ВВЕДЕНИЕ 3-13
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации педагогической
работы с одаренными детьми 14-63
1.1. Одаренность как комплексная проблема современного образования 14-24
1.2. Современные подходы к определению общей и детской одаренности. Виды одаренности 24-40
1.3. Теоретические и прикладные аспекты выявления интеллектуально одаренных детей 40-51
1.4. Основные принципы обучения одаренных детей и их характеристика 51-63
В ы в о д ы 63-64
ГЛАВА 2. Система педагогической работы с одаренными детьми
в условиях дополнительного общего образования 65-143
2.1 Специфика работы с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования 65-81
2.2 Модель свободного развития одаренных детей в условиях дополнительного общего образования (на примере регионального Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»).. 81-109
2.3 Личностно-ориентированные технологии в педагогической работе с одаренными детьми в условиях дополнительного
общего образования 109-128
2.4 Оценка результативности образовательной деятельности учреждения дополнительного образования для одаренных
детей 128-143
В ы в о д ы 143-144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145-148
ЛИТЕРАТУРА 149-160
Актуальность темы исследования. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой.
По нашим данным 62,3% учителей и 68,6% родителей считают, что «школа находится в глубоком кризисе» и в ней требуются коренные преобразования. 71,5% родителей считают, что в школе в первую очередь необходимо изменить отношение к ученику. Лишь 16,2% учителей отмечают, что за последние годы процессы, происходящие в школе, касаются оптимизации развития ребенка. В такой обстановке сложно говорить об особой системе работы школы с категорией одаренных детей.
Ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями:
- между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и
4
неготовностью образовательной системы решить эту проблему;
- между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным по своей сути характером учения;
- между целенаправленным воздействием «взрослой» культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности;
- между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
Разрешение указанных и других противоречий невозможно осуществить
только усилиями школы. Необходим комплексный подход к решению проблемы. Существенную роль в этом процессе может сыграть дополнительное общее образование, в рамках которого наиболее реально осуществление модели творческого развития одаренного ребенка, системной работы с одаренными детьми в пределах конкретной территории.
Для эффективной работы учреждений дополнительного образования с одаренными детьми и подростками необходим соответствующий научный базис. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени исследована природа одаренности (В .Александер, В.Бастендорф, Г.Вебб, Д.Векслер, Е. Галантер, Т.Гассер, Дж.Миллер, Д.Молфезе, К.Прибрам, Д. Хендриксон, Р.Хэттел, Е.Шафер, Дж.Эртл и др.), определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (К.Абромс, Д.Б.Богоявленская, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкина, Ф.Монкс, В.И.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.). Кроме того, рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), обосновано значение общих способностей как основы развития способностей специальных (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн). Изучена структура конкретных способностей (В.А.
5
Крутецкий, Б.М. Теплов и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, И.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы изучения одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Халлер и др.). Значительный интерес для нашей работы имеют труды, в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы (Ю.Д.Бабаева, Г.Л.Бардгор, Л.М.Долгополова, А.В.Жигайлов, В.П.Лебедева,
А.М. Матюшкин, И.М. Никольская, В.А.Орлов В.И. Панов, Л.В. Попова,
Н.Н.Понарина, Т.А.Поярова, А.И.Савенков, Д.А. Сиск, Т.В.Хромова, Г.Т. Шпарева, В.С.Юркевич, Е. Л.Яковлева, В.А.Ясвин и др.).
В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей, формы и методы работы с одаренным ребенком.
Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре дополнительного образования, остаются слабо изученными. Это касается психолого-педагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально¬психологических факторов на проявление и развитие умственной одаренности. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий и др.
Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов,
6
профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Государственная, социальная и образовательная значимость педагогической работы с одаренными детьми, недостаточная разработанность, а также необходимость дальнейшего теоретического исследования проблемы детской одаренности и ее практического решения в условиях конкретного региона определили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: Какой должна быть система психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного общего образования?
Цель исследования - выявление сущности, особенностей, содержания и методики реализации психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного общего образования.
Объект исследования - процесс обучения и развития детей в структуре дополнительного общего образования.
Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования.
Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного образования может быть эффективным, если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников, в том числе в структуре дополнительного общего образования;
- структуры дополнительного общего образования в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка;
7
- определены психолого-педагогические и дидактические основы процессов обучения и развития одаренного ребенка в учреждении дополнительного общего образования;
- ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установить суть комплексного подхода к проблеме одаренности, определить понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования, качественное своеобразие детской одаренности, научные критерии выявления одаренных детей.
2. Охарактеризовать теоретические и прикладные аспекты выявления одаренных детей, определить основные принципы организации обучения одаренных школьников в условиях дополнительного общего образования.
3. Выявить специфику педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования, раскрыть организационно-содержательные и дидактико-методические особенности модели свободного развития одаренного ребенка на примере деятельности регионального Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск».
