ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ СУРГУТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного
возраста посредством виртуальной экскурсии 11
1.1 Проблема формирования представлений о малой Родине в психолого-педагогических исследованиях 11
1.2 Особенности формирования представлений о
достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Педагогические возможности виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего
дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно - поисковое исследование по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии
2.1 Выявление исходного уровня сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста 355
2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего
дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии 62
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложения 87
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного
возраста посредством виртуальной экскурсии 11
1.1 Проблема формирования представлений о малой Родине в психолого-педагогических исследованиях 11
1.2 Особенности формирования представлений о
достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Педагогические возможности виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего
дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно - поисковое исследование по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии
2.1 Выявление исходного уровня сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста 355
2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего
дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии 62
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложения 87
В настоящее время проблема становления ценностного отношения к родной стране, воспитание основ патриотизма является одной из острых проблем дошкольного образования. Современные дошкольники мало знают о своей стране, родном городе, не интересуются культурными традициями предков, проявляют равнодушие к родным и сверстникам. Патриотическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста, в детском саду, с привития любви к большой и малой Родине. В этот период развиваются черты характера ребенка, которые незримо связывают его с национальной культурой, с социумом, со всей его Родиной.
Данное направление находит свой отклик и в нормативно-правовой базе. Так, в преамбуле Конституции Российской федерации говорится о важности сохранения нравственных ценностей (почитание предков), сохранению любви и уважения к Отечеству, осознанию ответственности перед Родиной [21].
В указе Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 №1666, одними из целей государственной национальной политики РФ являются: упрочнение общероссийского гражданственного самосознания и сохранение и развитие этнокультурного многообразия России [44].
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", определяет стратегические ориентиры воспитания детей: «..формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [33].
Анализируя Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012), можно отметить, что ведущим принципом государственной политики в области образования является принцип любви к Родине. Также, в статье 64 указано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие ... нравственных качеств детей дошкольного возраста» [46].
В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где основными целями и задачами образования определяется «..воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [22].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в соответствии с социальным заказом общества и страны, особое внимание необходимо уделять воспитанию любви к малой Родине у подрастающего поколения. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утверждён Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г №1155) задача развития представлений о малой Родине, городе у дошкольников находит свой отклик в образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает формирование представлений об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа [34].
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста, является обращение к разным аспектам проблемы. А.Н. Радищев считал, что патриотическое воспитание должно быть направлено на воспитание героизма, желания защищать свой народ. А.С. Макаренко, в свою очередь, говорил, что жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал, что воспитывать патриотов необходимо в разных направлениях, в длительной целенаправленной работе.
К вопросам патриотического воспитания обращался и В.Г. Белинский. Основой для развития нравственных качеств является, по его мнению, семья, а дальнейшее их развитие - это задача учебных заведений. Целью воспитания В.Г. Белинский считал создание гражданина Отечества.
На современном этапе, особо значимы исследования А.М. Виноградовой, Е.А. Казаевой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, Н.В. Мельниковой. Они определяют одну из центральных задач - воспитание начал патриотизма и гражданственности, а также проблем социально - нравственного воспитания дошкольников. Базой для формирования этих нравственных чувств и качеств личности, по их мнению, является глубокая и основательная работа с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Проблема формирования представлений о достопримечательностях города Сургута не нашла отражения в научных кругах, а современное общество требует всесторонне развитую нравственную личность.
В связи с этим, мы считаем, что одним из эффективных средств формирования представлений о достопримечательностях Сургута является виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов (Е.В. Александрова) [1]. Образовательная деятельность с применением виртуальной экскурсии вызывает у детей интерес, повышает их познавательную активность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что виртуальная экскурсия, в процессе образовательной деятельности, помогает решать как образовательные задачи занятия, так и задачи активизации и повышения уровня познавательной активности старших дошкольников.
Поскольку виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста не получила, в достаточной мере, научного обоснования. Необходимы теоретическое осмысление и практическая разработка рекомендаций по использованию виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у старших дошкольников.
