Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Работа №74903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 7
1.1. Сущность и содержание трудового воспитания личности 7
1.2. Особенности трудового воспитания младших школьников 15
1.3. Образовательная среда школы как средство трудового воспитания младших школьников 20
Глава 2. Методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 29
2.1. Анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников 29
2.2. Диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников 35
2.3. Содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образовательной среде школы 41
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59

На каждом этапе общественного развития человечество по-иному видит проблемы, которые исследовались ранее. В области педагогики к таковым принадлежит проблема трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы. Именно в младшем школьном возрасте в процессе труда приобретаются необходимые трудовые навыки и умения, развиваются жизненно важные качества личности. Трудовое воспитание - не толь¬ко основа успешности формирования трудовых навыков, но и возможность развития и саморазвития ученика, самореализации, самовыражения и само¬утверждения личности.
Труд в начальной школе имеет свои особенности. Учителям необходимо систематически и целенаправленно развивать трудовые умения и навыки, трудовое сознание младших школьников и стимулировать их к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность в начальной школе должна быть организована так, чтобы дети осознавали пользу, умели видеть положительные стороны. Необходимо, чтобы труд был увлекательным и посильным для детей, а также творческим. Использование различных форм, методов и приемов трудового воспитания позволяет более успешно реализовывать идеи личностно-ориентированного характера содержания образования, которые являются основами Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Федеральный государственный, 2018). Следует отметить, что трудовое воспитание отражается и в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», а именно в индивидуальных потребностях: «профессиональная успешность» - развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии и в социальном заказе: «благосостояние» - активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие (Кондаков, 2008, 7).
Проблема трудового воспитания младших школьников в образователь¬ной среде школы в условиях современного общественного развития требует уточнения содержания работы образовательного учреждения, усовершенствования методов, форм и приемов организации воспитательного процесса.
Трудовое воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка. При целенаправленном руководстве у детей формируется ряд нравственных качеств, например: трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма. В процессе труда у обучающихся формируются знания, умения и навыки, развивается мышление. Разумно организованный труд укрепляет и физические состояние младшего школьника. Однако в образовательной среде школы на современном этапе трудовому воспитанию уделяется все меньше внимания. Вместе с тем, учителю необходимо понимать, что не может быть полноценного воспитания ребенка без труда.
В психологическом аспекте проблемы трудового воспитания исследовались Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Ф.И. Иващенко, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. В педагогике изучением про¬блем трудового воспитания школьников занимались Н.М. Конышева, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Д. Симоненко и др. Исследованию организационно-методических аспектов трудового воспита¬ния посвящены труды Ю.П. Азарова, Г.Ф. Гаврилычева, Е.А. Мозгового, А.Г. Пашкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
Исследованием проблем организации образовательной среды занимались Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, И.М. Улановская и др. Правильно организованная образовательная среда школы может стать одним из основных средств трудового воспитания младших школьников, так как она обладает широким спектром возможностей для этого. Необходимо лишь правильно организовывать работу по трудовому воспитанию.
Проблема исследования: каковы педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой трудовое воспитание младших школьников в образовательной среде школы будет эффективным, если:
1) стимулировать младших школьников к активному включению в трудовую деятельность;
2) использовать различные формы (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методы (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующие им приемы работы по трудовому воспитанию младших школьников.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагают решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
1) изучить сущность и содержание трудового воспитания младших школьников;
2) раскрыть особенности образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников;
3) выявить критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников;
4) осуществить диагностику уровня трудовой воспитанности младших школьников;
5) разработать и апробировать комплекс уроков и внеурочных мероприятий по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литера¬туры по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода имени Д.Б. Мурачева.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении определены цель, задачи, актуальность выпускной квалификационной работы, приведен аппарат исследования и степень разработанности проблемы исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: сущность и со¬держание трудового воспитания личности, особенности трудового воспитания младших школьников, специфика образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников.
Во второй главе описаны методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников, диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников, содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
В заключении представлены основные результаты и выводы исследования.
