ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретическое обоснование потребности современной российской
семьи в социально-психологической помощи и обоснование адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи 11
1.1 Социально-психологические проблемы семьи на современном
этапе развития общества как научная проблема 11
1.2 Меры социально-психологической помощи семье и роль
социальной работы в решении социально-психологических проблем семьи (на примере ОГКУСО «ЦС1111 «Семья»» в г. Ульяновске) 21
2 Эмпирическое исследование адекватности мер социально¬
психологической помощи потребностям семьи (на примере ОГКУСО «ЦСПП «Семья»» в г. Ульяновске) 35
2.1 Результаты социологического опроса семей, пользователей
услуг ОГКУСО «ЦС11 «Семья»» в г. Ульяновске 35
2.2 1ерспективы и рекомендации адекватности мер социально¬
психологической помощи потребностям семьи, выявленным в результате социологического исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Программа социологического исследования: «Удовлетворение потребностей семьи в социально-психологической помощи» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Анкета социологического опроса: «Удовлетворение потребностей семьи в социально-психологической помощи» 8
Проблема исследования состоит в выявлении соответствия мер социально-психологической помощи семейным потребностям.
Актуальность темы и проблемы исследования состоит в том, что социально-психологическая помощь семье является не менее значимой среди иных видов помощи (материальной, натуральной).
Социально-психологические проблемы семьи всегда носят индивидуальный характер, что определяет актуальность адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи. Семья многоличностный объект социально-психологической работы. С позиций широкого подхода, объектом социально-психологической работы являются все семьи в целом, при этом некоторые семьи нуждаются в помощи потенциально, а другие актуально.
Социально-психологическая работа с семьей появилась в России относительно недавно, в конце 1990-х гг. и стала рассматривается как новая и востребованная отрасль практической психологии и социальной работы. Меры социально-психологической помощи семье и роль социальной работы в решении социально-психологических проблем семьи зависят от субъекта помощи. Например в ОГКУСО «ЦСПП «Семья»» в г. Ульяновске стабилизация социально-психологического статуса семьи является значимой целью. Виды деятельности ОГКУСО ЦСПП «Семья» включают не только оказание социальных услуг, квалифицированной, социальной, правовой, психолого-педагогической помощи семье, детям, но и методическую работу в области оказания социально-психологической помощи, проведение профилактических и просветительских мероприятий для граждан, не находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проведение социально-психолого-педагогического консультирования, диагностики, коррекции личностных, эмоциональных и поведенческих нарушений, психотерапию (немедицинская), проведение социально-психолого-педагогических тренингов. Поставлена на систематическую основу деятельность клубов социально-психологической помощи семье, а также функционирование разнопрофильных детско- родительских групп социально-психологической помощи.
Таким образом актуальность темы и проблемы исследования не вызывает сомнений. Через социально-психологические проблемы происходит развитие семьи, это закономерный процесс и ни одной семье не удалось избежать конфликтов и разногласий. Каждая семья нуждается в социально-психологической помощи, но в разной степени. Следовательно, меры социально-психологической помощи должны быть адекватны потребностям семьи.
Степень научной изученности темы и проблемы исследования.
Теоретическое обоснование социально-психологических проблем семьи на современном этапе развития общества освещаются в работах А. И. Антонова [6], А. Г. Харчева [62], М. С. Мацковского [34], Л. И. Савинова [50]. В работах этих ученых семья рассматривается как исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми.
Ученые А. Н. Леонтьев [32], Г. Навайтис [36], Л. Ф. Обухова [41], Р. В. Овчарова [42], В. С. Торохтий [60], рассматривают семью как социально-психологическую среду, где человек развивается, обучается и воспитывается, где формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности преобразования ее.
Особенности социально-психологической помощи семье и специфика использования методов психологии в социальной работе с семьей освещаются в трудах И. Ф. Албеговой [3], Ю. Е. Алешиной [4], Е. И. Артамоновой [8], Г. Бернлера, Л. Юнссона [9], И. А. Былима [13], А. Г. Лидерса [33], М. В. Фирсова [61], Е. И. Холостовой [63], С. В. Щенниковой [69].
