ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 7
1.1. Сущность и содержание трудового воспитания личности 7
1.2. Особенности трудового воспитания младших школьников 15
1.3. Образовательная среда школы как средство трудового воспитания младших школьников 20
Глава 2. Методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 29
2.1. Анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников 29
2.2. Диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников 35
2.3. Содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образовательной среде школы 41
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59
Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 7
1.1. Сущность и содержание трудового воспитания личности 7
1.2. Особенности трудового воспитания младших школьников 15
1.3. Образовательная среда школы как средство трудового воспитания младших школьников 20
Глава 2. Методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы 29
2.1. Анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников 29
2.2. Диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников 35
2.3. Содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образовательной среде школы 41
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59
На каждом этапе общественного развития человечество по-иному видит проблемы, которые исследовались ранее. В области педагогики к таковым принадлежит проблема трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы. Именно в младшем школьном возрасте в процессе труда приобретаются необходимые трудовые навыки и умения, развиваются жизненно важные качества личности. Трудовое воспитание - не толь¬ко основа успешности формирования трудовых навыков, но и возможность развития и саморазвития ученика, самореализации, самовыражения и само¬утверждения личности.
Труд в начальной школе имеет свои особенности. Учителям необходимо систематически и целенаправленно развивать трудовые умения и навыки, трудовое сознание младших школьников и стимулировать их к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность в начальной школе должна быть организована так, чтобы дети осознавали пользу, умели видеть положительные стороны. Необходимо, чтобы труд был увлекательным и посильным для детей, а также творческим. Использование различных форм, методов и приемов трудового воспитания позволяет более успешно реализовывать идеи личностно-ориентированного характера содержания образования, которые являются основами Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Федеральный государственный, 2018). Следует отметить, что трудовое воспитание отражается и в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», а именно в индивидуальных потребностях: «профессиональная успешность» - развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии и в социальном заказе: «благосостояние» - активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие (Кондаков, 2008, 7).
Проблема трудового воспитания младших школьников в образователь¬ной среде школы в условиях современного общественного развития требует уточнения содержания работы образовательного учреждения, усовершенствования методов, форм и приемов организации воспитательного процесса.
Трудовое воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка. При целенаправленном руководстве у детей формируется ряд нравственных качеств, например: трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма. В процессе труда у обучающихся формируются знания, умения и навыки, развивается мышление. Разумно организованный труд укрепляет и физические состояние младшего школьника. Однако в образовательной среде школы на современном этапе трудовому воспитанию уделяется все меньше внимания. Вместе с тем, учителю необходимо понимать, что не может быть полноценного воспитания ребенка без труда.
В психологическом аспекте проблемы трудового воспитания исследовались Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Ф.И. Иващенко, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. В педагогике изучением про¬блем трудового воспитания школьников занимались Н.М. Конышева, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Д. Симоненко и др. Исследованию организационно-методических аспектов трудового воспита¬ния посвящены труды Ю.П. Азарова, Г.Ф. Гаврилычева, Е.А. Мозгового, А.Г. Пашкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
Исследованием проблем организации образовательной среды занимались Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, И.М. Улановская и др. Правильно организованная образовательная среда школы может стать одним из основных средств трудового воспитания младших школьников, так как она обладает широким спектром возможностей для этого. Необходимо лишь правильно организовывать работу по трудовому воспитанию.
Проблема исследования: каковы педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой трудовое воспитание младших школьников в образовательной среде школы будет эффективным, если:
1) стимулировать младших школьников к активному включению в трудовую деятельность;
2) использовать различные формы (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методы (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующие им приемы работы по трудовому воспитанию младших школьников.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагают решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
1) изучить сущность и содержание трудового воспитания младших школьников;
2) раскрыть особенности образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников;
3) выявить критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников;
4) осуществить диагностику уровня трудовой воспитанности младших школьников;
5) разработать и апробировать комплекс уроков и внеурочных мероприятий по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литера¬туры по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода имени Д.Б. Мурачева.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении определены цель, задачи, актуальность выпускной квалификационной работы, приведен аппарат исследования и степень разработанности проблемы исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: сущность и со¬держание трудового воспитания личности, особенности трудового воспитания младших школьников, специфика образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников.
Во второй главе описаны методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников, диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников, содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
В заключении представлены основные результаты и выводы исследования.
