isaac Asimov Memorial Debate: Is the Universe a Simulation?» [82] между философом Д. Чалмерсом, физиками З. Давуди, Д. Гейтсом, Л. Рендалл и космологом М. Тегмарком.
Также стоит обратить внимание на знаковые работы по близкой тематике: эссе Джона Уиллера «Information, physics, quantum: The search for links. Complexity, Entropy, and the Physics of Information» [113], где он высказывает идею о том, что в основе вселенной лежит информация; и работы Брайана Витворта «The Physical World as a Virtual Reality» [111], «Quantum Realism» [110] и его структуралистские взгляды; работу Б. Дейнтона «Innocence lost: simulation scenarios: prospects and consequences» [71].
В книге «Наша математическая Вселенная» [36] физик и космолог Макс Тегмарк высказывает идею о том, что в основе нашей реальности лежит математика, и всю реальность можно формализовать при помощи математических уравнений. М. Тегмарк также затрагивает и вопрос симуляции.
Кроме письменных трудов для погружения в тему были прослушаны несколько подкастов «Artificial Intelligence: AI Podcast» Лекса Фридмана со следующими учеными: М. Тегмарк [100], С. Волфрам [112], Р. Докинз [74], Р. Пенроуз [94], К. Кох [84].
Всего во время работы было использовано 113 источников: 45 на русском языке и 68 на английском языке. Большинство источников англоязычные, так как, несмотря на актуальность темы, среди отечественных авторов работ очень мало. Мне удалось найти только несколько статей по теме: Кузнецов Д.В., Котлярова В.В. «Гипотеза симуляции как обоснование природы человека» [17]; Лыткина К.П. и др. «Гипотеза симуляции с точки зрения философии» [20]; Бородин Н.Ю., Казанова Н.В. «Гипотеза симуляции: возможные варианты доказательств» [4], Панченко В.А.,
Кабанова М.А. «Гипотеза компьютерной симуляции» [23].
Сегодня наука сделала огромный шаг вперед, и для нынешнего поколения ИИ является уже чем-то привычным. Однако стоит заметить, что человечеству удалось создать, так называемый, слабый ИИ, в основе которого сегодня лежат нейросети и машинное обучение.
Что касается создания сильного ИИ - мнения ученых разделяются в возможности этого. По моему мнению, внимания заслуживает оптимист в этом вопросе, который также является одним из создателей движения трансгуманизма - Ник Бостром. Он считает, что человечество находится на пути создания сильного ИИ, причем, произойдет это в ближайшие несколько десятков лет. Совместно со своим коллегой Винсентом Мюллером они провели опрос [92] среди экспертов в области ИИ и выяснили, что большинство из них считает, что создание сильного ИИ возможно, и что это, скорее всего, повлечет негативные последствия для человечества. Н. Бостром довольно подробно описал возможные пути создания сильного ИИ и его возможное влияние на человечество в своей книге «Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии» [5]. На фоне большого интереса к данной работе также возрос интерес к довольно старой статье Н. Бострома «Are You Living In a Computer Simulation?» [58]. Все это возродило дискуссии о гипотезе симуляции, матрице и последствиях создания сильного ИИ. Одна из гипотез гласит, что: либо мы уже находимся в симуляции, либо мы рискуем в ней оказаться в следствие создания сильного сверхразумного ИИ (superintelligence).
Наиболее яркой иллюстрацией гипотезы симуляции может послужить симулированный мир из фильма дуэта Вачовски «Матрица» [7], где огромный компьютер в реальном мире продуцирует симуляцию, в которой находятся люди при помощи своего сознания, а мир вокруг: деревья, здания, машины, другие люди - выстраиваются компьютером, и человек воспринимает это посредством соответствующих сигналов от компьютера. Этот пример наводит на следующие вопросы: как мы можем точно знать, что не находимся в компьютерной симуляции, если на самом деле находимся в ней, и здесь все нереально? как вообще можно знать хоть что-то?
Некоторые философы считают, что даже если наш мир на самом деле не является симуляцией, то при помещении в симуляцию, мы все равно бы не почувствовали разницы, поэтому мы не можем быть на 100% уверенными, что мир вокруг нас реален.