Анализируя вышесказанное, нами были выявлены противоречия между:
1) социальным заказом общества в воспитании ребенка, у которого сформированы представления о малой Родине и недостаточно высоким уровнем подготовленности педагогов к работе по данному направлению;
2) потенциалом виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным ее использованием в дошкольной образовательной организации;
3) требованием практики и отсутствием в науке рекомендаций по использованию виртуальной экскурсии в качестве средства формирования представлений о достопримечательностях Сургута.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические возможности виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначили тему нашего исследования: «Виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка методических рекомендаций по проблеме формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.
Объект исследования: формирование представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание процесса формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя комплекс виртуальных экскурсий.
Теоретической основой исследования являются: положения о том, что дошкольное детство является важным периодом для формирования духовно-нравственных ценностей (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, С.А. Козлова); положения об объеме представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста(Ю.Е. Антонов, О.В. Розова, Л.В. Левина, И.А. Щербакова); идеи патриотического воспитания детей дошкольного возраста(А.М. Виноградова, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Н.В. Мельникова); концепция социально-коммуникативного развития и воспитания (Л.В. Коломийченко); теории воспитания и развития дошкольников (С.А. Козлова, Н.А. Короткова, Н.И. Поддьяков и др.); идеи выстраивания педагогического процесса во время ознакомления дошкольников с родным городом (Н.В. Алешина); положения об использовании в образовательном процессе ДОО виртуальной экскурсии (Е.В. Александрова).
Нормативную - правовую базу исследования составили: Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 №1666, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г., Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.
Методы теоретического и эмпирического исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого¬
педагогической литературы, анализ нормативных документов;
2) эмпирические: беседа, анкетирование, анализ продуктов
деятельности, анализ документации, анализ развивающей предметно-пространственной среды, решение проблемных ситуаций, диагностические методики, метод математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключаетсяв том, что:
- уточнено содержание понятия «представления о достопримечательностях Сургута»;
- определены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрены педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.
Апробация основных положений исследования нашла отражение в следующих публикациях:
Вятчинина, А.П. Особенности формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2019 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2019. - с. 231-234
Вятчинина, А.П. Экскурсия как средство формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2019 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2019. - с.234-238
Вятчинина, А.П. Особенности формирования представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина //XII Международная студенческая научная конференция "Студенческий научный форум - 2020". Режим доступа:
https: //scienceforum.ru/2020/section/2018001257
Вятчинина, А.П.К вопросу о формировании представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2020 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут : РИО СурГПУ, 2020
Вятчинина, А.П. Оценка сформированности представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина //Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалывсерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2020 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2020
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Снегурочка» №40 г. Сургута ХМАО - Югры Тюменской области. Исследованием было охвачено 27 детей старшего дошкольного возраста, 8 педагогов, 27 родителей.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 86 страницах, список литературы включает53 источника.
Данное направление находит свой отклик и в нормативно-правовой базе. Так, в преамбуле Конституции Российской федерации говорится о важности сохранения нравственных ценностей (почитание предков), сохранению любви и уважения к Отечеству, осознанию ответственности перед Родиной [21].
В указе Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 №1666, одними из целей государственной национальной политики РФ являются: упрочнение общероссийского гражданственного самосознания и сохранение и развитие этнокультурного многообразия России [44].
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", определяет стратегические ориентиры воспитания детей: «..формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [33].
Анализируя Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012), можно отметить, что ведущим принципом государственной политики в области образования является принцип любви к Родине. Также, в статье 64 указано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие ... нравственных качеств детей дошкольного возраста» [46].
В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где основными целями и задачами образования определяется «..воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [22].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в соответствии с социальным заказом общества и страны, особое внимание необходимо уделять воспитанию любви к малой Родине у подрастающего поколения. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утверждён Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г №1155) задача развития представлений о малой Родине, городе у дошкольников находит свой отклик в образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает формирование представлений об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа [34].
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста, является обращение к разным аспектам проблемы. А.Н. Радищев считал, что патриотическое воспитание должно быть направлено на воспитание героизма, желания защищать свой народ. А.С. Макаренко, в свою очередь, говорил, что жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал, что воспитывать патриотов необходимо в разных направлениях, в длительной целенаправленной работе.
