Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения конструирования идентичности посредством музыкального перформанса 8
1.1. Основные концептуальные подходы к феномену дискурсивного поля
альтернативного рока 8
1.2. Основные концептуальные подходы к музыкальному перформансу как
про странству конструирования идентичности участников поля альтернативного рока 18
Глава 2. Эмпирическое исследование музыкального перформанса как пространства конструирования идентичности его аудитории 39
2.1. Метолодогия и методика изучения конструирования идентичности
посредством перформанса музыкального концерта 39
2.2. Анализ и обобщение эмпирического исследования конструирования
идентичности в контексте музыкального перформанса 48
Заключение 99
Список литературы 102
Приложение 107
Сегодня в мировой музыкальной культуре ввиду дифференциации социальной жизни наблюдаются, с одной стороны, тенденция к растущему жанровому и стилистическому разнообразию, с другой, активное взаимное влияние различных сфер искусства и их направлений. Разумеется, причиной тому являются средства массовой коммуникации, процессы глобализации, затронувшие абсолютно все сферы жизнедеятельности людей, а также стремительная коммерциализация искусства, в том числе андеграундного. На этом фоне сначала на Западе, а потом и в России, в русле рок-музыки возникло новое течение альтернативного рока, участники которого бросили вызов установившимся в индустрии правилам и искали иных способов продвижения продуктов музыкального творчества.
Правда, если еще не так давно потребление музыкального контента было тесно переплетено с приверженностью к какому-либо сообществу или субкультуре, то в новых реалиях выбор человека в том, какую музыку слушать, на какие концерты ходить или альбомы чьих исполнителей приобретать, все больше базируется на индивидуальных вкусовых предпочтениях и интересах. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения трансформации моделей конструирования идентичностей, которое не происходит более лишь в рамках демонстративно обособленной стилистики. В контрасте с молодежными субкультурами послевоенных, а затем и постсоветских времен, современные течения представляют собой, скорее, пространство для «примерки» приверженности, позволяя своим участникам поверхностно касаться некоторых ценностей. Такая ситуация вынуждает деятелей музыкальной индустрии особенно чутко реагировать на изменения спроса и постоянно искать новые рецепты наиболее успешного предложения, что, однако, сложно реализовать без основательного изучения свойств этих изменений. В этой связи остро встает вопрос определения ракурса, с которого продуктивнее всего исследовать современные процессы внутри музыкальных движений.
Еще десятилетие назад логичным было бы представить изучение альтернативного рока как субкультуры, или даже контр-культуры, однако теперь из-за возникшего между учеными спора о формулировании этих понятий и о месте, которое занимает субкультура на фоне современных процессов стилистического и жанрового смешения, образовалась потребность поиска иных плоскостей для анализа. Одна из них лежит в рамках рассмотрения музыкального дискурса, на основе которого формируется особая надиндивидуальная реальность - дискурсивное поле - с присущими ей структурой, традициями, правилами и ритуалами, и поддерживающаяся за счет субъективной деятельности индивидов, попавших под ее влияние. Одним из важнейших инструментов воспроизводства поля альтернативного рока является способность индивидов к формированию своей приверженности в пространстве перформанса музыкального концерта. Однако теперь приходится говорить о расширении границ перформанса в виртуальное пространство, в том числе, социальных сетей, так как мобильные устройства и Интернет- технологии занимают значительное место в жизни людей.
Цель данного исследования - разработка объяснительной модели конструирования идентичности публики российской «альтернативной» сцены в пространстве музыкального перформанса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- во-первых, найти и адаптировать концептуальные подходы в социологии к исследованию воспроизводства дискурсивного поля альтеративного рока;
- во-вторых, приспособить теоретические концепции к изучению перформанса музыкального концерта как пространства, где участники поля альтернативного рока формируют свою идентичность;
- в-третьих, продемонстрировать возможности использования методов социологии для сбора эмпирических данных и их содержательной интерпретации в рамках исследования поля альтернативного рока;
- и, наконец, на основе полученных материалов показать, как конструируется и воспроизводится идентичность публики в контексте музыкального перформанса, и сформулировать выводы.