Специфика семейных потребностей и интересов семьи на современном этапе развития общества освещается в трудах Е. Ю. Гараниной [15], Т. А. Гурко [16], Н. Ф. Дивицыной [19], Е. И. Зритневой [22], М. С. Мацковского [34], Л. И. Савинова [48], В. А. Сысенко [59], А. Г. Харчева [62], Е. И. Холостовой [64]. Обоснование адресной социально-психологической помощи семье в России получило свое освещение по результатам работ Е. Н. Девяткиной [17], Е. А. Коваленко [27], Н. И. Юртаевой [70].
Практический опыт социально-психологической помощи семье рассмотрен нами при анализе информации, документов делопроизводства ОГКУСО «ЦСПП «Семья»» в г. Ульяновске [66].
В работе для вторичного анализа использовались результаты эмпирических социологических исследований: 1) «Адресная социальная помощь: социологический анализ (на материалах Республики Мордовия)» Е. Н. Девяткиной (Саранск, 2003 г.) [18]; 2) «Потребности семьи в социальных услугах» Н. Л. Антоновой (Первоуральск, Свердловская область 2006 г.) [7];
3) «Социальное самочувствие семьи» О. Н. Колесниковой (Барнаул, 2014 г.) [28].
Можно сделать вывод, что в научной литературе отмечаются общие социально-психологические проблемы семьи, рассматриваются особенности социально-психологической помощи семье и специфика использования методов психологии в социальной работе с семьей. Однако не достаточно рассмотрена проблема соответствия мер социально-психологической помощи семейным потребностям на конкретных примерах, на практическом опыте. Те публикации, которые можно встретить в научной литературе, посвящены лишь отдельным аспектам обозначенной проблемы.
Объект исследования - семьи, нуждающиеся в социально-психологической помощи (на примере семей, состоящих на учете в ОГКУСО «ЦСПП «Семья»» в г. Ульяновске).
Предмет исследования - адекватность мер социально-психологической помощи потребностям семьи (на примере ОГКУСО «ЦСПП «Семья»» в г. Ульяновске).
Цели исследования - изучить и обосновать соответствие или несоответствие мер социально-психологической помощи потребностям семьи и разработать рекомендации социально-психологической помощи семье (на примере ОГКУСО «ЦСТ 111 «Семья»» в г. Ульяновске).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сформировавшееся в науке теоретико-прикладное обоснование адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи;
2. Проанализировать опыт социально-психологической работы и мер социально-психологической помощи семье в ОГКУСО «ЦСТ 111 «Семья»» в г. Ульяновск;
3. Охарактеризовать социально-психологические потребности семьи на основе результатов социологического опроса семей, пользователей услуг ОГКУСО «ЦСТ 111 «Семья»» в г. Ульяновск;
4. Обосновать удовлетворенность потребностей семьи мерами социально-психологической помощи на основе результатов социологического опроса семей, пользователей услуг ОГКУСО «ЦСТ 111 «Семья»» в г. Ульяновск;
5. Разработать рекомендации социально-психологической помощи семье по результатам социологического исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужила совокупность взглядов ведущих ученых и исследователей на проблему исследования. Наиболее существенную роль в формировании теоретического и методологического подходов в исследовании имели: концепция адресной социальной помощи семье (Е. Н. Девяткина [17]); концепция потребности семьи в социально-психологической помощи (В. С. Торохтий [60]); теория социально- психологической работы с семьей (М. В. Фирсов [61], Е. И. Холостова [63]).
Методы исследования. Общенаучные методы: обобщение, интерпретация, анализ, синтез, сравнение, системный и структурно-функциональный подходы. Частнонаучные методы - анкетный опрос семей, обратившихся за помощью в ОГКУСО «ЦСТ 111 «Семья»» в г. Ульяновск. Методы обработки результатов исследования - метод математической обработки данных, классификации, типологии, группировки полученной информации.
Эмпирической базой исследования послужили документы делопроизводства ОГКУСО «I [СТ 111 «Семья»» в г. Ульяновске [66]; вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований Е. Н. Девяткиной (Саранск, 2003 г.) [18]; Н. Л. Антоновой (Первоуральск, Свердловская область 2006 г.) [7]; О. Н. Колесниковой (Барнаул, 2014 г.) [28]. В работе использованы данные авторского анкетного опроса 98 родителей из разных категорий семей, обратившихся за социально-психологической помощью в ОГКУСО I [СТ 111 «Семья». Были опрошены родители из числа семей с детьми, обратившихся за социально-психологической помощью в ОГКУСО I [СТ 111 «Семья» в 1 квартале 2018 г. и начале 2 квартала 2018 г.на момент проведения опроса в Барышском, Инзенском, в Кузоватовском районах.