Кроме философов данной темой также интересуются математики и физики, а некоторые даже пытаются вывести чисто научное доказательство того, что мы не живем в симуляции. Например, двое теоретических физиков из Израиля и России З. Рингель и Д. Коврижин выдвинули аргумент, основанный на гравитационных аномалиях, который может доказывать невозможность создания компьютерной симуляции вроде нашего мира [97].
Проблема. В философии виртуальной реальности и искусственного интеллекта также с новой силой возник интерес к гипотезе симуляции, которая была сформулирована еще Рене Декартом и оставила след в аналитической философии XX века, в частности, в работах Хилари Патнэма [26] и Томаса Нагеля [22], а в XXI веке прошла череду трансформаций и появилась в новом виде в работе того же Ника Бострома [58]. Как правило, все работы в той или иной степени касаются проблемы скептицизма и ее эпистемологических вопросов, которые берут начало еще в философии Р.
Декарта в том виде, в котором они представляют интерес для данного исследования.
Таким образом, данное исследование посвящено проблеме скептицизма в рамках гипотезы компьютерной симуляции с точки зрения трех составляющих симулированного мира: метафизики, онтологии и
эпистемологии. Проблему можно сформулировать в виде следующего вопроса: являются ли убеждения субъекта в симуляции о мире
истинными? Для ответа на данный вопрос нужно также разобраться в следующих:
• Как и кем мир был создан?
• Какова структура окружающего мира?
• Что доступно познанию субъекта?
Объектом исследования выступает гипотеза симуляции в контексте философии виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Есть несколько типов данной гипотезы, но в общем виде она представляет собой мнение о том, что наша реальность является симуляцией (чаще всего компьютерной).
Предметом исследования является проблема скептицизма в контексте гипотезы симуляции.
Целью данного исследования является построение новой
формулировки гипотезы компьютерной симуляции на основе выявления достоинств и недостатков существующих гипотез. Новая гипотеза будет содержать наиболее подробное описание симулированного мира. А также будет рассмотрена проблема скептицизма в рамках новой гипотезы.
Это значит, что основное внимание будет уделено анализу различных вариантов гипотезы симуляции и исследованию их структуры.
Для реализации поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
1. Эксплицировать проблему скептицизма в истории философии и ее трансформацию.
2. Эксплицировать общий контекст исследования, аналитически представить гипотезу симуляции, прояснить ее особенности и внутреннюю логику.
3. Представить типологию гипотезы симуляции на основе работы А. Турчина, М. Батина, Д. Денкенбергера и Р. Ямпольского, а также типологию Д. Чалмерса.
4. Выбрать гипотезу, наиболее подробно описывающую мир симуляции.
5. Рассмотреть метафизическую и онтологическую составляющую выбранной гипотезы симуляции.
6. Рассмотреть эпистемологическую составляющую выбранной гипотезы симуляции.
7. Дополнить выбранную гипотезу, закрыв возникающие вопросы.
8. Проанализировать новую гипотезу компьютерной симуляции на предмет проблемы скептицизма.
Данные задачи соответствующим образом соотносятся со структурой диссертации.
Методы. В соответствии с перечнем сформулированных задач в работе используются следующие методы:
1. Историко-философская реконструкция - позволяет эксплицировать историю развития проблемы скептицизма и ее трансформацию.
2. Контекстуальная интерпретация - позволяет решить комплекс задач по экспликации проблемы скептицизма и типологии гипотезы симуляции.
3. Компаративный анализ - позволяет сформулировать наиболее подробную гипотезу симуляции на основании сравнительного анализа разных типов гипотез и их особенностей.
4. Метод онтологической экспликации, основанный на оппозиции реализм/антиреализм - позволяет выявить онтологические и эпистемологические следствия для решения проблемы скептицизма в рамках выбранного варианта гипотезы симуляции.
Помимо данных методов, я буду подходить к решению проблемы и сформулированных задач при помощи стиля мышления, используемого в аналитической философии, который характеризуется ясностью, опорой на опытное знание и здравый смысл, терминологической однозначностью, последовательностью и аргументированностью, что сближает такой тип философствования с научным исследованием, где из ясных посылок, сообразно с общими логическими принципами, выводятся следствия.
