Введение 3
1. Становление образа зеркала в искусстве и культуре Европы 6
1.1 Бытовые и мифологические аспекты восприятия зеркала 6
1.2 Возникновение зеркала как художественного образа 12
2. Зеркало как образ гордыни (на примере живописи Караваджо) ....15
2.1 На примере картины «Нарцисс у ручья» 15
2.2 На примере картины «Марфа и Мария» 20
3. Трансформация образа зеркала в XVIII-XIX в.в. Зеркало как средство расширения пространства во французской живописи XIX века 27
4. Новые трактовки образа зеркала в искусстве XX века. Зеркало как средство интеллектуальной игры 36
4.1 Зеркало как средство создания картин - фантазий в творчестве Рене
Магритта 36
4.2 Игра отражений в творчестве Роя Лихтенштейна 39
Заключение 44
Список литературы
Приложения
Зеркало - это предмет, который мы встречаем и обращаем на него внимание ежедневно. Но также оно является объектом, который четко выделяется среди всех других: с одной стороны, это предмет абсолютно заурядный и органично вписавшийся в наш обиход, а с другой - оно имеет особую власть над человеком, ведь каждое наше утро начинается именно с созерцания самого себя в отражении.
Кроме того, зеркало является популярным и многозначительным образом в культуре, начиная со Средневековья и до сегодняшнего дня.
Образ зеркала и его семантика за все это время претерпели многочисленные метаморфозы, получая различные гносеологические и эстетические значения. Изменялось отношение человека к зеркалу, что находило отражение в культуре и искусстве. Зеркало, в отличие от многочисленных предметов повседневности, отличается множественностью семиотических значений. Во все времена зеркало было неразрывно связано с познанием мира и самопознанием человека. В рассмотрении данного вопроса существует множество подходов с точки зрения других наук. В данной работе мы анализируем его образ в художественной культуре и во взаимовлиянии с бытовым пониманием зеркала.
Предметом данного исследования является образ зеркала, его место и проблематика в истории европейской живописи.
В связи с чем необходимо исследовать особенности исторического и культурного становления образа зеркала, а также гносеологические и психологические аспекты этого процесса, продолжающегося и на сегодняшний день.
Целью ВКР является рассмотрение генеалогии образа зеркала в истории европейской живописи в культурном контексте, прослеживание взаимовлияние художественной культуры и бытового восприятия.
Задачи ВКР:
1. Исследовать культурно-исторические аспекты становления образа зеркала в европейской художественной культуре.
2. Охарактеризовать традиционные для европейской культуры черты художественного образа зеркала.
3. Выявить основные этапы расширения образных возможностей зеркала в европейской живописи.
4. Проанализировать «зеркальную» тему и ее характерные особенности в художественном творчестве Караваджо.
5. Раскрыть основные характеристики образа зеркала в контексте французской живописи XIX века (на примере творчества Жана Огюста Энгра и Эдуарда Мане)
6. Рассмотреть новые аспекты образа зеркала в искусстве XX века (на примере творчества Рене Магритта и Роя Лихтенштейна)
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Сравнительный анализ живописных произведений.
3. Культурно - исторический метод исследования.
4. Компаративный метод.
По нашему мнению, тема нашла больший отклик в сфере культуры повседневности, чем в истории культуры и искусства. Так, знаменателен труд С. М. Бонне «История зеркала», выпущенный московским издательством «Новое литературное обозрение» в 2006 году. Книга освещает историческое становление зеркала, его трансформацию из редкого и недоступного в привычный для нашего обихода предмет, а также периоды отказа от него и одобрения. К сожалению, совсем небольшое внимание в ней уделяется проблематике образа зеркала в искусстве, которое неразрывно связано с культурой повседневности.
Большой вклад в исследование данной темы внес М. М. Бахтин в процессе изучения им особенностей поэтики Ф. М. Достоевского и понятия «двойника» у писателя. Образ зеркала также стал популярен и важен в психологии, так, например, Жак Лакан определил его как важный предмет в жизни человека с его самого рождения, влияющий на развитие самоидентификации. Большое внимание образу зеркала в контексте живописной композиции уделяет Б.Р. Виппер в своих многочисленных работах, где он исследует закономерности развития живописных приемов.
Важными в ходе исследования стали работы Ю.М. Лотмана, который не раз отмечал связь природы искусства с удвоением реальности: изобразительные искусства есть отражения реальности. Идея отражения в зеркале представлена также в трудах А. Ф. Лосева.
Новизна данной работы состоит в том, что зеркало - это образ, обладающий множественностью значений и постоянно меняющийся в нашем сознании. Чтобы понять всю полноту его связи с самосознанием и познанием мира, невозможно ограничиваться лишь изучением зеркала - предмета в сфере материальной культуры, необходимо использовать сложный междисциплинарный подход. Зеркало - это универсальный предмет в нашей жизни, ставший для многих совершенно заурядным, но характеризующийся такой же смыслообразующей функцией как, например, часы или колесо.