4. Обосновать целесообразность использования в работе с одаренными детьми личностно-ориентированных технологий и показать особенности их применения в условиях дополнительного общего образования.
5. Провести оценку результативности образовательной деятельности учреждения дополнительного образования для одаренных детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии и педагогики; целостный системный подход к
8
анализу явлений и процессов; принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического; общая теория познания; обобщенные результаты исследований по проблемам одаренности, в том числе возрастной (Г.Айзенк, Б.Г.Ананьев, С.Барт, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский,
Э.А.Голубева, А.В.Жигайлов, Н.Д.Левитов, Н.С.Лейтес, В.П.Озеров,
A. И.Савенков, Б.М.Теплов, Е.Торранс, М.А.Холодная, В. Д.Шадриков, У.Эшби,
B. С.Юркевич и др.); современные концепции личностно-ориентированного образования (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская и др.); теория организации познавательной деятельности (В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, М.М.Махмутов, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.); теории персонализации и развития личности (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Б.Б.Блум, Дж.Бруннер, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
A. В.Петровский и др.); концепции проектирования педагогических систем (Н.А.Алексеев, Ю.К.Бабанский, В. С.Безрукова, В.П.Беспалько, В.В.Краевский,
B. С.Леднев, И.Я.Лернер, М.М.Поташник, В.И.Слободчиков и др.); концепции взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания (В.Н.Гуров, Б.Д.Лихачев, И.А.Малашихина и др.).
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей; сравнительно¬сопоставительный анализ различных образовательных систем; моделирование образовательной среды для одаренных детей в условиях региональной системы дополнительного образования;
2) эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования; педагогическое наблюдение; экспериментальная проверка модели свободного развития одаренных детей и подростков; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка;
9
3) статистические - математическая обработка данных исследования.
Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения и программы, ставящие основной целью выявление, обучение и развитие одаренных детей.
Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные не только разнообразием видов одаренности, но и множеством теоретических подходов к организации обучения таких детей в условиях массовой школы.
Отсюда возникает проблема, решению которой посвящена выполненная работа: разработка психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в процессе их обучения в системе дополнительного общего образования. Прежде всего, имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих, академических способностей.
Термин «психолого-педагогическое сопровождение» введен нами для того, чтобы подчеркнуть приоритетность использования психологических закономерностей развития в качестве исходной основы построения учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом.
Исследование показало, что понятие «одаренные дети» весьма условно, им обозначают учащихся с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, то все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного, что и требует организации специальных условий их выявления для последующей педагогической работы.
При разработке теоретических основ психолого-дидактической системы применительно к дополнительному общему образованию в качестве исходных
146
были использованы концептуальные представления об одаренности, разрабатываемые отечественными авторами в течение последних лет и представленные в федеральной целевой программе «Одаренные дети»: концепция возрастной одаренности; подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека; динамическая теория одаренности; психодидактический подход к обучению одаренных детей в условиях массовой школы и др.
Исследование показало, что стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является комплексный подход к одаренности как процессу целостного развития личности и сознания одаренного ребенка, реализующего свой творческий потенциал. Учитывая это, в качестве базовой характеристики одаренности была выделена творческая активность ребенка. С этой точки зрения одаренность в нашем исследовании предстает как:
- системное свойство психики, возникающее в результате познавательного или деятельностного взаимодействия между индивидом и образовательной средой;
- развивающееся свойство психики для проявления и развития которого необходимыми условиями являются не только природные задатки, но и соответствующая образовательная среда, включая соответствующие виды деятельности;
- индивидуальная характеристика познавательного, эмоционального и личностного развития учащегося.
Комплексный характер проблемы одаренности (выявление, обучение, развитие) обусловил постановку образовательных задач, решаемых в рамках исследования: обучающие, обучающее - развивающие, развивающие. В этой связи была разработана модель свободного развития одаренного ребенка, реализующая три основных подхода к обучению:
- дидактический, когда творческое обучение строится в направлении
147
расширения и углубления учебного материала в соответствии с логикой изучаемых наук;
- дидактико-психологический, сочетающий высокий уровень предметного обучения с психологическими уроками развития способностей и личности учащегося;
- психолого-дидактический, для которого характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования.
При этом использовались различные технологии обучения, имеющие личностно-ориентированную направленность.
Особое внимание в исследовании было уделено созданию среды свободного выбора как необходимого условия развития одаренного ребенка. Это проявилось не только в содержании осваиваемых ребенком программ, но и форм (очная, очно-заочная, вечерняя, летний суперинтенсив) и методов учебной деятельности.
