Введение 4
Глава 1. Криминологическая характеристика интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере
§ 1. Понятие и структура криминологической характеристики интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере 22
§ 2. Правовая характеристика аудиовизуальной сферы 42
§ 3. Технологическая характеристика аудиовизуальной сферы 60
§ 4. Экономическая характеристика аудиовизуальной сферы 80
§ 5. Характеристика правонарушений в аудиовизуальной сфере в Рос¬сии 102
§ 6. Характеристика аудиовизуального пиратства в зарубежных странах
и как транснационального преступления 131
§ 7. Причинный комплекс и личность интеллектуального пирата в аудиовизуальной сфере 149
Глава 2. Концепция национальной политики противодействия интеллектуальному пиратству 180
Глава 3. Криминологические основы противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере
§ 1. Понятие и виды мер противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере 201
§ 2. Понятие и значение имплементации норм международного права, обеспечивающих защиту авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере 224
§ 3. Гражданско-правовые и административно-правовые способы за¬щиты авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере 252
3
§ 4. Организационные основы противодействия интеллектуальному
пиратству в аудиовизуальной сфере 275
§ 5. Технические меры противодействия интеллектуальному пиратству
в аудиовизуальной сфере 312
§ 6. Экономические, идеологические и другие меры противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере 328
Глава 4. Уголовно-правовой механизм реализации концепции противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере § 1. Зарубежный опыт уголовно-правового противодействия интеллектуальному пиратству 343
§ 2. Уголовно-правовые основы реализации ответственности за
нарушение авторских и смежных прав 364
§ 3. Составы преступлений, сопряженные с нарушениями авторских и
смежных прав в аудиовизуальной сфере 390
§ 4. Проблемы повышения эффективности применения уголовно¬правовых мер 420
Заключение 456
Список использованной литературы 468
Приложения 496
Актуальность темы исследования. Получение новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства непосредственно определяют роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечение национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95 % прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях.
Одной из таких сфер является индустрия авторского права и смежных прав. В России начало складываться понимание роли и места интеллектуальной собственности в экономике. Появился новый сектор экономики, где в качестве товара выступают объекты прав на интеллектуальную собственность.
Однако ввиду быстрого развития технологий, обеспечивающих копирование объектов интеллектуальной собственности, мировая система авторского права и смежных прав находится под серьезной угрозой, в связи с чем как в России, так и в зарубежных странах совершается значительное количество правонарушений в данной сфере.
Ежегодные потери экономики США от продажи пиратских компьютерных программ в конце 90-х гг. оценивались в 14 млрд. долл.1 Еще боль¬шее распространение аудиовизуальное пиратство получило в других странах
- Парагвай 92 %, Китай - 89 %, Украина -77 %, Россия - 65 %. Далее идут Тайвань - 44 %, Мексика - 39 %, Польша - 30 %. Для государств Западной Европы этот показатель составляет менее 30 %: в Италии - 27 %, в Ирландии
- 25 %, в Греции и на Кипре - 22 %, в Германии и Нидерландах - 15 %, в
1 См.: Мак-Грэг Уильям Б. Гражданско-правовая защита от нарушения авторских прав // Применение законов о защите прав на интеллектуальную собственность в Соединенных Штатах Америки. М.: Юридическая школа им. Дж. Маршалла/Союзпатенг, 1999. С. 10.
Швейцарии - 12 %. Из стран СНГ наиболее значительный объем «пиратства»
<1
зафиксирован на Украине и в Белоруссии.
Россия также характеризуется очень высоким уровнем распространения пиратской аудиовизуальной продукции и сегодня является одной из самых неблагополучных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Оборот незаконно производимых и распространяемых носителей с аудио-, видео- произведениями составляет от 70 до 80 %, носителей компьютерных программ до 90 %. Так, 90 % компакт-дисков в России продаются пиратами. По отдельным компаниям, например, SONY - главного поставщика «игрушек» в Россию, этот процент достигает 99. 9 из 10 копий программного обеспечения Microsoft, установленных сегодня в корпоративном секторе, используются без лицензии. Результаты интервьюирования правообладателей показали, что 83,4% опрошенных пострадали от нарушения авторских и смежных прав.
