Введение с. 3-10
Глава 1. Историко-теоретические аспекты закрепления основ конституционного строя с. 11-86
1.1. Становление и развитие принципов конституционного строя в дореволюционной России с. 11-31
1.2. Закрепление принципов конституционного строя в Основных законах советского периода с. 32-42
1.3. Особенности юридической природы норм, закрепляющих основы конституционного строя с. 43-70
1.4. Понятие и содержание основ конституционного строя в Российской Феде¬рации с. 71-86
Глава 2. Проблемы обеспечения реализации норм института основ конституционного строя с. 87-155
2.1. Гарантии реализации института основ конституционного строя: понятие, назначение, виды, реальность с. 87-100
2.2. Факторы, определяющие степень стабильности и гарантированности института основ конституционного строя с. 101-131
2.3. Степень отражения нормами института основ конституционного строя реальных общественных отношений с. 132-143
2.4. Проблемы изменения института основ конституционного строя с. 144-155
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе конституционного развития государство призвано не просто декларировать конституционные принципы и цели построения общества и государства, но и создавать условия для реализации важнейших конституционно-правовых положений. Поэтому изучение проблемы гарантированности Конституции Российской Федерации, и в особенности такого ее важнейшего, базового института, как основы конституционного строя, является одной из актуальных задач отечественной правовой науки.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила принципиально иной, по сравнению с советскими конституциями, подход к основным началам построения общества и государства. Ныне Российское государство характеризуется как правовое, демократическое, социальное, светское, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их защита является обязанностью государства. Однако в настоящее время далеко не все принципы конституционного строя оказываются гарантированными и реализованными.
Это объясняется многими факторами, и прежде всего тем, что нормы института основ конституционного строя, закрепляющие общечеловеческие ценности и правовые принципы, не обусловлены современной российской действительностью.
Опережающий характер норм института основ конституционного строя, с одной стороны, придает им особую значимость, а с другой стороны, усложняет процесс гарантирования и реализации этих норм. Сложившаяся ситуация дает основание называть некоторые конституционные нормы декларативными и не позволяет говорить о них как о непосредственных и действенных регуляторах общественных отношений. А между тем, именно эти нормы закрепляют основные принципы создания в России демократического, правового, социального, светского государства.
Все это обусловливает необходимость дальнейшего теоретического анализа характера, содержания, эффективности правового регулирования норм института основ конституционного строя, а также разработки и решения проблем реальной гарантированности и фактической реализации этих норм.
Принимая во внимание вышеизложенное, в настоящей диссертации автор предпринял попытку комплексного рассмотрения теоретических и ряда практических проблем гарантированности основ конституционного строя.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются основополагающие общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.
Предметом исследования являются проблемы гарантированности основ конституционного строя.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование института основ конституционного строя и проблем гарантированности его норм.
Для реализации данной цели автором поставлены следующие задачи:
1) изучение исторического опыта (дореволюционного и советского) развития и реализации принципов конституционного строя в государственном праве и в практике государственного строительства с тем, чтобы установить степень их влияния на действующее конституционное законодательство;
2) определение понятия, сущности, содержания и места в системе конституционного законодательства такой правовой категории, как «основы конституционного строя»;
3) выявление и раскрытие наряду с общими чертами, присущими всем конституционным нормам, специфических признаков, характеризующих юридическую природу норм, закрепляющих основы конституционного строя;
4) определение понятия и функционального назначения гарантий реализации конституционных предписаний, рассмотрение их классификации и условий реальности;
5) проведение анализа норм института основ конституционного строя на предмет определения степени их стабильности и выявление основных направлений совершенствования механизма, обеспечивающего реальность, социальную исполнимость конституционных предписаний;
6) изучение порядка внесения изменений в главу 1 Конституции Российской Федерации и установление зависимости между этой процедурой и стабильностью конституционных норм;
7) выработка предложений и рекомендаций с целью совершенствования конституционно-правового регулирования норм, закрепляющих основы конституционного строя.
Основы конституционного строя - важнейший институт современного конституционного права России, отражающий новые качественные характеристики построения российского общества и государства и функционирующий на принципиально иных, чем прежде идейно-теоретических основах: демократическом, правовом, социальном государстве, политическом и идеологическом плюрализме, принципах рыночной экономики и т.д.
