СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 2
ABSTRACT 4
СОДЕРЖАНИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1. Психопатии, определения и классификации 11
1.2. Современный термин расстройства личности 16
1.3. Органические расстройства личности 18
1.4. Акцентуации личности 20
1.5. Когнитивный дефицит 25
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3.1. Общие характеристики пациентов 42
3.2. Сравнение показателей когнитивного дефицита 43
3.3 Анализ результатов наиболее показательных методик 48
3.4 «Профиль личности» пациентов с резидуально-органической патологией головного мозга 51
3.5 Взаимосвязь личностных характеристик и когнитивного дефицита 52
3.6 Прогноз изменчивости личностных характеристик во взаимосвязи с показателями когнитивного дефицита 58
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 64
Приложения 69
В поддержании адаптации к жизненным проблемам очень большое значение имеет гармоничность черт личности. Отсутствие внутренней противоречивости позволяет личности реагировать адекватно жизненным ситуациям и адаптироваться к внешним условиям.
При этом чрезмерная заостренность черт личности дестабилизирует её, затрудняя адаптацию. При этом одним из самых распространенных явлений в современном обществе является акцентуация личности, по мнению К. Леонгарда (1976,1981), в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям. Соответственно, вероятность развития расстройств личности в современном обществе, особенно в городских условиях очень высока (Смулевич А.Б. 2000).
По данным медианного мультинационального исследования Всемирной Организации Здравоохранения, проведенного в 2008 году, показатель диагностируемых расстройств личности составил 10,6 %, то есть примерно один из десяти человек страдает каким либо расстройством личности (Lenzenweger, M.F. 2008). Дифференциальная международная статистика такова: расстройствами личности страдает 9.1 % взрослого населения США (Lenzenweger MF, Lane MC, Loranger AW, Kessler RC, 2007) в Великобритании 4.4% населения, при этом отмечены повышенные показатели среди мужчин и безработных (J. Coid, и соавторы 2006).
В России, данные всегда имели некий разброс, за последние 40 лет по разным данным распространенность составляла от 4,7 % (Горинов В.В., Нохуров Б.А., 2004) до 12 % (Касимова Л.Н., 2005; Lykken D., 1995) населения.
В настоящее время наблюдается две тенденции: рост числа психопатий органического генеза, в частности, среди подростков и призывников (Одинак М.М., Емелин А.Ю., Коваленко П.А., Лобзин В.Ю.,2009) и недостаточность диагностики в подростковом и юношеском, например 43 % призывников комиссованных по психическому заболеванию на первом году службы комиссовывались с диагнозом расстройства личности (Аксаков И.А., Зиньковский А.К., 2005).
В связи с военно-врачебной экспертизой и возникла идея исследования, которое смогло бы дать представление о возможных связях когнитивных показателей и черт личности, в том числе и патологической.
Актуальность данной работы напрямую проистекает из возможности практического применения её результатов. Тема развития органических расстройств личности (органических психопатий) достаточно освещена, как в нашей, так и иностранной литературе. При этом часто описываются общие причины психопатий и когнитивного дефицита, такие например как повреждение миндалевидного тела или некоторых участков лобных долей. Описание этим причинам даётся с точки зрения нейропсихологии и эндокринологии, при этом проводятся тонкие исследования генеза, как психиатрического диагноза, так и отдельно стоящего симптомокомплекса.
При этом, в отсутствии высококлассного научного оборудования или при невозможности проведения долгосрочных исследований, картина когнитивного дефицита конкретного пациента, редко рассматривается как значимый предиктор или фактор определенной картины психопатии. Учитывая всё вышеизложенное, данная курсовая работа носит практический характер и ставит своей задачей на первом этапе, найти статистически значимые различия между показаниями когнитивных тестов у лиц с патологией и крайним вариантом нормы. Данная работа в дальнейшем сможет послужить отправной точкой для формирования как новых теорий так и новых исследований.
Цель исследования: комплексное клинико-психологическое и экспериментально - психологическое исследование пациентов с резидуально-органической патологией головного мозга на базе городского психоневрологического диспансера №7 г. Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели когнитивного дефицита: внимания, памяти, умственной работоспособности у данного контингента больных.
2. Изучить индивидуальные психологические особенности и проанализировать «профиль личности» пациентов с церебральной резидуально-органической недостаточностью.
3. Провести сравнительное исследование характеристик когнитивного дефицита в группе испытуемых с установленным диагнозом расстройство личности и в группе испытуемых с акцентуацией личности.
4. Исследовать характер взаимосвязи личностных характеристик и когнитивного дефицита
Гипотеза исследования: личностные особенности пациентов с церебральной резидуально-органической недостаточностью связаны с когнитивным дефицитом.