По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и Российской антипиратской организации (РАПО) за 2001 г. на российском рынке реализовано (без учета проката) около 42 млн. контрафактных компакт-дисков (CD), 154 млн. контрафактных аудиокассет (МС) и 85 млн. контрафактных видеокассет (VHS), что приносит пиратам огромные доходы. Например, только по МС они составили около 6 млрд. руб., а по CD - 2,5 млрд. руб.3
Значительная доля пиратской продукции в аудиовизуальной сфере приходится на Москву. По оценкам экспертов ежемесячный оборот контрафактных компьютерных дисков в столице составляет около 1,5-2 млн. штук, что при средней их стоимости 2,5 долл. США за экземпляр составляет 50-60 млн. долл. незаконного дохода
1. В структуру криминологической характеристики интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере помимо состояния, структуры и динамики правонарушений в аудиовизуальной сфере; характеристики лиц, совершивших преступления; факторов, детерминирующих данный вид преступных посягательств, необходимо включать также:
правовую характеристику аудиовизуальной сферы; технологическую характеристику аудиовизуальной сферы; экономическую характеристику аудиовизуальной сферы; характеристику правонарушений в аудиовизуальной сфере в России; характеристику организованной преступной деятельности в аудиовизуальной сфере;
сравнительно-криминологическую характеристику аудиовизуального пиратства в зарубежных странах и в России;
характеристику аудиовизуального пиратства как транснационального преступления;
личность преступника - интеллектуального пирата; причинный комплекс преступности в аудиовизуальной сфере.
2. Изучение в рамках настоящей работы основных нормативно¬правовых актов, регулирующих реализацию прав участников аудиовизуального рынка, а также правоприменительной практики необходимо для комплексного анализа таких уголовно-правовых и криминологических проблем, как:
установление пробелов в нормативном регулировании, в том числе уголовно-правового и административно-правового составов, определения, как эти пробелы используются для совершения правонарушений, на основании чего можно разработать предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в аудиовизуальной сфере;
выявление социально-правовой природы интеллектуального пиратства; определение юридических условий совершения преступлений, на основе чего осуществляется выработка правоохранительных мер, определяется комплекс профилактических мероприятий со стороны государственных органов, общественных организаций, союзов правообладателей и др.;
разработка правил квалификации преступлений в аудиовизуальной сфере с учетом бланкетности диспозиций соответствующих статей УК РФ.
3. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих аудиовизуальный бизнес в России, показывает, что:
нарушения авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере посягают не только на права и законные интересы лиц, непосредственно участвующих в создании произведений, но и на нормальную предприниматель¬скую деятельность, которая в Российской Федерации выступает существен¬ным сегментом экономики;
при анализе текстов авторских договоров, содержания передаваемых по ним прав, следует обращать внимание на объем передаваемых прав;
в целях предупреждения преступности в аудиовизуальной сфере необходимо распространить требования Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей на всех участников музыкального рынка, занимающихся воспроизведением фонограмм.
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произве¬дений 1886 г. (с изменениями от 24 июля 1971 года) // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.
3. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года) // СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незакон¬ного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года // Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии / Автор- составитель И.А.Силонов. М.: Агентство «Издательский сервис», «Нор¬ма», 2001. 336 с.
5. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года)// АРБТ.
6. Соглашение между СССР и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав // Вед. ВС СССР. 1983. № 45. Ст.687.
7. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года// Вед. С.н.д. СССР и ВС СССР. 1991. № 26. Ст.733.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ // Рос¬сийская газета. 08.12.94. № 238-239 (1095-1096); Собрание законодатель¬ства Российской Федерации. № 32. Ст.3301.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 №63-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.96. № 25. Ст.2954.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С.В.Бородин, С.В.Замятина; Под ред. В.М.Лебедева. М.: Спарк, 1998.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. С постатейным приложением
469
нормативных актов. М.: Изд-во НОРМА, 2000.
12. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий¬ской Федерации от 5 августа 1993 г. №31. Ст. 1224.
13. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1992. № 7. Ст. 300.
14.Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 года // Вед. С.н.д. РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.
15.Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислитель¬ных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года // Ведомости ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.
16.Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 года. // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 1995. № 8. Ст.609.
17.Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23. 09.1992 года. // Ве¬домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
18.Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Со¬вета РФ от 22 июля 1993 г. N 29. Ст. 1114.
19.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 года. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
20.Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сен¬тября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.
21. Федеральный Закон РФ от 16 июня 1995 года «О международных догово¬рах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст.2757.
470
22. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изме¬нений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Рос¬сийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера¬ции, 20 ноября 1995 г. N 47. Ст. 4472.
23. Федеральный Закон РФ от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // Консультант плюс.
24. Указ Президента РФ № 1607 от 7 октября 1993 г. «О государственной по¬литике в области охраны авторского права и смежных прав» // Собрание
• актов РФ. 1993. №41. Ст. 3920.