Библиографический список насчитывает 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические матеисследования.
Труд в начальной школе имеет свои особенности. Учителям необходимо систематически и целенаправленно развивать трудовые умения и навыки, трудовое сознание младших школьников и стимулировать их к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность в начальной школе должна быть организована так, чтобы дети осознавали пользу, умели видеть положительные стороны. Необходимо, чтобы труд был увлекательным и посильным для детей, а также творческим. Использование различных форм, методов и приемов трудового воспитания позволяет более успешно реализовывать идеи личностно-ориентированного характера содержания образования, которые являются основами Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Федеральный государственный, 2018). Следует отметить, что трудовое воспитание отражается и в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», а именно в индивидуальных потребностях: «профессиональная успешность» - развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии и в социальном заказе: «благосостояние» - активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие (Кондаков, 2008, 7).
Проблема трудового воспитания младших школьников в образователь¬ной среде школы в условиях современного общественного развития требует уточнения содержания работы образовательного учреждения, усовершенствования методов, форм и приемов организации воспитательного процесса.
Трудовое воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка. При целенаправленном руководстве у детей формируется ряд нравственных качеств, например: трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма. В процессе труда у обучающихся формируются знания, умения и навыки, развивается мышление. Разумно организованный труд укрепляет и физические состояние младшего школьника. Однако в образовательной среде школы на современном этапе трудовому воспитанию уделяется все меньше внимания. Вместе с тем, учителю необходимо понимать, что не может быть полноценного воспитания ребенка без труда.
В психологическом аспекте проблемы трудового воспитания исследовались Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Ф.И. Иващенко, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. В педагогике изучением про¬блем трудового воспитания школьников занимались Н.М. Конышева, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Д. Симоненко и др. Исследованию организационно-методических аспектов трудового воспита¬ния посвящены труды Ю.П. Азарова, Г.Ф. Гаврилычева, Е.А. Мозгового, А.Г. Пашкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
Исследованием проблем организации образовательной среды занимались Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, И.М. Улановская и др. Правильно организованная образовательная среда школы может стать одним из основных средств трудового воспитания младших школьников, так как она обладает широким спектром возможностей для этого. Необходимо лишь правильно организовывать работу по трудовому воспитанию.
Проблема исследования: каковы педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой трудовое воспитание младших школьников в образовательной среде школы будет эффективным, если:
1) стимулировать младших школьников к активному включению в трудовую деятельность;
2) использовать различные формы (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методы (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующие им приемы работы по трудовому воспитанию младших школьников.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагают решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
1) изучить сущность и содержание трудового воспитания младших школьников;
2) раскрыть особенности образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников;
3) выявить критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников;
4) осуществить диагностику уровня трудовой воспитанности младших школьников;
5) разработать и апробировать комплекс уроков и внеурочных мероприятий по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литера¬туры по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода имени Д.Б. Мурачева.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении определены цель, задачи, актуальность выпускной квалификационной работы, приведен аппарат исследования и степень разработанности проблемы исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: сущность и со¬держание трудового воспитания личности, особенности трудового воспитания младших школьников, специфика образовательной среды школы как средства трудового воспитания младших школьников.
Во второй главе описаны методические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы: анализ передового педагогического опыта по трудовому воспитанию младших школьников, диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников, содержание работы по трудовому воспитанию младших школьников в образователь¬ной среде школы.
В заключении представлены основные результаты и выводы исследования.
Библиографический список насчитывает 54 источника.
В приложении представлены диагностические и методические матеисследования.
Изучив теоретические основы трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы и выявив эффективные педагогические условия этого процесса, мы провели экспериментальную работу и при¬шли к следующим выводам.
Трудовое воспитанием младших школьников - это процесс вовлечения детей в соответствии с их возрастными особенностями в разнообразные педагогически организованные виды труда с целью передачи трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Трудовое воспитание младших школьников станет наиболее результативным, если организовывать работу с учетом следующих компонентов: знаниевый, деятельностный и ценностный.
Включая младших школьников в труд, нужно учитывать общие особенности возраста: слабо устойчивое произвольное внимание, слабая усид¬чивость, интерес к игровой деятельности, высокая утомляемость, податли¬вость и доверчивость.