Каким бы высоким авторитетом ни обладали нормы института основ конституционного строя, они должны быстро и безболезненно реализовываться в социальной действительности, в фактических общественных отношениях. В противном случае они рискуют остаться записанными только на бумаге, что значительно снижает социальную эффективность Конституции, негативно влияет на весь процесс нормоосуществления, в целом. Для этого необходим слаженный механизм гарантирования. Гарантированы могут быть нормы, соответствующие уровню развития общественных отношений, специфическим обстоятельствам времени и места, согласующиеся с системой права. Институт ос¬нов конституционного строя, содержит немало правовых принципов, норм- целей, норм-задач, которые имеют перспективный характер и направлены в будущее. Но если Конституция претендует на роль эффективно действующего правового акта, то ее нормы должны улавливать предстоящее развитие общественных отношений и отражать его закономерности, иначе никакие гарантии не смогут обеспечить ее эффективность, так как общество и государство не в состоянии гарантировать нормы, искажающие их природу. С другой стороны, сами гарантии должны быть адекватными, то есть сориентированы не на некую идеальную модель, а на реальность. Именно такой баланс в механизме гарантирования должен привести к социальной исполнимости предписаний конституционных норм.
На реализацию норм института основ конституционного строя накладывает существенный отпечаток специфика их юридической природы. Являясь важнейшей составной частью Конституции, они, наряду с общими чертами, присущими всем нормам, закрепленным в Основном законе страны (повышенная степень стабильности, своеобразие видов норм, учредительная и гарантирующая функции, специфическая структура), обладают специфическими чертами. Как известно, общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, образуют три уровня правового регулирования: главный, основополагающий и производный. Главный уровень регулируется нормами, закрепленными в главе 1 Конституции Российской Федерации и имеющими приоритет над всеми остальными нормами Основного закона. Впервые это нашло отражение на практике: статья 16 Конституции Российской Федерации закрепляет, что никакие другие положения Конституции не должны противоречить основам конституционного строя, тем самым закрепляя их высшую юридическую силу.
Нормы института основ конституционного строя имеют особое содержание. Обладая высоким уровнем нормативных обобщений, они в концентрированном виде закрепляют основные принципы организации общества и государства. П
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальный текст. М. 2001.
2. Всеобщая декларация прав человека. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ (ред. от
27.09.2002) «О референдуме» // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995, №
42, ст. 3921.
7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание за-конодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от
30.06.2003) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
9. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собра¬ние законодательства РФ, 09.03.1998, № 10, ст. 1146.
10. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003, с изм.
23.12.2003) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
161
референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
11. Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2002, № 51, ст. 4982.
12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст.
171.
13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О са-нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законода-тельства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
14. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 30.06.2003, с изм. от
23.12.2003) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст¬венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание за¬конодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3466.
15. Федеральный закон от 13.12.1996 № 156-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «Об оружии» // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах ор-ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание за-конодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
17. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999, с изм. от 06.10.2003) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4464.
18. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О го-сударственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законода¬тельства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.
19. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О со-циальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Соб¬рание законодательства РФ, 13.11.2000, № 46, ст. 4538.
162
20. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной соци-альной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
21. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Со¬брание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
22. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 23.10.2003) «О со-циальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законода¬тельства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
23. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О со-циальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, № 32, ст. 3198.
24. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.12.2003) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
26. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
27. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (в ред. от 22.11.03)
28. Устав Астраханской области от 28.03.1997 (в ред. от 19.11.01)
29. Устав (Основной Закон) Волгоградской области от 17.07.1996 (в ред. от 12.07.02)
30. Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003.
31. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 (в ред. от 01.08.01)
32. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994 ( в ред. 28.02.03)
33. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 (в ред. от 19.07.01 и 28.07.01)
34. Устав Краснодарского края в ред. от 01.03.2002.
35. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996.
36. Устав Ростовской области от 29.05.1996 (в ред. 29.12.03)
37. Конституция Северная Осетия-Алания от 12.11.1994 (в ред. 25.04.02)
38. Устав Ставропольского края от 12.10.1994 (в ред. от 15.06.01)
39. Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003.
40. Конституция РСФСР 1918 г.
41. Конституция СССР 1924 г.
42. Конституция СССР 1936 г.
43. Конституция СССР 1977 г.
44. Конституция Японии 1947 г. // Конституции зарубежных государств. М. 1997.
