ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование феноменов доверия и социального интеллекта в зарубежной и
отечественной психологии 6
1.1. Доверие: понятие и функции 6
1.2. Критерии и факторы доверия личности другим людям 14
1.3. Социальный интеллект: понятие и значение в жизнедеятельности человека 17
1.4. Психологические особенности ранней взрослости 24
Выводы по главе 1 26
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи доверия и социального интеллекта в
межличностном общении 29
2.1. Организация, методы и методика исследования 29
2.2. Количественный анализ данных о взаимосвязи уровня доверия и
социального интеллекта 30
2.3. Качественный анализ результатов изучения взаимосвязи уровня доверия и
социального интеллекта 36
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Доверие всегда было особенной ценностью для человеческого общества. Без этой ценности не было бы и самого общества. В корне всех эффективных взаимоотношений не только между отдельными людьми, но и между мировыми государствами лежит доверие. Это явление, с первого взгляда, кажется простым и понятным. Однако многочисленные исследования его показали, что доверие - сложный, многоаспектный феномен. К числу зарубежных учёных, которые занимались изучением проблемы доверия, относятся: Н. Луман, Д. Майерс, Дж. Роттер, А. Селигмен, Р. Б. Шо, Э. Шостром, П. Штомпка Э. Эриксон, Ф. Фукуяма и мн. др. Среди отечественных исследователей можно отметить работы А. Б. Купрейченко, Е. П. Ильина, Т. П. Скрипкиной, В. П. Зинченко, И. В. Антоненко, А. Л. Журавлева и др.
На настоящий момент проблема доверия освещена с многих сторон. Но всё же, ещё нет общепринятой теории доверия и его развернутой модели, и остались вопросы, касающиеся факторов доверия, механизмом формирования, функций, свойств, видов и мн. др. К таким открытым вопросам относится и то, на каких основаниях человек определяет свою возможность доверять или не доверять другому. Стоит отметить значительное исследование критериев доверия и недоверия личности к другим людям проведенное А. Б. Купрейченко вместе с С. П. Табхаровой. Однако выделенные ими свойства личности во время общения, особенно первой встречи, знакомства могут быть скрыты или наиграны. Что тогда выступает критериями доверия? В таком случае большую роль может сыграть способность понимать поведение людей, умение быстро оценивать человека и ситуацию взаимодействия, речь идёт о социальном интеллекте. И, исходя из этого, вытекает проблема исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: Действительно ли социальный интеллект и доверие к другим людям каким-то образом взаимосвязаны?
Теоретико-методологическая база исследования основывается на представлении А. Б. Купрейченко. Она описывала доверие другим людям как ценностное отношение субъекта к партнеру, основанное на позитивном прогнозировании поведения объекта, на интересе, уважении и готовности действовать порядочно по отношению к партнеру. Под социальным интеллектом будем понимать систему интеллектуальных способностей в понимание поведенческих проявлений, независящих от общего интеллекта (Дж. Гилфорд).
Целью исследования является изучение взаимосвязи уровня доверия и социального интеллекта в структуре межличностного взаимодействия у студенческой молодёжи.
Объектом исследования является соотношение доверия и социального интеллекта в межличностном взаимодействии.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей доверия и социального интеллекта в межличностном общении среди студенческой молодёжи.
Основная гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что доверие к другим людям и социальный интеллект взаимосвязаны. Также существуют различия в критериях оценивания доверия другим людям между мужчинами и женщинами.
Основные задачи исследования:
• Теоретический анализ изучения феномена доверия и социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.
• Определение критериев и факторов доверия личности к другим людям.
• Выделение основных психологических особенностей ранней
взрослости.
• Изучение уровня доверия и социального интеллекта у студентов.
• Анализ показателей уровня доверия и социального интеллекта.
Этапы исследования:
• Провести теоретический анализ проблемы доверия и социального интеллекта.
• Провести эмпирическое исследование уровня доверия и социального интеллекта среди студентов.
• Провести анализ показателей уровня доверия и социального интеллекта.
• Обработка результатов и формулирование выводов.
Исследование проходило на базе БашГУг. Уфы. В нем приняли участие 35 юношей и 35 девушек студентов с экономического, географического и психологического факультетов БашГУ. Выборку составили студенты 22-23 лет.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; тестирование и опрос; анализ полученных эмпирических данных; методы математической статистики.
Исследование проводилось посредством использования следующих методик:
1. Методика «шкала социального доверия» Дж. Роттера (адаптированная С.Г.Достоваловым)(см. приложение №1).
2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» (адаптированная Е. С. Михайловой) (см. приложение №2).
3. Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям А. Б. Купрейченко (см. приложение №3).
Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты и выводы исследования могут представлять собой определенный материал для дальнейшего более глубокого изучения зависимости критериев доверия к другим людям и компонентов социального интеллекта.
Практическая значимость исследования отражается в дополнении уже имеющихся материалов, касательно факторов формирования межличностного доверия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе исследовательской работы был решен ряд заявленных задач, направленных на достижение цели исследования: изучение взаимосвязи уровня доверия и социального интеллекта среди студенческой молодёжи.
Так, был проведен теоретический анализ литературы, посвященные феноменам доверия и социального интеллекта. Выяснилось, что, несмотря на большое внимание со стороны учёных, данные явления изучены не полностью. В частности, до сих пор нет чёткого определения исследуемых категорий. Как часто бывает с социально-психологическими понятиями, и «доверие» и «социальный интеллект» имеют неоднозначность в определении.