Образ зеркала в контексте художественного творчества способен рассказать многое о человеческом самопознании и познании окружающего его мира.
В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема, касающаяся образа зеркала в европейской живописи. Зеркало является уникальным предметом, занимающим особое место в истории культуры повседневности, эстетике и истории живописи. Взаимосвязь зеркала с человеческим познанием прослеживается на протяжении многих веков. С течением времени отношение к нему постоянно меняется, что отражается в сфере художественной культуры. Зеркало, в отличие от большинства предметов, окружающих человека, обладает большим гносеологическим потенциалом.
Трансформации образа зеркала непосредственно связаны как со сменой мировоззренческих парадигм, так и с областью его бытового применения.
XIX век определяет образ зеркала с нескольких точек зрения: как романтический - зеркало есть связующее звено между реальным и трансцендентным, и как реалистический - отражение в зеркале есть отражение действительности.
С начала XX века семантика образа зеркала пытается освободиться от смысловой нагрузки. Художники обращались к нему как к средству создания фантастических образов в произведениях, а также как к предмету, являющемуся важным элементом в среде повседневности.
Раскрыв процессы переосмысления зеркала как художественного и бытового, нам удалось достичь цели нашей работы.
Однако, образ зеркала в культуре требует более глубокого изучения. Перспективной темой для дальнейшего исследования являются современные произведения искусства, например: «Облачные ворота», «Антиобъект» и «Зеркало неба» индийско - британского художника Аниша Капура, скульптуры голландца Яна Фабра, имеющие зеркальную поверхность.
В данной работе нам удалось проследить основные особенности развития образа зеркала в европейской живописи в ее взаимодействии с бытовым пониманием и выявить особую ценность образа зеркале в художественной культуре.
Тема исследования является перспективной в дальнейшем изучении, так как имеется множество аспектов ее рассмотрения. В настоящее время зеркало перестало быть объектом, включенным в художественные произведения (картины и скульптуры).
Перспективным направлением дальнейшего исследования является использование зеркала и зеркальных поверхностей в качестве арт - объекта в городских пространствах, демонстрирующих сильную связь искусства и урбанистики в современной культуре.
1. Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. 2.— М.: Радуга, 1990.
2. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Достоевскому» // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — М., 1997-2012. Т. VI 2008.
3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — М., 1997-2012. Т. V, 2008.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе (Очерки по исторической поэтике) // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. Лит., 1975.
5. Башляр Г. Поэтика пространства. / Пер. с фр. Н. Кулиш. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014
6. Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце: Статьи, эссе. — СПб.: Лимбус- Пресс. 2012.
7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства — М.: 1985.
8. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII¬XVIII веков. — М.: 1966.
9. Гнедич П.П. История искусств. Современная версия. — М.: Эксмо, 2002.
10. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. — М.: Искусство, 1970.
11. Гомперц У. Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси. — М.: Синдбад, 2016.
12. Гройс Б. Политика поэтики. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
13. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986.
14. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высш. шк., 2000.
15. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII - XX в.в. — Л.: 1990.
16. Кантор А.М. Изобразительное искусство XX века. — М.: 1973
17. КрэриД. Техники наблюдателя. — М.: V-A-C press, 2014
18. Лосев А.Ф Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993.
19. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). — СПб.: Академический проект, 2002.
20. Мельшиор-Бонне Сабин. История зеркала/ Предисл. Жана Делюмо. Пер. с фр. Ю.М. Розенберг. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.
21. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. — М.: Искусство, 1991.
22. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. / Пер. с лат. С. Шервинского — М.: Художественная литература, 1977.
23. Фуко M.Живопись Мане. / Пер. с фр. А. В. Дьякова. — СПб.: Владимир Даль, 2011.
24. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. — СПб.: A-cad, 1994.
25. Ходж С. Современное искусство в деталях. / Пер. с англ. Дж. Карризи. — М.: Магма, 2014.
26. Чулков О. А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного образа // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб.: 2000. Вып. 3.
27. Doris S. Pop art and the contest over American culture // University of Memphis Cambridge University Press. — 2014.
28. Evans D. An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis / Dylan
Evans. — 1996.
Энциклопедии:
1. Всеобщая история искусства. Т.4. — М.: 1963.
2. Всеобщая история искусства. Т.5. — М.: 1963.
3. Европейская живопись. Энциклопедия. — М.: 1999.
4. История живописи всех времен и
народов. Т.3 / А.Бенуа. — СПб.: Нева, 2003.
5. История мировой культуры. — М.: Академия. 2003.
6. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
7. Словарь искусств / Пер. с англ. Т. Гвоздевой, Ю. Дубровина, О. Зверевой. — М.: 1996.
Интернет - ресурсы:
1. Lichtenstein: A Retrospective //http://www.tate.org.uk/whats-on/tate- modern/ exhibition/lichtenstein, 15.04.2016
2. Diagram of an Artist: Roy Lichtenstein // http://www.youtube.com/watch?v=gOsLpoa6c_4, 21.04.2016