Научная новизна исследования состоит в том, что выделены показатели адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи на основании авторского социологического исследования. Разработан авторский проект семейного клуба «Добрая семья - счастливая семья», ориентированный на развитие семейного волонтерства, как способа решения социально-психологических проблем семьи - данный проект получил одобрение руководства ОГКУСО I [СТ 111 «Семья», имеется акт о внедрении.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в формулировке новых обобщений по проблеме соответствия мер социально - психологической помощи семейным потребностям и вопросам адресности , как принципа деятельности социальной службы при оказании социально - психологической помощи и услуг семье, сформулированных по результатам авторского исследования с использованием анкетного опроса. Выполнен сравнительный анализ данных собственного социологического исследования с иными эмпирическими исследованиями по указанной проблеме исследования. Выделены перспективы и рекомендации адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи, выявленным в результате социологического исследования. 1роанализированы научные и периодические источники, представлены результаты проведенного авторского социологического исследования, вторичный сравнительный социологических исследований авторов, изучавших данную проблему. Выводы, а также умозаключения работы могут явиться основой специализированных лекций, тематических семинаров, круглых столов посвященных указанной проблематики. Результаты работы могут быть полезны в учебном процессе при подготовке кадров по направлению «Социальная работа», а также при повышении квалификации специалистов государственно-общественной системы социальной защиты семьи. Выводы и умозаключения работы могут использоваться в материалах докладов на научно-практических конференциях по социальной проблематике. Содержащиеся в работе положения и выводы востребованы практикой социальной защиты населения. Выводы, содержащиеся в работе могут быть использованы при разработке федеральных, региональных, местных программ в области социальной, семейно-демографической политики, полезны активистам НКО и добровольческим объединениям, а также семьям для организации само- и взаимопомощи в процессе адаптации к современным условиям социальной среды.
В результате проделанной работы мы изучили и обосновали соответствие или несоответствие мер социально-психологической помощи потребностям семьи и разработали рекомендации социально-психологической помощи семье (на примере ОГКУСО «ЦСНН «Семья»» в г. Ульяновске).
Результаты проведенного исследования привели нас к ряду выводов.
Во-первых, мы выяснили, что социально-психологические проблемы присущи всем семьям. Следовательно, понятие «благополучная семья» очень условное. В любой семье отмечаются стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). Семья - многоличностный объект социально-психологической работы. С позиций широкого подхода, объектом социально - психологической работы являются все семьи в целом, при этом некоторые семьи нуждаются в помощи потенциально, а другие актуально. Необходимость широкого взгляда на семью связана с современной практикой, научными исследованиями, социально-экономическими и политическими преобразованиями в обществе показавшими, что социальная работа не сводится только к содействию социально слабым семьям. Содержание данной категории гораздо богаче, а круг ее влияния значительно шире. К тому же субъективное представление о социальной «слабости» семьи, принятое на уровне принятия решений, не всегда совпадает с объективным содержанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда сложно выделить в нашей стране социально «сильную» и благополучную семью. Клиентами социальной работы, являются семьи, обратившиеся к помощи социального работника, являющееся реципиентом социальной помощи, социальных услуг и/или пользователем технологических систем социальной работы. Нами разработан авторский подход к социально-психологическим проблемам семьи на современном этапе развития общества, среди них: расхождение семейных ценностей с социальными нормами, функционально-ролевая рассогласованность в семье, социально-ролевая неадекватность в семейных отношениях, эмоциональная неудовлетворенность и неудовлетворенные потребности в семейных отношениях, дезадаптивность семьи в микросоциальных отношениях.