Можно сказать, что эти явления имеют точки соприкосновения. И доверие, и социальный интеллект развиваются в процессе социализации. Для формирования доверия к человеку по такому фактору, как поведение партнера, необходимо понимание проявление невербального поведения. А познание другого человека при помощи невербальной экспрессии имеет отношение к социальному интеллекту. Как социальный интеллект, так и доверие составляет эффективность взаимоотношений, участвует гармонизации отношений человека с окружающими людьми.
Важность таких функций отмечается в период ранней взрослости, когда одними из главных задач развития личности является установление близких отношений и профессиональное самоопределение. В построении близких взаимоотношений с другими людьми не обойтись без доверия и понимания друг друга.
В результате анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных, выяснилось, что существует статистически значимая связь между уровнем доверия и степень выраженности социального интеллекта. Это подтверждает выдвинутую основную гипотезу: что доверие к другим людям и социальный интеллект взаимосвязаны. То есть, развитость способности понимать причины поступков и действий человека, его речевую и неречевую экспрессию отражается на формировании доверия или недоверия к нему. Это нашло подтверждение и в результатах факторного анализа.
Дополнительно были обнаружены достоверные взаимосвязи между критериями доверия/недоверия и показателями социального интеллекта. Так, чем больше развит навык умение ориентироваться в невербальных проявлениях намерений человека, тем больше наш партнер симпатичен нам как заслуживающий доверия. И мнение третьих лиц о надежности собеседника находит отражение в степени понимания его мимики, жестов и поступках. Также обнаружилось, что недоверие, основанное на представлении партнера как неспособного помочь, зависит от показателей способности предвидеть его поведение и исход взаимодействия. Однако, не было найдено различия в критериях оценивания доверия другим людям между мужчинами и женщинами. Это можно объяснить необходимость использовать большее количество испытуемых и использование дополнительных методик оценки доверия/недоверия. И работа в данном направлении может быть продолжена.
Таким образом, результаты данной исследовательской работы могут стать дополнением к знаниям, касательно факторов формирования межличностного доверия. И представлять собой основу для дальнейшего более глубокого изучения зависимости критериев доверия к другим людям и компонентов социального интеллекта.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. - 672 с.
2. Агеева Е. Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен.- М.: АСТ, Астрель, 2010. — 931 с.
3. Айзенк, Г. Ю. Природа интеллекта - битва за разум/ Г. Ю. Айзенк, Л. К. Эмин.- М.: Эксмо-Пресс, 2002.- 352 с.
4. Андронникова О. О., Герасимова П. С. К вопросу о роли
социального интеллекта в социализации личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 120 - 125. DOI:
10.21603/20788975-2016-4-120-125.
5. Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен. М.: Социум; ГУУ, 2004. — 320 с.
6. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. М.: Флинта; Наука, 2006. — 480 с.
7. Антоненко, И. В. Социальная психология доверия: дис ... докт. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 498 с
8. Анурин В. Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В. Ф. Анурин. - Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997. - 436 с.
9. Белянин А. В., Зинченко В. П.. Доверие в экономике и общественной жизни. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 164 с.
10. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М. : Наука, 1978 - 312с.
11. Бодалев А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.:
Педагогика, 2003 - 325 с.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления /Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо, 1965 - 456 с.
13. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю, Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.,
14. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 476 с.
15. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально -психологическое пространство личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 496 с.
16. Ильин Е. П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
18. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов /В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2001 - 544с.
19. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии / В.Н. Куницына. - СПб. : Питер, 1995 - 451 с.
20. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: «Институт психологии РАН», 2008. — 571 с.
21. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М.: ИНСАН, РМФК, 1992.
22. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. -- 4-е междунар. изд. - СПб.; М.:Прайм -Еврознак;Олма-Пресс, 2004. - 510 с.:ил. - (Мэтры психологии).
23. Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 - 266 с.
24. Олпорт Г. В. Личность в психологии: Теории личности / Г. В. Олпорт. - М.: ЮВЕНТА, 2011 - 345 с.
25. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. - М.: Мысль, 1990.
26. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. - М.: Мысль,
1993.
27. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. - М.: Мысль,
1994.
28. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.
29. Платонов К. К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -Спб.: Питер, 2000. - 616 с
31. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм - Еврознак, 2002 - 656 с.
32. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 429 с.
33. Селигмен А. Проблема доверия. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
34. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
35. Скрипкина Т. П. Психология доверия. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
36. Торндайк Э. Л, Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм / Э. Л. Торндайк, Дж.Б. Уотсон. - М.: Флинта, 2014 - 749 с.
37. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта //Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004 - 176 с.
38. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 608 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Ленато АСТ фонд «Университетская. книга», 1996. - 592 с.
40. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности/ А.Н. Южанинова// Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984.- С. 63 - 67.
41. Яхонтова Е. С., Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки // Социологические исследования. 2004. № 9.С. 117-121.
42. Robinson S.L. Trust and breach ofthe psychological contract // Admin. Sci.Q. 1996. V. 41. P. 574-599.
43. Sztompka P. Trust: a sociological theory. Cambridge, 1999 - р. 18