Степень разработанности темы. Отголоски рассуждений о симуляции можно встретить еще в античности, например, у Пифагора, который считал подлинной реальностью реальность чисел, или у Платона, утверждающего, что подлинная реальность - мир идей. Но формулировка гипотезы симуляции в том понимании, которое представляет интерес для данной работы, впервые была представлена Рене Декартом в его работе «Размышления о первой философии» [13]. Р. Декарт описывает два типа симуляции: сон и иллюзия, созданная злым гением. Не менее важным вкладом Р. Декарта является и постановка проблемы скептицизма в контексте гипотезы симуляции, а также разработка метода сомнения в работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» [14].
Впервые гипотезу именно компьютерной симуляции сформулировал Хилари Патнэм в своей книге «Разум, истина и история» [26]. Именно мысленный эксперимент Х. Патнэма о мозге в колбе чаще всего используется в качестве примера или отсылки в работах других ученых. Одной из знаковых работ, описывающей скорее виртуальную реальность, но, тем не менее, на которую также часто ссылаются ученые, является работа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляции» [2].
С развитием компьютерных наук и возвращением интереса к искусственному интеллекту, в начале 2000-х годов интерес к гипотезе компьютерной симуляции заметно вырос. Толчком к этому стал выход фильма дуэта Вачовски «Матрица» и его продолжение, а также статья философа и трансгуманиста Ника Бострома «Are You Living in a Computer Simulation?» [58]. Н. Бостром столкнулся с волной критики своей статьи и продолжал уточнять свой аргумент симуляции в других работах: «A patch for the simulation argument» [57], «The simulation argument: Reply to Weatherson» [55], «The simulation argument: Some explanations» [56], «The simulation argument» [53]. Н. Бостром даже создал специальный сайт «The Simulation Argument FAQ» [54], где подробно ответил на самые частые вопросы о его аргументе симуляции.
Немного позже вышла статья Девида Чалмерса «The Matrix as Metaphysics» [66], в которой он представил некоторую типологию гипотезы симуляции и сформулировал свою собственную гипотезу. Рассуждения Д. Чалмерса продолжились и в других его работах: «The Virtual and the Real» [69], «The Virtual as the Digital» [70], «Structuralism as a Response to Skepticism» [65]. В своих работах он говорит и о проблеме скептицизма, предлагая свое позитивное отношение к симулированной реальности. Кроме того, Д. Чалмерс неоднократно говорил, что в настоящий момент пишет книгу, где подробно затронет и гипотезу симуляции, в частности, в подкасте Лекса Фридмана [67], который вышел в январе 2020 года.
Для рассмотрения типологии гипотезы симуляции я изучила работу Ф. Турчина, М. Батина, Д. Декенбергера, Р. Ямпольского «Simulation Typology and Termination Risks» [104].
Точки зрения разных ученых на симуляцию хорошо прослеживаются в дебатах «2016 Isaac Asimov Memorial Debate: Is the Universe a Simulation?» [82] между философом Д. Чалмерсом, физиками З. Давуди, Д. Гейтсом, Л. Рендалл и космологом М. Тегмарком.
Также стоит обратить внимание на знаковые работы по близкой тематике: эссе Джона Уиллера «Information, physics, quantum: The search for links. Complexity, Entropy, and the Physics of Information» [113], где он высказывает идею о том, что в основе вселенной лежит информация; и работы Брайана Витворта «The Physical World as a Virtual Reality» [111], «Quantum Realism» [110] и его структуралистские взгляды; работу Б. Дейнтона «Innocence lost: simulation scenarios: prospects and consequences» [71].
В книге «Наша математическая Вселенная» [36] физик и космолог Макс Тегмарк высказывает идею о том, что в основе нашей реальности лежит математика, и всю реальность можно формализовать при помощи математических уравнений. М. Тегмарк также затрагивает и вопрос симуляции.
Кроме письменных трудов для погружения в тему были прослушаны несколько подкастов «Artificial Intelligence: AI Podcast» Лекса Фридмана со следующими учеными: М. Тегмарк [100], С. Волфрам [112], Р. Докинз [74], Р. Пенроуз [94], К. Кох [84].