Для трудового воспитания младших школьников важную роль играет образовательная среда. Образовательная среда - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно¬воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Она является универсальным средством, позволяющим образовательному учреждению, вне зависимости от материальных ресурсов и степени развитости инфраструктуры, обеспечить качественное трудовое воспитание младших школьников.
Для более качественной организации процесса трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы, нужно задействовать урочную и внеурочную деятельность. Это позволит применить различные формы, методы и приемы работы и, соответственно, вовлечь младших школьников в активную трудовую деятельность.
Нами были выявлены критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников, подобран диагностический инструментарий исследования.
В результате анализа проведенной диагностики мы выявили недостаточный уровень трудовой воспитанности младших школьников: обучающиеся нуждаются в дополнительной помощи при работе, затрудняются определить цель урока и спланировать свои действия, а также мало знают о профессиях, видах художественного труда и способах и приемах обработки мате¬риалов.
На основе результатов диагностики и выдвинутой гипотезы, нами была спроектирована и апробирована работа по повышению уровня трудовой воспитанности младших школьников в образовательной среде школы. Нами был разработан комплекс экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий с применением приемов стимулирования и использованием различных форм (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методов (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующих им приемов.
В ходе реализации экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий нами были апробированы педагогические условия, заявленные в гипотезе. Наблюдение за детьми позволило нам сделать вывод об эффективности этих условий. Мы видели, как у младших школьников формируется ценностное отношение к труду, к людям труда, растет интерес к трудовой деятельности, улучшаются навыки работы с разными видами материалов и способность правильно выполнять последовательность трудовых операций, расширяется кругозор о способах и приемах обработки материалов, видах художественного труда, о разнообразии существующих в мире профессий.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
Трудовое воспитанием младших школьников - это процесс вовлечения детей в соответствии с их возрастными особенностями в разнообразные педагогически организованные виды труда с целью передачи трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Трудовое воспитание младших школьников станет наиболее результативным, если организовывать работу с учетом следующих компонентов: знаниевый, деятельностный и ценностный.
Включая младших школьников в труд, нужно учитывать общие особенности возраста: слабо устойчивое произвольное внимание, слабая усид¬чивость, интерес к игровой деятельности, высокая утомляемость, податли¬вость и доверчивость.
Для трудового воспитания младших школьников важную роль играет образовательная среда. Образовательная среда - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно¬воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Она является универсальным средством, позволяющим образовательному учреждению, вне зависимости от материальных ресурсов и степени развитости инфраструктуры, обеспечить качественное трудовое воспитание младших школьников.
Для более качественной организации процесса трудового воспитания младших школьников в образовательной среде школы, нужно задействовать урочную и внеурочную деятельность. Это позволит применить различные формы, методы и приемы работы и, соответственно, вовлечь младших школьников в активную трудовую деятельность.
Нами были выявлены критерии и уровни трудовой воспитанности младших школьников, подобран диагностический инструментарий исследования.
В результате анализа проведенной диагностики мы выявили недостаточный уровень трудовой воспитанности младших школьников: обучающиеся нуждаются в дополнительной помощи при работе, затрудняются определить цель урока и спланировать свои действия, а также мало знают о профессиях, видах художественного труда и способах и приемах обработки мате¬риалов.
На основе результатов диагностики и выдвинутой гипотезы, нами была спроектирована и апробирована работа по повышению уровня трудовой воспитанности младших школьников в образовательной среде школы. Нами был разработан комплекс экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий с применением приемов стимулирования и использованием различных форм (индивидуальная, парная, групповая; коллективное творческое дело; экскурсия), методов (проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, игровой и метод проектов) и соответствующих им приемов.
В ходе реализации экспериментальных уроков и внеурочных мероприятий нами были апробированы педагогические условия, заявленные в гипотезе. Наблюдение за детьми позволило нам сделать вывод об эффективности этих условий. Мы видели, как у младших школьников формируется ценностное отношение к труду, к людям труда, растет интерес к трудовой деятельности, улучшаются навыки работы с разными видами материалов и способность правильно выполнять последовательность трудовых операций, расширяется кругозор о способах и приемах обработки материалов, видах художественного труда, о разнообразии существующих в мире профессий.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
Подобные работы
- ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Условия воспитания трудолюбия младших школьников в семье
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников при изучении письменных приемов сложения и
вычитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