К вопросам патриотического воспитания обращался и В.Г. Белинский. Основой для развития нравственных качеств является, по его мнению, семья, а дальнейшее их развитие - это задача учебных заведений. Целью воспитания В.Г. Белинский считал создание гражданина Отечества.
На современном этапе, особо значимы исследования А.М. Виноградовой, Е.А. Казаевой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, Н.В. Мельниковой. Они определяют одну из центральных задач - воспитание начал патриотизма и гражданственности, а также проблем социально - нравственного воспитания дошкольников. Базой для формирования этих нравственных чувств и качеств личности, по их мнению, является глубокая и основательная работа с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Проблема формирования представлений о достопримечательностях города Сургута не нашла отражения в научных кругах, а современное общество требует всесторонне развитую нравственную личность.
В связи с этим, мы считаем, что одним из эффективных средств формирования представлений о достопримечательностях Сургута является виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов (Е.В. Александрова) [1]. Образовательная деятельность с применением виртуальной экскурсии вызывает у детей интерес, повышает их познавательную активность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что виртуальная экскурсия, в процессе образовательной деятельности, помогает решать как образовательные задачи занятия, так и задачи активизации и повышения уровня познавательной активности старших дошкольников.
Поскольку виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста не получила, в достаточной мере, научного обоснования. Необходимы теоретическое осмысление и практическая разработка рекомендаций по использованию виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у старших дошкольников.
Анализируя вышесказанное, нами были выявлены противоречия между:
1) социальным заказом общества в воспитании ребенка, у которого сформированы представления о малой Родине и недостаточно высоким уровнем подготовленности педагогов к работе по данному направлению;
2) потенциалом виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным ее использованием в дошкольной образовательной организации;
3) требованием практики и отсутствием в науке рекомендаций по использованию виртуальной экскурсии в качестве средства формирования представлений о достопримечательностях Сургута.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические возможности виртуальной экскурсии в формировании представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначили тему нашего исследования: «Виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка методических рекомендаций по проблеме формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.
Объект исследования: формирование представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание процесса формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя комплекс виртуальных экскурсий.
Теоретической основой исследования являются: положения о том, что дошкольное детство является важным периодом для формирования духовно-нравственных ценностей (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, С.А. Козлова); положения об объеме представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста(Ю.Е. Антонов, О.В. Розова, Л.В. Левина, И.А. Щербакова); идеи патриотического воспитания детей дошкольного возраста(А.М. Виноградова, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Н.В. Мельникова); концепция социально-коммуникативного развития и воспитания (Л.В. Коломийченко); теории воспитания и развития дошкольников (С.А. Козлова, Н.А. Короткова, Н.И. Поддьяков и др.); идеи выстраивания педагогического процесса во время ознакомления дошкольников с родным городом (Н.В. Алешина); положения об использовании в образовательном процессе ДОО виртуальной экскурсии (Е.В. Александрова).
Нормативную - правовую базу исследования составили: Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 №1666, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г., Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.
Методы теоретического и эмпирического исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого¬
педагогической литературы, анализ нормативных документов;
2) эмпирические: беседа, анкетирование, анализ продуктов
деятельности, анализ документации, анализ развивающей предметно-пространственной среды, решение проблемных ситуаций, диагностические методики, метод математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключаетсяв том, что:
- уточнено содержание понятия «представления о достопримечательностях Сургута»;
- определены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрены педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.