Объект исследования - российская аудитория альтернативного рока; участники виртуальной встречи в «ВКонтакте», посвященной концерту группы «Психея» 22 февраля 2016 года, а также непосредственного перформанса этого концерта.
Предмет исследования - конструирование идентичности аудитории в пространстве музыкального перформанса как ресурс воспроизводства поля альтернативного рока.
Научная разработанность темы. Альтернативный рок как обособленное направление со свойственными ему чертами почти не изучался социологами. Его специфика описывалась лишь в контексте разговора о феномене рок- движения. К тому же, как в отечественной литературе, так и в зарубежной, исследователи касались анализа, в основном, западных контр-культурных течений. Так, большой вклад в изучение рок-культуры внесли Т. фон Роззак и Ч. Рейч, еще истоки возникновения освещены в работах Г. Маркузе. Говоря о трудах отечественных ученых, посвященных року, стоит выделить работы Г. С. Кнабе, Ю. Н. Давыдова, а также исследования С. Н. Иконниковой, 3. В. Сикевича, А. Ю. Мельвиля и особенно работы о восприятии рок-музыки Д. К. Кирнарской.
Теоретико-методологическая база исследования. Изучение проблемы воспроизводства альтернативного рока лежит в русле концепции транс- дискурсивности, с которой работал М. Фуко, а также дискурсивного поля В. И. Ильина. Попытка синтетического изучения надиндивидуальной реальности и повседневных практик конструирования идентичности людей основывается на теории структурации Э. Гидденса, который обратил взгляд на диалектическую взаимосвязь социальной структуры и субъективного действия индивидов. Особое внимание уделено изучению проблемного поля исследования через призму перформативной идентичности Дж. Баттлер. Музыкальный концерт рассмотрен как социальный феномен, говоря о перформативных свойствах которого, было важно отметить работы Дж. Александера, так как именно ему принадлежит концепция социального перформанса. Если же делать акцент на музыкальной специфике концерта, то стоит отметить влияние Лизы МакКормик, а говоря о поле искусства в рамках экономики культурных благ - вклад П. Бурдье.
Научная новизна работы заключается в формулировании объяснительной модели конструирования идентичности участников «альтернативной» рок- культуры, а также обосновании продуктивности концепции дискурсивного поля в изучении социокультурных феноменов музыкальных течений современности.
Методы сбора эмпирической информации. В данном исследовании используются четыре метода сбора первичных социологических данных по теме. Основным из них является полуформализованное интервью, проводившееся в период с 1 марта по 10 апреля. В нем участвовали десять информантов, посетивших 22 февраля 2016 года концерт группы «Психея» в клубе «Zoccolo 2.0». Дополнение к основному методу - визуальное наблюдение, основанное на создании фотографий о данном музыкальном перформансе, а также скриншотов его в стречи в социальной сети «ВКонтакте», посредством которой осуществлялся и поиск информантов. Третьим методом является анкетный опрос, сформированный посредством электронных ресурсов Google. В Онлайн-опросе участвовали 65 респондентов. И, наконец, последний метод предполагает сбор и анализ данных из социальной сети «ВКонтакте» с использованием оборудования ресурсного центра Научного парка СПбГУ «Социологические и интернет исследования» с целью построения графа общей аудитории поля альтернативного рока с полями других музыкальных направлений.
Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть следующие гипотезы:
1. Альтернативный рок как особое направление в рок-музыке можно рассматривать в качестве дискурсивного поля со свойственными ему коллективными представлениями, установками, ритуалами, границами и внутренней иерархией.
2. Музыкальный перформанс - пространство во спроизводства дискурсивного поля «альтернативного» направления, в котором отражаются его иерархия и коллективные представления. В рамках концерта традиции поля воспроизводятся не только в условиях непосредственного взаимодействия его участников, но и в социальных сетях в Интернете, благодаря которым границы перформанса расширяются в виртуальное пространство с опосредованной коммуникацией.
3. Реальное и виртуальное пространства, где разворачивается музыкальный перформанс альтернативного рока, становятся ресурсом для конструирования идентичности его участников.