Всего во время работы было использовано 113 источников: 45 на русском языке и 68 на английском языке. Большинство источников англоязычные, так как, несмотря на актуальность темы, среди отечественных авторов работ очень мало. Мне удалось найти только несколько статей по теме: Кузнецов Д.В., Котлярова В.В. «Гипотеза симуляции как обоснование природы человека» [17]; Лыткина К.П. и др. «Гипотеза симуляции с точки зрения философии» [20]; Бородин Н.Ю., Казанова Н.В. «Гипотеза симуляции: возможные варианты доказательств» [4], Панченко В.А.,
Кабанова М.А. «Гипотеза компьютерной симуляции» [23].
В рамках данного исследования мною была поставлена и эксплицирована проблема скептицизма в контексте гипотезы компьютерной симуляции в следующей трактовке: гипотеза является скептической, если при ее истинности все представления субъекта о внешнем мире являются ложными. Основной целью работы было формулирование новой гипотезы компьютерной симуляции, которая бы наиболее полно описывала симулированную реальность и могла противостоять скептицизму.
В соответствии с поставленными задачами, мною были описаны наиболее яркие гипотезы симуляции в истории философии и представлена типология гипотезы симуляции на основе работ Д. Чалмерса [66] и авторского коллектива Ф. Турчина, М. Батина, Д. Декенбергера, Р. Ямпольского [104]. Среди представленных гипотез посредством компаративного анализа была выделена матричная гипотеза Д. Чалмерса как наиболее подробная. Данная гипотеза была проанализирована с точки зрения метафизики, онтологии и эпистемологии, были выделены вопросы, которые нужно было утончить.
Далее, матричная гипотеза была дополнена следующими положениями:
• Цель создания симуляции, вероятнее всего, научная, например, решение парадокса Ферми, изучение истории цивилизации или проверка некоторых сценариев событий (риски окончания существования цивилизации).
• Создателем симуляции является сверхразумный искусственный интеллект (superintelligence), который находится во вселенной уровнем выше.
• В самой основе симулированной реальности лежат биты информации. Реальность была загружена компьютерной программой, в структуре которой находятся уравнения, описывающие реальность. Информация о реальности закодирована в биты, которые являются фундаментальным уровнем симулированной реальности и задают законы функционирования уровня выше - квантового. Квантовая обработка на основе законов, получаемых из битов, конституирует физическую реальность за счет определения законов ядерной физики и химии. Уровень материальных объектов, материи функционирует по физическим законам.
• Нередуктивный функционализм по отношению к сознанию. Когнитивная система / сознание субъектов в симуляции конституируется посредством функциональной организации носителя (мозга), находящегося во вселенной создателя. Когнитивная система / сознание подключается к симуляции при помощи электродов и взаимодействуем с ее объектами.
• Познание субъекта в симуляции ограничено его реальностью - реальность создателя симуляции недоступна для его познания, так как в этом случае субъект должен был бы доказать, что он живет в симуляции, однако он не сможет это сделать, потому что любые доказательства, которые он может получить, тоже будут симулированы компьютерной программой создателя. Знания субъекта о его реальности могут претендовать на истинность.
• Виртуальный реализм. Несмотря на то, что реальность симулирована, она все равно является подлинной для субъекта внутри нее, симулированные объекты реально существуют, события в симулированном мире реально происходят, опыт субъекта реален и так же ценен, как и опыт в несимулированном мире.
В результате, на основе матричной гипотезы Д. Чалмерса и описанных дополнений, была описана новая гипотеза компьютерной симуляции (Рис.9):
Рисунок 9 - Схема новой гипотезы компьютерной симуляции
Новая гипотеза была последовательно рассмотрена на предмет скептицизма и определена только как частично скептическая. Вместо скептической она оказывается, скорее, метафизической, так как поднимает вопросы о фундаментальной природе реальности. В целом, принятие положений новой гипотезы может заставить субъекта пересмотреть некоторые из его убеждений о природе реальности, но в большинстве своем его представления о мире не изменяться.
Возвращаясь к примеру из фильма «Матрица» [7], можно сказать, что у Нео нет ложных убеждений о его мире (в матрице). Наоборот, у него и всех других людей в матрице имеют верные убеждения о физическом мире. Если это действительно так, то гипотеза симуляции не является скептической - она не обесценивает знания субъектов об их мире.
