Введение 3
1 Современные технологии электронного обучения 5
1.1 Понятие электронного обучения 5
1.2 Обзор и классификация современных средств организации электронного обучения 7
1.3 Сравнительный анализ современных систем электронного обучения 10
2 Лабораторное оборудование. Описание рабочих дисциплин 19
2.1 Платформа LMS Moodle 19
2.2 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия 27
2.3 Общая теория связи 29
2.4 Электропитание устройств и систем связи 30
2.5 Концепция электронного обучения ВГУЭС 32
3 Разработка и модернизация ЭУМКД и ЭОС для смешанного обучения 36
3.1 Модернизация онлайн-курса по дисциплине «Метрология, стандартизация и
подтверждение соответствия» 36
3.2 Разработка ЭУМКД по дисциплине «Электропитание устройств и систем связи» 51
3.3 Доработка и модернизация онлайн-курса по дисциплине «Общая теория связи» 58
Заключение 76
Список использованных источников
Современному человеку на сегодняшний день общество предъявляет намного более высокие требования, чем один или несколько десятков лет тому назад. Это обусловлено стремительным развитием технического прогресса в сферах производства, науки и образования. Это и многое другое является ключевой причиной широкого и повсеместного внедрения электронных образовательных технологий в образовательный процесс с целью расширения возможностей обучения и самообразования.
Помимо развития технологий электронного обучения, развиваются, в частности, технологии обучения посредством сети Интернет. Именно благодаря развитию таких технологий стали возможными разработка и внедрение принципиально новых методологий обучения с применением таких средств, как: электронные лекции, глоссарии, тесты, виртуальные лабораторные практикумы, сервисы, поддерживающие дистанционное взаимодействие студента и преподавателя и т.д. Одним из самых распространенных вариантов реализации таких технологий и методов является пакет Moodle, который представляет собой систему управления контентом сайта, будучи специально разработанным не только для создания специализированных качественных онлайн-курсов для студентов, но и полноценных образовательных веб-сайтов.
Moodle - это комплекс ПО, распространяемый бесплатно, при этом по своим функциональным возможностям, простоте использования и удобству освоения удовлетворяющий большинству требований систем электронного обучения, предъявляемых пользователями, так как он предлагает широкие возможности полноценной поддержки процесса дистанционного обучения - различные способы подачи учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости студентов.
В настоящее время систему Moodle используют во многих крупных университетах по всему миру, в том числе ВГУЭС, в данной системе зарегистрировано около 158 млн. пользователей, разработано 108 тыс. образовательных порталов на 70 языках в 229 странах мира, поддержку которым обеспечивают огромное количество программистов-разработчиков.
В научной литературе, посвященной современным технологиям электронного обучения, существуют публикации, которые охватывают такие вопросы, как виды и возможности данных технологий, возможности применения в зависимости от тенденций развития научно-технического прогресса.
Таким образом, актуальность темы работы заключается в том, что электронное обучение является одной из современных форм организации учебного процесса, позволяет осуществлять обучение независимо от места проживания обучаемого, а также оперативно реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие особенностей применения во ВГУЭС электронных образовательных технологий на основе разработки и модернизации ЭУМКД и ЭОС для смешанного обучения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие основные задачи:
1) рассмотреть основные понятия и термины, классификацию и характерные особенности электронных образовательных технологий;
2) провести обзор и анализ платформ для реализации электронного обучения;
3) исследовать основные возможности выбранной платформы системы электронного обучения и реализовать их в разрабатываемых и модернизируемых проектах;
4) проанализировать применение электронных образовательных технологий на при-мере ЭОС ВГУЭС;
5) разработать и модернизировать ЭУМКД и ЭОС для смешанного обучения по раз-личным дисциплинам.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и модернизированные ресурсы электронного обучения на базе платформы «Moodle» позволят повысить качество учебного процесса, а также обеспечат эффективный взаимообмен учебными мате-риалами между участниками образовательного процесса.
Таким образом, в рамках выпускной квалификационной работы были разработаны онлайн-курс по дисциплинам «Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия», «Общая теория связи». Для каждого из курсов была разработана система оценки знаний студентов по дисциплинам посредством онлайн-тестирования, сформулированы контрольные вопросы к каждой из тем, позволяющие определить степень усвоения материала студентом, создана интерактивная презентация по дисциплине, отражающая краткое описание курса, переработана и дополнена организационная структура курса, а также разработаны контрольные и лабораторные задания, подкрепленные методическими указаниями пошагового выполнения каждой из работ.