Работа состоит из двух глав. В первой главе - 2 параграфа: первый из них подразумевает описание концептуальных подходов к феномену дискурсивного поля альтернативного рока; второй параграф нацелен на рассмотрение основных теоретических подходов к музыкальному перформансу как пространству конструирования идентичности его аудитории. Вторая глава включает также 2 параграфа: в первом описываются метолодогия и методика изучения данной темы; а во втором анализируются полученные эмпирические данные с точки зрения исследования проблемы конструирования идентичности в физическом и виртуальном пространстве музыкального перформанса.
Итак, результаты исследования позволяют заключить, что альтернативный рок может быть изучен в качестве особого дискурсивного поля, в пространстве перформансов которого участники музыкального направления «альтернативы» конструируют свою идентичность различными способами. Благодаря использованию методов социологии для сбора эмпирических данных и их содержательной интерпретации, была сформирована объяснительная модель, иллюстрирующая взаимное влияние процессов воспроивзодства, с одной стороны, основополагающих ценностей «альтернативной» культуры и, с другой, приверженности этим ценностям индивидов, попавших в ее поле. Иными словами, движение альтернативного рока существует благодаря деятельно сти его членов, включающей, в том числе, демонстративное участние в поддержании и развитии поля рока посредством различных доступных и адекватных ему ресурсов. Происходит это в контексте повседневной жизни людей, а также в виртуальном пространстве социальных сетей, давно ставших ее неотъемлемым элементом.
Подводя итоги диссертационного исследования, сформулируем основные теоретические обобщения и выводы.
1. Полю альтернативного рока свойственны
- коллективные представления и установки, основанные на идее протеста через эксперимент и формирование уникальности в искусстве, внешнем образе, языке и стиле жизни;
- границы, со временем становящиеся все более проницаемыми, так как данное поле в разной степени взаимодействует с другими полями и дискурсами: с одними полями символический обмен происходит постоянно, с другими - минимален;
- внутренняя иерархическая структура с преобладающим числом настольгирующих или «бывших» приверженцев и попутчиков, а также иллюстрирующая на разных ее уровнях сила давления поля, которая проявляется в разнообразии практик презентации альтернативщиков своей приверженности;
- ресурсы для поддержания и воспроизводства основных образцов и ценностей, одним из которых является пространство музыкального перформанса;
2. В контексте перформанса музыкального концерта наиболее ощутим силовой характер поля, так как рок-концерт предполагает присутствие участников сразу всех уровней его иерархии. Обычно перформанс проходит в условиях непосредственного взаимодействия между аудиторией, акторами и посредниками в помещении концертной площадки, однако теперь важную роль в его проведении играет виртуальное пространство, в том числе социальных сетей в Интернете, благодаря которому границы перформанса расширяются, подразумевая рост опосредованных коммуникаций. Так, виртуальная встреча «ВКонтакте» выполняет информационную, развлекательную и коммуникативную функции для участников концерта, а также помогает новым приверженцам поля пронаблюдать основные ценности и модели поведения всего течения;
3. Реальное и виртуальное пространства, где разворачивается музыкальный перформанс, дают аудитории концерта возможность конструирования социальной и личной идентичностей. Так, важными элементами перформанса являются
- слэм - ритуал, формирующий солидарность внутри группы;
- многообразие вариантов формирования внешнего образа участников перформанса, часто возникающее за счет возможности подражания лидерам не только альтернативного рока, но соседних полей, например, рэпа;
- пространственная регуляция индивидов, предпочитающих определенный тип времяпрепровождения исходя из субъективных целей и занимаемого статуса приверженности.
При этом непосредственное участие в перформансе все чаще включает опосредованное: аудитория пассивно наблюдает за действием через его фиксацию на мобильные устройства и фотокамеры.
Таким образом, границы дискурсивного поля альтернативного рока становится все более размытыми, ее первые приверженцы - изредка настольгирующими участниками перформансов, а направление теряет популярность, превращаясь из модного когда-то стиля в целую «альтернативную» культуру с многообразием поджанров музыки и моделей поведения. Основная идея поля формулируется все сложней, скорее интуитивно, с помощью абстрактных понятий. А идентичность его участников почти не формируется за счет яркости внешнего образа или демонстративного поведения, свойственного когда-то субкультуре «альтернативы». Наоборот, идея эксперимента перестала быть уникальной, потому и публика музыкального перформанса больше не хочет конструировать свой образ с точки зрения приверженности лишь конкретному дискурсивному полю. А поверхностное участиие в жизни сообщества ведет к разговору, скорее, об альтернативном вкусе, нежели о феномене контр-культуры, каковой ранее считался рок.