Апробация основных положений исследования нашла отражение в следующих публикациях:
Вятчинина, А.П. Особенности формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2019 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2019. - с. 231-234
Вятчинина, А.П. Экскурсия как средство формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2019 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2019. - с.234-238
Вятчинина, А.П. Особенности формирования представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина //XII Международная студенческая научная конференция "Студенческий научный форум - 2020". Режим доступа:
https: //scienceforum.ru/2020/section/2018001257
Вятчинина, А.П.К вопросу о формировании представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2020 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут : РИО СурГПУ, 2020
Вятчинина, А.П. Оценка сформированности представлений о достопримечательностях города Сургута у детей старшего дошкольного возраста /А.П. Вятчинина //Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: материалывсерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. от 15 мая 2020 г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц, С.М. Зыряновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2020
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Снегурочка» №40 г. Сургута ХМАО - Югры Тюменской области. Исследованием было охвачено 27 детей старшего дошкольного возраста, 8 педагогов, 27 родителей.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 86 страницах, список литературы включает53 источника.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для воспитания социально-нравственных чувств и качеств детей, именно в этом возрасте необходимо закладывать любовь к Родине, своему краю, воспитывать желание увлекаться его достопримечательностями и историей. Проблема формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной, что подтверждается нормативно-правовыми документами, а также научными исследованиями, раскрывающие вопросы патриотического воспитания. Актуальность исследуемой проблемы обоснована на социально-педагогическом уровне социальным заказом общества на патриотическое воспитание дошкольников.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. Для решения первой задачи был проведен анализ состояния рассматриваемой проблемы, который позволил сделать вывод о том, что актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Задачей ДОО является воспитание интереса к своему краю, формирование представлений о его достопримечательностях, воспитание чувства удовлетворенности и привязанности к малой Родине, что будет являться предпосылками зарождения патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках решения второй задачи, определены педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся: возможность создания благоприятных условий погружения детей в историю города; возможность ознакомления со всеми достопримечательностями Сургута; возможность применения виртуальных экскурсий в ходе образовательной деятельности, а также в процессе взаимодействия с родителями; возможность, в интересной
для детей форме, наглядно познакомиться с каким-либо историческим объектом, погрузиться в изучение определенной темы.
3. На основе анализа психолого-педагогических исследований нами
выявлены следующие критерии и показатели сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. К ним мы относим: представления об особенностях достопримечательностей; представления об истории происхождения достопримечательностей Сургута; представления о видах достопримечательностей Сургута.
4. По результатам исследования с целью формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: комплекс виртуальных экскурсий, перспективно-тематический план работы по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии, конспекты НОД, сценарии развлечения и квест-игры с включением виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста, а также консультации, мастер- классы для родителей и педагогов.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что виртуальная экскурсия может выступать эффективным средством формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Стоит отметить, что проведенное исследование не решает всех проблем формирования преставлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. Данное проведенное исследование позволяет определить перспективные области дальнейшего изучения. Исследование можно продолжить в русле изучения проблемы формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. Для решения первой задачи был проведен анализ состояния рассматриваемой проблемы, который позволил сделать вывод о том, что актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Задачей ДОО является воспитание интереса к своему краю, формирование представлений о его достопримечательностях, воспитание чувства удовлетворенности и привязанности к малой Родине, что будет являться предпосылками зарождения патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках решения второй задачи, определены педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся: возможность создания благоприятных условий погружения детей в историю города; возможность ознакомления со всеми достопримечательностями Сургута; возможность применения виртуальных экскурсий в ходе образовательной деятельности, а также в процессе взаимодействия с родителями; возможность, в интересной
для детей форме, наглядно познакомиться с каким-либо историческим объектом, погрузиться в изучение определенной темы.
3. На основе анализа психолого-педагогических исследований нами
выявлены следующие критерии и показатели сформированности представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. К ним мы относим: представления об особенностях достопримечательностей; представления об истории происхождения достопримечательностей Сургута; представления о видах достопримечательностей Сургута.
4. По результатам исследования с целью формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: комплекс виртуальных экскурсий, перспективно-тематический план работы по формированию представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии, конспекты НОД, сценарии развлечения и квест-игры с включением виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста, а также консультации, мастер- классы для родителей и педагогов.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что виртуальная экскурсия может выступать эффективным средством формирования представлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста.
Стоит отметить, что проведенное исследование не решает всех проблем формирования преставлений о достопримечательностях Сургута у детей старшего дошкольного возраста. Данное проведенное исследование позволяет определить перспективные области дальнейшего изучения. Исследование можно продолжить в русле изучения проблемы формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальной экскурсии.



