Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНЫХ МАРКЕРОВ: НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММУНИКАЦИИ

Работа №75046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования конфликтогенного потенциала гендерных
маркеров в международных коммуникациях 7
1.1 Теоретическое осмысление конфликтов в международных коммуникациях в
отечественной и зарубежной науке 7
1.2 Теоретическое осмысление гендерных маркеров в отечественных и
зарубежных гендерных исследованиях 17
2 Эмпирическое исследование конфликтогенного потенциала гендерных маркеров
в межличностных коммуникациях представителей разных культур (на материале ДВФУ) 33
2.1 Организация эмпирического исследования конфликтогенного потенциала
гендерных маркеров в межличностных коммуникациях представителей разных культур 33
2.2 Результаты эмпирического исследования конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в межличностных коммуникациях представителей разных
культур 36
Заключение 47
Список литературы 51
Приложение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человек является частью общества, поэтому его жизнь напрямую связана с жизнью других людей, с которыми он находится в состоянии взаимодействия. Общение - это специфическая форма взаимодействия индивида с другими членами общества, с помощьюкоторой реализуются социальные отношения людей . Именно в процессе общения человек может сознательно или не осознанно влиять на поведение других людей, побуждая их к действиям или определенным мыслям. Каждый человек, оказывает какое-либо влияние на других. Влиять можно не только вербально (речью), но невербально(позой, жестами, взглядом, одеждой, мимикой).
Одним из видов общения выступают международные коммуникации. Они обладают определенной спецификой, в связи с чем, несовпадение нравов, обычаев, культуры, различия в экономике, религии, образе жизни - все это порождает свои, совершенно специфические барьеры на пути декодирования поступающей информации.
Все взаимодействия людей в обществе имеют гендерную окраску. Гендер играет важную роль в процессе личностного общения. В зависимости от гендерной принадлежности люди выбирают предпочтительные стратегии поведения, формируют особые воззрения на личностные качества, особенности поведения и т.д. В случае несовпадений мнений о маскулинности и фемининностимежду людьми могут возникать конфликты. Гендерная конфликтология относительно новое исследовательское направление, которое возникло как ответ на потребность, вызванную факторами
социокультурного развития последних десятилетий, таких,например, как изменение социальных, политических, экономических функций женщин и мужчин в современном обществе; поиск путей к взаимопониманию, гармонии, гендерному балансу, формированию общества, лишенного различного видов дискриминации, угнетения и насилия.
Международные (межкультурные) коммуникации являются неотъемлемым элементом жизни человека. Их характер зависит от многих факторов, в том числе и от гендерных маркеров, особенно активно используемых в национальной идентификации.Гендерныемаркерывыступают в роли визуальных
идентификаторов маскулинности и фемининности и обладают особой
значимостью. Они становятся важнейшими элементами коллективной идентичности социальных групп и общностей (в том числе и по признакам географической принадлежности). Вопрос о роли различных маркеров в региональной идентичности интенсивно исследуется в последние годы; в частности, региональный дискурс использует семиотические ресурсы для сплочения соответствующей общности, отличия ее от других и достижения ее членами позитивной идентичности.В связи с чем, образы мужчин и женщин определенной территории могут служить «символическими пограничниками» 2.
Степень изученности темы в отечественной литературе. Интерес к изучению конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в контексте межкультурных коммуникаций нашёл отражение в работах Н.Н. Аносовой ,М.В.Рабжаевой , Е.П. Ильина Т.Т. Тимофеева , Л.Ю. Бондаренко , а также других авторов.
Объектом исследования являются конфликты в международных
коммуникациях.
Предмет исследования: конфликтогенный потенциал гендерных маркеров в международных коммуникациях.
Цель исследования - систематизация знаний о конфликтах в международных коммуникациях и гендерных маркерах, представленных в отечественной и зарубежной науке, и выявление конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в международных коммуникациях.
Для достижения указанной цели в необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретическое осмысление конфликтов в международных коммуникациях в отечественной и зарубежной литературе;
2. осуществить теоретическое осмысление гендерных маркеров в отечественных и зарубежных гендерных исследованиях;
3. провести эмпирическое исследование конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в международных коммуникациях.
Гипотеза: В условиях распространения в обществе гендерных стереотипов и отсутствия толерантного отношения к представителям других культур гендерные маркеры способны порождать конфликты в международных коммуникациях.
Основным методом теоретической части дипломного исследования стал общенаучный метод систематизации - упорядочения и обобщения знаний на определенном основании. Конкретными формами его реализации в дипломной работе стали методы классификации и теоретического синтеза.
Сбор и обработка эмпирических данных осуществлялись с помощью методов анкетирования и интервью.