1) Адорно В. Теодор. Избранное: социология музыки. Университетская книга, Москва - Санкт-Петербург 1999. С. 7-188.;
2) Величкина О. Музыкальный инструмент и человеческое тело (на материале русского фольклора) // Тело в русской культуре. Сб. статей / Сост. Г. Кабакова и Ф. Конт. - М.: НЛО, 2005, с. 161-176.;
3) Главатских М. М. Влияние виртуальной образовательной среды на развитие идентично сти лично сти: обоснование исследования // Педагогическое образование в россии. 2013. № 4.;
4) Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В., Идентичности, процессы социальной интеграции и дезинтеграции в трансформирующихся обществах. Материалы докладов международной научной конференции, 10-12 августа 2014 г, г. Улан-Батор / Под ред. В.А. Ядова, Ц. Цэцэнбилэг. - Москва- Улаанбатаар: ИС РАН, Институт философии, социологии и права АН Монголии, 2014. - 155 с.;
5) Гофман А.Б . В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. 2010. том IV. С. 241-254.;
6) Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования // «Социополис»: Библиотека современного социогуманитарного знания. Спб., Интерсоцис, 2006.;
7) МакКормик Лиза, Музыка как социальный перформанс, перевод Поликашиной М. А. // Социологическое обозрение. Т.9. No2. 2010. С. 107.;
8) Максимова О. А.. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. No 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 6-10.;
9) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.;
10) Семенова В. В. Качественные методы в социологии // Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 392.;
11) Цой Л. Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) — Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108.;
12) Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.: Логос, 2007. — 168 с.;
13) Штомпка П. Введение в визуальную социологию // INTER (интеракция, интервью, интерпретация), 2007, № 4, СС. 6 - 12.;
14) Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4.
15) Alexander J. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual / Alexander J., Giesen B., Mast J. London and New York: Cambridge University Press, 2006. — p. 29—90;
16) Butler Judith. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N.Y.,
L. : Routledge, 1990. P 147.
Литература электронной библиотеки:
1) Александер Д., Смит Ф., Сильная программа в культурсоциологии // Социологическое обозрение Том 9. №2 2010, Перевод с английского Светланы Джакуповой // URL.: http://sociologica.hse.ru/data/ 2011/03/04/1211598550/soc_oboz_9_2.pdf (дата обращения: 21.01.2016);
2) Барчунова Т В. Перформативная теория гендера // Словарь гендерных терминов // URL.: http://www.owl.ru/gender/130.htm (дата обращения: 7.12.15);
3) Батыгин Г. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Сайт: Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Российская академия наук // URL.: http://www.isras.ru/index.php? page_id=2384&id=679&l= (дата обращения: 21.12.15);
4) Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. URL.: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/13/1251420611/Bogdanova_2012_2.pdf (Дата обращения: 13.02.2016);
5) Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т. // URL.: http://socioline.ru/files/5/39/ sociologiya_socialnogo_prostranstva.pdf (дата обращения: 12.12.2015);
6) Вебер М. Избранное. Образ общества. Рациональные и социологические основания музыки. // Библиотека Гумер. URL.: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/06.php (Дата обращения: 21.12.2013);
7) Вершинина И.А., Формирование теории структурации Энтони Гидденса // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 4 // URL.: http://vestnik.socio.msu.ru/archive/text/2010/4/08.pdf (дата обращения: 14.05.2016);
8) Веселкова Н.В. Методиче ские принципы полуформализованного интервью // Портал российской прикладной социологии URL.: http:// www.sociologos.ru/upload/File/001_Veselkova.pdf (дата обращения: 14.03.2016);
9) Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана // Перевод И. Окуневой М; 2002. // URL.: http://lib.ru/POLITOLOG/virilio.txt (дата обращения: 17.02.2016);
10) Давыдов А.А. Системная социология: анализ мультимедийной информации в Интернете // Сайт: Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Российская академия наук // URL.: http:// www.isras.ru/?page_id=988 (дата образения: 21.12.2015);