45. Конституция Республики Греция от 9.06.1975 // Конституции зарубеж¬ных государств. М. 1997.
46. Конституция королевства Испания от 27.12.1978 // Конституции зару¬бежных стран. М. 1997.
47. Государственная Уставная грамота Российской империи. Варшава. 1831.
48. «Русская Правда» Муравьева опубликована в серии «Восстание декаб-ристов». М. 1959. Т. 7.
49. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1904. № 189.
50. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 141.
51. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 190.
52. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
53. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
54. Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР.1917. №1.
55. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 226.
56. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 48.
57. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 237.
58. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. № 63.
59. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 66.
60. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 70.
164
61. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 188.
62. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 98.
63. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 109.
64. Вестник Временного Правительства. 1917. № 76.
Судебные решения
65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.1995 «О не-которых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
66. Постановление Конституционного Суда от 04.04.1996 «По делу о про¬верке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламен¬тирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное житель¬ство в названные регионы»
67. Постановление Конституционного Суда от 14.07.1997 «По делу о тол¬ковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федера¬ции положения о вхождении автономного округа в состав края, области»
68. Постановление Конституционного Суда от 02.02.1998 «По делу о про¬верке конституционности пунктов 10, 12 и 21 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных по¬становлением Правительства РФ от 17.07.1995»
69. Постановление Конституционного Суда от 07.06.2000 по делу о про¬верке отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представитель¬ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
165
Проекты нормативно-правовых актов:
70. Проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» принят к рассмотрению протоколом № 105 заседания Совета Государственной Думы 23.10.97.
71. Проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» принят к рассмотрению протоколом № 148 заседания Совета Государственной Думы 14.07.98.
Диссертации и авторефераты:
72. Амирбеков С.Т. Сравнительный анализ основ конституционного строя Российской Федерации и республики Казахстан. Дисс... канд. юрид. наук. Мо¬сква. 2000.
73. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. Москва. 1998.
74. Белинков А.В. Модернизация права в России: теоретический анализ. Дисс. канд. юрид. наук. Москва. 1997.
75. Болдырев С.Н. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод лич¬ности в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект). Ав- тореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2001.
76. Гребенников В.В. Становление гражданского общества в России и ин¬ститут собственности (конституционно-правовой аспект). Дисс. доктор. юрид. наук. СПб. 1997.
77. Зелепукин А. А. Проблемы эффективности российского законодатель¬ства. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2000.
78. Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Про¬блемы теории и практики. Дисс. доктор. юрид. наук. Саратов. 2000.
79. Калибернова О.Н. Собственность и современное российское общество. Дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 1999.
166
80. Карпов Д.В. проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. Москва. 2000.
81. Овчинников В. А. Конституционный принцип разделения властей в со-временной России (проблемы теории и практики). Дисс. канд. юрид. наук. Москва. 2002.
82. Олимпиев А.Ю. Конституционно-правовые основы и практика законо-дательного регулирования рыночных отношений в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). Дисс... канд. юрид. наук. Москва. 2001.
83. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализа¬ция в отечественном конституционном (государственном) праве. Дисс. док¬тор. юрид. наук. Москва. 1999.
84. Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Казань. 2002.
85. Сонина Л.В. Конституционализм в Российской Федерации как полити¬ко-правовой режим. Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2001.
86. Сырых Е.В. Общие критерии качества закона. Дисс. канд. юрид. наук. Москва. 2001.
87. Черепенников Д.Г. Становление и функционирование социального го-сударства в России: конституционно-правовые основы. Дисс. канд. юрид. на¬ук. Москва. 2001.
Научная и учебная литература:
88. Авакьян С.А. Конституцию надо не поправлять, а менять. // Российская Федерация сегодня. 1999. № 5.
89. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. 1997.
167
90. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулиро¬вание в современной России: проблемы и перспективы. // Журнал российского права. 2003. № 11.
91. Авакьян С.А. Проблемы реформы Конституции. В сб.: Конституцион¬но-правовая реформа в Российской Федерации. М. 2000.
92. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966.
93. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. Н. 1982.
94. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. С. 1972.
95. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М. 1971.
96. Алексеев С.С. Структура советского права. М. 1975.
97. Алексеев С.С. Философия права. М. 1999.
98. Арановский К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде. // Известия ВУЗов. Правоведение. 2002. № 1.