25. Указ Президента Российской Федерации «О защите потребителей от не-добросовестной рекламы» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 695.
26. Указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении государст¬венной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Рос¬сийской Федерации» от 8 июля 1994 года. // СЗ РФ. 1994. №11. Ст. 1194.
27. Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Поло¬жения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации, 22 июля 1996 г. N 30. Ст. 3605.
28. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 642 «О мерах по развитию органов
• юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации от 6 мая 1996 г. N 19. Ст. 2259.
29. Указ Президента РФ № 1471 от 5 декабря 1998 года «О мерах по реализа¬ции прав авторов произведений, исполнителей и производителей фоно¬грамм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиови¬зуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. №49. Ст. 6016.
471
30. Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 1999. №22. Ст. 2727.
31. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Стенограмма выступления. М., 2002.
32. Постановление Совета Министров РФ от 28 апреля 1993 г. № 393 «О ре-гистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демон¬страции» // Собрание актов РФ. 1993. № 18. Ст. 1607.
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г.
I
№ 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 го¬да и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. № 29. 1994. Ст.3046.
34. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 941 «Об ут-верждении положения о лицензировании деятельности связанной с пуб¬личным показом кино- и видеофильмов» (с изменениями от 13 сентября 1996 г.) // Росс. газ. (Вед. Прил.) № 196. 1995. 7 окт.
35. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему орга-низациях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4541.
36. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. № 413 «О совер-шенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав» // Рос. газ. 1999. 21 апр.
472
37. Распоряжение ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуаль¬ной собственности» // Консультант плюс.
38. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О практике при-менения законодательства по защите интеллектуальной собственности, состоянии прокурорского надзора и мерах по усилению борьбы с пиратст¬вом в аудиовизуальной сфере» от 30.03.2001 г. № 36-15-01 // Интеллекту¬альная собственность. 2001. № 10.
39. Письмо МНС России «Порядок обложения налогом на добавленную стои¬мость в государствах-участниках СНГ товаров, поставляемых в Россий¬скую Федерацию» от 05.02.2001 г. №ВГ-6-03/100 // Консультант плюс.
40. Письмо ГТК РФ от 28 октября 1997 г. № 01-15/20508 «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность» // Интеллектуальная собствен¬ность. 1998. № 3.
41. Письмо ГТК РФ № 03-15 / 12632 от 28 апреля 1999 года «О таможенном контроле объектов интеллектуальной собственности» // Консультант плюс.
42. Письмо ГТК России «О таможенном контроле объектов интеллектуальной собственности» от 28.02.1999 г. № 03-15/12632. // Консультант плюс.
43. Письмо ГТК России «О направлении Методических указаний» от 27.12.2000 г. № 01-06/38024 (с изменениями от 22.01.2001 г.) // Консуль¬тант плюс.
44. Письмо ГТК России «Об определении происхождения товаров из госу¬дарств-участников СНГ» от 20.06.1997 г. №07-10/11683 // Таможенный вестник. № 15. 1997.15 авг.
45. Письмо ГАК РФ от 6 мая 1998 г. № НФ / 2781 «О комплексе скоордини-рованных первоочередных мер по защите прав потребителей» // Консуль¬тант плюс.
473
46. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № С-13 / OC3-317 от 19 октября 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. № 1. 1994.
47. Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 47 от 28 сентября 1999 года «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС. № 1. 1999.
48. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 8 от 18 апреля 1986 года «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.
49. Постановление № 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.1990 года «О судебной практике по делам о преступлениях несо-вершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобществен¬ную деятельность» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
1991. № 1.
50. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской На¬родной Республики в области охраны прав интеллектуальной собственно¬сти 1995 г. // СЗ РФ. № 45. 1995. Ст.4359.
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 апреля 1992 г. «По делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 года № 2275-1 «О Всероссийском агент¬стве по авторским правам» // Ведомости СНД и ВС РФ. № 21. 28 мая
1992. Ст. 1141.
52. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // Вестник Конституционного Суда Рос¬сийской Федерации. 1997. № 1.
I
I
I
474
53. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О предложениях по совершенствованию национального законода¬тельства государств-участников СНГ в области интеллектуальной собст¬венности с учетом требований современных международных стандартов» от 9 декабря 2000 г. // ИС. Авторское право и смежные права. № 2. 2001.
54. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. // Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии / Автор- составитель И. А. Силонов. М.: Агентство «Издательский сервис», «Нор¬ма», 2001.