Во-вторых, отметили, что социально-психологическая работа с семьей является не менее значимой среди иных видов помощи. например материальной, натуральной. Задача социально-психологической работы с семьей состоит в преодолении социальной дезадаптации семьи, оздоровлении межличностных отношениях. Мы рассмотрели меры социально-психологической помощи семье и роль социальной работы в решении социально-психологических проблем семьи на примере ОГКУСО «I [С1111 «Семья»» в г. Ульяновске и можем сказать что данная работа поставлена на высокий уровень. Виды деятельности ОГКУСО I [СТ 111 «Семья» включают не только оказание социальных услуг, квалифицированной социальной, правовой, психолого-педагогической помощи семье, детям, но и методическую работу в области оказания социально-психологической помощи, проведение профилактических и просветительских мероприятий для граждан, не находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проведение социально-психолого-педагогического консультирования, диагностики, коррекции личностных, эмоциональных и поведенческих нарушений, психотерапию (немедицинская), проведение социально-психолого-педагогических тренингов. Впечатляет поставленная на систематическую основу деятельность клубов социально-психологической помощи семье, а также функционирование разнопрофильных детско-родительских групп социально-психологической помощи.
В-третьих, анализируя проблему нашего исследования, мы выделили соответствие мер социально-психологической помощи семейным потребностям по ряду показателей: 1) желание семьи обратиться за помощью повторно. Исследование показало, что многие семьи получившие социальной психологическую помощь в ОГКУСО I [СТ 111 «Семья» обращаются за помощью повторно (80 % из опрошенных респондентов). Основная причина повторного обращения за помощью состоит в том, что семья получила реальный положительный результат решения предыдущей проблемы (такой вариант выбрали все респонденты принимавшие участие в опросе), но в процессе жизнедеятельности сталкивается с новыми проблемами и видит в ОГКУСО I [СТ 111 «Семья» субъекта социальной работы который может оказать реальную помощь. Также основным источником информации о деятельности центра 81,6 % респондентов отметили семей, который получали в данном центре помощь ранее, это свидетельствует о том, что население информировано о деятельности данного центра и только в положительную сторону. Сами люди отзываются о данном центре хорошо и советуют другим семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. обратиться туда за помощью; 2) удовлетворенность потребностей семьи предоставляемыми услугами и помощью, а именно: удовлетворены качеством и полнотой информации о работе данного центра и порядком (перечне) предоставления социальных услуг - 100 % респондентов; удовлетворены условиями пребывания в центре - 100 % респондентов;
удовлетворены вежливостью и доброжелательностью персонала центра - 94,8 % респондентов; удовлетворены своевременностью, доступностью предоставляемой социально-психологической помощи - 89,7 % респондентов; удовлетворены мероприятиями для семьи, детей проводимые в центре - 86,7 % респондентов; удовлетворены функционированием при центре групп взаимопомощи и клубов по интересам - 100 % респондентов; 3) наличие результата в решении проблемы семьи. Больше половины опрошенных, 67,3 % респондентов отметили, что проблема с которой они обратились в центр решается, также 67,3 % респондентов оценивают предоставляемые услуги на самом высоком уровне; 4) адресный подход к решению проблемы семьи. 74,4 % респондентов убеждены в адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи и отметили адресный подход к решению их проблемы. Также показателем адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи является активное включение семей в процесс решения проблемы посредством участия в клубах социально-психологической помощи, например в Клуб «Новая жизнь - Семья» обращается за помощью 6,8 % респондентов, в Клуб «Диалог» для семей и подростков- 47,1 %, в Клуб «Школа эффективного родителя» - 52,9 %, в Школе молодых родителей «В ожидании чуда» - 12,7 %. Также посредством участия в детско-родительских группах, группах само- и взаимопомощи среди них: тренинговая группа «Зеркало» для женщин 37,7 % респондентов, ДРК «Капельки» для родителей и детей дошкольного возраста 3-4 лет - 16,3%, ДРК «В школу с радостью» для родителей и детей дошкольного возраста (5-7 лет) - 25,5 %, ДРК «Измени себя сам» для родителей и подростков 12-13 лет- 53,9. Также мы выделили не соответствие мер социально-психологической помощи семейным потребностям. Например, 32,7 % респондентов отметили, что проблема с которой они обратились в центр не решается. 10,2 % респондентов отметили, что обратились в центр только потому, что им не куда больше обратиться за помощью. 5,2 % респондентов не удовлетворены вежливостью и доброжелательностью персонала центра. 10,2 % не удовлетворены своевременностью, доступностью предоставляемой социально-психологической помощи. 13,3 % не удовлетворены мероприятиями для семьи, детей проводимые в центре. 5,2 % респондентов не считают клубы социально-психологической помощи и детско-родительские группы эффективными в решении их проблем. 25,6 % респондентов не убеждены в адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи и затруднились отметить адресный подход к решению их проблемы. В связи с эти представляется актуальным выделить перспективы и рекомендации адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи, выявленным в результате социологического исследования.