Предмет исследования: уровень выраженности когнитивного дефицита и индивидуально-психологические особенности личности.
Объект исследования: пациенты с резидуально-органической патологией головного мозга, имеющие когнитивный дефицит, проходящие обследование в психоневрологическом диспансере по направлению районного военкомата.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели когнитивного дефицита: внимания, памяти, умственной работоспособности у данного контингента больных.
2. Изучить индивидуальные психологические особенности и проанализировать «профиль личности» пациентов с церебральной резидуально-органической недостаточностью.
3. Провести сравнительное исследование характеристик когнитивного дефицита в группе испытуемых с установленным диагнозом расстройство личности и в группе испытуемых с акцентуацией личности.
4. Исследовать характер взаимосвязи личностных характеристик и когнитивного дефицита
Гипотеза исследования: личностные особенности пациентов с церебральной резидуально-органической недостаточностью связаны с когнитивным дефицитом.
Предмет исследования: уровень выраженности когнитивного дефицита и индивидуально-психологические особенности личности.
Объект исследования: пациенты с резидуально-органической патологией головного мозга, имеющие когнитивный дефицит, проходящие обследование в психоневрологическом диспансере по направлению районного военкомата.
Исследование является вторым этапом двухгодичной работы. Данные были дополнены и расширены, а помимо сравнительного анализа различий выраженности когнитивного дефицита у лиц с акцентуациями характера и расстройством личности был применен корреляционный и регрессионный анализ. Эти виды анализа были использованы для прояснения взаимосвязи когнитивного дефицита и личностных характеристик, а также выявления особенностей их динамики.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для дальнейшего изучения проблемы когнитивного дефицита в динамике расстройств личности, а также для разработки скрининговой методики, позволяющей соотнести профиль личности и картину когнитивного дефицита. Это позволит выявить группу риска расстройств личности, что может быть значимо для научного сообщества в целом и для конкретного пациента в частности.
1. Александров А.А. (ред.) Психодиагностика и психокоррекция // Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства - Учебное пособие. 3-е издание, 2000. - 300 с.
3. Балинт М. Базисный дефект. - М: Когито- центр, 2002. - 256 с.
4. Блейхер В.М. Крук И. В. «Толковый словарь психиатрических терминов». Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
5. Бурцев А.О. Возникновение и развитие понятия «психопатия»: отечественные и зарубежные исследования личностных расстройств в XIX столетии //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3.
6. Буторин Г.Г., Калинина Н.В. Формирование органического расстройства личности у подростков в контексте многоосевого диагноза // Вестник КемГУ 2013. №4 (56) С.106-112.
7. Буянов, М.И., «Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков». Московский психологический журнал №12.
8. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 303 с.
9. Вахнина Н. В. Современная терапия когнитивных нарушений // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2011. №4 С.63-69.
10. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: Изд-во «АСТ - Пресс», 1998.
- 528 с.
11. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2002.
- 544 с.
12. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012. - 918 с.
13. Захаров В. В. Умеренные когнитивные нарушения как мультидисциплинарная проблема // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010. №2 С.5-10.
14. Захаров В. В. Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. №2 С.16-21.
15. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Синдром умеренных когнитивных нарушений в пожилом возрасте - диагностика и лечение. РМЖ2004, - 573 с.
16. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Academia, 1999 г.
17. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд. МГУ, 1980 г.
18. Камчатнов П.Р., Умарова Х.Я., Чугунов А.В. Ведение больных с когнитивными нарушениями // Нервные болезни. 2015. №4 С.18-22.
19. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р Кеттелла. СПб., 2001. С. 55- 81, 96-97.
20. Карвасарский Б. Д. Неврозы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990.-576 с.
21. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: Учебник - СПб: Питер, 2004. - 553 с.
22. Ковалев, В. В., Психиатрия детского возраста. М. 1995 г.
23. Костенко А. Л., Шамсутдинова Д. Ф., Линевич В. Л. Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи // Вестник Башкирск. ун-та. 2010. №3 С.865-868.
24. Курушина О. В., Барулин А.Е., Рязанцева С.В., Сарай Р.С. Диагностика и лечение нарушений когнитивных функций // Вестник ВолГМУ. 2014. №3 (51) С.136-139.
25. Леонгард К. «Акцентуированные личности», Ростов на Дону, изд-во: Феникс, 2000. - 544 с.
26. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Изд. 2-е, доп. и перераб.— Л.: Медицина, 1983.—256 с.
27. Маринчева Л.П., Злоказова М.В., Соловьёв А.Г. Особенности этиопатогенеза психосоматических и соматоформных расстройств // Казанский медицинский журнал, том 93, 2012. №3.
28. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-10). Женева, ВОЗ. 1995.
29. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л., Неврозология и психосоматическая медицина Москва: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
30. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак ; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.
31. Миронова Е.Е (сост.) Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
32. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология, 2006. № 3.
33. Обухов С.Г. Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. - 352 с.
34. Одинак М.М., Емелин А.Ю., Коваленко П.А., Лобзин В.Ю. Нарушение когнитивных функций при сосудистых поражениях головного мозга в практике военного невролога // Воен.-мед. журн. - 2009. - Т.330, №4. - С.32-40.
35. Пилягина Г.Я. Когнитивно-эмоциональный дефицит и когнитивно-эмоциональный дисбаланс в личностном развитии, формировании психической патологии и патогенезе саморазрушающего поведения // Суицидология. 2013. №4 (13) С.10-17.
36. Пилягина Г.Я. Механизмы патологического приспособления и детская травматизация в суицидогенезе // Укр. мед. часопис. - 2003. - №6 (38).
37. Пилягина Г.Я., Дубровская Е.В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологи-ческих расстройств в детском возрасте // Мистецтво лхкування. - 2007. - №6 (42).
38. Преображенская И.С. Легкие и умеренные когнитивные нарушения: клинические проявления, этиология, патогенез, подходы к лечению // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2013. №1 С.59-63.
39. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. - Самара.: Издательский дом «БАХРАХ», 1997. - 640 с.
40. Романов Д. В., Шишова А. А. Психологическая диагностика когнитивных нарушений при расстройствах личности: модель шизоидного расстройства // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №5-2 С.463-465.
41. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
42. Рязанова А. Ю. Органическое расстройство личности у подростков: вопросы клиники, диагностики и экспертизы // Вестник ЧГПУ. 2009. №10 С.110-117.
43. Смулевич А.Б. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. академика РАМН - М.: Издательский дом "Русский врач", 2000. - 160 с. (Приложение к журналу "Врач")
44. Тутушкина М.К. Практическая психология. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс»,1998. - 336 с.
45. Филатов А. В. Коррекция социально-психологической адаптации и самоактуализации у подростков с диагнозом «Органическое расстройство личности» // Вестник МГЛУ 2013. №7 С.143-150.
46. Фролов, Б. С., Пашковский, В.Э., «Основные психопатологические синдромы». (Психиатрический тезариус, ч.2) СПб 2004 г.
47. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 2:— M.: Издательский центр «Академия»; СПб.:«Белый Кролик», 1996. - 256 с.
48. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврол. Журнал, 2006;11(Прил. 1):4—12.
49. American Psychiatric Association (1994). Diagnostic and Statistical Manual of M ental Disorders. Washington,DC: American Psychiatric Association. pp. 645¬650. ISBN 0-89042-061
50. Golomb J., Kluger A., Garrard P. et al. Clinician's manual on mild cognitive impairment. London: Science Press Ltd. 2001;56.
51. Jeremy Coid, Min Yang, Peter Tyrer, Amanda Roberts, Simone Ullrich «Prevalence and correlates of personality disorder in Great Britain» The British Journal of Psychiatry Apr 2006, 188 (5) 423-431.
52. Lenzenweger MF, Lane MC, Loranger AW, Kessler RC (2007). DSM-IV personality disorders in the National Comorbidity Survey Replication. Biological Psychiatry, 62(6), 553-564.
53. Lenzenweger, Mark F. (2008). «Epidemiology of Personality Disorders». Psychiatric Clinics of North America 31 (3): 395¬403. DOI:10.1016/j.psc.2008.03.003.
54. Petersen R.S., Smith G.E., Waring S.C. et al Aging, memory and mild cognitive impairment. Int Psychogeriatr 1997;9:37 -43.
55. Ritchie K., Artero S., Touchon J. Classification criteria for mild cognitive impairment: a population-based validation study. Neurology 2001;56:37—42.
56. Rovio S., Kareholt I., Helkala E.L. et al. Leisure-time physical activity at midlife and the risk of dementia and Alzheimer's disease. Lancet Neurol 2005;
57. Научная Электронная Библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.06.2015).
58. Официальный сайт Российского Общества Психиатров [Тематический сайт] URL: psychiatr.ru (дата обращения: 18.08.2015)
59. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр психического здоровья" Российской академии медицинских наук (ФГБУ «НЦПЗ» РАМН) [Электронный ресурс] URL: http://www.ncpz.ru (дата обращения: 26.06.2015)
60. Информационно-медицинский портал [Электронный ресурс] URL: http://www.consilium-medicum.com/ (дата обращения: 05.09.2015)