11) Кирнарская Д.К. Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента. Фонд научных исследований "Прагматика культуры". 2004. URL.: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=457 (дата обращения: 21.12.2013);
12) Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности // URL.: http://www.klex.ru/bq6 (дата обращения: 11.12.2015);
13) Лурье Д. А. Проблемы виртуализации современного общества и их социологическое осмысление// Философия и общество. Выпуск №4(56)/ 2009 // URL.: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130537/ (дата обращения: 11.01.2016);
14) Мельникова О.Т. Методики и техники фокус-группового исследования // Con.no.югия: М. 2007. № 24.URL.: http://ecsocman.hse.ru/data/ 2012/05/15/1271955079/Melnikova.pdf (дата обращения: 21.03.2016);
15) Мозгот В. Г. Музыкальный вкус молодежи // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 70-77. // URL.: http://ecsocman.hse.ru/text/ 50421649/ (дата обращения 13.10.2015);
16) Осминкин Р Перформанс и акция: две стороны одной политики // URL.: http://aroundart.ru/2015/05/05/performans-aktsiya-kjartansson-pavlensky/ (дата обращения: 18.02.2016);
17) Остин Дж. Как произносить действия при помощи слов. Смысл и Сенсибилии // Москва. 1999. // URL.: http://www.studmed.ru/view/ostin- dzhon-slovo-kak-deystvie_956ac19b0c3.html (дата обращения: 16.12.15);
18) Плахов В. Д. Социология как дискурс/дискурсы // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 60-65. URL.: http://ecsocman.hse.ru/text/ 35557192/ (дата обращения: 11.10.2015);
19) Погосян Г. А. Классификация интервью. Статья от 05.12.2004 // Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. URL.: http://ecsocman.hse.ru/text/19278959/ (дата обращения: 14.03.2016);
20) Рыков Ю. Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство
и коммуникативный капитал / Ю. Г. Рыков // Журнал социологии и социальной антропологии . 10/2013 . Том 16 N4 . С. 44-60. // URL.: https:// www.hse.ru/data/ 2013/09/26/1277559874/%D0%A0%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2 0 % D 0 % A E .
%D0%93.%20%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8F.pdf (дата обращения: 18.02.2016);
21) Рязаев А., Социология: призвание и профессия // Интервью с профессором Джеффри Александером // Журнал социологии и социальной антропологии // URL.: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2011_3/ Interview_with_Alexander_2011_3.pdf (дата обращения: 10.10.2015);
22) Селезнева Л. В. Исследования дискурса в современной лингвистике: опыт, направления, проблемы // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова . 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/issledovaniya-diskursa-v-sovremennoy-lingvistike-opyt-napravleniya- problemy (дата обращения: 22.12.2015);
23) Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии // Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. URL.: http://ecsocman.hse.ru/data/ 2010/09/03/1214990144/09_Sergeeva.pdf (Дата обращения: 13.04.2016);
24) Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. No 3 // URL.: http://www.isras.ru/files/File/ Sociologymagazin/Socmag_03_2008/03_Simonova.pdf (дата обращения: 12.01.2016);
25) Стогов И. Четвертая волна // Изд. Амфора, 2006 г. // URL: http://www.e- reading.club/book.php?book=133031 (дата обращения: 4.05.2016);
26) Филиппов А. Ф. Прикладная социология пространства //
Социологическое обозрение. Т.8. № 3. 2009. С. 3 // URL.: http://
www.intelros.ru/pdf/socoboz/03_2009/1.pdf (дата обращения: 22.01.2016).
27) Фуко М. Что такое автор. // URL.: http://www.lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt (дата обращения 13.10.2015);
28) Jackson Jay W., Smith Eliot R., Conceptualizing Social Identity: A New Framework and Evidence for the Impact of Different Dimensions // Personality and social psychology bulletin, january 1999 // URL.: http:// www.researchgate.net/publication/247746725 (дата обращения: 23.11.2015).
Электронные ресурсы:
Стогов И. Четвертая волна // Изд. Амфора 2006 года // URL: http://www.e- reading.club/book.php?book=133031 (дата обращения: 4.05.2016).