РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 5
1.1 Проблема развития творческих способностей в
психолого- педагогической литературе 5
1.2 Характеристика подвижной игры как средства физического
воспитания старшего дошкольного возраста 9
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 7
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 28
2.1 Методика опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 36
2.3 Организация педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 38
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 5
1.1 Проблема развития творческих способностей в
психолого- педагогической литературе 5
1.2 Характеристика подвижной игры как средства физического
воспитания старшего дошкольного возраста 9
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 7
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры 28
2.1 Методика опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 36
2.3 Организация педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 38
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Наше время предлагает педагогам быстрого, нешаблонного мышления, гибкости, быстрой ориентации, адаптации к новым условиям. Творчество предполагает свободный взгляд на возникающие проблемы и варианты их решений. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Эти способности с течением времени могут утрачиваться, Ростки творческих способностей появляются в дошкольном возрасте не только в игровой, но и двигательной деятельности. У ребенка формируется положительный настрой, развивается, самостоятельность, личностные качества.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих возможностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям познания, вовлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Творчество - это тот путь, который может отлично реализовать эту цель. Подвижная игра здесь выступает в роли универсального средства развития творчества.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Конечно, в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т. п. В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества.
В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста изучались в трудах: . П. И. Пидкасистого, Е. А. Флёриной, Б. М. Теплова, А. В. Петровского, В. Н Шацкой, А. А. Волковой. К наиболее известным авторам, обобщающих опыт изучения подвижной игры в дошкольном детстве, относятся: Э. Я. Степаненкова, Н. Н. Кожухова и Л. А. Рыжкова, Д. В. Хухлаева.
Вышесказанное позволило нам определить проблему исследования:
Какие педагогические условия наиболее эффективны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры?
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры будет эффективным, если педагог:
- использует вариативность подвижной игры, приемы стимулирования воображения (проведение квест-игры);
- использует музыкальное сопровождение во время совместной деятельности;
- активизирует самостоятельность, предоставляя детям нетрадиционное оборудование.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание основных понятий: « творческие способности» и «подвижная игра».
2. Выявить влияние подвижной игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, диагностические методики, математическая обработка данных.
База исследования: частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» г. Уссурийск.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих возможностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям познания, вовлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Творчество - это тот путь, который может отлично реализовать эту цель. Подвижная игра здесь выступает в роли универсального средства развития творчества.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Конечно, в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т. п. В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества.
В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста изучались в трудах: . П. И. Пидкасистого, Е. А. Флёриной, Б. М. Теплова, А. В. Петровского, В. Н Шацкой, А. А. Волковой. К наиболее известным авторам, обобщающих опыт изучения подвижной игры в дошкольном детстве, относятся: Э. Я. Степаненкова, Н. Н. Кожухова и Л. А. Рыжкова, Д. В. Хухлаева.
Вышесказанное позволило нам определить проблему исследования:
Какие педагогические условия наиболее эффективны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры?
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры будет эффективным, если педагог:
- использует вариативность подвижной игры, приемы стимулирования воображения (проведение квест-игры);
- использует музыкальное сопровождение во время совместной деятельности;
- активизирует самостоятельность, предоставляя детям нетрадиционное оборудование.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание основных понятий: « творческие способности» и «подвижная игра».
2. Выявить влияние подвижной игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, диагностические методики, математическая обработка данных.
База исследования: частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» г. Уссурийск.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей, а также проведенные экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов нуждается в научной разработке. Одним из важных, но недостаточно раскрытых вопросов в данной области является поиск новых продуктивных средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным.
Наша дипломная работа является одной из попыток решения этой проблемы. Многоплановый и глубокий анализ категорий «творчество», «способности», «творческие способности», «подвижная игра», использование определенных методических подходов в процессе исследования, позволили нам выявить один из возможных путей эффективного развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Существенным моментом в работе явилось определение критериев развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ компонентов, входящих в критерии развития исследуемых способностей, позволил охарактеризовать основные уровни их развития: высокий, средний, низкий. Данные уровни развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста являются также уровнями (этапами) развития в данной работе системы развития творческих способностей, а переход детей с одного уровня на другой является основным показателем успешного функционирования системы.
Также было раскрыто понятие подвижная игра. Обоснование её значимости в развитии творческих способностей детей выражалось в свободном выборе изобразительной деятельности, вариативности содержания и материалов, доступности знаний.
В исследовании опытным путем, выявлены методики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Педагогические условия способствуют проявлению социализирующей, креативной и познавательной функции по двигательной деятельности, влияющей на развитие творческих способностей дошкольников.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе динамика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проходила гораздо ниже, чем в контрольной. Значительно вырос уровень развития исследуемых способностей у детей контрольной группы, в то время как в экспериментальной группе, работавшей по традиционной методике, результаты - ниже.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение. Цель дипломной работы и вытекающие из неё задачи выполнены.
Наша дипломная работа является одной из попыток решения этой проблемы. Многоплановый и глубокий анализ категорий «творчество», «способности», «творческие способности», «подвижная игра», использование определенных методических подходов в процессе исследования, позволили нам выявить один из возможных путей эффективного развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Существенным моментом в работе явилось определение критериев развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ компонентов, входящих в критерии развития исследуемых способностей, позволил охарактеризовать основные уровни их развития: высокий, средний, низкий. Данные уровни развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста являются также уровнями (этапами) развития в данной работе системы развития творческих способностей, а переход детей с одного уровня на другой является основным показателем успешного функционирования системы.
Также было раскрыто понятие подвижная игра. Обоснование её значимости в развитии творческих способностей детей выражалось в свободном выборе изобразительной деятельности, вариативности содержания и материалов, доступности знаний.
В исследовании опытным путем, выявлены методики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Педагогические условия способствуют проявлению социализирующей, креативной и познавательной функции по двигательной деятельности, влияющей на развитие творческих способностей дошкольников.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе динамика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проходила гораздо ниже, чем в контрольной. Значительно вырос уровень развития исследуемых способностей у детей контрольной группы, в то время как в экспериментальной группе, работавшей по традиционной методике, результаты - ниже.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение. Цель дипломной работы и вытекающие из неё задачи выполнены.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Использование народных игр в развитии творческих способностей детей старшею дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Использование ТРИЗ технологии в работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Конструирование в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Казанский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