Также, был разработан ЭУМКД по дисциплине «Электропитание устройств и систем связи». Теоретический материал был разбит по темам дисциплины согласно тематике, кроме того, каждый раздел подкреплен электронной презентацией, отражающий основные аспекты рассматриваемой темы, а также подкреплённый блоком контрольных вопросов, помогающий лучшему усваиванию полученного материала.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и модернизированные ресурсы электронного обучения на базе платформы «Moodle» позволят повысить качество учебного процесса, а также обеспечат эффективный взаимообмен учебными мате-риалами между участниками образовательного процесса.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что технологии дистанционного обучения позволяют на новом уровне организовать самостоятельную работу обучающихся: изучение лекций, получение и выполнение заданий, отправка преподавателю контрольных и курсовых работ, тестирование, общение по электронной почте, на форумах и многое другое.
1 Wikipedia. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / Собрание законодательства РФ, 2012. - № 53 (часть 1) ст. 7598.
3 Позняк Ю.В., Гаркун А.С., Царева А.А. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3591/1/Vozmozn Moodle.pdf
4 Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. / А.В. Осин. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 32 с.
5 Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И. М. Ибрагимов. - М.: «Академия», 2012. - 336 с.
6 Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ- Петербург, 2010. - 336 с.
7 Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 634-636. [Электронный ресурс]- Режим досту-па:https://moluch.ru/archive/86/16330/
8 Студенческая библиотека онлайн. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/1756527/pedagogika/osnovnye igroki mirovogo rynka
9 Blackboard | Education Technology &Services. [Электронный ресурс] - Режим до-ступа:http://www.blackboard.com/index.html
10 Introducing Sakai | Sakai. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. sakaiproject. org
11 The GNU General Public License v3.0. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gnu.org/copyleft/gpl.html
12 Moodle.org: сайт сообщества. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.moodle.org
13 WCET: WICHE Cooperative for Educational Technologies. [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://wcet.wiche.edu
14 Корень А.В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2013. № 3(21). С. 127-138.
15 Гильмутдинов, А.Х. Электронное образование на платформе Moodle / А.Х Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский / - М.: Пресс, 2008. - 168 с.
16 Позняк Ю.В., Гаркун А.С., Царева А.А. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования / Материалы Республиканской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании, науке и производстве», Минск, 6-7 декабря 2007 г. - Мн.: БИТУ, Стр. 156-157
17 Тютюгина, С.Г. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении: методическое пособие [Текст] / С.Г. Тютюгина. - Ковров: КГТА, 2013. - 140 с.
18 Moodle.org: Moodle Statistics. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moodle.net/stats/?lang=ru
19 Сатунина, А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103
20 Стандартизация, Метрология и Сертификация Рабочая программа дисциплины (модуля) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.vvsu.ru/ebook/programs/details/material/2145303800/standartizaciya metrologiya i sertifikaciya
21 Общая теория связи - рабочая программа дисциплины ВГУЭС [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://vvsu.ru/ebook/courseware/details/material/26153/obshchaya teoriya svyazi
22 Постановка и преподавание дисциплины "Общая теория связи" для бакалавров по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" / - Семейкин В.Д. - М.: "Издательский дом Медиа паблишер", 2015. - С. 224-226.
23 Электропитание устройств и систем связи - рабочая программа дисциплины ВГУ-ЭС. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.vvsu.ru/ebook/programs/details/material/2145301390/elektropitanie ustroystv isistem
24 Положение об электронном обучении в образовательном процессе ВГУЭС. / - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - С.4-5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vvsu.ru/files/1CBE4936-ED12-4806-84CD-3B14848688B3.pdf
25 Концепция внедрения ЭОС в образовательный процесс ВГУЭС. / - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - С. 3-4.
26 Инструкция пользователя ЭОС Moodle. / - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. -
С.19-20. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://edu.vvsu.ru/eos/login/assets/manuals/eos stud.pdf
27 Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент ин¬
формационно-образовательной среды педагогического вуза / Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. Конф. - СПб.: Ре-номе, 2012. - С. 367-370. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701