Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 5
1.1 Проблема развития творческих способностей в
психолого- педагогической литературе 5
1.2 Характеристика подвижной игры как средства физического
воспитания старшего дошкольного возраста 9
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 7
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 28
2.1 Методика опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 36
2.3 Организация педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 38
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Наше время предлагает педагогам быстрого, нешаблонного мышления, гибкости, быстрой ориентации, адаптации к новым условиям. Творчество предполагает свободный взгляд на возникающие проблемы и варианты их решений. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Эти способности с течением времени могут утрачиваться, Ростки творческих способностей появляются в дошкольном возрасте не только в игровой, но и двигательной деятельности. У ребенка формируется положительный настрой, развивается, самостоятельность, личностные качества.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих возможностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям познания, вовлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Творчество - это тот путь, который может отлично реализовать эту цель. Подвижная игра здесь выступает в роли универсального средства развития творчества.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Конечно, в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т. п. В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества.
В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста изучались в трудах: . П. И. Пидкасистого, Е. А. Флёриной, Б. М. Теплова, А. В. Петровского, В. Н Шацкой, А. А. Волковой. К наиболее известным авторам, обобщающих опыт изучения подвижной игры в дошкольном детстве, относятся: Э. Я. Степаненкова, Н. Н. Кожухова и Л. А. Рыжкова, Д. В. Хухлаева.
Вышесказанное позволило нам определить проблему исследования:
Какие педагогические условия наиболее эффективны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры?
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры будет эффективным, если педагог:
- использует вариативность подвижной игры, приемы стимулирования воображения (проведение квест-игры);
- использует музыкальное сопровождение во время совместной деятельности;
- активизирует самостоятельность, предоставляя детям нетрадиционное оборудование.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание основных понятий: « творческие способности» и «подвижная игра».
2. Выявить влияние подвижной игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, диагностические методики, математическая обработка данных.
База исследования: частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» г. Уссурийск.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей, а также проведенные экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов нуждается в научной разработке. Одним из важных, но недостаточно раскрытых вопросов в данной области является поиск новых продуктивных средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным.
Наша дипломная работа является одной из попыток решения этой проблемы. Многоплановый и глубокий анализ категорий «творчество», «способности», «творческие способности», «подвижная игра», использование определенных методических подходов в процессе исследования, позволили нам выявить один из возможных путей эффективного развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Существенным моментом в работе явилось определение критериев развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ компонентов, входящих в критерии развития исследуемых способностей, позволил охарактеризовать основные уровни их развития: высокий, средний, низкий. Данные уровни развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста являются также уровнями (этапами) развития в данной работе системы развития творческих способностей, а переход детей с одного уровня на другой является основным показателем успешного функционирования системы.
Также было раскрыто понятие подвижная игра. Обоснование её значимости в развитии творческих способностей детей выражалось в свободном выборе изобразительной деятельности, вариативности содержания и материалов, доступности знаний.
В исследовании опытным путем, выявлены методики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Педагогические условия способствуют проявлению социализирующей, креативной и познавательной функции по двигательной деятельности, влияющей на развитие творческих способностей дошкольников.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе динамика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проходила гораздо ниже, чем в контрольной. Значительно вырос уровень развития исследуемых способностей у детей контрольной группы, в то время как в экспериментальной группе, работавшей по традиционной методике, результаты - ниже.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение. Цель дипломной работы и вытекающие из неё задачи выполнены.
1. Петровский А. В. Учебник. Общая психология./Петровский А. В. -М., 1976.- 117с.
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. В. Книга. Развивающая педагогика оздоровления /Кудрявцев В. Т., Егоров Б. В. -Линка-Пресс, 2000-296 с.
3. Степаненкова Э.Я., Книга. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Степаненкова Э. Я. - М.: Академия, 2001. -188-189 с.
4. Рунова М. А., Двигательная активность ребенка в детском саду: учебное
пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. /Рунова М. А.— М.: М, 2004. - 130 с.
5. Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова.: учебное пособие. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях./Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М.М. Самодурова. М. Академия 2002.- 130 с.
6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях»./ Хухлаева Д. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
7. Детские подвижные игры народов СССР / ред. Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
8. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Развитие произвольных движений. М., 1986. 87с.
10. Ожегов С. И. , Н. Ю Шведова Толковый словарь русского языка -Москва 1949.-437 с.
11. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. Книга - / Новосёлова С. Л. М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Книга. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
14. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
15. Пидкасистый П.И., Учебник,/ П. И. Пидкасистый - Педагогика, 2006.- 81с
16. Степаненкова Э.Я. С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с
17. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: Л ИНКА- ПРЕСС, 2000. - 296с..
18. 21. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. - Книга/ Шустова А. И.М.: Просвещение, 1982. - 159 с.
Электронные ресурсы
19. Википедия. Сводная энциклопедия. [Электронный ресурс]Квест.
Режим доступа: [https: //ru.wikipedia.org/wiki/Квест].
20. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников. Реферат. [Электронный ресурс] : электронный реферат. Режим доступа: [http://lib2.znate.ru/docs/index-330589.html7page]
21. Файловый архив студентов. Педагогические идеи Шацкой. [Электронный ресурс] : электронный реферат.
Режим доступа: [https://studfiles.net/preview/5825683/page:48/]
22. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс: электронная статья. Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность. Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu]
23. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс: электронная статья. Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность. Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu]
24. Файловый архив студентов. Педагогические идеи Шацкой. [Электронный ресурс] : электронный реферат.
Режим доступа: [https://studfiles.net/preview/5825683/page:48/]
25. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс]: электронная статья. Влияние подвижных игр на физическое развитие
детей. Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu]
26. Файловый архив студентов. Концепция построения развивающей образовательной среды в ДОУ. [Электронный ресурс] : электронный реферат. Режим доступа: [https://studfiles.net/preview/5825683/page:48/]
Т1. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс] :электронная статья. Влияние музыки в развитии эмоциональной и творческой деятельности детей.
Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskov-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu]
28. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс]: электронная статья. Влияние подвижных игр на физическое развитие
детей. Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu
29. Теоретические основы формирования словесного творчества у
дошкольников. Реферат. [Электронный ресурс] : электронный реферат. Режим доступа: [http://lib2.znate.ru/docs/index-330589.html7page
30. Социальная сеть работников образования. Статья. [ Электронный ресурс: электронная статья. Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность. Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/23/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-cherez-izobrazitelnuyu