Практическая значимость данной работы состоит в получении знаний о конфликтогенном потенциале гендерных маркеров в коммуникациях студентов ДВФУ, принадлежащих к разным культурам, которые можно использовать в организации работы со студенческой молодежью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам исследования конфликтогенного потенциала гендерных маркеров. В ней дается теоретическое осмысление конфликтов в международных коммуникациях в отечественной и зарубежной науке и теоретическое осмысление гендерных маркеров в отечественных и зарубежных гендерных исследованиях. Во второй главе представлены описание организации и результаты эмпирического исследования конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в международных коммуникациях (на материале ДВФУ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпринятая в работе систематизация теоретических и эмпирических знаний о конфликтах в международных коммуникациях и гендерных маркерах позволяет сделать следующие выводы.
Межкультурные коммуникации являются неотъемлемой частью жизни общества, при этом важную роль в формировании конструктивного общения играют такие факторы, как отсутствие коммуникативных барьеров и взаимная толерантность сторон. Одним из барьеров в формировании межкультурных коммуникаций могут выступать антагонистические воззрения, сложившиеся в результате распространенности гендерных стереотипов о «маскулинности» и «фемининности», основанные на гендерной идеологии и проявляющиеся в гендерных маркерах.
Гендерные маркеры - это визуальные идентификаторы маскулинности и фемининности, обладающие особой значимостью, в связи со значительной степенью влияния на коммуникативный процесс. Маскулинность и фемининность во многом зависят от распространенной в обществе гендерной идеологии. В современном мире сосуществуют две диаметрально
противоположных по своим установкам гендерных идеологии традиционная и эгалитарная. Традиционная гендерная идеология базируется на трех основных принципах: принципе предназначения мужчин и женщин, принципе жесткой дифференциации мужских и женских ролей, принципе доминирования мужчин в семье и обществе.В основе эгалитарной идеологии лежат принципы социального конструирования гендерных статусов и ролей, взаимозаменяемости социальных ролей мужчин и женщин, паритета (равенства прав и возможностей) мужчин и женщин.
Гендерные стереотипы представляют собой характеристики и качества, благодаря которым чаще всего описываются женщины и мужчины; нормативные примеры эталонного поведения, которые традиционно предписываются женщинам и мужчинам; отражение обобщённых мнений, суждений, представлений людей о различиях женщин и мужчин, зависящие от среды и культурного контекста.
С целью выявления конфликтогенного потенциала гендерных маркеров в межкультурных коммуникациях представителей традиционной и эгалитарной гендерных идеологий, с последующей разработкой практических рекомендаций, в рамках дипломной работы было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на основе следующих методик:экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) , опросник «Гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины» И. С. Клёциной , интервью на основании фото нескольких индивидуальных маркеров. Участниками исследования стали 20 человек - 10 представителей эгалитарной гендерной идеологии и 10 представителей традиционной гендерной идеологии.
Результаты эмпирического исследования показали, что наиболее высоким уровнем этнической и социальной толерантности обладают представители эгалитарной гендерной идеологии. В то время как представители традиционной гендерной идеологии обладают средними показателями уровня терпимости, приближенными к низким. Приверженцев эгалитарной гендерной идеологии характеризует почти полный отказ от гендерных стереотипов, а носителей традиционной гендерной идеологии - приверженность к ним. Отношение носителей различных гендерных идеологий к одним и тем же гендерным маркерам в целом различно исключение составляет только фотография, на которой изображена девушка в платье классического фасона и с легким макияжем.
Следовательно, разное прочтение гендерных маркеров приверженцами эгалитарной и традиционной гендерных идеологий при низком уровне их толерантности и распространенности гендерных стереотипов способны привести к конфликтам в межкультурных коммуникациях. Иными словами, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась.



1. Аносова, Н. Н. Гендерная психология: учеб. пособие / Н. Н. Аносова, И. С. Клециной - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.
2. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб: Эскимо, 2010. - 656 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд- во МГУ, 1990. -367 с.
4. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 567 с.
5. Баразгова, Е.С. Культура гендерного партнерства /Е.С. Баразгова, Т. И.Агинская//Изв. Урал.гос. ун-та. - 2008. - С. 242-252.
6. Беберян, А.С. Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: материалы IV международной научно-практической конференции / А. С. Беберян// Vedeckovydavatelskccentrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 91-112.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2006. - 406 с.
8. Бендас, Т.В. Психология лидерства : учеб. пособие / Т. В. Бендас. -СПб: Питер, 2009. - 430 с.
9. Бондаренко, Л.Ю. Социология гендера: учебно-методолог. пособие / Л.Ю. Бондаренко. - Томск: Томский Государственный университет, 2004. - 192 с.
10. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
11. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола [Электронный ресурс] / В.А.
Геодакян // Природа. -1991. - №8. -Режим доступа:
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NATURE/VV SC30W.HTM
12. Гиллиган, К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин /К. Гиллиган// Республика, 1992. - С. 5-20.
13. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации: учеб.пособие / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2013. - 360 с.
14. Десятое, А.Д. Экспертная оценка уровня конфликтности организации /А.Д. Десятое // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2009. - С. 4-12.
15. Джонсон, К. Механика контактного взаимодействия [Текст] / К.Джонсон; пер. с англ.: В. Э. Наумова, А. А. Спектора ; под ред. Р. В. Гольдштейна. -М.: Мир, 1989. - 509 с.
16. Дугин, А.Г. Этносоциология / А.Г. Дугин - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. — 639 с.
17. Ильин, Е.П. Пол и гендер: учебник / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016 - 688 с.
18. Исхаков, Д.М. Этнография татарского народа / Р.Н. Мусина. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.
19. Кареги, Д. Проблемы глобализации / Д. Карнеги. - М.: Московский
центр Карнеги, 2000 - 293 с.
20. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
21. Клёцина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика: монография / И.С. Клёцина. - СПб.: Алетейя, 2014. - 236 с.
22. Клецина, И.С. Межличностные отношения и гендерные стереотипы: партнерство или манипуляция. Гендерные отношения в современном российском обществе: Материалы второй межвузовской студенческой конференции /И.С. Клецина, Е.В. Юркова/ Политехника, 2002. - С. 253-258.
23. Ключко, О.И. Гендерный подход в социальном познании и образовании / О.И. Ключко. М.: Берлин, 2015 - 301 с.
24. Кон, И.С. Клубничка на березке: сексуальная культура в России / И.С. Кон. - М.: Время, 2010. - 606 с.
25. Кочнева, А.А. Гендерные аспекты лидерства [Электронный ресурс] /
А.А. Кочнева // Электронный журнал ГОУ ДПО "Институт повышения квалификации -РМЦПК". -2009. - №3. -Режим доступа:
http://magazine.rmc.perm.ru/print/22/129/
26. Кривцова, Е.В. Проблемы толерантности в социальных отношениях: Учебное пособие / Е.В. Кривцова. - М.: Берлин, 2015. - 124 с.
27. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2005. - С. 413
28. Маккоби, Э.Э. Два пола: растем порознь, живем вместе [Электронный
ресурс] / Э. Э. Маккоби. - Режим доступа:
http://rakurs.ucoz.com/biblioteka/ehleanor ehmakkobi dva pola rastem porozn- zhivem .pdf
29. Мартынова, Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования /Т.Н Мартынова// Фундаментальные исследования, 2005. - С. 27-30.
30. Мишель, А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках / А. Мишель. - П: ЮНЕСКО, 1991 - С. 115-117.
31. Парсонс, Т. Мужчина и мальчик / Т.Парсонс - М.: Гелеос:Торнтон и Сагден, 2005. - 347 с.
32. Петровский, А.В. Психология: Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
33. Потехина, Е.А. «Модель мужчина нового типа - метросексуал» как
альтернатива гегемонноймаскулинности /Е.А. Потехина// Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 77 - 85.
34. Рабжаева, М.В. Вариации на тему Гендера: материалы III Межвузовской конференции молодых исследователей "Гендерные отношения в современном российском обществе" / М.В. Рабжаева - М.: Алетейя, 2004. - 312 с.
35. Сажина, Л.В. Гендерный анализ современных моделей поведения студенческой молодежи: прикладное исследование /Л.В. Сажина// Юный Федеральный университет, 2014. - С. 13-17.
36. Силласте, Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория: состояние, противоречия, социальные возможности и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library
37. Система диагностических методик для изучения организационных конфликтов (диагностический компонент технологии) [Электронный ресурс] / Электронная библиотека - Электрон.дан. - Режим доступа: http://banauka.ru/3114.html
38. Тарасова, О.Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи (региональный аспект) / О.Г. Тарасова. - Екатеринбург: Самарский государственный университет, 2014. - 25 с.
39. Тимофеев, Т.Т. Глобализация и проблемы идентичности в современном мире / Т.Т Тимофеев. - М.: ОгниТД, 2005. - 271 с.
40. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений /
З.Фрейд; сост., науч. ред., авт.вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
41. Хоф, Р. Возникновение и развитие гендерных исследований / Р. Хор // Пол. Гендер. Культура. - М.: Московский центр гендерных исследований, 1999. - 240 с.
42. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера / Н. Чодороу. - М.: РОССПЭН, 2006. - 290 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