Учитывая психологические, физиологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к работе педагогов с ними является изменение педагогического сознания. Мы имеем в виду изменение сложившихся ранее у того или иного педагога стереотипа поведения и, прежде всего, восприятия ученика, учебного процесса, самого себя, сложившегося стиля общения (способов взаимодействия) и в итоге
- методов обучения и воспитания. Поэтому подготовка педагогического коллектива к работе с одаренными детьми должна включать в себя:
- формирование знаний о том, что такое одаренность и кто такие одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития, методы выявления одаренности и способы обучения в разных условиях;
- формирование личностного отношения к одаренному ребенку (как, впрочем, и к любому другому).
Именно такая работа предшествовала созданию и внедрению модели свободного развития одаренного ребенка в процессе его обучения в Центре
148
«Поиск».
Исследование подтвердило актуальность разработки проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития интеллектуально одаренных детей и подростков. Вместе с тем, оно обозначило и ряд вопросов, которые требуют дальнейшего изучения:
- исследование современных технологий обучения одаренных детей, которые используются в мировой образовательной практике;
- поиск путей и способов повышения уровня профессионального мастерства практикующих психологов;
- обобщение опыта практической работы учреждений дополнительного образования с одаренными детьми и подростками;
- разработку методик оценивания результативности научно-методических нововведений в системе дополнительного образования и в том числе в работе с одаренными детьми;
- подготовка кадров для работы в системе дополнительного образования в высших учебных заведениях страны.
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.,1980.- 335 с.
2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности.- Рига, 1992.
3. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Школьный тест умственного развития. - М., 1987.
4. Алексеенко И.Г. и др. Система работы с одаренными детьми и учащимися в условиях современных экономических социокультурных трансформаций.- Майкоп, 1997.
5. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности.- М., 1988.
6. Аминов И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников) // Вопросы психологии.- 1968.-№5.- С.71-77.
7. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей.- М., 1962.- С. 18-19.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-С.18-19.
9. Аношкина В.Л. Инновационные процессы в непрерывном образовании: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 1999.- 24 с.
10. Аристова Л.П. Активность учения школьника - М., 1968.
11. Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Автореф. дисс..д-ра пед. наук.- Новокузнецк, 1999.- 44с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.- 367 с.
13. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.- М., 1986.
14. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник.- №9.- 1997.- С.6-9.
15. Асмолов А.Г.На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей.- М., 1997.- С. 1-7.
16. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Б.Д.Богоявленской.- М.,
1997. - С.275-294.
17. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И.Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 278 с.
18. Бабаева Ю.Д. Особенности эмоционального развития одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция - М.-Самара, 2000.- С. 57-67.
19. Бабаева Ю.Д. Идеи Л.С.Выготского о динамическом подходе к изучению одаренности и перспективы их развития // Культурно-историческая психология развития / Под ред. И.А.Петуховой.- М.: Смысл, 2001.- С. 126-
150
145.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.- М., 1977.- 254 с.
21. Бабанский Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
22. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987.¬80 с.
23. Батдыева З.М. Педагогическая поддержка одаренных детей: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук.- Карачаевск, 2003.- 22 с.
24. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.- М.- Воронеж, 1996.- 318 с.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика,
1989. - 192 с.
26. Блонский П.П. Избр. психол. произв.- М., 1984.- С. 282.
27. Боголюбов В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: Автореф. дисс. д-ра пед.наук.-Майкоп, 1999.¬48 с.
28. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР. Т. 11.- М.: АПН РСФСР, 1960.
29. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 95 с.
30. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов н/Д, 1983.
31. Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр.- 1994.- №2-3.
32. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: Академия, 2002.- 320 с.
33. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии.- 1984.-№1.
34. Божович Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте: Психологическое исследование.- М., 1984.
35. Большой толковый словарь иностранных слов. Т.3.- Ростов н/Д, 1995.
36. Боровик В.Г. Работа с одаренными детьми в общеобразовательных школах-интернатах в условиях модернизации образования // Роль инновационных школ-интернатов в обучении одаренных детей из сельской местности.- Белгород, 2003.- С.10-30.
37. Боровиков Л. Педагогика дополнительного образования.- Новосибирск,
1999. - 102 с.
38. Боровиков Л.И. Инновации в дополнительном образовании //Внешкольник. Спец. выпуск.- Новосибирск, 1999.
39. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образованиядетей в Российской Федерации: опыт, находки // Принципы обновления программного обеспечения в учреждения дополнительного образования.- СПб., 1995.- С. 4-12.
40. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам
151
развития дополнительного образования детей.-М., 1997.- С. 3-7.
41. Брунер Дж. Процесс обучения.- М.: АПН РСФСР, 1962.
42. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
43. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.- 94 с.
44. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии.- Ростов н/Д: МарТ, 2002.- 320 с.
45. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.
46. Валлон А. Психологическое развитие ребенка.- М., 1967.
47. Вахтеров В.П. Избран. Педаг. Соч.- М.: Педагогика, 1987.
48. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. - М., 1988.
49. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А.Крутецкого.- м., 1964.
50. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1971.- С. 349.
51. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.5.- М., 1983.
52. Гальтон Ф. Гений и наследственность.- Лондон, 1869.
53. Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии.- 1990.- №4.- С. 147.
54. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренность.- М.: Знание, 1991.- 79 с.
55. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М., 1983.
56. Горовая В.И. К вопросу об альтернативном образовании в современной России // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире.- Карачаевск, 1998.- С. 39-41.
57. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988.
58. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормы.- М.: Знание, 1992.- 80 с.
59. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего.- М., 1974.- С. 10.
60. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.
61. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 2000.- 479 с.
62. Данилов М.А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований.- М.: Педагогика, 1971.- 350 с.
63. Дерябо С.Д. Диагностический анализ эффективности образовательных сред / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.¬215 с.
64. Джаримов А.А. Регион в едином рыночном пространстве (на материале Республики Адыгея).- Ростов н/Д, 1995.- С. 2.
65. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей.- М.: Прогресс, 1988.- С.
105.
66. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.- М., 1998.- С. 7; 14.
67. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.- М., 1997.
152
68. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- М., 1995.- 150 с.
69. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие.- М.- СПб., 2001.- 224 с.
70. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных уреждениях.- М., 1996.- С. 13-16.
71. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи //Внешкольник.- №3.- 2000.- С. 14-16.
72. Жигайлов А.В. Организационно-педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования: Дисс. ...канд.пед.наук.- Ставрополь, 2001.- 185 с.
73. Жигайлов А.В. Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования.- М.-Ставрополь, 2002.- 176 с.
74. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1992.- 52 с.
75. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2001.-382 с.
76. Зорина Л.Я. Системность - качество знаний.- М.: Знание, 1976.- 64 с.
77. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении.- М.: РАУ, 1993.- С.3.
78. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.- М.: Знание, 1972.- 71 с.
79. Ильина Е.В. Рефлексивное управление обучением учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.- Барнаул,
1998. - 18 с.
80. Иналовская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.- Ростов н/Д., 1999.- 21 с.
81. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 94 с.
82. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»: опыт реализации, перспективы //Одаренность: рабочая концепция. Матер. 1 Междунар. конф./ Под ред. Д.Б.Богоявленской.- М., 2002.- С.4-11.
83. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.,
1981. - С. 113.
84. Кисилева Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Челябинск, 2000.- 19 с.
85. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М., 1989.
86. Клименченко О.Н. Проблема одаренности, гениальности, таланта в философии //Одаренный ребенок.- №1.-2003.- С.25.
87. Ковалев А.Г. Общая психология.- М.: Просвещение, 1973.- С. 340.
88. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений.- Автореф. дисс. .д-ра пед.наук.- М., 1991.- С. 32.
89. Коваль М.Б. Педагогика внешкольных учреждений.- Оренбуг,1993.- 94 с.
153
90. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы /Отв. ред. Т.Галкина, Э.Лоарер.- М., 1997.- 295 с.
91. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2000.
92. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий..- СПб. : КАРО, 2001.- 368 с.
93. Кон И. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление.- М., 1989. - С. 195-196.
94. Коновалов Н.А. Умственная одаренность и ее измерение.- Пермь. 1930.
95. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б.Богоявленской.- М., 2002.
- С.
96. Концепция «Одаренные дети»: природа, диагностика, развитие (проект) // Бюллетень Гособразования СССР.- №9.- 1989.- С. 12.
97. Косатая В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметныхсвязей: Дисс....канд.пед.наук.-М., 1974.- 210 с.
98. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика.- Армавир-Славянск-на-Кубани,
1998. - 277 с.
99. Кочетов А.И. Педагогические технологии.- Славянск-на-Кубани, 2000.¬195 с.
100. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.- М., 1985.
101. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.3.- М.: АПН РСФСР, 1957-1959.- С. 511.
102. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников- М., 1968.
103. Крысько В.Г. Психология и педагогика.- М.: Владос, 2001.- 386 с.
104. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М., 2001.- 224 с.
105. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дисс. .д-ра пед.наук.- Майкоп, 1998.- 360 с.
106. Кушко А.В. Расширение контекста предметного содержания обучения как фактор изменения характеристик образовательной среды общеобразовательного учреждения повышенного уровня обучения: Автореф. дисс. .канд. пед.наук.- М., 2000.- 21 с.
107. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.- Пг., 1921.-С. 13.
108. Ланда Л.Н. Умение думать. Как ему учить.- М.: Знание, 1977.- 62 с.
109. Левин В.А. Воспитание творчества.- М.: Знание, 1977.-62 с.
110. Левина М.М. Процесс обучения на уроке.- М., 1976.