Нами разработан авторский проект семейного клуба «Добрая семья - счастливая семья». Мероприятия в рамках проекта: 1. «Всей семьей на огород» (взаимопомощь одной семье другой при вскапывании грядок, посеве семян и т.д.); 2. «Десант чистоты» (уборка и разбивка цветников на территории центра, района); 3. «Книжкина больница» (ремонт книжек бывших в употреблении, привитие детям культуры чтения, отвлечение от компьютера, интернета); 4. «Всем миром» (сбор вещей для семей нуждающихся в помощи, взаимопомощь); 5. «Никто не забыт, ничто не забыто». Сбор вещей для одиноких и нуждающихся пожилых и престарелых жителей района. Проведение «Десант чистоты» для одиноких и нуждающихся пожилых и престарелых жителей района, помощь в уборке; 6. Проведение мастер-класса «Открытки для жителей домов престарелых» (дети (вместе с родителями) делают открытки своими руками, подписывают их для бабушек и дедушек, проживающих в домах престарелых, и тем самым приобщаются к волонтёрскому движению); 7. Семейные праздники и гостиные - привлечение семей и трансляция опыта развития детей и др.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Адекватные меры социально-психологической помощи соответствуют семейным потребностям при условии взаимного сочетания следующих компонентов: во-первых, многообразия социальных услуг и качества их оказания, предполагающем удовлетворение любых потребностей семьи на высоком профессиональном уровне; во-вторых, своевременность, подразумевающей быстрое реагирование социальных служб в оказании помощи и преодолении трудной жизненной ситуации семьи; в-третьих, адресность при оказании помощи; в-четвертых, доступность, означающей, что услуги должны быть максимально приближены к семье территориально и в необходимом ассортименте; в-пятых, самообеспечение семьи, подразумевающей ее активное участие в преодолении трудной жизненной ситуации; в-шестых, социальную справедливость, предполагающую оказание помощи всем нуждающимся семьям вне зависимости от социального статуса, рода занятий членов семьи, характера трудной жизненной ситуации. При отсутствии того или иного компонента принцип адресности при оказании социальной помощи семье не реализуется.
1 Абашина А. Д. Инновационные технологии в системе социальной работы с семьей / А. Д. Абашина, И. А. Зилинских // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 1 (31). - С. 278-279.
2 Адресная социальная помощь : теория, практика, эксперимент / под ред. Н. М. Римашевской. - М. : Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения, 1999. - 256 с.
3 Албегова И. Ф. Психология социальной работы : учеб.-метод. пособие / И. Ф. Албегова, Ю. Н. Зарубина ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 48 с.
4 Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М. : Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.
5 Андреева Т. В. Психология современной семьи : моногр. / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2005. - 435 с.
6 Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) : учеб. пособие для вузов / А. И. Антонов. - М. : Nota Bene, 1998. - 360 с.
7 Антонова Н. Л. Потребности семьи в социальных услугах / Н. Л. Антонова // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 2 (57). - С. 177-180.
8 Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 192 с.
9 Бернлер Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М. : РУ ВНИИМ, 1992. - 342 с.
10 Блинова М. Г. Актуальность специальной подготовки специалистов социальной работы для учреждений здравоохранения / М. Г. Блинова // APRIORI. Серия : гуманитарные науки. - 2016. - № 2. - С. 7-11.
11 Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь : теория и практика / А. Ф. Бондаренко; изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Независимая фирма “Класс”, 2001. - 336 с.
12 Будылина Е. М. Семейная политика как объект социологического исследования / Е. М. Будылина // Материалы Афанасьевских чтений. - 2015. - Т. 1. - № 13. - С. 258-262.