Библиографический список насчитывает 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические матеисследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы и выявив эффективные педагогические условия этого процесса, мы провели экспериментальную работу и при¬шли к следующим выводам.
Трудовое воспитанием младших школьников - это процесс вовлечения детей в соответствии с их возрастными особенностями в разнообразные педагогически организованные виды труда с целью передачи трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Трудовое воспитание младших школьников станет наиболее результативным, если организовывать работу с учетом следующих компонентов: знаниевый, деятельностный и ценностный.
Включая младших школьников в труд, нужно учитывать общие особенности возраста: слабо устойчивое произвольное внимание, слабая усид¬чивость, интерес к игровой деятельности, высокая утомляемость, податли¬вость и доверчивость.
Для трудового воспитания младших школьников важную роль играет образовательная среда. Образовательная среда - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно¬воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Она является универсальным средством, позволяющим образовательному учреждению, вне зависимости от материальных ресурсов и степени развитости инфраструктуры, обеспечить качественное трудовое воспитание младших школьников.
Для более качественной организации процесса трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы, нужно задействовать урочную и внеурочную деятельность. Это позволит применить различные формы, методы и приемы работы и, соответственно, вовлечь младших школьников в активную трудовую деятельность.
Нами были выявлены критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников, подобран диагностический инструментарий исследования.
В результате анализа проведенной диагностики мы выявили недостаточный уровень трудовой воспитанности младших школьников: обучающиеся нуждаются в дополнительной помощи при работе, затрудняются определить цель урока и спланировать свои действия, а также мало знают о профессиях, видах художественного труда и способах и приемах обработки мате¬риалов.
На основе результатов диагностики и выдвинутой гипотезы, нами была спроектирована и апробирована работа по повышению уровня трудовой воспитанности младших школьников в образовательной среде школы. Нами был разработан комплекс экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий с применением приемов стимулирования и использованием различных форм (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методов (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующих им приемов.
В ходе реализации экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий нами были апробированы педагогические условия, заявленные в гипотезе. Наблюдение за детьми позволило нам сделать вывод об эффективности этих условий. Мы видели, как у младших школьников формируется ценностное отношение к труду, к людям труда, растет интерес к трудовой деятельности, улучшаются навыки работы с разными видами материалов и способность правильно выполнять последовательность трудовых операций, расширяется кругозор о способах и приемах обработки материалов, видах художественного труда, о разнообразии существующих в мире профессий.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.



1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? / Ю.П. Аве- ричев. - М.: Академия, 1991. - 156 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.
3. Барышников Е.Н. Образовательное учреждение как воспитатель:
воспитывающая среда, воспитательная система, воспитательное пространство // Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования [Офиц. сайт]. URL: www.wiki.vladimir.i- edu.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
4. Блонский П.П. О национальном воспитании / П.П. Блонский. - М.: Типо-литография Кушнерева и К, 1915. - 40 с.
5. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
6. Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного про-странства / З.П. Бушмина // Начальная школа. - 2000. - №5. - С. 88-91.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.
8. Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство. Диагностика изучения лично¬сти младшего школьника / Г.Ф. Гаврилычева // Педагогика начальной школы. - 1994. - №1. - С. 16-17.
9. Григорьева Л.Г. Трудовое воспитание младших школьников в современ¬ной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Георгиевна Григорьева. - М., 2004. - 26 с.
10. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /
В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков. - М.: ИНТОР, 1992. - 541 с.
11. Замуруева О. А. Трудовое воспитание в школе XXI века / О. А. Замуруева // Сборник материалов II Международной научно-практической конфе¬ренции. - 2017. - №3. - С. 136-138.
12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация в школе / Н.Н. Захаров,
B. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
13. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников / Ф.И. Иващенко. - М.: Дрофа, 1997. - 251 с.
14. Ильинская И.П. Уроки макраме в начальной школе: формирование эсте-тической культуры / И.П. Ильинская. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 184 с.