Таким образом, основной проблемой в контексте гипотезы компьютерной симуляции оказывается не проблема скептицизма, а проблема фундаментальной природы реальности и проблема сознание-тело. Значимость гипотезы компьютерной симуляции не в том, чтобы доказать, что мы живем или не живем в симуляции, а в том, что на ее базе мы можем изучать вопрос о лежащей в основе нашей реальности «природе», о ее фундаменте.
В соответствии с поставленными задачами, мною были описаны наиболее яркие гипотезы симуляции в истории философии и представлена типология гипотезы симуляции на основе работ Д. Чалмерса [66] и авторского коллектива Ф. Турчина, М. Батина, Д. Декенбергера, Р. Ямпольского [104]. Среди представленных гипотез посредством компаративного анализа была выделена матричная гипотеза Д. Чалмерса как наиболее подробная. Данная гипотеза была проанализирована с точки зрения метафизики, онтологии и эпистемологии, были выделены вопросы, которые нужно было утончить.
Далее, матричная гипотеза была дополнена следующими положениями:
• Цель создания симуляции, вероятнее всего, научная, например, решение парадокса Ферми, изучение истории цивилизации или проверка некоторых сценариев событий (риски окончания существования цивилизации).
• Создателем симуляции является сверхразумный искусственный интеллект (superintelligence), который находится во вселенной уровнем выше.
• В самой основе симулированной реальности лежат биты информации. Реальность была загружена компьютерной программой, в структуре которой находятся уравнения, описывающие реальность. Информация о реальности закодирована в биты, которые являются фундаментальным уровнем симулированной реальности и задают законы функционирования уровня выше - квантового. Квантовая обработка на основе законов, получаемых из битов, конституирует физическую реальность за счет определения законов ядерной физики и химии. Уровень материальных объектов, материи функционирует по физическим законам.
• Нередуктивный функционализм по отношению к сознанию. Когнитивная система / сознание субъектов в симуляции конституируется посредством функциональной организации носителя (мозга), находящегося во вселенной создателя. Когнитивная система / сознание подключается к симуляции при помощи электродов и взаимодействуем с ее объектами.
• Познание субъекта в симуляции ограничено его реальностью - реальность создателя симуляции недоступна для его познания, так как в этом случае субъект должен был бы доказать, что он живет в симуляции, однако он не сможет это сделать, потому что любые доказательства, которые он может получить, тоже будут симулированы компьютерной программой создателя. Знания субъекта о его реальности могут претендовать на истинность.
• Виртуальный реализм. Несмотря на то, что реальность симулирована, она все равно является подлинной для субъекта внутри нее, симулированные объекты реально существуют, события в симулированном мире реально происходят, опыт субъекта реален и так же ценен, как и опыт в несимулированном мире.
В результате, на основе матричной гипотезы Д. Чалмерса и описанных дополнений, была описана новая гипотеза компьютерной симуляции (Рис.9):
Рисунок 9 - Схема новой гипотезы компьютерной симуляции
Новая гипотеза была последовательно рассмотрена на предмет скептицизма и определена только как частично скептическая. Вместо скептической она оказывается, скорее, метафизической, так как поднимает вопросы о фундаментальной природе реальности. В целом, принятие положений новой гипотезы может заставить субъекта пересмотреть некоторые из его убеждений о природе реальности, но в большинстве своем его представления о мире не изменяться.
Возвращаясь к примеру из фильма «Матрица» [7], можно сказать, что у Нео нет ложных убеждений о его мире (в матрице). Наоборот, у него и всех других людей в матрице имеют верные убеждения о физическом мире. Если это действительно так, то гипотеза симуляции не является скептической - она не обесценивает знания субъектов об их мире.
Таким образом, основной проблемой в контексте гипотезы компьютерной симуляции оказывается не проблема скептицизма, а проблема фундаментальной природы реальности и проблема сознание-тело. Значимость гипотезы компьютерной симуляции не в том, чтобы доказать, что мы живем или не живем в симуляции, а в том, что на ее базе мы можем изучать вопрос о лежащей в основе нашей реальности «природе», о ее фундаменте.