13 Былим И. А. Социальная работа в психиатрии : становление, развитие, опыт : моногр. / И. А. Былим, Т. Ф. Маслова, М. Н. Порубаева. - Ставрополь : Северо-Кавк. социал. ин-т, 2004. - 97 с.
14 Волжина О. Б. Социальное сопровождение в системе социального обслуживания семей с детьми / О. Б. Волжина // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 3. - С. 173-177.
15 Гаранина Е. Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. - М. : Флинта, 2013. - 384 с.
16 Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению семьи : моногр. /
Т. А. Гурко; Институт социологии РАН. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Институт социологии РАН, 2016. - 210 с.
17 Девяткина Е. Н. Адресная социальная помощь : социологический анализ : (на материалах Республики Мордовия) : моногр. / Е. Н. Девяткина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 112 с.
18 Девяткина Е. Н. Адресная социальная помощь : социологический анализ (на материалах Республики Мордовия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. Н. Девяткина; Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2003. - 25 с.
19 Дивицына Н. Ф. Семьеведение : учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. - 325 с.
20 Жданова С. Н. Основы социологии семьи : учеб.-метод. пособие / С. Н. Жданова. - Оренбург : Оренпечать, 2013. - 256 с.
21 Зинченко В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - М. : АСТ-Москва, 2008. - 310 с.
22 Зритнева Е. И. Социология семьи : учеб. пособие / Е. И. Зритнева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 150 с.
23 Иванова Т. А. Экономическое стимулирование малоимущих семей на основе предоставления адресной социальной помощи : опыт Курганской области / Т. А. Иванова // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 3. - С. 42-46.
24 Исаева Е. Ю. Актуальность и значимость социальной работы с семьями (идеальная и неблагополучная семья) / Е. Ю. Исаева // Научный альманах. - 2015. - № 2 (4). - С. 196-200.
25 Кабарухина И. А. Социальная адаптация российской семьи в современных социально-экономических условиях : автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. А. Кабарухина ; Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский Политехнический Институт). - Ростов-на-Дону, 2007. - 32 с.
26 Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России : учеб. пособие / Г. И. Климантова. - М. : «Дашков и К°», 2004. - 192 с.
27 Коваленко Е. А. Модели организации адресной социальной помощи : метод. пособие / Е. А. Коваленко, Е. Л. Строкова, О. А. Феоктистова. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2009. - 248 с.
28 Колесникова О. Н. Социальное самочувствие семьи : взаимосвязь социологии и социальной работы / О. Н. Колесникова, С. В. Шепелева // Социология в современном мире : наука, образование, творчество. - 2015. - № 7. - С. 232-236.
29 Коновалова Е. Н. Особенности реализации функции социального работника при работе с семьей в США / Е. Н. Коновалова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 947-950.
30 Корсаненкова Ю. Б. Социальная поддержка семей с детьми в
Российской Федерации : реальность и перспективы : моногр. /
Ю. Б. Корсаненкова. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 208 с.
31 Кузнецова А. Г. Индивидуализация социального взаимодействия участкового специалиста по социальной работе с семьями / А. Г. Кузнецова // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 164-167.
32 Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучение : научное издание / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2009. - 423 с.
33 Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие / А. Г. Лидерс. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
34 Мацковский М. С. Социология семьи : Проблемы теории, методологии и методики : научное издание / М. С. Мацковский. - М. : Наука, 1998.- 116 с.
35 Монахова А. Ю. Системный подход в семейном консультировании : методические указания / А. Ю. Монахова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2012. - 60 с.
36 Навайтис Г. Семья в психологической консультации : научное издание / Г. Навайтис. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
37 Новиков А. М. Методология : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либроком, 2013. - 208 с.
38 О государственной социальной помощи [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [М., 2018]. - Режим доступа : http: //docs.cntd.ru/document/901738835
39 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ : (с изм. на 30.12.2015 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [М., 2018]. - Режим доступа :
http: //docs.cntd.ru/document/902021711
40 Об основных направлениях государственной семейной политики [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации от 14.05.1996г. № 712 : (ред. от 05.10.2002) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [М., 2018]. - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/500019
41 Обухова Л. Ф. Семья и ребенок : психологический аспект детского развития : научное издание / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. - М. : Жизнь и мысль, 1999. - 168 с.