15. Казначеев С.В. К проблеме формирования образовательного пространст¬ва в системе современного экологического воспитания-образования /
C. В. Казначеев // Социология образования. - 2003. - №10. - С. 172-178.
16. Козлов Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаи¬мосвязи / Е.В. Козлов // Начальная школа. - 2000. - №1. - С.22 - 24.
17. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образователь¬ных стандартов общего образования / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
18. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в началь¬ных классах / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
19. Кормакова В.Н. Особенности формирования культуры профессионально¬го самоопределения у младших школьников / В.Н. Кормакова // Началь¬ная школа. - 2009. - №7. - С. 97-99.
20. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Круп¬ская. - М.: Просвещение, 1965. - 159 с.
21. Купчинов Р.И. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схе¬мах, вопросах и ответах. Методические рекомендации / Р.И. Купчинов. - Минск: Харвест, 2015. - 231 с.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А.Н. Ле¬онтьев. - М: Смысл, 2000. - 509 с.
23. Леснянская Л. А. Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся / Л.А. Леснянская // Ученые записки Забайкальского государ-ственного университета. - 2012. - №5. - С. 123-128.
24. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М: Дрофа, 1998. - 464 с.
25. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. - М.: Просвещение, 1976. - 192 с.
26. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса /
А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 330 с.
27. Максимова Н.Г. Образовательная среда школы: контекст противоречий / Н.Г. Максимова // Вестник Оренбургского государственного университе¬та. - 2006. - №6. - С. 78-83.
28. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании: автореф. дис. ... д. пед. наук: 13.00.01 / Юрий Степанович Мануйлов. - М., 1997. - 30 с.
29. Матяш Н.М. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.М. Матяш. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.
30. Мисюкевич А.Н. Принципы построения учебников «Технология» /
А.Н. Мисюкевич // Начальная школа. - 2015. - №2. - С. 57-60.
31. Мозговой Е.А. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников / Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 241 с.
32. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1997. - 137 с.
33. Нечаев М П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения / М.П. Нечаев. - М.: Центр «Педагогиче¬ский поиск», 2010. - 176 с.
34. Новикова Л И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические тру¬ды / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеоло-гических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
36. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе общеобразовательной шко¬лы / А.Г. Пашков. - М.: Политиздат, 1992. - 336 с.
37. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефави- чус. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
38. Подласый М.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / М.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
39. Рагозина Т.М. Технология. Примерная рабочая программа по учебному предмету: 1-4 класс / Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова. - М.: Академкнига,
2015. - 96 с.
40. Рагозина Т.М. Технология: 2 класс: учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Грине¬ва, И. Л. Голованова. - М.: Академкнига, 2013. - 80 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
42. Селиванова Н.Л. О сущностной связи личности и воспитательного про-странства. Воспитательное пространство как объекта педагогического ис-следования / Н.Л. Селиванова // Институт усовершенствования учите¬лей. - 2000. - №3. - С. 62-71.
43. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков. - М.: Академия, 1997. - 241 с.
44. Спицын Н.П. Дать почувствовать труд / Н.П. Спицын // Начальная шко¬ла. - 2010. - №5. - С. 22-26.
45. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Политиз¬дат, 1988. - 269 с.
46. Тютюнник В.И. Творческий труд как личностно-образующее взаимодей¬ствие взрослых и детей / В.И. Тютюнник // Вестник Московского универ¬ситета. - 2010. - №2. - С. 52-61.
47. Улановская И.М. О проблемах вхождения дошкольников в образова¬тельную среду школы / И.М. Улановская // Психологическая наука и об¬разование. - 2010. - №3. - С. 116-123.
48. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении: Собр. сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Политиздат, 1978. - 487 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Новая редакция) [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/53238.html/ (дата обращения: 25.04.2018).
50. Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе / Л.Г. Филиппова // Вестник Марийского государственного университета. -
2015. - №2. - С. 41-43.
51. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гар- дарики, 2003. - 456 с.
52. Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / М.А. Шошин // Ученые записки Орловского государственного универси¬тета. - 2009. - №4. - С. 295-300.
53. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Элько- нин. - М.: Знание, 1974. - 241 с.
54. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2000. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