42 Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен : учеб. пособие / Р. В. Овчарова. - М. : Московский социально-психологический институт, 2006. - 496 с.
43 Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок. - М. : «Дашков и К°», 2013.
- 592 с.
44 Ржаницына Л. С. Алименты на детей как элемент гражданской ответственности / Л. С. Ржаницына // Социологические исследования. - 2010. - № 7. - С. 56-65.
45 Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. Е. И. Холостовой. - М. : «Дашков и К°», 2016. - 1032 с.
46 Русалинова Л. С. Влияние социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка : дис. ... канд. психол. наук / Л. С. Русалинова ; Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2017.
- 254 с.
47 Рябова Е. Н. Адресная социальная помощь как целерациональная деятельность : теоретический подход / Е. Н. Рябова // Дискуссия. - 2011. - № 2-3 (11). - С. 88-92.
48 Савинов Л. И. Семьеведение : учеб. пособие / Л. И. Савинов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 196 с.
49 Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Е.В. Камышова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : «Дашков и К°», 2013. - 260 с.
50 Савинов Л. И. Социология семьи / Л. И. Савинов // Гуманитарий. - 2005. - № 5. - С. 132-142.
51 Савинов Л. И. Технологии социальной работы с семьей / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова, З. Н. Лазарева // Технологии социальной работы : учеб. пособие ; под общ. ред. Л. И. Савинова. - Саранск : Афанасьев В. С., 2011. - С. 208-239.
52 Севастьянова Е. В. Принцип адресности в предоставлении мер социальной поддержки как составная часть институциональной модернизации / Е. В. Севастьянова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2011. - № 1 (25). - С. 53-60.
53 Сидоров В. А. Семейная политика в системе государственной социальной политики / В. А. Сидоров // Власть. - 2015. - № 11. - С. 83-88.
54 Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М. : Юристъ, 1997. - 424 с.
55 Смирнов С. Н. Социальные обязательства государства : сокращение или реструктуризация? / С. Н. Смирнов, И. В. Колосницын // Мир России. - 2000. - № 1. - С. 139-181.
56 Современная энциклопедия социальной работы / под ред. РАН В.И. Жукова.- 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательство РГСУ, 2008. - 412с.
57 Сорокин П. А. Человек и общество в условиях бедствий. Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию : моногр. / П. А. Сорокин. - М. : Миръ, 2012. - 336 с.
58 Социология семьи : учебник / под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд.,
испр. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 637 с.
59 Сысенко В. А. О некоторых социально - психологических факторах устойчивости брака / В. А. Сысенко // Проблемы социальной работы в России : матер. конф. - М. : Институт социальной работы, Ассоциация работников социальных служб, 1995. - С. 134-142.
60 Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи : учеб. -метод. пособие / В. С. Торохтий. - СПб. : КАРО, 2008. - 160 с.
61 Фирсов М.В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
62 Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально - демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М. : «Статистика», 1978. - 224 с.
63 Холостова Е. И. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - М. : «Дашков и К°», 2013. - 291 с.
64 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : «Дашков и К°», 2013. - 242 с.
65 Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка : научное издание / Г. Т. Хоментаускас. - М. : Рипол Классик, 2003. - 224 с.
66 Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске [Электронный ресурс] : Офиц. сайт. - Режим доступа : http://cspp- semya.ru/index.php?id=3
67 Чепик Ю. И. Социально-психологическая работа с семьей : учеб.- метод. комплекс / Ю. И. Чепик. - Минск : БГУ, 2003. - 59 с.
68 Чутчева О. Г. Адресность как отраслевой принцип права социального обеспечения / О. Г. Чутчева // Проблемы законности. - 2011. - № 115. - С. 19-22.
69 Щенникова С. В. Содержание и методика психосоциальной работы в
системе социальной работы : учеб. пособие / С. В. Щенникова,
Е. Е. Алешенькина. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ. - 2013. — 106 с.
70 Юртаева Н. И. Моделирование адресной психолого-педагогической
помощи неблагополучным семьям / Н. И. Юртаева // Специфика профессиональной деятельности социальных работников : матер. междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 15-16 сентября 2015 г.)/ под общ. ред.
проф. З. Х. Саралиевой. - Н.Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2015. - С. 397-401.